11 января 2006

У сирийской границы

Утром пришлось потратить много на соскрябание грязи с ботинок, одежды и всех вещей, взаимодействующих с окружающей действительностью. Да, здесь не Черноземье, конечно, но грязь такая же прилипчивая. С ухудшением климатических условий уменьшается желанием путешествовать автостопом, да и цена на билеты в общественном транспорте привлекает своей низостью, то есть доступностью. (Да, цены на общественный транспорт в Сирии вполне приемлемы для российского кармана.) Хотя меня немного пугают арабские вокзалы, представляющие собой нагромождение людей, автобусов, лачуг – контор по работе с пассажирами. И все это кричит, поет и просит денег. Под улюлюканье толпы мы едем в Алеппо.

В этом городе мы первый раз за путешествие останавливаемся в гостинице. (Надо признать, что в снежной Каппадокии мы тоже селились на две ночи в гостинице!) На улице начинает моросить дождь, и мы идем гулять. Плутая по серым грязным улицам города, мы вдруг оказываемся среди буйства красок и огней – это знаменитый сувенирный (вовсе не сувенирный, просто в этот праздничний день открыты лавки с сувенирами, как раз для таких как мы) алеппский рынок. Глаза разбегаются от количества всевозможных инструментов, платков, пряностей – богатства Востока. Плывя в толпе таких же праздных туристов, мы знакомимся с историком-коллекционером, интересующимся своей историей и европейцами. Его лавка представляет собой маленькую комнатку всю заставленную старыми и не очень вещами, привезенными из разных уголков страны. Под вино и разговоры мы изучаем культуру и историю страны.

Наш знакомый оказывается большим любителем алкоголя и европейцев, точнее европеек, поэтому на протяжении всего вечера мне приходится прятаться от него за спину Ивана. Нас активно пытаются споить, угощая вином то в одном, то в другом баре. Здесь же мы встречаем много турок и турчанок, которые приехали в Сирию за алкоголем и развлечениями. Глубоко ночью изрядно опьянев и устав от назойливого коллекционера, мы возвращаемся в отель. (Вот к чему приводит непомерное желание некоторых испить вина...;-) )
12 января 2006

Алеппо, Сирия

Утро после алкогольного трипа. Увы, ближе к возвращению приходится делать выбор, мы сделали - возвращение в Станбул. (Был вариант поехать в Трабзон на паром до Сочи...) Ближневосточные страны похожи на Россию: гулять, так гулять. В праздники не работают магазины, учреждения, не ходят автобусы на большие расстояния. Мы решаем, где будем переходить границу, осталось только найти автовокзал, откуда можно добраться до нужного нам населенного пункта. Это оказалось совсем не просто. Оказывается, на пяточке диаметром метров 100 находится более пяти автовокзалов, и никакой логики, почему один автобус уходит от одного, а другой от другого, нет. Еще закрадывается мысль, что на самом деле в нужном нам направлении ничего не ходит, а сирийцы, чтобы нас не расстраивать и чтобы мы посмотрели, какой у них замечательный город, посылают нас дальше и дальше. Я уже бреду, не обращая внимания на окружающий мусор, взгляды и окрики людей, совершенно не веря, что в такое прекрасное место, как сирийско-турецкая граница, можно добраться. Но Иван, не теряя оптимизма (ну не может быть, что здесь есть еще вокзалы!) идет вперед, а я тащусь следом. (Да, покружились мы тогда около часа в поисках нужного автобуса.) И, о чудо, мы находим нужный нам автобус, правда его сразу находят многие и многие местные, поэтому ехать приходится под девизом: «в тесноте, да не в обиде». Добираемся до какого-то маленького городка и, не успев опомниться, пересаживаемся в кузов и едем к границе. Вот здесь можно точно проследить разницу между цивилизованной Турцией и нецивилизованной Сирией. Перед нами дорога длиною в километра 2-3, по которой нестройной колонной бредут люди с огромными тюками на головах, руках, кто-то даже умудряется толкать огромную сумку впереди себя. Похоже на исход евреев или массовые переселения, а это просто сирийцы идут в Турцию торговать. Чем? Не знаю. Но, судя по тому, что мы видели на рынке в близлежащем городке – всем. Оказывается то, что наши челноки привозят из Турции, поступает туда из Сирии, а в Сирию наверняка попадает контрабандой из Иордании, а за всем за этим опять стоит Китай. Мы тоже становимся в эту колонну и идем. По дороге встречаются жандармы, которые уточняют, есть ли у нас паспорта. Интересно, были прецеденты что ли, что люди преодолевали такое расстояние, не имея документов, а потом требовали, чтобы их впустили на том основании, что они столько прошли. Переходим границу, где нет никакого намека на птичий грипп, который, по мнению нашего телевидения, охватил всю страну. Нас сажают в автобус, и мы преодолеваем примерно такое ж расстояние, что прошли пешком в Сирии на весьма комфортабельном автобусе. Вот что они (турки) готовы сделать ради вступления в Евросоюз! Оказываемся на турецкой стороне, где какое-то огромное скопление людей, стоящих в очередях. У нас были разные предположения: от поголовной вакцинации, до дня открытых дверей, оказалось, они все ждали очередной автобус. Нас отправляют в здание таможни, где можно поставить въездной штамп. Там таможенники, которых мы отвлекли от приема пищи, долго смотрят на наши паспорта и интересуются, где мы были. Потом они зачем-то снимают копию с моего паспорта: может потом на стенку фотографию повесят. Мы каким-то чудесным образом минуем все эти очереди и оказываемся в автобусе, а потом в Килисе. Жадный турецкий водитель пытался нас обмануть и не дать сдачи, но мы не поддаемся и побеждаем. Дальше продвижение убыстряется и огрустняется. Покупаем билеты на, как нам сказали, очень комфортабельный автобус. (Автобус за 15 часов пересекает практически всю Турцию с востока по запад! Фантастика. Правда, за 40 долларов с человека.) Оставляем рюкзаки в маленьком вокзале – кассе билетов на автобусы дальнего следования – зале ожидании. Не представляю, как бы мы у нас в России так запросто поставили наше добро у стеночки, и сколько бы оно там простояло. А здесь ничего - все целехонько оказалось. Идем гулять. Этот город четко делится на часть живущую и часть продающую, и пейзаж из милого тихого пригорода резко приходит в орущий – кишащий людьми и товарами рынок. Возвращаясь, мы даже умудрились прокатиться на этом гибриде мотоцикла и тележки, - удобно, а главное быстро и почти бесшумно (здесь, наверное, в отличие от Сирии применяют современные технологии). Едем на автобусе в Станбул. Комфортабельность автобуса, по мнению турецких властей, заключается чистоте его внешнего вида, поэтому на протяжении ночи мы останавливаемся несколько раз, автобус моют и чистят, любезные Стюарты не выключают свет на протяжении ночи.
13 января 2006

Стамбул, Турция

Станбул. Здесь мое повествование совсем перестает быть интересным и веселым. Покупка билетов на самолет до Москвы. Самолет улетал через два дня после покупки. Прогулка по Станбулу. Ванины попытки взаимодействия с банкоматом оканчиваются проигрышем Вани. Ну не понравилась сбербанковская карточка местному электронному банку, поэтому он его с радостью проглотил. (Турцию Сбербанк включил в потенциально опасные страны для электронного воровства, поэтому нужно было перед поездкой "открыть" эту страну, но "милые" сотрудники банка не удосужились сообщить мне об этом, хотя я специально об этом их спрашивал! А проглотил он её, потому что я пытался всунуть её опять, не до конца вытащив... :-( ) Оставшиеся два дня мы проводим в прогулках, коротая время внешним осмотром достопримечательностей, в которые не сможем попасть из-за отсутствия денег. (Турция настолько стала "европезированной", что уровень цен там высокий!)

Самолёт. Три часа ужаса и вот она столица Родины, куда очень не хотелось возвращаться. А потом как всегда возвращение в реальность… И так до следующего путешествия.

А, совсем забыла рассказать про верблюдов! Моего попутчика глубоко потрясла сцена в Петре с влюбленными верблюдами, которые очень красиво показывали друг другу свою нежность и любовь. Мне же почему-то подумалось, что верблюды всегда заключают любое путешествие, как Челябинск заключает собой Европу и начинает Азию. На гербе Челябинска, кстати, тоже изображен верблюд. Но чтение о путешествии так же далеко от самого путешествия, как верблюд далек от трактора Челябинского завода. Поэтому – в путь!