Россия / Самостоятельная поездка | Горный туризм | Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Белуха (Аккем-Кучерла) 2015. Отчет для самостоятельного похода

3 - 14 августа 2015 г.
Самостоятельный (одиночный) маршрут
сел.Тюнгур - пер. Кузуяк - Три Березы - ущелья Ярлу - оз. Аккем - к Аккемскому лед (рад) - долина Семи Озер (рад) - пер. Кара-Тюрек - долина р. Текюлюшка - долина р. Кучрла - сел. Тюнгур

Техническое описание

1.Предисловие
Итак, вы много раз слышали про такое мегаместо, как подножие Белухи (долины Аккем-Кучерлы). Но: у друзей другие интересы (водники, к примеру, они), отпуска не совпали, а платить за тур 20р при его себестоимости в 5р - "жаба душить", либо физ форма недостаточна для прохождения коммерческого тура - и идете в одиночку, либо вдвоем со своей девушкой. Это описание может быть полезно.

2.Трансфер до Нск (Барнаула)
Из центральной России - поезд до Новосибирск из Москвы:
3,5р белорусский поезд (на него очень сложно купить билет),
4,8р нормальный поезд (то же брать сильно заранее),
5,6р фирменный (в изобилие)
Самолет
10,5р, однако мне удалось поймать билет трансаэро за 6,5р, такие билеты есть только на их сайте, скайсканер их не отображает.

С пересадкой в Барнауле (не проверял)

Прямой самолет до Горно-Алтайска (появился недавно, не все еще знают)

3.Трансфер до Тюнгура
Вот тут начинается самое интересное))
3.1. Новосибирск-Тюнгур 2,8р идет по субботам (туда)
3.2. Барнаул - Тюнгур 2.3р, так же только по субботам
данные автобусы появляются по запросу "трансфер до Тюнгура"
3.3. Договориться с турфирмой (при наличии мест) - так добирался я (2р).
3.4. Барнаул-Мульта в 7.15 - насколько я понял это единственный надежный рейсовый транспорт. От Мульты до Тюнгура - попутка 0.2р
3.5. Рейсовый транспорт из ГА (1.2р) подвержен отмене в пользу такси (2р)
Обратно
На высотнике вам скажут, что кроме их транспорта (только до Барнаула за 2.3р) в мире нет больше ничего.
А вот на турбазе "Зеленый дом" - подскажет все варианты, я ехал с группой до Новосибирска за 2.5р, в то же утро шла маршрутка до ГА за 1.5р. Весь транспорт идет  рано утром (5-6-7 часов)
В ночь есть только Мульта-Барнаул (из Мульты примерно в 19,30)

4.Размещение в Тюнгуре.
1. В поселке - это надо в нете смотреть.
2. Турбаза "Высотник" - самая известная, сразу за мостом направо, стоимость неизвестно ибо на вопрос "какие есть варианты размещения?", администратор ответила "где-то там валялся прайса - ознакомитесь с ним самостоятельно". Из плюсов - весьма грамотные инструктора.
3. "Зеленый дом" - попроще место, 120р за человека в палатке. Очень интересная хозяйка - Татьяна. Ощутимо крутая тема - она в курсе всех забросок и трансферов.
Есть и другие базы - их сущность не узнавал.

5.Заброска
В долину Аккема (до "Трех берез") 1р на ГАЗ-66. Существует еще и заброска в долину Кучерлы. Что дает заброска через перевал Кузуяк? Стоит ли она 1р? Я нисколько не пожалел, было очень круто!! Сам проезд на шишиге впечатляет, брод через Кучерлу, где бурный поток волочит машину по камням, подъемы под 60 градусов... Сильно экономит время - около 2 суток. И силы - ибо идти на перевал в первый день похода с максимальными рюкзаками (+вода ибо там нет родников) не гуд тема.

6. Аккем-Кучерла или Кучерла-Аккем?
Сначала в долину Аккема, доводы:
1. Основные достопримечательности сосредоточены у подножия Белухи, там пройдет большая часть похода, то есть к пер. Кара-Тюрек будет хорошая высотная адаптация, и рюкзаки существенно облегчатся.
2. Если идти сначала в долину Кучерлы то выброска будет не предсказуемой - то ли будет шишига, то ли нет, а вдруг дождь - и её вообще не будет...(то есть придется закладывать еще один запасной день на переход с "Трех берез"), то время как выход с Кучерлы - ровная тропа, с небольшим уклоном - легко и предсказуемо.
3. Маневр по времени - в случае непогоды можно пожертвовать 1 днем на оз. Кучерлинское, обратная ситуация ("был на маршруте, а подножию Белухи не сходил" - не гуд).

7. График движения
 1. Трансфер до Тюнгура - на ГАЗ-66 до "Трех берез"
2. Переход + полудневка (так как после бессонной ночи на газели нужен отдых
3. Переход
4. Переход - стоянка в долине Ярлу (либо недалеко от турбазы Высотник
5. Радиалка в долину Ярлу.
6. Непогода
12. Переход в долину Кучерлы
13. Выход к селу Тюнгур
14. Трасфер до Новосибирска

Непогода "съела" день на оз. Кучрелинское.

8. Подробнее по участкам пути
8.1. Долина Аккема - очень хорошая тропа (летом по ней запрещен проход лошадей). Вода в Аккеме белая, мутная, поэтому стоянки часто делают у многочисленный ручьев.
8.2 Переход в долину Ярлу. Мост через Аккем находится сразу слева от турбазы Высотник. В высокую воду с тяжелыми рюкзаками переход может быть невозможен. Другой способ переправится - через озеро есть лодочная переправа 150р чел+50р рюкзак (надо позвать лодочника у метеостанции).
8.3. Перешли по мостику через Аккем - стоянок долго не будет. Они начнутся уже после поворота Ярулу налево (в этом месте примыкает тропа с лодочной переправы). Будет 3-4 стоянки через 200-700 м после этого перекрестка. Однако, выше, через 2-3 км, начнутся многочисленный стоянки (там стоят эзотерики). Верховья очень живописны. Главная достопримечательность - каменный город, для эзотериков священен.
8.4. Стоянки на озере Аккемском. Тут не очень - закрытых стоянок немного и они, в основном, заняты (хотя нашел и был очень этому рад). Большая часть стоянок у тропы на полянках, что не гуд - большие площади занимают коммерчески группы, очень близко ходят люди, лошади. Вот, последние реально обламывают при поиске места под лагерь - смотришь - вроде хорошая стоянка, а нет - аккурат посредине свежее, конское...
8.5. Переход к часовне - после моста в верховья озера начинается морена - в ней реально заблудится и ковыряться долго (я так и не смог найти нормального подъема к озеру горный духов от мостика). Тропа к часовне идет по низу-с небольшими обходами поверху. Небольшими!!! - т.к. есть много троп наверх - по ним идти не надо. Основная тропа понизу..
Часовенка впечатляет
От неё нужно спросить дорогу к озеру духов - т.к. это не столь очевидно.
8.6. Переход к леднику - он долгий, надо закладывать минимум 8 часов. Нужны защитные средства - солнце отражаясь от стены жжет и слепит очень сильно.
8.7. Долина Семи озер. Тропа начинает через 200м от бочек МЧС. Небольшая полочка, камень с человеком-бабочкой и хорошая натоптанная тропа  круто вверх по склону. Есть еще одна тропа - вдоль водосброса из долины - но она ОЧЕНЬ крутая и идти по ней страшно - в непогоду и туман непроходима. В, общем, правильная тропа от бочек МЧС.
Семь озер - не так. Последовательность - долина, небольшой водопад, за ним и выше озеро, несколько болот, озеро под ледником слева (при движении туда), озера под цирком пер. Туристов, озера под цирком пер. Аккем.
Очень круто - большей всего понравилось. Надо много времени - более 8 часов.
8.8 Пер КарТюрек. Есть мнение "все просто, там лошадей гоняют". Это ошибка!!!! Перевал длителен: 3-4 часа подъем, спуск только до Кедровых 4-6 часов. Может быть непогода - находясь в долине Ярлу видел как его засыпало снегом. Когда сам проходил был сильный ветер, что вдохнуть было трудно.
По мне, такое же непередаваем ощущение как от Белухи - обзор на 360 градусов.
8.9. А теперь куда нельзя идти не при каких обстоятельствах!!!!! - тропа вдоль Текелющки!!! Она есть, что вводит в опасное заблуждение - но 3х местах обвалы - прохождение свободным лазанем по живой вертикальной осыпи. И тут пошел дождь. Жопа... Не надо туда ходить.
8.10 Правильная тропа идет напрямую от Кедровых стоянок к Кучерлинскому озеру. С чужих слов  3-4 часа хода, без источников воды!
8.11. Тропа вдоль Кучерлы - плохо. Разбита лощадьми, жижа в перемещу с навозом. Дров мало.
8.12. Выход - ровная пологая грунтовка, дежурит буханка-такси (стоимость не узнавал).

Опции (варианты):
1. А не пойти бы нам из долины Аккема на прямую к Кучерлинскому озеру через пер. Туристов? Он же всего 1Б.
Не пойти! Не всего, а целых 1Б, единичку Б дали не спроста. Со слов людей которые его прошли: "больше туда не пойду, ненужный экшен, последние 30 метров живая отвесная осыпь"
2. После подъем на перевал КараТюрек (из Аккема), 20 мин спуска и развилка - налево к Кедровым стоянкам, прямо-направо тропа по верху. Вполне, возможно, что это лучший выход к Тюнгуру (если не надо заходить на Кучерлинское озеро).

Прочее:
1. Треккинговые палки не понты - а жизненно необходимая, для данного маршрута, вещь.
2. Брал 450гр баллон газа, 80% еды готовил на нем - хватило. Для 1-2 человек, думаю, эта тема значительно облегчает жизнь. И спасет, особенно, на 2 день дождя.
3. В горах, как ни странно, было не очень холодно, минимум +5, однако, внезапно, в Тюнгуре температура ушла сильно в минус (хорошо, что еще одним спальником подсобили)

Надеюсь, этот отчет будет полезен для подготовки самостоятельного поход в столь чудесный и красивый район.