ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Сначала остановимся подробнее на ключевых моментах, связанных с подготовкой. Подготовка заняла у нас около двух месяцев и заключалась в бронировании гостиниц и апартаментов, бронировании автомобиля, а также покупке доступных в Москве путеводителей и поиске информации в интернете.

Путеводители по Сербии
В Москве мы не смогли найти путеводителей по Сербии. В какой-то момент даже думали, что таковых не существует в природе. Это не так. Вы их сможете купить, уже находясь в Сербии, некоторые даже на русском языке (правда те, что представлены на русском - весьма скверные). Что можно (и, наверное, стоит) купить в Москве:

1. Европа Rough Guide. Толстенный том на русском языке, в котором каждой стране посвящен десяток-другой страниц. Текст, на мой взгляд, идеально информативен, хотя и скуден. Стоит прочитать все, что в нем есть по Сербии, до начала поездки - это даст необходимые первичные сведения о стране. Стоит также сделать копии этих страниц и захватить с собой в поездку - места занимают немного, а информативность, повторюсь, высока. Однако про монастыри информации там практически нет, только про города.

2. Lonely Planet Western Balkans. На английском языке, Сербии посвящено, имхо, недостаточно много места. Маловато информации про монастыри, акцент сделан на крупные города. Но все же здесь гораздо больше сведений, чем в Европа Rough Guide. Тоже стоит купить, как мне кажется.

И теперь - про путеводители, которые будет несложно приобрести, уже прилетев в страну.

3. Serbia in your hands (www.komshe.com, www.serbiainyourhands.com) на английском языке (есть на сербском, есть, кажется, и еще на каких-то европейских языках). Лучший путеводитель по Сербии. Информация о работе музеев - наиболее достоверная, есть индексный указатель, разбивка по регионам, масса информации по всем достопримечательностям. Написан хорошо, искать информацию удобно. Как купить в Москве - не знаю, и думаю, что заморачиваться этим не стоит. Как купить в Черногории - тоже не знаю, но, думаю, это возможно где-нибудь в Подгорице или даже Будве.

4. Belgrade in your hands (www.komshe.com) на английском языке. Имхо лучший из виденных мной путеводителей по Белграду. Также покупается на месте.

5. Serbia A-Z на английском языке или Србиja од А до Ш (куски последней можно скачать осликом), www.admiral-books.co.yu. Помимо неплохого (но все равно крайне убогого) атласа Сербии содержит массу дополнительных сведений (однако путеводителем это все вместе назвать я бы не решился). Рекомендуется к покупке на месте. Кажется, был в аэропорту Белграда.

Резюме: покупайте в Москве то, что есть, или не покупайте ничего, а приходите в Белграде в "Мамут" на углу Кнез Михаилова и Сремска и купите все там (Кнез Михаилова - главная пешеходная улица Белграда, магазин пропустить сложно, он один из самых крупных в Белграде, несколько этажей, работает, кажется, до 10 вечера).

Путеводители по Черногории
В Черногории мы пользовались лишь Lonely Planet Western Balkans, а также русскоязычными "Весь мир" и "Полиглот". Некоторый объем справочной информации предоставляют информационные офисы в национальных парках. Там же обычно бывают и упрощенные карты этих парков. К сожалению, полностью полагаться на русскоязычные путеводители я бы не советовал - мы однажды потеряли из-за этого несколько часов, пытаясь проехать в Жабляк через Плужине дорогой, которая, по словам местных, в мае еще совершенно не проезжая из-за снега. В путеводителе, естественно, это был рекомендованный маршрут, а про опасность снега не было сказано ни слова. Пришлось возвращаться и ехать по-другому - почти 200 километров горных дорог.

Теперь второй ключевой момент, без которого начинать путешествие обычно бывает очень некомфортно: карты.

Карты и атласы: Сербия

Скажу сразу: с картами-атласами в Сербии полная труба. Я такого не ожидал. С учетом того, что iGO в КПК представлял Белград в виде точки, а про существование Нови Пазара и не подозревал, дополнительные 10 евро в день на GPS в машину уже через день не казались нам каким-то сумасбродством. Уж что там в этом GPS - не скажу, ибо мы пожилились 110 евро лишние платить. Но ведь предлагают же...

Если вы собираетесь из аэропорта Белграда ехать на машине, прямо в аэропорту необходимо постараться приобрести Beograd bez taini (www.admiral-books.co.yu) - лучший атлас Белграда, даже по московским меркам вполне сносный, хотя автомобильной информации в нем совсем немного.

Если вы будете жить в Белграде, карта/атлас Сербии вам в аэропорту не понадобится - по указателям доедете до города, а дальше пользуйтесь атласом Белграда.

Atlas Beograd sa okolinom (www.magicmap.co.yu) - крайне дурацкий, формат больше А4, малоинформативный, продается на любой заправке. Лучше найдите Beograd bez taini - по крайней мере, пешком-то с ним ходить точно будет удобнее, чем с этим монстром.

Serbia A-Z или Србиja од А до Ш (уже упоминался выше; масштаб в 1 см 3,9 км) - возможно, стоит приобрести. Однако лучшим атласом по Сербии я его назвать не могу, ибо многие монастыри на нем никак не подписаны (например, Милешева - пожалуй, наиболее запомнившееся мне место в Сербии).

Auto Atlas Srbije i Crne Gore sa planovima gradova (маленькая книжка на пружинке, масштаб в 1 см 5,7 км) - в качестве дополнения к Serbia A-Z. Милешева на ней подписан, но многие населенные пункты не указаны (масштаб не позволяет). Это создает определенные неудобства по дороге - ты проезжаешь населенный пункт, но его название не дает тебе возможности "привязаться" к карте.

Monasteries of Serbia - карта. Стоит купить, она помогает планировать маршрут.

Putevima Srbije i Crne Gore - тоже помогает планировать маршрут, однако сербский язык и ограниченность предлагаемых маршрутов снижают ее ценность. Неплохая вещь, но советовать обязательно ее купить я не стану.

В туристических информационных центрах выдают бесплатный туристический план Белграда, однако он малоинформативен, хотя для пешего туризма, возможно, его будет достаточно.

Ничего подобного нашим двухкилометровкам и километровкам мы в Сербии не смогли найти. Вероятно, сказывается недавнее военное прошлое страны. :(

По Нишу мы видели две карты: одну, от Magic Map, можно купить на заправках, другую, местного издательства, видел только в туристических кассах достопримечательностей самого Ниша. Карта от Magic Map - хреновая, но содержит новые названия улиц. Местная - более детальная, но тоже не без недостатков (например, еще советские названия некоторых улиц). Короче, имхо лучше обе иметь.

Карты и атласы: Черногория

Картография Черногории развита не в пример лучше сербской. Мы пользовались двухкилометровой картой страны, 250-м картой Дурмитора и каньона Тары, а также некоей картой Черногорского побережья неизвестного масштаба, но снабженной горизонталями и отметками высот. Кроме того, неплохую службу в ориентировании по побережью Скадарского езера сослужила нам карта, бесплатно выдаваемая при посещении музея одноименного национального парка.

Бронирование авиабилетов

Тут больше не советов, а просто нашего опыта. Билеты на самолет мы бронировали через сайт JAT, выкупали их в офисе на М. Октябрьская. Сейчас вроде проще - они продают e-ticket'ы. Билеты туда-обратно на двоих стоили нам 16500р (покупали за 2 месяца, в марте 2008 г).
Овербукингом JAT, как выяснилось, не чурается. Наш вылет в Москву совпал с окончанием Евровидения, и когда мы прискакали, наконец-таки, к стойке регистрации, нам сообщили, что на наши места кого-то уже посадили. В итоге мы были отправлены бизнес-классом, с неплохим обедом и без лимита на вес багажа. Сзади в экономе, прямо за нашими спинами, жались Юдашкин с женой.

Бронирование гостиниц

Все жилье, кроме апартаментов в Нови Саде, мы бронировали через замечательный сайт www.visitserbia.org. Там можно выбрать отели и апартаменты в разных областях Сербии в зависимости от ваших предпочтений и бюджета. Бронировали гостиницы в Белграде и Нише мы за 2 месяца до поездки. С этим бронированием никаких сложностей на месте не возникло, даже с учетом того, что в гостиницы мы приезжали поздно вечером. Естественно, о позднем времени прибытия мы всегда предупреждали звонками.
Проблемы возникли только с апартаментами, забронированными тоже сильно заранее - мы снова пали жертвами овербукинга. Адрес сайта этой конторы: www.prenociste-novisad.com. Лучше обходите этот сайт стороной! Там в результате того, что нам жилье нужно было на 1 сутки, нашу бронь отменили в пользу тех людей, кому бронь была нужна на более продолжительное время. Так что имейте в виду, бронируя апартаменты на короткий срок и через мелкие агентства - подобные вещи возможны. Хорошо, что мы позвонили им в тот день днем - а то доехали бы до Нови Сада и метались в поисках гостиницы...

С апартаментами в Черногории проблем не было, так как мы заранее перечислили 30% предоплаты. Адрес сайта мини-отеля - www.hoteladrovic.cg.yu. Несмотря на то, что в отеле во время нашего пребывания вовсю шли ремонтные работы в части помещений, нам это совсем не мешало - шумоизоляция отличная. Отель понравился, если еще поедем в Черногорию, думаю, будем там же останавливаться...
По поводу цен - в Черногории не в летние месяцы можно найти в любом городе на побережье приличные апартаменты за 30-35 евро; если не на побережье, то еще дешевле, в районе 20-25 евро в сутки.
Летом жилье будет стоить гораздо дороже и народу будет гораздо больше.
В Сербии более-менее приличный отель или апартаменты будут стоить в сутки в районе 35-60 евро, если, конечно, вас не угораздит явиться в страну во время проведения какого-нибудь фестиваля вроде Евровидения.
За меньшую сумму можно будет поселиться только в хостелах.

По дороге в Черногорию, возле каждого крупного города, нам встречались всякого рода мотели. Некоторые похожи на наши мотели для дальнобойщиков, а некоторые - очень даже ничего. Из-за того, что нас кинули в Нови Саде господа из www.prenociste-novisad.com, мы решили остановиться в мотеле под Чачаком. Это выглядело так: звоним в Нови Сад, нам говорят, что мест у них, оказывается, теперь нет, мы тем временем проезжаем еще несколько сотен метров и видим указатель на мотель. За 35 евро в номере большая кровать, телевизор, холодильник и балкон. Чисто, уютно, свежий воздух... В итоге ехать в Нови Сад, с учетом близившейся ночи, мы раздумали.

Бронирование машины

Я параноик и люблю ездить со страховкой без франшизы. Из великого множества прокатных контор, обосновавшихся в аэропорту Белграда, был выбран Budget, ибо Super СDW у него оказалась самой дешевой. Да и машина полностью подходила под наши задачи - Дачия Логан (московский Рено Логан, по сути, та же Дачия: производится в Румынии, а у нас только собирается). Кондиционер, 500-литровый багажник, умеренная стоимость (за 11 дней - 33000 динаров, что составляет 405 евро). Думаю, машина прекрасно подошла бы и четырем путешественникам - сзади места очень много. Из недостатков: нерегулируемая рулевая колонка (мне с моими 193 см и длинными ногами было непросто устроиться, спасла возможность приподнять сиденье вверх), умеренная, но не пугающая валкость (одноклассник Фиат Албеа в этом отношении хуже), незаводной и громкий 1,6 л двигатель, сверчки в салоне, скользкий и тяжелый руль. Достоинства: багажник (перевешивает все), кондиционер, неплохая динамика, расход 6,8...8,3 л, совершенно непробиваемая подвеска, мягкое способствующее привыканию сцепление.
Кстати, за счет бОльших колес и неуловимых различий во внешнем облике Дачия не кажется внешне таким уродцем, как наш Рено.

Еще один нюанс, связанный с арендой машины - наличие кредитки и кругленькой суммы на ней. Когда вы берете машину, на карточке блокируется залог, существенно превышающий стоимость проката. Даже не смотря на Super CDW, залог в 50000 динаров (примерно 22300 рублей) у меня заблокировали. Когда ты возвращаешь машину, залог разблокируется, но происходит это не сразу. И тут - внимание! Собственно аренду машины вы оплачиваете при возврате, и если при этом на вашей карточке не найдется нужной суммы (а разблокировка залога уж точно не успеет произойти) - могут и проблемы случиться. Так что об этом надо помнить, планируя бюджет.

Планирование маршрута

Основные достопримечательности в Сербии находятся либо в трех основных городах - Белград, Ниш, Нови Сад, - либо требуют специальной поездки. И если, скажем, для того, чтобы осмотреть Ниш, может хватить и одного дня, то на Белград следует отвести существенно большее время. Конечно, мы очень мало куда успели. Двух дней на Белград и пяти дней в целом на всю страну - очень мало, поэтому мы не считаем возможным давать советы вроде "посетите то и не посещайте это". Чуть позже мы просто выложим немного фотографий и поделимся своими впечатлениями.
Так что планируйте свой маршрут сами - это совсем несложно, ибо какой маршрут вы не выберете - увидите множество интересных мест! :)

Вкратце опишем наш изначальный план действий: прилетаем 15 мая вечером, размещаемся в белградской гостинице, 16 и 17 мая посвящаем Белграду, 17 вечером выдвигаемся в Ниш (200 км автострады), 18 проводим в Нише, 19 утром уезжаем в Черногорию через Нови Пазар, про пути посмотрев монастыри Жича, Студеница и Сопочаны, последующие 4 дня (20, 21, 22, 23) спонтанно проводим в Черногории, 24 утром едем через монастырь Милешева и Врдник (Фрушка Гора) в Нови Сад, там ночуем и с утра 25 - в аэропорт, домой. Выглядело заманчиво, однако жизнь, как всегда, внесла свои коррективы - по пути в Черногорию мы не успели засветло в Сопочаны (утром слишком долго собирались, потом много времени провели в Жиче и Студенице), а по пути из Черногории в Нови Сад назад нам пришлось отменить ночевку в Нови Саде и, соответственно, мы не смогли попасть на Фрушку Гору.

Для тех, кто хочет, как и мы, в одну поездку совместить посещение сразу двух стран, хочу напомнить, что дорога Сербия-Черногория - по большей части горная, и несмотря на небольшой по российским меркам километраж, меньше 10-11 часов занять никак не может, особенно если хоть сколько-то стараться соблюдать ПДД. А ведь по пути столько всего интересного! В общем, выезжайте рано утром и не рассчитывайте добраться засветло. :)

Я же на будущее решил для себя, что надо делать ночевку на середине пути, и лучше, наверное, на черногорской стороне - где-нибудь в районе Плевли (если ехать из Белграда) или Биело Поля (если ехать и из Белграда, и из Ниша). С помощью этой ночевки можно решить и проблему довольно долгой и тяжелой поездки с побережья в черногорские горы - в национальные парки Дурмитор (каньон Тара, Жабляк) или Београдска гора. От Будвы в Жабляк ехать не меньше 5 часов в один конец, что сильно выматывает и предполагает почти обязательную ночевку. Раз ночевки не избежать - почему бы не совместить переезд между странами с ночевкой и посещением разнообразных местных достопримечательностей?

Можно сделать и две ночевки - одну, скажем, в районе Овчара, а вторую уже в Черногории. Это превратит переезд в настоящее интересное путешествие.

В планировании маршрутов, как всегда, очень помогает www.viamichelin.com, однако надо крайне аккуратно относиться к рассчитываемому им времени пути. Умножайте его где-то на 1,3.

Была у нас такая мысль: сдать машину в Сербии, перелететь в Черногорию и там взять напрокат черногорскую. Однако получилось слишком дорого.

Была и другая мысль: переехать на машине в Черногорию, покататься, перед возвращением сдать ее в Подгорице и возвращаться в Белград самолетом. Но не все конторы, даже имеющие офисы в аэропортах и Белграда, и Подгорицы, предоставляют такой сервис, а те, что предоставляют, требуют за это сотню-другую евро. В общем, отказались и от этой идеи.

По горам лучше кататься днем. Не то чтобы ночью особенно опасно - просто не видно всей этой красоты, плюс велик риск попасть в туман, что довольно неприятно.

Во время нашей поездки, по дороге Подгорица - Биело Поле шел ремонт, на нескольких участках была организована реверсивка со светофорами. Наверное, к высокому сезону ремонт должен закончиться.
НАЧАЛО ПОЕЗДКИ. ЕЩЕ НЕМНОГО ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ

Здесь некоторые общие вопросы, с которыми сталкивается путешественник уже по прибытии в страну.

Аэропорт Белграда. Таможенный контроль. Деньги

Таможенник в окошке с надписью "для граждан стран-членов ЕС" поманил меня пальчиком, и я удивленно подал ему свой паспорт. Он посмотрел на паспорт, шлепнул печать и - вот она, Сербия! Никаких баз данных не смотрелось, никуда мои данные не вбивались. 20 секунд.
В сравнении с московскими, аэропорт Никола Тесла (Сурчин) чист и спокоен. Если есть время - рядом с ним, с левой стороны, если стоять спиной к выходу, находится музей авиации. Мы в него, к сожалению, не успели. Вроде как там есть и кусочки "Стелс", сбитого во время войны с НАТО.
В дьюти-фри аэропорта Белграда почему-то не принимают наличные евро. Стоит это учитывать.

Часть путеводителей и атласов можно попытаться купить в аэропорту. Деньги с банкомата тоже можно снять там. Текущий курс стоит уточнить в Москве, например на www.serbia-money.ru.

Вообще, банкоматы встречаются часто, карточки принимаются повсюду, так что много наличных можно с собой и не таскать. Была у меня проблема на одной заправке: уже после того, как залился бензином, подошел к прилавку, протянул карточку, а мне в ответ: "Только Mastercard!" Когда я вывалил перед ними содержимое кошелька, они предложили все же попробовать: может, и Visa сработает? О чудо - сработала! Действительно чудо, ибо дело было перед самым вылетом в Москву, за 40 минут до окончания регистрации на рейс...

Таможенные пункты на границе Сербии и Черногории для россиян прозрачны так же, как и для сербов с черногорцами. На наиболее оживленном - который на E763 - нам на обеих сторонах не хотели ставить штамп о пересечении границы. Но мы все-таки попросили поставить, потому что при въезде в Черногорию под Нови Пазаром штампы нам поставили, и захотелось как-то зафиксировать свое повторное прибытие в Сербию.

Мобильная связь

Прямо в аэропорту были приобретены сим-карточки Mobilna telefonija Srbije (сокращенно mt:s) - карточек других операторов не нашлось. На местные звонки и СМСки родным мы за 11 дней потратили 1100 динаров (около 500 рублей), включая роуминг в Черногории. Кажется, более экономичный способ пользования мобильной связью в чужой стране придумать сложно...

Общение с местным населением

Местное население в подавляющем большинстве настроено к "руси" крайне дружественно. Осознав это, мы неоднократно пользовались расположением сербов - спрашивали дорогу, просили порекомендовать ресторан и т.д. Наши языки очень родственные, и многие простейшие фразы звучат похоже. Однако иногда так можно попасть впросак: например, в первый же день в Белграде мы столкнулись с известной мне по Болгарии проблеме родственности славянских языков. Замаявшись найти свободное место на парковке, мы обратились за советом к парковщику. То объяснил: «Поедешь дясно, дясно, дясно, изыдешь (показывает где), лево и право.» Дело в том, что у них, как и у болгар, право – это прямо. Понимание этого лингвистического факта пришло только после того, как добрый человек нарисовал обстоятельную схему на бумаге, до этого четвертый поворот "право" (что "дясно" это "направо" - нам было понятно) представлялся как завершение бега по кругу.

Для того, чтобы в нас признали русских, мы использовали стандартную формулу: на сербский ответ хлопали глазами, говорили "не разумию" и просили: "русский, английский". Можно и не сообщать, что вы из России – просто переброситься парой фраз с попутчиком, но так вас могут принять за болгар или каких-нибудь других славян, а болгар сербам есть за что не любить...

Будучи в южных прибрежных районах Черногории, про то, что мы русские, старались не заикаться. На такое поведение нас настраивали торчащие тут и там шпили минаретов, дорожные указатели, продублированные по-албански, ну и собственно восточный вид местных жителей. Там мы обращались к местным по-английски и получали весьма адекватный ответ.

На машине по городам

Белград не слишком дружелюбен для автомобилиста, не собирающегося пересекать город транзитом: все указатели на крупных магистралях города указывают пути до самых разнообразных населенных пунктов – только не на улицы самого города. Таким образом, чтобы узнать, где ты находишься, надо сначала съехать во дворы и прочитать название улицы и номер дома. Тогда можно сориентироваться. Еще раз советую: прилетев в Белград, прямо в аэропорте приобретите атлас города - может, он там и дороже стоит, но времени сэкономит массу.

Пробки в Белграде гораздо более цивилизованные, без нашего надрыва и хамства, но они вполне себе есть, и немалые. Парковки же в Белграде – обычная европейская проблема. Центр города поделен на 3 зоны: зеленую – можно оставаться 3 часа, желтую – парковка до 2 часов, и красная – парковка до часа. И все. И места на них не найти! А надо, как правило, на целый день…

Выручают "гаражи". На картах они обозначены либо прямоугольником с буквой "G" вместо "P", либо просто "P" покрупнее.
"Гараж" – это именно то, что нужно автотуристу в Белграде. Один из наиболее удобных - на улице Крали Натальи – представляет собой обычный многоэтажный паркинг. Цена весьма демократична – около 20 рублей в час в ценах 2008 года. В итоге примерно за 10 часов мы «настояли» на 165 рублей. В Москве в центре за такие деньги машину можно поставить разве что на час, если повезет…

Помимо "гаражей", около зоопарка рядом с Калемегданом есть крупная наземная парковка, однако место на ней найти бывает сложно.

Отыскать место для парковки в Нише нам показалось гораздо проще, чем в Белграде. Если вы решите остановиться в "Амбассадоре", парковка в самом центре города будет для вас не только бесплатной, но и без описанных выше зональных ограничений.

В Черногории в крупных городах проблема парковки, как нам показалось, стоит не менее остро, чем в Белграде. Ищите указатели на стоянки.

Трасса

Дороги вне крупных городов в Сербии... несколько обескураживают. Они просто отличные! Колдобин практически нет, асфальт везде довольно свежий. Откуда только они деньги на это берут?.. А ведь мы ездили по самым разным сербским дорогам, вплоть до самых незначительных, еле обозначенных на картах! В Черногории качество дорог намного хуже, причем методика ремонта местных дорожников пронзительно напоминает нашу: в какой-то момент на дороге внезапно возникают хаотично расположенные прямоугольнички снятого асфальта, объехать которые - задача совершенно непосильная. Обязательно в какой-нибудь да влетишь. Нас спасала лишь непробиваемость подвески Логана.
Ну и чуть-чуть про навыки езды на горных дорогах: на спусках тормозите двигателем - никакой нейтрали! - не поддавайтесь на провокации местных и обгоняйте только там, где разрешено, ибо все запреты тут, как и в России, написаны кровью, о чем свидетельствуют многочисленные памятники вдоль дорог.

Знаки, ПДД и полиция

Теперь еще о сербских дорогах, полицейских, знаках и дорожных указателях. Ограничения скорости в Сербии таковы: 120 на автостраде, 80 на прочих дорогах, в населенных пунктах 40, если не указано иное. Самое сложное лично для меня было зафиксировать окончание населенного пункта. Видимо, сербы ориентируются по знаку начала населенного пункта противоположной стороны дороги, но дело в том, что и те бывают, мягко говоря, не всегда!.. В общем, лучше ориентироваться по прочим участникам движения, стараться не работать «паровозиком» и следить за фарами встречных машин – о наличии полицейской засады они информируют исправно. И ограничения скорости, и разметка всегда очень уместны. Сербы, однако, не чураются нарушать и то, и другое. Единственное табуированное правило – пропустить пешехода. Здесь есть нюанс, связанный со светофором. Если основная секция красная, а горит стрелка направо – ехать направо можно, но только пропустив пешеходов (им в это время зеленый). Если в основной секции зеленый, а стрелка не горит – ехать можно и прямо, и направо. Необычно, но удобно.

Первая встреча с сербской полицией (ехал в городе 58 км/ч) закончилась обсуждениями наших впечатлений от страны, дружескими хлопками по плечу и чуть ли не объятиями. Возможно, дело в том, что встреча эта произошла в Нови Пазаре, рядом с Косово и Метохией…
Вторая встреча была гораздо менее веселой: я не успел завершить обгон до окончания прерывистой линии. У нас это не является нарушением ПДД - я имею право закончить обгонный маневр, а вот там - стоит 40 евро. Скудность наличности и демонстрация билетов на самолет, который на следующее утро должен унести нас в Москву, снизили ставку примерно вдвое. Короче, все как у нас...

Итак, помните: завершить обгон надо до того самого места, где высится знак "обгон запрещен". Не успели - нарушили ПДД.

В Черногории за 10 евро меня обучили еще одному местному правилу: нельзя пользоваться передними штатными противотуманками. Ночью. Когда нет тумана. Можно ли в туман - не знаю, но не уверен. :)

Средняя скорость движения по горным дорогам - 25...30 км/ч. На равнинной местности побыстрее, однако обилие населенных пунктов и ограничительных знаков делают 80 км/ч недостижимой мечтой. Пользуйтесь "паровозиком" из местной машины, а лучше сразу из нескольких. И не обгоняйте через сплошную. ;)

Все монастыри и прочие достопримечательности, как принято в Европе, снабжены коричневыми указателями, причем на указателях обозначен также век постройки.

Следует иметь в виду, что чаще всего указатели расположены сильно заранее, метров за 200, что для нас непривычно рано.

Храмы и монастыри

Православные храмы и монастыри Сербии и Черногории мало чем отличаются от российских. Одно из отличий - чуть большая демократичность. Женщинам допускается заходить в монастыри без платков и в джинсах, хотя, в общем-то, и в России за джинсы вас не выгонят - скорее дадут платок и юбку, чтобы вы одели ее поверх вашей одежды. Естественно, голые плечи, шорты и т.п. - как и у нас, не приветствуются.
В храмах нет возможности ставить свечи, для этого существуют отдельные часовенки. Как правило, в них есть специальные таблички - где ставить свечи о здравии, а где - об упокоении. Если табличек нет - стоят подсвечники, похожие на наши, и свечи, предназначенные на молитву о здравии, ставятся на эти подсвечники.
Обычно же для установки свечей предназначены специальные широкие емкости с мелкой галькой под слоем воды.
Пожертвования, и это нас шокировало, но для сербов, видимо, в порядке вещей, чаще всего просто кладутся прямо на иконы или рядом с ними. Мы, конечно, старались искать в каждом храме специальную урну для пожертвований - как принято у нас, но такие урны есть далеко не везде.
Записки пишутся редко, если вы хотите написать записку - придется просить служителя, причем если он не знает русского - объяснить свое желание будет непросто. Лучше всего написать записку заранее и показать служителю - тогда он наверняка догадается, чего вы хотите.

16 мая (первый день в Белграде)
Маршрут первого дня: Этнографический музей, Галерея фресок, Калемегдан, Белградский зоопарк, улица Князя Михаила, Свети Савва.

Завтрак в Balasevic Sports Academy порадовал любимым омлетом с брынзой. :) Около полудня мы наконец-то разобрали свои вещи, изучили карты и путеводители, позавтракали и поехали в центр города. Непостижимым образом, ухитрившись дважды на развязках промахнуться, мы таки приехали в центр и тут же… встали в пробку. Минут на 40. После долгих мучений и открытия для себя существования "гаражей", наконец смогли припарковать машину и пошли гулять...

Первым на нашем пути оказался Этнографический музей. Музей небольшой, интересен экспозицией третьего этажа и замечательными атмосферными фотографиями родом из 70-х, висящими на стенах в качестве фона.

Гулять по центру Белграда вполне приятно. У нас абсолютно не возникало ощущения какой-то напряженности - город кажется очень мирным, современным, европейским. Общественный транспорт нам показался несколько перегруженным, однако пользоваться такси - очень удобно. Прокатиться стоит довольно дешево, таксисты работают по счетчикам и выдают сдачу. Возможно, в мелких городах все устроено немного проще, но в Белграде - все именно так. За деньги, которых у нас в Москве хватит лишь чтобы проехать 3 минуты до ближайшего метро, в Белграде вас провезут через весь центр (конечно, если пробок не будет, ибо счетчик работает по времени).

Галерея фресок (Цара Уроча, 20) – место, в которое обязательно надо попасть, будучи в Белграде. Там собраны копии чудеснейших фресок из монастырей Сербии, включая Косово. Фрески выполнены в натуральную величину, со всеми подробностями оригиналов – царапинами, трещинами в стенах и выколотыми, по турецкому обычаю, глазами на некоторых ликах… Вход бесплатный. Кстати, именно после посещения Галереи фресок у меня сформировалось желание обязательно посетить монастырь Милешева, ставший самым значительным впечатлением от всей поездки.

Дальше был Калемегдан. Калемегдан - это городская крепость, расположенная в месте слияния Дуная и Саввы. Поселение на этом месте существовало с неолита. С тех пор это место служило и кельтам, римлянам, и славянам, и туркам, и много кому еще. Перестраивалась крепость множество раз. Та, что мы видим сейчас - преимущественно XVIII века.
У ее стен под открытым небом разместилась экспозиция Военного музея.

Увы, нам не удалось прочувствовать 62-метровую глубину римского колодца – он был, к сожалению, закрыт. Возможно, надо было проявить настойчивость, и для туристов из России сделали бы исключение - не знаю. Наверное, мы просто уже к тому времени изрядно устали.
А впереди еще был довольно крупный Белградский зоопарк с обязательными утками и другими животными…

Зоопарк очень милый и совсем рядом с Калемегданом, работает до он 20-00, а мы как раз должны были чем-то себя занять до заката. Мы там тоже поснимали, а потом, уже совсем под вечер, вернулись назад в Калемегдан.

Толпа страждущих увидеть со стены Калемегдана какой-то предварительный этап Евровидения несколько портила пейзаж… Ну да ничего страшного. Зато на другой стене сплошь обосновались влюбленные парочки.

На обратном пути мы заглянули в павильон Музея природы, в котором проходила выставка «Скелети уживо» (уже, к сожалению, должна была закончиться). Скелеты животных в движении, как бы раскадровка движения, самый большой и самый маленький череп, уморительные скелеты дятла и шимпанзе… Очень интересная выставка, хотя и маленькая.

Погуляли по пешеходной кнеза Михаила, покушали в симпатичном кафе и, по обыкновению поплутав на развязках, остановились сфотографировать ночной вид второго по величине православного храма в мире - Свети Саввы.

Надо сказать, хотя Свети Савва имеет мало общего с традиционной сербской храмовой архитектурой, впечатление от него остается не в пример более приятное, нежели от нашего Храма Христа Спасителя. Возможно, дело в том, что за образец тут бралась константинопольская Святая София...
Кстати говоря, это не единственный пример белградского заимствования из классики: например, храм Св. Марка строился по образцу храма XIV в. из монастыря Грачаница, что под Приштиной.

17 мая (второй день в Белграде, переезд в Ниш)
Маршрут дня: улица кнеза Милоша (здания, пострадавшие от бомбардировок НАТО), музей Н. Теслы, бульвар краля Александра (церковь Св. Марка), Скадарская улица, церковь А. Невского, площадь Славия (Национальный Банк Сербии), снова музей Н. Теслы.

Обогащенные знаниями о существовании "гаражей", решили оставить машину в том, что на улице Масарикова. Это более соответствовало выбранному нами маршруту. Итак, сегодня нам предстояло совершить длительную прогулку по улицам города и посетить наиболее интересные из оставшихся неохваченными музеи.

Сперва мы совершили небольшую прогулку по улице кнеза Милоша, благо она была совсем рядом. Сфотографировали руины зданий, оставшиеся после бомбежек войск НАТО 1999 года, потом добрались до ул. Крунска (она перпендикулярна кн. Милоша) и прошлись до музея Н. Теслы. Тут нас ждала некоторая засада: мероприятие, столь желанное нами дома, здесь не принесло нам ожидаемых преимуществ. Я говорю о Ночи музеев, во время которой все музеи открыты с 18 вечера до 2 утра. Хитрые сербы резонно рассудили, что если уж музеи будут открыты ночью, то зачем же им оставаться открытыми еще и днем накануне?.. Однако как-то объявить это, хотя бы бумажкой на сербском на двери музея, постеснялись. Возможно, по телевизору или еще как-то эта информация и прозвучала, но мы узнали о ней, ткнувшись уже после Теслы в Исторический музей, где сербскоговорящий охранник сунул нам буклетик этой самой Ночи музеев. Обидно, ведь нам еще сегодня ехать в Ниш!.. Ну ладно.
Мы еще погуляли по городу, добрались до пл. Николы Пашича, там находится Сербская Народна Скупщина.

Про церковь св. Марка в парке Ташмайдан я уже упомянул чуть выше. Ее построили в начале прошлого века по образцу храма XIV в. из монастыря Грачаницы (Косово), только в увеличенном размере. В церкви находится захоронение великого сербского короля Стефана Душана (1331-1355).
А позади огромного храма, теряясь среди деревьев, стоит небольшая Свято-Троицкая церковь Подворья Русского Патриархата в Белграде. Она очень сильно пострадала при бомбардировках НАТО и была восстановлена лишь в прошлом году.

В Свято-Троицкой церкви находится могила П.Н. Врангеля. К сожалению, англоязычные путеводители об этом умалчивают. Я очень рад, что все-таки зашел и смог поставить свечку.

Уже под вечер мы добрались до Скадарской улицы (одна из пешеходных улиц Белграда, вроде нашего Арбата, только почище и поприятнее), где весьма и весьма плотно поели в известном ресторане «Три шляпы», сполна прочувствовав на себе гигантские размеры местных порций.
Еле живые от обилия съеденного, мы на такси добрались до Национального банка Сербии (Неманьина, 17), где в холле разместилась замечательная выставка из коллекции Народного музея Белграда (сам музей закрыт на реставрацию) «Тайна Лепенского Вира», на которой представлены антропоморфные скульптуры с раскопок поселения солнцепоклонников VII в. до н.э. Затем, опять-таки на такси доехали до музея Николы Теслы, где отстояли перед входом 20 минут в очереди (Ночь музеев, блин!). Музей, надо сказать, небольшой, но очень уютный, с замечательной экспозицией, включающей действующие экземпляры тесловских приборов. Всем, кому интересна личность Теслы и его роль в современной науке, очень рекомендую посетить.

***

Дорога в Ниш заняла 2 часа 50 минут, включая остановку на заправке на 10 минут, и стоила около двухсот рублей (не считая стоимости бензина). Платный участок автострады начинается вскоре после выезда из Белграда и заканчивается незадолго до Ниша. Ограничение скорости - 120, часто попадаются заправки с туалетами.

Отель "Амбассадор" оказался действительно аутентично-советским, что кому-то, возможно, понравится. В принципе, претензий у нас особых нет, а бесплатная парковка в самом центре - приятный бонус (иначе в дневное время – только на час, или придется шариться по окрестным улицам). К удивлению своему, встретили на этой самой стоянке Лендровер с московскими номерами.

Охранник, показывавший дорогу к стоянке, на мой отказ развернуться через двойную сплошную пробормотал, сильно окая: "непослушный руси". :)

Вообще, Ниш производит впечатление города вполне провинциального, однако нисколько не сонного и не опустившегося. Город очень живой, ночная жизнь кипит, центральная пешеходная улица вполне себе насыщена всяческими бутиками, кафанами и привлекательными девушками (хотя белградские девушки, пожалуй, еще лучше). :)

18 мая (Ниш)
Маршрут дня: Национальный музей Ниша, раскопки в Медиане, музей концентрационного лагеря Црвени Крст, Челе Кула, обелиск воинам Стефана Синджелича, Латинска црква, Нишская крепость.

Единственный полноценный день, проведенный в Нише. В принципе, одного дня непосредственно на Ниш – достаточно, однако если захочется поездить по окрестностям, придется выделить на посещение города больше времени.

Национальный музей Ниша представлен на картах (и на самом деле) в двух ипостасях – на улицах ген. Милошка Лежанина и Николы Пашича. Сначала мы пришли на Лежанина (это в двух шагах от гостиницы). Калитка перед входом в особнячок оказалась открытой, однако дальше нее пройти не удалось. Позже выяснилось, что надо было довериться путеводителям и идти на Пашича. Местная экспозиция археологических находок очень впечатляет, особенно антропоморфные глиняные скульптурки, датируемые 6-4 тысячелетиями до н.э., а также списки фресок раннехристианской базилики IV в. н.э. Очень рекомендую посетить этот музей, он находится в самом центре, от "Амбассадора" идти минут 10.

Чтобы попасть в Медиану, надо выехать по бул. Св. Цара Константина практически за город и внимательно смотреть налево. Мы пропустили поворот, пришлось справляться у местных жителей и разворачиваться. Указатель, стоящий с противоположной стороны, т.е. по дороге в город, более информативен – не промажешь. Внимание - экспозиция работает до 14-00, кроме понедельника, многие путеводители врут, указывая такое время работы только на зимний период! С трудом верится, что и середина мая – зимний период…

О Челе Кула, этом "шедевре" турецкого зодчества, вряд ли я смогу сказать лучше, чем в свое время Альфонс де Ламартин:
"My eyes and my heart greeted the remains of those brave men whose cut-off heads made the cornerstone of the independence of their homeland. May the Serbs keep this monument! It will always teach their children the value of the independence of a people, showing them the real price their fathers had to pay for it."

Вот так. А у нас кто-то смеет утверждать, что свою независимость сербы всегда вымогали у России...

В музее концентрационного лагеря Црвени Крст стоит побывать всем, кто прежде не видел подобных мест. В экспозиции, собственно, то, что и ожидаешь увидеть – предметы быта, личные вещи, фотографии.

В подсобных помещениях сейчас мастерская, делающая реплики глиняных антропоморфных фигурок из музея. Фигурки можно купить, например, в специализированном киоске возле Челе Кула.


Латинска црква – храм XI века, старейший во всем регионе, расположен на холме возле деревни Горни Матеевац. Проехать к нему можно от деревни Каменица мимо обелиска воинам Стефана Синджелича, чьи черепа вмурованы в Челе Кула, а можно напрямую из города с ул. Матеевацки пут. Будьте внимательны - с E80 заезда нет...

Нишская крепость оставила двоякое впечатление. Возможно, из-за турецкого происхождения нынешних построек крепости, местное население относится к ней без лишнего пиетета. Территория довольно замусорена, на стене необъятной толщины растут деревья и цветет трава. Но масштабы самого строения все равно впечатляют.

***

19 мая (переезд из Ниша в Черногорию)
Начался этот день для нас поздно, слишком поздно… за это пришлось потом поплатиться… :)
В черногорский Свети Стефан, где у нас был забронирован номер в отеле, мы решили ехать через Кружевац, Кральево и Нови Пазар, далее у Рибариче повернуть на Рожае, пересечь границу Черногории и через Беране и Биело Поле добраться по E80 до Подгорицы. Так в итоге и получилось, просто заняло гораздо больше времени, чем мы себе вначале представляли.

По пути мы заехали в два чудесных монастыря - Жича и Студеница.
Оба монастыря вполне открыты для посетителей, ограничения - такие же, как в России. Приезжать, я думаю, надо стараться до начала вечерней службы.

Монастырь Жича находится рядом с Кральево и Рибницей, заезд в него нисколько не удлинил наш путь. В храме Вознесения есть очень интересные фрески XIII - XIV вв. Кстати, в Жиче можно купить монастырское вино и ракию. ;)

Студеница находится чуть в стороне, 15 км от основной трассы, дорога туда хоть и извилиста, но хорошо асфальтирована и совершенно беспроблемна. За старания путешественник награждается замечательными видами и фресками XIII в. Скрытый внешним притвором западный портал напомнил косовские фотографии В. Близнюка... Надо отметить, что это западный портал открывает доступ во второй притвор, непосредственно, в свою очередь, примыкающий к основному храму. Вход в основной храм, содержащий наиболее интересные и древние фрески, может быть закрыт (при нас его открыли только к началу вечерней службы).

Увы, за кадром остались Сопочаны - хоть и тоже практически по пути, времени на них категорически не хватало. Ничего, приедем туда в следующий раз. :)

На пути из Жичи в Студеницу по левую сторону дороги открывается незабываемый вид на крепость Маглич XIII в. Контроль над этой крепостью обеспечивал контроль над всей долиной Ибар.

Перед Нови Пазаром справа чуть в стороне стоит на холме раннехристианская Петрова црква (первоначальная постройка - IX в.). Нам она своей архитектурой напомнила древнейшие храмы кипрского Троодоса. Поиски ключа и ключницы, которая должна, по идее, была обретаться в соседней сторожке, успеха не возымели, а по словам местных, старушка-ключница вроде как уволилась... В общем, внутрь попасть не удалось. :(

Нови Пазар - город небольшой, в основном одноэтажный. Здесь я впервые познакомился с особенностями сербских ПДД. Полицейские, увидев российские права, заулыбались: "Руси, руси!" Затем объявили, что "петдесет восем" ехать у них по городу "не можно", а можно только "сорок десет", спросили, понравилась ли нам Сербия, получили восторженно-удовлетворительный ответ, похлопали по плечу и... отпустили. Блин, где-то нас, русских, еще любят не за деньги наши и не за "простоту нашу душевную", а просто за то, что мы русские...
Неподалеку за Нови Пазаром - Т-образный перекресток. Налево - в Косовску Митровицу, направо - в Черногорию. Мы повернули направо...

Ночь с 19 на 20 мая (от границы Черногории до Свети Стефана)
...Сербская таможня по дороге Рибариче-Рожае встретила нас раскатами грома и зарницами. Русские путешественники воодушевили пограничников, и они шлепнули нам в паспорта штампы. Самостоятельно. Их никто не просил. Все последующие таможни об этом надо было просить, иногда очень настойчиво. :)
Прибытие на черногорскую таможню ознаменовалось уже первыми каплями дождя. Не менее веселый, чем его сербские коллеги, черногорский таможенник внимательно изучил наши паспорта, а также распечатку подтверждения брони отеля "Адрович". Хотя, возможно, если бы я ее не сунул ему под нос, он бы и не попросил. :)
Так или иначе, на все формальности с обеих сторон ушло не более чем по 5 минут, и в Черногории мы оказались в сильнейший полночный ливень, местами переходивший в град. Благодаря беспрерывным молниям, красотами черногорских гор мы могли любоваться большую часть ночи.
Полицейские в Рожае посоветовали повернуть в Беране направо и ехать через Мойковац (а мы-то надеялись проехать напрямик, через заповедник Биоградска гора и все горнолыжные курорты - хи-хи...) Ехали долго - E65/E80 ремонтировалась в нескольких местах, причем со светофорами и реверсивкой. Имейте в виду.

Перед Подгорицей нашу Дачию тормознул местный гаишнег абсолютно нашей посконной гаишной наружности. Ни английского, ни русского он не знал, поэтому через остановленного следом водителя объяснил нам, что, оказывается, пользоваться противотуманками запрещено. Ночью. В туман. Объяснения не принимаются вследствие непреодолимого языкового барьера. Цена вопроса - половина официального штрафа, т.е. 10 евро. К счастью, такая бумажка у нас была. Но первое впечатление от Черногории подпорчено...

Хозяин отеля "Адрович" (спасибо ему огромное) сам вышел в 5 утра на дорогу и изловил слегка заплутавших путешественников. Благодаря его гостеприимству, настроение, изрядно испорченное полицейским из Подгорицы, слегка поднялось. Оказалось, что верхний этаж отеля - ресепшн - прямо у дороги, а все номера расположены на этажах ниже. Необычно для нас, но здесь - стандартно. Сам отель оставил очень приятное впечатление, которое не испортил даже шедший вовсю косметический ремонт - май месяц все-таки...

20 мая (Будва)

Будва - ближайший к нам крупный город. Платных парковок немного, но место при желании всегда находится.
Основные достопримечательности: Старый город и древняя крепость в нем. Ну и музей (Стари град, ул. Петра I Петровича, 11, зимой с 10 до 20, по выходным с 10 до 17, летом с 8 до 22(!), кроме понедельника). Если ехать главной улице Ядрански пут от Св. Стефана, Старый город будет слева, поближе к морю.
Старый город, спрятавшийся за крепостной стеной XV в., стоит того, чтобы по нему побродить. Очень советую сперва дойти до информационного туристического офиса (Стари град, Негошева, 28) Там вы сможете бесплатно получить кучу брошюр, а также полезнейшую карту Будва - Св. Стефан - Петровац и маленькую книжку Museums of Montenegro, которую потом нам за немелкие деньги предлагали в Баре в местном аналогичном офисе. Брошюры брать имеет смысл, т.к. там указаны актуальные часы работы всего и вся.
За крепостной стеной - обычная курортная жизнь. Русских вокруг немало, что подтверждается названиями ресторанов.

Так по Будве мы пробродили целый день, начавшийся, впрочем, ближе к обеду.

21 мая (Скадарско езеро)
Начальная точка любого маршрута, связанного со Скадарским озером - ресторан "Езеро" рядом с местечком Враньина. О том, как ехать туда с побережья, стоит сказать особо.
Недавно параллельно железнодорожному построен автомобильный тоннель, он начинается возле Сутоморе. Пока он присутствует не на всех картах. Ехать серпантинами поверху от Петроваца смысла никакого нет - мы пробовали, так сильно дольше. Тоннель платный, но недорогой (2,5 евро). Если ехать со стороны Будвы, у Петроваца будьте внимательны, поезжайте по указателям на Сутоморе, а не на Подгорицу.

Выехав из тоннеля, вы попадаете на дамбу, связывающую побережье с Подгорицей. Слева - крепость Лесендро с трагичной судьбой: будучи построена черногорцами, большую часть времени она прослужила туркам.

Ресторан "Езеро" - это первый островок суши после окончания дамбы (поселок Вранина). Не пропустите - там огромный щит, офис национального парка "Скадарско езеро", рядом винный магазин и большая парковка. На берегу возле парковки расположена будочка, в которой предлагаются "бёрдуотчинг-круизы" на моторке. Один час - 25 евро. Минимум два часа. Мы заинтересовались, но решили вернуться сюда в другой день.

В офисе национального парка нас ожидала милая девушка-сотрудница и отличнейший музей-панорама. Ты ходишь по стеклянному полу, под стеклом - мох и трава, на стенах - экспонаты из животного мира, из динамиков льются птичьи песни... Нам понравилось. На компьютере можно посмотреть презентацию о парке. Все это входит в стоимость билета на посещение парка, который мы по глупости в тот день купили (4 евро на человека). Он нужен только для поездки на моторке непосредственно в места обитания птиц, а мы, как потом поняли, в тот день на моторке никак не успевали.

Информация, указанная на билете в парк: часы работы музеев в Муричах и Риеке Црноевича - с 10 до 18.
Центральный музей парка во Вранине (это про него я только что рассказывал) с мая по сентябрь работает с 8 до 18, с октября по апрель с 8 до 16.
Однако, как впоследствии оказалось, в Черногории не всегда стоит верить официальному времени работы... :)

Из офиса национального парка мы направились в город-крепость Жабляк Црноевича (не путайте с одноименным горнолыжным курортом - здесь речь идет о маленьком поселке близ Подгорицы!) Попасть туда несложно: в центре пос. Голубовичи (по дороге к Подгорице) надо повернуть налево, пересечь железную дорогу, потом речку Морача, а потом у Вуковичей повернуть снова налево. Проехать вдоль речки, держась левее и как бы возвращаясь к озеру, мимо поселка Понари - и вот он, маленький Жабляк!

Машину надо ставить возле подножия горы, вверх заехать никак не получится. Местный мальчишка по указанию отца проводил нас тропинками наверх, за что получил пару евро.

Сам город-крепость впервые упоминается в XV веке. Настоящий средневековый город, окруженный мощными крепостными стенами, ныне совершенно заброшенный. Когда-то был ключевой точкой в борьбе черногорцев с турками. Люди, как видно, жили здесь еще относительно недавно...

Не удовлетворившись Жабляком Црноевича, в тот день мы решили проехать вдоль побережья Скадарского озера и, если повезет, заглянуть в музейную экспозицию рыбацкого поселка Муричи, посвященную возделыванию и переработке оливок.

Сказано - сделано. И вот мы уже мчимся 30 км/ч по извилистому серпантину шириной метра три, впритык разъезжаясь в специальных "карманах" с крохотными Юго и Дачиями местных албаноязычных жителей. Наша машина имеет успех... А ведь какой, оказывается, дальновидный ход - взять в прокат Дачию!


Пару раз промахиваясь с дорогой, спускаемся, наконец, на один из двух пляжей на всем огромном южном побережье озера (второй - близ Годинье, рядом с Вирпазаром; в остальных местах - скалы и заболоченные берега). Итак, мы в Муричах. Увы - местный музей закрыт. И, кажется, не первый день, судя по словам Хасана - местного вольного экскурсовода. Он сует нам визитку со своим телефоном, промотируя поездку на два соседних острова со своими монастырями - Бешка и Морачник. 50 евро. Нет уж, спасибо. Однако сразу отказываться и портить человеку настроение не хочется, поэтому мы визитку берем и обещаем подумать. Попутно обнаруживаем на берегу черепаху.

А также семейство крякв во главе с огромнейшим по московским меркам селезнем. Наконец черногорское побережье Скадарского озера заканчивается, мы на самой границе с Албанией встречаем невероятный закат.

Озеро спасает лишь то, что единственная вытекающая из него речка Бояна начинается как раз рядом со Шкодером. Иначе, конечно, никаких пеликанов, цапель и чомг в нем бы не водилось - вряд ли албанские очистные настолько хороши...

Места в этом пограничном районе кажутся нам немного стремными: все-таки албанцы - не самый дружественный русским народ. Однако благожелательности населения способствуют английский язык и румынская машина.

В приграничном городке Шас нашему взору открылась феерическая картина: обыкновенная крытая автомобильная стоянка, добрую треть машиномест которой оккупировали припаркованные... ослики!
Вообще, это неприхотливое животное очень часто нам попадалось в албанской части Черногории.

По мере удаления от Ульциня албанское влияние постепенно перестает бросаться в глаза. И если в Баре оно еще весомо, а дальше на северо-запад - уже практически нет.


22 мая (Острог, Пива, Плужине, Дурмитор)
В этот день мы решиль отдохнуть от прибрежной Черногории и отправились в горы. Путеводители обычно рекомендуют два горных маршрута по Черногории: либо на северо-запад - в национальный парк Биоградска гора, либо на север, в Дурмитор и каньон Тара. Поскольку Биоградску гору мы проезжали, когда ехали из Сербии, плюс она нам еще предстояла на обратном пути, поехали в Дурмитор.

Маршрут выбрали такой: в Подгорице налево, в сторону Даниловграда по E762, затем заезд в монастырь Острог, оттуда назад на E762 и через Никшич устремиться на северо-запад Черногории, к городу Плужине на границе с Боснией и Герцеговиной. Оттуда, если верить чудо-путеводителю "Полиглот", можно через горы проехать в Дурмитор и далее, через горнолыжный поселок Жабляк - центр Дурмитора - до самого глубокого в Европе и второго в мире каньона реки Тара со знаменитым мостом Джурджевича.

Трасса E762 вполне хороша. Не очень извилистая, не очень загруженная и с хорошим асфальтом.
Указатель на Острог присутствует. Почти все дороги, сворачивающие с E762 направо - узкие горные серпантины. В Острог ездят даже автобусы. Разъезжаться с ними даже в специальных "карманах" достаточно тяжело, имейте в виду. По дороге в Острог нам встретился гигантский трубопровод.
На картах он не обозначен, спросить, что это такое, было не у кого. Но сооружение, без сомнений, циклопическое...
Монастырь Острог - пожалуй, наиболее почитаемый в Черногории. в XVII в. там жил великий православный святой Василий Острожский, чьим чудотворным мощам ныне приезжают поклоняться и черногорцы, и сербы, и русские. Подъехав к монастырю, не спешите вылезать из машины - наскальный храм и часовня, в которой покоятся мощи св. Василия Острожского, находятся еще на несколько немного вверх, туда можно проехать.
В монастыре можно купить масло и маленькие запечатанные баночки с водой, освященные на мощах святителя.

По мере удаления от Никшича трасса становится все более и более живописной. Каньон реки Пива - место отчасти рукотворное: Пивское озеро возникло в 70-е годы прошлого века, когда плотина перекрыла долину реки.

Не доезжая 10 км до Плужине, совсем рядом с дорогой, расположен Пивский монастырь. Изначально он находился ниже, в зоне затопления будущего озера, но при строительстве плотины храм XVI в. разобрали и перенесли на новое место.

Доброжелательный батюшка открыл нам двери храма и дал возможность рассмотреть древние фрески. На одной из них изображен турецкий паша, обратившийся в христианство.

В Плужине мы попытались выяснить дорогу на Дурмитор, точнеее, в его туристический центр - город Жабляк. Тут нас ожидал ошеломляющий сюрприз: дорога, о которой писал "Полиглот" и которая указана на всех картах региона, как выяснилось, была вся в снегу. Местные жители собрали на заправке консилиум и, посовещавшись, стали хором отговаривать нас от попыток проехать в Дурмитор напрямую, апеллируя к тому, что вытаскивать нас оттуда потом придется им...

Ничего не поделаешь - пришлось развернуться... Эта дорога свободна от снега с июня по октябрь, а в остальное время туда действительно лучше не соваться.

Путь в Дурмитор удлинился на сотню километров: предстояло ехать назад до поворота на Шавник, а там, по традиционным серпантинам 3 метра шириной, поспешить до темноты в Жабляк.

Стоило ли ехать? Хм, Странный вопрос, с моим-то упрямством... В общем, в Жабляке мы оказались под самый вечер. После короткого совещания было решено, что нельзя объять необъятное, и величественный каньон Тара откладывается на следующее посещение гостеприимной Черногории.
Жабляк - довольно крупный по местным меркам городок, центр национального парка Дурмитор. Именно от него начинаются основные туристические маршруты по парку, включая маршрут восхождения на Боботов кук (2523 м)

Мы же вынужденно ограничились прогулкой к Црному озеру и роскошным ужином в ресторане "Катун" на берегу.
Когда мы вышли из ресторана, была уже практически ночь...

Обратный путь был непрост. Только мы выехали из Жабляка, началась сильнейшая гроза, спустился туман. Жена говорит, что никогда не забудет наш путь до Шавника... :) Ливень, град, туман, ветер, камни на дороге, слепые повороты и борьба со сном. В общем, дома мы были, по обыкновению, уже на рассвете.

23 мая (Скадарско езеро, Бар)
Это день мы решили посвятить поездке на лодке. Сговорились с агентом в будке около ресторана, купили новые билеты на посещение парка, сели на утлую моторку и поехали...

Конечно, я прекрасно понимал, что шумная моторка - не лучшая помощь при фотографировании птиц. Собственно, специальной цели снимать птиц я перед собой и не ставил - это надо ехать на целый день,и лучше подальше - к примеру, в Панчеву оку, где гнездятся пеликаны. Там надо заглушить двигатель, притаиться и... вот оно, счастье фотографа!
Здесь же мы удовлетворились наблюдением издалека за многочисленными чомгами, на спинах которых отдыхали маленькие детки, а также сороками, цаплями, кваквами и несколькими неопознанными птицами.


Уже по возвращении случился неприятный инцидент: катавший нас паренек стал требовать деньги за третий час катания, хотя мы вернулись на 15 минут позже, чем должны были. Причем, поскольку точного графика мы не знали, то и не возражали против периодических остановок на любование пейзажем. В итоге мы добавили еще 10 евро и расстались с ощущением, что черногорцам развитие туризма иногда не слишком идет на пользу...

***

Стараясь развеять грустные мысли о природе человеческой жадности, мы поехали в Бар, посмотреть на старый город. В отличие от Будвы, Старый город Бара находится дальше от моря и выше современного центра города.

Кроме того, в отличие от Будвы, он абсолютно нежилой и практически невосстановленный, поэтому для контраста его надо посетить обязательно!

24-25 мая (дорога в Белград; монастырь Милешева)
Вот и подошло к концу наше пребывание в Черногории.
Выехали поздно, дорога до Биело Полье изобиловала ремонтами и реверсивными светофорами, и хотя на обеих таможнях - и сербской, и черногорской, мне пришлось минут по 10 упрашивать поставить нам штампы о вьезде-выезде, в монастырь Милешева, что в 6 км к востоку от Приеполье, мы попали уже после обеда.

Это удивительное место стало самым ярким моим впечатлением от всей поездки. Монастырь основан в начале XIII в, тогда же построен и расписан соборный храм Вознесения Господня. С 1236 г. в нем покоились мощи свт. Саввы, небесного покровителя Сербии. Во второй половине XVI в. монастырь неоднократно подвергался разорению турками. Наконец, в 1594г. Синан-паша, в отместку за постоянные сербские восстания, взял мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и сжёг на холме Врачар - там, где ныне стоит огромный Свети Савва.
А в монастыре остался ковчег, в котором хранились мощи святителя. И удивительные фрески, из который первейшая - Белый Ангел на гробе Господнем, возле которой я долго неотрывно стоял...
Изначально мы собирались посетить Нови Сад, где у нас были забронированы апартаменты. Однако неприятная история, описанная в первой части нашего отчета, вынудила изменить планы. Утомленные переговорами с представителями новисадских овербукеров, мы, проезжая Чачак, решили остановиться в "Livade" - одном из многочисленных мотелей. Чем-то он нас привлек, видимо... Адекватный двухместный номер со всеми удобствами и завтраком стоил примерно 1200 рублей, что в разгар Евровидения - очень и очень дешево...

Следующим утром мы выдвинулись в сторону Белграда. Путь наш прошел без происшествий, хотя и не так быстро, как хотелось. В итоге мы приехали в аэропорт вовремя, а вот заглянуть в расположенный в здесь же Музей авиации - увы, не успели.

Ну и ладно - не в последний же раз!
Мы уже решили, что обязательно вернемся в эти две гостеприимные страны, где человеком из России быть пока еще не стыдно.

Комментарии
Dim Dimych15.01.13, 17:49
Замечательный путеводитель получился :-) 
это же сколько труда в такую писанину вбухано :-)
О Маршруте
Ссылка: