Приполярный Урал / Водный туризм | Спортивный туризм | Рыбалка | Пешеходный туризм

Год цветущей елки на Приполярном Урале - сплав из Азии в Европу

7 июня - 24 августа 2010 г.
Уса.

Кулик Кулик
Абезь Абезь
3 3
4 4
5 5
Мост в Абези Мост в Абези
Пыльца, елка цветет Пыльца, елка цветет
Топорищу капут Топорищу капут
Свое топорище надежнее! Свое топорище надежнее!
Тесто надо ставить сюда... Тесто надо ставить сюда...
Нет, не так! Нет, не так!
Достать готовый хлеб - привилегия капитана Достать готовый хлеб - привилегия капитана
Красавец! Красавец!
Хорошо попарились! Хорошо попарились!
Залезай! Залезай!
Весь такой белый и пушистый Весь такой белый и пушистый
Мойдодыр Мойдодыр
Печка не выдержала - треснула Печка не выдержала - треснула
Ночная смена Ночная смена
Золотая дорожка Золотая дорожка
21 21
В гостях у Лены и Маринки В гостях у Лены и Маринки
Художник за работой Художник за работой
Будущий подарок Будущий подарок
Грозовая туча Грозовая туча
Морошка! Морошка!
32 32
А это полярный кролик! А это полярный кролик!
Удивительная радуга Удивительная радуга
46 46
Баба-яга Баба-яга
48 48
А кто там живет? А кто там живет?
Не, потолок низковат... Не, потолок низковат...
51 51
52 52
Денис и Лексеич Денис и Лексеич
Виброустановка Виброустановка
Вездеход Вездеход
Вот он, труженик! Вот он, труженик!
57 57
58 58
Мерседес Мерседес
Жилые вагончики Жилые вагончики
Цивилизация! Цивилизация!
Женя Женя
Адзьвевом Адзьвевом
Самодельное чудо техники Самодельное чудо техники
65 65
66 66
Облако с ножками Облако с ножками
68 68
69 69
70 70
71 71
Стоянка в кущах Стоянка в кущах
14 августа.
Встать решили пораньше. Так же +11, пасмурно. Кофе с поджаренным хлебом, суп с остатками подосиновиков и мясом – побольше, чтобы хватило на перекус. Быстро дошли до Усы, всего за час прошли 5км. Ветер встречный, холодно. Река широкая, каменистые косы, берега плоские и неинтересные. Смотрим наших резинщиков – нету, наверное, вчера до Абези допилили и на вокзале уже сидят. Подошли к Абези. На берегу встретили 2 катамаранщиков из Нижнего Новгорода, они уже едут домой. У них за спинами по рюкзачку, продукты все съели. Говорят, Абезь выглядит лучше, окон разбитых не видно. Но хороших домов мало, несколько красных кирпичных двухэтажных, несколько как дачи, а так – запустение. Магазинчики в вагончиках. Цены высокие, вдвое дороже, чем во Владимире. Продукты возят из Инты и еще накручивают. Гречка 800г – 70р (тогда мы еще не знали, что у нас гречка тоже подорожала до 60р), масло подсолнечное 70р, сахар 45р. А что делать? Приходится закупаться. Купила еще сушек, пряников, конфеток – до Усинска хватит. Инета здесь нет, только если дома у кого, мобильной связи тоже нет, только в Печоре, Инте, Воркуте. Все поезда поотменяли, останавливается московский и местный из Инты. На вокзале полное запустение, лампочки в зале ожидания вырваны. Хотели дождаться хлеба, его в 16ч привозят поездом, даже перекусили в кустиках, а время-то здесь московское, +2ч, и мы ждать не стали. Я купила еще 2 кг муки, сами что-нибудь испечем. Сильный ветер, дождь моросит, но ветер поменялся с северного на юго-западный, может, погода исправится. Дневки не было уже 2 недели, надо помыться, постираться. В 16ч отошли, выгребаем против большой волны. Волк предложил сразу перейти на московское время – но я отказалась, это тогда еще 2ч лишних грести. Много моторок  гоняют туда-сюда. Прошли мост, после 19ч стали искать стоянку. Берега здесь с камушками (для бани), но заболоченные, мокрые или очень каменистые, палатку не поставишь. Только к 20ч нашли более-менее подходящее место, где ветер небольшой. Но дров здесь мало. Волк сложил печку, сходил за дровами и принес еще 1 большой подосиновик. А сначала, конечно, выпили по глоточку за Усу, продолжение похода и капнули всем местным духам. Сварила гречку с морковкой, горячее молоко – вечером очень приятно. Только залезли в палатку, пошел сильный дождь. Спим в теплых костюмах, +14.

15 августа.
Утро пасмурное. Чтобы перейти на московское время, спим на 2ч больше. В 8ч выглянуло солнышко, потеплело, +18, сильный ветер, но с солнышком веселее. Вчера вроде видели, как рыба играет. По пути 2 раза видели в кустах брошенные забытые сетки с тухлой рыбой. У нас ловить рыбу так и не получается, нет ее. Сварила кофе, молочную геркулеску, поставила воду на стирку. А у Волка окончательно сломалось топорище, пришлось срочно делать новое из заготовки, которую он выстругал еще на Колокольне, сушил, тащил через перевал. Тогда Волк топор просто подремонтировал, сделал бандаж. А сегодня он с помощью каменного зубила выбил остатки старого топорища, ножом подогнал заготовку и насадил. «Теперь, - сказал, - другое дело», и все сухие елки в округе вырубил и перерубил на дрова. А дров надо было много, решили еще и хлеб испечь, в Абези не дождались его. Волк сложил печку из гигантских каменюк, целых плит, получилось монументальное сооружение. Часа 2 мы грели печку костром, я поставила тесто, мы поспорили, где ему будет лучше. Волк все время двигал его к самой печке и открывал, а я отодвигала, чтобы не заварилось, и накрывала тряпочкой от заветривания. Через 10мин заглядывает – «Чего не подходит?» Я объясняю, что надо ждать минут 30-40. Наконец тесто поднялось, засунули его в печку, закрыли крышкой от сковородки, и тент сверху натянули, чтобы температура не падала, а то прошлый раз 2ч пеклось. Посмотрели через 1ч 10 мин – хлеб весь коричневый, хорошо пропекся, немного передержали. Каждый раз новая печка, разве угадаешь, сколько держать. Отрезали корочку – класс! Мне очень нравится, будем теперь на перекус его с салом есть. Я перестирала все грязное, дневки не было 2 недели. Рыба не ловится, а кушать хочется. На обед сварила супчик из оленины, потом еще раз геркулеску. А Волк после выпечки хлеба опять протопил печку, уже на баню. Наломали веников, нагрели воды. В речку уже не прыгали, холодно, но погрелись и отмылись классно. Потом Волк ушел полежать, а я сварила чай и поставила тесто еще и на блины, по традиции, чтобы съесть наконец сгущенку, которую мы тащили еще с той стороны гор. Волк хотя и лежит в палатке, продолжает командовать, он не может быть в стороне – куда тесто поставить, как костер разводить. Он еще до бани распутал сетку, и мы ее поставили, может, что поймается. Тесто на блины подходило в бане, так хорошо выбродило, само с ложки сваливалось, и оладьи получались толстенькие и румяные. И Волк, конечно, участвовал – подгребал угли, ворочал сковородку. С ним все получается быстро и легко. Темнеет уже рано, в 21ч, жарила оладьи уже с фонарем, и ели так же. Волк был добрый и не ограничивал по 3 штуки, съели половину, остальное на утро. Я предложила есть в «чуме» - в бане, там так тепло, листьями пахнет. Дневка удалась даже на 120%, отработали за 2 дневки, завтра в ходовой день отдохнем. Ночью опять ветер, спать холодно, холодная мокрая земля, флисовый костюм очень пригодился. Залезли спать – и пошел дождь, это уже система. Дождь лил до утра, сильный, с порывами ветра.

16 августа.
Утром +10, моросит, все в тумане, а вылезать надо. Неугомонный Волк как паровоз – толкает вперед. Только и слышишь –«давай, не тормози, быстрее!» Выгнал меня на улицу, болит голова, даже нет сил блинчики со сгущенкой доесть. Съездили сняли сетку, всего 1 чебачок, на уху маловато, но варю на 2 раза, чтобы в обед горячее похлебать. А Волк затеял хлеб испечь второй раз, под  дождем, уж больно печка хороша. Притащил елок, раскочегарил печку, я поставила тесто. Пока потихоньку пакуемся и собираемся. Масла на стенки Волк бухнул, не жалея, чтобы не пригорел. Закрыли печку, через 0,5ч смотрим – хлеб уже коричневый, пропекся! Хорошо, что бдительный Волк раньше заглянул. Хлеб даже прижарился, еле вытащили. Ну и как обычно, хлеб больше на кекс похож, привыкла я пироги печь, тесто повкуснее делаю. Герма моя уже набита продуктами под завязку, а идти до Усинска всего дней 10, 280км осталось. Надо будет постараться все слопать.
Вышли в 14ч. Холодно, встречный ветер, но солнышко и облачка. Дошли до деревушки Тошпияк, про которую нам говорили рыбаки, там живет 1 семья. На берегу нас встречала девочка Маринка, им в окно видно, кто подходит. Она сразу позвала нас в хату – там мама стол накроет. Зашли, познакомились с ее мамой – Леной. Муж ее Василий рыбачил, его лодку мы видели выше по реке, у кустов. Нас угостили жареной мелкой рыбкой – оказалось, это местные хариусы размером с кильку, и чаем. Поболтали, говорит, что много человек в этом году утонули - по неосторожности, сильные моторы, большая волна, и пьянство тоже. Ну, мы идем под бережком, осторожно. Лена держит козу Катю, которая гуляет в лесу и сама приходит на дойку. Нас угостили и парным молочком, а Волк поколол громадные чурбаки колуном. Он даже засадил в один чурбак топор, пришлось выбивать клином. Пошли дальше. Через 5км дом художника Виталия Викторовича Трофимова, того самого, в чью избу мы заходили на Харуте. Ну как не познакомиться с интересными людьми! Он живет здесь летом с женой Лидой, зимой уезжает в Питер. Дом тоже необычный, стоит на высоком яру, рядом ухоженный огородик с роскошной клубникой, тепличка. Говорили об Уральских реках, что надо обязательно побывать на Кожиме, там самая красота. Хозяин очень общительный и остроумный, много рассказывает, быстро экспромтом нарисовал нам кусочек живой природы карандашом, с автографом. Рисунок я закатала в свою шкурку, еще один трофей. На дорожку нам дали своих огурчиков – помидорчиков, малосолки и хлеба. Вышли от них уже в 19ч. Очень холодный ветер, опять моросит дождь, гребу уже в отключке на автомате. По л.б. болото, стоянки нет. Перешли на п.б. и в 21.30 встали где-то, темно, ничего не видно, задрались повыше на песочек. Не хочется ничего есть, наугощались. Волк командует – «водка, соленый хариус, хлеб – на бугорок»! По 2 глотка даже не взяло. Сразу залезли в палатку, в теплые спальники, натянули флиски. Последний раз раздетыми спали на Пожемаю, было +28, а сейчас +5. Так и снег скоро пойдет, вечером уже град шел. И зарядил дождь, вовремя мы на стоянку встали.

17 августа.
