Красноярский край / Водный туризм | Спортивный туризм

11 - 27 августа 2011 г.
Первая часть путешествия
11 августа 2011 года – день вылета

Не спалось.. Вроде всё подготовлено.. Собрано..

Но это приятное волнение.. Даже правильнее его назвать предвкушением чего-то неизведанного.. Как перед первым свиданием или свадьбой.. Утром усталости от бессонной ночи в таких случаях не ощущаешь.. потом, конечно же, накроет..

После последнего предотпускного рабочего дня, добирались до аэропорта мы практически все по отдельности.. и вот, наконец-то, встреча в новом зале вылета Шереметьево.. совсем ведь недавно мы тут собирались на Онекотан, совсем недавно?! А год-то прошел уже.. почти..

Юра вдруг, совершенно неожиданно раздает, нам по бутылочке.. колы.. Василич, такую гадость совершенно не употребляющий, берет её только после третьего или четвертого настоятельно произнесенного: «Ты попробуй!!» Немножко коньячку и лимонного сока сделали из нее совершенно божественный напиток! Перепаковка вещей под этот нектар привел к тому, что при взвешивании наши рюкзаки оказались одинаково загруженными, с точностью до 200 г.!!! И абсолютно укладывающимися в современные нормативы. Вот так! Веселью, естественно, не было предела, даже прохождения спецконтроля мы практически не заметили, тем более что за ним предполагалось потребление, становящейся традицией, кружечки отвального шереметьевского пива по драконовским ценам, что и было сделано за пару десятков минут до посадки в стальную птицу импортного производства.. Именно она должна была доставить нас за какие-то четыре с половиной часа, плюс четыре часа разницы во времени - значит к утру следующего дня, в славный город Красноярск.

Все отписАлись домой, выключили телефоны и, после недлинного разбега, взмахнув крыльями (а как же иначе можно взлететь), наша птица взмыла в сумеречное московское небо навстречу скорому завтрашнему восходу..

Началась вторая дремотная ночь, перемежаемая разносимыми напитками, ужином и беспрерывно ходящими в конец салона пассажирами, возвращения которых обратно мне не удавалось зафиксировать..

12 августа 2011 года – Красноярск, Байкит, отплытие

АН-26 - надежная машина - готовится взять курс на Байкит АН-26 - надежная машина - готовится взять курс на Байкит
Аэропорт Байкит - мы у цели.. Аэропорт Байкит - мы у цели..
Подкаменная Тунгуска - мы прибыли! Подкаменная Тунгуска - мы прибыли!
Всё готово к отплытию! Всё готово к отплытию!
Впереди 550 километров.. Впереди 550 километров..
Красоты Подкаменной - самый красивый участок Байкит - Полигус Красоты Подкаменной - самый красивый участок Байкит - Полигус
Скальные перья Скальные перья
Это впечатляет.. Это впечатляет..

В Красноярск прибыли без задержек и происшествий, оперативно получили багаж.. перешли в другой терминал..

Наш вылет в Байкит должен состояться всего лишь через пару часов.. попытались определиться на какой стойке мы должны пройти регистрацию, но это похоже не было понятно и самим работникам аэропорта.. нас пару раз просили перейти к другой стойке, самые нетерпеливые пассажиры (а может быть они просто самые осведомленные?!) боялись не успеть  зарегистрироваться, потом не успеть пройти спецконтроль и т.д. Один из крупных транспортных гейтов страны, а организация работы в нем!!!.. Зато мы успели на втором этаже выпить по вкуснейшему абаканскому пиву под нахлынувшие воспоминания как на этом же самом месте мы с Юрой зимой 2010 года позволили себе «по бутылочке», выбираясь из прекрасного зимнего путешествия в байкальские горы.. От бесплатной розетки подзарядили свои приборы, которые должны нам потребоваться в ближайшие две недели, и отправились топтаться в очередь на спецконтроль..

Ещё одним интересным фактом шикарного аэропорта была минутная разница между двумя сообщениями: «Объявляется посадка на рейс Красноярск - Байкит» и «Пассажиров (далее наши фамилии), опаздывающих на посадку, просим срочно..» :-)

Подвезли нас к ожидающему АН-26-ому.. До этого момента никто из нас на подобном типе средства воздухоплавания не перемещался: потрогали винты, фюзеляж.. всё вполне добротно выглядит :-) Долетим! Обязательно!

Быстрая погрузка, раздача карамелек, настоятельная просьба взять пакетик.. «для мусора» и, совершив достаточно длинный разбег, наша винтокрылая машина, отчаянно жужжа и вибрируя, поставила свой нос в сторону уже близкого посёлка Байкит.. Полтора часа и мы уже увидим цель нашей заброски – Подкаменную Тунгуску! Всего девять часов плюс четыре часа вперед и мы на месте! В отличии от прошлогодней заброски, когда мы до Онекотана добирались более пяти! суток, тут мы толком и прочувствовать-то отдаленность сразу не смогли..

