Еще один день в Иерусалиме
День был посвящен последнему пути Христа
Последний путь Христа

Последний вечер в Иерусалиме был бы неполным, если бы мы не зашли в святую святых Храм Гроба Господня. Попасть мы туда решили так же как Иисус, пройдя весь его путь от начала и до конца.
Сначала, правда решили, немного окунуться в историю и дойти до Львиных ворот, а уж затем вернуться к началу Крестного пути.
Львиные ворота были построены в 16 веке по указу султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного и были единственными в крепостной стене с восточной стороны.
Львиные ворота
Название свое получили от барельефов двух пар львов, вырезанных в камне на фронтоне каждой стороны ворот. По одной из версий ворота с барельефами появились после сна Сулеймана. Там было сказано, что, если он не выстроит вокруг города стену, то в однажды пара львов нападёт на него и на жителей города. Отсюда от Львиных ворот и начинается улица, которая приведет нас к Виа Долороса - улице последнего пути Иисуса.
В этой заметке вместо подробного описания стоянок и достопримечательностей пути остановлюсь на моменте их поиска. Хочу это сделать, так как на основании материалов имеющихся у меня возникли определенные проблемы их нахождения. Особенно в самом начале пути.
Итак остановка первая - место , где Иисус был приговорен к к казни Понтием Пилатом. На этом месте должна была быть башня Антония - место, где проводились суды над обвиняемыми. Место не сохранилось. Согласно всем фотографиям это место выглядит, как вот эта арка, с которой Понтий Пилат и произнес обвиняемую речь или как ворота храма (С табличкой Темница Христа). От нее мы и отталкивались, чтобы найти Первую стоянку. Находится же она чуть ближе к Львиным воротам. Это тоже арка. Рядом с ней лестница (только она находится за аркой, если смотреть от Львиных ворот), а под аркой вход в тот самый монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа - то есть это первая станция, а часовня Бичевания - вторая.
В церковь Бичевания нам удалось зайти. Церковь достаточно молода по местным меркам. Нынешний интерьер появился в 20 веке и посвящен второй стоянке Христа, месту где он подвергся бичеванию. На одной из стен можно увидеть витраж "Бичевание". Над алтарём возвышается золотой мозаичный купол в виде тернового венца.
Стоянки 3 и 4 находятся рядом на углу улиц Виа Долороса и El Wad HaGai по левую руку по ходу движения по пути Христа. Перед тем как дойти до этого места вспомним еще раз о месте, где томился Иисус Христос перед оглашением приговора. Рядом была холодная камера Разбойника Варвары.
Слева будет третья стоянка - вход в небольшую часовню. Над входом Иисус, падающий под тяжестью своей ноши. Внутри небольшой часовни полотно с таким же сюжетом.
Рядом справа - четвертая стоянка -- встреча с Матерью. Как ориентир вверху барельеф, изображающий встречу. Войдя в арку попадем на территорию армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Построена церковь на фундаменте византийского храма,поэтому внутри сохранились остатки византийские мозаики, в центре которых видны следы от подошв сандалий Девы Марии.[
Следующая остановка - пятая находится на углу Виа Долороса и Эль-Вад. По описанию все вроде понятно. Дан угол и вроде как его не найти? Только нигде не написано, что Виа Долороса до этого перед остановкой три уперлась в тупик и вроде как закончилась. Чтобы найти ее продолжение, нужно пройти мимо остановок три и четыре до следующего перекрестка мимо базарных рядов и справа увидим справа продолжение и табличку Виа Долороса. Здесь же на углу францисканская церковь и остановка пять, где римские солдаты , раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Справа от церкви углубление, которое считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.
Продолжим движение вверх по Виа Долороса. У часовни Святой Вероники находится шестая стоянка. Здесь благочестивая еврейка Вероника (впоследствии канонизированной в качестве святой) вышла навстречу Иисусу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. Платок с ликом Христа, Спас Нерукотворный, впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Между двух дверей кусок колонны - это место где находился дом Вероники. Вход в часовню - правая дверь. Внутри все очень скромно. Единственная достопримечательность - табличка о посещении церкви Папой Павлом VI в 1964 году.
На пересечении Виа Долороса с улицей Сукхан эз Зайн ( на карте Гугл она обозначена как Beit Habad) стоит Францисканская часовня. Это седьмая остановка пути. Здесь Иисус упал во второй раз, споткнувшись о порог Судных врат. Через эти ворота выходили осужденные и им в последний раз зачитывали приговор. После приговор обжалованию не подлежал. Плиты порога Ссудных врат на самом деле были здесь найдены при раскопках. Сейчас они находятся в Александровском подворье, которое находится также в Иерусалиме, но принадлежит России.
После седьмой остановки, чтобы двигаться дальше нужно повернуть налево и пройти до первого поворота направо. Это и будет продолжение Виа Долороса.
Здесь у часовня святого Харлампия Иисус обратился к женщинам оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Как ориентир на стене увидим камень с латинским крестом и надписью NIKA.
Чтобы найти девятую остановку придется фактически попасть на крышу Храма Гроба Господня. Для этого от 8 остановки нужно вернуться на несколько метров назад, практически до 7 остановки, повернуть направо по улице Бейт Хабад (Beit HaBad), идти по ней, миновав выход на улицу Aqbat e-Taqiya Ma'alot HaMidrasha слева, пока вскоре справа не появятся ступени, ведущие, формально, на крышу Храма Гроба Господня. На карте внизу путь виден подробно.
Девятая станция - место третьего падения Христа. Остановка (вернее, знак её обозначающий) находится далее, уже около самого Храма Гроба Господня. Пройти к ней можно через зеленую дверь, ведущую (через коптскую церковь и часовню) во двор (атриум) Храма Горба Господня
Храм гроба Господня. Храм или туристический объект

Пусть заголовок покажется многим крамольным, но это мои ощущения от посещения храма. Во многих церквях можно увидеть туристов, но они остаются незамеченными прихожанами и существуют как бы отдельно друг от друга. Что я увидел в этом священном месте. Толпы экскурсантов с экскурсоводами.
Стоит очередь в Кувуклию. Большая часть ее это организованная экскурсии. Ты стоишь перед входом в самое священное для верующего места. Нужно сосредоточиться, подумать о всевышнем, подготовиться к встрече с местом упокоения Христа. А тут с разных сторон только и слышишь рассказы на разных языках и советы где и что надо зажечь и куда это поставить. И это бу бу бу продолжается практически до входа.
Таким для меня запомнился храм с отрицательной стороны. Перейду теперь к насущному и расскажу где и что находится, сопровождая ориентирование с небольшими историческими ремарками от сайта Нить Ариадны. Этот сайт очень помог в ознакомлении с городом.
Храм Гроба Господня

Вход в храм сейчас с юга. Перед нами две арки, одна из которых замурована. Слева от арок колонна с трещиной. По преданию трещина появилась в Великую субботу, когда должен был быть зажжен Святой огонь.
Между православными и армянами-антихалкидонитами возник спор. Чтобы православные не попали в Храм и не получили Святой огонь, армяне подкупили турок и те закрыли вход. Господь пожелал сделать иначе - показать истинную веру Своим огненным перстом". По молитве православных верующих из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.
Справа от Арок 10 остановка Крестного Пути, Капелла Франков и Предел Деления Риз. Это место, где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. На этом месте римские солдаты обычно разыгрывали в кости одежду всех осужденных на казнь - так они поступили и в этот раз.[
Капелла Франков и Предел Деления Риз

Зайдем в Храм. Сразу справа лестница на Голгофу, точнее в помещения, надстроенные над ней. Голгофой называли скалистый холм, на котором казнили преступников. Сейчас над Голгофой построено два придела. Правый католический считается 11 стоянкой и именно здесь Христа прибыли к кресту. Место это носит названия Алтаря гвоздей. Здесь находится Капелла Францисканцев. Самый яркий момент Предела это остаток мозаики 12 века - фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки.
Слева за массивными столпами Православный предел - 12 стоянка крестного пути предел Распятия. Он установлен на том месте, где стоял когда-то крест Спасителя. Позади - изображение распятого Христа и серебряные фигуры Девы Марии и Апостола Иоанна. Считается, что здесь Иисус испустил дух. Чтобы прикоснуться к месту, где был водружен крест Иисуса нужно непременно преклонить колени и немного проползти вперед, под мраморную плиту алтаря. Отверстие обложено серебряным диском (окладом) с изображением страстей Христовых.
12 стоянка

Чтобы увидеть 13 стоянку крестного пути нужно спуститься с Голгофы. и вернуться ко входу. Прямо напротив входа в Храм увидим Камень миропомазания. Здесь его сняли с креста и положили на камень. Прямо над камнем мозаичная икона "Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб". Сейчас над камнем, накрытым плитой, можно увидеть свод из 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская), кругом стоят также десять подсвечников.
13 стоянка

Последняя 14 стоянка находится в Ротонде Храма Воскресения. Это круглое помещение, построенное над Кувуклией. Чтобы в него попасть надо от 13 стоянки повернуть налево. Кувуклия небольшая часовни над скалой с пещерой, где был похоронен Иисус. В той же пещере он и воскрес. Кувуклия состоит из двух частей: первая именуется приделом Ангела который принес Благую весть о Воскресении Христа; вторая придел Гроба Господня. Небольшое помещение, где может находиться максиму 3 человека. Здесь и находиться ложе Иисуса, накрытое плитой, чтоб не растащили.
Кувуклия

Кувуклия священна еще и тем, что на Пасху здесь происходит одно из христианских чудес - Схождение Благодатного Огня.
Дотронувшись до гроба и подумав здесь о многом вышли мы из Храма, закончив тем самы свою поездку в Израиль.