Мы спортивная команда т.к. Глобус состоящая из опытных, весёлых и находчивых путешественников. Нас 10 человек. Все мы очень разные - химики, геологи, инженеры, финансисты и айтишники. Нас всех объединяет то, что мы любим Большие-большие горы. В этом году районом нашего путешествия будет Северо-Западный Памир. Памир поетично называют Крышей мира. Это название особоено подходит к северо-западной его части, ведь тут находятся 2 из 3 семитысячников “советского” Памира. Район этот иследовали легендарные географы Федченко, Корженевский, Дорофеев. Здесь совершали свои восхождения Крыленко, Абалаков и другие выдающиеся альпинисты.Побывать в этих местах - все ровно что притронутся к истории. В своем путешествии мы планируем пройти по знаковым ледникам района - Фортамбек, Вольтера, Москвина, Шини-Бини, Бырс, Сугран, Шагазы. И конечно же пройти интересные и сложные (куда ж без этого) перевалы. А также траверс и восхождения на 5 и 6-тысячники. Так же в наших планах посещение международного альпинистского лагеря и попытка восхождения на семитысячник по неклассическому маршруту. Формально это будет горный поход 6 категории сложности.
Душанбе - Кишлак Кондоу - пик Гоголя 2Б - лед. Шини-Бини - Пер. Дзержинского 3Б - лед. Турамыс - лед. Фортамбек - Лед. Вальтера - МАЛ (поляна Москвина) - Пик Корженевской 7105 - р. Сугран - Кишлак Девсиар - Душанбе

собралась и написала краткое впечатление о походе, которое наверно будет интересно кому-то.

Когда-то на вопрос "ну как тебе поход" Игореша ответил "это самое крутое что я ходил". Вот про этот поход я могу сказать точно так же. Это самый сложный, техничный поход который я ходила. В нем было все.

Началось все с адской жары и сумасшедшей растительности при заносе заброски через Белькандоу и на первом перевале. Мы все время вспоминали Парчевского с его "на Памире высокотравья нет" и нервно смеялись :)) Из ярких впечатлений этой част еще были
- каменно-веточный мост через каньон Суграна (будут фотки - выложу. Действительно впечатляющее сооружение)
- Знакомство с Киемом - местным пограничником, и интереснейшим человеком (но о нем надо писать отдельно)

Потом был пер Шагазы. Категория его 2Б, но сведения о нем были настолько противоречивы. Были отчеты где его шли по 3 дня с двумя ночевками на стене. Мы же перевал прошли изящно, чем сами себя порадовали :)) На выходи прошли каньон о котором при подготовке к походу нам говорили что он не проходим. Этот тоже нас порадовало. Некоторые даже прошли "ключ" каньона 3 раза :))

Заброска несмотря на обилие медведей в районе осталась целая и .... тяжелая.

Траверс пика Гоголя запомнился многочисленными ледовыми горками перед вершиной. Много-много ходили на передних зубьях. На спуске навесили еще 6 веревок. В целом он больше похож на 3А чем на 2Б

Южный Бырс запомнился поиском пути через грандиозные разломы вверху.

пик Ферсмана шли два дня на подъем. За первый день прошли основную техническую часть через разломы. Путь выбрали очень удачно. Нашли хорошее место для ночевки на этой громадине. Когда шли на саму вершину - погода резко испортилась. Ретировались оттуда стремительно. На спуске Дубик сиганул в трещину, но его быстро достали.

После спуска на пер. Шини-Бини оказалось что галки (птицы такие) съели часть нашей заброски. Вкусы у них оказались изысканные - съели сало, мясо в сале, шоколад и шоколадные конфеты.... гады
Спуска с Шини-Бини мы честно говоря боялись. Но в результате оказалось, что мы выбрали можно сказать "идеальный" путь спуска. Я даже не верила до конца что это возможно на такой стене. Камни (кроме тех что пускали сами) шли все мимо. Ну и монолитная немного нависающая стена 100м в походе.... в общем есть на что посмотреть. Перевал с изюминкой :))

Потом мы посетили поляну Сулоева. Кроме разрушенного лагеря там нас ждал мега-вид. Про это место мне кажется сказано - "а горы как сеньоры глядят на нас с укором, судачат без конца". Долина здесь не широкая и горы как бы нависают над тобой. И какие горы!!! Кажется у каждого должно там возникнуть желание срочно залезть хотя бы на ребро Буревесника.
Ледник Трамплинный - отдельное зрелище.

лед Фортамбек, по которому мы шли в МАЛ, несмотря на ожидания, оказался совсем не страшный и приятный для прохождения.

МАЛ на Москвина оказался к нам мегарадушным. Его начальник Алишер - окружил нас заботой, Донецкие альпинисты нещадно кормили печеньками и поили, Одесситы давали умные советы, которые нам пригодились. Львовский гид Игорь Карабин кормил болгарским салом. Все было очень позитивно и прохлаждающе :)) И еще вконец испортилась погода. из-за нее мы просидели лишний день в МАЛе и только через день вышли вверх.
За первый день дошли до 5300 . На второй день поднялись до 5800. Лису тут стало дурно и он с двумя ребятами пошел назад на 5300. А мы же пошли на 6100. По дороге поднялся снегопад, но деваться уже некуда было. Дошли до 6100, переночевали. Сутра уже собирались выходить, когда Паша уронил свой рюкзак. В нем был автоклав и единственная горелка (вторую мы отдали ребятам вниз). Все это разлетелось по склону. Думали на этому уже конец, но спасательная операция нашла все кроме самомсбросов паши --- чудо ---. Вышли к обеду. Дошли до ночевок 6300 и еще на 200м выше. Опять снегопад. Лезть на верблюды без видимости не стали. Заночевали на выполаживании гребня. В принципе тут и стало понятно что идем мы слишком медленно и потеряли уже слишком много времени из-за непогоды и своего творчества. Решили идти сутра радиально и спускаться по пути подъема.
Сутра вышли на восхождения. Как и весь предыдущий путь все пришлось тропить самим. Маршрут идет по гребню через "верблюды". Гребень узкий с множеством подъемов и спусков. Требует хорошей связочной работы. Очень понравился!! Пока вышли на вершину видимость уже исчезла, погода испортилась. Вершина - просто пупырь. Как говорит Коля Охримович - "на АйПетри фотки точно такие же выходят." На спуске встретили испнцев идущих по нашим следам. Они сходили вслед за нами на вершину. Спускались подгоняемые непогодой. Ночевали опять на 6500.
Сутра следы испанцев вниз (они ночевали на 6300) были полностью заметены. Опять тропим, но уже вниз. узкие гребни вниз, доставляют еще больше чем наверх. на 6300 испанцы ждут нас чтоб мы пошли вперед и протропили. Ну чтож , тропим до 6100.
От 6100 до 5800 тропа уходит траверсом. И весь этот склон аж "набух" от снега. Мы не решаемся идти по нему. Да и видимость то пропадает, то появляется. И все больше пропадает. Садимся на 6100 кепятить чай и ждать "у моря погоды". Ждем, пьем, разгадываем кроссворды. Испанцы догнали нас и сидят с нами. В 3 вечера стало больше видно чем не видно. Видим путь до скалы Парус. Пойти весь склон перекрыт свеже-съехавшими лавинами. Температура вокруг явно стала холоднее чем в полдень. Решаем идти. Выставляем наблюдателя, распределяем лавинное снаряжение, распускаем ленты. Ну пошли!!! выходим с интервалом. Когда выходит третий - видимость опять пропадает... везет как утопленникам.... Забираем наблюдателя. Идем. Ели видно людей спереди и сзади. За мной должно быть строе. Считаю - рас, два, три, четыре!!... испанцы опять с нами :))
До скалы Парус добрались без приключений. Вот мы уже на 5800. Теперь надо найти верх веревок. Тут героем оказался Паша который нашел вешку с воткнутым в нее кусочком голубого каремата. Быстро дюльферяем вниз. Весь путь по МАЛовским веревкам перекрыт лавинным выносом....Связываемся и идем вниз. Начинаем смеркаться. Поднимаясь наверх мы пошли по не оптимальной тропе. Правильную тропу мы только видели сверху и хорошо что запомнили. Трека на нее у нас конечно нет. Нащупывает тропу между сераками... и о чудо она поддается нам. Проходим по минимальному треку к лагерю 5300 так нигде и не прикоснувшись к трещинам. Ставим лагерь. Испанцы с нами :)) Глаза ошалелые и в них вопрос "неужели мы сюда попали". Сутра думаем быстро спуститься вниз. Все время держим связь по рации с ребятами которые внизу. До лагеря 5100 тут буквально один переход. Не тут то было. Все в снегу. Где именно спуск непонятно. Со второго раз находим нужный кулуар с веревкой. Правда местная веревка покрывающая самые крутые 10м склона при такой погоде поможет мало. Спускаемся по своей 50м. Еще пол веревки и еще веревка и мы уже почти на 5100. Отпускаем испанцев вперед пока сдергиваем веревки. Слышны крики радости - это испанцы встретили друга который ждал их на все время на 5100.
От 5100 до низа ледника спускаемся очень медленно т.к. камни под снегом это то еще удовольствие. Много спотыкаемся. Ниже ледника сидим и думаем как найти нетривиальную тропу ведущую к лагерю. И тат из тумана появляются два силуэта. Это екатеренбуржцы, которые идут за палаткой и несут провиант испанцам, которых уже начали не то искать, не то просто волноваться. Они протропили тропу и мы по их следам уходим вниз. Спасибо вам ребята! Еще немного скалолазных упражнений на тропе и спуск по ручью и мы попадаем на пыльные ночевки где нас ждут наши друзья !!
Ну а дальше еще Фортамбек, который и в нижней части оказался не так плох, как мы о нем думали.
Потом был перевал Курай Шапак на котором мы прощались с Корженевской и которая приоткрыла нам личико, а потом опустила занавес.
Потом был фееричный поход по р. Ходырша со следами медведя и элементами болдеринга. А также ночевка прямо в русле и прекрасным костром.
Ярким аккордом была тросовая переправа через Муксу. Это такое мероприятие которое стоит попробовать. А после ее проход по тропе вдоль Муксу. Конгломератные склоны с выбоинами под пол стопы - это нечто!
Еще переправа через красный каньон Ширвозы (приток муксу) и быстрый выбег до Иргета.

Потом был еще выезд - но это отдельная история.

Вот в целом и все. Извините за збивчастый текст и все что было упущено. Я постараюсь написать более подробно много моментов, которые действительно стоят того чтоб о них написать.
Поход был яркий и я хотела это немного передать.