Подъезд к началу маршрута. 30 июля

     Ночная станция Ивдель встретила нас мелким занудливым дождём.
     Подошли к зданию вокзала и встали под навес крыльца. За последние годы мы привыкли, что не успевали мы сойти с поезда (если остановка была в населенных пунктах), как к нам бежали с предложениями, уехать, хоть к черту на кулички, лишь бы мы платили деньги. Так было и на Алтае и на Кавказе. Здесь же полная тишина.
     Редкие пассажиры сразу куда-то разбежались: кого ждала машина, кто втиснулся в маршрутку, а кое-кто пошел пешком в город, расположенный в 6 км от станции. Мы остались одни. Такого мы не ожидали. Стоим и размышляем, что же делать дальше. Через полчаса пара машин вернулась к вокзалу. Предлагают за 150 рублей доехать до автовокзала. Мы отказываемся – вдруг там нет укрытия от дождя?
     В пустом зале ожидания вокзала дождались утра и на рейсовом автобусе в 5.00 (везде в отчете время московское, так как по нему мы и жили) переехали на автовокзал (за 40 р – 2 билета + 2 багажа). Кстати, здесь есть навес и комната ожидания. Дождь все также бесконечно моросил, низкие облака опустились прямо на город, окутывая все сыростью и промозглостью. Изучили расписание. Рейс (вахтовка) на Бурмантово через Вижай ходит 2 раза в неделю (вторник и четверг), а сегодня – среда. Есть другие варианты. На Шипичное рейс в понедельник и пятницу. Это нам не подходит. Можно попробовать доехать до Полуночное (рейс ближе к обеду) и там, на дороге, ловить попутку, еду на горелке заодно приготовить. Но мысли эти были ленивые: как подумаешь, что всё это придётся делать под дождём, так желание всё и пропадает.
     Читая объявления на столбах, мы увидели, что можно нанять такси до Вижая. Цена нас устроила – 2000 рублей. В маленькой комнатке при автовокзале была диспетчерская такси. Узнав о нашем желании, девушка-диспетчер по телефону вызвала единственного в городе водителя на «НИВЕ», который совершает такие поездки.
     Действительно, не прошло и часа, как подъехала машина. Водитель сразу предложил нам доехать до реки Ушма. Со слов водителя до Вижая километров 100, а до Ушмы – еще 75. Цена возросла до 3600 р, но мы согласились.
     Скоро мы сидели в тёплом салоне тёмно-красной «Нивы», и, разбрызгивая бесконечные лужи, машина мчалась к заветной цели. Дорогу мы не узнавали, т.к. за 15 лет, что прошли с тех пор, как мы тут были, почти всё стёрлось с памяти. Правда, узнали родник в районе реки Талицы, где по обычаю все останавливаются, но он был залит водой и превратился в мутную лужу.
Остановка у родника

     После небольшого отдыха продолжили поездку. После поворота на Бурмантово дорога на Вижай стала совсем плохой. Еще больше луж и грязи. Но машина, как танк, с ходу преодолевала все препятствия.
     Сам Вижай из благоустроенного посёлка превратился в развалины. Где та пекарня, где мы тогда покупали такой ароматный и бесконечно вкусный хлеб? Мост через реку сожжен, правда, построили, как все его тут называют, нижний, прямо над поверхностью воды. Вопрос: а как в половодье?
     Беседуя по пути с водителем, узнали, что он всю жизнь проработал в этих краях охотоведом, знает все дороги и пути. Он много рассказывал о своей работе, о всяких случаях, произошедших с ним. В Ушме, по его словам, он не был несколько лет. И хорошо, что не был: если бы он знал состояние дороги на сегодняшний день, явно не повёз бы. За посёлком Вижай у реки мы остановились проведать двух туристов, которых наш водитель привёз накануне вечером. Это были отец и сын. Отец работал врачом «Скорой помощи», и они почти местные – с Урала, откуда именно, не помним. Эти двое собирались пройти волоком вверх по р. Лозьва, перевалить через Уральский хребет и сплавиться по рекам Хозья, Унья и далее по Печоре. Пока из-за дождя они ещё не покидали палатки и к строительству катамарана не приступали. Мы высказали сомнение по поводу волока по Лозьве, но доктор сказал, что опыт у него есть: по Хараматалоу вверх поднимался (Полярный Урал). Потом, в течение похода, мы часто их вспоминали, особенно, когда плыли по Лозьве, берега которой при высокой воде абсолютно не приспособлены для волока: нет галечника, тайга стоит стеной, просто причалить и то проблема. Течение на реке на всём протяжении быстрое, плёсов нет, много островов. Нам почему-то кажется, что они просто сплавились по Лозьве вниз.
     Дорога на Ушму нам сначала показалась очень неплохой, лучше, чем до Вижая. Но потом начались «отдельные моменты», как мы их называли. Из-за этих моментов до Ушмы ходят только тяжелые машины – «УРАЛ», «КАМАЗ», вездеходы. Моста через реку Тошемка нет, сожжен. На берегу бригада строителей, говорят, что мост возводить будут в связи с программой помощи малым народам.
     Тошемка из-за непрекращающегося дождя угрожающе ревела. С моей точки зрения, «НИВЕ» здесь делать было нечего. Водитель вышел, побеседовал со строителями и пошел форсировать водную преграду. Машина прошла на пределе возможностей.
     В районе реки Витим-Ятия проблемный мост. Его настил полуразрушен. Брёвна местами сгнили, местами разъехались. Очевидно, тяжелые машины идут вброд слева от моста. Но там такая глубина, что легковушка не пройдет. С трудом, после осмотра и примерки, проехали через мост.
     Навстречу попались едущие на «УАЗе» в Ивдель за продуктами манси. Одни мужчины. Они предупредили нашего водителя, что для его машины река Ушма из-за высокого уровня воды непроходима. На наш вопрос о погоде, ответ был короток: «Сколько длилась жара, столько будет идти дождь». Жара в этой местности стояла весь июль. Не хочется верить, что манси окажутся правы, да и метеопрогноз сообщил, что дождь через два дня кончится.
     Вот и р. Ушма (Ушминка – так называют её местные жители), конец нашего подъезда. Сам поселок на другом берегу в километре от переправы. Здесь тоже когда-то был мост, но теперь о нём ничего не напоминает. Быстро выгрузились, быстро простились, водитель спешит «Как там Тошемка, успею ли обратно переправиться, вода поднимается с каждой минутой».

     «НИВА» умчалась, а мы остались на берегу под мелким дождём. Подумаешь река, сколько их было в нашей практике, сейчас переправимся вброд. Мы смело шагнули в воду первого рукава шириной метров 20. Течение сильное, но некритично, идти можно. Глубина местами – до середины бедра. Вышли на остров, разделяющий реку  в этом месте на два потока. Следы машин. По высокой траве пробрались на противоположный край. Открывшийся нашему взору второй поток сразу отбивал всё желание его форсировать: широкий (раза в четыре больше первого), от половодья мощный. По его поверхности то и дело проносились то вырванные с корнем деревья, то пустые бутылки, куски пенопласта и другой мусор, смытый со стоянок, расположенных вверху. Берег острова трудно проходимый, весь заросший кустами и мелколесьем, есть болотистый участок. Но, что нас вдохновило, по берегу явно натоптанная тропа. Значит, не мы первые тут лазаем. Володя подобрал большой кол и начал промерять глубину реки у самого берега. Получалось, что мы шагнём сразу по грудь, а то и глубже. У дальнего конца острова просматривался перекат, где явно мельче, но как туда добраться? Следы людей закончились, ломиться самим через пропитанную водой тайгу, желания нет, да и вид потока вселяет большие сомнения, что мы его перейдем, и нас не смоет. Ко всему дождь не прекращается и холодно. Решаем не искушать судьбу. Отступать тоже надо уметь. Вернулись к первому потоку. За полчаса, что мы бродили по острову, вода поднялась. На переправе глубина уже была во всю длину ног. Как бы наводнения не было…
     У дороги укладываем наши вещи и накрываем их большим куском бересты, подобранным на острове.
     Решено, будем ждать попутной машины через р. Ушма. А пока, чтобы нескучно было да и просто из интереса получится с одной спички или нет, стали организовывать костёр в придорожной тайге. Дождь усилился. Через какое-то время костёр полыхал – получилось с одной спички, т.к. мы не спешили и всё сделали по правилам. Не успели мы, как следует согреться и обсохнуть, как подъехал новенький «КАМАЗ» с группой туристов-водников. Водитель, увидев реку, наотрез отказался везти их дальше, мотивируя тем, что брод не знает и боится загубить машину. А мы-то сначала обрадовались, думали, что такая мощная машина обязательно пойдёт на переправу, и мы с ней окажемся на другом берегу.
     Руководитель прибывшей группы отдал приказ своей команде, чтобы та в экстренном порядке собирала свои плавсредства. Тем временем дождь превратился в ливень. Жалко нам от костра было смотреть на молодежь, собирающую байдарки, пытающуюся как-то прикрыться от сильных струй накидками, что мало помогало. Руководитель без конца кричал на них, что нам совсем не нравилось. Он торопил свою группу, боясь, что река станет ещё сильнее, и они не смогут выйти в широкую Лозьву. Наконец, первая байдарка отчалила.
Река Ушма. Отплытие группы водников.
Нам сразу стало ясно, что ребята никогда не были на такой быстрой воде. Они не в такт беспорядочно махали вёслами, их сразу же понесло под куст, на который был навал воды. Крики, указания и т.д. Потихоньку  ушли все, последним на надувной лодке в гордом одиночестве отплыл руководитель. Мы ему крикнули, мол, опыт у тебя-то есть? «Я много ходил» - ответил он. И то ладно.
Река Ушма. Отплытие группы водников
     Мы остались опять одни. Пообедали. Пошли изучать окрестности. Вода в реке всё прибывала. Тот кусочек тайги, где мы жгли костёр, превратился в остров. Река заливала все низины и всё глубже проникала в лес. Встал вопрос, если уровень воды будет также подниматься, то где же нам поставить палатку, чтобы ночью не смыло. После долгих рассуждений и разведок был выбран бугорок на берегу почти у самой воды, как высшая точка окружающей местности. Поставили отметку уровня воды, чтобы наблюдать и анализировать. Под вечер появился «УРАЛ» с явно пьяным водителем, который с разгона вошёл в реку, развернулся почему-то и задом наперёд поехал вниз по первому рукаву. Левые колёса машины попали в яму, она опасно накренилась, вода попала в мотор, пар до небес. Цирк да и только. Ему хватило ума вернуться на берег, развернуться вперёд и только потом опять рвануть в реку. Зато мы реально увидели, где переправа. Машина прошла, прижимаясь к острову до конца рукава, там вывернула на перекат и по перекату вышла на противоположный берег.
     Вечером на приглянувшемся бугорке практически на дороге мы поставили палатку.
     Ночью нас разбудил шум мотора и человеческие голоса. Не выходя из палатки, мы поняли, что приехали рыбаки и что их водитель на «УРАЛе» тоже отказывается переправляться.

Комментарии
Guest05.03.13, 11:12
Думал про рыбалку. 
Красавцы!
Guest05.01.13, 21:50
В поход! 
Прекрасно написанный отчет о нелегком (погода) путешествии, тем более людям за 55! После прочтенного, сам схожу в 2013 летом на пупы, поеду на off пока есть дорога, дальше пешком, живу недалеко - север Свердловской обл.
Guest10.08.12, 15:59
.. 
Честь и хвала таким туристам!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3 к.с.
Ссылка: