Красноярский край / Водный туризм | Спортивный туризм

11 - 27 августа 2011 г.
Ударная работа!
16 августа – Полигус, п-ов. Юнчинский, пор.Мучной, о.Коченятский

Ёжики в тумане Ёжики в тумане
Посёлок Полигус Посёлок Полигус
Администрация пос. Полигус Администрация пос. Полигус
Магазин и жилые дома Полигуса Магазин и жилые дома Полигуса
Вертолетная площадка Полигуса Вертолетная площадка Полигуса

Опять ранний подъем за мной..

5.50..

«Василич!»..  «Василич!»..

Костер горит, вода кипит, зубы почищены, экспедиционеры разбужены, кашка покушана, вещи собраны и отнесены на берег, посуда помыта, перекус собран в отдельный пакет, кат подкачан, сидушки перемещены на противоположные борта, кат спущен на воду, вещи загружены, вёсла взяты, сели! И так каждый день!

На каждом зимовье есть градусник – традиция, наверно.. Так вот наш сегодня рано утром показывал +6 градусов.. Ветра пока нет, если будет дуть как вчера, то умумукаемся выгребать по плёсам.. Несмотря на температуру, Василич выходит к кату в футболке и шортах, а также в уже двое суток как мокрых сандалиях! Об этих сандалиях потом много веселых фраз было сказано, особенно когда ближе к концу похода Василич начал регулярно, примерно раз в час, чихать! Моя фраза: «О сандалиях, Василич, я тебе ничего говорить не буду!» звучала также регулярно, как «Будь здоров!!»

8.20.. Сегодня опоздание от графика уже меньше.. Правда и палатки не пришлось собирать.. кстати, они там уже двое суток мокрые лежат.. сегодня по-любому надо посушить..

«Спасибо и этому дому!» «Спасибо хозяевам!» За собой всё постарались прибрать..

После отдыха гребётся очень бодро, слаженно и скорость приличная поддерживается..

Пока мы так гребём, есть время подвести итоги первой части путешествия. По 55 км. в день мы делать вполне могЁм, насколько это возможно каждый день – пока вопрос. Снаряга: кат, сидушки – вполне обеспечивают комфорт и скорость перемещения (к кату только бы руль ещё!), в общем, здорово пока все.. Пару дней тревожный встречный ветер был, особенно усиливаясь после обеда, так что желательно к обеду проходить большую часть пути. Останавливаться пережидать мелкие дожди больше не будет – гребём, если только не гроза.

Вскоре вдалеке появляются крыши домов – Полигус! Улица Набережная – такая потом была в каждом посёлке, куда мы заходили. Вертолетная площадка, чуть дальше барак, куда сходятся все провода – администрация, почта и т.д.

Сошли на берег, Юра остался с вещами, мы пойдем искать магазин. Чуть правее вертолетки он обнаруживается.. Муки докупить не смогли – только по 25 кг продают, минимум, соль крупная от 10 кг.. Кофе – самое простое (название не буду упоминать) 180 руб. маленькая баночка, печеньки – вафли, пара бутылочек Красноярской огненной воды на пробу, кило арахиса за 150 руб., шесть помидоров!! всего по 85 руб., под конец вспомнили про пиво и уже уходя, зацепили двухлитровую баклажку тоже какого-то простого крепкого, ещё весеннего завоза.. по… внимание.. 150 руб.!!! Хлеб привозят из Байкита и он тут же распродается.. Дальше пойдем с остатками нашего..

Проходя обратно, обратили внимание на вывеску (как мы поняли) на «Доме культуры», правда слова «культуры» там не было, и он был нами быстро окрещен «Дом без культуры».
Побеседовали с тетушкой из администрации на предмет связи, почты и т.д. – чисто из интереса, и тут она задает странный вопрос: «А, это вы из лодки с красными флажками?!» Мы не поняли.. Как-то отговорились, посмеялись, попрощались и уже подходя к берегу, поняли о чем это она.. спинки наших сидушек, оклеенные красным паралончиком,  в поднятом состоянии и правда похожи немного на флажки.. Вот такое наблюдение :-)

Оглядываемся.. Где только наши люди не живут?!!

Нам особенно время тратить нет возможности, поэтому за вёсла и вперед.

«Друже! А ветерок-то попутный поднимается, кажется!»

Попробовали развернуть тент как парус.. (в качестве лирического отступления: тент этот, где только не побывал и как только не использовался! В основном, конечно, по прямому назначению от дождя и солнца, но также был и ветровой стенкой на островах в Белом море и в Астрахани, шатром-палаткой на Онекотане, подстилкой на песке на пляже Кулинды, упаковкой для вещей, под ним хранили сухие дрова, да и много чего ещё.. отличная вещь!) Парус пару раз даже полностью набирал ветер, но так чтобы постоянно тянуть – не получалось.. помучались немного и бросили это занятие.. тем более, что ветер стих..

Ещё погребли некоторое время и остановились.. Несколько забросов спиннингов и «после Полигуса» сразу начало сбываться! Несколько штук присолили на малосол.

Скалы вокруг основательно понизились, берега залесенные.. река спокойная, но кое где течение явственно ощущается.. Красоты то и дело попадают к нам на фотокамеры..

15 км. прошли сегодня, 20, 25, 30, вот уже и юбилейный столбик – 395 км до устья. Да-да, не удивляйтесь – это 150 км пройдено ;-) За некоторое время до него останавливались на обед на галечном полуострове Юнчинский, кто-то даже окунулся.. Здесь тоже побросали блесны в теплых мелководных заливчиках.. ничего..

На впадении одного из многочисленных притоков видели красный кат.. Наверно, это те самые – с березовыми вёслами :-) На берегу никого не видно, а мы, к тому же идем по дальнему берегу – даже вёслами махнуть некому..

После обеда тянет поспать.. до порога Мучной осталось километра 4-5.. Василич бдит за направлением движения, а все остальные позволили себе тихий час на реке – 15 минутный сон.. очень, знаете ли, бодрит..

Порог Мучной называется так по разбитой когда-то здесь о камни илимке, груженой мукой – долго ещё вода вымывала муку из мешков на дне, от чего вода имела белесый цвет.. А точно ли это так было или художественный вымысел – не знаю достоверно..

Скорость течения увеличивается, вдали шумит вода.. Читали, что порог Мучной, один из самых интересных и сложных на этой части реки.. опять вспоминаем про высокую воду – как хочешь, так и проходи его.. пара ступеней – вторая даже поинтереснее и.. всё.. покачались, попрыгали и даже Лёху не замочили.. Естественно, ветер встречный задул сразу, как только мы вошли в быструю воду..

Ещё километров 15 надо пройти сегодня.. Плюхаем «мыс, за мыс».. Беседуем.. Любуемся..

На следующем сходе на берег обнаружили на нем совершенно свежие следы хозяина тайги, точнее, хозяйки с медвежонком.. Прямо перед нашим приходом они здесь прогуливались.. Разошлись наши пути дорожки..

За очередным длинным поворотом появился остров Коченятский.. наша цель на сегодня.. течение почти незаметно.. всё сильнее и сильнее моросит дождь.. усталость накопилась.. остров почти не приближается.. уже за 55 км сегодня перевалили.. идем опять по правой и опять несудоходной протоке с отсутствующим течением.. резко холодает.. остров тем временем заканчивается и по левому берегу на карте обозначен приток – там мы и встанем сегодня.. доплюхать бы.. через течение перебираемся наискосок..

Тут вроде ничего.. только сплошная галька – палатки ставить неудобно, точнее спать потом..

С нас с Василичем ужин: сублимированный суп, разноображенный салом и перцем с чесноком, чай и по глоточку.. вода кипит медленно под моросящим дождем.. коллеги забрались в палатку – есть будем там.. Как только всё было готово, пошел гораздо более сильный дождь.. А нам уже всё равно :-)

Итоги дня: 57 км. пройдено, всего стало 174 километра, осталось – 371 километр.. Завтрашних километров прошли 5..

План на завтра: 59 км (около 5 прошли уже), идем до самого большого порога на этом участке с одноименным названием Большой или Семиверстный, ночуем в урочище Перевалочная база по возможности в охотничьем домике, обозначенном на карте..

А пока.. чуть-чуть чтива и спать.. как быстро удается выключаться.. на свежем воздухе, под шум дождя, бьющего по палатке, в теплом сухом спальнике..

Завтра не мой ранний подъем!! :-)

17 августа – пор. Большой, ур. Перевалочная база

Небольшой улов на рУчее Холодный Небольшой улов на рУчее Холодный
Водопады тоже встречаются.. Водопады тоже встречаются..
Навигация.. Навигация..
Василич.. Василич..
Вперед - еще идти и идти.. Вперед - еще идти и идти..
Добыча пропитания.. Добыча пропитания..
Василич с "Кракодилом" Василич с "Кракодилом"
Кормилец! Кормилец!

Дождь, шуршащий по тенту и ускорявший сон вечером, ночью переходил в пробуждающую грозу с порывами ветра из ущелья впадающей реки Дягдагли – её название на карте удалось прочитать только при полном свете.. потом пробуждающим эффектом на контрасте стала полная тишина, сладостно обещавшая сухой подъем, а потом опять барабанная дробь..

5.50.. Подъем не мой, но будильник звенит для всех.. Сон – уже совсем не сон.. Особенно, когда коллеги вдвоем одеваются и собирают свои вещи в палатке..

«Ну, что там с погодой?!», - с надеждой произношу я..

«Ветра, явного дождя и других препятствий для выхода – нет!»

Значит, подъем у всех.. «Хорошо это или плохо?!»

Обычные действия.. Палатки, не успев просохнуть (ну хоть проветрились чутка), пакуются снова.. Влажность близка к 100% - туман над рекой, в воздухе взвесь мельчайших капель воды.. А Василич в шортах, футболке и сандалиях.. не удивляет уже..

8.20 примерно.. выходим.. впереди плёсы..

Дождь.. намокаем..

Солнце.. ветерок.. подсыхаем..

Дождь.. опять..

Даже несмотря на обозначенную на карте скорость течения в 0,6 м/с (это примерно 2 км/ч), мы лупим вёслами в среднем на все 2 м/с (это уже 7,2 км/ч).. около 15 километров за 2 часа..

Замечаем на левом повороте реки, по правому берегу живописный водопад – решаем подойти.. однако, на открывающемся повороте, становится виден причаленный красный кат..   Меняем решение – второй раз пройти мимо неудобно.. однако, компания при нашем приближении грузится и отчаливает (возможно и не видели нас).. останавливаемся на их месте и.. ловим больше десятка хариузков (несколько довольно крупных, которые нам даже хариусами не кажутся.. может голец был?!) – почищенные, они едут дальше с нами.. Жарёха будет сегодня!! Если время останется вечером..

Берега стали совсем залесенными.. скалы уже только изредка проглядывают среди кедров, лиственниц и сосен.. Вдали виднеются более высокие сопки.. горами их назвать не можем..

25 километров с остановками за полдня.. нормальный темп.. скоро перекус..

А вот и он.. послеобеденный встречный ветер.. к тому же порог приближается.. а два таких обстоятельства вместе: обед и порог  - двойная гарантия борьбы со стихией.. К тому же дождь опять зарядил..

Перед самым порогом снова обгоняем красный кат – ребята устроили перекус, горит костерок.. На этот раз полноценное обоюдное приветствие :-) или прощание – больше мы не виделись..

Чисто физически так ведь и должно быть – наша скорость выше, значит, сопротивление воздуха увеличивается, но тут!.. Скорость течения на Большом пороге достигает 12 км/ч, а мы (попробовали, поверьте) даже когда ложимся на кат, стоим на месте!!! Зато у нас есть время, чтобы решить задачку (вполне детскую) – почему кат всё время разворачивается поперек течения?! Всё это хоть как-то позволяет не слишком сильно злиться на высокую воду, ветер, потраченные усилия в тот момент, когда надеялись похалявить немного..

Вторая ступень порога позволяет несколько поднять настроение.. попрыгали на стоячих волнах высотой около и чуть более метра.. Всё вполне проходимо по любой траектории.. по такой воде, опять-таки..

После порога оглянулись назад и увидели очень значительный перепад высот.. вдвойне обидно..

Выруливаем после порога в урочище, ветер совершенно не дает продвигаться вперед.. Упираемся, как можем.. Даже перерыв для поиска зимовья сделать некогда, а на ходу всё вообще сливается в одно пятно.. особенно на противоположном левом берегу.. Ослабевание усилий даже одного экспедиционера становится сразу заметным – если не назад уносит, то троих только-только хватает, чтобы стоять на месте.. А ширина тут уже метров 600..

Два километра отгребли, а как полдня прошло.. Заметил все-таки что-то похожее на очертание избы.. гребём через всю ширину реки.. вот так течение явно заметно! Тогда ещё раз убеждаемся в мощи ветра..

Через несколько минут мы на берегу.. Зимовье с берега почти не просматривается – высоко.. да и обрыв.. ни тропинки, ни лесенки.. обходим метров на 400 выше по течению.. там видны признаки тропки и далее два скользких мостка через рукава ручья.. На высоком берегу баня и большой, свежерубленный дом.. Внутри вполне прилично.. остаемся.. да и сил нет идти дальше.. 56 километров за плечами.. половина против ветра..

Вещи перепаковываем – максимум оставляем на берегу с катом.. Надо только переночевать, поужинать и позавтракать..

На подъеме остановился сделать панораму урочища – красотища!! Тайга с каждым днем всё более разноцветная.. Эх.. Чувство глубокого эстетического удовольствия накатывает.. Но времени не особенно много – скоро начнет темнеть..

Рыбу кое-как пожарили над ведром, не найдя костровище.. Вода в ручье мутная – в горах льют дожди.. Чай кончается – у нас осталось на ползаварки.. Взяли пару щепоток у хозяев (надо сказать, что это было первое заимствование в зимовьях чего-либо, кроме дров, которые мы тоже старались по возможности возмещать – хотя бы принести из леса).. Пить такой купаж чая, правды ради, после этого не смогли…

Жарёха Юре с Лёхой удалась на славу! С хрустящей манной корочкой.. По паре рыбок каждому.. да под помидоры (в ТАЙГЕ!!!) с луком и подсолнечным маслом!! Ну и, конечно, по глоточку из бочонка – остатки улучшенного ягодами..

Усталость морит не по-детски.. Укладываемся..

Подведение итогов: 56 километров пройдено сегодня, всего 230, остается 315 – стоим прямо напротив столбика.. Запас хода закончился.. Дошли только до планового места..

На завтра: план всего 45 км – наиболее удобные места для стоянок там, потом длинные Вельминские пороги.. Должны пройти нежилой населенный пункт со странным названием Андрюшкина и левый приток – реку Вельмо. Выше по течению Вельмо, в 8-9 км по дороге есть посёлок Бурный, там магазин.. собственно и поэтому тоже в плане поставил меньше километров – вдруг решим зайти в посёлок?!.. Завтра, к тому же, должны перевалить середину пути..

На этом самый трудный день, как нам тогда показалось, закончился..

18 августа – ур. Перевалочная база, пос. Андрюшкина, р. Вельмо

Четверть тысячи отмахали! Четверть тысячи отмахали!
На привале.. На привале..
Не маленькие рыбки.. Не маленькие рыбки..
Полдороги! "275" Полдороги! "275"
"Осталось меньше, чем прошли уже.." "Осталось меньше, чем прошли уже.."
Но при этом впереди не менее красиво, чем было.. Но при этом впереди не менее красиво, чем было..
Притоки.. притоки.. Притоки.. притоки..
Большие и маленькие.. Большие и маленькие..
Таинство превращения рыбного супа в уху.. Таинство превращения рыбного супа в уху..
Даже на вид вкусно :-) Даже на вид вкусно :-)
Купе на четверых! Купе на четверых!
Геодезический пункт.. Геодезический пункт..

Утро.. Что-то мучительно как-то спалось.. Много раз просыпался.. Под утро вроде вырубился, но две мулатки опять разбудили.. :-) А в довершение ко всему.. будильник.. опять 5.50..

Начинает ныть плечо.. плохой предвестник.. вчера явно перетрудил против ветра.. Посмотрим, что будет дальше..

Утром всё как обычно..

Странно.. Как мы вчера не нашли костровище?! Вот оно, прямо за углом дома!

Вода закипает быстро.. Собираемся тоже без задержек.. Грузим кат..

