Водный поход группой из четырех человек на двух байдарках (Таймень, Ладога-2 ) по р.Сухона на майские праздники.
Тотьма - Нюксеница - Опоки - Великий Устюг

ПРОЛОГ СОБСТВЕННО

Александр Прытков Александр Прытков
Сенька Сенька
Иван Картавщиков Иван Картавщиков
Полина Картавщикова Полина Картавщикова

Идея водного похода давно витала в воздухе по причине того что по воде не ходили уже лет пять. Ну и из-за аномально бесснежной и теплой зимы возникло предложение пойти на майские по р.Сухона, что как известно в обще на майские не возможно. Как правило к В.Устюгу в эти дни река забита льдами, наводнение подтапливает город и МЧС проводит на льду взрывные работы, что бы лед хоть как то двигался вперед.

Изначально маршрут прорабатывал я и было проработано два варианта - до Устюга(270км) и до Котласа(350км). Естественно нацеливались на г.Котласс и в планах  у нас было пройти с 1 по 8 мая за соответственно восемь дней 350 км (44 км в день в среднем), что по не высокой воде весьма впритык и запасных дней у нас не планировалось в виду ограниченности майских каникул.
Итак, участники четыре человека представлены на фото слева и справа. Одна Таймень и одна Ладога-2.По снаряжению все стандартно.
Сразу скажу что моя Ладога-2 оказалась не готова к большой воде. В районе Устюга где река достаточно широкая при сильном ветре появляются достаточно большие волны и идет захлёст в лодку, что при температурах стремящихся к нулю весьма проблематично. Часть фартука у меня сдуло порывом ветра в реку и он благополучно утонул на втором дне пути. Вывод напрашивается такой - фартук надо шить самодельный из мягкой водонепроницаемой ткани, наверное трехсекционный скрепляя секции на лодке уже липами и объемный что бы легко можно было закрыть как правило торчащие выше верхнего края лодки палатки, рюкзаки etc.
30 апреля 2014 Первые разминочные ходовые часы

В середине дня загрузившись в Вологде в грузопассажирскую газель "Фермер" спустя несколько часов (дорога местами полный трендец) прибыли к месту старта. В обще по плану мы должны были начать маршрут перед островом Дедовым,что бы так сказать обозреть местную достопримечательность, но не смогли туда проехать, потому обозревали только нижнюю часть острова густо поросшего елями.Остров Дедов

Остров Дедов. Единственный на Сухоне, имеющий не намывное происхождение, потому и растительность на нем напоминает настоящую тайгу.  Длина острова - 1.5 км, максимальная ширина - 500 метров. Со стороны основного русла берег интенсивно подмывается, на значительном протяжении имеет обнажения, оползни,обвалы. В обнажениях прослеживаются чередования слоев гравия, галечника и песка разного цвета и механического состава.

Собираем лодки

В планах было пройти город Тотьму и встать за ним лагерем на ночь. Острова Бабий и Внуков проскочили мимо нас не заметно, было понятно что тут наверное остров по обильно торчащему из воды ивняку.

Проходим г.Тотьму

Потрясающе красивы храмы в Тотьме. В обще все советуют потратить пол дня хотя бы на пешие экскурсии по саму городу что бы посетить и храмы и музеи, город с богатой историей мореходства и солеварения.

Встали за Тотьмой, обнаружив проход к берегу в густом ивняке. Итог дня 13.4 км за 1 ч. 41 мин. - хорошая разминка перед серьезным и длинным маршрутом.
1 мая 2014 Первый день пути

1 мая началось хорошей солнечной погодой, которая благополучно и продержалась весь день, жарко конечно не было. Позавтракали, выпили по чашечке кофе (исключительно варили этот благородный напиток), собрали лагерь и отправились в путь.

Фактически в самом начале пути нам после Тотьмы попадается местная достопримечательность камень Лось
Камень Лось
Видимые размеры над водою в высоту порядка 1 метра, что для этого года конечно же не типично.
Во время паводка он обычно полностью скрывается под водой, ну а летом размеры его 8х4 м. при высоте 2 метра.
 Весь день замечательно шли на веслах. Режим установили сразу наш стандартный - гребем 50 минут, 10 отдыхаем дрейфуя. Правда потом немного поменяли - через пару часов стали делать остановки приставая к берегу, все же походить поразмяться после двух часов махания веслами - это то что надо уставшему организму.
Обычный наш дневной перекус, мы в общем в  этот раз не заморачивались ни с кострами, ни с чаем. Просто пара банок консервов с хлебом и водичька.
Конец ходового дня, встаем сразу после какого то ручья впадающего в Сухону, место сухое, площадки есть ровные под палатки, дров много в том числе и крупных из которых замечательно образуются и стол и стулья.
 Тут тоже наш традиционный ужин для этого похода. Поджарка на сковородке - морковочка, лучек, колбаска, кетчуп и все это в котелок к варящейся картошке с тушенкой.

Рецепт как прийти в себя после 50 км. Повторить три раза!

Итог дня 47.4 км., общее время 7 часов 7 минут

2 мая 2014 Второй день

Утро традиционно начинается с завтрака и чашечки кофе

2 мая начало дня
Погода хорошая, идем бойко и начинают наконец то появляться высокие, красивые, нарезанные разноцветными слоями сухонские берега.

10 минутный отдых на воде в дрейфе - некоторые умудрялись размяться во весь рост

Середина дня  - остановились минут на 20 на отдых на берегу у д.Игмас в месте паромной переправы. Такие переправы встречаются дальше довольно часто, в некоторых местах попадались даже выезды к реке уложенные бетонными плитами, ну а тут просто был съезд, а на другом берегу так же дорога выходила прямо из реки.

Судя по всему народ здесь занимается только лесозаготовкой. Ближе к Нюксенице нам попалась деревня Березовая Слободка с красивым храмом стоящем на берегу реки

А это как раз тот редкий мост который присутствует через Сухону за Березовой Слободкой

А Нюксеница вобще как то не заметно проскочила мимо нас - думали что за непонятная деревня и уже только пройдя сообразили что это было

Место для стоянки нашли уже ближе к вечеру напротив деревни Устье Городищенское. Обычно мы стараемся стоять подальше от населенных пунктов, но тут они шли достаточно плотно и стоянок приемлемых было мало. В итоге встали нормально и не пожалели и сухо и ручей рядом и дров достаточно и виды знатные

День был трудный, но оно того стоило. Рекордные 61.5 км за 9 ч. 15 минут.
3 мая 2014 Третий день пути

День начинается как обычно, встаем, завтрак, собираем лагерь.DSC02725

Правда этим утром мы решили опробовать в качестве средства гигиены дополнительно еще и сухой шампунь, потому на некоторое время стали выглядеть с головами покрытыми инеем

В общем результата от такой гигиены чуть. Убедились в очередной раз - хочешь помыть голову - нагрей воды и помой ее!

Ну и как обычно отправляемся в путь, погода с утра не балует - пасмурно и прохладно.

Тут на пути нам попалась какое то монументальное промышленное строение - целая высоченная одиноко стоящая на берегу реки труба.

На подходе к деревне Озерки (как нас потом поправили местные жители - ударение надо ставить на первый слог в названии деревни) появился весьма красивый высокий но абсолютно пустой берег, а за ним и сама деревня (Геологический памятник природы - Сухонский обрыв у деревни Озерки)

В деревне мы сделали остановку, была запланирована экскурсия к местной достопримечательности - озеру карстового происхождения, обрамленному ступенями террасы. Карстовое озеро имеет глубину котлована более 15 метров. Ну а подходя к озеру мы застали на нем достаточно большое количество уток и одиноко плавающего лебедя, это конечно было неожиданно, понятно что при нашем приближении вся живность встала на крыло и улетела.

Далее спустя какое то ходовое время в середине дня у нас был отдых на берегу на окраине села Бобровское при впадении в Сухону реки Большая Бобровка.

Александр и Арсений сходили к местной достопримечательности. В 1971-72 гг. в поисках нефти было произведено бурение в данном районе, в результате которого из земли забил фонтан высотою более 15 метров, его замуровали, но вода все равно просачивается на поверхность образуя маленькое озерцо. Природа воды сульфатно-хлоридная, зимой  озерцо не замерзает. В общем местная минералка.

День кстати изобиловал видами и достопримечательностями. В конце деревни находиться симпатичный храм и памятник мореходам, все смотрится очень красиво.

Ну а спустя еще какое то ходовое время мы вышли к деревне Вострое, тут конечно панорама открылась просто поразительная.

Обрыв "Безумная Слуда" один из самых оригинальных и впечатляющих на Сухоне. Верхняя часть его разрезана глубокими оврагами, между которыми сохранились высокие земляные "башни" поросшие лесом.  Вид потрясающий, по нашим прикидкам высота берега до 50 метров.
А тут Александр с Арсением решили срезать по протоке под противоположным берегом и сели на мель - пришлось метров 30 тащить лодку волоком.

В общем к концу дня мы уставшие, но довольные от всего увиденного за день нашли весьма хорошую стоянку на широком каменистом берегу (достаточно много всяких окаменелостей - и кораллы и ракушки) и встали на стоянку.

Далее было как обычно - бьем лагерь, делаем костер, готовим ужин, отдыхаем. Необычным было только то что решили лодки собрать в катамаран и поставить парусное снаряжение, чем мы и занимались с Александром после ужина и результаты уже реально оценивали на следующий день.
Итог дня 49.9 км

4 мая 2014

Утро встретило нас приятной солнечной погодой и нашим парусным судном, ждущим нас на берегу и готовым к отплытию под всеми парусами.

По факту наличие паруса в этот день нам ничего не дало. Ветра попутного почти не было, но опыт хождения под парусами надо было приобрести. Пришлось приспосабливаться к катамаранной гребле - я с Полиной загребал слева, Александр и Арсений справа, от таких односторонних нагрузок усталость приходила быстрее, понятно что на байдарке с попеременной греблей все обстоит намного проще и привычнее.
Прошли мы где-то не больше   часа и испортилась погода, пошел противный дождик, налетел сильный ветер и парус наш не выдержал первого испытания

Починили достаточно быстро, просто изначально немного не рассчитали нагрузку на жестяной стакан в который устанавливалась мачта. Утянули дополнительно саморезами, подняли, растянули растяжки и пошли дальше в путь. Дождь к счастью через какое то время прекратился.

Ну а далее в трех километрах от деревни Нижняя Тозьма на левом берегу нам по пути попадается еще одна Сухонская достопримечательность - это водопад Васькин Ключ.

Его уникальность заключается в том, что струя воды изливается из обрывистого берегового откоса примерно с высоты 10 метров. Вид сверху водопада:
Арсений поднялся на самый верх и засвидетельствовал, что водопад образует достаточно мощный источник родниковой воды.  По легенде, черт по имени Васька обиделся на людей и удрал по скале, из которой и стал бить родник. Осмотрев и все тщательно сфотографировав мы отправились дальше. Через несколько километров мы вышли к высокому берегу у деревни Полдарса и были весьма впечатлены тем обилием заготовленной к сплаву древесины что штабелями лежала  на берегу.

По поводу названия деревни у нас случился некий конфуз, смотрели по навигатору и не смогли изначально правильно прочитать название - ну и потом долго еще склоняли это название применительно к местному лесозаготовительному комплексу, дело в том что очень много древесины судя по всему лежит тут годами и просто гниет,ее никто естественно не убирает и с паводками это скорее всего просто уходит в Сухону.

Днем как обычно сделали привал с перекусом, погода не баловала, было достаточно холодно, пришлось искать местечко защищенное от ветра

Далее погода лучше не стала, то начинал идти дождик,  то распогаживалось более-менее. Через какое то время мы вышли еще к одной местной достопримечательности - пороги в районе деревни Опоки (ранее деревня так и называлась - Порог, самое первое название Дьяково). Здесь достаточно протяженная излучина реки с большим уклоном, скорось течения самой реки здесь достигает 5 м/с, что сравнимо со скоростью горных рек.

Есть здесь чуть ниже деревни и знаменитая опокская скважива, из которой круглогодично бьет фонтан артезианской воды. Геологи в свое время искали кварцевый песок с целью построения стекольного завода, ну и случайно наткнулись на артезианскую воду, так все и оставили.

Место оборудованное, народу сюда особенно летом едет очень много. Несколько лет назад я тут был другой компанией - стояли пару дней в июне месяце напротив фонтана как раз там где река Стрельна впадает в Сухону, место очень красивое.

Ну а мы пошли дальше, нас опять помочило дождиком но потом погода немного наладилась.

Ближе к вечеру, немного испугавшись  догоняющего нас дождевого фронта, решили дабы не искушать судьбу встать лагерем на берегу деревни Кичуга. Привлекло то, что на берегу был сколочен стол с лавками, но были конечно и минусы - берег высокий - таскать все вещи наверх тяжело, ну и с дровами предполагались небольшие трудности, в деревнях на берегах их просто обычно не бывает. Дождик передумал, погода устаканилась, мы встали лагерем и стали как обычно готовить наш традиционный ужин.

Итог дня 49.1 км за 6 часов 24 ходовых минуты.

5 мая 2014 АТТТТцкий день

Редко на моей памяти бывали походы, когда не возникало мысли "ну на кой мне это надо! зачем я в обще поперся в этот дурацкий поход!". В зимнем походе когда ждешь -20 или даже -30 градусов температура вдруг бахнет +2, снег липнет на лыжи и ничем его не отбить и ты идешь и материшься по чем свет стоит весь день а то и несколько дней подряд. В горах там постоянно приходиться погоду ловить, ну а на байдах на майские проблема бывает тоже одна и понятная - нескончаемый дождь (если снег то это даже лучше) и сильный  встречный ветер.

День начинался нормально, почти как обычно - встали,сготовили завтрак, сходили в деревню в магазин прикупили немного консервов и продуктов, собрали лагерь и пошли. Вначале начался небольшой дождик - было неприятно, но терпимо. На фото кстати еще одна сухонская достопримечательность - мыс Бык, находящийся в устье реки Верхняя Ерга, легенды говорят что тут в свое время обитали разбойники, которые занимались грабежов проходящих мимо торговых судов.

Постепенно дождик превратился в сильнейший ливень, ветер просто свел нашу греблю на нет, мы стояли на одном месте гребли изо всех сил, материли погоду но толку было чуть, потом поднялась сильная встречная волна и мою "ладогу-2"  просто стало захлестывать волной и заливать - ощущения совсем не приятные когда через борт перехлестывает холодная майская вода и ты оказываешься сидячим в этой противной мерзкой луже. В общем после получасовой примерно борьбы с волнами, ветром и дождем мы поняли что дело наше временно проиграно и надо как то спасаться от непогоды на берегу. Далее просто фото, как выживать в такой ситуации.

Специального тента от дождя мы не брали, был у нас прямоугольный парус, который мы так и не опробовали - его и использовали в качестве тента, по правде маловат оказался для такой цели

В общем после какого то количества часов борьбы с холодом и дождем(это было долго и даже присматривали место под стоянку), ветер немного стал стихать и мы решили все же двинуться дальше, все равно уже были мокрые и злые, а тут был шанс немного еще пройти и как то согреться при гребле. К сожалению погода так и не дала нам возможность осмотреть еще одну местную достопримечательность - недалеко от устья р.Мяколица по левому берегу отчетливо просматривалась линза из песчаника (видно что другой структуры и цвета в отличии от остального обрывистого берега). В этой линзе палеонтологи нашли остатки пермских рептилий. Очень хотелось конечно там походить, посмотреть, покопаться, но погода даже не дала шанса достать фотоаппарат и сделать снимок. Жаль.
Промучившись еще какое то время стали искать место для стоянки

В итоге вечер был еще грустнее, тент еле спасал маленький пятачок от дождя, костер конечно сделали, но просушиться под непрекращающимся дождем было не реально. Ужин сготовили тоже с трудом, да и в нас измученных и намерзшихся еда просто не лезла.

В общем к ночи упадок сил - моральных и физических. Ночь тоже не принесла отдыха, ненавистный дождь, который начался утром 5 мая продолжался целые сутки до утра 6.
Всего у нас получилось идти за весь день 3 часа 51 минута и прошли всего 26 километров.
6 мая

День начался на пессимистической ноте, у некоторых членов группы было совсем плохо со здоровьем и это лично у меня вызывало неприятные опасения. Благо не было дождя и это давало определенные надежды, что все у нас наладиться.

Но в общем после сбора и кое-какого завтрака мы стали спускать все вещи к воде на погрузку.

А потом наконец то за много дней такого трудного пути у нас появился постоянный попутный ветер и с учетом того что парус у нас все еще стоял мы резво стали набирать скорость  и в таком хорошем темпе прошло несколько часов. Приходилось просто подруливать веслами и рулем на моей ладоге что бы кат шел куда надо. И казалось что все будет хорошо...
Но ближе к В.Устюгу река стала значительно шире и опять начались неприятности с волнами.

Они заразы набирали силу и высоту, так как ветер из попутного менялся на боковой.

Мы успешно шли под парусом и с боковым ветром, но все же перед Устюгом в районе какого то дачного кооператива волна стала постоянно заливать мою лодку и мы стопнулись что бы переждать и вылить воду. В общем у меня ы тот момент возникли не хорошие предположения что этот ветер еще очень долго не утихнет, а река будет все шире и шире...

Когда все немного стихло пошли дальше, но как я и подозревал продолжалось это не долго, после моста в Устюге опять поднялась сильная волна

Ситуацию я крутил в голове еще с кооператива, понимая что когда мы войдем в Северную Двину все будет с волнами и ветром намного хуже, разлив реки там до нескольких километров и  это меня весьма напрягало, ну и в итоге я принял решение свою лодку с экипажем снять с дальнейшего маршрута, Саша конечно настаивал что бы мы шли дальше, но в данной ситуации я просто озвучил свое твердое решение - идти в Двину с не закрытой фартуком сверху Ладогой-2  это по моему мнению очень не разумно.
 Взяли курс к берегу возле каких то красивых храмов

На берегу разобрали кат. Саша посидел, покурил трубочку, подумал о своем, посовещался с Арсением и принял решение все же идти дальше. Тут мы и расстались собственно. Мы с Полиной собрали лодку, я прозвонил по устюженским транспортникам, благо информация по ним была собрана заранее и изначально предполагалось что идем точно до В.Устюга, ну а если позволит все остальное то и до Котласа. Примерно через час прибыл микроавтобус фольцваген и я с дочерью стартанул в сторону Вологды где и были мы уже к вечеру.
Ну а ребята продолжили путь. Тут они входят в Двину и волна уже начинает и их лодку заливать
Итог дня, я с Полиной прошел 25.9 км и финишировал в В.Устюге, ребята прошли 34 км за этот день, ну и потом они благополучно добрались через 2 дня до Котласа.