красавец Эльбрус красавец Эльбрус
Кавказский Хребет Кавказский Хребет
над облаками над облаками
Приют-11 высота 4100м Приют-11 высота 4100м
31-го поднявшись в 5 утра, отправились к канатной дороге, где на подъемниках добрались до станции «Бочки» 3800м и от туда пешочком по снегу до «Приюта-11» 4100м.
 Через 2 часа мы были на приюте, красота заснеженных гор поражала мой взгляд, единственное, что портило впечатление - это первые признаки горной болезни. Начиная с 3500 у любого человека, не привыкшего и не бывавшего на таких высотах, горная болезнь в той или иной степени будет проявлять себя. Большинство нашей группы просто свалилась в палатках с больной головой и тошнотой. Я пока отделалась достаточно сильным расстройством кишечника и какой то слабостью, попыталась поспать, но сон был очень поверхностный, поэтому облегчения не приносил. Тогда я решила приобщиться к общественным делам, чтоб хоть как то себя развеять, это оказалось верным решением и уже после обеда я вполне нормально себя чувствовала. Но на выход к скалам Пастухова отказалась. Решила поберечь силы на завтрашнее восхождение. Небольшая группа наших ушла наверх.
 Весь оставшийся день был посвящен лицезрению Кавказкой красоты. Панорамы с Приюта-11 очень красивые, Кавказский Хребет то скрывался под облаками, то как девица-красавица примерял на себя разные наряды из маленьких шубок-облаков, то полностью исчезал под белым воздушным одеялом, которое под заходящем солнцем меняло свои расцветки. Это зрелище завораживало, возбуждало и умиляло одновременно, хотелось петь и танцевать, иногда даже кричать - Как же это красиво!!!
 Я впервые жила над облаками, порой даже не верилось, что это действительно происходит со мной – «Я над облаками, вот они какие сверху!!!»
 Часов в 10 я легла спать, и это была самая спокойная ночь за весь поход, я впервые проспала всю ночь не просыпаясь, с чем это было связано - не знаю, но к утру я очень выспалась и была счастлива.

отдыхаем :) отдыхаем :)
веселимся веселимся
 на Приюте-11 на Приюте-11
1-го августа был спокойный день, надо было набраться сил перед ночным восхождением, и каждый занимался тем, чем хотел. Практически все пережили первые проявления горняжки и чувствовали себя хорошо.
 Но чем ближе к вечеру, тем тревожней становилось. Выход на штурм был назначен на 12.00 ночи для первой группы и на 1час ночи для второй. Я решила, что пойду пораньше, так как была уверена, что все равно не засну вечером и буду только мучиться. Погода для восхождения была отличная.
 Не помню кто, но вечером меня спросили - «ну, что Катя – ты готова?», я уверено ответила, что «Нет», т.к. осознание предстоящего восхождения до сих пор до меня не доходило.
 В 19.00 я все-таки уговорила себя лечь в спальник, но сна так и не было, пыталась занять голову чем-то отстраненным, но в голове крутились мысли о предстоящем дне, а вернее ночи.
Так и не заснув, в 11.00 я вылезла из палатки и
. и обалдела!!! я увидела НЕБО. О-БОЖЕ, такого неба вы не увидите ни где, только в горах, описать это очень сложно, такое ощущение, что до звезд осталось только протянуть руку, и их было СТОЛЬКО, что глаза не могли долго привыкнуть к мерцающему небулуна казалась огромной и светила как солнце.
 В лагере еще спали, а может, как и я просто мучались и пытались заснуть.
 Размявшись и сделав небольшую 20ти минутную зарядку я начала одеваться и проверять все ли я взяла с собой, к 12.00 нас собралось около 15 человек и мы пожелав друг другу удачи начали штурм.
2-е августа….

До скал Пастуховых (названы в честь топографа А.В.Пастухова поднявшегося на Эльбрус в 1890г, впервые в мире, производя научные замеры и топографическую съёмку на такой высоте) уклон был достаточно пологим, так что идти было хорошо. За все предыдущие дни у меня выработался свой темп ходьбы, шла я небольшими рывками по 10 минут и отдыхом минуты 2. Впереди на фоне черного неба виднелась западная вершина, сзади ничего видно не было, поэтому ориентиром были чуть видевшие впереди скалы Пастухова, дойдя до них через 1,5 часа решила отдохнуть получше и попить чая, так как впереди начинался достаточно крутой подъем градусов 45.
 Там разговорилась со встретившимися мне 2-мя парнями с горными лыжами за спиной, и была очень удивлена – они были местные и на вершину поднимались, так же как и мы, впервые. На мое удивление один ответил, «Так у меня отец, вообще ни разу здесь не был и не будет – ему и из окна на Эльбрус любоваться хватает!». Вот так вот, мы премся сюда не весть от куда, а людям, которые просто здесь живут, Эльбруса достаточно и из окна, чтоб по его виду определять погоду на грядущий день :).
 Пройдя скалы, я начала уставать. Сначала, я даже не сразу поняла, что со мной не так, но где-то на высоте 4800, я просто начала падать. Прохожу пять шагов  и валюсь, сначала просто на колени, а потом я упала и поняла, что подняться просто не понимаю каквот так меня и «накрыла» горняжка в полную свою силу. Я с трудом помню, что было потом, по времени это происходило около часа. Я то просто проваливалась в непонятное сонное состояние, то что-то говорила сама себе, заставляя себя хотя бы просто сесть, временами даже шла, но опять падала.меня тошнило, мутило, в животе разыгрался просто ураганв голове был какой то бред. Иногда мне чудилось, что у меня звонит телефон, и при инстинктивном порыве его достать вспоминала, что он у меня выключен. Вдобавок к этому голова так болела, что казалось, мне на голову одели медный таз, а кто то добрый барабанит по нему молотком.
где-то через 40 минут, наконец то, начало восстанавливаться сознание, я попила чая, попыталась съесть шоколадку, кот оказалась такой противной, что я так и не заставив себя ее проглотить и выплюнула, посидела еще чуток и пошла дальше. Ноги казались железобетонными, тело не слушалось, каждый шаг казался победой над собой. И весь мой, выработанный ранее, темп оказался здесь ни к черту, пришлось придумывать что то новое. Сначала я попыталась пристроиться к кому-нибудь, но это не сработало, потом я попыталась идти от вешки к вешке и хотя они были на расстоянии друг от друга примерно в 10 метрах, пройти этот путь за один рывок не получалось, на это уходило 3 этапа, и через какое-то время они меня уже начали раздражать, поэтому решила лучше буду считать шаги и через пол часа темп был найден, состоял он из следующего: 20 шаговпередышка10 шаговотдышка5 шаговпадаю, сижу - прихожу в себяглавная цель была дойти до «Косой полки», а там уже уклон не такой крутой, т.к. начинался траверс вдоль восточной вершины к Седловине между вершинами. Что еще удручало это то, что чай в моем термосе кончался, а идти еще было очень далеко, при этом не забывая об обратном, точно таком же по расстоянию пути. А пить очень хотелось, это единственное, что снимало тошноту.
 Так я  дошла к 3 ночи до «Косой полки», но впереди было еще много пути, и высота давала о себе знать все больше и больше. Шаги становились все короче и короче, голова не держалась, и как только я опускала взгляд вниз, тошнота поднималась еще сильнее, а головная боль становилась, просто, не выносимой. Иногда мне казалось, что вся кровь в моем организме скопилась именно там и устроила себе дискотеку, т.к. мои виски, порой, пульсировали как динамики на колонках.

на Косой Балке на Косой Балке
на Косой Балке (высота 5200) на Косой Балке (высота 5200)
космический рассвет космический рассвет
тень от вершины тень от вершины

На одной из моих повальных остановок меня догнал Вовка…о Господи, как же я была ему благодарна, он напоил меня чаем, т.к. моему пришел «коюк», да и идти, как потом оказалось, компанией легче и веселей.
 В 5 утра началось невообразимое зрелище на небе, это был космический рассвет…нет, нет я не преувеличиваю!!!..., небо играло такими цветами и красками, что казалось просто какой то офигенной компьютерной графикой на огромном экране где-нибудь в 3D кинотеатре. Описать не возможно, можно только увидеть!
 Когда расцвело, я впервые обернулась назад и только теперь поняла, КУДА ЖЕ Я ВЗАБРАЛАСЬ, нашего базового лагеря уже не было видно, только по очертанию тамошних оголенных участков скалы, можно было понять от куда мы пришли, и вот это очень придало уверенности, в том что я дойду, т.к. даже в таком черепашьем темпе мне уже многое удалось.

Толи от того, что солнце пригрело, толи от того что Вова сзади подгонял, да словами подбадривал, но идти стало легче и веселей, теперь главной задачей у меня была Седловина. Еще в начале пути я дала себе задачу не дойти до вершины, а дойти до той высоты которая дана мне, именно так я себя и подбадривала, и ставила цели дойти сначала до скал Пастухова, потом до «косой полки», потом до Седловины и т.д., так как до вершины можно не дойти и нескольких сот метров, но для меня это не значит сдаться, а значит что вот именно эта моя высота и насиловать себя и свой организм ни к чему, можно просто попробовать потом снова… но пока я шла и меня вели может не столь физические силы сколько душевные, возможно это даже главней… и поэтому я шла…

