Весьма симпатичный, хотя и не сложный, уральский маршрут с хорошими условиями подъезда-отъезда. При этом малопосещаемый, в отличие, скажем, от Койвы или Чусовой.
 
У ворот Западной Сибири

V&S07A V&S07A
        Выбору маршрута способствовал просмотр любительского фильма о сплаве по Ивдели. Правда, у нас не было возможности организовать аналогичную заброску на эту реку. Тем не менее, карта подсказала другой вариант похода в этом же районе: по Ваграну от Североуральска (станция Бокситы) до посёлка Маслово на Сосьве. От "железки" к "железке". Однако, при детальном изучении заброски-выброски выяснилось, что вперёд ехать на поезде долго, а обратно - дорого (на интересующий нас поезд были только купейные билеты). К тому же, стартовая станция находится выше Североуральска, а в черте этого города русло Ваграна одето в бетон и местные жители не рекомендуют прохождение этого участка. Поэтому было логично поискать другие варианты заезда и, надо сказать, весьма быстро по телефону нашли ГАЗель в городе Кушва (станция Гороблагодатская). За реальные деньги  проехали ~260 км до самой реки. Высадились на окраине Североуральска. Напротив небольшие скалы, именуемые "Три брата". Более того, договорились с водителем, что через трое суток он заберёт нас из Маслово.
        Честно говоря, информации о реке Вагран у нас было мало, поэтому этот отчёт попытка восполнить пробел во Всемирной Паутитне. До впадения Ваграна в Сосьву прошли около 50 километров (на путь по Сосьве пришлось примерно столько же). После нескольких скал на окраине Североуральска пейзаж становится несколько однообразным, хотя и приятным. Хороших стоянок не слишком много, да и те, в основном, были заняты рыбаками, приезжающими издалека, поскольку селений на Вагране нет. В середине июня воды в реке для байдарок вполне достаточно, скорость течения высокая, препятствия отсутствуют. Впрочем, кто хочет найти приключений - их находит. Расслабившись после обеда, один из экипажей (всего их было три), не сумел разминуться с упавшим поперёк русла деревом, и лодка перевернулась. Сразу вспомнились настоятельные рекомендации о необходимости наличия у гребцов спасжилетов. Это не оспаривается, но возобладало желание уменьшить объём багажа. К счастью, потери были минимальны, да и стоянка на левом берегу, чуть ниже по течению. оказалась приемлемой. Далее нам повезло ещё раз - дождь пошёл, когда мы, в первом приближении, подсушились, поужинали и разошлись по палаткам. К утру он перестал, но практически до захода солнца было пасмурно, что не порадовало фотографов, ибо в низовьях Вагран очень красив. Особенно впечатлило место, именуемое Перейм. Впрочем, его с тем же успехом можно посмотреть со стороны Сосьвы, так как это узкий скалистый перешеек между реками. Имеет смысл подняться на высокий хребет, чтобы увидеть, как они текут в разные стороны. Однако, хорошо нам был виден только Вагран; Сосьва лишь загадочно поблёскивала между деревьев. Зато открывался перспективный вид на Стрелебный Камень - живописную скалу в нескольких километрах от устья Ваграна. Около неё, в устье речки Стрелебка, заночевали. Кострище и место для палаток чуть вглубь от Сосьвы, среди деревьев. То есть место не продуваемое и, как следствие - присутствие комаров. Но особого выбора не было. Кстати, с точки зрения местных рыбаков, интереснее сплавляться только по Сосьве от моста автодороги Черёмухово-Ивдель. В Интернете есть краткое описание этого маршрута, пройденного в июне 2008 года группой школьников под руководством Цыганко. Именно из этого отчёта мы узнали о большом пожарище, на протяжении 10 км перед посёлком Денежкино. Действительность оказалась не столь удручающей, хотя следы пожара имеют место быть. В том числе около скалы Воротний Камень. Она имеет один проём похожий на ворота, а другой (вверху) - больше похож на чердачное окно. Вскоре, перед железнодорожным мостом скалы заканчиваются. Последняя из них называется Денежкин Камень (не путать с одноимённой горой Уральского хребта). Сразу за мостом справа деревня Денежкино. Названия явно подчёркивают золотое прошлое этого района. Правда, самих добытчиков оно не очень обогатило. Посёлки пока ещё жилые, но назвать их процветающими не приходится. Если справа найти небольшую протоку, то по ней, как говорят, можно максимально близко подойти к железнодорожной станции. Но мы пошли дальше. Сосьва, в отсутствие скал, очень напомнила реки нашего Вятского края. Разве что встретились два каменистых переката, никакой сложности не представлявших. А вот остановившись на ночёвку и, затеяв групповую фотосессию в нежных лучах заходящего солнца, так увлеклись процессом, что забыли достать из воды байдарки и одна из них отправилась в автономное плавание. Когда это обнаружили и организовали погоню, она отмахала не меньше 4 км. Подниматься на лодках против течения показалось малопродуктивным и нас выручило то обстоятельство, что в местах поимки и ночёвки к реке близко подходит железная дорога. Поэтому, спрятав одну байдарку в кустах и, погрузив на плечи другую, операцию завершили достаточно быстро, так как путь по шпалам хоть и не удобен, но заметно короче. Остаётся только догадываться, о чём подумали путевые рабочие, когда следующим утром мимо них проследовали двое с рюкзаками и вёслами наперевес.
        Ну, а вскоре, справа, показалось село Маслово - конечная точка нашего маршрута. Отсюда можно уехать поездом. До станции (называется Уралзолото!) от берега примерно один километр. Но нас, согласно договорённости, водитель ГАЗели встретил прямо у кромки воды и доставил обратно в Кушву. По пути было желание сделать небольшой крюк в Верхотурье - Золотое кольцо Урала, но банально не хватило времени.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1