День 5.11 августа 2009.

Вот такой вот "маазин" Вот такой вот "маазин"
Супермаркет! В деревне! Супермаркет! В деревне!
Ужин в палатке Ужин в палатке

Чуйский тракт – Майма – Горно-Алтайск – Чойский р-н

Пройдено за день -80.5 км,

Средняя скорость – 14.2 км/ч,

Макс.скорость – 48.7 км/ч,

Время в пути – 5ч 38мин

 Погода испортилась. С утра зарядил дождь. Собираемся и выезжаем тоже под дождем. Весь день с перерывами капает, но едем по асфальту, и это радует. Трудно представить, что бы мы делали при дожде там, между Карагайкой и Тайной. Горы все выше и красивей. По пути стоят щиты с социальной рекламой, на ней герои ВОВ, писатели, поэты. Есть и просто фразы типа: «Обгоняя, ты рискуешь чужими жизнями». А мне нравится! Есть даже фото А. Матросова. Побольше бы таких щитов у нас. В дождь сильно мешают попутки, особенно крупные, они обкатывают нас клубами мелкой водяной грязи, но жить можно.
На подъезде к Майме у Кирилла тихий прокол заднего колеса. Периодически подкачивая колесо, доезжаем до Маймы. Там встаем на остановке, а рядом в магазине покупаем кефирчик, булочки и Кирилл меняет камеру J. Ох и веселый это процесс! Когда вешаем велоштаны на место, смотрю на заднее колесо и спрашиваю Кирилла: «А че это с ним?». Колесо в спущенном состоянииJ. Все разбираем обратно, Кирилл вытаскивает камеру, смотрю – пля, это не камера, это одна большая заплата. Делаю выговор Кириллу за такую подготовку к походу. Не мог что ли целую камеру купить? Когда едешь за тысячи километров от дома туда, где и хлеб не всегда продают, надо готовиться серьезней, не надеяться на авось. Тем более с Кирилловым везением на проколы. Ладно, даю ему одну из наших 3 целых камер, взятых на меня и Юлю. Выезжаем. В Горно-Алтайске движение напряженное, спрашиваем у местных дорогу в сторону Верх-Бийска. Все охотно подсказывают. Дождь не позволяет часто смотреть на ГПС, но все-таки выезжаем правильно. Населенка плотная, заканчивается один населенный пункт и почти сразу начинается другой. Много табличек с предложением домика и бани. В Кызыл-Озеке останавливаемся около аптеки для покупки эластичного бинта Кириллу. Местный мужичок говорит, что дожди будут до конца недели и похолодает до +7. Умеют поднять настроение… После Кызыл-Озека затяжной подъем, ползем еле-еле. На вершине стоит кафешка и столб «Чойский район». Это, как мы узнали позже, был наш первый перевал Карасук, высотой около 700 метров над уровнем моря. Дождик постепенно стихает. На спуске мчимся! Дальше по дороге находим место с родником, заправляемся чистой водой.
Дорогу часто перегораживают коровы, но они явно боялись красного Юлиного развивающегося дождевика. При виде ее они бросались в противоположную сторону.
В очередном колхозе с названием Паспаул неожиданно обнаруживаем супермаркет. Не верим своим глазам. Я - на охране великов, а Юля и Кирилл возвращаются с вином и разной вкусняткой. Едем чуть дальше за деревню. Начинается ливень, уже темнеет и надо вставать на ночевку. Сворачиваем на первую попавшуюся тропинку от дороги, она ведет к реке. На небольшом пространстве под дождем ставим палатки. Туева хуча комаров наводит на нас ужас. Стараемся не открывать лишний раз замок палатки. Ужин готовим на горелке в палатке, вино\спирт и спать под несмолкаемыми каплями дождя.
День 6.12 августа 2009.

Это лишь малая их часть Это лишь малая их часть
Река МИША Река МИША
Неведомый птиц Неведомый птиц

Чойский р-н – Туньжа - Чоя – Советский – Кутерьба – Ускуч – Верх-Бийск - Тулой

Пройдено за день -76 км,

Средняя скорость – 13.8 км/ч,

Макс.скорость – 51.6 км/ч,

Время в пути – ?