седловина (высота 5300) седловина (высота 5300)
последние метры последние метры
В Седловине (высота 5300м) я с Вовой рассталась, он пошел  вперед, а я решила подольше передохнуть, т.к. далее начинался очень крутой подъем.
 Сидя в седловине я встретила уже первых поднявшихся и уже спускающихся ребят из нашей группы, на вершине они оказались в 5.30.мне же еще предстоял самый долгий и мучительный путь. Так же начали встречаться те, кто решил повернуть обратно. Кто то уж очень сильно устал, кому то не давала покоя «горняжка», а кто то , к своему огорчению, просто начал замерзать…да, не рассчитать со снаряжением, по моему самое печальное, особенно если силы и желание еще есть. А ведь температура сейчас -20-25, да еще в Седловине ветер как в трубе, разгоняемый между двумя вершинами. Говорят в плохую погоду человека просто сносит с ног и утаскивает к отвесным стенам :(
 В 6.00 я вышла из седловины и начала подъем. Да этот подъем был тяжелый. Начался период, когда на каждый шаг делаешь более, чем один вдох - выдох. Легкие со свистом гоняют обескислороженный воздух...я шла и шла, ползла, лежала и опять шла, казалось вот-вот и подъем кончится, но открывались все новые и новые преграды и когда я наконец то залезла до пологого места, оказалось что даже догнала Вову и дальше мы опять пошли вместе.  Это было плато западной вершины – вулканический кратер заполненный снегом и льдом. На этой высоте 5550 уже был пологий подъем, да его уже и нельзя было назвать подъемом, но та самая заветная вершина находилась на другой стороне кратера, и ее еще не было видно.  Идти было очень трудно, тут уже сказывалась высота и сильная разреженность воздуха, делаешь 5 шагов, а отдышка такая - как будто километр пробежал на время, но и надышаться не можешь, все мышцы болят, так же изнывая от недостатка кислорода, да же когда говоришь и то отдышка начиналась. Вот такая вот она высота выше 5000 метров.

вершина Западная 5642м вершина Западная 5642м
рассвет на вершине рассвет на вершине
на вершине на вершине
Уже там был момент, когда я чуть не заплакала, так как идешь, идешь, а вершины все не видно, кажется что ну вот за тем небольшим подъемом и все, но ее все нет и нет Но вот когда мы ее увидели, улыбка уже не сползала с моего лица от ощущения, что мы уже практически дошли.
 И вот мы ДОШЛИ!!! Ура-а-а-а-а-А-А-А-А-А!!!
в 8.35 по Москве
Мы сделали это! Мы победили! Нет, не гору. Мы победили себя! И как в песне: "Весь мир на ладони, ты счастлив и нем!" Действительно счастлив и действительно нем: такое странное состояние полного обалдения. Неужели всё? Неужели это она, мечта, цель?... и вот уже подходят ребята, поздравляют, обнимают - и ты их тоже, все еще ничего не понимая. Психологическая нагрузка на восхождении ничуть не меньше, чем физическая.
 Уже сидя на вершине и попивая чай с шоколадками и орехами, начинаешь любоваться красотами и непонятным пространством вокруг тебяэто практически безвоздушное пространство, наполненное тишиной, такой тишиной, где только звон от головной боли в твоих ушах, но и она уходит куда то на второй план, так как душу наполняет такое спокойствие, да же не радость, а именно спокойствие .облака где то внизугоры, которые там внизу кажутся огромными, от сюда выглядят маленькими холмаминебо необыкновенного цветаа горизонта не видно, т.к. горы и небо где то вдали сливаются, и кажется, что ты, вообще, на какой то другой планетеЗдесь очень красиво!!! Уходить совсем не хочется.
...назад...

днем под ледником много ручьев днем под ледником много ручьев
в долине Нарзана в долине Нарзана
Пробыв на вершине около 40 минут, я начала спуск обратно, он не был столь тяжел как подъем, но был очень долгий. После 12.00 солнце жарило неумолимо, пришлось практически все снять.
Вниз я спустилась к 14.00. Думала, что сразу спать лягу, но толи от переутомления, толи от перевозбуждения заснуть так и не смогла до вечера.
3-его достаточно выспавшись к обеду мы начали спуск в Азау. В последний раз оглядываясь на Эльбрус, я попрощалась с ним мысленно, но уходить совсем не хотелось. Поэтому обратно шла медленно, в душе стояла небольшая грусть, а во вчерашнее восхождение пока не верилось. Действительно странное ощущение, очень долго ждала.а вот уже спускаюсь обратно.
 Когда дошли до канатной дороги, решили перекусить в местном «кафе». Лимонад показался волшебным. А местная лепешка – хычин, меня просто пленила, такая вкуснятина, просто обалдеть.
 По канатке опять спустились в низ В Азау и встали у реки. Весь оставшийся день у нас был посвящен экскурсии по Приэльбрусью. Нас свозили на местный рынок за сувенирами. Потом мы побывали в Долине Нарзана, попили того самого Нарзана прям из скважины - вкус, конечно, не повторим. Вечером вернулись к реке в Азау.
 4-го с утра поехали до Минеральных Вод. На прощанье Приэльбрусье одарило меня свежей коровьей какашкой, в которую я благополучно встала, когда проходила по высокой траве, таща свой рюкзачок к машине.
5-го вечером прибыли на Казанский вокзал Москвы.

Так вот закончилось мое путешествие по Кавказу и встреча с великим Эльбрусом. Мы вернулись, "оставляя в горах своё сердце" - наступила очередная послепоходная ломка, и этого стоило ожидать. Хочу туда, в снега и горы! Хоть это и было мое первое знакомство с горами, теперь точно знаю - пойду, и ещё не раз. Ведь горы так просто никого от себя не отпустят.