Предисловие

Автор сего повествования StepS, за исключением последних четырех дней (т.е. дни с 13 по 16) и эпилога, чьи строки принадлежат Stepashke.

Время будет указываться местное, т.е. Новосибирск и Алтай GMT+6, Курган GMT+5.

Шестого августа на вокзал прибыли заранее, чтобы оформить свою кладь. По просьбе кассира багажного отделения мы притащили к ним свои велы и велоштаны. Сначала стали взвешивать штаны. У Кирилла они вытянули на 38кг, а общий вес трех велоштанов составил по бумажке 80кг. Потом они попросили взвесить велосипеды, опять же все 3 на весах потянули на 54кг. Сотрудники долго спорили, как же оформить наши велы, ибо даже упакованные, они не проходили по габаритам. Подставлять себя, выписывая это, как ручную кладь, они не хотели, но и пытались войти в наше положение, за что им спасибо. Около получаса или больше шло обсуждение возможных вариантов оформления. В итоге нам просто выписали квитанцию на эти 80 кг, мы доплатили примерно 200 руб. за перегруз и пошли размещаться в вагоне. Тут же, возле кассы, произошел забавный случай. Подошла женщина с малюсеньким котенком на руках, он был почти с ладошку. На вопрос как провезти такое чудо в поезде ей ответили, что нужно заплатить за 20 кг багажа. Это вызвало у всех присутствующих неподдельный смех, в том числе и у самих кассиров.

Нас пришел проводить Роман, такой добродушный, большой и улыбчивый, как чеширский кот из «Алисы» Кэрролла. Зарядил нас оптимизмом на предстоящее путешествие – спасибо. Мы покидали Курган в поисках приключений и новых впечатлений. Как обычно, на вокзале суетились толпы людей встречающих, толпы людей приезжающих. Их путешествие заканчивалось, а наше - только начиналось…

День 1. 07 августа 2009.

Бийск-Малоугренево
Пройдено за день -18.33 км,
Средняя скорость – 15.8 км/ч,
Время в пути – 1ч 09мин 14 сек.

Из Кургана выехали 06.08.09 в полном вагоне, места были у аварийного выхода, который по традиции не открывался. Жара и духота сопровождали нас всю дорогу. Ехали с пересадкой в Новосибирске, где ожидали совсем недолго. Еле успели выгрузиться из одного паровоза и закинуться во второй, благо, что пути были свободны. Только мы успели перенести вещи, как тут же подошел поезд. Вагон опять был почти забит, но у нас уже было два нижних места, и в плацкартном купе мы ехали одни. К сожалению, как оказалось, в Барнауле это был прицепной вагон, и стоянка длилась целых 4 часа. Я об этом не знал при планировании, а можно было вполне избежать такой потери времени, тем более, что 4 часа в этот день нам были нужны как воздух – прибывали в Бийск вечером и надо было успеть собрать велы, определиться с билетами на обратную дорогу, выехать за город для ночевки. За время стоянки мы по очереди прогулялись по близлежащей к вокзалу территории. Барнаул - небольшой, но милый и уютный городок, чем-то напоминающий наш Курган. Здесь мной были куплены солнцезащитные очки, а также немного провизии и хлеба на первый день пути. Высадились с поезда в 19-30. Светило солнце и было тепло. Вокзал прибывал в стадии глубокого ремонта, а билетные кассы ютились в маленьком здании (что-то типа Юргамышского вокзала во время ремонта). Следует отметить, что билеты обратно не планировалось покупать заранее – мало ли какие задержки могли произойти в пути, но кассирша сказала, что мест в прямом вагоне до Кургана на 24 августа осталось только 6. Было решено купить билеты – уж очень не хотелось ехать с пересадкой. Около 21-00 покинули вокзал. Нашли Чуйский тракт и двинулись по нему до нашего поворота. Движение было очень напряженным. После свертка же мы оказались почти одни на трассе. Темнело быстро. Вокруг была населенка, и мы все никак не могли выбраться из пригорода. Было желание включить фары, но почему-то все засунули их очень далеко в свои рюкзаки. Решили не терять времени на поиски и перетряску барахла и поехали при свете встречных и попутных авто. Наконец дома закончились, начались поля. Мы усиленно всматривались в поисках свертка в лес. Найдя поворот, ушли с дороги и метров через 200 заехали в лес. Дорога была тупиковая. Мы встали прямо на ней, к сожалению, с дороги огни наших фонариков было видно. Ночевали между с. Малоугренево и Семеновод. Быстро подогрели чай на горелке и поели сало. Легли около 24-00.

День 2. 08 августа 2009.

Ломающийся багажник Ломающийся багажник
Тяжко работать вместо багажника Тяжко работать вместо багажника

Малоугренево-Семеновод-Малоенисейское-Ключи-Усятское-Соусканиха-Каменка

Пройдено за день -70.51 км,
Средняя скорость – 12.6 км/ч,
Макс.скорость – 54.3 км/ч,
Время в пути – 5ч 34мин

Это был один из самых запоминающихся дней. Подъем в 6-00. Утро солнечное, но прохладное – около +12С. Позавтракали, собрались и - в путь. Выехали на асфальт, красота. Вокруг поля, облепиха ровными кустиками, еще что-то. Слева от дороги видна р.Бия. Дорога ровная и двигаться приятно. Проехали Семеновод, Малоенисейское – там есть много магазинов. Частники возле своих домиков выставляют молоко, сметану, картошку, лук. Стало ясно, что мы с собой взяли много лишнего. Все это можно было купить здесь – свежее и вкусное. В деревне были колонки, заправились водой. Стоял жуткий солнцепек. Дорога представляла собой приятную холмистость. После Усятского сделали привал и перекус на берегу речки Талая. Воды в ней мало, хотя по берегам видно, что весной она довольно широкая и глубокая. Впереди уже были холмики повыше, а дорога резко брала вверх. Именно на этом перекусе какое-то пернатое создание прицельным выстрелом обгадило велокомп Юли, заляпав его полностью. «Техническая» неисправность была устранена не без доли шуток и юмора. Асфальт закончился и перешел в гравийку. Мы поднялись, и перед нами открылись красивые пейзажи с полями и обрывистыми берегами Бии где-то внизу. Перед Соусканихой первый крутой гравийный спуск с крупными камнями – едем с безопасной дистанцией и на тормозах, гася скорость.

В Соусканихе покупаем хлеб и мороженое. У местных становимся объектом пристального осмотра. Один старичок интересуется, как обычно, откуда-куда и хороший ли это транспорт. Следующий наш пункт - д. Каменка. На выезде из Соусканихи дорога идет вверх. Местный пацаненок - байкер легко обгоняя нас, показывает, как надо ездить в подъемы. На вершине подъема разворачивается, явно довольный собой, и спускается обратно в деревню. Вокруг цветущие поля неизвестно чего, красиво. Я не замечаю отходящей дороги, а у других членов группы, как оказалось, даже и мысли не возникло, что нужно свернуть с главной - на полевую. Возможно, дело сделала стоящая жара, но я потом, сколько не старался вспомнить этот поворот, так и не смог оживить его в памяти. Проезжаем небольшой мостик. Опять крутой лобовой подъем, на котором нас обгоняет Камаз, обделав клубами пыли. Дискутируем, почему мы тут не видим тракторов, и приходим к выводу, что они здесь просто перевернутся через заднюю ось. Потихоньку заталкиваем велы наверх, устраиваем перепив и отдых. Не смотрю на гпс для сверки с дорогой – зачем, ведь она одна. Долго едем, вокруг поля и пора вставать на перекус, но подходящего места нет.

Я смотрю на гпс: «Черт! Мы на какой-то дороге, идущей параллельно нужной нам». И правда, посмотрев с высоты направо, ее можно было заметить. Она шла в крутую гору – все как на гпс. Обратно возвращаться явно не хочется, решаем двигать дальше. «Надо спросить у местных, куда ведет дорога» - думаем мы разом. Подъехав к очередному повороту, замечаю едущую машину оттуда, куда нам надо. Машина выезжает на нашу дорогу. Всё - путь найден! В это время навстречу едет Нива. Отставшая Юля и Кирилл тормозят ее и спрашивают про дорогу. Я почему-то об этом даже не подумал в тот момент, за что и получил «пенделя» от Юли. Не помню, сколько было у нас бутылок с водой, но она почти кончилась к тому моменту, начали экономить, пили понемногу. Встретили спускающегося с гор местного мотобайкера и расспросили про дорогу на Каменку. Ложная дорога была в направлении д. Лебяжье. Нам туда было не надо. «А где-нибудь по близости можно достать воду?» - спросили мы у него. «Ну, если только вон там» - чувак показал на домики в Лебяжье, где-то далеко внизу. Решаем устроить перекус здесь. Разводим остаток воды с припасенным Кириллом вареньем – хорошо пошло!!! Жаль только воды не осталось. Сидим, балдеем. Я зачем-то посмотрел на багажник своего велика: «Какой-то он странный, стойка почти параллельна земле», - подумалось мне. Может жара и отсутствие воды тормозили процессы в моем мозгу, но я все еще не мог понять, что с ним случилось. Посмотрев на стойки еще раз, мозг прояснило ужасной догадкой: «Еб…. багажнику пи…ц!!!!». У Кирилла было то же самое. Только у Юлиного багажника не было трещин и перегибов. Начало доходить, что и всему походу приходит медленный, но верный пи…ц. Решаем ехать до Каменки и там попробовать поискать багажники. Наличие девайса в деревне было маловероятным, но и другого варианта тоже не было…. Хотя нет, можно было еще спускаться в Лебяжье, но этот вариант опять не пришел мне в голову. Добивать багажник я не хотел, оставил на нем только пенку, спальник и палатку. Сам рюкзак я взгромоздил на плечи. Кирилл же решил ехать до последнего. Почти сразу перед нами был лобовой подъем в гору, ехать было невозможно - слишком круто. Но и идти тоже было нелегко – высушенная земля катилась из-под ног. Ползем медленно. Консервы в велоштанах больно врезались в спину своими краями. Я был насквозь мокрый от пота, Юля и Кирилл шли сзади. На половине горы решили отдохнуть – сил больше не было. Юлю осенило - в рюкзаке есть баночка консервированных фруктов со сладким сиропом – то, что надо!!! Каждому досталось понемногу, но это была самая вкусная еда. И хоть шевелиться уже не хотелось, но нужно идти дальше. Я снова кое-как одел на плечи рюкзак, поднял вел и поплелся. В этот момент, надрываясь на низкой передаче, вверх по дороге проехал «Москвич» с местными мужичком и женщиной. Женщина с вытаращенными глазами смотрела на троих карабкающихся идиотов. Меня обогнали Юля и Кирилл. Я чувствовал, что иду на пределе своих физических возможностей, а проклятые банки выгибали спину. Вспоминались армейские задроты и еще много случаев из жизни, когда не было сил идти, но надо было идти. Как у Высоцкого: «…а мы все лезли топлой на нее как на буфет вокзальный…». Тут Кирилл мне помог – забрал вел и затащил его наверх. Дальше снова был спуск-подъем. Выпили по глотку оставшейся воды, ее оставалось буквально пара сантимов на дне полторашки. Какая же она была ценная в тот момент. Я поехал первый, и чертов рюкзак мешал смотреть назад. На спуске я почти не тормозил, чтобы как можно выше заехать на подъеме. На велик было уже побоку. «Возможно, это последний день его жизни и нашего путешествия» - такие мысли крутились в голове. В какой-то момент я обратил внимание, что глаза перестало щипать от пота. Я попробовал его – он был абсолютно без соли. Стал его слизывать – драгоценная влага. Из последних сил взобрались на гору - опять загадочная развилка. Менее натоптанная дорога налево была нанесена на карту гпс, она похоже огибала вершину 500м горы, более натоптанная шла прямо. Посовещавшись, решили, что поедем по ней. Тут нас догнал бортовой УАЗик с местными колхозниками. Мы его тормознули и расспросили про дорогу. В кузове стояли 2 или 3 человека. Они подтвердили, что выбранная дорога идет на Каменку. «А может вас подвезти?»- спросил кто-то из машины, глядя на наши изможденные лица. «Неееее, спасибо», - ответил я с натянутой улыбкой – «мы сами». Юля и Кирилл косо на меня посмотрели «А вода у вас есть?» - спросил кто-то из нас. Из кузова нам скинули полторашку с водой. Поблагодарили их, и они поехали дальше. Я посмотрел на воду, там плавала какая-то перхоть, но пить хотелось «как из ружья». Хлебнул глоток и выплюнул. Кирюха сказал, что ему уже пофигу, и сделал несколько глотков очень теплой и грязной воды. Юля пить отказалась. Остаток воды был вылит на голову, мысли несколько прояснились, и стало полегче. Еще чуть-чуть и спуск до деревни, каменистый с большими и маленькими кочками. Скорость легко набиралась до 50 км/ч. Я опять отпустил тормоза, лишь бы быстрее скинуть с себя ненавистный рюкзак – своими разъезжающимися боковинами он обволакивал меня и висел подмышками. Кочки, ямы, легкие колеи, - все было уже не важно.

Не доезжая 500м до въезда в деревню, притормозили с Юлей, Кирилла долго не было. Как выяснилось, его багажник приказал долго жить, и рюкзак висел на колесе. Дотащились до запруды, где купалась местная женщина с ребенком, спросили про магазин с багажниками . Нас разочаровали – в деревне даже великов не было. Начало было нерадостным. Она так же нам предложила картошку… бесплатно. Естессно, мы отказались, нам бы от своего перегруза избавиться. Юлю оставили разбивать лагерь, а мы с Кирюхой поехали искать багажники. Поднялись на крутую гору, и попали в деревню – на первой лавочке сидели мужики… очень бухие. Напрягая свои немногочисленные пьяные извилины, они все таки сопроводили нас в один из домов, где из сарая вытащили старый «Аист» или что-то в этом роде. Сняли с него багажник, примерили – вроде подходит. По дороге в этот дом, нам встретилась бабка, тоже полупьяная. Она только что где-то раздобыла чекушку спирта. Мужики сказали, чтобы она шла пока разводить спирт, а они тут нам помогут. Пока мы крутили болтики, они по очереди убегали в дом за дозой. Бабка начала горланить песни. Мужички оказались довольно добродушными и доставали все, что у них имелось из инструмента, удивлялись нашему пути на таком транспорте. Второго багажника, к сожалению, они уверили нас, здесь не достать. Мы поехали в лагерь, пообещав, что вернемся с тушенкой – это был хороший вариант расплаты за добро и заодно разгрузиться. Они же были готовы нам отдать все бесплатно. Поднимаясь снова в гору с тушенкой, заметили мужичка, метающего сено около своего дома. Видимо, в этот вечер птица удачи пролетала где-то рядом. Спросили на всякий случай про багажник. «Неее, нету… ну, вот у соседа попробуйте спросить». Во дворе загавкала собака, сосед выскочил на улицу. Мы с Кириллом узрели на крыше сарайки снятый багажник от Урала. «Мы едем на Телецкое на великах и у нас сломались багажники, продайте или отдайте нам вон тот с крыши» - повторили мы третий раз. «Зачем он вам? Не понимаю. Можно ведь на мотоцикле или машине доехать…» В итоге, дали ему 4 банки тушенки, и багажник был наш. На такую удачу мы даже и не рассчитывали. Отдали пьяным мужикам еще 4 банки. Набрали поблизости из колонки воды в полторашки и на радостях стремительно спустились с горы в наш лагерь. На кочках у Кирилла сначала быстрой ракетой вылетела полторашка воды, потом вспарила бейсболка. Остановились, кепку подобрали, а вот ценная полторашка закатилась в болотистую траву, и мы ее так и не нашли.

Дров не было, зато было очень много комаров и мошек, но это все ерунда. Мы искупались, сварили ужин на газу, отметили прошедший день спиртом – было, что отмечать. Это был решающий день похода, неимоверно трудный, но такой удачный под вечер! Не выдержало нагрузок железо, но люди выдержали все. Хочу сказать спасибо всем участникам за мужество в этот день. И спасибо каменским жителям за помощь. Жаль только детей, которые находятся рядом с ними – они каждый день видят таких взрослых, и, думаю, когда вырастут, повторят их судьбу один в один.

День 3.09 августа 2009.

Дальше такое не поедет Дальше такое не поедет
Ремонт завершен! Ремонт завершен!
Мост в с. Красногорское Мост в с. Красногорское
Грязюка! Грязюка!
Каменка – Красногорское - Карагайка

Пройдено за день - 46 км,
Средняя скорость – 10 км/ч,

Подъем около 6. Утро уходит на демонтаж\монтаж багажников, их подгонку, делание упоров для велоштанов и т. д. Занимает это 5 часов.

Выдвигаемся около 11 в сторону д. Красногорское. Дорога петляет не только влево-вправо, но и вверх-вниз. Редкие «Москвичи» проносятся мимо нас, в основном без номеров – очевидно, чисто колхозный транспорт и нигде не зарегистрирован. Да и вообще, создалось впечатление, что милиция или ГИБДД в этих местах что-то далекое и почти неизвестное. Красногорское оказалось довольно большим селом, даже есть асфальт. А когда узнавали про дорогу на д. Карагайку, местные удивились, что мы едем туда, а не на какой-то местный водопад. Его название я уже не помню, но по их словам ооочень красивый. Мы и так выбились из графика, а водопады предполагалось посмотреть гораздо дальше- в долине реки Чулышман. Тут мы перешли первый подвесной мост, прикольное сооружение, внизу текло что-то грязное и мутное – нифига не горная речка, а что-то типа нашей Чернушки. Дорога в сторону Карагайки опять уходила резко в гору, на которой красовалась вышка сотовой связи. На горе нам все-таки удалось позвонить и отправить контрольные смс Ромке. Сверились с гпс – задали направление и покрутили… опять в гору, но не такую резкую. Болезнь пропуска поворотов опять меня поразила, мы сбились с пути в бесконечных полевых развилках. Конечно, красиво ехать, все цветет и пахнет, но только черт его знает, куда ты едешь. Дорога кружит и сводит с ума очередной развилкой.

В итоге опять дали небольшой крюк по полям и въезжаем в Карагайку. Двое мужиков вверх «ворОнками» изучают внутренности «Москвича» под открытым капотом. - Здравствуйте, не подскажете дорогу на Тайну??? «ВорОнки» вращаются и поворачиваются к нам передом. Грязный мужичок улыбается и протягивает мне руку. Поговорили, дорога легкой не будет. На спуске из деревни, стоит трактор и опять в нем ковыряется мужичок J. «Блин, просто село поломанной техники». Опять спрашиваем о дороге, два рассказа всегда лучше одного.Покидаем деревню и долго едем по травянистой дороге явно вдоль реки – ищем брод. По гпс до Тайны осталось 6 км. В итоге, выезжаем на небольшой пляж, где стоит микроавтобус, загорает очень упитанный мужик, скачет какая-то гламурная особа и еще кто-то плескается в воде. Народ оказался откуда-то с севера. Брода здесь не было, он был совсем в другую сторону от этого места. Стали возвращаться обратно. Все бы ничего, но моральный дух команды начал угасать, пошли споры о неправильности выбранного пути… Падает 2 раза Юля. Кирилл тоже падает. Чувствовалось общее напряжение и усталость, а самое главное – мы лезли в какие-то болота, а это оптимизма не добавляло. Выехали на нужную дорогу. Она представляла собой конно-тракторное направление с глубокими колеями, обилием луж и грязи, а по обочинам - болото с лягушками. Вечерело, а мы не знали, туда ли мы идем, хотя гпс говорил, что туда. Очень не хотелось, чтобы наша дальнейшая дорога была такой же. /дальше она была еще хуже/. Кое-как нашли место брода. Потом даже перешли без вещей, но на той стороне дороги не было, только трава и болото. Наконец обшарив противоположный берег, удалось увидеть признаки дороги. По ней явно давно уже никто не ездил, и представляла она собой заросли травы с мой рост, по которым раза 3-4 проехала машина. Я прошел по этой дороге метров 300 и понял, что суваться сюда точно не стОит. Поспешил вернуться обратно, пока сам не заблудился. Глядя на карту, было решено идти в обход и попасть в требуемую Тайну через деревню Ивановка. Но туда мы пойдем уже завтра, а пока ночевку устроили прямо на песчаном берегу реки Иша возле места брода.

Вода была прохладная, но не ледяная. Мы покупались, помылись, постирались. Поужинали в темноте, жахнули понемногу для храбрости - боевой дух вроде окреп. Слева и справа от нас сгущались тучи, сверкали молнии, но грома слышно не было. Однако ночью дождик дошел и до нас.