Из самолета выгрузили вещи практически сами, поискали выход со взлетного поля и тут же услышали голос: «Ребята, это вы из Москвы?!».. Сразу поняли, что это Виктор - легко нас вычислил в небольшом количестве прилетевших пассажиров.. Познакомились, загрузились в японское грузопассажирское авто и, сделав небольшую экскурсию по посёлку, Виктор доставил нас к магазину под закупку продуктов и месту, где мы в целости и сохранности забрали свой кат и вещи.. Дальше мы закупили свежеиспеченного вкуснейшего хлеба и, на всякий случай, баллонного газа...

Уже через 40 минут после приземления мы были на берегу этой великой таежной реки.. Вздохнули полной грудью и.. Только тут ощутили, что это совсем не привычный воздух.. Красота вокруг.. На другом берегу, чуть выше по течению стоит столбик с цифрами 545 – именно столько здесь до устья.. до Енисея.. Именно столько нам предстоит отмахать.. Именно столько впереди у нас прекрасных впечатлений, трудностей, красот, физических нагрузок и, наверняка, приятных встреч..

Виктор умчался по своим многочисленным делам, пообещав, что ещё успеет вернуться попрощаться, пока мы будем собирать наш кат..

Василич был отряжен в посёлок за пивом и посмотреть в магазине спиннинг покрепче – с нашими палочками – телескопами, которые только и можно было провезти по новым правилам бесплатно в багаже, на тайменя идти всё равно, что пытаться остановить дикую лошадь, набросив на её шею бумажную бечевку, которой перевязывали раньше коробки..

Кат неспешно собирался, Василич принес для подмоги немножко допинга.. как раз к этому моменту мы перешли к закручиванию шурупов при сборке сидушек.. работа грозила посадкой мозолей ещё до того как мы возьмем вёсла в руки.. И тут появляется Виктор – звонок кому-то и через 10 минут у нас на берегу появляется шуруповерт!! Как могли спешно закончили работу, чтобы не задерживать столь прекрасного человека, который явно успевает делать множество более важных дел, а тут ещё и мы. Слова искренней благодарности и прощание с Виктором, который правда обещает на следующий день нас догнать, отправляется со знакомыми на рыбалку – и это он успевает! :-)

Кстати, Василичу удалось без каких бы то ни было проблем купить спиннинг! Ощущение, что он цельнометаллический – тест на 150! С гордым названием «Кракодил» :-) И всё удовольствие 700 рублей!!

Перепаковались, загрузились, отдали последние распоряжения на работу и в 16.00 мы готовы к выходу!

Ударились по рукам! Традиция, аднака!

Вперед! К Енисею!

Отчалили.. Привыкаем к веслу, к месту на кате, к сидушке, к равномерности гребков, к окружающим пейзажам.. Гребём, кстати, все по разному.. Лёха сразу берется за мелкие и частые гребки, сидящий за ним Юра работает мощно, но через раз от Лёхи, Василич просто монотонно, не напрягаясь, вваливает, по нему невозможно определить степень вложения усилий.. только под конец путешествия иногда подмечалось его непродолжительное купание весла ;-)

План: 5-10 (возможно больше) километров.

Байкит скрывается за поворотом достаточно быстро, и мы оказываемся одни.. Вокруг таежные берега, почти сразу же начинаются скалы.. Попробовали воду – явный привкус нефтепродуктов, результат близости к посёлку.. Гребётся непривычно.. Довольно медленно идем.. К началу сумерек отмечаем, что прошли около 18 км.. Начинают сказываться две предыдущие почти бессонные ночи.. Не помню, чтобы мы о чем-то толковом беседовали.. Так, отдельные фразы..

Решили искать место для первой стоянки.. Сзади слышится шум моторки.. Догоняют местные жители и, справившись откуда мы (теперь можно безошибочно быть уверенными, что по всей реке сразу становится всё о нас известно: кто, что, куда), рекомендуют пройти ещё пару километров и объясняют по каким приметам можно будет там найти избушку – зимовье.. Особенно среди перечисляемых примет нас заинтересовало произнесение слова «ручей» с ударением на «у».. Подумали и решили попробовать, заодно и надо учиться по приметам находить такие избушки, чаще всего скрытые от посторонних глаз за первыми рядами деревьев..

Здесь река представляет из себя практически сплошной плёс, где течение не ощущается.. Вдали сзади опять слышится моторка с чихающим движком.. Опять прямиком к нам.. «Сушите вёсла ребята, хватит грести!».. дежурные вопросы про наличие у нас оружия, сокрушение, что в такие места и без ствола идти дело не правильное, демонстрация своего надёжного товарища карабина, а также его стрелковых качеств.. И после этого последовало предложение дотащить нас до зимовья на прицепе.. мы отнекиваемся, говорим о неспортивности, о близости  нашей сегодняшней цели.. узнав о рекомендованной нам для ночёвки избушке, раскритиковали её, сказали, что мы там не поместимся и надо идти чуть дальше.. убивая нашу волю сопротивляться настойчивым уговорам железным аргументом: «без нас вы эту избушку и не найдете! Она тут рядом – ЗА МЫСОМ».. смалодушничали мы в общем.. кинули чальный конец и отдались на волю отчаянно чихающего движка, в который был залит совершенно неподходяще разведённый для этой марки бензин.. Пара наших «возничих» Владимир и Александр - совершенно по-доброму приветливых и весёлых людей, поддерживаемых уже полуопустошённой бутылочкой беленькой.. Любимое выражение, которое звучало из их уст с регулярностью глохнущего двигателя и которое потом, к всеобщему нашему веселью, использовалось нами до самого конца путешествия, было совершенно безобидное: «Ёк, макарек!» :-)