Утро опять пасмурное, ничего, как-нибудь разойдется. Надо вылезать, палить костерчик. Осмотрелась – стоим нормально. Костер, подсушились, сварила кофе, рисовую кашу из остатков еще наших первых продуктов. Хотели последнюю неделю отдохнуть, а получился опять экстрим – холод меньше +10, все время дождь, еще и ветер встречный. Собрались и вышли аж в 8.30, это все Волк - утром поднимает  по нашему старому времени, а на стоянку встает по-новому, +2ч. Мы стояли за ветром, а вышли на косу – и забуксовали, дальше пришлось идти волоком. Длинную веревку забыли на берегу, где делали баню, тащим лодку за нос или причальный конец. Ветер ураганный, потом мужики в Петруни сказали – 20м/с, моторки не ходят, а мы ползем. Перед деревней перешли на л.б., где тише, а за яром уже деревня, пришлось идти обратно, носом к волне. Валы высокие как на море, ветер весло из рук вырывает, а надо цеплять за волну, и мы ухаем вниз как в яму. «Будет буря – мы поспорим…» Выгребли. Холодина, ледяной дождь налетал много раз, даже с градом, тучи идут эшелоном. До Петрунь дошли только к 14ч. Один магазин именно сегодня работает с 17ч, а пекарня только до 11ч. Хорошо, я встретила дедушку, он направил меня к знакомой бабушке, что-то сказал ей по-своему. Бабушка охала и причитала, как же мы в такую погоду, да так далеко, перекрестила меня – «спаси и сохрани».У нее я купила 1,5л молока и 2 буханки хлеба. Теперь  хлеба у нас – без ограничений. Зато водка заканчивается и уже не берет. Слишком много энергии тратим, или печень хорошо работает, разлагает и нейтрализует алкоголь. В Петруни даже историко-этнографический музей есть, но некогда заходить. Пора перекус  делать, тем более вышли рано сегодня. А за деревней 5км коса без дров. Волк уже предлагал оставить лодку и идти к лесу на перекус, около километра, но неохота тащить туда все. И мы тянем и тянем нашу лодку волоком, через моторки, по песку, к лесу вдали. Меняемся, отбираем веревку друг у друга. Волк уже никакой, глаза не смотрят, пелена, спина отваливается, сапоги текут, сам весь мокрый. Я опять упала на камнях, черпнула сапогом, он хлюпает, все влажное, а сверху льет и льет. И ураганный ветер в лицо. Но я бы все равно дошла до конца косы, если бы в узком месте Волк не скомандовал переходить на л.б., за ветер и к дровам. Там мы наконец разожгли костер, проглотили по бутерброду с салом, оставшуюся кашу, погрели и остальное молоко, посушились. Дальше за ветром по течению понеслись быстро, вот так бы с утра. Выскочили на косу и пролетели ее, даже не выходя, только проливной дождь опять поймали. Встали на стоянку в 19.30, везде течет, болото, откопали полочку в песке, куда еле влезла палатка. Немного просушились, я сварила гречку с 1 подосиновиком, чай – и в спальники, которые уже немного влажные снаружи – вода заливает и конденсат утром снизу. Волк мерзнет, ночью спит в шерстяных носках и шапке, досталось ему, но держится. Сегодня прошли 33км. Ночью опять моросит.

18 августа.