День 4.10 августа 2009.

Коттедж!! в Ивановке Коттедж!! в Ивановке
Место брода Место брода
Кирилл из д. Тайна Кирилл из д. Тайна
Есть захочешь - и не такое жевать будешь! Есть захочешь - и не такое жевать будешь!

р.Иша – Ивановка – Тайна – Новозыково – Усть-Иша – Чуйский тракт

Пройдено за день -56 км,
Средняя скорость – 11.1 км/ч,
Макс.скорость – 41.4 км/ч,
Время в пути – 5ч

Выдвигаемся около 9 утра. Прокапывает дождик, портя нам утреннее настроение. Сколько мы не пытались хоть как-то ускорить утренние сборы, меньше 3 часов не получалось, стало быть это наш норматив. Пошлепали по конно-тракторной дороге в сторону Ивановки. Где-то дорога была настолько грязной, что ее пытались обойти даже на лошадях.
Исследовав обе дороги – саму дорогу и обходную лошадиную тропу было решено двигаться по дороге. Устряпались по уши. Вдобавок приходилось обходить расставленные лошадиные мины и мины человеческие – то ли кто-то до нас не выдерживал дороги и гадил прямо на узеньких проходимых участках, то ли неожиданно выбежавшее из кустов страшное животное вызывало такую бурную реакцию у наездников лошадей… остается только гадать. Прорвались. Начался участок посуше. Дорога пошла в гору. На радостях я сказал, что теперь говен не будет! И был прав, их и впрямь сколько-то не было. Говнолин начался перед Ивановкой. Прямо на краю деревни стоял новенький строящийся коттедж, а слева от дороги виднелись обычные покосившиеся домики. От такого особняка в этом захолустье становилось как-то не по себе.
Не иначе как Абрамович решил скрыться от правосудия в таких местахJ. Тем не менее, я поговорил с хозяйкой, набрал воды. В д. Ивановка проживало на тот момент ровно 42 жителя. Не часто встретишь такую точную перепись населения. Магазина, школы, детсадика и прочих атрибутов цивилизации здесь не было. Тайна была в 5 км от этого места, но впереди нам пообещали грязь и брод через Ишу. Ехать было практически нельзя. Мы шли, обходя глубокие лужи и месиво. Добрались до брода и начали переправу.
В самом глубоком месте воды было по пояс. Это была наша единственная переправа в этом походе. Кирилл утопил треногу, которую мы так и не успели испробовать.
Поток был настолько сильный, что с трудом удавалось развернуться в воде. После переправы перекусили прямо на гальке, посохли и пошли вперед.Лошадиная дорога испытывала на прочность багажники, наши нервы и пятые точки. Больше шли пешком. Встретили мужичка. Он возвращался из магазина Тайны обратно в Ивановку. В его набитых полиэтиленовых пакетах на плечах просвечивали самые необходимые для этих мест продукты – водка, консервы, водка, водка…Как он рассказал, с утра его на УАЗике отвезли обходной дорогой через Красногорское в Тайну, а теперь вот возвращается домой. Времени было около 13 дня, а ему еще брод переходить и грязь месить на дороге. Вот так нелегко порой бывает ходить в магазин – надо на это отводить целый день.
Доехали до Тайны. В деревне относительно ровная дорога – вот наша радость, люди бегают – опять радость, ээээхххх хорошо! Встретили двух парнишек на качелях. Они показали нам, где магазин, а потом и догнали нас на великах – решили проводить, все равно им заняться нечем. Магазин и почта «в одном флаконе» были закрыты, хотя нет, увидев попытку проникнуть в магазин появилась продавщица, нам надо было хлеб, но его не оказалось. Поехали к колодцу за водой. По пути встретились два полупьяных архаровца. Начали подкалывать нас по поводу транспорта и здоровья головы. Злился про себя, но выражать эмоции было не место, просто старался их игнорировать. Подъехали к другому магазину, попутно разговаривали с местными пацанами-велосипедистами, которые нас сопровождали. Одному было лет 10, другому еще меньше. Пока стояли у магазина подошли опять те двое полупьяных. Разговорились, но уже без подколов. Один из них пошел в магазин, а другой рассказал, что дороги на д. Киска почти нет. Вернее она есть, но это зимняя дорога, а сейчас она заросла травой, в глуши леса, броды, да еще и резко в гору. До Киски нам оставалось всего около 30км. От Киски же начинался асфальт и пара км всего до нужной нам Чои.
«Кароче, если вы и пройдете, то там вас все равно медведи сожрут»- не унимался местный.
Черт! Столько ползти, чтобы потом вот так обломаться на последних километрах! Обидно очень. Почему эта дорога есть на карте, а на самом деле ее нет?… На сопли нет времени, а перспектива быть съеденными была уж очень нерадужной. Тут же начали изучать карту, искать пути обхода… их не было. Вариант оставался один – выбираться на Чуйский тракт и ехать через Горно-Алтайск. Новый маршрут был проложен через Новозыково на Усть-Ишу и далее на Чуйский. Пацанята нас сопроводили к дому, где мать одного из них (его звали Кирилл) рассказала нам, как ехать, и попросила Кирилла сопроводить нас до выезда из деревни. В деревне обратили внимание на заборы из рабицы, металлические шипы на дверях, и парни рассказали, что в прошлом году с горы спускались медведи и воровали коров прям со двора. Еще раз убедился в правильности решения не идти напрямую в Киску.
Дорога была относительно ровной, и, истосковавшись по скорости за последние дни, мы неслись в сторону Новозыково. Местный Кирилл на вареном-перевареном «Салюте» не отставал. Периодически останавливались и подпаивали его водой, парень решил от безделья проводить нас почти до асфальта. Вокруг красота. С высоты мы видели и проеханную днями раньше Красногорку и Карагайку с ее вышкой связи J. Мы кружили в грязном квадрате 2 дня! Мы отъехали от Тайны уже достаточно далеко, когда водитель ехавшей навстречу Нивы узнал в Кирилле своего сына, отвесил ему крепкого словесного пинка и развернул домой.
Проезжая какую-то мелкую деревушку обратили внимание на бегающих свиней. Некоторые с толстой корочкой подсохшей грязи, некоторые наполовину черные, но все весело хрюкали и выворачивали пятаками из земли всякую шнягу. За некоторыми большими свиньями отрядами бегали мелкие поросята длиной сантиметров 40.
По асфальту мы просто летели.
На въезде в Новозыково есть длинный крутой спуск. На нем от ветра разорвало привязанный мешок с мусором, продукты нашей жизнедеятельности разлетелись по дороге. Пришлось остановиться. До местной общественной свалки с указателем оставалось всего несколько метров. А мы долго понять не могли, откуда же идет такая вонь.
За деревней в поле Юля и Кирилл нарвали кукурузы, которую потом с удовольствием слопали.
Проехали пыльную Усть-Ишу, взобрались на крутую горку на выезде и отзвонились в Курган.
До Чуйского тракта 1-2 км. Пересекли его и сразу съехали на берег Катуни, где и устроились на ночевку. Вода уже была айс, но все равно помылись, поели и спать. Ночью началась гроза.
День 5.11 августа 2009.

Вот такой вот "маазин" Вот такой вот "маазин"
Супермаркет! В деревне! Супермаркет! В деревне!
Ужин в палатке Ужин в палатке

Чуйский тракт – Майма – Горно-Алтайск – Чойский р-н

Пройдено за день -80.5 км,

Средняя скорость – 14.2 км/ч,

Макс.скорость – 48.7 км/ч,

Время в пути – 5ч 38мин

Погода испортилась. С утра зарядил дождь. Собираемся и выезжаем тоже под дождем. Весь день с перерывами капает, но едем по асфальту, и это радует. Трудно представить, что бы мы делали при дожде там, между Карагайкой и Тайной. Горы все выше и красивей. По пути стоят щиты с социальной рекламой, на ней герои ВОВ, писатели, поэты. Есть и просто фразы типа: «Обгоняя, ты рискуешь чужими жизнями». А мне нравится! Есть даже фото А. Матросова. Побольше бы таких щитов у нас. В дождь сильно мешают попутки, особенно крупные, они обкатывают нас клубами мелкой водяной грязи, но жить можно.
На подъезде к Майме у Кирилла тихий прокол заднего колеса. Периодически подкачивая колесо, доезжаем до Маймы. Там встаем на остановке, а рядом в магазине покупаем кефирчик, булочки и Кирилл меняет камеру J. Ох и веселый это процесс! Когда вешаем велоштаны на место, смотрю на заднее колесо и спрашиваю Кирилла: «А че это с ним?». Колесо в спущенном состоянииJ. Все разбираем обратно, Кирилл вытаскивает камеру, смотрю – пля, это не камера, это одна большая заплата. Делаю выговор Кириллу за такую подготовку к походу. Не мог что ли целую камеру купить? Когда едешь за тысячи километров от дома туда, где и хлеб не всегда продают, надо готовиться серьезней, не надеяться на авось. Тем более с Кирилловым везением на проколы. Ладно, даю ему одну из наших 3 целых камер, взятых на меня и Юлю. Выезжаем. В Горно-Алтайске движение напряженное, спрашиваем у местных дорогу в сторону Верх-Бийска. Все охотно подсказывают. Дождь не позволяет часто смотреть на ГПС, но все-таки выезжаем правильно. Населенка плотная, заканчивается один населенный пункт и почти сразу начинается другой. Много табличек с предложением домика и бани. В Кызыл-Озеке останавливаемся около аптеки для покупки эластичного бинта Кириллу. Местный мужичок говорит, что дожди будут до конца недели и похолодает до +7. Умеют поднять настроение… После Кызыл-Озека затяжной подъем, ползем еле-еле. На вершине стоит кафешка и столб «Чойский район». Это, как мы узнали позже, был наш первый перевал Карасук, высотой около 700 метров над уровнем моря. Дождик постепенно стихает. На спуске мчимся! Дальше по дороге находим место с родником, заправляемся чистой водой.
Дорогу часто перегораживают коровы, но они явно боялись красного Юлиного развивающегося дождевика. При виде ее они бросались в противоположную сторону.
В очередном колхозе с названием Паспаул неожиданно обнаруживаем супермаркет. Не верим своим глазам. Я - на охране великов, а Юля и Кирилл возвращаются с вином и разной вкусняткой. Едем чуть дальше за деревню. Начинается ливень, уже темнеет и надо вставать на ночевку. Сворачиваем на первую попавшуюся тропинку от дороги, она ведет к реке. На небольшом пространстве под дождем ставим палатки. Туева хуча комаров наводит на нас ужас. Стараемся не открывать лишний раз замок палатки. Ужин готовим на горелке в палатке, вино\спирт и спать под несмолкаемыми каплями дождя.
День 6.12 августа 2009.

Это лишь малая их часть Это лишь малая их часть
Река МИША Река МИША
Неведомый птиц Неведомый птиц

Чойский р-н – Туньжа - Чоя – Советский – Кутерьба – Ускуч – Верх-Бийск - Тулой

Пройдено за день -76 км,

Средняя скорость – 13.8 км/ч,

Макс.скорость – 51.6 км/ч,

Время в пути – ?

Встали, дождя нет, но в воздухе сыро. Верхушки гор окутаны туманом. С веток капает вода.
Все, что было на улице, вымокло. Пока собирались, были атакованы множеством комаров. Снова начинал прокапывать дождь. Завтрак, ТО великов, быстрые сборы и бежать отсюда быстрей! Когда выехали на дорогу, мелкий дождь перешел в ливень. Проехав буквально меньше километра,обнаружили сверток на кемпинг с домикамиL. Проезжая очередную мелкую деревушку сидящие под навесом местные пожелали нам легкого дождика. Нашли, чего желать.
Мы уже достаточно устали от дождя, одежда промокла. Дорога опять шла вниз-вверх, на одном из подъемов на площадке остановились на перекус.
Дождик постепенно стихал. На подъезде к с.Ускуч даже выглянуло солнце – жить стало веселее. Навстречу нам проехали лихие мотоциклисты, видимо местные, без шлемов, на жуткой скорости, обгоняя попутные машины. Они посигналили,я в ответ поднял руку. Через минуту на подъеме они нас обогнали и опять сигналили, я опять поприветствовал их. В тройке я ехал первый, и первый залазил на гору. Смотрю, а они стоят наверху. Стало ясно, что не просто так, но какие у них намерения, я пока не понял. Вариант хорошего знакомства можно было не прокручивать в голове, я готовился к плохому. Подъезжая к ним, решил взять инициативу в свои руки и начать разговор первым. Тут один из них попытался слезть с мотоцикла, поднял одну ногу и его заштормило. Пьяными шатающимися шажками он пытался выровнять равновесие и почти пересек дорогу, благо машин не было.
- Ээээээ, стоооой! Стоооой! – кричал тот, который кое-как остановился посреди проезжей части. Второй слез с мотоцикла и пошел в мою сторону. Я остановился.
- Здорова пацаны! – начал я, пытаясь разговаривать на их языке, - До Верх-Бийска далеко еще? – в это время первый бухой товарищ для равновесия вернулся на мотоцикл, а второй встал передо мной.
- Ну килОметров 20 еще, ты на своем будешь долго ехать, а вот я на своем коне (ткнул пальцем в мотоцикл) минут за 30 доеду. Сами-то откуда-куда?
- Да вот едем в Верх-Бийск, красиво у вас тут, торопимся.
- Молодцы, а у нас сегодня праздник, день …. (каких-то там войск), вот мы и гуляем. Ну че, на водочку-то сообразим? – он положил руку на мою вымокшую сумочку на руле. Почувствовав неприятную сырость, тут же убрал.
- Да вы что пацаны, мы спортсмены. Поздравляем вас с праздником! Давайте гуляйте, веселитесь … - и еще какую-то подобную пургу гнал – Ну нам пора, мы торопимся, удачи!
- Ааа, ну ладно, счастливо!
Посмотрев, что сзади все едут за мной, мы быстро покрутили педали из этого места, пока пьяная моча не ударила в головы местных гопников. Обгоняя нас в очередной раз, мотоциклисты посигналили опять, а я опять махнул им рукой. Больше мы их не видели, и, в связи с увеличением уровня криминогенной обстановки, было решено группе держаться как можно ближе друг к другу, а Ускуч проскочить без тормозов.
Проехав злополучное село купили мед. Около литра цветочного меда в красивой баночке в форме медведя стоило нам 250р. Дальше происшествий не было, и до моста через Бию мы ехали в обычном темпе.
За мостом притормозили у палатки и поели шашлык по 150 руб. Было вкусно. Рядом есть небольшой рынок сувениров, Кирилл там сфоткал интересный оберег «от кризиса».
Проезжаем д.Тулой и ищем место для ночевки. Довольно быстро находим сверток к Бии и опа, красивый такой бережок, лесок, красота! Встаем, быстрей развешиваем вещи на просушку.Часа через 2 приходит «хозяин», говорит платить по 200 р за палатку. Ни хэ сее! Требуем показать документы на землю, показывает выкопировки, свидетельства о регистрации… Я не силен в документах, но, кажется, чувак и впрямь владелец. А за что платить непонятно. Навесов от дождя нет, туалетов нет, сервиса никакого нет, охраны нет. «Властелин» говорит, что дальше по берегу кое-что в процессе постройки. Но съезжать с места уже не хочется, вечер, устали. Да и ссориться с местными смысла особого нет. Убивать, конечно, не будут, но нагадить могут. Кое-как уболтали жадного алтайца на 200 рублей за 2 палатки. Расплатились, и он ушел. Вечер был немного подпорчен таким гостеприимством, основанным чисто на рубке «капусты» ни за что. Ну да ладно. По берегу периодически проходили местные рыбаки, у них-то мы и купили 4 рыбешки (3 хариуса и 1 чабак) на уху. Сварили опять в темноте. Внуснятина!
Опять закапал дождик, лил всю ночь. Мы же надеялись, что к утру он закончится. Все, что не сняли с просушки, за ночь вымокло еще сильнее.
День 7.13 августа 2009.

Банк в с. Иогач Банк в с. Иогач

Тулой – Старый Кебезень – Усть-Пыжа - Артыбаш - Иогач

Пройдено за день -38 км

Так как до Телецкого оставалось около 35 км, утром собираемся неспешно. На выезде со стоянки я нахожу в траве паспорт. На фото - паренек-алтаец. Подумалось, вот бы это был тот вчерашний местный, можно было бы продать ему паспорт рублей за 500 J. Но рядом никого не было, и находка была оставлена на пеньке, около тлеющего костра прямо под моросящим дождиком. Мне тут же подумалось, что местным тут и паспорт-то не нужен, это же не Москва, где на каждом шагу спрашивают регистрацию. И зачем кто-то взял его с собой? Наверное, нелегко будет восстановить этот документ – надо ехать в Горно-Алтайск как минимум.
Выехали на асфальт, и нам одно за другим начали встречаться красивейшие места для стоянок… и уж наверняка бесплатные. Опять мы не доехали. А через 10 км нам попалось просто чудное место – полянка на берегу, с одной стороны которой небольшая гора, нависающая над Бией, с другой – Бия с красивым здоровенным камнем в воде… как жаль, что не доехали, как жаль. Но фотосессия места все равно была устроена.
Дальше пейзажи становились только красивей. Дорога шла вдоль реки, местами берег был обрывистым, с другой стороны дорога зажималась горами. На крутых склонах иногда росли довольно большие деревья. Неясно было, за что они там цеплялись своими мощными корнями, и порой казалось, что они вот-вот вырвутся из земли под натиском собственного веса и упадут на дорогу.
Небо впереди было с просветами, а вот назад смотреть не хотелось – за нами гналась темная туча, готовая немедленно пролиться холодным дождем. И тут Юля прокалывает заднее колесо – «сегодня праздник у девчат…». Быстро ставим запаску, пока туча нас не настигла. На подъезде к Иогачу мы встретили ПЕРВУЮ машину гаишников. Правда, не спал в ней вроде бы только водитель. «А все-таки они здесь есть» - подумал я. Как-то резко машин стало много, и с дороги стало видно дома и начало озера Телецкое. Перебрались через хороший мост в Иогач, после которого асфальт исчез напрочь и весьма неожиданно. Остановились у отделения Сбербанка. Оно представляло собой такой смешной кофейно-зеленый домик, покрытый сайдингом и обнесенный сеткой-рабицей.
А вокруг разбитая дорога с лужами и ямами. Смотрится все это дело как робкая попытка организовать цивилизацию в колхозе. На случай если не рентабельно будет здесь держать отделение, можно за день разобрать это сооружение J. На пристани договорились о катере на завтрашний день и пошли искать ночлег. Туристического люда здесь немерено, поэтому есть проблемы с размещением. Плюс еще наложилась проблема – мало желающих сдавать жилье на одну ночь. Видимо, денег мало, а уборки и стирки столько же. Местные предпочитают сдавать жилье от 3 суток и более. Но, тем не менее, мы нашли приют в домике у тети Вали, расположенном буквально в 100м от пристани в Иогаче за синим заборчиком. Обошлось нам это в 300 руб с человека и 350 руб баня/час + 50 руб веник. В наше распоряжение были предоставлены апартаменты из 2 комнат с двуспальной кроватью, диваном, креслами, газом, печкой (правда не топилась), умывальником и еще много чем. Как давно мы не пользовались всеми этими удобными штуками. На душе стало радостно. Тут же начали развешивать свои заплесневелые вещи на просушку. А банька показалась самой лучшей за всю мою жизнь – так приятно было погреться и помыться после недели скитаний. А после помывки было пиво и вкусный ужин, приготовленный Юлей.
День 8.14 августа 2009.

Пристань оз. Телецкое Пристань оз. Телецкое

Средняя скорость – 12 км/ч,

Макс.скорость – 30.8 км/ч,

Время в пути – 3ч 50мин

Под утро опять пошел дождь, вставать не хотелось. В 7-30 нам надо было быть на пристани. Поблагодарив Валентину за теплый приют, мы пошли на катер.
На пристани возле катера скопилось уже около 20 человек. Густой туман окутывал горы. В воздухе чувствовалась сырость и близость дождя. Было весьма прохладно. Когда поплыли, стало просто холодно. По ощущениям не больше 5 градусов, а Кирилл был в сланцах на босу ногу. Я тогда специально сфоткал его ноги, чтобы в жаркие летние деньки, глядя на фотку можно было бы неплохо освежиться.
За переправу мы заплатили по 1500 с человека. На катере познакомились с Владимиром – он из Ебурга и путешествует на машине. Доехал уже до монгольской границы. Вернулся назад прокатиться по Телецкому. Дальше у него по плану – Байкал. Интересный мужичок, болтали с ним, пока плыли. Тут же на катере к нам подошел «буржуин» и его попутчица с картой, мы немного с ними пообщались на ломаном английском и языке жестов. Это были пешие туристы из Австрии. По-русски не понимали ни бельмеса. Одному черту известно, как они добрались до Алтая и выберутся ли отсюда… Видя хоть какие-то признаки общения между нами, капитан в рупор спросил, где их высадить. После Телецкого их маршрут совпадал с нашим - им нужно было в Акташ. Капитану мы ответили, что они сойдут с нами вместе. Надеюсь, что их дорога была легкой, без «приключений» и с ними все хорошо.
Погода все ухудшалась. Дождик сначала мелко покапывал, потом перешел в ливень, и скрыться от него можно было только под небольшим навесом, где и собралась большая часть пассажиров. Повезло тем, кто стоял ближе к центру. На тех, кто стоял ближе к борту, ледяным ветром с краев задувало капли.
У нас вызвали удивление некоторые пассажиры, спустившиеся в трюм без окон и просидевшие там почти всю поездку – видимо оттуда гораздо красивее смотреть на озеро, чем с палубы. Катер заплыл на водопад Корбу. Я и Владимир первые спустились по узкому трапу на берег, дошли до водопада и успели сделать несколько удачных снимков без людей. После сюда прискакали остальные пассажиры, и фоток бы без них не получилось, да еще причалили другие лодки.
Мажорные толстопузые тетки сразу ломанулись покупать жратву и набивать брюхо етьбой. Похоже, до достопримечательности им не было никакого дела. Вход на водопад стоит 100 рублей. Цены на покушать, как на Красной площади, но мы очень продрогли и после посещения водопада купили по горячему чаю на травах и блинчику со сгущенкой. Стоянка была 40 минут.
Катер после загрузки всех пассажиров обратно долго не мог отчалить от берега – видимо глубоко врезался в каменистую гальку и пыхтел двигателем минут пять. Только лишь когда все пассажиры ушли с носа на корму, он смог вырваться из каменистого плена, и мы продолжили путь. Где-то здесь, напротив вдп. Корбу, озеро имеет свою наибольшую глубину в 325м.
Облака помаленьку стали рассеиваться. Сквозь них начало пробиваться солнышко, а вместе с ним из глубины души выплывало и хорошее настроение. Вокруг были необыкновенной красоты горы. Их вершины утопали в молочном тумане, из которого появлялись нити водопадов и связывали его с огромным озером.
Человек здесь – что-то маленькое и незаметное для всего этого величия, совсем не царь природы, а лишь крошечная мошка, которой позволено пребывать тут. Окружающие озеро горы иногда выглядели странно. С одной стороны они были поросшие растительностью, а с другой абсолютно голые, будто пионерский отряд проводил тут прополку J. На покрытых дымкой вершинах палками торчали стволы погибших деревьев. Что-то помешало им спокойному красивому существованию. Ни души в тех краях. Я представил себя живущим в этом месте – красивое, но какое-то мертвое все вокруг. Чувство одиночества пробирало насквозь. Я посмотрел вперед по движению катера. Огромная гора со стекающими лентами рек – они весело блестели на солнце, - казалась совсем рядом, но плыли мы до нее около 3 часов.
По мере приближения к мысу Кырсай становилось все теплее. Высадились быстро. Сначала австрийцы, потом мы. По узкому крутому трапу были поочередно сгружены рюкзаки и велики. Попрощались с Владимиром, может еще когда-нибудь и встретимся.
На берегу нас встретили водники из Самары. Отличные компанейские и очень веселые ребята. К тому моменту они уже закончили свой маршрут и просто отдыхали под традиционный русский напиток. Заодно, на радость водникам, пригласили и австрийских путешественников, которые тут же были угощены водкой, шпиком и недавно сваренным супом. Мы же из предложенного ограничились только чаем. Весело было смотреть на то, как некоторые водники пытаются объясниться с иностранцами. После спиртного понимание между ними явно стало лучше. Все смеялись. Тут Кирилл встретил своего знакомого из Кургана! Его тоже звали Володя.
Он также закончил пеший поход с группой и их уже ждал у берега катер.
Как ни печально было оставлять веселую компанию, но нам нужно было ехать дальше. В планах было проскочить все 3 деревни в долине, чтобы избежать неприятностей с местными. Поехали… тут Кирилл обнаруживает, что едет уже без пенки. Встаем, а он, скинув рюкзак, возвращается. Довольно быстро находит пропажу на дороге, и мы едем дальше. Много местных на мотоциклах и лошадях, но нас никто не беспокоит. По предварительно прочитанным отчетам наибольшую опасность представляло с.Балыкча – первое на пути, но мы его проскочили без проблем. Только один встреченный полупьяный местный прокричал нам привет – я ему тоже приветкнул. Удивили местные дети – они, как голодные цыгане, завидев нас, вылезали из всех щелей и бежали к нам, что-то крича на ходу. На их крик вылезли еще несколько сорванцов и тоже побежали. Подъехав ближе, поняли, они клянчили конфет и денег. Останавливаться не стали – а то ощиплют и нас, и рюкзаки. С такой сворой ребятни не справиться никак, все равно что-нибудь да утащат.
Дорога была каменистой, но ехать можно. Кое-где ее пересекали мелкие ручьи, которые преодолевались не слезая с вела. Необычайной красоты долина Чулышмана завораживала пейзажами.
Между деревнями иногда встречались местные, заготавливающие сено. Много свободно гуляющего рогатого скота. Проезжая деревни заметили такую особенность – деревни с алтайцами, а магазины называются типа «Танюша» J. В деревнях я не заметил признаков наличия электричества, хотя, говорят, где-то было. Видел, как топилась баня по-черному. Вот уж не думал, что такое есть в век высоких технологий. Проскочили 3 деревни. За Коо дорога проходит как бы через остров, т. е. сначала вброд заезжаем на остров, а потом вброд выезжаем с него. Вот первый брод около 40м я попытался проехать. Но большой камень не дал мне этого сделать и врезавшись в него, я завалился на правую сторону. Вода была ледяная. Ударился коленом, промочил штаны, часть куртки, телефон в поясной сумочке, окунул в воду правую половину велоштанов. Колено потом болело еще пару дней, но не смертельно. Когда мы перебрались на остров, Юля решилась начать переходить. Я усиленно фоткал «бродящую» Юлю. Как она мне потом рассказывала, ноги у нее почти свело от холода, и она злилась на нас за то, что мы фоткали вместо того, чтобы помочь ей переправиться (а мне даже такая мысль и в голову не пришла). Наградой за испытание нам стали ягоды облепихи.
Поскольку уже было поздно, все устали, то решили на ночевку встать прямо здесь. Отошли вглубь острова, выбрали место на берегу реки среди сосен, которое почти незаметно с дороги. Дул холодный ветер. На противоположном берегу реки росла облепиха, но переходить вброд явно не хотелось – и так холодно. Переночевали без происшествий.
День 9.15 августа 2009.

