День 9.15 августа 2009.

Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Перед подъемом на пер. Кату-Ярык Перед подъемом на пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман

Коо – пер.Кату-Ярык – сверток на д.Лесосека

Пройдено за день -40 км,

Средняя скорость – 7.4 км/ч,

Макс.скорость – 29.4 км/ч,

Время в пути – 5ч 18мин

 Как обычно встаем рано, около 6 утра. Я фоткаю утренние туманные горы, закрывающие от нас солнечный свет. Завтракаем, собираемся и - в путь. Сегодня планы подняться на перевал Кату-Ярык. Выезжаем с острова опять через брод. Холодная водичка заставляет быстро проснуться. Зато выглядывающее из-за туч на небе солнце явно начинает пригревать и радовать глаз. А долина предстает перед нами во всей своей красе.
Свобода царит вокруг. Этой свободой пропитан воздух. Хочется раскинуть руки, чтобы больше ощутить всю мощь этих мест, вобрать в себя частичку гор, воды и чистейшего воздуха. Глаза смотрят вокруг, а внутренний голос говорит «нет, такого не бывает на самом деле, тебе все это снится». Я опять смотрю на все это великолепие и понимаю, что так бывает, и я сейчас именно здесь. Как будто остановилось время. Здесь нет, не было и никогда не будет мировых кризисов, забастовок, терактов. Здесь царит покой, и, наверное, именно здесь живут Боги.
Проехали кемпинг у устья реки Чульча. При планировании похода была мысль устроить тут дневку и сходить на вдп. Учар – самый большой на Алтае. Но мы давно выбились из графика, и поэтому посещение водопада было оставлено на следующий раз.
Долина все сужалась, местами горы прижимали дорогу к крутому обрыву в Чулышман, но вокруг было чертовски красиво. Внизу бурлила река, где-то слева шумел водопад. Мы подъезжали к перевалу Кату-Ярык. Проехали турбазу «Эзен», где какая-то «кукушка» за рулем чуть меня не сбила, пока я сверялся с картой.
Непосредственно перед подъемом мы перекусили на берегу, рассматривая серпантин. Пердели, но лезли в гору УАЗики и джипы. Легковушка перед подъемом развернулась и задом начала заезжать на перевал. Забавно. Метров через 400 развернулась и уже продолжила свой путь, как и положено – мордой вперед. Оказывается подъем здесь настолько крут, что переднеприводные машины просто не могут в своем нормальном состоянии заехать. Смещается центр тяжести, и колеса буксуют, выбрасывая из под себя груды камней. Поэтому-то они поднимаются на задней передаче.
При подъеме выяснилось, что таких крутых участков всего 2. Дорога на них идет под углом 40-45 градусов, а сама она из больших и маленьких камней. Вообщем, один чудак, по своей глупости, на новенькой легковушке мазда спустился с перевала, а подняться обратно, как не тужился, но самостоятельно не смог. Поотрывал машине, наверное, все там. Толкали его человек 10 местного люда, вероятно, подрабатывающих на таких лохах. Чем вам не бизнес? И это была сухая погода, а в дождь там, говорят, вообще засада. Вот так непросто выехать из долины Чулышмана на авто, если это конечно не ГАЗ 66.
Но и нам было нелегко туда лезть. Велик буквально переворачивало через заднее колесо, ноги катились по камням, не давая возможности опереться и ползти вперед. Но мы вскарабкались на перевал с несколькими перерывами. Посередине перевала какой-то спускающийся чудак на авто остановился и сказал, что самое трудное мы прошли, а дальше можно ехать. Мы обрадовались, но он, похоже, над нами прикололся. Мы его вспоминали весь оставшийся подъем J. Восхождение на перевал заняло 2,5 часа. Почти все время пешком, только в конце удалось немного проехать. Еще встретили там 2 пеших иностранцев: мужчину и женщину, - перекинулись парой слов. Они были в полном ахуе восторге от нашего маршрута. Мужик так и говорил, глядя на нас: «…ах ах ах…» - и качал головой. Зато виды с перевала перекрыли всю нашу усталость. Я смотрел и сам делал «…ах ах ах…». Стало понятно, откуда текут реки и водопады в долине – из долины просто не видно, что за этими горами есть горы еще выше, и они в снегу.Сильный ветер и надвигающийся вечер не дали нам долго любоваться природой этого места – надо искать место ночевки. После перевала не спуск, а снова подъем. Он еще будет идти около 18км. Не такой крутой, но затяжной и выматывающий.
Добираемся до ручья через дорогу – он похоже тут один.Ребята из Ебурга тоже тут останавливались, судя по отчету. По гпс высота в этом месте около 1400м. Вокруг стоянки - общий туалет, и вставать тут не очень хочется, но выбора нет. Мы немного отошли в сторону за бугор, где и встали. Дрова сырые, пытались разжечь, но плюнули и использовали горелку. Мусор и пустые консервные банки мы обычно оставляем возле костра до утра, а утром собираем это все и увозим с собой до ближайшей свалки или заправки. Так сделали и в этот раз. Когда уже ложились спать, быстрыми скачками за стенкой палатки появилась какое-то здоровое животное. От его движения по земле шли вибрации. Его тяжелое дыхание ощущалось где-то совсем рядом… Стало жутковато. В палатках все замерли и затаили дыхание. В голове пронеслось: «ну все… пипец…». Я начал медленно вынимать нож из ножен. К таким незваным гостям мы явно не были готовы. Когда я почти достал нож, зверь так же стремительно ломанулся в сторону, противоположную той, откуда пришел. Уходя, он издал какой-то непонятный звук, не лай, не рычание, а короткий и очень громкий «ФФАА». Самое хреновое, что на этот боевой клич, где-то внизу в горах таким же коротким звуком откликнулось еще несколько зверюг. «Вот сцуко, их много здесь, попадос…». Труханули мы не по-детски, учитывая, что в одну сторону до Балыктуюля было 26км, а в другую около 10км до Чулышмана, где можно было найти людей для помощи в случае чего. Чудо-зверь нас посетил ночью еще раз, но я его уже не слышал – спал. Рано утром этот гад ффаа-вкнул на нас еще раз откуда-то из лесу, но мы так его и не увидели и поспешили убраться отсюда поскорей. Ночью приходили еще какие-то копытные – как выяснилось после – лошади. При сборе мусора не досчитались пустой банки тушенки, оставленной у костра. Что это был за зверь, так и осталось загадкой. Ясно было одно, останавливаться в тайге тоже не очень здорово, надо иметь с собой оружие. Покидая место стоянки, неподалеку обнаружили рядом с дорогой табличку на населенный пункт «Лесосека». Странно, по карте там ничего нет.
День 10.16 августа 2009.

Пазырыкские курганы Пазырыкские курганы
Пазырыкские курганы Пазырыкские курганы
В с. Улаган В с. Улаган
В с. Улаган В с. Улаган
Ночевка на р. Кубадру Ночевка на р. Кубадру

сверток на д.Лесосека – Балыктуюль – Усть-Улаган – Чибиля –р.Кубадру

Пройдено за день -51.51 км,

Средняя скорость – 11.6 км/ч,

Макс.скорость – 49 км/ч,

Время в пути – 4ч 24мин

 Дорога началась с подъема, медленно забрались на высоту около 1600м.По пути к нам с вопросами пристает вылезший из леса алтаец на коне. На ломаном русском и с глубокого похмелья, он спрашивал что-то типа «про..иться есь? ». Я не очень понял, че он хочет, но не останавливался. Лишь когда он, в третий раз, собрав все свои силы, выговорил что-то типа «пахмилться» до меня дошло, что чувак хочет водки. Ответил отрицательно. Тут же выехавший из леса (дороги там не было) УАЗик окрикнул попрошайку и они удалились.
Снова поразились открывающемуся пейзажу. Дорога проходила по склону горы. Внизу - зеленый ковер с синим пятном озера, а облака с нами почти сравнялись. Они были не где-то выше, а ползли почти у нас по головам. Высоко… и красиво. Только холодно. Лезешь в гору – раздеваешься, спускаешься или стоишь – жутко замерзаешь. Надоели постоянные переодевания. Но тут мы поняли, что это самый верх, оделись потеплее.
Спуск начинался со знака 12%. И кому пришло в голову ставить здесь знаки??? От набранной скорости и ледяного ветра руки становились деревянными. Пейзаж стал меняться. Почва постепенно перешла в песчаную. Кое-где замечаем норы сусликов, хотя их самих не видно.
Проезжающие мимо алтайцы почему-то здороваются с нами, машут руками. Проезжаем перевал Пазырыкский. Сразу после него - разрытые Пазырыкские курганы. Там знакомимся с мужичком Сергием. Много чего рассказал нам про это место. Сам он когда-то в Бийске имел компьютерную фирму, а потом решил бросить все и податься замаливать грехи. Теперь вот строит храм в Балыктуюле на благо людей.
В Балыктуюль мы влетели благодаря крутому спуску, дорога шла по мосту через одноименную речку. Начался асфальт и мы несказанно обрадовались… но он кончился сразу же за столбиком окончания населенного пункта.
На выезде из деревни нас увидел маленький байкер лет 6 и закричал: «Привет!!! Привет!!!». Мы с Кириллом ответили ему таким же словом, а вот Юля промолчала и началось… Этот подростающий шумахервидимо ждал приветствия от Юли тоже, а она никак ему не отвечала взаимностью J и он впедалил за нами изо всех сил с неумолкающими криками (как магнитофонная запись) «привет, привет, привет…». А в ответ тишина… На крики балыктуюльского приветчика как на боевой клич в нашу сторону ломанулись еще несколько 5-6 летних балыктуюльцев. Эта свора бежала за нами и орала «привет, привет…». Черт побери, Юля, скажи ты им «привет» наконец-то J, но Юля упорно держала оборону и рта не раскрывала. Надо отметить, что ездил сорванец довольно быстро, но, тем не менее, мы оторвались от него и начали подыскивать место для перекуса.Останавливаемся перед деревянным мостом на берегу речки, периодически пролетают мелкие капли дождя – вдали видны заснеженные вершины и Улаган, хотя до него еще около 7км. На въезде в Улаган решаемся затариться кое-какими продуктами в первом магазине. Магазин выглядит несколько странно – просто обычный дом с печкой внутри, сортиром и палисадником снаружи. Продавщица - алтайка с трудом может сосчитать на калькуляторе, сколько же мы ей должны.
В это время ко мне на улице подошел местный алтаец и начал интересоваться куда-откуда-почему. Его звали Михаил. Он был несколько нетрезв, и когда я дал ему ответы на поставленные вопросы по первому разу, он начал из задавать по второму кругу. Ну ладно думаю, повторю J.Кирилл спросил его про возможность где-нибудь в деревне раздобыть варенье, и Михаил пообещал нам, как гостям Улагана, принести бесплатно литровую банку земляничного варенья, вернее привезти ее на машине через несколько минут. Честно говоря, не верилось в это. Я думал, что про обещание он забудет так же скоро как и про ответы на только что задаваемые им вопросы. На всякий случай сказал, что мы торопимся и ждать можем не больше 10 минут – ну надо же было хоть как-то ограничить ожидание, чтобы заодно не обидеть Михаила. И правда через 5 минут ожидания пьянющий Михаил подъехал на старенькой «шестерке», рядом с ним сидела жена а сзади двое детей. Он их привез посмотреть на сумасшедших велопутешественников J. Вручил нам банку варенья, а мы ему символическую сумму на подарок детям. Михаил опять начал задавать свои козырные вопросы по 3 кругу, и я понял, что надо делать ноги. Поблагодарили Михаила, по-дружески распрощались и поехали дальше.
В Улагане мы так и не купили хлеба, но зато купили вместо этого булочки. Тут нас обдало проливным дождиком, но при этом светило солнце. Улаган нас провожал асфальтовой дорогой и двойной радугой. Радости нет предела.
Проехав около 10 км встаем на берегу реки Кубадра на небольшой полянке, где уже остановилась «копейка» с Новосибирцами. Познакомились, это были муж с женой и с внучкой Ритой. Они каждый год ездят на Алтай на своей старенькой копейке. Работа у них состоит из обильного общения с людьми – он следователь, она – главбух, поэтому они выбираются в безлюдные места на отдых. Пара оказалась довольно приятной в общении, а Рита прониклась идеей туризма и весь вечер провела с нами за ужином и чаем. Ночевали новосибирцы прямо в «копейке»… втроем… и как они там вмещаются??? Говорят, что никакой палатки им и не надо – «копидос» лучший дом! Ночуем на высоте 1345м.
День 11.17 августа 2009.