Встаем на воду в 8.10 – отлично! Вчерашнего ветра как не бывало.. До обеда у нас точно время есть..

Гребём как-то вяловато.. Плечо с каждым гребком уже не ноет, а болит и всё больше и больше.. Хорошо ещё, что перед выходом натёр мазью..

Время уже у обеду.. 19 км. пройдено.. Ручей Хоглаткан.. На одной из карт назван просто Холодным.. Очень шумный и полноводный – решаем встать побросать блесны..

Юра просит мазь – локоть.. Быстро найти удалось только новую – ни разу ранее нами не опробованную.. Натуральное мыло!! Юра с ней боролся минут 20 пока более – менее не втёр..

Все остальные мочат блесны.. Одна поклёвка, вторая.. За струей явно свал и там стоят крупные хариузы! Около десятка этих красавцев оказывает на берегу.. Самый крупный, под килограмм, за Василичем. Вода ХОЛОДНЮЩАЯ!! Ноги сводит прямо в сапогах!! Но азарт рыбалки захлестывает..

Юра ушел снять поближе юбилейную табличку «295» километров до устья, а это значит, что у нас за плечами уже четверть тысячи! Солидно звучит :-)  Кстати, рядом лежала старая табличка – вполне ещё нормальная.. но видно решение о замене принималось исходя не столько из непригодности старой версии, а и по каким-то другим, возможно, финансовым соображениям.. Стоило только красочкой цифры подновить..

Юбилеи что-то часто стали случаться – мозги занимаем и разнообразие вносим, да и про боль так забываешь.. На этот раз табличка «275», а это значит, что половина пути пройдена!! Мы четко в графике! Шестой день из 12 (10 ходовых + 2 днёвки) в пути и ровно полдороги! Ай, да мы! Отметить не позволили себе :-)

Река широкая.. Плёсы выматывают..

Андрюшкина на поверку оказалась одним (на виду) домиком, где на берегу сидело 2 рыбака, по всей видимости, только что закинутых сюда со всем скарбом моторкой.. Помахали.. Нам дальше..

К Вельмо подошли ближе к 6 вечера.. Ветерок поднимается крепкий.. Думаю не стоит уточнять, что он встречный.. Жмемся к правому берегу..

В начале плёса, где впадает Вельмо имеется избушка – углядели.. Мы с Василичем поднялись посмотреть.. Маленький домушка.. На двоих.. места очень мало.. На полках книги.. Посмотрел из любопытства на разнообразие этой библиотеки.. Тут и кое-какая классика, и беллетристика, и даже эротический роман.. :-) Но самым интересным оказалось наличие таежного дневника.. Читать не стал, но захотелось понять дату последней записи.. Оказалось зима этого года.. Что-то около 15 января.. Запись вроде так звучала: «Ушел на (тут название реки)» и несколько фраз ещё про места, которые человек собирается посетить..

Избушка нами была забракована, по причине малого места внутри и полного отсутствия места перед и вокруг нее.. Просто избушка среди тайги, среди зарослей кустарника и травы в рост..

Грузимся.. гребём дальше.. Коллеги явно разочарованы необходимостью ещё грести на фоне неслабой усталости и изнуряющего ветра.. Около полтинника опять уже за плечами.. Все молчат.. Говорят только наши суставы.. Моя рука уже выше плеча вообще не поднимается..

Река Вельмо впадает слева и приносит много мутной воды – выше по течению, как мы читали, добывают золотишко и там работают драги.. вот от них вода в Вельмо, а потом и в Тунгуске и становится очень мутная.. Хотя очень долго вода не перемешивается и разница прямо на глаз очень хорошо видна..

Очередная избушка замечена на склоне.. А мы уже настроились грести до Вельминских порогов.. ещё километров 5-7.. Идем на верх с Юрой.. «Дежа вю».. Я только что это всё видел! Избушка ТОЧНО ТАКАЯ же как и предыдущая! ВСЁ точно так же! Даже книги также лежат. Хотя их состав несколько другой.. и тетрадка – дневник такая же! Запись последняя на начало февраля «Ушел на (название опять какое-то)»!

Усталость берет свое – дальше идти не хочется и Юра берет на себя обустройство: в этом пространстве на двоих организовать ещё два спальных места.. Разгружаемся.. Склон практически вертикальный! Пока всё принесли, пока за водой сходили ещё умотались.. Мы дежурим.. На ужин уха.. Костер разводим быстро, хотя приходится вырубать площадку от травы в палец толщиной и кустарника.. Тут ещё дождь зарядил, и, по словам Лёхи: «Надолго!» Тент вдвоем поставить нереально: я пытаюсь заниматься едой, Юра лежанкой.. Вымок весь уже.. Вдобавок неудачно поставленный котелок с закипевшей водой, в которую я только-только попытался заложить первую рыбу в марле, критически кренится и.. я его хватаю за ручку, получая ожоги всех пальцев.. «Ах, какой я сдержанный, ах, какой я молодец!» Почему-то пытаюсь успокаивать переживающего Василича, но по его настоянию всё же проводим медицинские процедуры.. Вторая вода закипела ещё быстрее – ведь раскаленный котелок я, конечно, героически удержал, но когда спешно ставил, всячески усилием воли отключая команды мозга, что нужно разжать и отдернуть обожженную руку, то он всё равно перевернулся!! :-) Вдвойне обидно..

Дальше уже без происшествий.. Юра помог ребятам с тентом и.. тут же погода наладилась!

Двойная уха по всем нашим правилам удалась на славу! Доесть всё не сумели :-)

Сегодня сон без чтива.. Сил нет.. Запахи мазей, перебивающие рыбный..