Перед подъемом на пер. Кату-Ярык Перед подъемом на пер. Кату-Ярык

Коо – пер.Кату-Ярык – сверток на д.Лесосека

Пройдено за день -40 км,

Средняя скорость – 7.4 км/ч,

Макс.скорость – 29.4 км/ч,

Время в пути – 5ч 18мин

Как обычно встаем рано, около 6 утра. Я фоткаю утренние туманные горы, закрывающие от нас солнечный свет. Завтракаем, собираемся и - в путь. Сегодня планы подняться на перевал Кату-Ярык. Выезжаем с острова опять через брод. Холодная водичка заставляет быстро проснуться. Зато выглядывающее из-за туч на небе солнце явно начинает пригревать и радовать глаз. А долина предстает перед нами во всей своей красе.
Свобода царит вокруг. Этой свободой пропитан воздух. Хочется раскинуть руки, чтобы больше ощутить всю мощь этих мест, вобрать в себя частичку гор, воды и чистейшего воздуха. Глаза смотрят вокруг, а внутренний голос говорит «нет, такого не бывает на самом деле, тебе все это снится». Я опять смотрю на все это великолепие и понимаю, что так бывает, и я сейчас именно здесь. Как будто остановилось время. Здесь нет, не было и никогда не будет мировых кризисов, забастовок, терактов. Здесь царит покой, и, наверное, именно здесь живут Боги.
Проехали кемпинг у устья реки Чульча. При планировании похода была мысль устроить тут дневку и сходить на вдп. Учар – самый большой на Алтае. Но мы давно выбились из графика, и поэтому посещение водопада было оставлено на следующий раз.
Долина все сужалась, местами горы прижимали дорогу к крутому обрыву в Чулышман, но вокруг было чертовски красиво. Внизу бурлила река, где-то слева шумел водопад. Мы подъезжали к перевалу Кату-Ярык. Проехали турбазу «Эзен», где какая-то «кукушка» за рулем чуть меня не сбила, пока я сверялся с картой.
Непосредственно перед подъемом мы перекусили на берегу, рассматривая серпантин. Пердели, но лезли в гору УАЗики и джипы. Легковушка перед подъемом развернулась и задом начала заезжать на перевал. Забавно. Метров через 400 развернулась и уже продолжила свой путь, как и положено – мордой вперед. Оказывается подъем здесь настолько крут, что переднеприводные машины просто не могут в своем нормальном состоянии заехать. Смещается центр тяжести, и колеса буксуют, выбрасывая из под себя груды камней. Поэтому-то они поднимаются на задней передаче.
При подъеме выяснилось, что таких крутых участков всего 2. Дорога на них идет под углом 40-45 градусов, а сама она из больших и маленьких камней. Вообщем, один чудак, по своей глупости, на новенькой легковушке мазда спустился с перевала, а подняться обратно, как не тужился, но самостоятельно не смог. Поотрывал машине, наверное, все там. Толкали его человек 10 местного люда, вероятно, подрабатывающих на таких лохах. Чем вам не бизнес? И это была сухая погода, а в дождь там, говорят, вообще засада. Вот так непросто выехать из долины Чулышмана на авто, если это конечно не ГАЗ 66.
Но и нам было нелегко туда лезть. Велик буквально переворачивало через заднее колесо, ноги катились по камням, не давая возможности опереться и ползти вперед. Но мы вскарабкались на перевал с несколькими перерывами. Посередине перевала какой-то спускающийся чудак на авто остановился и сказал, что самое трудное мы прошли, а дальше можно ехать. Мы обрадовались, но он, похоже, над нами прикололся. Мы его вспоминали весь оставшийся подъем J. Восхождение на перевал заняло 2,5 часа. Почти все время пешком, только в конце удалось немного проехать. Еще встретили там 2 пеших иностранцев: мужчину и женщину, - перекинулись парой слов. Они были в полном ахуе восторге от нашего маршрута. Мужик так и говорил, глядя на нас: «…ах ах ах…» - и качал головой. Зато виды с перевала перекрыли всю нашу усталость. Я смотрел и сам делал «…ах ах ах…». Стало понятно, откуда текут реки и водопады в долине – из долины просто не видно, что за этими горами есть горы еще выше, и они в снегу.Сильный ветер и надвигающийся вечер не дали нам долго любоваться природой этого места – надо искать место ночевки. После перевала не спуск, а снова подъем. Он еще будет идти около 18км. Не такой крутой, но затяжной и выматывающий.
Добираемся до ручья через дорогу – он похоже тут один.Ребята из Ебурга тоже тут останавливались, судя по отчету. По гпс высота в этом месте около 1400м. Вокруг стоянки - общий туалет, и вставать тут не очень хочется, но выбора нет. Мы немного отошли в сторону за бугор, где и встали. Дрова сырые, пытались разжечь, но плюнули и использовали горелку. Мусор и пустые консервные банки мы обычно оставляем возле костра до утра, а утром собираем это все и увозим с собой до ближайшей свалки или заправки. Так сделали и в этот раз. Когда уже ложились спать, быстрыми скачками за стенкой палатки появилась какое-то здоровое животное. От его движения по земле шли вибрации. Его тяжелое дыхание ощущалось где-то совсем рядом… Стало жутковато. В палатках все замерли и затаили дыхание. В голове пронеслось: «ну все… пипец…». Я начал медленно вынимать нож из ножен. К таким незваным гостям мы явно не были готовы. Когда я почти достал нож, зверь так же стремительно ломанулся в сторону, противоположную той, откуда пришел. Уходя, он издал какой-то непонятный звук, не лай, не рычание, а короткий и очень громкий «ФФАА». Самое хреновое, что на этот боевой клич, где-то внизу в горах таким же коротким звуком откликнулось еще несколько зверюг. «Вот сцуко, их много здесь, попадос…». Труханули мы не по-детски, учитывая, что в одну сторону до Балыктуюля было 26км, а в другую около 10км до Чулышмана, где можно было найти людей для помощи в случае чего. Чудо-зверь нас посетил ночью еще раз, но я его уже не слышал – спал. Рано утром этот гад ффаа-вкнул на нас еще раз откуда-то из лесу, но мы так его и не увидели и поспешили убраться отсюда поскорей. Ночью приходили еще какие-то копытные – как выяснилось после – лошади. При сборе мусора не досчитались пустой банки тушенки, оставленной у костра. Что это был за зверь, так и осталось загадкой. Ясно было одно, останавливаться в тайге тоже не очень здорово, надо иметь с собой оружие. Покидая место стоянки, неподалеку обнаружили рядом с дорогой табличку на населенный пункт «Лесосека». Странно, по карте там ничего нет.
День 10.16 августа 2009.

Пазырыкские курганы Пазырыкские курганы
В с. Улаган В с. Улаган
Ночевка на р. Кубадру Ночевка на р. Кубадру

сверток на д.Лесосека – Балыктуюль – Усть-Улаган – Чибиля –р.Кубадру

Пройдено за день -51.51 км,

Средняя скорость – 11.6 км/ч,

Макс.скорость – 49 км/ч,

Время в пути – 4ч 24мин

Дорога началась с подъема, медленно забрались на высоту около 1600м.По пути к нам с вопросами пристает вылезший из леса алтаец на коне. На ломаном русском и с глубокого похмелья, он спрашивал что-то типа «про..иться есь? ». Я не очень понял, че он хочет, но не останавливался. Лишь когда он, в третий раз, собрав все свои силы, выговорил что-то типа «пахмилться» до меня дошло, что чувак хочет водки. Ответил отрицательно. Тут же выехавший из леса (дороги там не было) УАЗик окрикнул попрошайку и они удалились.
Снова поразились открывающемуся пейзажу. Дорога проходила по склону горы. Внизу - зеленый ковер с синим пятном озера, а облака с нами почти сравнялись. Они были не где-то выше, а ползли почти у нас по головам. Высоко… и красиво. Только холодно. Лезешь в гору – раздеваешься, спускаешься или стоишь – жутко замерзаешь. Надоели постоянные переодевания. Но тут мы поняли, что это самый верх, оделись потеплее.
Спуск начинался со знака 12%. И кому пришло в голову ставить здесь знаки??? От набранной скорости и ледяного ветра руки становились деревянными. Пейзаж стал меняться. Почва постепенно перешла в песчаную. Кое-где замечаем норы сусликов, хотя их самих не видно.
Проезжающие мимо алтайцы почему-то здороваются с нами, машут руками. Проезжаем перевал Пазырыкский. Сразу после него - разрытые Пазырыкские курганы. Там знакомимся с мужичком Сергием. Много чего рассказал нам про это место. Сам он когда-то в Бийске имел компьютерную фирму, а потом решил бросить все и податься замаливать грехи. Теперь вот строит храм в Балыктуюле на благо людей.
В Балыктуюль мы влетели благодаря крутому спуску, дорога шла по мосту через одноименную речку. Начался асфальт и мы несказанно обрадовались… но он кончился сразу же за столбиком окончания населенного пункта.
На выезде из деревни нас увидел маленький байкер лет 6 и закричал: «Привет!!! Привет!!!». Мы с Кириллом ответили ему таким же словом, а вот Юля промолчала и началось… Этот подростающий шумахервидимо ждал приветствия от Юли тоже, а она никак ему не отвечала взаимностью J и он впедалил за нами изо всех сил с неумолкающими криками (как магнитофонная запись) «привет, привет, привет…». А в ответ тишина… На крики балыктуюльского приветчика как на боевой клич в нашу сторону ломанулись еще несколько 5-6 летних балыктуюльцев. Эта свора бежала за нами и орала «привет, привет…». Черт побери, Юля, скажи ты им «привет» наконец-то J, но Юля упорно держала оборону и рта не раскрывала. Надо отметить, что ездил сорванец довольно быстро, но, тем не менее, мы оторвались от него и начали подыскивать место для перекуса.Останавливаемся перед деревянным мостом на берегу речки, периодически пролетают мелкие капли дождя – вдали видны заснеженные вершины и Улаган, хотя до него еще около 7км. На въезде в Улаган решаемся затариться кое-какими продуктами в первом магазине. Магазин выглядит несколько странно – просто обычный дом с печкой внутри, сортиром и палисадником снаружи. Продавщица - алтайка с трудом может сосчитать на калькуляторе, сколько же мы ей должны.
В это время ко мне на улице подошел местный алтаец и начал интересоваться куда-откуда-почему. Его звали Михаил. Он был несколько нетрезв, и когда я дал ему ответы на поставленные вопросы по первому разу, он начал из задавать по второму кругу. Ну ладно думаю, повторю J.Кирилл спросил его про возможность где-нибудь в деревне раздобыть варенье, и Михаил пообещал нам, как гостям Улагана, принести бесплатно литровую банку земляничного варенья, вернее привезти ее на машине через несколько минут. Честно говоря, не верилось в это. Я думал, что про обещание он забудет так же скоро как и про ответы на только что задаваемые им вопросы. На всякий случай сказал, что мы торопимся и ждать можем не больше 10 минут – ну надо же было хоть как-то ограничить ожидание, чтобы заодно не обидеть Михаила. И правда через 5 минут ожидания пьянющий Михаил подъехал на старенькой «шестерке», рядом с ним сидела жена а сзади двое детей. Он их привез посмотреть на сумасшедших велопутешественников J. Вручил нам банку варенья, а мы ему символическую сумму на подарок детям. Михаил опять начал задавать свои козырные вопросы по 3 кругу, и я понял, что надо делать ноги. Поблагодарили Михаила, по-дружески распрощались и поехали дальше.
В Улагане мы так и не купили хлеба, но зато купили вместо этого булочки. Тут нас обдало проливным дождиком, но при этом светило солнце. Улаган нас провожал асфальтовой дорогой и двойной радугой. Радости нет предела.
Проехав около 10 км встаем на берегу реки Кубадра на небольшой полянке, где уже остановилась «копейка» с Новосибирцами. Познакомились, это были муж с женой и с внучкой Ритой. Они каждый год ездят на Алтай на своей старенькой копейке. Работа у них состоит из обильного общения с людьми – он следователь, она – главбух, поэтому они выбираются в безлюдные места на отдых. Пара оказалась довольно приятной в общении, а Рита прониклась идеей туризма и весь вечер провела с нами за ужином и чаем. Ночевали новосибирцы прямо в «копейке»… втроем… и как они там вмещаются??? Говорят, что никакой палатки им и не надо – «копидос» лучший дом! Ночуем на высоте 1345м.
День 11.17 августа 2009.

Ночевка на р. Кубадру Ночевка на р. Кубадру

Средняя скорость – 13.6 км/ч,

Макс.скорость – 54 км/ч,

Время в пути – 5ч 14мин

Ночью было холодно, а утром, когда я вышел из палатки, понял, что температура явно ниже нуля, т.к. наши развешанные мокрые вещи застыли. Завтрак варить на морозе не хотелось, поэтому готовили опять на горелке и в палатке Кирилла. Во время этого процесса палатка напоминала кипящий чайник – из приоткрытой дверцы валил пар.
Потихоньку выдвинулись в сторону Улаганского перевала. Подъем на него затяжной, около 19 км. Местами участки ровные, местами легкий подъем, а кое-где приходилось идти пешком. Асфальт тоже периодически переходил в каменистую дорогу. От напряги на подъемах тело потеплело и мы стали раздеваться.
К обеду воздух стал прогреваться, а вокруг была дивная красота. Деревья становились все ниже и реже, уже не было той густой непроходимой тайги как за перевалом Кату-Ярык, чувствовался набор высоты. Ближе к вершине Юля начала задыхаться, приходилось спешиваться и восстанавливать дыхалку.
Зато когда мы поднялись на перевал, то просто обалдели от открывающегося вида – внизу зелень леса, а вдали заснеженные горные вершины! И мы все это видели! Встреченные автолюбители удивлялись нашему транспорту в таких местах, фоткали нас на память. Устроили фотосессию и завели новую традицию устаивать обеды на перевале. Мы неспешно чавкали бутербродами и смотрели на горы вдали. Над ними кружили в каком-то быстром вальсе темные тучи – они, то полностью заволакивали вершины и плевали в них тоннами снега, то расступались перед их величием, открывая путь лучам солнца.
Смотреть на это можно было бесконечно, но надо было спускаться. Холодало…
Снова одели на себя 33 одежки, чтобы было не холодно на спуске и только начали выходить с полянки, где обедали, как нам встретились велосипедисты. Как же мы были рады этой встрече. Это были первые велосипедисты на нашем пути. Группа из 4 человек, как выяснилось, была с Ямала.Они в пути уже второй месяц и планировали вернуться домой только в сентябре. Ехали они в обратную сторону, и сейчас всем нам предстоял спуск с перевала, только в разных направлениях.Одного крейзи-товарища они назначили оператором и примотали ему на голову фотик в режиме видео. Поговорили и полетели вниз. Тут же открылся прекрасный вид на те же вершины, только на фоне горного озера.
Начался край озёр, на них были кемпинги. А вдали опять вершины в снегу. Хороводы туч кружились над нами, где-то вдали сильно поливало, и часть этой силы добрызгивала и до нас.
На этом спуске газом были просто отпущенные тормоза – скорость махом доходила до 50 км/ч, багажник подлетал на камнях, но тормозить не хотелось. Мы буквально пролетали резкие повороты, едва вписываясь в них. Спуск был тоже длинным, возможно даже длинее, чем подъем и это нас радовало.
Начинались машины с баксотуристами, их глаза выпадывали из окон автобусов, когда по узкой дороге им навстречу проносились мы. Юля в своем развивающемся на ветру красном плаще выглядела как Супермэн, и это добавляло зрелищности нашему спуску. Мы соревновались с машинами, которые боясь крупных камней порой ехали медленнее нас на этом спуске. Мы влетели в Красные ворота и остановились на пофоткаться. Красные ворота представляют из себя узкий проход, когда-то промытый горной рекой, а потом облагороженный человеком. Река стала протекать внизу, а сверху сделали подобие моста и по нему ездят машины. А красные – потому что горные породы имеют красноватый оттенок и, видимо, содержат много железа. Кирюха полазил по воротам, пособирали камешки.
Дальше спуск продолжался, и мы опять на 3-ей космической скорости вылетели на ровнейшую асфальтовую дорогу, которая проходила через Акташ – село на Чуйском тракте. Скорость держалась под 50 не крутя педали. Слева-справа мелькали бабкины палатки с пирожками и молоком, дома местных жителей и прочая ерунда, голова только успевала крутиться как волчок и замечать все это. Черт! Как же приятно ехать по асфальту да еще с горки! Мы проскочили все – и пирожки, и молоко, и магазин… Выехали на Чуйский, красота! Налево – Монголия, направо – нам туда.
Стало заметно теплее. Ровность асфальта просто сводила с ума. У нас в центре города нет таких ровных дорог, как здесь. И опять дорога медленно, но идет вниз, но сильный встречный ветер тормозит. Доезжаем до д. Ярбалык и за ней встаем на ночевку. Место видимо давно облюбовано туристами – довольно большая поляна, есть столики, скамейки, конечно же, куча мусора неподалеку, а на дереве висит разбитое каноэ. Ночью приехали еще туристы – их просто десантировали с машины и они завалились спать, накинув тент на вещи, а сами расположились на пенках под открытым небом.
День 12. 18 августа 2009.

Маралы на противоположном берегу Чуи Маралы на противоположном берегу Чуи

Средняя скорость – 16.4 км/ч,

Макс.скорость – 53 км/ч,

Время в пути – 4ч 40 мин

С утра пока завтракаем, на другом берегу Чуи появляются 2 марала. Сначала они боязливо пробегают по берегу, но потом, видя, что мы не представляем опасности, долго позируют нам, заодно пожевывая мох на скалах. В гости к нам в лагерь заглядывает «оголодавшая» корова, роется в костровище, в горе мусора, пытается стащить со стола наш завтрак, и это не смотря на то, что вокруг полно зеленой сочной травы. Зажралась она травой, наверное, уже, лапшу китайскую подавай!
Дорога идет вниз по большей части, радуемся пейзажу Чуйской долины. Неожиданно для нас, прямо около дороги находится вдп. Ширлау. Осматриваем его, лазим по горам. Место легкодоступное для туристов, поэтому народу много.
В Белом Боме заходим в кафешку, хлеб там стоит 40 руб – проезжаем. Называется село так, потому что, горы здесь не темного цвета, а светлые – породы содержат много известняка.
Потом посещаем место древних наскальных рисунков – Петроглифы. Рядом на полянке устраиваем перекус, сначала Кирилл идет посмотреть на камни, потом Юля. Вход стоит 50 руб без экскурсии. Некоторые рисунки нам показались странными – какие-то люди с неправильными пропорциями или «не люди». Вообще, кто это, могут сказать только древние художники.
Солнце сильно припекает и ехать никуда не хочется, но собираемся и снова - в путь. Нас ждет место слияния Чуи и Катуни.
На месте слияния рек Чуи и Катуни опять делаем остановку. Обрывистые берега и изумительный вид просто сносят голову. Видно как мутноватая вода Чуи сливается с бирюзовой катунской. Но воды в Чуе гораздо меньше, чем в Катуни и метров через 200 вся вода становится бирюзового цвета. На камнях растут загадочные колючки.
Хочется здесь остаться, тем более что распогодилось, но труба зовет.
Чуть дальше по тракту есть сверток на подвесной мост на Инегень. Посмотрели, но спускаться не стали, ломало потом подниматься обратно. Дорога на том берегу грунтовая и по отчетам очень красивая, но, видимо, попадем туда как-нибудь в другой раз.
Посетили место с каменными стелами у села Иня. Камни расставлены по сторонам света, от них веет древней магической силой. Что здесь было раньше – место жертвоприношений или священное место поклонений Богам? Для нас это осталось загадкой.

День 13. 19 августа 2009.

Пер. Чике-Таман Пер. Чике-Таман
р. Б. Яломан – Купчегень – пер. Чике-Таман – Хабаровка – Улита – Онгудай – Шашикман – Каракол – Туэкта – Нефтебаза – р. Туэкта

Пройдено за день -90 км,

Средняя скорость – 15.6 км/ч,

Макс.скорость – 51.5 км/ч,

Время в пути – 6ч

Дорога вверх, но мы уже привыкли. Горы стали ниже и какими-то скучными и однообразными. Иногда замечаем выскакивающих сусликов. Без приключений и интересностей добрались до перевала Чике-Таман.
В отличие от предыдущих, он полностью асфальтирован, не очень крутой и вполне проезжаемый. Взбираемся без остановок минут за 50. Наша скорость 5,5 иногда даже 8 км/ч. Видимо в здешних местах мы представляли из себя чудо дивное, так как пока поднимались из некоторых встречных машин нас снимали на камеру или фотографировали. На вершине появляется связь. Звоним родным. Полно туристов на машинах и автобусах. Большая группа немецкоговорящих. От общей стоянки-парковки поднимаемся немного в сторону – милая полянка и почти безлюдная. Тут решаем не нарушать традицию и перекусить.
В одном из прочитанных отчетов нашли вот такое описание Чике-Тамана: «У тех, кто проезжает по этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину». Нас же, после «взятия» Кату-Ярыка и Улаганского, он не впечатлил вообще.
Одеваемся потеплее, ведь впереди – спуск. Пролетаем Хабаровку, Онгудай. Смотрим поворот на Н. Талду – грунтовка. С моим треснувшим багажником не доехать. Решаем, что будем и дальше двигаться по Чуйскому тракту. Потихоньку начинаем присматривать место для ночевки. Очень устали, а чего-то подходящего нет. Так проезжаем Туэкту, Нефтебазу и еще несколько километров. Перед мостом через реку Туэкту замечаем поворот налево, где и находим подходящую площадку для стоянки и даже столики и скамейки. Ставим палатки и тут видим на дороге двух велотуристов, оглядывающихся по сторонам. Мы подумали, что они тоже ищут место для ночевки, но побоялись вставать рядом с нами. Сережа решает их догнать и предложить им нашу компанию. Удалось это ему сделать лишь километра через 4. Это оказались два немца. Один из них с трудом говорил по-русски, а другой и вовсе не знал языка. Как выяснилось, по плану им сегодня нужно доехать до Хабаровки. Путь не близкий – мы-то ее проскочили еще в районе обеда, а сейчас уже начало темнеть. Сережа желает им удачи и возвращается к нам.

День 14. 20 августа 2009.

Пер. Семинский Пер. Семинский
Алексей Рюмин и мы Алексей Рюмин и мы
р.Туэкта – Зайсанская Елань – пер.Семинский – Топучая – Кумалыр – Шебалино – Мыюта – Барлак - Черга

Пройдено за день -95 км,

Средняя скорость – 17.1 км/ч,

Макс.скорость – 46.6 км/ч,

Время в пути – 5 ч 34 мин

Дорога снова тянется вверх - на Семинский перевал. По подъему идут ремонтные работы, поэтому местами двигаться очень сложно. На встречу проезжают веселенькие машинки ралли «Монголия». Экипажи некоторых из них приветствуют нас и спрашивают дорогу. Ближе к вершине попадаются какие-то спортсмены-бегуны.
Сразу заметно, что Семинский перевал очень популярное место среди туристов. Большое количество сувенирных и прочих торговцев. Здесь Кирилл покупает свою давнюю мечту - комус.
Считается, что это самое высокое место Чуйского тракта (1715 м над уровнем моря), но заехать на него и вовсе не составило труда. По открывающимся видам, точнее их отсутствию, он оказался еще скучнее Чике-Тамана.
Перекус. И мчимся вниз. Асфальт тут ужасный - ямы, кочки. Вместо обещанных по табличке перед перевалом 9км мчимся вниз 37км.
И день, наверное, можно было бы считать самым скудным на впечатления, если бы не одна встреча. Пролетев Шебалино, видим велосипедиста - Алексей из Москвы, едет в противоположную нам сторону. Чисто одетый, широко улыбающийся. Никто из нас даже и не подумал, что он в пути уже больше 4-ех месяцев!!! А впереди у него еще не одна тысяча километров - тур из Мадрида во Владивосток или «ТрансЕвразия» - это вам не шутки. С таким человеком грех не сфотографироваться.(Если кому интересно, то вот его страничка http://alex-ryumin.livejournal.com/656.html)
А размах нашего путешествия сразу как-то померк – «матрасня» одним словом.
За Чергой находим крутой спуск к реке, полянку и встаем на ночевку.
День 15. 21 августа 2009.

"Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»" "Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»"
Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»
Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь». Вход в пещеру Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь». Вход в пещеру
Черга – Камлак – Усть-Сема – Барангол – Усть-Муны - Известковый – Манжерок – Черемшанка – Соузга – Дубровка – Карлушка – Майма – Долина Свободы – Старая Суртайка

Пройдено за день -107км,

Средняя скорость – 16.5 км/ч,

Макс.скорость – 30 км/ч,

Время в пути – 4 ч 48 мин

Пожалуй, эти последние два дня были самыми скучными, неинтересными из всего нашего путешествия, хотя не обошлось и без своего рода приключений. Ночью, что для нас уже не удивительно, прошел дождь, и выходить утром из палатки явно не хотелось.
Тем более было еще и холодно. Но мы ведь уже едем домой! А карта нам предсказывала еще несколько достопримечательностей. Вблизи какой-то деревеньки возле дороги замечаем дедушку на москвиче, торгующего продуктами пчеловодства. Покупаем у него 1,5 л меда за 450 р. и две полтарашки медовухи за 400 р.
Снова начинается противный моросящий дождик. Въезжаем в Усть-Сему. Тормозимся возле продуктового магазина. Здесь встречаем велогруппу из Архангельска, которые ехали практически по такому же маршруту, как и мы. Только с опережением на 2 дня. Сначала решаем ехать вместе. Однако, они сразу набрали такую скорость, что мы потеряли их из виду уже через 5 минут. Догнали их только возле моста на «Бирюзовую Катунь». Тут же находился святой источник Аржан Cуу и сувенирные лавки. Множество машин, толпы туристов, в том числе и иностранцев. Я в своем красном дождевом наряде приглянулась какой-то немке. Чуть-чуть пообщались с ней на ломаном английском, разрешили сфоткать себя, за что взамен она вручила нам религиозные листовки.

По плану на сегодняшний день хотели посетить Тавдинские пещеры. Как выяснилось, они располагаются на территории «Особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь»». Заехав туда сразу стало понятно, что это действительно ОСОБАЯ зона и точно не «наше» место. А вход в пещеры был закрыт из-за погодных условий.

Выбравшись из «зоны» и проехав чуть дальше, встали на перекус в очень красивом месте на берегу Катуни.
Подкрепив силы, двигаемся дальше. Так и не прекращавшаяся морось переходит в дождь, а потом и вовсе – в ливень. Велокомпьютер периодически переставал работать от сырости, пока его хорошенечко не тряхнет на какой-нибудь кочке. Проезжаем мимо сверток на водопад Черемшанский. Осматривать вообще что-либо уже просто нет желания.
Постепенно начинается густая населенка. Стоящие вдоль дороги дома пестрят объявлениями о сдаче домиков и бань. Как же мы мечтали о том, чтобы помыться, попариться, или просто отогреться. Навстречу то и дело попадались свадебные картежи. Говорят дождь в день свадьбы к счастью. Наверное, это будут самые счастливые семейные пары J. В Майме опять замечаем архангельцев, теснящихся под крышей остановки. Машем друг другу ручками, и мы едем дальше.
Уже вечер – пора бы вставать и на ночлег. Ставить сырые палатки, да еще и под дождем…. Решаем снять жилье, но, как назло, объявлений о сдаче больше не обнаруживаем. Проезжаем остановку, где Кирилл на 5 день нашего путешествия менял камеры. Сверяемся с картой – ближайший пункт Долина Свободы через 10 км. В надежде, что там можно что-то арендовать или заселиться хотя бы в гостинице, едем. Но, увы… Ни с чем проезжаем и эту деревню. Проезжаем и сверток к Катуни, где ночевали в 4 день пути. Постепенно начинает темнеть, а мы все еще не знаем, где ночевать. Промокшие, уставшие, голодные крутим педали на автомате, а дождь все льет и льет. Автомобилисты, наверное, удивляющиеся нашей стойкости двигаться под дождем, приветственно сигналят, и это добаляет капельку оптимизма и сил. Мы в ответ машем рукой, хотя даже рукой шевелить не хочется – холодная и мокрая одежда добавляет неприятных ощущений. В голове уже даже нет никаких мыслей. Словно очнувшись, замечаю, что пейзажи вдоль дороги очень красивые, но сил, чтобы любоваться ими, тоже нет.
[StepS: К концу дня я уже начинаю «гнать» - разговаривать с дождем. Сначала, я уговаривал его перестать лить на нас, но он меня не слушает. Тогда я злюсь и говорю: «Ну давай, вылей все разом на нас и успокойся!». Он же продолжает испытывать наше терпение. «И это все, что ты можешь? Вот эти жалкие водяные потуги – это весь твой ливень?» - не успокаиваюсь я. В такие моменты дождь действительно «тужился» и начинал усиливаться, но вскоре опять ослабевал… нервы были на пределе.]
Въезжая в Старую Суртайку, замечаю знак «Мед. пункт». Ради шутки предлагаю попроситься переночевать там. Ну и что, что пахнет спиртом и медикаментами J, главное сухо и ветра нет. Тут, словно нам на милость, из какого-то дворика выходит бабулька. После непродолжительных переговоров, нас решено разместить в клубе. Хозяйка сего заведения предупредила, что, если нас не испугает с 21.00 до 24.00 дискотека, то потом это помещение будет в нашем распоряжении до утра и даже бесплатно. Такой щедрости мы даже не ожидали и с радостью согласились. А пока нас разместили в маленькой комнатушке за сценой клуба. Переодеваясь и снимая рюкзаки, мы залили весь пол водой – ее насобиралось аж 10-ти литровое ведро. Развешали все вещи сушиться, поужинали. Дождавшись пока местная молодежь напляшется и разойдется, легли спать прямо на сцене. В тот момент это для нас показалось просто раем.
Надо отметить, что к этому дню мы, незаметно для самих себя, превратились из отстающих от своего графика, к опережающим его на 2 дня. Поскольку погода дневать явно не располагала, а снимать жилье мы уже зареклись, то было решено по приезду в Бийск менять купленные билеты и ехать-таки с пересадкой в Новосибе.

День 16. 22 августа 2009.

Старая Суртайка – Быстрянка – Березовка – Образцовка – Сростки – Верх-Катунское – Бийск
Пройдено за день - 81 км.

Подъем, быстрый завтрак и сборы. Высунув нос на улицу, с радостью сообщаю Кириллу и Сереже, что с неба, пока что, ничего не льет. Поблагодарив хозяйку клуба на словах и, как она не сопротивлялась, деньгами, выезжаем. Стоило нам выехать из деревни, как закапал дождик. Уже через полчаса мы снова были мокрые до нитки.
Представить окружающий мир без дождя я уже не могла. Казалось, он лил вечно, а солнце и тепло – это что-то из области фантастики, что-то, что было в прошлой жизни и даже не со мной.
Проезжаем знаменитые Сростки. Как бы мне ни хотелось походить по шукшинским местам, настроения не было. Да и перспектива стоять даже 1 минуту сырыми под так и льющим дождем и холодным ветром ни у кого не вызывала желания. Машин стало намного больше. Водители проезжающих фур вовсе не считали нас за участников дорожного движения и постоянно окатывали новыми порциями грязной воды.
В районе обеда мы подъехали к Бийску. Дождь перестал лить, дав нам возможность подсохнуть. Поплутали чуток по городу. Когда же мы почти добрались до вокзала, дождь припустил с новой силой, да так, что в 50 метрах ничего не было видно.
Вокзал, обмен билетов, затянувшийся на час; разборка и упаковывание велов; 5-ти часовое ожидание поезда, за которое мы успели переодеться в чистую и сухую одежду, перекусить, и вот мы - в вагоне. Пьем медовуху и смакуем полученные впечатления и пережитые события.
Мысли опосля или вместо эпилога

Курган. Раннее утро. Встречает нас Роман. Все такой же добродушный, большой и улыбчивый, как чеширский кот из «Алисы» Кэрролла. Как обычно, на вокзале толпы людей провожающих, толпы людей уезжающих. Их путешествие только начинается, а наше – уже закончилось…
Что мне всегда больше всего нравится из возвращения обратно, так это тот момент, когда заходишь домой. Он встречает тебя знакомыми и любимыми до крупинки вещами, запахами, ощущениями. Только в данный момент ты понимаешь, как все это тебе дорого и необходимо. И зачем было куда-то уезжать?
Прогулка по вечернему Кургану. Душно, пыльно, шумно, тесно. Толпы гуляще-куряще-пьюще-бездельнослоняющейся молодежи. И опять возникает желание уйти от суеты городов; освободить свое Я, зажатое в стенах квартиры и сознании; уехать туда, где шепот воды, шелест листьев, гомон птиц, стрекотание жучков-паучков, аромат трав, небывалые туманы-облака, не задымленное солнце и зеркальная гладь озер…
Пусть даже там идет дождь, окутывает холод, ты все равно знаешь, что вернешься домой, и круг замкнется, чтобы начаться по-новому.

Выводы

1. Маршрут по запланированному пути непроезжаем или трудно проезжаем (мы ведь все-таки не видели участок от Тайны до Киски). Лучше ехать до Красногорки и там уходить сразу на Чуйский тракт, получается небольшая, но интересная петля.

2. При походах в глуховатые места обязательно нужно брать с собой средства отпугивания животных и средства самообороны (ракетницы, пиротехнику всякую, лучше огнестрельное оружие).

3. Запас продуктов брать максимум на 3-4 дня, чтобы не было перегруза.

4. Маршрут планировать так, чтобы не останавливаться в дали от населенки, но и не близко к ней.