Ночевка на р. Кубадру Ночевка на р. Кубадру
Ночевка на р. Кубадру Ночевка на р. Кубадру
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Пер. Улаганский. Велосипедисты с Ямала Пер. Улаганский. Велосипедисты с Ямала
Пер. Улаганский Пер. Улаганский
Красные ворота Красные ворота

р.Кубадру – пер.Улаганский – Акташ – Чибит - Ярбалык

Пройдено за день -71.71 км,

Средняя скорость – 13.6 км/ч,

Макс.скорость – 54 км/ч,

Время в пути – 5ч 14мин

Ночью было холодно, а утром, когда я вышел из палатки, понял, что температура явно ниже нуля, т.к. наши развешанные мокрые вещи застыли. Завтрак варить на морозе не хотелось, поэтому готовили опять на горелке и в палатке Кирилла. Во время этого процесса палатка напоминала кипящий чайник – из приоткрытой дверцы валил пар.
Потихоньку выдвинулись в сторону Улаганского перевала. Подъем на него затяжной, около 19 км. Местами участки ровные, местами легкий подъем, а кое-где приходилось идти пешком. Асфальт тоже периодически переходил в каменистую дорогу. От напряги на подъемах тело потеплело и мы стали раздеваться.
К обеду воздух стал прогреваться, а вокруг была дивная красота. Деревья становились все ниже и реже, уже не было той густой непроходимой тайги как за перевалом Кату-Ярык, чувствовался набор высоты. Ближе к вершине Юля начала задыхаться, приходилось спешиваться и восстанавливать дыхалку.
Зато когда мы поднялись на перевал, то просто обалдели от открывающегося вида – внизу зелень леса, а вдали заснеженные горные вершины! И мы все это видели! Встреченные автолюбители удивлялись нашему транспорту в таких местах, фоткали нас на память. Устроили фотосессию и завели новую традицию устаивать обеды на перевале. Мы неспешно чавкали бутербродами и смотрели на горы вдали. Над ними кружили в каком-то быстром вальсе темные тучи – они, то полностью заволакивали вершины и плевали в них тоннами снега, то расступались перед их величием, открывая путь лучам солнца.
Смотреть на это можно было бесконечно, но надо было спускаться. Холодало…
Снова одели на себя 33 одежки, чтобы было не холодно на спуске и только начали выходить с полянки, где обедали, как нам встретились велосипедисты. Как же мы были рады этой встрече. Это были первые велосипедисты на нашем пути. Группа из 4 человек, как выяснилось, была с Ямала.Они в пути уже второй месяц и планировали вернуться домой только в сентябре. Ехали они в обратную сторону, и сейчас всем нам предстоял спуск с перевала, только в разных направлениях.Одного крейзи-товарища они назначили оператором и примотали ему на голову фотик в режиме видео. Поговорили и полетели вниз. Тут же открылся прекрасный вид на те же вершины, только на фоне горного озера.
Начался край озёр, на них были кемпинги. А вдали опять вершины в снегу. Хороводы туч кружились над нами, где-то вдали сильно поливало, и часть этой силы добрызгивала и до нас.
На этом спуске газом были просто отпущенные тормоза – скорость махом доходила до 50 км/ч, багажник подлетал на камнях, но тормозить не хотелось. Мы буквально пролетали резкие повороты, едва вписываясь в них. Спуск был тоже длинным, возможно даже длинее, чем подъем и это нас радовало.
Начинались машины с баксотуристами, их глаза выпадывали из окон автобусов, когда по узкой дороге им навстречу проносились мы. Юля в своем развивающемся на ветру красном плаще выглядела как Супермэн, и это добавляло зрелищности нашему спуску. Мы соревновались с машинами, которые боясь крупных камней порой ехали медленнее нас на этом спуске. Мы влетели в Красные ворота и остановились на пофоткаться. Красные ворота представляют из себя узкий проход, когда-то промытый горной рекой, а потом облагороженный человеком. Река стала протекать внизу, а сверху сделали подобие моста и по нему ездят машины. А красные – потому что горные породы имеют красноватый оттенок и, видимо, содержат много железа. Кирюха полазил по воротам, пособирали камешки.
Дальше спуск продолжался, и мы опять на 3-ей космической скорости вылетели на ровнейшую асфальтовую дорогу, которая проходила через Акташ – село на Чуйском тракте. Скорость держалась под 50 не крутя педали. Слева-справа мелькали бабкины палатки с пирожками и молоком, дома местных жителей и прочая ерунда, голова только успевала крутиться как волчок и замечать все это. Черт! Как же приятно ехать по асфальту да еще с горки! Мы проскочили все – и пирожки, и молоко, и магазин… Выехали на Чуйский, красота! Налево – Монголия, направо – нам туда.
Стало заметно теплее. Ровность асфальта просто сводила с ума. У нас в центре города нет таких ровных дорог, как здесь. И опять дорога медленно, но идет вниз, но сильный встречный ветер тормозит. Доезжаем до д. Ярбалык и за ней встаем на ночевку. Место видимо давно облюбовано туристами – довольно большая поляна, есть столики, скамейки, конечно же, куча мусора неподалеку, а на дереве висит разбитое каноэ. Ночью приехали еще туристы – их просто десантировали с машины и они завалились спать, накинув тент на вещи, а сами расположились на пенках под открытым небом.
День 12. 18 августа 2009.

Маралы на противоположном берегу Чуи Маралы на противоположном берегу Чуи
Вдпд. Ширлак Вдпд. Ширлак
Петроглифы Петроглифы
Петроглифы Петроглифы
Слияние р. Чуя и р. Катунь Слияние р. Чуя и р. Катунь
Слияние р. Чуя и р. Катунь Слияние р. Чуя и р. Катунь
Слияние р. Чуя и р. Катунь Слияние р. Чуя и р. Катунь
Слияние р. Чуя и р. Катунь Слияние р. Чуя и р. Катунь
Старый подвесной мост через р. Катунь Старый подвесной мост через р. Катунь
Ярбалык – Белый Бом – Иодро – Иня – М.Яломан – р.Б.Яломан

Пройдено за день -77 км,

Средняя скорость – 16.4 км/ч,

Макс.скорость – 53 км/ч,

Время в пути – 4ч 40 мин


С утра пока завтракаем, на другом берегу Чуи появляются 2 марала. Сначала они боязливо пробегают по берегу, но потом, видя, что мы не представляем опасности, долго позируют нам, заодно пожевывая мох на скалах. В гости к нам в лагерь заглядывает «оголодавшая» корова, роется в костровище, в горе мусора, пытается стащить со стола наш завтрак, и это не смотря на то, что вокруг полно зеленой сочной травы. Зажралась она травой, наверное, уже, лапшу китайскую подавай!
Дорога идет вниз по большей части, радуемся пейзажу Чуйской долины. Неожиданно для нас, прямо около дороги находится вдп. Ширлау. Осматриваем его, лазим по горам. Место легкодоступное для туристов, поэтому народу много.
В Белом Боме заходим в кафешку, хлеб там стоит 40 руб – проезжаем. Называется село так, потому что, горы здесь не темного цвета, а светлые – породы содержат много известняка.
Потом посещаем место древних наскальных рисунков – Петроглифы. Рядом на полянке устраиваем перекус, сначала Кирилл идет посмотреть на камни, потом Юля. Вход стоит 50 руб без экскурсии. Некоторые рисунки нам показались странными – какие-то люди с неправильными пропорциями или «не люди». Вообще, кто это, могут сказать только древние художники.
Солнце сильно припекает и ехать никуда не хочется, но собираемся и снова - в путь. Нас ждет место слияния Чуи и Катуни.
На месте слияния рек Чуи и Катуни опять делаем остановку. Обрывистые берега и изумительный вид просто сносят голову. Видно как мутноватая вода Чуи сливается с бирюзовой катунской. Но воды в Чуе гораздо меньше, чем в Катуни и метров через 200 вся вода становится бирюзового цвета. На камнях растут загадочные колючки.
Хочется здесь остаться, тем более что распогодилось, но труба зовет.
Чуть дальше по тракту есть сверток на подвесной мост на Инегень. Посмотрели, но спускаться не стали, ломало потом подниматься обратно. Дорога на том берегу грунтовая и по отчетам очень красивая, но, видимо, попадем туда как-нибудь в другой раз.
Посетили место с каменными стелами у села Иня. Камни расставлены по сторонам света, от них веет древней магической силой. Что здесь было раньше – место жертвоприношений или священное место поклонений Богам? Для нас это осталось загадкой.
 

Комментарии
Step260713.03.13, 07:13
Guest 
Спасибо!
Guest12.03.13, 20:08
) 
о,какие фотки классные
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал: Степанов Сергей, Степанова Юлия