12 день. 11 августа

Показались Показались
Идолы стали ближе Идолы стали ближе
Ещё ближе Ещё ближе
Останец на краю плато Останец на краю плато
Самый высокий останец - Шаман Самый высокий останец - Шаман
Ближний останец напоминает Нефертити Ближний останец напоминает Нефертити
Каменные истуканы хребта Маньпупунёр Каменные истуканы хребта Маньпупунёр
Войско Шамана Войско Шамана
Останцы "вырастают" как бы из травы Останцы "вырастают" как бы из травы
Самый величественный каменный останец – «Шаман» Самый величественный каменный останец – «Шаман»
Каменные истуканы хребта Маньпупунёр Каменные истуканы хребта Маньпупунёр
"Шаман" "Шаман"
Подданные Шамана Подданные Шамана
Ближний останец напоминает Нефертити Ближний останец напоминает Нефертити
Каменные исполины Каменные исполины
Каменные исполины. Непогода надвигается Каменные исполины. Непогода надвигается
Этот камень некоторые называют Шаманиха. Этот камень некоторые называют Шаманиха.
Панорама плато Панорама плато
Останец «Шаман» Останец «Шаман»
Непогода все ближе Непогода все ближе
Кажется, этот останец называется «Слон» Кажется, этот останец называется «Слон»
     С утра не спешим: впервые за поход светит солнце, с каждой минутой становится теплее. Вывесили на просушку спальники, т.к. всё равно они не были до конца высушены, тогда, у костра. Солнце справилось с возложенной на него задачей быстро.
Стоянка на р. Печора
Посмотрели по карте: до Пупов и обратно сюда – 22 км. Это и много и мало. Решаем забрать весь груз с собой, мало ли что, вдруг не успеем вернуться.
     Прямо от стоянки перпендикулярно к реке уходила нахоженная тропа. Мы встали на неё и углубились в тайгу. Шла эта тропа по Вологодской Грани или нет, нам было безразлично, главное, она шла в нужном направлении. Впрочем, наверное, шла, так как заросшая просека просматривалась во многих местах. Начался плавный подъём на хребет, потом ели и пихты уступили место берёзам, сразу посветлело, повеселело вокруг. Далее тропа вышла в зону кустарников и начала теряться в мелком черничнике. Здесь мы остановились и чётко запомнили, рядом с какими берёзками тропа выходит из леса, чтобы на обратном пути не сбиться.
     Выйдя из зоны черничника, тропа опять стала чёткой, и повела нас через луга, через ивняк на хребет. Вышли перед северной оконечностью высоты 749,5. Здесь, в кустах, разделённых маленькими уютными полянками, тропа окончательно потерялась. Взяли направление на столообразную вершину 840,5 с каменными останцами на верхушке. Отсюда далеко впереди увидели желанную цель нашего похода.
На хребте Маньпупунёр
Путь проходил напрямую по полярной берёзке, ничего хорошего, медленно и тяжело. Где-то тут среди моря зелени нам посчастливилось найти кусочек тропы. На тропе попалось несколько луж с чистейшей холодной водой. Мы перекусили.
     Когда поднялись на высоту 840,5, ураганный ветер чуть не сбил нас с ног. Надо же, пока были внизу и поднимались по склону, это был просто освежающий ветерок, а тут…. Спрятались за камни, передохнули и дальше –  каменные изваяния ждут нас.  При спуске увидели тропу, и, встав на неё, дошли до цели. Зрелище удивительное. Это действительно одно из чудес света и по праву болваны Маньпупунёр выиграли в конкурсе «Семь чудес России».
     Здесь можно ходить и любоваться каменными идолами бесконечно.
Подходим к знаменитым каменным останцам
      В районе останцев ветер перешёл в ураган. Буквально сбивал с ног. Оставили «Шаману» (самый примечательный каменный столб) наши рюкзаки и пошли бродить и фотографировать. Оглядевшись вокруг, мы поняли, чем вызван этот свирепый ветер. Южная часть неба, откуда мы пришли – чистая, голубая, а на северной стороне, за Пупами, одна за другой проходили грозовые тучи с полосами дождя, и каждая последующая приближалась к нам. И фотографии у нас получились разные: часть с голубым небом, часть с фиолетовым. Всё зависело от того, куда был направлен фотоаппарат. Опять в небе висели радуги.
Радуга над плато Маньпупунер
     Мы благодарили Бога за то, что он дал нам возможность получить красивые снимки. Мы так сильно измучились на подходе сюда, что заслужили эти фотографии.
     Когда очередная чёрная туча пошла уже прямо на нас, мы схватили рюкзаки и в обратный путь со всей скоростью, на которую были способны. Туча захватила нас только краем, так, небольшой дождичек.
Надвигается непогода
     Когда дошли до каменных останцев на высоте 840, 5, на нас село плотное белое облако и всё, как по мановению волшебной палочки, ветер мгновенно стих. Тишина необыкновенная. Одна проблема: мы не успели дойти до края столообразной вершины и наметить путь спуска. Ладно, мы же поднимались, дорогу знаем, вон и тур на краю, мимо которого шли.
     И всё-таки это белое облако нас закружило, когда и где мы не поняли. Поняли только одно: под ногами не тот склон, по которому поднимались, гораздо круче. Достали карту, изучили горизонтали. Получалось, что мы спускаемся прямо к Печоре, а нам надо правее. Всё-таки мы хотим встать на знакомую тропу в тайге и выйти к стоянке, которую утром покинули. Сделали траверс склона совместно со спуском, и опять перестарались – слишком вправо ушли: под ногами не та полярная берёзка, другая. Теперь пошли вперёд и левее. Эти тундровые пространства, когда нет ориентиров в тумане, бесконечны. Зато набрели на целое поле нетронутой морошки, подзаправились. И ещё видели красавца северного оленя. С большими ветвистыми рогами он стоял как прекрасный мираж и пытался сквозь туман определить, что это там такое движется. А это мы.
     Облако неожиданно и быстро поднялось, и над Печорой повисла огромная правильная, упирающаяся двумя концами в землю, радуга.
     Дальнейший путь «домой», к Печоре, не составил трудностей. Только немного в самом верху первопроходцами шли, пока на тропу не наткнулись. Оказалось, что двигались параллельно ей, высокая, в рост человека, трава мешала сразу тропу заметить.
     На берегу были опять в сумерках. Но теперь тут всё нам знакомо. Без проблем. Когда стемнело, на юге увидели огонек. Сначала не поверили, но это оказалась звезда. Это первая увиденная нами звезда за прошедшие две недели. Неужели погода налаживается? Может быть, манси все же ошиблись в своих прогнозах.