До старта 
Закупки, билеты, регистрация в МЧС
С чего вообще началось

...и вот затягиваю я ремень, а Лена кричит: "Бросай ты герму, у тебя лодка уплывает!"
 
Но началось всё не с этого. Началось всё гораздо раньше. Началось всё с того, что у меня несколько лет срывался большой и сложный сплав, и всё потому что меня подводил напарник, с которым я собирался плыть. И Лена, моя жена, сказала: "Давай если в этом году опять сорвётся, я пойду с тобой Кемерово-Томск?" 
 
Почему именно Кемерово-Томск? Это я придумал давно. Хорошая же идея: забарсываемся в один город, стартуем, а финишируем в другом. Красота! А что у нас есть поблизости, чтобы расстояние не сильно большое? Кемерово и Томск. 
 
Еда и питание
Тема: Еда и питание. Что и где кушать

Есть у нас такое выражение, как "второй вопрос". Канонично это звучит так. Один человек задаёт первый вопрос: "А давай  возьмём с собой {некий предмет}?" - и ему отвечают вторым вопросом: "А кто понесёт?"
 
Так вот, по части второго вопроса в водном туризме всё малость проще, потому что почти весь поход некий предмет лежит в трюме и в ус не дует. Зато вот до старта надо донести не только его, но и остальную лодку. Поэтому от идеи взять маринованную свиную тушу с гарниром из свежих овощей мы как-то сразу отказались, решив ограничиться чем-то более простым. 
 
Первым делом мы подумали про сублимированную еду. Вроде, несколько лет назад это было новомодное явление, набирающее обороты. Начали искать и ужаснулись ценам. Зато в процессе поиска мы наткнулись на ещё одну интересную штуку. Готовая пастеризованная еда.
 
Это фольгированный пакет, содержащий в себе целую порцию (от 200 до 350 грамм) еды. Хранится где угодно без фанатизма, разогревается бросанием пакета в кипяток, стоит приемлемо. Взяли на пробу - вкусно!
 
В походе это выглядело так. Кипятим котелок - заливаем себе в кружках чай - в оставшуюся воду кидаем пайки - пересыпаем из пакетов в тарелки - едим - оставшимся кипятком моем тарелки. Всё!
 
Котелок чист, весь приём пищи укладывается в сорок минут, и главное - в условиях запрета на костры можно есть прямо в палатке и не тратить тепло. 
 
Короче, советую попробовать. Естественно, вначале провести испытание и дегустацию на большой земле.
Регистрация в МЧС
Тема: Документы, визы

Мне это было важно. МЧС должны знать, где нас искать если что. У нас это выглядело так.
- За десять рабочих дней до старта заходим сюда - это сайт МЧС.
- Заполняем заявку по той области, где начинается поход.
- Звоним им за день до похода, чтобы подтвердить.
- Звоним им непосредственно перед выходом на маршрут.
- Звоним в те дни, когда договорились созвониться.
- Звоним по окончании.
 
Что важно? Им обязательно созваниваться перед началом и в конце, остальное - опция для личного удобства. Во время звонка важно сказать, что туристическая группа, руководитель - такой-то, они быстро смогут всё найти. А ещё они дают неплохой чек-лист, вроде аптечки, средств связи и т.д. - лишним не будет. 
 
Я договорился, что мы позвоним в день старта, из Писанницы, из Юрт-Константиновых и с финиша. Проблем это не составило.
Снаряжение
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Снаряжение - это отдельная боль. И самое больное в ней то, что байдарка весит тридцать пять килограмм, а занимает целый рюкзак. А если по порядку, то:
 
Байдарка Салют 5.2 по имени Джеронимо - 1 шт.
Весло intex - 1 шт.
Весло bestWay - 1 шт.
Весло салютовское родное - 1 шт.
Жилет спасательный - 2 шт.
Спасательный конец - 1 шт.
Ремкомплект - 1 шт.
Аптечка - 1 шт.
 
Чудно! Теперь во всяком случае можно выходить на воду! Но этого, очевидно, мало.
 
Одежда:
Термушка с длинным рукавом или рубашка.
Платки на голову и на шею.
Очки тёмные.
Перчатки.
Крем от загара.
Кепка.
Дождевик.
Куртка потеплее.
 
Замечательно! Теперь мы скорее всего не обгорим, но это не точно. Спойлер: всё равно обгорели. Идём дальше. Будем вставать лагерем!
 
Рефтамид.
Палатка.
Спальники.
Пенки.
Горелка + газ.
Котелок + еда.
КЛМН.
Ещё рефтамид.
 
Очень хорошо! Вот мы встанем лагерем и нас даже скорее всего не покусают клещи, но это не точно. Спойлер: не покусали. А теперь самая большая проблема. Нужно, чтобы всё это не намокло в пути!
 
Герма 100 л - 1 шт.
Герма 20 л - 1 шт.
Контейнер герметичный из фикспрайса - 3 шт.
 
Зачем последние три контейнера? Отвечаю. В одном лежит аптечка, в другом - зарядники для телефонов и часов, в третьем - один из телефонов. Идея в том, что эти контейнеры в воде не тонут и воду не пропускают, в связи с чем их удобно использовать для хранения всяких ключей, документов, телефонов и прочего. Телефонов?
 
Телефон - 2 шт.
Часы garmin - 2 шт.
 
Зачем? Телефоны - в целом понятно. А часы нужны для записи трека. Очень нужная оказалась вещь: штаб на берегу в результате мог отслеживать нас в режиме реального времени. А сами мы?
 
журнал - 1 шт.
 
В журнале я на каждый лист припечатал кусок карты, и Лена могла не только привязывать записи к месту, но и ориентироваться на местности, что очень облегчало нам жизнь
 
 
 
 
Водная часть 
Кемерово - Колмогорово - Писанная - Новоромановское - Никольские скалы - Юрга - Пятково - Саломатово - Зеледеево - Юрты-Константиновы - Яр
Заброска
Тема: Как добраться. Транспорт

 Кемерово находится близко к Новосибирску, четыре часа автобусом. Хорошо ли это? Тянет сказать, что это просто замечательно, что сел - и уже на месте. В целом так и есть.
 
А теперь представьте. Чтобы приехать в Кемерово в девять утра (как хотели мы) нужно выехать в половину пятого ночи. А если совсем точно, то:
 
Отправление 28 мая в 05:10
Новосибирск, КДП Новосибирск-Главный, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 43а (кассово-диспетчерский пункт).

Прибытие 28 мая в 09:10
Кемерово, Автовокзал, пр-т Кузнецкий, д. 81.
 
Мы взяли четыре багажных места на герму, пенки и лодку, чтобы вопросов точно ни у кого не возникло.
 
Так вот, 28 мая, час ночи. Мы садимся в машину, загружаем багажник под завязку, едем на место. Затем лодку на одни плечи, герму - на другие, и топ-топ-топ до автостанции. Потом я снова в машину, домой, в гараж, а затем на такси обратно на вокзал. А на вокзале...
 
На вокзале сидел мужик. Вначале он долго и громко говорил по телефону, так что уснуть возможности не было совсем. Ему сделали замечание, он вроде даже извинился, но потом надел наушники и включил музыку. Mama mia, вот лучше бы дальше разговаривал, чес-слово! Это была какая-то странная попса, неизвестно откуда, вроде на русском, но это не точно. И это на половину времени, которое мы могли спать.
 
А затем приехал автобус. Мы сгрузились в него, сели на свои места и снова вырубились. Я лично проспал до самого прибытия, хотя говорят, что была остановка, но я не помню. Так или иначе, утром, в девять часов, мы были на вокзале.
 
Теперь нужно было добраться до берега. Легко! В это время (так было задумано) уже ходят трамваи. Мы сели, а точнее залезли в один из них, проехали сколько-то остановок, вышли. А оттуда всего километр - под рюкзаками. Лодка весит около сорока. День обещал быть интересным.
 
Что дальше? Топ-топ-топ, давай передохнём, топ-топ-топ. Берег. Я сбросил с себя рюкзак и сел, Лена сбросила с себя рюкзак и рванула за покупками. А я встал, поплевал на руки и приступил к сборке байдарки.
Сборка байдарки Салют 5.2

Можно коротко обрисовать процесс сборки.
Итак, пункт первый. Посмотреть на рюкзак и ужаснуться. 
 
Пункт второй. Открыть рюкзак и разложить то, что в нём. Скорее всего это будут шпангоуты (на фото справа), кильсон (посередине), штевни (нет на фотке), стрингера (тоже нет на фото) и фальшборт (чёрный, слева). Ещё иногда встречается шкура, реже - рулевой устройство. О них позже.
IMG_20220528_105711_226
скелет
Пункт третий. Собрать две половинки скелета. Это как нарисовали два круга, затем дорисовали остальную сову. Это трудно объяснить, легко потерять и невозможно потом найти. Результат должен получиться примерно такой:
IMG_20220528_112222_390
Обращаю внимание: это две несоединённые между собой половинки. Это важно, иначе их в шкуру не загнать. 
 
Пункт четвёртый. Рисуем пентаграмму, призываем демонов.
 
Пункт пятый. Вместе с ними (а ещё матом-перематом) вставляем одну половину в шкуру.
 
Пункт шестой. Убеждаемся, что она встала неровно. Вытаскиваем, повторяем пункт пять до тех пор, пока не встанет ровно.
 
Пункт седьмой. Вставляем вторую половину с матом-перематом в шкуру. Возможно для этого придётся немного её разобрать - не страшно! Можно будет собрать внутри. 
 
Пункт восьмой. Если вдруг вся сила ада помогла вставить обе половины шкуры ровно, то необходимо встать и принять заслуженные аплодисменты. Допустим небольшой фейерверк. 
 
Пункт девятый. Собираем внутри всё. Стакаем кильсон. Готовим пассатижи.
IMG_20220528_114050_877
Пункт десятый. Медленно, осторожно и ласково наступаем на него ногой...
 
IMG_20220528_114053_536
Хрусть!
Пункт одиннадцать. Стакаем штыри стрингеров. Это трудно, тут снова нужно будет обратиться к кошмарным демонам из пункта четыре и пассатижам из пункта девять.
IMG_20220528_114714_396
И когда вам покажется, что самое сложное сделано, поспешу разочаровать. Сделано самое критично-сложное. Дальше начинается суровая реальность. Установить фальшборт. 
 
Пункт двенадцать. Установить фальшборт. Не забыть заправить в него шкуру, которая конечно же легко и быстро туда заправится. Если, конечно, были принесены необходимые жертвы кровожадным демонам.
 
Пункт тринадцать. Установить руль и сидушки.
 
Пункт четырнадцать. Спустить на воду, поместить вещи в трюм, установить гребцов на сидушки, отчалить. 
IMG_20220528_132835_692
Счастливого плавания!
 
Первый день - сплав

А потом мы принесли Томи жертвы, сели в лодку и отчалили. Собственно, всё интересное как правило начинается именно с этого момента. Погода была прекрасная: ни ветра, ни дождя, ни облачка. Мы выгребли на фарватер, сделали пару кадров - и Томь понесла нас.
 
Прошли мосты. Интересно, что в Кемерово их полтора: один новый, автомобильный и рабочий, а второй старый, некогда автомобильный и нерабочий. И стоят они рядом друг с другом. Зрелище, должен сказать, инфернальное.
 
А за мостами мы увидели странную конструкцию из чего-то. напоминающего кирпич, и прямо на берегу. Беглое обращение к журналу - и вот мы знаем, что где-то здесь впервые нашли уголь на Кузбассе, а сейчас там что-то вроде музея. 
 
Вода была высокой. Некоторые острова мы не увидели вообще, а некоторые определили скорее по неровностям течения. Но шлось хорошо, легко и приятно. Птички пели, мы пили воду и не спеша гребли. Изредка перекрикивались с рыбаками. 
 
С одним из них у меня вышел долгий и интересный разговор за байдарки. Пикантности добавляло то, что мы были по разные стороны реки, и перекрикивались буквально через триста метров.
 
Но самый интересный перекрик этого дня произошёл раньше. Лена пыталась что-то мне передать, не то телефон, не то печеньку. А лодка длинная, дотянуться сложно. И вот мы тянемся друг у другу как на потолке Сикстинской капеллы, и тут раздаётся смех. Громкий, противный, нечеловеческий. Птичий. Мы решили, что очень уж неуклюже передаём, раз даже птицы смеются.
 
Была и Сырная Горка. Действительно, она очень похожа на головку сыра: ровная, желтая, а вокруг бульдозеры ездят. А за ней открылся вид на скалы. 
 
Я сам из Омска, у нас самая крутая возвышенность - это песчаный берег реки. А здесь натурально скалы, да крутые. И прямо видно, как их изгибало и изрывало природными катаклизмами. Мы подошли поближе - и это реально впечатляло. 
 
Но люди вокруг всё портили. Приехали на машинах и включили музыку, громкую и попсовую. И вот от этого прямо аж грусть брала.
 
Затем был остров, где мы встали на привал. Побродить, поесть печенек, обработаться от клещей, опять же. Рядом с островом шумел перекат, дорога и рыбаки. Мы походили, я позвонил папе. Настроение было бодрое, сил - много.
 
И продолжалось это до тех пор, пока мы не сели в лодку. Стоило только вёсла в руки взять, как силы нас оставили. Красоты были красивы, бабочек были тучи, а вот сил - мало. 
 
Через несколько километров Лена выронила весло. Рабочий момент: хорошо, что это современное непотопляемое весло! Но вот резкие крутые манёвры Джеронимо не умеет. Пришлось изгибаться и изворачиваться, да ещё и скорость терять. Сил оставалось мало.
 
Тем временем вечерело. Вышли мы довольно поздно, в обед, поэтому и вечер застиг нас уже на тридцать пятом километре, близко к косому утёсу. Сам утёс был невероятно красив, но мы уже искали, где бы встать. Так вышло, что в хороших местах кто-то уже стоял, и музыка. Мы гребли дальше.
 
Место нашлось само собой. Папа с берега передал, что начиная с сорок первого километра судя по картам мест не будет, так что лучше не откладывать. Мы и не стали.  Первое же место с внятным выходом к воде нам подошло. 
 
Мы выгрузились - и уткнулись в форменное болото. Правда, ширину оно имело метра три, да и при ближайшем рассмотрении оказалось совсем не глубоким, а просто мокрой грязью. Зато за ней - полянка, кусты и прочие прелести. Мы поставили палатку, занесли лодку, приготовили ужин.
 
Про ужин - похвалю Корнидов. Готовая еда оказалась очень хорошей штукой. Мы вскипятили полный котелок воды, перелили себе в кружки на предмет чая, а в остальное бросили пакетики. Десять минут - и всё, еда горячая. А затем (лайфхак!) мы той же водой из котелка сполоснули тарелки - и спать.
 
А солнце всё не садилось и не садилось. Лишь после девяти часов вечера начало хоть как-то темнеть - и мы сразу уснули.
 
Второй день - сплав

Утром мы проснулись ни свет, ни заря. Нет, не так. Утром мы лениво выползли из палатки когда солнце уже спряталось за первыми тучками. Прогноз передавал ливень - но вечером, что нас, в общем-то, устраивало. Мы неспеша собрали лагерь, позавтракали перекусом - и вперёд.
 
Прямо с воды я позвонил в Писаницу. Про нас помнят, нас ждут, причаливать на пляжике у устья Писаной. Что ж, сказано - сделано. Мы гребли 8 (восемь) километров, сильно не напрягались, ориентировались на церковь, по пути фотографировали дома на берегу. Ветра не было, течение было, силы были.
 
Посмотрели устье Писаной и решили, что подниматься по ней не будем, тем более, что здесь на берегу фонари, дорога и вообще красота. Выгрузились.
Томская писаница
Тема: Где остановиться. Размещение

А дальше было хитро. Нам нужно было дойти до входа, купить билеты, оплатить юрты, а затем вернуться к берегу. И мы как были, в сплавном, пошли наверх, через две сотни ступенек, к кассе.
 
Откуда ступеньки? Охотно расскажу! Юрты находятся почти у самой воды, так что идти до них недалеко. А вот остальной музей-заповедник расположен выше, и туда ведёт железная лестница с теми самыми двумя сотнями ступенек. Зато там, наверху прямо много интересного! Мы отметили сектор с маламутами, музей погребальной культуры, музей календарей, минизоопарк, кучу кафешек и киосков с сувенирами, а так же большую дорогу, которая и вела к кассам. А точнее от касс, просто мы зашли не с той стороны.
 
Договор на юрты заключили в порядке общей очереди, создав там здоровенную пробку. А затем нам предложили подождать, пока за нами приедет Виктор Анатольевич. Это местный управляющий, который нас собственно и будет заселять.
 
Приехал он быстро, на буханке. Я на таких машинах не ездил уже очень давно, если ездил вообще, так что посчитал это тоже частью приключения. Мы сели, доехали до юрт, Виктор Анатольевич открыл нам дверь...
 
Внутри было круто. Два дивана, холодильник, чайник, стол, свет, электричество. Большой и комфортный номер. С посудой, тапочками и чистым постельным бельём. Идеально!
 
До берега нас довезли на той же буханке. Мы сгрузились в неё, доехали до юрт, сложили там вещи и пошли гулять. А точнее есть. Первым делом мы дошли до большой площади с кафешками и взяли себе шашлык. Он был обычным, но прожаренным и своевременным. С удовольствием съев его, мы двинулись на изучение писаницы. 
 
Писаница... Это место, которое обязательно нужно посетить. Почему? Давайте я расскажу об этом месте. В первую очередь это здоровенный парк. С деревьями и дорожками. Он красив сам по себе, даже если бы там ничего больше не было. 
 
Дальше - петроглифы. Они действительно впечатляют. Это чёртовы древние люди около четырёх тысяч лет назад нарисовали на этих скалах разных людей и зверей. И всё, что от этих древних людей осталось - это вот эти вот наскальные рисунки... и мы. 
 
Должен отметить, что таких петроглифов на Томи несколько, но остальные мы не увидели - позже расскажу почему.
 
Дальше отдельным пунктом минизоопарк. Про него я узнал, что там животных не держат, а лечат, но некоторых уже нельзя выпускать в дикую природу, поэтому вот так. Кстати, в одном из киосков продаётся специальная еда, которой можно этих животных кормить. Особенно весело с медведем. 
 
Четвёртый слой писаницы - это музейные комплексы. А тут есть что показать! Это и Кузбасс, то есть камни, которые тут разложены. И церковь, на которую мы ориентировались, соответственно, можно узнать и об этом пласте культуры. Упоминал я и музей погребальной культуры, и музей времени, и макет языческого капища в масштабе 1:1. 

И в конце - едальни! Отдельно могу упомянуть про губернаторскую чайную. Там подают прекрасный чай с чабрецом, а ещё совершенно волшебный борщ с местными травами, и подают его с салом. 

Короче, обязательно нужно посетить этот заповедник.
Третий день, часть раз: ветер и пять километров

А в третий день мы не спеша проснулись, не спеша поднялись, не спеша снесли вещи на берег, параллельно ещё более не спеша сдали ключи на главный вход - и стартовали.
 
Петроглифы с воды почти не видны, но скалы впечатляют. И бабочки. Много бабочек... И ветер. Ветер-ветер на всём белом свете. В определённый момент мы заметили. что бабочки летят хвостом вперёд. А скорость упала с трёх километров в час до двух. Мы попробовали пробурлачить лодку, и это не сработало. Потом попробовали поменяться вёслами, и это тоже помогло слабо. Было тяжко. 
 
Когда скорость упала до одного километра в час, я дал команду на привал. Мы выгрузились. Посмотрели на бабочек, которые летят хвостами назад. Подумали - и поели. Спасибо еде в пакетах, это быстро и просто. 
 
Так вот, на сытый желудок пришла мудрая и сытая мысль. Мы поели и теперь можно поспать. Грести по такому ветру не улыбается, бабочки не дадут соврать. Спать не хватает всегда, если что сегодня вечером позднее закончим. 
 
Мы достали надувные сидушки из лодки, разложили на берегу - и уснули. Проспали мы часа полтора, наверное. Сейчас скажу, что это было чертовски правильное решение. А потом мы сгрузились обратно в лодку, и...
Третий день, часть два: остальные тридцать километров

И погребли!
Нет, ветер не стих. Он просто стал не таким лютым. Бабочки летали всё тем же аллюром, волны всё так же захлёстывали, но теперь мы трезвее смотрели на происходящее. Решили: дойдём до Юрги, а там посмотрим, может, и сойдём с маршрута. Но до туда ещё полста километров, за два дня осилим точно.
 
Ветер, однако, н давал о себе забыть. Мы вышли из-за острова. на простор речной волны, скорость выросла, но каждый километр в час давался всё труднее и труднее. Но как мы гребли! О, как мы гребли! Так гребли, что пропустили все точки наскальной живописи, едва не заблудились и очень устали. 
 
В районе Тайменского острова мы осознали, что не правильно сориентировались на месте, а значит находимся в нескольких километрах выше по течению, чем считали. Это был удар, но не сильный. А вот ветер... Ветер-ветер, на ногах не стоит человек. Как только мы покинули протоку, вышли из спасительной тени ветра, - лодка едва не встала. Потребовалось собрать всю свою силу, как мышечную, так и воли, чтобы сдвинуться вперёд. И мы сдвинулись!
 
А дальше ветер, согласно прогнозу, начал успокаиваться, а потом и стих окончательно. Но сил уже не было, и потому мы стали искать место для остановки. Хотелось дойти до одного кэмпинга, но обстоятельства сложились иначе. Мы увидели ровную площадку, отчищенную от леса, неровных камней и бабочек. А ещё рядом с ней в Томь впадал ручей. И это было так здорово, что мы не стали грести дальше и бросили якорь прямо там.
Ночёвка

Место было и впрямь шикарнейшим. Во-первых источник воды - это всегда радость. Во-вторых ровная земля. Так вышло, что поймы рек такими местами не богаты. А в-третьих была связь! 
 
Но были и странности. По всей площадке были разбросаны существа, которых по началу мы приняли за странных клещей, хотя сейчас я склонен отнести их скорее к косиножкам. Они были ярко-красными и сидели в основном на камнях, но их было очень много! В рефтамиде мы только не искупались, но зато комаров в результате почти не почувствовали. 
 
Спать улеглись при первой возможности. Погрели пайки, сполоснули тарелки - и на боковую. Утром предстоял сложный план.
 
В чём он заключался? Собственно, ветра не ожидалось, а значит был шанс нагнать отставание. Я предложил встать пораньше и догрести до Юрги. И если мы придём туда к тому времени, в которое собирались вставать, то можно будет и пройти в этот же день до Юрт-Константиновых, где баня и постель. 
 
Что мы и сделали. Утром встали пораньше, быстренько поели, осмотрелись от клещей, собрали лагерь, осмотрелись от клещей - и в путь.
День четыре, часть раз: до Юрги

В девять утра мы были уже на воде. Задача - часам к одиннадцати добраться до Юрги, зайти там в магазин, пополнить припасы, а там принимать решение. Мы размялись и погребли.
Погода стояла просто сказочная. Ветра не было вообще, солнышко светило, птички пели, бабочки летали хвостами назад. Мы гребли и даже наслаждались процессом.
Пытались разглядеть место кэмпинга, где собирались остановиться. но что-то ничего не увидели. Не увидели и петроглифов на скалах. Зато увидели целого одного рыбака, который сказал, что под мостом впереди не пройти. надо обносить. Ну что ж, надо - так надо. 
Потом был берег, к которому мы причалили. Я занимался проверками лодки и бесцельным блужданием, а Лена отправилась в магазин за водой и вкусняшками. Магазин этот находился достаточно близко к берегу, чем и обусловлен выбор места для причаливания. Короче, наскоро перекусив, мы решили продолжать путь до Юрт-Константиновых, тем более, что время позволяло. Итак, мы размялись и...
День четыре, часть два: От Юрги и до Юрт-Константиновых

...погребли. Пройти нужно было порядка полусотни километров, но это я уже умею. Ветер ожидался слабый, и мы это наблюдали в виде туч мотыля, которые висели на одном месте. Раз ветер их не сдувает, размышляли мы, значит, и нас не сдует. Так прошли первые четыре километра. Но потом был обнос.
 
Я до этого ни разу не обносил препятствия. Максимум проводкой, но это максимум. Но здесь было без вариантов. Что ж, я отнёс герму первой ходкой, а второй мы с Леной вместе потащили Джеронимо. Тяжеловато оказалось нести почти сорок кило мокрой лодки по не очень ровному берегу, топкому пуску и дороге с машинами! Но мы справились. Без долгого отдыха сгрузились и стартовали.
 
А дальше было сложно. Не в смысле тяжело, а смысле долго. Мы вклинивались в полосы течения между островами, надеясь, что они не перейдут в плёсы без течения. Мы попадали в лёгкий встречный ветерок, боясь, что он перерастёт во вчерашний шторм. Попадали в зону отсутствия связи, что лишало нас важного штаба в лице моего папы с картами. В общем, было всякое. 
 
Но были и силы. Мудрая Лена купила мешок конфет. Глюкоза, сахар. Это помогало держаться. Мы гребли, не как днём ранее, но зато результативно. Было прохладно, и мы надевали куртки. Солнце скрывалось за тучками. 
 
Вскоре место финиша начало приближаться, и я попробовал позвонить на базу, где нас должны были ждать. Нет ответа. А что нам? Нет - так нет, гребём дальше. 
 
Начал моросить дождь, мы быстренько нацепили на себя дождевики - и он тут же кончился. Оставались считанные километры. Важно было не пропустить поворот. Сохранить силы на финальный рывок - и дальше, чтоб добраться до самой базы.
 
И вот он, остров, за которым нужная старица. И перекат. Перекат, который нам нужно было перейти поперёк. Я молодецки и метафорически поплевал на ладони, скомандовал Лене грести - и начал грести сам. Прошли мы прямо на твёрдую четвёрку: ни разу не перевернулись, не начерпали воды, но малость потеряли в скорости. 
 
И вот она, старица. Кругом - болотище. Берег условный. Течения нет. Зато времени вагон, на часах половина шестого. Ура!
Юрты-Константиновы
Тема: Где остановиться. Размещение

Я оставил Лену на берегу, а сам пошёл выяснять по размещению. Что могу сказать?
 
База прекрасная. Она явно рассчитана на охотников и рыбаков, а так же на большие компании. Находятся у чёрта на рогах, но зато есть электричество, связь, тепло, туалет с ватерклозетом, баня и приветливый мужик.
 
Упомянутый мужик меня поприветствовал, предложил встретить на мотоцикле. Даже дал тележку, чтобы перевести лодку. И вот я сел в старенький Иж оранжевого цвета, и мы дрынь-дрынь-дрынь по местным тропам и направлениям за Леной. 
 
На обратном пути я тащил лодку с тележкой, а Лена сидела на дрынь-дрынь-дрыне с вещами. По словам самой Лены, это было прямо суровое приключение.
 
Мужик был приветлив. Он показал нам и наш домик, и баню, и клозет. Помог разгрузиться. Очень радовался, что мы не пьём. Затопил баню, да так затопил, что мы грелись в моечной. Стирки было много, болотище оставила на нас неизгладимые следы. 
 
А дальше мы сели за стол, подогрели пайки, разложили журнал и стали размышлять.
 
Погода предвиделась не очень чтобы: ожидалось усиление ветра и гроза. Мы это уже проходили, так что решили поход завершить. Но не хотелось уезжать на транспорте отсюда, хотелось пройти ещё хоть немножко. Хоть пол дня.
 
И тогда я связался со штабом, то есть с папой. Мы посмотрели расписание автобусов, расположение остановок и вообще маршруты. Идеальным местом выхода оказался Яр. Это село чуть ниже по течению, в десяти километрах примерно. Там дачный автобус раз в час до Томска. Важный момент - это уже Томская область. не Кемеровская!
 
На том и порешили. На том и легли спать в тёплых постелях.
 
Утром мы проснулись рано, часов в шесть. Хотелось успеть добраться до Яра раньше, чем поднимется ветер. Это был хороший план, тем более, что мы так уже делали - вчера.  Итак, Лена с вещами села на дрын-дрын-дрын, а я потащил лодку на тележке. Это было не просто, на берегу мне пришлось даже немного отдохнуть. Но потом мы погрузились, помахали мужику на прощание - и тронулись.
День четыре: финиш

Внезапно этот участок мне очень понравился. Это были десять коротких километров, которые оставляли по себе чувство сделанного дела. Мне было важно, что мы не экстренно срываемся с маршрута, а идём по подготовленному плану. 
 
Течение было. Ветер был слабый, бабочек не сносил. Мы гребли. Вообще на сегодня было запланировано две достопримечательности: это Анакин камень и камень Боец. 
 
Между ними проходит какой-то известный в местных кругах пешеходный маршрут, с бродами и переходами. Мы прошли между ними водой. Что сказать? Вот представьте: песчаный берег, обрыв, на нём сосны. А внизу лежит огромная каменюка, и вода вокруг крутится, закручивается и вертится. И рыбаки рыбу ловят для пущей пасторали. Красота!
 
Боец впечатлил поменьше, тем более, что там уже и ветер поднимался, и бабочки, и финиш близко. Да и сам камень был масштабом поменьше. 
 
А потом мы подошли к самому финишу. Берег нашли сразу. Медленно и красиво причалили. Отдышались. Водная часть кончилась.
Выброска 
Яр - Томск - Новосибирск, автобусы и остановки
На берегу

На берегу лежали камни и ракушки. А я вылез из лодки и отправился на разведку. Нужно было найти остановку, уточнить расписание, выяснить, как вообще и что. Дорога была одна, я ступил на неё и двинулся вперёд. 
На остановке кроме меня был пастух со стадом. Пастух был самый что ни на есть деревенский, не хватало только соломенной шляпы и колоска во рту. И я спросил: когда, дескать, автобус?
И этот пастух полез а карман, достал смартфон, открыл яндекс-расписание и сказал то, что я и так выяснил вчера. Во столько-то, затем во столько-то. А придёт? Да куды ж он денется, конечно придёт!
Распрощавшись с пастухом, я отправился на берег. Мы не спеша собрали лодку, отдали ближайшим рыбакам газовые баллоны и отправились к остановке.
До Томска
Тема: Как добраться. Транспорт

Автобус прибыл по расписанию. Он был чистым и ухоженным, мы с лёгкостью разместились в нём, сложили вещи и поехали. Дорога была прекрасной! Во-первых это ровный асфальт. Такой ровный, что даже не знаю. У меня возле дома дорога и то хуже.
 
Видно было Томь. Я вздыхал и думал, что однажды мы пройдём этот маршрут целиком, увидим это всё с воды и нам будет хорошо. Дорога извивалась, поднималась то вверх, в гору, то сползала вниз. Автобус начал показывать признаки недомогания.
 
Вначале мы списали всё это на рабочих, которые укладывали асфальт. Но запах усиливался. В черте города автобус начал глохнуть. Наконец, водитель по громкой связи объявил, что дальше вокзала не поедет. А нам как раз на вокзал и надо! 
 
Тихой сапой на едва пешеходной скорости автобус докатил нас до упомянутого вокзала, где исторг из себя вместе со всей толпой пассажиров. Мы в Томске!
В Томске
Тема: Малоизвестные достопримечательности

Лена пошла на разведку. Обнаружилась и камера хранения, и собственно автобус до Новосибирска, до которого три часа. Или два... Короче, много времени. Мы сдали вещи в камеру, которая находилась в тесном полуподвале, в результате чего с рюкзаком пришлось изрядно поманеврировать - и оказались налегке в центре города. Ну как в центре... На вокзале.
 
Так вышло, что в этот день у Лены был день рождения. Нужно было как-то отметить это дело - и мы открыли дубльгис в поисках хорошего места. И нашли! Я вспомнил, что несколько лет назад, когда я приезжал сюда на марафон, пришлось мне побывать в прекрасной кафе Панда, где подавали азиатскую кухню. Решено!
 
До панды можно было доехать на трамвае, но это не так интересно, и потому мы пошли пешком. Томск вообще приятен по части пеших прогулок. Ветер поднимался. Тучи явно давали понять, что мы совершенно правильно не стали плыть до конца. 
 
В Панде было здорово и весело. Мы наелись от пуза, получили массу эстетического удовольствия и решили, что обязательно сходим в неё ещё раз. 
 
И вот автобус уже скоро. Мы вызволили вещи из камеры хранения и сгрузили их в багажное отделение. Сели у окошка. Пора домой!
В Новосибирск
Тема: Как добраться. Транспорт

Дорога до Новосибирска была длинной. Была пробка на выезде из города. Был проливной дождь, который просто покрывал собой автобус, не давая видеть ничего вокруг.
Была остановка в Болотном, где мы пили кофе. Был дождь. Была мысль, что правильно мы не стали грести до упора - не дошли до Томска, зато сухими остались.
 
А вот в Новосибирске дождь лил. Мы попробовали сесть на автобус, но время было позднее. Тогда мы дошли до пригородного вокзала и сели в электричку. И это было просто чертовски правильным решением!
 
Правда, потом, когда мы из этой электрички вышли, дождь нас и достал. Достал так, что мы промокли за все дни похода. Мокрые до нитки, мы поднялись домой, где тепло, горячая вода и тёплая еда. Собственно, на этом и закончился поход.
Выводы

Что можно сказать о походе в целом? Он был прекрасен! 
Мы превозмогали и гребли, мы стояли лагерем в странных местах, мы ночевали в юртах и Юртах-Константиновых, а как мы гребли против ветра! О, как мы гребли! Как мы гребли!
 
Отдельное спасибо Лене. В действительности, она показала себя прекрасным участником сплава, мне было очень приятно, что этот сплав прошёл именно с ней. Леночка, спасибо тебе за это большое!
 
Отдельно скажу про Томь. Прекрасная река, красивая, протекающая через замечательные места. Удобная по части "старт из одного города, финиш в другом". И вообще очень милая и добрая. Спасибо тебе, Томь!
 
А ещё, хоть поход и состоялся, маршрут я считаю не закрытым. А значит нужно будет вернуться сюда!

Комментарии
О Маршруте