ж/д мост-ст.Кузема-Белое море-ст.Кузема
18 июля

Белое море, Поньгомская губа Белое море, Поньгомская губа
Сожжение чучела Плохой Погоды Сожжение чучела Плохой Погоды
Это был последний день нашего похода. Ночью на станцию Кузема приходил наш поезд. Надо было только до этого поезда добраться.
Утром особо ретивые личности предлагали вставать в 6. Особо ленивые - в 9. Сошлись на 7. В 7 проснулись, но шел проливной дождь. До 8 провалялись в палатках, вяло переговариваясь.
В 8 дождь закончился, пришлось вылезать, тем более, что дежурят все вместе. Я-то, правда, не вылезла. От нашей палатки был делегирован Витька, который и так вечно ошивается в районе костра. Я же начала собирать вещи.

Витя с Сашей успели сходить посмотреть, как уезжают в Лоухи наши соседи. Поезд действительно остановился, но не столько потому, что наши собратья-туристы ему махали, а более всего потому, что высадил группу железнодорожных рабочих.
Наши отважные мужчины успели за время высадки рабочих и посадки туристов поговорить ажно с самим машинистом. Тот уверил их, что вечером непременно остановится опять, поскольку рабочих надо забрать домой.
Заручившись наивернейшими свидетельствами того, что поезд действительно остановится и мы сможем погрузиться внутрь, мужчины вернулись с этой радостной вестью в наш лагерь, где далеко не все считали, что наши шансы сесть в поезд таким нестандартным способом велики. Теперь проблема снялась сама собой. План идти до Куземы по рельсам 8км отпал как избыточно жестокий. Можно было спокойно заниматься сборами.

Собрались и позавтракали все довольно быстро. Надо было решить вопрос с продуктами. Их осталось ну очень много. Да, мы, завхозы, такие - сердитые и запасливые. Как ни странно, но именно после инвентаризации, которую мы с Аней учинили на Пильдозере, как-то сами собой отпали обеды. До этого мужчины каждый день требовали готовить обед из первого и второго, но после Пильдозера обеды сместились на вечер, ужины стали ночными и лишились существенной части продуктовой нагрузки.
Тащить остатки продуктов на себе не хотелось. Мы с Аней еще раз провели инвентаризацию, разделили на три части те продукты, которые можно было бы использовать в поезде на перекус, отложили в отдельный пакет начатое (я подписала пакет разными радушными призывами и убрала под скамейку на стоянке). Большое количество продуктов было непочато, а потому отложено в отдельный пакет. Предполагалось, что эти продукты мы дотащим до домика, в котором ждут поезда рабочие и предложим эти питательные объекты представителям местного рабочего класса.
Миша, однако, порушил наши благородные планы. Запущенный под тент харитоновской палатки он, по первоначалу, отобрал себе некоторое количество продуктов домой. Но узнав, куда мы собираемся деть остальные, решил, что своя ноша не тянет, вещей у них со Славой не сильно много, а потому одной сумкой больше, одной меньше - погоды не сделает, а продуктов дома больше станет. И забрал Миша себе все продукты))

Поскольку собрались быстро, осталось довольно много свободного времени. С Аней и Женей сходили на мост. Аня снимала на видео, я на фото.

Аня все хотела, чтобы проехал поезд, а она могла снять, как он приближается. Но не судьба. Поезда, до этого проходившие уж каждые полчаса точно, за час не прошли ни разу. К слову, стоило нам уйти, как минут через 15 поезд-таки прошел.

Из пришедших в негодность за время похода вещей Саша решил сделать чучело плохой погоды и сжечь его. Ничего об этом не зная и занимаясь сожжением разнообразного мусора, валяющегося на нашей стоянке, я сожгла Димкины неопреновые тапки. Но ничего, вместо них чучелу потом оденут нитяные перчатки.
Чучело удалось на славу (не на Славу, а именно на славу). У Миши обнаружились запасы жидкости для разведения костра. Чучелко облили и подожгли. (Дождя, кстати, после этого действа ни разу больше не случилось.)

Кроме того, у нас оставались два неразыгранных супер-приза. Посему Витя устроил очередной конкурс - интеллектуальный. Я написала под его диктовку условия логической задачи, потом, невинно бродя по окрестностям, развесила бумажки на деревья.
Дети должны были отыскать все условия задачи и, собственно, задачу решить. 2 из 6 бумажек остались ненайденными и дети воспользовались накопленными магическими силами, чтобы у Витьки тайну двух этих листочков вызнать. (Если отчет читают мои студенты, то они, возможно, и вспомнят задачу про 5 английских джентльменов - Смита, Джонса, Брауна, Льюиса и Томсона).
Решали дети долго. В итоге, особую активность и сноровку проявили Нюта и Женя, которые уже имели опыт решения подобных задач. Витька тоже принимал посильное участие. По результатам конкурса, Нюта и Женя получили свои супер-призы: Нюта - подслушивающее устройство, Женька - охотничий нож.
Вот они, дети, - в раздумьях:

Наконец пришло время передвигаться в сторону будки рабочих, у которой должен был остановиться поезд. Собрались и, как и полагается, в несколько приемов, перетащили вещи и свои бренные тела к нужной точке.

Около этого чУдного строения столпились не только мы, но и собственно рабочие, местный дядечка-грибник, умеющий говорить под хохоток исключительно гадости и та самая группа из Воронежа, с которой мы визуально познакомились на Вяккере. Все мы не были скованы одной цепью, но связаны одной целью мы, безусловно, были: мы хотели сесть в электричку. Последняя, кстати, пришла с мизерным опозданием. Мы загрузились в два разных вагона и поехали. Билет до Куземы стоил 11р за человека...

В Куземе нас ждало коробковидное серое здание маленького вокзальчика. В зале ожидания - никого, аж эхо бродит. Расположились и побежали искать магазин, поскольку слухи о том, что в здании вокзала в Куземе есть кафе оказались страшной неправдой.
Магазинов нашли несколько. Закупились, кто чем может. Вернулись обратно в зал ожидания и нажрались всякими "вкусностями" цивилизованной жизни - колбасой, газированной водой, хлебом (уже неделя, как мы едим только криспы) и т.п.

Через некоторое время Сашу с Аней подняла идея, которая в воздухе ранее уже витала, ими же туда и поднятая. А именно: времени только 5 вечера. Поезд придет в 3:30. От Кузем до Белого моря всего несколько километров. И раз уж мы в этое белое Белое море не впали, то почему бы туда не съездить на машине?
Подумано - сделано. Саша вышел на улицу, нашел аборигена именем Иван и договорился с ним о двух ходках до Белого моря. Иван увез Харитоновых (без Женьки) и Мишу (без Славы), а Витька решил нажать на мою совесть, потому что страх опоздать на поезд не давал мне возможности согласиться с авантюрой отделения от вокзала больше, чем на сто метров. Но совесть штука коварная. Витька так давно мечтал увидеть Белое море, а теперь между ним и морем стояла только я со своими вокзальными страхами.
Пришлось, сжав зубы и скрестив пальцы, согласиться.
...Иван, отвезя Харитоновых и Мишу, вернулся за нами. Отвез он нас всех не на ближайший залив, а за дер.Поньгому.
И такой красоты я еще отродясь не видывала...

Иван забрал нас с моря в одиннадцатом часу вечера.
А дальше что? Полубессонная ночь, холод рассвета. Резвая посадка за одну минуту в поезд. И - прощай Белое море, Карелия и свобода. Сутки в поезде и снова Москва...