Мокро, холодно, все влажное. Волк притащил еще дров, сварила кофе и супчик из остатков оленины и 1 подосиновика. Жидковато, но горячее сойдет. На перекус только сало с хлебом. Вышли, ветер стих, хорошо идем. Зашли в маленькую речушку по п.б., поставили сетку, рыбы нет, пусто. Идем почти по середине, обходим косы, плюхаем по волнам, я начинаю засыпать. Вышли на бугор размяться, Волк набрал охапку подосиновиков, будем питаться грибами. Перекус сделали в кущах, за ветром, быстренько. Хлеб и печенье без ограниченья, сколько влезет в лапу, а она у Волка большая…Впереди черная грозовая туча, но задела нас только краешком, а мы пофотали ее и облака. Прошли буровую – грязь,  разъезженная дорога. Вечером прошли деревню – совхоз Кочмез на п.б., там играет музыка. По п.б. мокро, кусты, перешли на остров напротив – песчаная коса, ивняк далеко. Волк шел по берегу, выбирал место для стоянки, а я потихоньку шкрябала за ним. Так ничего и не выбрал, стало мокро, ушли опять на п.б. и выскочили наконец на отличное местечко – ровный песочек, гора плавника на костер, как я люблю, вода рядом. Очень мерзнут руки, +5, перчатки намокают, но в них все-таки теплее. Штаны под непромокайками влажные, сижу в луже, когда встаю – сразу подмерзаю на ветру. Сегодня хоть не вымочило, и то хорошо, вчера был день страшнее. Выгрузились, первым делом развели костер, греть руки. Волк накидал столько дров, что баночка от сахара расплавилась, близко стояла. Приняли по 5 капель, вот сегодня меня взяло, а то я думала, что водка неправильная. Сегодня прошли 40км, вошли в график 30км в день. До Усинска еще 160км. Согрелись, я сварила макароны с грибами, чай с хлебом и сгущенкой. Подсушились немного, и спать, темнеет уже в 22ч.

19 августа.
Утром +5, пасмурно, но над горизонтом светлая полоса, тихо. С потолка палатки капает. Вылезли – дождика нет, даже солнышко показалось. За ветром тепло, мы даже разделись и приободрились, что погода налаживается. Поставили солнечную батарею, развели опять большой костер, все сушим – спальники, шкурку, рисунок намотали на бревнышко, чтобы не помялся. Сварила целый котелок грибной похлебки, и на перекус хватит. Волк прицепил поппера. Доели сгущенку с хлебом. Рядом Инта – около 40км, достали мобильники, есть МТС. Отправили СМС и Волк даже получил ответ.
Вышли в 11.40. Сразу за поворотом ветер в лицо, набегает ледяной дождь. А я зимнюю кепку спрятала, думала, что потеплело. Руки дубеют. Ушли от косы под л.б., спрятались от ветра. На п.б. деревушка Ягъель, мы туда заходить не стали. Идем против ветра на веслах, качает и подбрасывает. Прошли избушку мужиков-нефтяников с буровой, их не было, только костер горел. Потом перешли на п.б. на перекус и там их встретили, они грибы собирали, удивились нам.  В кустах под дождем поели и пошли дальше. Я уже запакована, как капуста – кофта, флиска, куртка, плащ, кепка, капюшон, сапоги привязаны к поясу. В лодке грести тепло, а выйдешь на берег – зябнешь, штаны сыреют. Прошли деревушку Адак, она нежилая, один дом стоит на высоком холме, и тот изнутри по бревнышку на дрова разбирают, но комната с печкой еще есть, можно и переночевать. Но нам  - не по времени,  а так бы хорошо в избушке с печкой заночевать, ночи холодные и мокрые. Прошли Адакские острова, потом сужение реки, и на правом берегу появились красивые останцы, самые разные. Попытались на волне их щелкнуть, грех проплыть мимо, больше здесь не будем. Увидели пещеру – природная или искусственная, неизвестно, слазали туда. На л.б. тоже видели пещеру, но переплывать туда не стали. Прошли 2 речушки, во вторую зашли – искали место под стоянку. Там ветра нет, но берега очень крутые, наверху кочки. Вышли опять на Усу и выкинулись в кустах. Трава по пояс, но более-менее тихо, дров только мало. Быстро сварила молочную рисовую кашу, чай с чабрецом, и спать. Прошли 34км, осталось чуть больше 100км, с учетом того, что поезд останавливается у моста, в Усинск идти не надо. Скоро река повернет на юго-запад, может, встречный ветер не будет так мешать.

20 августа.
Утром моросит, ветер гонит тучи, +8, давление растет, это радует. Рыбы нет, грибов нет, дров тоже нет, ивняк, быстренько сварила гречку с морковкой. Вчера даже не умывались и посуду не мыли, холодно, устали. Собрались и вышли в 10.20. За час дошли до Адзьвы, но заходить не стали, ушли на л.б. за остров Уса-Ди. Немного прихватило дождиком, уже привыкли. На л.б. увидели много техники, зашли посмотреть. Это стояла сейсморазведка, работы там начнутся в ноябре, когда болота замерзнут, а сейчас дежурят сторожа из Костромы, Денис -ИТР, Евгений – водитель тягача, Лексеич –дизелист и Сергей – сварщик. Постучались в вагончик, там тепло, телевизор и борщ варится. Нас пригласили к столу, напоили горячим чаем с печеньем, потом Денис провел нас по стоянке, показал технику – тягачи, вездеходы, виброустановки. Нас накормили борщом, Женя сам печет отличный хлеб. Оказалось, что у Дениса день рождения, еще и выпили за него. Но на нас водка уже не действует, даже не интересно. Поговорили о фантастической рыбалке в Азии, о путешествиях, узнали последние новости. В центре России жара под 40, леса горят, все в дыму, в Европе и в Китае наводнения. Может, жару еще застанем. Довольные пошли дальше. И солнышко выглянуло. Зашли в Адзьвевом, через 8км. Очень красивый, чистенький поселок, тротуары, яркие крашеные домики. Хлеб в магазине уже разобрали, купила только 2 банки рыбных консервов на дорогу. И пошла искать молоко. В поселке всего 3 коровы, в 2-х домах молока уже не было, но угостили домашним хлебом. В 3-м доме молоко нашлось, и хлеб продали. Хозяйка уже заметила нашу лодку, расспрашивала меня, откуда плывем, чем питаемся, сказала, что тоже так хотела бы отдыхать. Еще с одной женщиной на огороде поговорила – она удивлялась и восхищалась. Мы сразу выпили по кружке молока с домашним хлебом, это второй перекус. В 15.40 пошли дальше по п.б., под ветром. Идти было легко, тучки уходили налево, красивые облака. У меня начинается раздвоение сущности, на материальную и духовную, и одна над другой подсмеивается. А Волк знает еще и третью, которая наблюдает за первыми двумя и устраивает им проверки и испытания. Много раз видели радуги, яркие, они раскрашивают лес как пленка в старых черно-белых телевизорах. Иногда радуги даже двойные.
Место для стоянки нашли хорошее, дров много, травка, Волк сразу принес из леса 2 подосиновика, на завтра. Еще по дороге заходили в лесок, нашли много морошки и черники, попаслись. Хороший день, спокойный и сухой. Еще одного буровика сегодня встретили, он с лодки проверял сетку – тоже пусто, 1 окунь. Ну мы все же сетку поставили. Я сварила геркулеску, Волк попросил погуще, как он любит, а к чаю чтобы по горсти баранок, а то выдаю по 3 штучки, а нам всего дня 3 плыть осталось. Решили не экономить. Вечер холодный, +7, но тихо.

21 августа.
Всю ночь и утром моросил дождь, небо серое без просветов, все в тумане. Обычно к 10ч распогодится, а к 15ч опять тучи. Сварила кофе, проверили сетку – один большой язь, на уху. Ну и то хорошо. Волк сбегал на 5 мин в лес, притащил мешок грибов. Сварила целый котелок, ухи с грибами. Немного подсушились и вышли в 11.30. Стараемся идти за ветром, если косы – переходим на другую сторону. Вылезли на бугорок, напали на крупную спелую морошку, попаслись.
На перекус встали у обрыва за островом Меркуш-Ди, нашли много окаменелых ракушек на осыпи, чертовых пальцев, отпечатков раковин в камнях. Каждый день что-то интересное, а говорили, что Уса скучная, все уезжают из Абези. Опять все небо в тучах и дымке, холодно, мы обсуждаем планы на крайние дни похода – когда блины, когда и где мыться. Встали в 19ч, сразу пошел дождь. Сварила гречку с жареными грибами, поставили сетку.

22 августа.
Дождь шелестел всю ночь, спали до 9ч, а вылезать надо, костер развести, кофе сварить, а то так и будет дождь идти. Надела дождевик, сапоги и пошла в лес за дровами на растопку. А там красота! Белый мох как ковер. Разожгла костер, сварила кофе, суп с 2 плотвичками (это все, что попало в 2 сетки), с грибами и вермишелькой. Вкусно! Потом пошли в лес, Волк напал на россыпи подосиновиков, набрал целый мешок молоденьких, толстеньких.
Вышли в 12.30. Сразу дождь, ветер в лицо, поползли по п.б. Сильная волна, пришлось поворот идти по большой дуге, это легче, чем против ветра, а река здесь очень широкая. Справа кусты и болото. На перекус встали только в 16ч. Пока я готовила еду, Волк осмотрелся и увидел нечто удивительное и явно искусственное – что-то вроде каменного глобуса с кратерами, наполовину торчащее из глины, весом около центнера. Волк с трудом вытащил его двумя дрынами как рычагами, выкатили и отмыли. Снизу оказалось типа подставочки или расплющилось при падении – откуда? Возились и фотали находку до 18ч. На шаровую конкрецию, септарию не очень похоже, особенно нижняя расплющенная часть смущает. Тогда что это? К сожалению, с собой забрать это нельзя.
Прошли еще немного и встали. Тихо, на небе даже Луна, давно ее не видели. Я сварила котелок грибов, гречку и поставила тесто на оладьи, печь буду с фонарем. А то с утра опять дождь пойдет, как обычно, а мы завтра должны быть уже у моста. Допили водку – как воду пьем, не берет! Сегодня первый раз надела флисовые штаны под низ, сверху камуфляжные рабочие, потом непромокайки – другое дело! Тепло и комфортно, а я их жалела и мучилась в х/б, мерзла. Вообще я уже акклиматизировалась, не зябну и сплю при +5 нормально. Блины пекла до 12 ночи. Сначала не получалось, костер почти потух, пришлось в темноте лезть за дровами на кручу, потом дело пошло веселее, пододвинула дровишку. Оладьи пошли толстенькие и румяные как пышки, правда иногда они падали и потом похрустывали песком. А Волк уже спал, жалко было его будить, хотя свежие оладьи намного вкуснее.

23 августа.
Утром сырость и дождь, как всегда +4. Волк не хочет просыпаться и открывать глаза, уговаривает еще полежать. Вылезла, слазала на кручу за дровами, там полно черники, решила пощипать ее потом, после завтрака. Поели оладьи с кофе, открыли последнюю банку сгущенки. Проверили сетки – пусто. Я сварила молочную рисовую кашу из всего оставшегося риса, получилось много, объелись. За черникой уже не полезли. Надо было мне встать пораньше… Пошли по п.б., у острова Иосиф-Ди встретили роскошную избушку, 5 «звездочек», незакрытую! Только записка на двери – «закрывайте на проволоку, шалит росомаха». И ловушка на росомаху на дереве рядом. В избе есть продукты, постели, печка, заходи и ночуй, но нам надо в Усинск, а вчера мы здесь народ видели, на катере с воздушной подушкой. Баня, к сожалению, недостроена. Оставили здесь муку (0,5 бутылки), соль и угостились зефиркой и конфетами (по паре штучек). Причем Волк мне говорит – не лазай, пошли, а сам уже проверил пакетики. Пошли дальше и Волк увидел мост аж за 10км. Он вообще может увидеть утку и 9 утят у другого берега, и что один утенок нырнул, а река здесь больше километра шириной. До моста дошли быстро, к 15ч. Правый берег пустой, дачи и моторки. Волк велел мне разгружаться и побежал искать людей. Нашел кого-то только к 16ч, сказали, что поезд из Усинска будет в 17.20. Мы в темпе стали сворачиваться и упаковывать рюкзаки. Как ни спешили, уложились в 16.50, добежали до насыпи, а поезд уже пришел и стоит, машинист нам машет – давайте быстрее. Мужики перепутали, это утром поезд идет в 5.50, а вечером в 16.50. Оставалось только подняться, но Волк развел руками и помахал машинисту, что не поедем. Остались ночевать. Везде запустение, здание вокзала разрушено. Раньше здесь стояла воинская часть, охраняла мост – убрали, 2-хэтажки стоят пустые. Я сварила на костре супчик, чай. Ночевать пошли в теплую будку дорожных рабочих, с печкой.

24 августа.
Утром встали в 4.40, упаковали рюкзаки, убрали лишнюю сумку и уже в 5ч были на рельсах. Солнышко вышло, а потом опять туман, морось и холод. В 5.50 пришел поезд, залезли в теплый вагон, билет до Печоры стоит 180р, ехать 3ч. Завтракать будем уже в Печоре, все продукты запихнули в рюкзак. Приехали в Печору в 9.05, это тихий зеленый городок, есть Билайн, Интернет на почте. Нам не повезло, поезд на Нижний Новгород идет только в 22.25, 12ч придется ждать на вокзале. Вот если бы вчера успели на поезд… Целый день ходила по магазинам, закупала продукты поесть и в дорогу, пыталась накормить Волка, а он от безделья сидел и все время что-то жевал. Легче на веслах 40км пройти, чем сидеть и ждать. Кафе дорогие, купила пельмени, взяла котелки и пошла в ближайший дом их варить. Волк рычал и ругался, что пришлось разбирать рюкзак, котелки внизу. Пельмени и чай я сварила у молодой мамы с 2 детьми, рассказала ей о нашем походе. Все-таки не сухомятка. В поезде будет легче, можно чай пить целый день и спать. Приедем в Нижний в 3.15 ночи, можно успеть взять билет на поезд 3.35 до Владимира, не мотаться по электричкам.
К вечеру Волк совсем озверел, сердитый, глаза холодные, вот, день потеряли, сидим тут. Типа, это я медленно рюкзак собирала и мы на 5мин опоздали. Но мы же думали, что поезд в 17.20 будет. Надо было утром меньше спать и по берегам не ходить. Ничего, для меня ожидание – это нормально. В дороге же тоже сидим, но там мы двигаемся. Я походила по городу, по магазинам, на почте в инет вылезла. Можно было еще съездить на берег, памятник основателю заценить, но далеко, час ехать, жалко Волка одного бросать. У него болят руки, мышцы, спина, тянул все лето.  В 22.25 сели на поезд, на платформе играл оркестр.

25 августа.
Волк разбудил меня в 6.30, веселый, отлежался, командует. Вышли в Микуни погулять – ягод не продают, все сгорело летом, даже картошка. Купили жареные пироги с картошкой у бабушки, вкусные. И Волк спать залег. Поговорила с соседкой по купе, у нее дети живут в разных городах, по-очереди ездит к ним в гости.
В Нижний приехали по расписанию, в 3.15. Волк нервничал, успеем ли взять билеты. Быстро сбегала через переход в кассу, позвонила ему, к какому вагону тащить вещи, перетащила свой рюкзак. Сели на московский поезд за 2мин до отправления.
Поход закончен. Это был взрослый поход, интересный, разнообразный, хорошо продуманный и просчитанный. Прошли уверенно, без обид и ругани, с пониманием и взаимной поддержкой. Недостатки экипировки пришлось возмещать личным героизмом. Спасибо всем оказавшим помощь и поддержку!