Встали, дождя нет, но в воздухе сыро. Верхушки гор окутаны туманом. С веток капает вода.
Все, что было на улице, вымокло. Пока собирались, были атакованы множеством комаров. Снова начинал прокапывать дождь. Завтрак, ТО великов, быстрые сборы и бежать отсюда быстрей! Когда выехали на дорогу, мелкий дождь перешел в ливень. Проехав буквально меньше километра,обнаружили сверток на кемпинг с домикамиL. Проезжая очередную мелкую деревушку сидящие под навесом местные пожелали нам легкого дождика. Нашли, чего желать.
Мы уже достаточно устали от дождя, одежда промокла. Дорога опять шла вниз-вверх, на одном из подъемов на площадке остановились на перекус.
Дождик постепенно стихал. На подъезде к с.Ускуч даже выглянуло солнце – жить стало веселее. Навстречу нам проехали лихие мотоциклисты, видимо местные, без шлемов, на жуткой скорости, обгоняя попутные машины. Они посигналили,я в ответ поднял руку. Через минуту на подъеме они нас обогнали и опять сигналили, я опять поприветствовал их. В тройке я ехал первый, и первый залазил на гору. Смотрю, а они стоят наверху. Стало ясно, что не просто так, но какие у них намерения, я пока не понял. Вариант хорошего знакомства можно было не прокручивать в голове, я готовился к плохому. Подъезжая к ним, решил взять инициативу в свои руки и начать разговор первым. Тут один из них попытался слезть с мотоцикла, поднял одну ногу и его заштормило. Пьяными шатающимися шажками он пытался выровнять равновесие и почти пересек дорогу, благо машин не было.
- Ээээээ, стоооой! Стоооой! – кричал тот, который кое-как остановился посреди проезжей части. Второй слез с мотоцикла и пошел в мою сторону. Я остановился.
- Здорова пацаны! – начал я, пытаясь разговаривать на их языке, - До Верх-Бийска далеко еще? – в это время первый бухой товарищ для равновесия вернулся на мотоцикл, а второй встал передо мной.
- Ну килОметров 20 еще, ты на своем будешь долго ехать, а вот я на своем коне (ткнул пальцем в мотоцикл) минут за 30 доеду. Сами-то откуда-куда?
- Да вот едем в Верх-Бийск, красиво у вас тут, торопимся.
- Молодцы, а у нас сегодня праздник, день …. (каких-то там войск), вот мы и гуляем. Ну че, на водочку-то сообразим? – он положил руку на мою вымокшую сумочку на руле. Почувствовав неприятную сырость, тут же убрал.
- Да вы что пацаны, мы спортсмены. Поздравляем вас с праздником! Давайте гуляйте, веселитесь … - и еще какую-то подобную пургу гнал – Ну нам пора, мы торопимся, удачи!
- Ааа, ну ладно, счастливо!
Посмотрев, что сзади все едут за мной, мы быстро покрутили педали из этого места, пока пьяная моча не ударила в головы местных гопников. Обгоняя нас в очередной раз, мотоциклисты посигналили опять, а я опять махнул им рукой. Больше мы их не видели, и, в связи с увеличением уровня криминогенной обстановки, было решено группе держаться как можно ближе друг к другу, а Ускуч проскочить без тормозов.
Проехав злополучное село купили мед. Около литра цветочного меда в красивой баночке в форме медведя стоило нам 250р. Дальше происшествий не было, и до моста через Бию мы ехали в обычном темпе.
За мостом притормозили у палатки и поели шашлык по 150 руб. Было вкусно. Рядом есть небольшой рынок сувениров, Кирилл там сфоткал интересный оберег «от кризиса».
Проезжаем д.Тулой и ищем место для ночевки. Довольно быстро находим сверток к Бии и опа, красивый такой бережок, лесок, красота! Встаем, быстрей развешиваем вещи на просушку.Часа через 2 приходит «хозяин», говорит платить по 200 р за палатку. Ни хэ сее! Требуем показать документы на землю, показывает выкопировки, свидетельства о регистрации… Я не силен в документах, но, кажется, чувак и впрямь владелец. А за что платить непонятно. Навесов от дождя нет, туалетов нет, сервиса никакого нет, охраны нет. «Властелин» говорит, что дальше по берегу кое-что в процессе постройки. Но съезжать с места уже не хочется, вечер, устали. Да и ссориться с местными смысла особого нет. Убивать, конечно, не будут, но нагадить могут. Кое-как уболтали жадного алтайца на 200 рублей за 2 палатки. Расплатились, и он ушел. Вечер был немного подпорчен таким гостеприимством, основанным чисто на рубке «капусты» ни за что. Ну да ладно. По берегу периодически проходили местные рыбаки, у них-то мы и купили 4 рыбешки (3 хариуса и 1 чабак) на уху. Сварили опять в темноте. Внуснятина!
Опять закапал дождик, лил всю ночь. Мы же надеялись, что к утру он закончится. Все, что не сняли с просушки, за ночь вымокло еще сильнее.
День 7.13 августа 2009.

Банк в с. Иогач Банк в с. Иогач

Тулой – Старый Кебезень – Усть-Пыжа - Артыбаш - Иогач

Пройдено за день -38 км

 Так как до Телецкого оставалось около 35 км, утром собираемся неспешно. На выезде со стоянки я нахожу в траве паспорт. На фото - паренек-алтаец. Подумалось, вот бы это был тот вчерашний местный, можно было бы продать ему паспорт рублей за 500 J. Но рядом никого не было, и находка была оставлена на пеньке, около тлеющего костра прямо под моросящим дождиком. Мне тут же подумалось, что местным тут и паспорт-то не нужен, это же не Москва, где на каждом шагу спрашивают регистрацию. И зачем кто-то взял его с собой? Наверное, нелегко будет восстановить этот документ – надо ехать в Горно-Алтайск как минимум.
Выехали на асфальт, и нам одно за другим начали встречаться красивейшие места для стоянок… и уж наверняка бесплатные. Опять мы не доехали. А через 10 км нам попалось просто чудное место – полянка на берегу, с одной стороны которой небольшая гора, нависающая над Бией, с другой – Бия с красивым здоровенным камнем в воде… как жаль, что не доехали, как жаль. Но фотосессия места все равно была устроена.
Дальше пейзажи становились только красивей. Дорога шла вдоль реки, местами берег был обрывистым, с другой стороны дорога зажималась горами. На крутых склонах иногда росли довольно большие деревья. Неясно было, за что они там цеплялись своими мощными корнями, и порой казалось, что они вот-вот вырвутся из земли под натиском собственного веса и упадут на дорогу.
Небо впереди было с просветами, а вот назад смотреть не хотелось – за нами гналась темная туча, готовая немедленно пролиться холодным дождем. И тут Юля прокалывает заднее колесо – «сегодня праздник у девчат…». Быстро ставим запаску, пока туча нас не настигла. На подъезде к Иогачу мы встретили ПЕРВУЮ машину гаишников. Правда, не спал в ней вроде бы только водитель. «А все-таки они здесь есть» - подумал я. Как-то резко машин стало много, и с дороги стало видно дома и начало озера Телецкое. Перебрались через хороший мост в Иогач, после которого асфальт исчез напрочь и весьма неожиданно. Остановились у отделения Сбербанка. Оно представляло собой такой смешной кофейно-зеленый домик, покрытый сайдингом и обнесенный сеткой-рабицей.
А вокруг разбитая дорога с лужами и ямами. Смотрится все это дело как робкая попытка организовать цивилизацию в колхозе. На случай если не рентабельно будет здесь держать отделение, можно за день разобрать это сооружение J. На пристани договорились о катере на завтрашний день и пошли искать ночлег. Туристического люда здесь немерено, поэтому есть проблемы с размещением. Плюс еще наложилась проблема – мало желающих сдавать жилье на одну ночь. Видимо, денег мало, а уборки и стирки столько же. Местные предпочитают сдавать жилье от 3 суток и более. Но, тем не менее, мы нашли приют в домике у тети Вали, расположенном буквально в 100м от пристани в Иогаче за синим заборчиком. Обошлось нам это в 300 руб с человека и 350 руб баня/час + 50 руб веник. В наше распоряжение были предоставлены апартаменты из 2 комнат с двуспальной кроватью, диваном, креслами, газом, печкой (правда не топилась), умывальником и еще много чем. Как давно мы не пользовались всеми этими удобными штуками. На душе стало радостно. Тут же начали развешивать свои заплесневелые вещи на просушку. А банька показалась самой лучшей за всю мою жизнь – так приятно было погреться и помыться после недели скитаний. А после помывки было пиво и вкусный ужин, приготовленный Юлей.
День 8.14 августа 2009.

Пристань оз. Телецкое Пристань оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Водопад Корбу Водопад Корбу
Водопад Корбу Водопад Корбу
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Вид с катера на водопад оз. Телецкое Вид с катера на водопад оз. Телецкое
На катере  оз. Телецкое На катере оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Оз. Телецкое Оз. Телецкое
Мыс Кырсай  оз. Телецкое Мыс Кырсай оз. Телецкое
Мыс Кырсай оз. Телецкое Мыс Кырсай оз. Телецкое
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Долина р. Чулышман Долина р. Чулышман
Место брода Долина р. Чулышман Место брода Долина р. Чулышман

Оз.Телецкое (катер) - мыс Кырсай - долина р.Чулышман – Балыкча – Кокбаш - Коо

Пройдено за день - 45 км,

Средняя скорость – 12 км/ч,

Макс.скорость – 30.8 км/ч,

Время в пути – 3ч 50мин

 Под утро опять пошел дождь, вставать не хотелось. В 7-30 нам надо было быть на пристани. Поблагодарив Валентину за теплый приют, мы пошли на катер.
На пристани возле катера скопилось уже около 20 человек. Густой туман окутывал горы. В воздухе чувствовалась сырость и близость дождя. Было весьма прохладно. Когда поплыли, стало просто холодно. По ощущениям не больше 5 градусов, а Кирилл был в сланцах на босу ногу. Я тогда специально сфоткал его ноги, чтобы в жаркие летние деньки, глядя на фотку можно было бы неплохо освежиться.
За переправу мы заплатили по 1500 с человека. На катере познакомились с Владимиром – он из Ебурга и путешествует на машине. Доехал уже до монгольской границы. Вернулся назад прокатиться по Телецкому. Дальше у него по плану – Байкал. Интересный мужичок, болтали с ним, пока плыли. Тут же на катере к нам подошел «буржуин» и его попутчица с картой, мы немного с ними пообщались на ломаном английском и языке жестов. Это были пешие туристы из Австрии. По-русски не понимали ни бельмеса. Одному черту известно, как они добрались до Алтая и выберутся ли отсюда… Видя хоть какие-то признаки общения между нами, капитан в рупор спросил, где их высадить. После Телецкого их маршрут совпадал с нашим - им нужно было в Акташ. Капитану мы ответили, что они сойдут с нами вместе. Надеюсь, что их дорога была легкой, без «приключений» и с ними все хорошо.
Погода все ухудшалась. Дождик сначала мелко покапывал, потом перешел в ливень, и скрыться от него можно было только под небольшим навесом, где и собралась большая часть пассажиров. Повезло тем, кто стоял ближе к центру. На тех, кто стоял ближе к борту, ледяным ветром с краев задувало капли.
У нас вызвали удивление некоторые пассажиры, спустившиеся в трюм без окон и просидевшие там почти всю поездку – видимо оттуда гораздо красивее смотреть на озеро, чем с палубы. Катер заплыл на водопад Корбу. Я и Владимир первые спустились по узкому трапу на берег, дошли до водопада и успели сделать несколько удачных снимков без людей. После сюда прискакали остальные пассажиры, и фоток бы без них не получилось, да еще причалили другие лодки.
Мажорные толстопузые тетки сразу ломанулись покупать жратву и набивать брюхо етьбой. Похоже, до достопримечательности им не было никакого дела. Вход на водопад стоит 100 рублей. Цены на покушать, как на Красной площади, но мы очень продрогли и после посещения водопада купили по горячему чаю на травах и блинчику со сгущенкой. Стоянка была 40 минут.
Катер после загрузки всех пассажиров обратно долго не мог отчалить от берега – видимо глубоко врезался в каменистую гальку и пыхтел двигателем минут пять. Только лишь когда все пассажиры ушли с носа на корму, он смог вырваться из каменистого плена, и мы продолжили путь. Где-то здесь, напротив вдп. Корбу, озеро имеет свою наибольшую глубину в 325м.
Облака помаленьку стали рассеиваться. Сквозь них начало пробиваться солнышко, а вместе с ним из глубины души выплывало и хорошее настроение. Вокруг были необыкновенной красоты горы. Их вершины утопали в молочном тумане, из которого появлялись нити водопадов и связывали его с огромным озером.
Человек здесь – что-то маленькое и незаметное для всего этого величия, совсем не царь природы, а лишь крошечная мошка, которой позволено пребывать тут. Окружающие озеро горы иногда выглядели странно. С одной стороны они были поросшие растительностью, а с другой абсолютно голые, будто пионерский отряд проводил тут прополку J. На покрытых дымкой вершинах палками торчали стволы погибших деревьев. Что-то помешало им спокойному красивому существованию. Ни души в тех краях. Я представил себя живущим в этом месте – красивое, но какое-то мертвое все вокруг. Чувство одиночества пробирало насквозь. Я посмотрел вперед по движению катера. Огромная гора со стекающими лентами рек – они весело блестели на солнце, - казалась совсем рядом, но плыли мы до нее около 3 часов.
По мере приближения к мысу Кырсай становилось все теплее. Высадились быстро. Сначала австрийцы, потом мы. По узкому крутому трапу были поочередно сгружены рюкзаки и велики. Попрощались с Владимиром, может еще когда-нибудь и встретимся.
На берегу нас встретили водники из Самары. Отличные компанейские и очень веселые ребята. К тому моменту они уже закончили свой маршрут и просто отдыхали под традиционный русский напиток. Заодно, на радость водникам, пригласили и австрийских путешественников, которые тут же были угощены водкой, шпиком и недавно сваренным супом. Мы же из предложенного ограничились только чаем. Весело было смотреть на то, как некоторые водники пытаются объясниться с иностранцами. После спиртного понимание между ними явно стало лучше. Все смеялись. Тут Кирилл встретил своего знакомого из Кургана! Его тоже звали Володя.
Он также закончил пеший поход с группой и их уже ждал у берега катер.
Как ни печально было оставлять веселую компанию, но нам нужно было ехать дальше. В планах было проскочить все 3 деревни в долине, чтобы избежать неприятностей с местными. Поехали… тут Кирилл обнаруживает, что едет уже без пенки. Встаем, а он, скинув рюкзак, возвращается. Довольно быстро находит пропажу на дороге, и мы едем дальше. Много местных на мотоциклах и лошадях, но нас никто не беспокоит. По предварительно прочитанным отчетам наибольшую опасность представляло с.Балыкча – первое на пути, но мы его проскочили без проблем. Только один встреченный полупьяный местный прокричал нам привет – я ему тоже приветкнул. Удивили местные дети – они, как голодные цыгане, завидев нас, вылезали из всех щелей и бежали к нам, что-то крича на ходу. На их крик вылезли еще несколько сорванцов и тоже побежали. Подъехав ближе, поняли, они клянчили конфет и денег. Останавливаться не стали – а то ощиплют и нас, и рюкзаки. С такой сворой ребятни не справиться никак, все равно что-нибудь да утащат.
Дорога была каменистой, но ехать можно. Кое-где ее пересекали мелкие ручьи, которые преодолевались не слезая с вела. Необычайной красоты долина Чулышмана завораживала пейзажами.
Между деревнями иногда встречались местные, заготавливающие сено. Много свободно гуляющего рогатого скота. Проезжая деревни заметили такую особенность – деревни с алтайцами, а магазины называются типа «Танюша» J. В деревнях я не заметил признаков наличия электричества, хотя, говорят, где-то было. Видел, как топилась баня по-черному. Вот уж не думал, что такое есть в век высоких технологий. Проскочили 3 деревни. За Коо дорога проходит как бы через остров, т. е. сначала вброд заезжаем на остров, а потом вброд выезжаем с него. Вот первый брод около 40м я попытался проехать. Но большой камень не дал мне этого сделать и врезавшись в него, я завалился на правую сторону. Вода была ледяная. Ударился коленом, промочил штаны, часть куртки, телефон в поясной сумочке, окунул в воду правую половину велоштанов. Колено потом болело еще пару дней, но не смертельно. Когда мы перебрались на остров, Юля решилась начать переходить. Я усиленно фоткал «бродящую» Юлю. Как она мне потом рассказывала, ноги у нее почти свело от холода, и она злилась на нас за то, что мы фоткали вместо того, чтобы помочь ей переправиться (а мне даже такая мысль и в голову не пришла). Наградой за испытание нам стали ягоды облепихи.
Поскольку уже было поздно, все устали, то решили на ночевку встать прямо здесь. Отошли вглубь острова, выбрали место на берегу реки среди сосен, которое почти незаметно с дороги. Дул холодный ветер. На противоположном берегу реки росла облепиха, но переходить вброд явно не хотелось – и так холодно. Переночевали без происшествий.

Комментарии
Step260713.03.13, 07:13
Guest 
Спасибо!
Guest12.03.13, 20:08
) 
о,какие фотки классные
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал: Степанов Сергей, Степанова Юлия