НАЧАЛО ПОЕЗДКИ. ЕЩЕ НЕМНОГО ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ

Знаки Знаки
Парковка Парковка
Здесь некоторые общие вопросы, с которыми сталкивается путешественник уже по прибытии в страну.

Аэропорт Белграда. Таможенный контроль. Деньги

Таможенник в окошке с надписью "для граждан стран-членов ЕС" поманил меня пальчиком, и я удивленно подал ему свой паспорт. Он посмотрел на паспорт, шлепнул печать и - вот она, Сербия! Никаких баз данных не смотрелось, никуда мои данные не вбивались. 20 секунд.
В сравнении с московскими, аэропорт Никола Тесла (Сурчин) чист и спокоен. Если есть время - рядом с ним, с левой стороны, если стоять спиной к выходу, находится музей авиации. Мы в него, к сожалению, не успели. Вроде как там есть и кусочки "Стелс", сбитого во время войны с НАТО.
В дьюти-фри аэропорта Белграда почему-то не принимают наличные евро. Стоит это учитывать.

Часть путеводителей и атласов можно попытаться купить в аэропорту. Деньги с банкомата тоже можно снять там. Текущий курс стоит уточнить в Москве, например на www.serbia-money.ru.

Вообще, банкоматы встречаются часто, карточки принимаются повсюду, так что много наличных можно с собой и не таскать. Была у меня проблема на одной заправке: уже после того, как залился бензином, подошел к прилавку, протянул карточку, а мне в ответ: "Только Mastercard!" Когда я вывалил перед ними содержимое кошелька, они предложили все же попробовать: может, и Visa сработает? О чудо - сработала! Действительно чудо, ибо дело было перед самым вылетом в Москву, за 40 минут до окончания регистрации на рейс...

Таможенные пункты на границе Сербии и Черногории для россиян прозрачны так же, как и для сербов с черногорцами. На наиболее оживленном - который на E763 - нам на обеих сторонах не хотели ставить штамп о пересечении границы. Но мы все-таки попросили поставить, потому что при въезде в Черногорию под Нови Пазаром штампы нам поставили, и захотелось как-то зафиксировать свое повторное прибытие в Сербию.

Мобильная связь

Прямо в аэропорту были приобретены сим-карточки Mobilna telefonija Srbije (сокращенно mt:s) - карточек других операторов не нашлось. На местные звонки и СМСки родным мы за 11 дней потратили 1100 динаров (около 500 рублей), включая роуминг в Черногории. Кажется, более экономичный способ пользования мобильной связью в чужой стране придумать сложно...

Общение с местным населением

Местное население в подавляющем большинстве настроено к "руси" крайне дружественно. Осознав это, мы неоднократно пользовались расположением сербов - спрашивали дорогу, просили порекомендовать ресторан и т.д. Наши языки очень родственные, и многие простейшие фразы звучат похоже. Однако иногда так можно попасть впросак: например, в первый же день в Белграде мы столкнулись с известной мне по Болгарии проблеме родственности славянских языков. Замаявшись найти свободное место на парковке, мы обратились за советом к парковщику. То объяснил: «Поедешь дясно, дясно, дясно, изыдешь (показывает где), лево и право.» Дело в том, что у них, как и у болгар, право – это прямо. Понимание этого лингвистического факта пришло только после того, как добрый человек нарисовал обстоятельную схему на бумаге, до этого четвертый поворот "право" (что "дясно" это "направо" - нам было понятно) представлялся как завершение бега по кругу.

Для того, чтобы в нас признали русских, мы использовали стандартную формулу: на сербский ответ хлопали глазами, говорили "не разумию" и просили: "русский, английский". Можно и не сообщать, что вы из России – просто переброситься парой фраз с попутчиком, но так вас могут принять за болгар или каких-нибудь других славян, а болгар сербам есть за что не любить...

Будучи в южных прибрежных районах Черногории, про то, что мы русские, старались не заикаться. На такое поведение нас настраивали торчащие тут и там шпили минаретов, дорожные указатели, продублированные по-албански, ну и собственно восточный вид местных жителей. Там мы обращались к местным по-английски и получали весьма адекватный ответ.

На машине по городам

Белград не слишком дружелюбен для автомобилиста, не собирающегося пересекать город транзитом: все указатели на крупных магистралях города указывают пути до самых разнообразных населенных пунктов – только не на улицы самого города. Таким образом, чтобы узнать, где ты находишься, надо сначала съехать во дворы и прочитать название улицы и номер дома. Тогда можно сориентироваться. Еще раз советую: прилетев в Белград, прямо в аэропорте приобретите атлас города - может, он там и дороже стоит, но времени сэкономит массу.

Пробки в Белграде гораздо более цивилизованные, без нашего надрыва и хамства, но они вполне себе есть, и немалые. Парковки же в Белграде – обычная европейская проблема. Центр города поделен на 3 зоны: зеленую – можно оставаться 3 часа, желтую – парковка до 2 часов, и красная – парковка до часа. И все. И места на них не найти! А надо, как правило, на целый день…

Выручают "гаражи". На картах они обозначены либо прямоугольником с буквой "G" вместо "P", либо просто "P" покрупнее.
"Гараж" – это именно то, что нужно автотуристу в Белграде. Один из наиболее удобных - на улице Крали Натальи – представляет собой обычный многоэтажный паркинг. Цена весьма демократична – около 20 рублей в час в ценах 2008 года. В итоге примерно за 10 часов мы «настояли» на 165 рублей. В Москве в центре за такие деньги машину можно поставить разве что на час, если повезет…

Помимо "гаражей", около зоопарка рядом с Калемегданом есть крупная наземная парковка, однако место на ней найти бывает сложно.

Отыскать место для парковки в Нише нам показалось гораздо проще, чем в Белграде. Если вы решите остановиться в "Амбассадоре", парковка в самом центре города будет для вас не только бесплатной, но и без описанных выше зональных ограничений.

В Черногории в крупных городах проблема парковки, как нам показалось, стоит не менее остро, чем в Белграде. Ищите указатели на стоянки.

Трасса

Дороги вне крупных городов в Сербии... несколько обескураживают. Они просто отличные! Колдобин практически нет, асфальт везде довольно свежий. Откуда только они деньги на это берут?.. А ведь мы ездили по самым разным сербским дорогам, вплоть до самых незначительных, еле обозначенных на картах! В Черногории качество дорог намного хуже, причем методика ремонта местных дорожников пронзительно напоминает нашу: в какой-то момент на дороге внезапно возникают хаотично расположенные прямоугольнички снятого асфальта, объехать которые - задача совершенно непосильная. Обязательно в какой-нибудь да влетишь. Нас спасала лишь непробиваемость подвески Логана.
Ну и чуть-чуть про навыки езды на горных дорогах: на спусках тормозите двигателем - никакой нейтрали! - не поддавайтесь на провокации местных и обгоняйте только там, где разрешено, ибо все запреты тут, как и в России, написаны кровью, о чем свидетельствуют многочисленные памятники вдоль дорог.

Знаки, ПДД и полиция

Теперь еще о сербских дорогах, полицейских, знаках и дорожных указателях. Ограничения скорости в Сербии таковы: 120 на автостраде, 80 на прочих дорогах, в населенных пунктах 40, если не указано иное. Самое сложное лично для меня было зафиксировать окончание населенного пункта. Видимо, сербы ориентируются по знаку начала населенного пункта противоположной стороны дороги, но дело в том, что и те бывают, мягко говоря, не всегда!.. В общем, лучше ориентироваться по прочим участникам движения, стараться не работать «паровозиком» и следить за фарами встречных машин – о наличии полицейской засады они информируют исправно. И ограничения скорости, и разметка всегда очень уместны. Сербы, однако, не чураются нарушать и то, и другое. Единственное табуированное правило – пропустить пешехода. Здесь есть нюанс, связанный со светофором. Если основная секция красная, а горит стрелка направо – ехать направо можно, но только пропустив пешеходов (им в это время зеленый). Если в основной секции зеленый, а стрелка не горит – ехать можно и прямо, и направо. Необычно, но удобно.

Первая встреча с сербской полицией (ехал в городе 58 км/ч) закончилась обсуждениями наших впечатлений от страны, дружескими хлопками по плечу и чуть ли не объятиями. Возможно, дело в том, что встреча эта произошла в Нови Пазаре, рядом с Косово и Метохией…
Вторая встреча была гораздо менее веселой: я не успел завершить обгон до окончания прерывистой линии. У нас это не является нарушением ПДД - я имею право закончить обгонный маневр, а вот там - стоит 40 евро. Скудность наличности и демонстрация билетов на самолет, который на следующее утро должен унести нас в Москву, снизили ставку примерно вдвое. Короче, все как у нас...

Итак, помните: завершить обгон надо до того самого места, где высится знак "обгон запрещен". Не успели - нарушили ПДД.

В Черногории за 10 евро меня обучили еще одному местному правилу: нельзя пользоваться передними штатными противотуманками. Ночью. Когда нет тумана. Можно ли в туман - не знаю, но не уверен. :)

Средняя скорость движения по горным дорогам - 25...30 км/ч. На равнинной местности побыстрее, однако обилие населенных пунктов и ограничительных знаков делают 80 км/ч недостижимой мечтой. Пользуйтесь "паровозиком" из местной машины, а лучше сразу из нескольких. И не обгоняйте через сплошную. ;)

Все монастыри и прочие достопримечательности, как принято в Европе, снабжены коричневыми указателями, причем на указателях обозначен также век постройки.

Следует иметь в виду, что чаще всего указатели расположены сильно заранее, метров за 200, что для нас непривычно рано.

Храмы и монастыри

Православные храмы и монастыри Сербии и Черногории мало чем отличаются от российских. Одно из отличий - чуть большая демократичность. Женщинам допускается заходить в монастыри без платков и в джинсах, хотя, в общем-то, и в России за джинсы вас не выгонят - скорее дадут платок и юбку, чтобы вы одели ее поверх вашей одежды. Естественно, голые плечи, шорты и т.п. - как и у нас, не приветствуются.
В храмах нет возможности ставить свечи, для этого существуют отдельные часовенки. Как правило, в них есть специальные таблички - где ставить свечи о здравии, а где - об упокоении. Если табличек нет - стоят подсвечники, похожие на наши, и свечи, предназначенные на молитву о здравии, ставятся на эти подсвечники.
Обычно же для установки свечей предназначены специальные широкие емкости с мелкой галькой под слоем воды.
Пожертвования, и это нас шокировало, но для сербов, видимо, в порядке вещей, чаще всего просто кладутся прямо на иконы или рядом с ними. Мы, конечно, старались искать в каждом храме специальную урну для пожертвований - как принято у нас, но такие урны есть далеко не везде.
Записки пишутся редко, если вы хотите написать записку - придется просить служителя, причем если он не знает русского - объяснить свое желание будет непросто. Лучше всего написать записку заранее и показать служителю - тогда он наверняка догадается, чего вы хотите.

Комментарии
Dim Dimych15.01.13, 17:49
Замечательный путеводитель получился :-) 
это же сколько труда в такую писанину вбухано :-)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: