Итоги и рекомендации

По району путешествия:

Каменные останцы на горе Маньпупунер привлекают к себе огромное внимание. Благодаря проекту «Чудо России» уникальный памятник природы Республики Коми – столбы выветривания на горе Маньпупунер стали известными на всю страну.
Победитель конкурса «7 чудес России»
Но необходимо помнить, что они расположены на территории Печоро-Илычского заповедника. Получить разрешение на его посещение хлопотно и накладно, так как официально разрешен лишь маршрут со стороны Илыча (по реке Илыч на моторной лодке придется плыть 200 километров, а потом 40 километров пройти пешком), при этом туристы обязаны оплатить стоимость горючего и услуги проводника. Лишь труднодоступность подхода по горам позволяла туристам до последнего времени избегать контактов с работниками заповедника. Но став призером в номинации «Семь чудес России» останцы привлекут к себе еще больше туристов. Естественно не будут и дремать егеря.
     По мнению работников заповедника доступ к этому чуду света не должен быть массовым – это места, которые нуждаются в очень бережном к себе отношении и защите. Планируется создать единый туристический маршрут, одну вертолетную площадку, инфраструктуру – свободного перемещения в этом месте быть не должно!
     В данном районе до сих пор сохранилась дикая природа. Это становится заметно севернее перевала Дятлова и особенно севернее Отыртена. Здесь можно встретить оленей и медведей, не говоря про более мелких зверей.

По маршруту:

Мы прошли интересный комбинированный пеше-водный маршрут по одному из интересных, красивых и редко посещаемых туристами частей Северного Урала, объединив пеше-горное путешествие со сплавом по реке Лозьва. Основной целью было посетить уникальный памятник природы, одно из чудес света, обвеянное древними мансийскими легендами – плато с каменными истуканами Маньпупунер, расположенное в самой удаленной части маршрута. На большей части маршрута нас не покидало ощущение сказочности, какого-то таинства, неведомого нам.
     Северные флора и фауна великолепны. Нам удалось увидеть животных, обитающих в дикой среде: медведя, оленей, зайцев, соболя, огромное количество уток, глухарей.
     Наш маршрут проходил в основном по водораздельным хребтам. К сожалению, на большей части маршрута была исключительно плохая погода. Из опыта данного похода можно дать несколько советов:
     – поскольку зона леса расположена достаточно близко, не бойтесь при необходимости спускаться в нее для ночевок. Потеряв не более полчаса на спуск, вы сможете в лесу у костра переждать любую непогоду;
     – верхняя зона леса по проходимости мало уступает тундровым участкам. Кроме того здесь почти везде легко найти воду;
     – река Лозьва в высокую воду доступна для сплава примерно на 10 – 12 км выше ее слияния с Сульпой. В этом году здесь был один небольшой завал, рыбаки с «Химмаша» его пропилили;
     – река Сульпа для сплава проблематична, так как перед ее слиянием с Лозьвой ее долина очень узкая. Здесь наряду с большим уклоном русла возможны крупные завалы. По правому берегу Сульпы идет тропа.

По рыбалке:

Река Лозьва из-за легкого доступа часто посещаема. Надеяться здесь на хорошую рыбалку не приходится. Рыбаки ловят хариуса в основном на червя, которого привозят с собой. В этом году они неплохо ловили хариуса на Ауспии в ямах примерно с километр ниже стоянки «С ложкой» и на Сульпе выше ее слияния с Лозьвой. Но повторяю, это были профессионалы своего дела. Все встреченные нами на Лозьве туристы жаловались на очень плохую рыбалку.

По вопросу о комарах:

Использовали препараты на основе ДЭТА в аэрозольной упаковке. Они удобны в работе и достаточно эффективны против комаров и мошки. Следует отметить, что по сравнению с походами в июне месяце по Полярному Уралу число кровососов было гораздо меньше из-за холодной погоды. За поход нами использован один аэрозольный баллон на 150 мл.
     У нас были плотные накомарники с черной сеткой. Но мы их использовали вместо шапки.

По снаряжению:

Газовая горелка это очень удобно. Использовали 3 баллона по 220 г газа.

По питанию

Продуктов было достаточно. Хотя можно было бы взять побольше сала.
     Из подножного корма были ягоды (черника, морошка, брусника). Причем черника и брусника только начали зреть. Грибы попадались изредка и в небольшом количестве. С рыбалкой не получилось. Ловить пытались спиннингом на блесны и мушки. Возможно, неудача с рыбалкой связана с высоким уровнем воды. Кроме того, из-за задержки на пешей части маршрута на рыбалку было мало времени.

По финансовым затратам:

Сам поход нам обошелся примерно в 5950 рублей на человека. В эти расходы не включено питание на подъездах и затраты на приобретение снаряжения.