Но итоги подвести надо: сегодня пройдено около 54 км, всего стало 284, остается 261.. Запас хода около 9 км!

На завтра план следующий: 55 км. из которых 9 уже сделали – проходим Вельминские пороги и шлепаем до острова Кукуй (да-да, именно такое название). Возможно и до посёлка Кузьмовка удастся дойти – там магазин..

Видеодневник этой части маршрута можно увидеть тут:

19 августа – Вельминские пор, р.Хакдасис, о.Кукуй, пос.Кузьмовка

Разноцветная тайга.. Разноцветная тайга..
И с каждым днем краски всё более разнообразные.. И с каждым днем краски всё более разнообразные..
Набережная дреней цивилизации.. Набережная дреней цивилизации..
Плиты подогнаны одна к другой.. Плиты подогнаны одна к другой..
Пейзажи уже более равнинные.. Березовые рощи.. Пейзажи уже более равнинные.. Березовые рощи..
Буйство красок.. Буйство красок..

Опять всё сначала.. Добавляем только более активную разминку суставов и их растирание..

Три полных ходовых дня уже отгребли после днёвки.. ещё два до следующей.. Психологическая усталость давит – это гораздо серьезнее, чем физическая..

Утром обнаруживаю на торце бревна избы табличку «ГУГК. Геодезической пункт. Охраняется государством. 197 (какой-то) год.»

Повеселились утром как Василич выбирается из двери высотой не более метра и шириной сантиметров 40..

На градуснике +5! А сколько же должно быть в середине августа?! ;-)

Погрузились очень медленно, и вышли уже за половину девятого..

Правда, пошлепали вполне бодро.. Благо до порогов недалеко уже, а там можно будет и похалявить..

Течение заметно убыстряется, мутная вода Вельмо здесь окончательно перемешивается с водой Тунгуски. Расчехляем спиннинги и бросаем вправо – влево.. Юра берется за Кракодила.. Блесна тайменная.. Вдруг, поклёвка! Даже Кракодил почти дугой.. У нас ощущение, что зацеп, но Юра явно чувствует потяжки и мощные рывки.. Остановить кат на таком течении совершенно невозможно.. Секунд 40-50 продолжается борьба с невидимым противником и тут со звуком «Пень..» шнур-плетенка провисает.. Вот так.. Кто?! Что?! Осталось загадкой..

Адреналинчик выплеснулся у Юры солидной порцией, да и мы успели его почувствовать внутри..

Посреди реки на камнях висит большая баржа.. Давненько видно висит..

Опять плёсы.. Молотим вёслами уже почти на автомате.. Ручьев, впадающих то справа, то слева не сосчитать.. Мозоли уже загрубели.. Суставы приработались.. к ноющей боли человек привыкает достаточно быстро.. Острую трудно переносить.. А так организм отключает её как человек, которому загорелась лампочка о некритической аварии, нажимает кнопку: «Да, я понял, услышал-увидел, завтра починю»..

Моторка навстречу.. Два парня и женщина с ними.. Притормаживают.. Вопросов про то откуда мы уже нет.. А вот куда - интересуются.. А потом задают один вопрос, который часто можно услышать, а иногда и просто прочитать в глазах не рискнувшего его задать собеседника: «Ну, и зачем вы на этой резинке..?!» Ребята даже глагола правильного придумать не смогли.. :-) Иногда и сами задаем себе такие вопросы в тех или иных случаях.. «Зачем всё это?!» Зачем с лопатой совковой соваться в Белое море, зачем в -25 идти в горы Байкала, зачем шесть суток уматываться на яхте и лезть в гору, зачем молотить по 50 километров в день воду?! Как ответить на этот вопрос?! Особенно если не себе.. С собой можно и не вдаваться в пространные объяснения.. А вот людей оставлять без ответа или с многозначительным: «А ты попробуй сам..», совершенно неприятно самому.. Фотки и видео не передают ничего.. особенно внутренние ощущения.. При этом ответить на вопрос: «Ну, и как там?!» можно ведь и правдиво: «Прекрасно! +6 утром, дождь каждые три часа проливной, мошка не отстает даже на воде, руки и спины болят, еду надо или тащить, или добывать, костер разводить из мокрых дров, вода +12 – купайся вдоволь».. Зато всё прекрасное оно в ощущениях лежит.. Воздух, текущая вода и шум перекатов, моросящий дождик пламя костра, закаты и туманы.. Свежепойманная и слегка присоленная рыба.. грибы и ягоды.. Как не банально, но плечо товарища, которому доверяешь.. А люди! Люди какие встречаются!!

Много где побывал.. Много чего видел и попробовал.. Не буду говорить пафосных слов, что такую картошку, как на Онекотане, я нигде не ел – «такую» как там, точно нет, но где-нибудь на Лазурном берегу в Ницце ел не мене вкусную, но другую.. Не буду писать, что такого заката, как на Белом море, нигде больше не бывает – «такого» как там точно не бывает, но в Египте видел не менее потрясающий.. Никогда не испытывал ничего более приятного, как облиться на двадцати пяти градусном морозе прохладной водичкой, растереться махровым полотенцем, одеть термобелье и залечь в теплый спальник в натопленном зимовье на Кулинде – да, «более приятного» не испытывал, но испытывал не менее приятные ощущения в зимней Финляндии в натопленной сауне, выбегая периодически обтереться свежевыпавшим снегом на крышу пятизвездочного отеля.. А какой вкус ярче: свежесобранных ягод на Подкаменной Тунгуске или блюда из ягод в ресторане с Мишленовской звездой в Монако?! На что менее жалко отдать тысяч тридцать российских рублей: на то, чтобы съездить на недельку «всё включено» в Турцию или только на самолет по нашей родной стране?! А рыба лучше слегка присоленная пару часов назад просто в полиэтиленовом пакете или та, которую подают в одном из лучших ресторанов в центре Пекина и ты её можешь есть той степени готовности, какой пожелаешь?! Я не могу ответить на подобные вопросы.. Чувствую себя одинаково счастливым и с пивом в руке у бассейна в Турции при плюс 40, и с кружкой спирта в Карельском лесу в накомарнике при лёгком плюсе вообще.. Ну, может быть в Карелии-то как раз чуть-чуть счастливее.. :-)

Вокруг начинаю появляться покосы.. То тут, то там маленькие пяточки с копнами сена, заботливо собранные недавно.. Следы телег рядом с ними.. По карте недалеко посёлок Кузьмовка.. Раньше назывался факторией.. «Развлекаю» коллег рассказами, которые успел прочитать про этот и следующий посёлок.. Это ещё более актуально, поскольку темп на сегодня вполне приличный, вчера прошли сегодняшний кусок, а значит вполне успеваем к вечеру в посёлок..

Его основали (или заселили потом) староверы.. Много противоречивой информации читал о нравах.. От ортодоксальности местных жителей, до полной толерантности.. Но, на всякий случай, готовимся к не слишком приветливой встрече..

Тем временем, показался остров Кукуй.. идем по привычке правой, несудоходной протокой..

Открывается очень красивый берег.. Напоминает набережную древней цивилизации, слегка разрушенную временем.. Идеально подогнанные плиты или даже бетонные мостовые..

Появилась Кузьмовка.. и вскоре мы причалили к берегу..

На высоком берегу видны люди, но при нашем приближении все попрятались.. Лёха остался у ката, а мы пошли искать магазин.. Вокруг как вымерло всё.. Техника стоит на улице.. Вдалеке видны ещё постройки.. По наитию нашли-таки магазин – на нем амбарный замок.. Разошлись в разные стороны.. То тут, то там мелькнет голова с бородой, но пока выходим – опять никого.. Наконец-то к нам подходит парень (трудно определить возраст мужчин с окладистыми бородами).. Сразу после выяснения дежурных вопросов, тут же вся деревня каким-то непостижимым образом узнает о нас всё! Начинают появляться люди (правда женщины и особенно девочки прячутся, завидев нас издалека), навстречу уже на велосипеде едет заместитель продавца (она в отпуске) в магазин специально для нас (а мы до него ещё и не дошли даже!), мужичок какой-то спрашивает, где и что ловили, советует где лучше поблеснить ниже по течению – жизнь забила ключом как по мановению волшебной палочки.. Вот такой посёлок.. Хотя, хоть живут и староверы, но электричество подходит к каждому дому, картошка растет в огородах.. говорят, что в дом можно постучаться и зайти в поисках хлебушка свежеиспеченного.. Смешение правил..

В магазине, кстати, практически всё есть.. Из деликатесов взяли маленькую баночку меда, по шоколадному батончику, чтобы порадовать Лёху, и печенюшки.. пивас весеннего завоза в основном с истекшим уже сроком годности.. Да две булки хлеба Юра добыл..

Лёха там заждался наверно, да и вечереет – надо успеть отойти километра на 2-3 от посёлка.. торопимся..

К Лёхе приблудился уже пес – лучшие друзья стали :-)

Сорокаминутный отдых очень на пользу пошел, плёс мы преодолели быстро, наметив себе точку, где предположительно впадает ручей.. так и оказалось.. Выгружаемся.. Сплошная галька.. Разгребаем крупные камни, ставим палатки.. Ребята готовят ужин..

Вдали слышен звук мотора.. Не совсем привычный.. Почему-то сразу в голову приходит, что это может быть катер на воздушной подушке.. Но у нас плюрализм мнений и решаем, что это также может быть катер с водометным двигателем..

Беру спиннинг и бодрым шагом на вечернюю ловлю.. Не знаю, как я оказался на земле.. Всё произошло в доли секунды.. Мокрый камень и сапоги оказались несовместимыми и совершили покушение на мой локоть.. Обидно..

Что-то ели, что-то пили.. Как-то уложились..

Не хочется ничего вспоминать больше..

Итог дня: более 61 километра! Рекорд! Всего пройдено более 346 км, остается менее 200! А точнее 198 примерно.. Прошли более 15 км от завтрашнего плана!!

На завтра: пятый ходовой день подряд, на этот раз планировали 63 км. Проходим посёлок Кочумдек (на других картах Кочубек и даже Кочудек), а цель по плану – река Столбовая, но там по описанию заповедник, около реки его кордон.

20 августа – пос. Кочумдек, о. Белая коса, р. Столбовая.

Ковер.. Ковер..
Буксировка по реке.. Буксировка по реке..
"Аншлаг" заповедника "Аншлаг" заповедника
Случайно кто-то пролил.. Случайно кто-то пролил..

Наш подъем.. Что-то часто..

Плечо, обожженные пальцы, локоть распух.. Встаю, молчу.. Готовится завтрак.. Василич подтягивается.. Белый свежайший хлеб с медом!

Собрались непривычно быстро, в таком темпе и гребём дальше.. Под дождем много идти приходится..

Плёсы.. Ширина реки уже значительная.. Увидев что-то интересное на другом берегу, уже сто раз думаем, прежде чем пересекать реку.. Метров 500, а то и 600..

Вдруг (не знаю кто первый), кто-то крикнул: «Медведь на другом берегу!» Камеры – фото и видео, сомнения, робкие подтверждения, решаем приблизиться и.. с какого-то расстояния четко понимаем, что это большой камень на острове, искаженный в очертаниях протокой воды и ярким солнцем :-) Групповая галлюцинация!!

А так, день абсолютно однообразный: плюхаем вёслами, беседуем, то размеренно, то с резкими выплесками накопившихся эмоций.. С одним перекусом, без глоточка из бочонка.. То яркое солнце – всё снимаем до футболок, то дождь и ветер – одеваем флисы и дождевые куртки..

С Василичем беседуем о биологии, зоологии, орнитологии, геологии, гидрологии.. Обо всём, в чём мы не настолько сильны, как он.. О прошлой работе, которая нас когда-то всех свела и познакомила.. О посёлке Кочумдек, куда ушла часть общины из Кузьмовки и основала свою, более «правильную», с их точки зрения.. О жизни людей в тайге.. О снабжении, полезных ископаемых, занятости, рыбных ресурсах.. И вообще обо всём вместе..

После обеда ветер поднялся – привычно вполне..

Вот такой денек..

Кстати, идя левым берегом, на одном из правых притоков увидели чуднУю конструкцию плавсредства: то ли две (или три) желтобокие байдарки рядом, то ли кат такой странный.. сверху полукруглый шатер натянут.. или это такая палатка на берегу и сливается издалека с плавсредствами на берегу.. в общем, не поняли мы.. хотя разглядывали и так, и в бинокль.. обсуждали долго.. скоро у нас появится шанс посмотреть поближе, но в тот момент мы ещё этого не знали..

На правом берегу, в районе 155 километра появляется надпись – большие белые буквы, сливающиеся издалека в белую полосу.. Бинокль помогает: «ЗАПОВЕДНИК» и стрелка вниз по течению..

Вдали кордон и лодки на берегу.. Ещё минут сорок шлепать..

Развлекаем себя тем, что представляем как нас сейчас будут встречать на кордоне с оркестром и транспарантами – ведь о нас на реке уже все знают :-)

Оркестр играет (почему-то) «Прощание славянки».. Толпа на берегу кричит «Ура!!»

До нас доносится: «Приветствуем покорителей Подкаменной Тунгуски! Ура!!» и духовые в оркестре продолжают свое: «Пум, пум, пум, пум, пурум-пум-пум-пум-пум» :-D

«Слава гребцам лопатами по Белому морю!» и снова оркестр заглушает очередное «Ура!», «Привет Кулиндинским пляжным лежебокам!», «Ура, покорителям Алтайских гор и перевала Кату-Ярык!» Фантазия наша била ключом :-D

На подходе видим на берегу (именно на берегу) катер – и он действительно на воздушной подушке, именно тот, который мы слышали и видели издалека вчера в темноте.. Техника оказалась ненадежная, вчера также благополучно сломалась и за следующий день была отбуксирована борт в борт традиционным катером, но размером побольше..

При нашем подходе явное оживление.. Несколько больших палаток на берегу, сверху спускаются человек пять – явно по нашу душу.. Готовим, на всякий случай, документы..

Оказалось, что вопреки прочитанному нами, это не часть Енисейско-Столбового заповедника, а Центрально-Сибирский.. на 8 километров он заходит на Подкаменную.. Пройти по реке можно, но приставать к берегу, включая кордон, категорически нельзя. Посему нам надо как можно быстрее убираться – «Начальство приехало с проверкой»,- сообщили работники в лёгком подпитии.. хотя на дворе суббота.. «Через 8 километров на левом берегу увидите «аншлаг» - это конец заповедника, после него можно приставать», - такое напутствие получили мы напоследок, подивившись слову «аншлаг», которым называют вывеску..

Приближаемся и превышаем 50 км на сегодня.. обсуждаем сколько ещё идем и когда начинаем искать место для днёвки..

За этими разговорами опасливо замечаем на берегу медведя! Опасливо по причине предыдущего конфуза с камнем, а потом и по причине реальности живого существа в практически черной шкуре.. Поснимали, пощелкали, проводили до кустов и пошлепали дальше.. по пути выгрузились заснять «аншлаг» с описанием заповедника, его флоры и фауны..

Каждые сто метров даются всё тяжелее.. Накопленная и дневная усталость..

Выглядываем избушку.. Пару раз обманываемся и это стоит нам пару пересечений реки.. Наконец сомнений нет – изба на высоком берегу!

Выгружаемся.. Осмотр: я и Лёха.. Огромный дом, не слишком прибрано в нем.. Спать только на полу.. Банька неказистая, дров нет вообще.. Решаем остаться! :-)

Наконец-то, кроме мошки (о которой я что-то давно уже ничего не писал - привыкли) появляются в большом количестве комары.. Берега стали низкими, скалы отступили, берега местами становятся явно заболоченными..

Готовим на берегу – эстетически это более приятным показалось.. Хорошо, что дрова с собой есть.. Условно сухие даже.. Местное топливо сплошь сырое.. На чай правда не хватило запала – пришлось долго ждать, даже хотели его отменить, но все-таки попили и быстрее наверх, устраиваться спать.. Не забыли только поснимать красивейший закат, который при всей своей красоте, говорит ещё и о том, что погодка завтра грозит нам холодом и дождем..

Подводим итог: сегодня 61 километр. Пять дней подряд больше 50, а два последних больше 60! Всего пройдено 408 километров, остается чуть-чуть – 137. Опережение графика примерно на 13 километров. Два с половиной ходовых дня остается.. Грустновато даже..

План на завтра очень прост: днёвка, рыбалка, баня, стирка, сон и отдых.

21 августа, воскресенье! – ДНЁВКА

Бывало, что и ветра не было.. иногда.. Бывало, что и ветра не было.. иногда..
"Ещё немного, ещё чуть-чуть.." "Ещё немного, ещё чуть-чуть.."
А пока, еще одна ночёвка.. А пока, еще одна ночёвка..
Трофей! Трофей!
Рыбаки! Рыбаки!

Как же хорошо спится..

Опять поздний подъем не в наше дежурство, что кажется несправедливым, но зато на днёвке готовки дежурным больше – это уже кажется компенсирующим :-)

Домик на свежий взгляд выглядит ещё более не убранным.. К этому, конечно, можно привыкнуть или даже забИть и изначально не обращать внимание (так мы и делаем обычно) – в тайге всё стерильно, но в любом случае есть ощущение не «своей» грязи.. Сто раз ловил себя на мысли в походах, что в городе десяток раз бы уже помыл руки (не брезгливости «ради, а здоровья для»), а тут мозг не сигнализирует о таких мерах безопасности.. хотя в самых «вопиющих» случаях – особенно при мелких травмах – никаких поблажек: гигиена превыше всего! :-)

«Днёвка» - как много в этом звуке.. слове.. Что-то делается, что-то естся, что-то наблюдается, что-то снимается (в смысле фото и видео).. Всё очень медленно, размеренно, слегка со скрипом.. Мышцы и суставы отдыхают..

Основная задача – дрова для бани! Вокруг всё сухое вырублено.. ребята притаскивают условно подходящие стволы.. Только что закончилась сильнейшая гроза.. красивое зрелище.. Наша цепная пила производства одной оранжевой компании, которую (пилу, конечно) мы таскаем с собой с Алтая уже четвертую экспедицию, за предыдущие года сделала полтора распила при двух серьезных починках.. тут та же ерунда.. в конце концов, она была оставлена на гвоздике при входе в баню.. хорошо ещё, что ножовка в доме нашлась.. вот с её-то помощью и заготавливались условно сухие поленья..

При протопке бани развесили столько свежевыстиранной одежды, что не верилось в такое её количество, взятое с собой..

После обеда пошли с Юрой побросать вдоль берега до ручья, впадающего метрах в четырехстах ниже по течению и который Василич чуть ранее заклеймил позором: «в ручье рыбы нет!» Только вышли – дождь пошел.. второй раз за сегодня.. решили не возвращаться.. меняем блесны.. ничего.. одна рыбёшка неопределенной наружности зацепилась сдуру.. оставили на изучение Василичу на берегу.. потом найти её так и не смогли.. как провалилась..

Добрались до ручья часам к пяти вечера.. и тут НАЧАЛОСЬ! Каждые два заброса поклёвка.. хариусы вполне трофейные.. вдруг потяжка совсем другая.. Юра вытаскивает небольшую радужную форель! Потом через пяток хариусов у меня удар ещё значительнее.. эта форель была уже вполне себе ничего! На горизонте появляется Лёха – он всегда чувствует, где рыба ловится и где её ловят (не в смысле процесса, а именно результата ;-) ), в других случаях даже палочку не достает.. следующая форель уже за Лёхой.. Покричали Василичу, чтобы тоже шел ловить, но он пока собрал все камеры для фото и видео сессий – решил, что мы обязательно захотим потешить свое тщеславие и запечатлеться с пойманным пропитанием.. Собственно к его приходу, уже ближе к семи часам, ручей решил продемонстрировать выданное ему ранее клеймо.. клёв как отрезало.. везде по воде расходятся круги, а поклёвки ни одной.. Результат чуть более часовой ловли: 26 хариусов и 4 радужных форели!

Поснимались и бегом рыбу чистить в восемь рук, в баню и на готовку: в планах уха и жарёха на ужин и на завтрашний перекус..

Баня – это прекрасно! Даже когда дует из всех щелей, когда камни не прогреваются и едва шипят.. Красота! Даже вновь пошедший дождь не замечается.. особенно под глоточек «с лёгким паром».. особенно в чистой и теплой одежде.. особенно под нашим прекрасным тентом.. мы его растянули рядом с домиком, переместив «кухню» с берега поближе к «спальне»..

Уху варил Лёха, почти уже без подсказок.. ;-) Юра жарил рыбу на вновь придуманном конструктиве: пара полешек и четыре гвоздя дают возможность выдерживать горизонталь протвиня при абсолютно любом состоянии поверхности земли..

Выпросил одну форельку для засолки на перекус завтра.. Присолил, лавровый листик кинул, перчика немного..

Как же всё здорово!

И даже не так страшно выглядит завтрашний ранний подъем.. опять мой..

План на завтра: 54 км., из которых 13 мы прошли ранее. Переходим на последний лист карты, на нем уже есть Енисей! Радостно и немного грустно.. Должны пройти пару островов, именуемых косами, пару шивер, никак не именуемых, и один перекат, именуемый Шиверка. Самая большая достопримечательность – «Щеки».. последние скалы на пути к Енисею.. Где-то читал версию, что именно благодаря им  эту Среднюю Тунгуску и стали называть Подкаменной – для жителей с Енисея, Тунгуска вытекала как бы оттуда - из под камня.. интересная версия..

Вот с такими мыслями и в таком состоянии мы и отдаемся в объятия Морфея..

Видеодневник этой части путешествия можно посмотреть тут: