Дели - МакЛеод Ганж - Манали - перевал Ротанг - долина Соланг - Нагар - Ревалсар - Дели
 
Знакомство с Индией

МакЛеод Ганж МакЛеод Ганж
Встреча Далай ламы Встреча Далай ламы
Планируя поездку в Индию у меня не было желания пользоваться услугами туристических агенств, и не только по причине значительного увеличения бюджета. Каждое путешествие это таинство. Это общение путешественника с новым, непознанным им культурным пластом, иным образом жизни. Туристическое агенство обладая той же ментальностью что и путешественник  не может предложить ему новый взгляд на мир. Путешествие-это погружение в иную среду, с иным образом восприятия и реакции. Именно непосредственный контакт с иной культурной средой порождает новый взгляд на мир, открывая его ранее не известные аспекты. Благодаря «языковому барьеру» на уровне средней школы, мне удалось не тратить внимание на вдумывание в значение слов и фраз, а принять Индию и буддизм через свое сердце и глаза встреченных мною людей. Поездка в Индию стала для меня медитацией длиною в 21 день.
Условно состоявшуюся поездку можно разделить на три части : МакЛеод Ганж, Олд Манали и Нагар, Ревалсар.

Тачи чиле МакЛеод Ганж

Солнечным майским днем я и четверо моих спутников по дороге поднялись в гору и вышли на площадь МакЛеод Ганжа.
Короткая справка.
В марте 1849 г. после присоединения территории где ныне находится МакЛеод Ганж в ходе второй англо-сикхской войны, на склонах Дхауладхарского хребта были расквартированы военные и гражданские поселенцы, приписанные к гарнизону Кангры.  Центром поселения был городок Дарамсала. К 1855 году чуть выше Дарамсалы уже сформировалось одно из гражданских поселений – МакЛеод Ганж.
К 1904 году Маклеод Ганж стал важным центроми торговли и коммерции в округе Кангра. Большая часть города была разрушена землетрясением в 7,8 балла в 1905году.
В марте 1959 года, Тензин Гьяцо, Далай-лама четырнадцатый, дабы избежать дальнейшего кровопролития, после неудавшегося восстания в Тибете (1959 год) против Коммунистической партии Китая, попросил убежища в Индии. Индийское правительство предоставило ему убежище в Дарамсале, где Далай-ламой было создано правительство Тибета в изгнании (1960 год). А его официальная резиденция разместилась в МакЛеод Ганже. 
Практически из любой точки города нашему взору открывались замечательные виды, либо на горный хребет, либо на долину.
Население МакЛеод Ганжа– индийцы, тибетцы, паломники и конечно же туристы. Сложилось такое впечатление, что ? городка занимают гостиницы. Владельцы гостиниц – в основном, выходцы из Пенджаба, похоже что это самый предприимчивый народ в этом регионе. Основной вид деятельности у коренных жителей МакЛеод Ганжа - торговля и общепит, ориентированные на туристов.  Для меня как украинца ближе оказалась тибетская кухня. Первое понравившееся мне блюдо тибетской кухни – момо. Это блюдо напоминает небольшие варенички с овощами. Жгучие специи, как правило предлагаются дополнительно.В отличии от индийской кухни, тибетцы готовят супы, которые у них называются - тупа. Тупа это легкий вегетарианский суп с овощами и вермишелью, либо с момо. Овощи, тибетцы только слегка прижаривают, что дает им неповторимый вкус и очень легкое усвоение. Специально для мясоедов в меню есть момо с куриным мясом. И конечно же, тибетский чай. Его вкус очень непривычен европейцу. В состав входит чай, молоко, масло и соль. Подобный чай раньше мне приходилось пить в Калмыкии. Тибетский чай очень благоприятно действовал во время всего путешествия, он помогал хорошо переносить жару, лучше чем вода убирал жжение сильно перченной еды и снимал дискомфорт от многочасовых переездов и перепада высот.
На второй день своего пребывания в МакЛеод Ганже мы отправились в монастырский комплекс Цуглаханг.
Короткая справка:
Буддистский комплекс Цуглаханг состоит из храма Цуглаханг, храма Калачакры, монастыря Намгьял Гомпа, резиденции Далай-ламы (Пхотанг).
Храм Цуглаханг является эквивалентов храма Джоханг в Лхасе и почитается всеми тибетскими буддистами в изгнании. В храме установлены божества Будды Шакьямуни в окружении Авалокитешвары и Падмасамбхавы, который принес буддизм в Тибет. В статуе Авалокитешвары хранятся несколько священных предметов, спасенных из храма Джокханг в Лхасе.
Храм Калачакры  содержит настенные изображения Колеса Времени (Калачакры). Ежегодно в пятый день третьего тибетского месяца здесь строят большую мандалу из песка.
Храмовый комплекс возведен из бетона и с точки зрения архитектуры не вызывает особого восхищения. Но та атмосфера которая в нем царит породила желание приходить в него снова и снова. Буддисты очень талерантны, и не строят препонов желающему узнать буддизм поближе.
Во время одной из медитаций, на первом этаже дети играли в мяч, и как ни странно, они не вызывали у медитирующих какого либо негатива.
В один из дней нам удалось познакомиться с одной из практик-простиранием. Минут за 20 выполнения простирания удалось определить его ключевые моменты и поймать состояние. С непривычки, на следующий день ощущалась легкая крепатура. Стало понятно откуда у пожилых тибетцев такое здоровье J