Мы выпивать отказались до момента схода с борта – надеюсь, не обидели ребят отказом.. Надо отметить, что к этому времени значительно похолодало, а мы сидели в дневной одежде, в мокрых сандалиях на голые ноги, в шортах – готовились ведь уже сойти на берег и переодеваться в термобельё!.. Объявление «ЗА МЫС» повторялось пару десятков раз, иногда переходя в «осталось ПАРУ МЫСОВ».. стемнело вокруг полностью.. во время очередной остановки для возлияния, понимая, что теперь мы вообще без этих искренних в своем стремлении помочь людей, не сможем найти ни избушки, ни просто подходящего места для стоянки, я, прямо стоя на неустойчивом кате, переоделся.. Ближе к 12 часам ночи мы уже изрядно умотались.. Третья бессонная ночь накатывала уже в виде внутреннего раздражения.. Ещё через полчаса мы высадились на берег и, пока ребята ловили рыбу – собственно за этим они и выдвинулись под вечер из посёлка, сварили макароны с тушёнкой.. Ребята привезли несколько свежепойманых тугунков: такая мелкая рыбка, похожая на кильку, тунгусы издавна едят её в сыром виде слегка посолив.. Так мы её и попробовали – реально вкусно!

Я вообще был настроен никуда больше «сегодня» не идти, подождать на берегу рассвета и посветлу найти избушку.. коллеги меня не поддержали и мы отправились дальше – в очередной раз «ЗА МЫС».. Время уже приближалось к 2 часам ночи.. Остановились в каком-то месте – Володя и Василич пошли искать избу (сомневаясь, что мы вообще там, где нужно остановились в темноте).. минут через 15 Василич сказал, что зимовье есть и это та самая изба: «у дяди Вани», так называли её ребята.. довольно крутой подъём – в темноте не поломать бы ноги, да и мостик через ручей им с трудом удалось найти в кустах и водрузить на место – вот такая система безопасности.. В домик мы полностью загрузились к 4 часам утра.. Множество интересных историй мы услышали от Володи и Саши за это время, но их естественно у них гораздо больше припасено, и вот мы, например, узнаём, что дядя Лука из книги Заплатина – это реальный дедушка Владимира! Постепенно мои коллеги расходятся спать – Юра с Василичем в баню, Лёха тут же лег на полати и сразу заснул.. До половины шестого мы беседовали.. Ребята собирались «завтра» выдвигаться рано утром.. Вроде и мы улеглись..

Последний раз полноценно спал я уже около 70 часов назад.. Это последние мысли в голове..

Вот так я залез своим описанием на 6 часов в следующий день..

13 августа – р. Гаингда и Мал. Нирунгда, похлебка из капалухи!

Вечерело.. Вечерело..
Такие пальцы встречаются и в других места Земли.. Такие пальцы встречаются и в других места Земли..
Впадает река Гаингда Впадает река Гаингда
Один из самых живописных притоков.. Один из самых живописных притоков..
А дальше всё не менее красиво.. А дальше всё не менее красиво..

Завтра наступило практически сразу..

Меня разбудили два выстрела прямо за стенкой зимовья.. Посмотрел на часы – 9 утра.. Часика 3 поспали.. В зимовье никого, я лежу в спальнике на полу..

Выйдя на свежий воздух, обнаружил всю нашу увеличенную команду за обсуждением утреннего трофея Александра – прямо к нашему зимовью прилетели три глухарки - капалухи и одна из них решила остаться с нами навсегда..

Довольно быстро наши провожатые – попутчики собрались и, поборовшись минут 15 со своим мотором, в течении которого не один раз раздавалось над рекой: «Ёк, макарёк!», отправились обратно в посёлок.. Птица была оставлена нам.. Спасибо ребята! Спасибо за всё! Свое обещание, данное в зимовье, мы тоже обязательно выполним!

Решили промерить расстояние, пройденное «вчера».. Оказалось, что на вёслах мы прошли километров 18, а на прицепе даже чуть побольше – километров около 20.. Три часа сна за трое суток – это маловато.. Мы вынуждены были согласовать требование организмов на полуднёвку..

Переглянувшись, мы разбрелись по спальным местам.. Время – 10 часов утра..

Едва закрыл глаза, слышу, кто-то свистит! Лёха подскочил, и, выглянув на улицу, сообщил: «Причалила моторка.. другая.. два мужика.. один идёт к нам..» После вчерашних рассказов-страшилок о пяти свежебеглых зэках, мы были настороже..

Быстро вылез из домика, предупредил ребят в бане и вышел навстречу..

Не успел сделать пару десятков шагов по тропе, как увидел совершенно удивленное лицо.. Виктора!! «Вы чего это?! Спите по полдня.. Уже полпервого!!» Быстро подсчитал в голове, что поспали ещё пару часиков.. Сообщил вкратце о наших ночных странствиях, а Виктор, в свою очередь, сказал, что они идут на Гаингду, порыбачить.. Не очень ловкая ситуация получилась :-)

«Мы скоро тоже выходим, может теперь мы вас догоним – тут недалеко, а там у нас на сегодня намечена была ночёвка», - я был оптимистичен, но, как оказалось не далёк от истины..

Виктор недоверчиво поглядел на птицу (мы же ему тоже сказали, что без оружия идём).. Я уверил, что это не наших «рук» дело :-) Поверил?! Я ещё раз сказал «Спасибо!» и ещё раз попрощались..

Так.. Время к часу дня.. Пока соберёмся с непривычки, пока перекусим.. Птицу бы ещё  разделать сразу.. В этом опыт у нас только теоретический..

Волюнтаристически объявил подъём по лагерю!

Василич взял на себя разделку пернатого обитальца, я «завтрак», коллеги сборы.. провозились часа полтора.. В результате птица стала похожа на магазинную куру, только гораздо симпатичнее. Готовить будем вечером.. Всё за собой убрали – даже полы вымели второй раз..

Опять в 16.00 мы готовы грести.. Оставшееся на сегодня по плану – 17 километров..

«Спасибо этому дому!» «Спасибо, дядя Ваня!» Очень добротное жилье – любо дорого посмотреть! Правда ребята сказали, что стар дядя Ваня стал, не ходит уже в тайгу.. 80 с лишним.. «Здоровья Вам, многие лета! И ещё раз,  Спасибо!»

Нету тяговой силы.. А вокруг такая красота!! Скалы, залесённые участки.. Вчера «вечером» на буксире прошли одно из самых красивых мест – скалы подходящие прямо к воде, шивера с течением вполне достаточным для того, чтобы отложить вёсла и со скоростью гуляющего велосипедиста смотреть вокруг с открытым ртом.. Жаль, что всё это происходило в сумерках.. на камеру запечатлеть ничего не удалось.. Ну, будут ведь и ещё места!

Ветра практически нет, посему наши не выспавшиеся организмы врабатываются, вкладывая в гребки все имеющиеся силы..

Столбики не забываем выглядывать среди прибрежного кустарника.. Один прошли, второй, вот и третий.. Скоро должно появиться устье Гаингды..

Вдали, только теперь впереди, слышится моторка.. Ну и трафик на реке.. Лодка ГИМС-МЧС.. сбрасывает ход.. «Кто?! Куда?! Почему не зарегистрировались?!» Сфотографировали нас, оплыли вокруг, осмотрели кат.. Попросили в посёлке Бор сообщить в МЧС, что мы дошли, но потом дали свой телефон – позвоните.. Рассказали, что впереди идёт тройка на кате.. «Те вообще вёсла из березы сделали! Вы-то хоть с нормальными и в спасиках!» На этом и расстались, посмеявшись..

Вдали заметили моторку, она стоит носом к берегу и слышно как шумит впадающая река.. Подошли.. В лодке никого, сходим на берег.. по словам Лёхи, лодка похоже та самая, на которой подходил «утром» Виктор.. В третий раз увидеться не удалось, хотя мы некоторое время провели на этом месте, пытаясь опровергнуть все предсказания, которые мы слышали от встречных местных жителей: «На спиннинг рыбалка будет только после Полигуса».. Должен сказать, что ни одной достойной рыбки нам поймать действительно выше этого населённого пункта не удалось! Исключение составляли два маленьких хариуска, пойманных нашим основным кормильцем всех походов – конечно же Лёхой и  ещё одного мной, пойманного на алтайскую балду – снасть такая, подаренная мне Ромой на Телецком озере – до сих пор работает! И на Байкальских горных озёрах, и на Онекотане, и тут на Подкаменной Тунгуске.. Лёхины  хариузы (так тоже сих вкуснейших рыб называют) были выпотрошены и присолены до  следующего перекуса или до вечера.. Пока кто-то мочил блесны, кто-то приготовил  перекус.. стандартный наш перекус: кусочек хлеба, кусочек сала, пару зубчиков  чеснока на нос и в этом путешествии решили добавить ещё одно антибактериальное  и в то же время энергетическое средство: красный острый перец! Ух, тема!! :-)  По глоточку из капитанского бочонка было тоже не лишним..

Решив, что Виктор с приятелем ушли вверх по течению и видимо скоро не вернуться, а вокруг пока вполне светло, мы отправляемся дальше – постараемся продвинуться по завтрашней части как можно дальше, но в пределах разумного..

Пройдя ещё немного, а именно десяток километров, мы достигли устья Малой Нирунгды.. недалеко столбик 480 км.. Время в 8 часам вечера.. надо вставать.. а то сумерки уже близятся..

На последнем сегодня отрезке пути был принят ряд судьбоносных решений:

1) устанавливаем дежурства командами, равными рассадке по бортам нашего плавсредства – Лёха и Юра, потом мы с Василичем;

2) каждое утро дежурные поднимаются в 6 утра и готовят вареную воду под сублиматы, после чего объявляется общий подъем, в 8 мы встаём на воду.. должны встать;

3) не дежурные отвечают за лагерь – его сборку и разборку вечером;

4) каждое утро меняемся бортами для равномерной загрузки плечевого пояса.

Бережок тут имеет значительный наклончик.. нам с Василичем выпала честь применить вёсла не по прямому назначению, а и как лопаты, пока коллеги решали что делать с тушкой капалухи.. она, кстати, успела очень неприятно пропороть мне ладонь на сгибе обломком кости, когда я её выуживал из небольшой лужи в кате..

В качестве лирического отступления, следует отметить, что отверстия в трамплине – средней части ката - это великая вещь! К сожалению в этой версии конструкции их нет, вся дождевая вода скапливается под нагромождением рюкзаков и в течении всего ходового дня или впитывается в вещи, или заставляет плавать отдельно положенные предметы, такие как сухие дрова, которые мы постоянно возили с собой – очень полезная вещь, если не успевают намокнуть..

Первым делом, конечно, пошёл малосоленый хариус.. Эх!  Мировая штука.. Неизменно превосходный результат!

Палатки поставлены.. Как обычно, в отдельном вело«гробике» живёт Василич, остальные в онекотанско-ветроустойчивом жилище.. Коллеги –  дежурные решили нас побаловать варёно-тушёной капалухой с гречневой похлёбкой..  запах разносился над долиной реки задолго до объявления полной готовности  блюда.. нас с Василичем так и тянуло отойти подальше, успокаивая  разговорившиеся (ещё и после хариуса) желудки и регулярно освобождая путем  глотания, полные предвкушения рты.. Коротали время за бесцельным бросанием  блесны и разговорами с прилетевшими, откуда ни возьмись на сорокасильном движке,  местными рыбаками.. у них тоже практически ничего – ловят на пригруженную муху  с поплавком.. также как мы это видели и на Алтае..

«Готово! Подноси тарелки!»

Вот это вещь! Говорят, что когда ешь в первый раз какую-либо пищу, надо загадывать желание.. не знаю, почему это так, но я бы всё равно не успел :-) Обалденный вкус! Основные мясистые кусочки нечто среднее между вкусом мяса птицы и её же печенью, а точнее не среднее, а фантастическая в своей пропорции смесь! Ух! Добавочка! Да под глоточек!! Молодцы дежурные! Уважили!! :-)

Хорошая традиция– читать завтрашнюю легенду, рассматривать карту, предлагать изменения к первоначальному плану, ну и несколько вечеров посвятили продолжению онекотанской традиции читать вслух отрывки из книги – на этот раз, естественно, «В чертогах Подкаменной Тунгуски».. сегодня именно та часть, где дядя Лука – дед Владимира, посадил-таки илимку на камень :-)

Да! Забыл ещё сообщить, что перед самой поездкой Юра одарил себя современным гаджетом – планшетом, незаменимым хранителем истории экспедиции в виде текстовых, аудио и фото файлов.. каждый вечер мы засыпали под мерное постукивание Юриных пальцев по виртуальной клавиатуре, подзвучиваемых также аналогом эффектов старой печатной машинки – нажатием клавиш и переводом каретки при завершении очередной строки летописи клавишей «enter»..

Сон пришёл практически мгновенно с выключением последнего  фонаря.. Завтра мне надо услышать в 5.50 будильник и, не разбудив рядом лежащих  экспедиционеров, как-то добудиться Василича в соседней палатке.. эта часть  моего дежурства была самой трудной каждый раз.. Последняя мысль была о том, что  я не послушал какая мелодия будет звучать в будильнике – понадеялся, что она не  будет колыбельной, а сыграет что-нибудь бодрящее.. щеее.. щщщееее..

Итак, план на завтра: пройти 58 км., 11 из которых сделаны сегодня, пройти остров Польпоро, шиверу Бабушка, порог Дедушка и добравшись до ручья Хакдаткан (как-то это название мне сразу на язык легло, хотя Василич утверждал после каждого моего озвучивания этого красивого слова, что я всё время называю его по-разному :-) ), искать место для первой днёвки.

14 августа – о. Польпоро, «Бабушка» и «Дедушка», р. Хагдаткан

Впадающих ручьев "и не сосчитаешь!.. Впадающих ручьев "и не сосчитаешь!..
Стена Бастилии.. Стена Бастилии..
Впадает Хагдаткан Впадает Хагдаткан
Василич в любую погоду в футболке и шортах.. Василич в любую погоду в футболке и шортах..

«Чёрт возьми, что это за дурацкие звуки?!»

«Яруллаич, похоже, это будильник», голос и лёгкое локтевое движение в мой бок слева..

«Вот оно что.. Сейчас встаю..», а пока на «снуз».. «Интересно, через сколько минут он опять заиграет?!» С первого раза я это как бы не определил, второе нажатие, ожидание в полудрёме и, как оказалось через 20 минут, я уже практически в сапогах и бейсболке.. Правды ради, не обращая внимание на уже происходящую акклиматизацию, отмечу, что дома сейчас 2 часа ночи, а у нас подъём!

«Василич!», - звучит сначала полушепотом, затем более настойчиво.. К весело горящему костру Василич начинает разгребать гермомешки с провизией.. Эта часть процедуры каждый день по несколько раз вызывала наши затруднения, пока однажды Лёха всё не перебрал и после этого только он один мог запустить руку внутрь и, не глядя, выудить на свет нужный пакет! Ну, одно слово (точнее два) – Кормилец! Добытчик!

Вокруг туман.. Весело журчит кристально чистая Малая Нирунгда, сливаясь в Тунгуску двумя рукавами.. Небо затянуто облачностью.. Температура градусов 7-8.. Не жарко..

Кто по паре пакетиков овсяной кашки, кто по паре омлетиков.. чай.. Второй день роюсь в гермомешках на предмет обнаружения маленькой баночки кофе, заброшенной нами ещё из Москвы с катом и, вроде бы, мы её даже видели на берегу Байкита.. Но нет её! Ничего не понятно.. так и не нашли: ни вчера, ни сегодня, ни потом.. Страдаю..

Посуда помыта, влажные палатки собраны – первый раз, потом они уже не были сухими ни разу до самого последнего дня.. Вещи запакованы и загружены.. катамаран покачивается на волнах, приглашая нас отправиться в первый полноценный ходовой день, к первым порогам и к первой днёвке..

8.35 – мы готовы к выходу.. отклонение от графика некритическое..

Набрали темп.. Катамаран норовит вертеться вокруг своей оси, подбираем оптимальные гребки, табаним при необходимости, в общем, всячески развлекаемся.. Пара пройденных столбиков по 5 километров позволяют занять мозг подсчетом средней скорости нашего передвижения.. 7 почти 7,5 км/ч получается..

Красивейшие скалы по берегам продолжаются.. Любуемся ими, пытаемся разгадывать, на что похож тот или иной скальный столб..

В какой-то момент мы поняли, что заблудились! Ну, если бы мы действительно именно заблудились на реке, с картой и ГПСом, то наверно, мы были бы первыми такими в истории и достойны были бы внесения в Книгу рекордов Гиннеса.. нет, мы просто в какой-то момент впали в ступор, увидев остров, похожий по очертаниям на Польпоро, но, сверяясь с надписями на карте, мы понимали, что до него ещё километров десять.. пока включали ГПС, пока поняли, что электронные карты не подгружаются (очередная странность, особенно после зимних наших проблем с проплывающим уже мимо нас названием станции нашего назначения Кичера), пока переводили ГПС-координаты в изображение на карте, которое только подтвердило прохождение нами вышеупомянутого острова, как-то само собой пошли по правой его протоке – несудоходной, а значит более мелкой.. Тут следует добавить, что все встречные говорили о том, что воды в Тунгуске слишком много.. и причина этого не совсем понятна, поскольку дождей затяжных летом не наблюдалось.. Даже встреченные нами уже в 25 км от устья рыбаки, были уверены, что такой уровень воды может быть только из-за её подъема в Енисее, и были очень удивлены, что в верховьях такая же ситуация.. В общем, это осталось для всех загадкой и обусловило наше лёгкое прохождение всех мелких участков и даже порогов.. Последнее было даже несколько обидно..

Процесс поиска себя в пространстве помог нам убить некоторое время монотонной гребли.. Вскоре мы увидели, точнее, как обычно, сначала услышали Большую Нирунгду! Очень живописная речка, обрамленная скальными пиками и мысами.. Стандартно перекусили, побросали с целью, но без результата блесны и мушки и, тщательно привязав вещи к кату и поддув спасики, мы выдвинулись навстречу первым порогам.. Бабушка, правда, представляет из себя шиверу, которую мы по такой высокой воде даже, можно сказать, и не заметили – несколько увеличилась скорость течения и.. всё.. немного повеселились только.. От Бабушки до Дедушки обсудили несколько легенд, связанных с этими названиями, о которых мне удалось почитать предварительно: ничего удивительного в версиях нет - около них кто-то увидел скалы соответствующих очертаний, а также, что когда-то сначала на одном пороге утонул дедушка, а потом на другом - бабушка, которая поплыла на лодке его искать (или наоборот, в некоторых источниках).. в общем вот такие основные легенды.. За этим делом забыли даже посмотреть воротки, которые, как утверждается, ещё сохранились – с их помощью в прошлом затаскивали илимки против течения, используя человеческие и лошадиные силы..

На самом подходе к Дедушке начало натягивать грозовые облака.. небо сильно хмурилось.. за парой поворотов реки уже явно идет ливень.. Обсудили и поняли, что можно пристать к берегу, около показавшегося впереди водопадика, и, накрывшись тентом, переждать грозу.. Так и сделали – минут 5 было у нас на то, чтобы оправиться, сходить до водопада и налить по глоточку из капитанского бочонка, да под кусочек плавленого сырка! Успели к самым первым крупным каплям.. Под тентом вполне уютно, только надо его со всех сторон удерживать от порывов ветра.. Правда очень быстро тент от дыхания намокает и внутри, да и скапливающаяся в центре вода резко уменьшает объем внутреннего пространства, оставляя каждого экспедиционера наедине с самим собой, окруженного со всех сторон тентом.. Самый сильный порыв пережили, выползли на свежий воздух, кого-то даже пришлось будить, и погребли дальше..

Дедушка нам понравился чуть больше.. Стоячие валы сантиметров по 80.. Попрыгали немного в самой струе.. Ни одного камня из-под воды не торчало.. Впередисидящих Василича и Лёху даже позаливало.. Прохождение этого порога (а как потом оказалось и ВСЕХ остальных) было сопряжено с крепким «вмордувиндом», который сильно компенсировал убыстряющееся течение.. В любом случае – развлекуха!

Скоро вдали послышался и Хагдаткан.. Скальные пики отошли немного от берега, а сам берег в этом месте стал представлять из себя совершенно ровные плиты, уложенные чьей-то могущественной рукой стык в стык практически абсолютно горизонтально! Вот по ним-то и стекал, широко разливаясь до сплошного покрытия толщиной сантиметра 3, рУчей Хагдаткан, подпираемый с обеих сторон остроконечными пиками.. Очень много пленки и памяти в аппаратах заполнили мы этим природным феноменом – самый красивый ручей на реке.. Был ещё один, который представлял собой небольшой каскад водопадиков сантиметров по 50-70, но и он не мог сравниться с Хагдатканом! Остальные ручьи просто красивые и всё! :-)

Одна «беда» - тут встать на днёвке негде, да и делать целые сутки будет нечего.. Время ещё не позднее, пойдем дальше – торить завтрашние километры..

Вёсла в руки и опять гребём.. Сильный встречный ветер.. Упираемся основательно.. Скалы всё ниже и ниже – самые красивые места на участке Байкит-Полигус заканчиваются.. А нам надо найти ещё и такое место, где можно было бы завтра полазить по скалам и пофоткать окрестности.. Идем по правому берег.. боремся уже даже с волнами, сильно тормозящими наше продвижение.. даже общаться уже не получается.. При этом мы во все глаза всматриваемся в берега – где-то там может притаиться избушка.. ширина реки в этом месте увеличивается.. уже метров 350-400.. глаза слезятся на ветру и от постоянного напряжения.. от листвы уже рябит в глазах.. В какой-то момент мне показалось, что на другом берегу равномерная картинка вертикальных полос, с намазанными поверх них зелено-салатовыми пятнами, несколько изменилась в одном месте.. явно идет горизонтальная черта – совсем это не должно быть характерно для тайги.. в дальнейшем мне эта особенность позволила так найти ещё несколько зимовий – не все, естественно, для ночевок, а так – для тренировки навыка.. В этот первый раз было много сомнений – надо ведь грести поперек реки почти полкилометра (немного по диагонали), а если там просто стволы поваленные?! Обман зрения?! Сообщил коллегам о своих догадках, начали искать по ранее нам озвученным приметам: рядом обязательно ручей, тропа натоптана, вокруг прорежена тайга (для строительства дома).. Ничего не совпадало или пока не научились издалека определяться.. Гребём на другой берег – по дороге решим! Чем ближе, тем уверенность возрастает.. и сомнения совсем уже исчезают, когда среди деревьев начинает проглядывать квадрат – оконный проем, подкрашенный белым цветом. Ура! Беглый осмотр строения, находящегося на достаточно высоком берегу, не оставляет сомнений – тут днюем!

В одном комплексе с избой, перекрытый навесом небольшой двор с дровницей и свежесрубленной баней.. Всё очень ухожено и сделано по-уму. Как и на всех остальных, встреченных и осмотренных нами зимовьях, никаких замков – закон тайги. Хотя и до посёлка здесь уже недалеко осталось.. Полигус примерно в 6-7 километрах от этого места..

Наше дежурство продолжается.. Совершенно не помню, что мы ели – усталость последних дней давала о себе знать уже основательно.. какое-то второе заварили, чай, хлеб, купленный ещё в Байките, но правда уже заканчивающийся.. распределение спальных мест: Юра в баню, я на полу, коллеги на полати.. А!! Вспомнил! Я же сварил полтора пакета макарон с тушёнкой! :-) Почти всё доели!

Юра берется клеить свой спиннинг.. В какой-то момент сегодня его умудрились сломать в третьем колене.. Починка вышла не вполне успешной.. и, забегая вперед, скажу, что он выдержал ещё десяток забросов и сломался окончательно..

Вечернее подведение итогов дня: 53 км. пройдено, всего стало 117 километров, осталось немножко – 428 километров.. Послезавтрашних километров прошли около 7..

План на завтра: подробно описывать не стоит – днёвка!

Немножко чтива из актуальной даже через 50 лет книги и сон до позднего подъема..

Последние предсонные мысли.. Завтра в очередной раз должна накатить депрессия.. третий – четвертый день путешествия для меня обычно самый сложный период.. Вроде уже втягиваешься в такой режим существования, однако тяга домой достигает своего пика.. Зато, если этот день перетерпеть, то можно путешествовать очень долго.. По крайней мере, потом уже нет такого мучительного томления души.. Надо перетоптаться просто.. Днёвка – самое то!

15 августа – днёвка

Баня на первой днёвке Баня на первой днёвке
А после баньки... А после баньки...
Дежурные за работой Дежурные за работой
Закат на Подкаменной.. Закат на Подкаменной..
Выть, как ни странно, не хотелось.. Выть, как ни странно, не хотелось..

Второе дежурство Юры и Лёхи и второй раз нет раннего подъема! :-) что за дискриминация?! Никуда не торопимся.. особенно Василич.. только он может всю днёвку проночевать.. :-)

Завтрак обычный.. Только неспешный..

Погодка фантастическая! Жарит солнце! К середине дня прогрелось до 15-18 градусов.. Избушка стоит среди деревьев и ветерок, в отличии от сильнейшего на воде, здесь едва уловим.. А это значит.. Мошка! Первый раз надеваем накомарники, а кое-кто и целый антимоскитный костюм.

Рядом с очагом живет любопытный и хитрый бурундук! Вылезает при каждом появлении кого-либо в округе его норы и тут же исчезает, как только завидит камеру!!! Ни одной секунды видео, ни одной фотографии этого вполне общительного зверька нам не осталось.. Видеоохота за ним начиналась не один десяток раз.. К обеду подтянулся и Василич..

Пошли поблеснить.. Мелкий хариус несколько раз отпускался восвояси  и больше ничего.. грозит днёвка без ухи.. Поставили даже донку..

Поход в лес приносит больше удачи – грибы, правда, все переросшие и червивые, зато разнообразие ягод какое!! Брусника, голубика, черника, даже немного клюквы удалось найти.. Если ещё прибавить кустик красной смородины около зимовья и много-много костяники по берегам.. Как вам такой (или такая, а может такое) тутти – фрутти?!

Ноги утопают в ковре из слегка мокрого мха.. хотя Василич утверждал, что ягель - это все-таки больше лишайник, чем мох.. Очень красиво! Мягкие террасы с пробивающимися сквозь ковер деревьями..

Ягод собрали и вернулись к обещанным дежурными оладьям!

Пара бутылочек огненной воды, купленной в Байките и заменявшей нам в первые дни капитанский бочонок, благополучно была прикончена ранее и мы перешли на спирт.. Медицинский спирт (Спасибо Светлане!) требует некоторого умягчения и придания вкусового разнообразия, например, как мы это делали с Юрой в минус 30 в горах Байкала: маленькая баночка облепихового варенья, взятого с собой нашим приятелем Сергеем из прекрасной Кичеры, превратила литр медицинского антисептического раствора в божественный нектар! «А тут», - думаю я, - «ягод полно, сахарку тоже найдем».. Сделал ступку из кружки и маленькую толкушку из ближайшей ветки.. добавил сахару, процедил через марлю и.. конечно же, не попал в пропорцию – первая проба прошла в холостую.. ну не выплевывать же?! Василич был согласен: как с тем, чтобы не выбрасывать ценный продукт, так и с тем, что надо добавить сока и ещё раз попробовать.. Путем медленных итераций, с пятой-шестой попытки мы добились-таки искомого вкусового букета или подходящего для дегустации состояния. По этому поводу была приглашена новая группа дегустаторов, со свежими вкусовыми рецепторами – ими оказали дежурные, уже размешавшие тесто для оладушков.. Поскольку одна экспедиционная кружка была ещё занята остатками варенья (вдруг пришлось бы ещё добавлять и пробовать, добавлять и пробовать..), четвертая порция (не пропускать же нам с Василичем этот подход) была налита в половник.. Общий одобрямс!

Василич ушел собрать ещё ягод – можно же ещё и джем сделать для оладьей!! В общем, все при деле: ребята пекут, Василич подносит, я давлю.. Порционно потребляем свежеиспеченные сладкие кругляшки с джемом и открытой баночкой сгущёнки!! Фантастика! Даже мошка не достает! Творческий порыв исполнителей блюда плещет через край, и мы с Василичем уже попробовали двойной оладушек, с запрятанными внутри кусочками сала и лука.. потом внутри колбаса с чесноком.. потом уже не помню что с чем.. МОЛОДЦЫ!!

Всё очень весело, ещё и баня топится!

Правда, в ней оказался небольшой косячок.. потолок обит досками, окрашенными какой-то химической краской!!! Она выделяет очень неприятный газ, режет глаза и горло и пытается капать при значительном нагреве!! Как так получилось?! Не понятно.. Но пар нормальный, помывка удалась на славу, только до реки бежать далековато.. Ну, да не беда – по разу-два сбегали окунуться.. А после баньки ещё по глоточку и... «Смотрите, какой закат!! Луна полная!!» Срочно за фото и видео камеры, а Лёха, из-за отсутствия такого инструмента, наверное, за грязную посуду! Всё обсняли.. до самой темноты..

Днёвка удалась на славу! Погодка не подкачала, только по скалам не полазили – более менее нормальные скалы были на другом берегу и идти до них было далековато.. Да и ушицы пока не поели.. Ждем до «после Полигуса»..

Итого на завтра: план 59 км., из которых уже 7 пройдено, посёлок Полигус (наконец-то кофе!), р. Енигида, полуостров Юнчинский, порог Мучной и ночевка в районе острова Коченятский.

Видеодневник этой части путешествия можно увидеть тут – все эти дни уложились в 10 минут 25 секунд: