Предисловие.

Корнил Корнил
Арсений Арсений
Скалы западного побережья Байкала Скалы западного побережья Байкала

Любое путешествие начинается с мечты о нём… О каком Байкале мечтал я: небольшая компания единомышленников, горный велосипед, велорюкзак и небольшой телескопический спиннинг – каждый день на новом месте вдоль западного берега с посещением о. Ольхон… писать можно долго, но поделившись мечтой со своим другом – услышал ожидаемое: « Я тоже хочу, возьмём детей, соберём компанию, снимем теплоход и посмотрим на Байкал»… не очень-то похоже на мою мечту. Но недолгие размышления и сравнение того, чего хочется и того, что получается натолкнули на мысль: «А когда я смогу отправиться со своими друзьями (а это круче, чем просто компания единомышленников) в такое путешествие, посмотреть удивительные места – ведь одно из условий соблюдается на все 100% - каждый день на новом месте… ну и рыбалку никто не отменял J».

Несколько слов хотелось сказать об организации. Миша взялся за подбор авиакомпании и стыковки рейсов, а стыковать было что – я летел из Ростова-на-Дону, Сёма, его дети (Корнил и Арсений – 7 и 5 лет соответственно) и Инна Викторовна из Краснодара, Миша с сыном – Гордеем (4 года) из Сочи. Выбор пал на уже проверенную путешествием на Камчатку в 2008 году авиакомпанию – UTAir. Семён занялся выбором теплохода и общением с туроператором по вопросам маршрута, цены и т.д.. Конечно можно было обойтись своими силами, но с нами летели дети, поэтому дополнительные гарантии и страховки нам не помешали. На меня возложили обязанности по подбору рыболовных снастей, одежды – благо в Ростове есть «Озон» и другой мелочи необходимой для путешествия…

День первый.

Колокольня в Песчаной бухте Колокольня в Песчаной бухте
Ходульные деревья в Песчаной бухте Ходульные деревья в Песчаной бухте
Вылетев из разных городов, мы встретились в столице нашей родины – Москве прилетев туда с общей разницей в 1,5 часа. Прилетели в Иркутск в 1.00 по Москве и 6.00 по местному времени. На встретил моросящий дождь, представитель агентства Сергей и старый микроавтобус «Мерседес». По пути, заехав в продуктовый супермаркет, мы довольно скоро приехали в яхт-клуб, где увидели наш теплоход «Балтика». Теплоход оказался вполне комфортабельным – горячий душ, довольно просторная кают-компания, 3 каюты для пассажиров… 7-8 человек могут расположиться в них довольно комфортно. Один косяк – низкие потолки – мне с ростом 196см. было довольно неудобно, ну и мои друзья непривыкшие к низким потолкам часто встречались лбом с перегородками и дверными косяками. Кок Елена встретила нас завтраком, познакомились с капитаном и его старпомом, по совместительству женой и отправились в путь. Иркутское водохранилище особой красоты не представляет и мы ощущая разницу во времени легли отдыхать. Разбудили меня на выходе из Иркутского водохранилища, выйдя на палубу увидел его – Байкал… Сказать, что сразу впечатлился – не могу. Живя на Юге России, который красотой природы не обделён, такие виды не в диковинку, но понимая что не здесь спрятана красоты этого великого озера запасся терпением и сидя на рундуке продолжил осматриваться. Вот проплыли мимо шаманского камня. Слева памятник круго-байкальской железной дороге… Вот уже и Листвянка далеко за кормой… Наш путь сегодня лежал в Песчаную бухту по краям которой стоят 2 «колокольни» - очень живописные скалы. В самой бухте стоят домики турбаз, несколько бань основная прелесть которых заключается в том, что стоят они на берегу Байкала и главная достопримечательность – ходульные деревья – которые представляют собой хвойные деревья растущие на песке  с выветренными корнями. Все, соскучившись по твёрдой земле гурьбой, вывалились на берег. Тропа потихоньку увела нас в соседнюю бухту с прикольным названием «Бабушка» . Бухта очень красивая – лес, скалы, чистый Байкал. Много туристов, иностранцев, но стоянки платные…  Слева и справа от тропы вижу какие-то грибы – подхожу ближе – да это маслята. Нагребаем с собой на корабль – грибы для нас в диковинку, возвращаемся… ужин и спать.

День второй

Бухта Ая Бухта Ая
Бухта Ая и её октесности Бухта Ая и её октесности

Рано утром теплоход выходит на маршрут, а мы просыпаемся к 9.00. Короткий завтрак и на палубу – наслаждаться видами – а они, то похожи на ЮБК (южный берег Крыма), то на Туапсинские, хотя встречаются и исключительно Байкальские пейзажи. Вот уже и бухта Ая, немного проходим дальше и вот мы на берегу очень приятной бухты, правда леса нет, но есть приятные скалы. По тропе поднимаемся наверх – пацаны гоняются за кузнечиками, мы наслаждаемся видами Байкала и открывшейся долины. Спускаемся вниз – налетают тучки и желание искупаться куда-то улетучивается, но авантюризм побеждает и я, Миша и Инна Викторовна забегаем на какие-то секунды в воду и пулей вылетаем – уж больно холодно, по ощущениям – не больше +4.  Погуляв пару часов, идём обедать на теплоход и затем отправляемся дальше – нас ждут МРС, малое море и Ольхон. Всё меньше леса на берегах, всё шире долины и вот он МРС. У пирса куча теплоходов, в воде куча малька… Но нам здесь ничего не надо – переходим в одну из бухт южной части острова Ольхон. Бухта довольно большая, изрезанная – беру спиннинг и пробую ловить рыбу – увы, никто на мои приманки не повёлся. Ужинаем и спать.

День третий

Ольхон и его окресности Ольхон и его окресности
Ольхон Ольхон
Ловля хариуса Ловля хариуса

Ранний выход – часов в 6 утра, идём вдоль западного берега по малому морю. Погодка шепчет, горы всё выше – красота… К обеду пристаём к берегу – редкий лес, каменистый пляж, пара палаток и красивая каменная коса… гуляя по берегу открывается вид на небольшое озерцо-болоце и с мыслями о щуке и окуню бросаемся со спиннингами к нему… но увы и здесь нас ждало фиаско. Озерцо обмелело и кроме малька мы больше рыбы не увидели.  В Байкале же, вдоль берега натянута сеть, видны редкие «плюхи» на воде – решаем половить здесь, но опять безрезультатно. Идём на корабль – обед стынет. В этот день мы пересекли малое море и вышли к Ольхону. В одной из красивых песчаных бухт искупались – благо вода была довольно тёплой – +9-+10 градусов, что позволило загнать в воду и детей J.  Дальше,  вдоль берега острова,  мы вышли на его северную оконечность и остановились на ночёвку в сказочном месте – скалистая бухта (недалеко от «3-х братьев»)… Узкий каменистый пляж, вокруг величественные скалы. На берегу остатки кострища – ещё тёплые, справа между скалами деревянная лестница, а за ней довольно крутая тропа (грунтово-травяная). По такой тропе с маленькими детьми немного боязно, но мы же растим из них настоящих мужчин, поэтому после недолгих сомнений лезем по лестнице, а затем карабкаемся по  корням деревцев растущих вдоль тропы вверх. Наши потуги были вознаграждены удивительными видами Байкала. Вот уж действительно он открылся нам во всей своей красе. Наверху мы встретили не только красивые виды, но и вполне приличную грунтовку, УАЗик и человек 5-7 людей… место довольно посещаемое. Возвращение назад было более сложным – если Корнил ещё более-менее спускался сам и требовал лишь небольшой страховки, то остальную мелюзгу пришлось тащить подмышкой… но всё прошло благополучно. Внизу мы разожгли из коряг костёр, и стали ловить рыбу с теплохода. И тут мне улыбнулась удача – я поймал своего первого хариуса… пусть небольшого – 350-400гр. Но это был первый хариус вообще и первая рыба на Байкале. Особенно радовался тому, что поймал его на блесну собственного изготовления… День подошёл к концу.  Заснули быстро и крепко.

День четвёртый

Ушканьи острова Ушканьи острова
Развлечения Развлечения
Площадка на острове для наблюдения за нерпами Площадка на острове для наблюдения за нерпами
Грибы Грибы
Нерпа Нерпа

Проснулся рано – в 4.00. Капитан уже не спит. В 4.20 отошли от берега и направились к восточному берегу – в Чивыркуйский залив… Именно при таких переходах понимаешь масштаб Байкала… Казалось бы вот виден противоположный берег, а шли к нему почти весь день. По пути зашли на Ушканьи острова – где за чисто «символическую» плату в 1500р. с человека нам позволили пристать к берегу и посмотреть а лежбище нерп. Зрелище впечатляет. Это очень интересные и забавные зверюшки… Кстати, в дальнейшем мы довольно часто видели нерп при переходах. К сожалению, они довольно пугливы и рассмотреть их не удавалось. Здесь же, на острове они лежали на камнях совсем рядом – в метрах 50-60… Дети были в восторге. У егерей купили, точнее поменяли на 1л. водки, рыбы – они правда жаловались на то, что рыбы мало и на продажу нет. Но с десяток довольно крупных хариусов лежали у нас в тазу – чего нам вполне хватило и на уху и на пожарить. Далее мы направились в залив. Этот переход сильно утомил детей – как мы их только не развлекали – и боролись, и в шашки-шахматы-лотто играли. Но вот мы в одной из бухт. Беру лодку и отправляюсь на поиски щуки-окуня. Солнце палит, рыба не ловиться… плыву вдоль скалистого берега поросшего мхом и вижу это чудо – белый гриб – крепкий, красивый… срываю прямо сидя в лодке… далее ещё один, и ещё. Встаю и осматриваю берег – грибов поляна. Привязываю лодку к корню берёзы и по нему же выползаю наверх. За 10мин. набираю кучу грибов – белые, подосиновики, маслята… ели их 2 дня потом…

Далее по плану были термальные источники в Змеиной бухте – звучит замечательно. На деле же выглядит это всё просто ужасно – грязно, не аккуратно – побрезговали мы купаться в них… Отплыли к месту ночёвки – песчаный пляж, лес, грибы… Чивыркуйский залив, по сложившемуся у меня мнению, просто раскрученный бренд – таких бухт, как здесь на Байкале много, и даже красивее… может тут рыбалка хороша, но мы особо не ловили в этих местах, поэтому не могу что-то ещё сказать…

Дорога назад... 5-6-7 дни

Грибы Грибы
Отряд юных космонавтов Отряд юных космонавтов
Бабушкина бухта Бабушкина бухта
Байкальский муравейник Байкальский муравейник
Запуск в космос Корнила Запуск в космос Корнила
Малая колокольня Малая колокольня

День пятый.

Дорога назад. Опять долгий переход на западный берег. Останавливались на Ольхоне – собирали грибы, гуляли… ночевали в малом море, в одной из бухт Южной оконечности Ольхона. Здесь произошёл анекдотичный случай – капитан глядя на наши потуги с поимкой рыбы, решил показать как тут местные опытные рыбаки ловят рыбу – вместе со страпомом выплыл на лодке на середину залива, забросил сеть метров эдак 100-150 и с довольным видом вернулся на теплоход. На утро все вышли на палубу и с надеждой и интересом стали смотреть на то, как капитан выбирает сеть. Тут настала наша очередь поприкалываться – ни одной рыбки не было в сети… Капитан немного смутившись пообещал зайти в рыбацкий посёлок и там помочь нам закупиться рыбой… Зашли и после часового поиска рыбы по всему посёлку, ели-ели нашли 16 омулей… по цене, как оказалось в последствии, дороже чем в аэропорту в зале вылета… Но честно говоря, омуль не впечатлил – хороший рыбец или тарань, да и лещ – и вкуснее, и жирнее. Так что вспоминается басня Крылова: «…Кругом глядят на заграничные наклейки, а сало русское едят»!

6 день

Провели его в бухте, под названием «». Когда-то давно, здесь была лесозаготовительная база… Очень давно… От неё остались лишь заводи, куда заходили баржи для загрузки леса. В этих-то заводях своих байкальских щук я и выловил… Было много сходов, одна умудрилась сломать лёгкий спиннинг, но несколько штук не ушло от коптильни J.

7 день.

Зашли в «Бабушку», поднялись на одну из колоколен – лёгкое скалолазание и на вершине. Дорога домой была немного омрачена попыткой капитана заработать на нас лёгких денег. По его версии дети играя на палубе оторвали пломбу со спасательного плота – предъявил нам эту пломбу и сказал, что повторное опечатывание стоит 15000р. Конечно, это было неприятно слышать за 2 часа до окончания плавания, да и странно , что дети проводившие на палубе практически всё время оторвали пломбу именно сейчас, а оторвав – положили её сверху на плот, где её капитан и нашёл…

Семён взялся за разруливание этой ситуации, разрешив её старым проверенным способом – забив на неё. Но всё же настроение было подпорчено…

Вернулись в Иркутск затемно, немного отдохнули и выдвинулись в аэропорт. Дальше нас ждал уже известный маршрут: Иркутск-Москва-Ростов-на-Дону (для меня).