Далай-лама

Краткая справка:
По представлениям тибетского буддизма, Далай-ламы являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченрезиг [spyan ras gzigs] по-тибетски), бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из Лхасы. Далай-лама претендует на то, чтобы считаться также главой всего тибетского буддизма, хотя это и вызывает вполне законную оппозицию в трёх остальных школах, которые имеют своих признанных лидеров, независимых от Далай ламы и Гэлугпы.
Во время поездки в МакЛеод Ганж нам посчастливилось побывать на лекции Далай-ламы.
Лекцию по основам буддизма Далай-лама давал в гимназии для ее учеников, и потому вход в нее для остальных желающих был ограничен. Для иностранцев и желающих послушать лекцию была организована теле и радио трансляция в рядом расположенном храме. Трансляция велась в двух вариантах: прямая на тибетском языке и озвученная переводчиком на английский язык. Прослушивание на английском языке дало налет легкого разочарования, так как соответствующего состояния переводчик не передавал, он передавал только информацию.
Прослушивание лекции Далай-ламы на тибетском языке дало больше результата.
Еще Патанджали писал об одном из способов как сделать ум спокойным: «1.37 Или размышление о просвещеных мудрецах, которые освободились от желаний и привязанностей, или созерцание божественных объектов» (Б.К.С.Айенгар «Йога-сутра Патанджали»).
Медитация на голос Далай-ламы позволила достаточно быстро убрать ожидания, успокоить ум и войти в «поток». В этой медитации удалось получить наставления по медитации и ответы на многие вопросы. После посещения лекции Далай-ламы я поменял свое отношение к религиям. Раньше во мне было некоторое неприятие религий в целом, воспитанное атеизмом. Сейчас я делю течения внутри каждой религии на живое и мертвое. «Живое течение» в религии ведет человека к внутренней трансформации, к эволютивному росту. «Мертвое течение» - это форма манипуляции коллективным сознанием. На протяжении существования человечества, религии способствовали эволюции человеческого сознания. Как только религиозное течение начинало бороться за привлечение «новых душ» в свои ряды, соответственно начинал иссякать его живой источник, и религия превращалась в инструмент власти. В данном контексте нельзя рассматривать всю религию целиком. Живым или мертвым направление делает представитель данной религии. Рядом с человеком чья дхарма реализуется в том, чтобы помогать другим, становиться светло, ум успокаивается и ответы приходят в голову раньше чем их задаешь. Так происходило на лекции Далай-ламы.
Имея достаточный опыт походов по Карпатам, мы отправились знакомиться с предгорьем Гималаев.

Триунд

Перевал Триунд  находится на высоте 2750м. на удалении 8-9 км. От МакЛеод Ганжа. Территория перевала входит в состав заповедника (так по крайней мере нам объяснили). На самом перевале имеется 2-3 полевые кафешки, где могут приготовить чай, рис, жареную картошку и овощи. С перевала Триунд при желании, можно подняться на перевал Индрахар 4350 м.
Приятно удивил сервис на Триунде. Поднявшийся путник может тут найти место для ночлега и питание.  В отличии от Карпат, ощущается что Гималайские горы держаться от человека особняком. В Карпатах с давних времен труд жителей был связан с горами, горы были кормильцами. И некоторые жители даже научились с ними «договариваться» об сохранности скота, о хорошей погоде, путем древних ритуалов. Гималаи же, имеют значительно большую высоту и более суровый климат, не особо располагающий к скотоводству. Да и местное население традиционно научено общаться с природой посредством божеств. Почти в каждом населенном пункте есть храм божеству покровителю.  
Вернемся к Триунду. На Триунде нашему взору открылся вид на МакЛеод Ганж, Дарамсалу, Багсу и Дарамкот.
Видимость с Триунда составляла порядка 20-25км. Густота населенности предгорья Гималаев поражает. Ночью создается впечатление, что нет места в предгорье, где бы не горел огонечек.   
По другую сторону Триунда возвышаются заснеженные вершины Дхауладхарского хребта. Во время занятий йогой, вершины навевают состояние фундаментального спокойствия. Созерцание с видом на МакЛеод Ганж позволяет хорошо успокоить ум, отстранившись от социальной суеты.
Переночевав ночь на Триунде, встретив Солнышко комплексом Сурья намаскар, мы отправились обратно в МакЛеод Ганж. Впереди была долина Кулу, Манали, и искатели кайфа из Европы подкинувшие нам парочку «манипурных» ситуаций……
(Продолжение следует)


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: