30 декабря 2005

Проводы на вокзале Проводы на вокзале
Древняя Афамия, Сирия

Утром оказалось, что палатка стоит в самом центре футбольного поля и нас очень хорошо видно из окон окрестных домов. Поэтому сборы прошли в ускоренном ритме. Мы направились гулять по древней Афамии. Афамия – ромейский город, чтоб вы знали, сейчас такие принято называть «развалины». Так вот «развалины» - это город, который привлек слишком много внимания. Вполне возможно, что ордой алчных варваров, которые сравняли его с землей, двигало то же любопытство и жажда прекрасного, что и нами. Все это великолепие было найдено сирийцами где-то в 30-е годы и в 50-е восстановлено. Это место запомнилось отсутствием надоедливых туристов. Поскольку это были первые наши развалины, то они воспринимались с радостью и живым интересом: мы бегали от колонны к колонне, стараясь запечатлеть каждый кусочек открывающегося вида. Увы, но с каждой последующей встречей с останками древних цивилизаций очередная колонна уже не вызывало того чувства трепета. Ближе к полудню нам стали встречаться местные, которые пытались продать камушки или монетки, убеждая нас в древности и раритетности, этих вещей.

В Сирии, оказалось, сложно перемещаться сразу на большие расстояния, да и сама страна не располагала к этому: поймаешь машину на 300 километров и все - ты уже в другой стране. Очередное наблюдение: если я вступала в разговор и пыталась задавать вопрос, то собеседник отвечал обязательно Ивану, а не мне: то ли они считают проявлением неуважения к себе разговаривать с женщиной или проявлением неуважения к сопровождающему ее мужчине. Меня ж это положение дел только радовало, поскольку я могла совершенно спокойно смотреть в окошко и думать свои собственные мысли. Сирийский город – это небольшая деревня, представляющая собой скопище одно-двух этажных домов. Почти в каждом таком городе на холме есть остатки замка или крепости разных веков. Проехав еще пару десятков километров, мы оказались в одном из таких городков – Масьяфе. Крепость на горе здесь является местом культурного отдыха. Вот у нас народ в выходные гуляет по центральному проспекту. А здесь приходят в крепость: почитать книжку, поиграть с детьми, провести время с семьей. Большинство из этих замков пребывает в одинаковой степени разваленности, и активно реконструируются. Немного смутило, что процесс восстановления идет уж больно современно: комнаты замка не оставляют в их первозданном виде - покрывают краскою и окна убирают стеклом. (Просто в нескольких помещениях замка делают "евроремонт" под ресторан или под сувенирную лавку.) Груда камней, которую предки выложили, чтобы остудить пыл излишне любознательных превращается в аккуратную постройку для услады европейских туристов. Увы, но каждый волен распоряжаться наследством по своему усмотрению. Мы долго пытались выбраться из этого маленького городка, но в очередной раз стали жертвами незнания языка и восточного гостеприимства. Очередной сирийский водитель решил нас облагодетельствовать, пригласив к себе домой. Мы оказались в небольшом поселке, в котором проживают где-то сто тысяч человек, приходящихся друг другу родственниками. Наш добродетель оказался главой одного из таких больших восточных семейств. В родственниках у него нашлись знающие русский язык племенник и украинская жена сына. (Да, с племянником мы мило побеседовали в течении пары часов. Несколько лет назад он окончил учёбу в Москве. А на сегодняшний момент служил в сирийской армии и был очень ценнен, т.к. на вооружении в основном советская техника, а вся документация на русском языке!) Девушка очень жаловалась на жизнь в стране: дескать, и гулять одной нельзя и поговорить не с кем и платок снимать не дают. Да, принцип Золушки и принца срабатывает не всегда. Далеко за полночь мы легли спать.
31 декабря 2005

Эр-Рэтми, Сирия

Утром, досыта наевшись, мы двинулись дальше в теплые и дружеские края, коими была Иордания. Ночью нам удалось с помощью русскоговорящих родственником объяснить главе семейства нашу проблему с отсутствием сирийских денег, и он с удовольствием, вызвался нам помочь в этом вопросе. На машине вместе с ним мы добрались до Хомса, где таки нашли банкомат, принимающий пластиковую карточку Ивана. Но обрадовались мы рано: добрый семьянин решил и здесь позаботиться о нерадивых русских туристах и «помог» нам снять достаточное, на его взгляд, количество денег, для путешествия по Сирии. Благодаря ему, мы стали счастливыми обладателями 200 долларов в местной валюте за 10 часов до покидания этой страны. Даже не знаю, что лучше путешествовать совсем без денег или с таким их количеством, но в сирийской валюте. Быстрые и дешевые автобусы сократили нам время перемещения сначала из Хомса в Дамаск, а затем и до самого Аммана.

На нейтральной полосе, на границе между Сирией и Иорданией я могла бы так и остаться, но острое чувство паранойи и природная склонность к паникерству победили. По порядку: границу мы пересекали на автобусе, и на территории иорданской таможни у нас собрали паспорта, для быстрого и безболезненного оформления визы. В этот момент я обнаружила заветные буковки WC и решила посетить сие место, никому ничего не сказав. Там внутри были женщины, разговаривающие по-русски и некоторое кол-во кабинок с дырками в полу (тоже камень в огород замечательных ближневосточных стран: как можно говорить о развитии и величии Востока, если у них даже в домах зажиточных людей в туалете – дырки в полу!) и незакрывающимися дверями, в конце ряда кабинок я чудом обнаружила одну с унитазом, раковиной и замком - в принципе, это должно было насторожить, но человеку, отвыкшему за неделю от цивилизации, подобного рода излишества показались манной небесной... Когда я попыталась вернуться к обществу, то оказалось, что замок заклинило. При попытке выбить дверь я набила себе огромный синяк на руке. Попытки кричать не увенчались успехом, так как к этому времени все суетящиеся перед зеркалом женщины покинули заведение. У меня началась паника: я одна – без паспорта в туалете на нейтральной полосе – то есть фактически я не нахожусь ни в одной из соседствующих стран. Иван не знает где я (то есть может догадаться, но на это уйдет время, да и таких буковок там было несколько зданий), автобус ждать не будет.... Стена, отделяющая мою кабинку от другой, была высотой около 2 метров, но благо по ней шла какая-то труба (уже не идет) она благополучно отвалилась, помогая мне забраться на перегородку, за которой обнаружилась еще одна пустая закрытая кабинка, далее я перелезла по поребрику в третью, и свалилась на пол, перед дверью раскрошив на 4 неравные части телефон. Далее рассказывать лучше получилось у Ивана: поворачиваюсь - стоит Лена вся чумазая, держит осколки телефона в руках и безостановочно смеется!!! Позволю себе пропеть немного дифирамбов в сторону Нокии: собрала части - телефон заработал!!!!! На этом наши злоключения на нейтральной полосе не закончились. Мы встретили водителя, который выдал нам паспорта, постояли еще пару минут внутри здания и направились к автобусу. Мы привыкшие к европейской предусмотрительности, проявляющейся в нанесении названий населенных пунктов, на таблички в автобусах, подошли к тому месту, где несколько минут назад стоял наш железный друг, но, увы, его там не оказалось. (Да, поволновались мы тогда... На таможне стояло огромное количество автобусов (начинался хадж). И мы изрядно побегали, пока нашли отъехавший свой.) А также оказалось, что у нас с Иваном разное цветовое восприятие действительности: и у меня в памяти автобус остался бордовым, а у него синим, это несколько усложнило наши поиски, но увеличило количество шансов найти верный. Мы долго плутали среди автобусов, размышляя о том, что же делать, имея на руках только паспорта и немного денег; так конечно гораздо легче путешествовать неотягощенными ненужными вещами…. Был вариант затесаться в автобус к совершающим Хадж и прорываться в Мекку, но, увы, нам все-таки удалось найти наше средство передвижения, и Мекка осталась неузнанной.

Поздним вечером мы оказались в Аммане. Здесь был легкий налет новогодней суеты, в некоторых витринах мы даже встретили пластмассовые елки, украшенные таким же пластмассовыми игрушками. Предвкушая встречу с друзьями, и возможность понежиться в горячих источниках мы гуляли по ночной Иорданской столице. Тогда уже начало казаться, что я многим готова пожертвовать ради душа, были мысли о продаже Ивана в кратковременно рабство, но поскольку мой паспорт находился у него - этот план таил в себе слишком большое количество препятствий, мешающих претворению оного в жизнь. Мы много читали о нечестности амманских таксистов, но все-таки попались на их удочку: проехав в такси метров двести, нас высадили где-то посредине узкой кишащей пешеходами и машинами улочке, сказав, что вокзал здесь. Потом мы долго брели к выходу из города, (почему-то выход оказался в направлении, где наблюдался наибольший подъем улицы). Хотелось пить, есть, никуда не идти, я уже потихоньку начала проклинать эту дурацкую зависимость от дат. Ну, почему нельзя устроить НГ тогда, когда тебе хочется или когда к этому располагает окружающая тебя действительность? А ведь впереди мерещилось это ужасное «Как встретишь первый день нового года – так весь год и проведешь…..» Мы сели в какой-то автобус, который по нашим представлениям и тому, что удалось понять из объяснений водителя, идет к выезду. Наверное, мы выглядели такими несчастными или наоборот героическими русскими путешественниками, что водитель, наплевав на маршрут и правила дорожного движения, (если они вообще у них в стране есть) бросился догонять автобус, который нам подходил. Мы мчались с огромной скоростью по тесным улицам и пассажиры болели за нашу судьбу, и радовались как дети, когда водителю удалось таки подрезать нужную нам маршрутку. Под крики и смех мы пересели в другой автобус.

Вот мы и в Мадабе. Осталось преодолеть еще 20 километров, и долгожданные горячие ванны окажутся на расстоянии вытянутой руки. Мы застопили машину с двумя веселыми парнями, которые постоянно смеялись и шутили. Так как машина была очень маленькой, а парни очень желали нам помочь, то было решено поехать к ним в гости, попить чаю, а потом что-нибудь придумать. Дома к нам присоединились еще такие же веселые ребята. Которые было хотели нас угостить травой, но наши друзья расценили способ передвижения как вид спорта и посчитали, что спортсмены должны вести исключительно здоровый образ жизни. Что за примитивные представления о спорте.

Потом наши помощники забрали ключи у их друга Абдулы, и мы поехали к источникам. По дороге оказалось, что наши помощники – полицейские!!! Интересно, какой в Иордании уровень преступности, если таких людей берут служить! Наши герои немного заблудились и чуть не оставили нас на мосту близ Израиля, да отличной была бы встреча НГ. Но, долго плутая по извилистым дорогам, мы все-таки добрались до Хамамата-Маина. Увы, путь нам преградили грозные дядечки в форме, которые сообщили радостную новость, что не только нас посетила мысль встретить новый 2006 год в этих чудесных местах, что король Абдулла изволит там веселиться. Никакие рассказы о том, что мы из Сибири специально сюда приехали, что у нас есть такая традиция, что обязательно надо искупаться в горячем источники в новогоднюю ночь или наш Бог покарает нас как неверных - не подействовало, как, впрочем, и удостоверение полицейского. И нам ничего не оставалось делать, как покинуть это место. К тому моменту в России сотни пользователей сотовой связи звонили друг другу, поэтому связь с нашими друзьями, находящимися, как потом оказалось, в 10 метрах от нас, была потеряна. Много позже, когда мы с ними встретились в Дамаске оказалось, что в это время они находились в домике этих охранников и ждали момента, когда можно будет проникнуть внутрь. Обидно, даже имея средство связи не всегда можно найтись. В России к этому времени Новый Год наступил уже на всей территории, первые бокалы шампанского были выпиты, и настала пора более крепких напитков, а мы все искали место для праздника. И вот оно было найдено: на небольшом пяточке рядом с трассой была стоянка для машин, там же располагался небольшой отель, из которого неслась громкая арабская музыка, рядом работала детская карусель (на фига на трассе рядом с дешевым мотелем строить карусель?), надо заметить, что по громкости она не уступала работающему бульдозеру. Недалеко располагался огороженный бассейн, в котором купались пьяные арабы. Пройдя дальше по узкой тропе, мы увидели еще один небольшой водопадик, в котором тоже было полно пьяных арабов. Вот здесь нам предстояло ночевать и еще светила призрачная возможность искупаться в обмылках короля Иордании. Мы чувствовали себя злыми на весь свет, поэтому в знак протеста было решено разбить палатку прямо на тропе. Дальше были риторические размышления, на тему устроения международного конфликта и становления его первой жертвой при попытке купания в озере в окружении знойных и пьяных арабских мужчин. Подобные невеселые мысли были прерваны Иваном, который обнаружил рядом небольшой замусоренный ручеек с такой же горячей водой, где мне удалось привести себя в порядок. Так уставшие, полуголодные, проклинавшие все на свете мы заснули в первую ночь Нового Года, готовясь к тому, что как встретишь….