Витим
Витим - литературный прообраз сибирской Угрюм-реки, одна из крупнейших рек Восточной Сибири, правый приток Лены. Витим - граница Бурятии и Читинской области. На левом берегу бурятское время (+ 5 часов), на правом - читинское (+6 часов). 28 июля - 14 августа. Длина сплава - 695 км
Устье р. Конда - устье р. Ингур. 28 - 29 июля

В Витим мы попали при очень низкой воде, все прибрежные галечные отмели были обнажены. Правда, воды для плавания хватало, и те несколько шивер и перекатов, что были на Витиме на участке от устья Конды до устья Ингура были легко проходимы по центральной струе. Шиверы и перекаты были разделены между собой глубокими почти неподвижными плесами, где плавание резко замедлялось. Но, несмотря на это, наше продвижение вперед проходило настолько быстрее и проще, что не шло ни в какое сравнение с предыдущими днями.

От места ночевки на Витиме в 4-х км ниже устья Конды, где мы потратили практически целый день на ремонт катамарана, до Ингура мы доплыли за три часа, стартовав в 6 вечера. Весь этот день с небольшими перерывами шел дождь, а после обеда - ливень с грозой. К нам под тент, спасаясь от дождя, пожаловали рыбаки-туристы из Читы и Владикавказа, сплавлявшиеся от Романовки по Витиму на резиновых лодках. Когда дождь закончился, они поплыли до Ингура. Мы ушли примерно через час после них, т. к. нам надо было еще собрать отремонтированный катамаран. И хотя, отчалив, мы поговорили о том, что в гонку втягиваться не будем, но спортивный азарт победил: мы хотели непременно догнать "резинки".
     Перед устьем Ингура широкий плес. Самого устья речки мы не увидели, но район устья "отмечен" большой бочкой на левом высоком берегу, хорошо видной с воды. "Резинки" мы догнали и успели попрощаться с рыбаками из Читы: их ждал трактор - универсальное транспортное средство на бездорожье. С ними уехал и один человек из Владикавказа, который приболел.
     На ночь встали рядом с оставшимися владикавказцами в километре ниже устья Ингура за правым поворотом реки. Здесь на галечной отмели были видны следы предыдущих ночевок: выровнены места под палатки, кострище. Правда, учитывая неустойчивую погоду и большую вероятность дождя, мы не поленились и установили свой лагерь на высоком берегу в лесу, натянув над палаткой тент. Даже в уголке под тентом место для костра нашлось. Владикавказцы же остались внизу.
     Всю ночь шел дождь, который на нашем лагере никак не отразился, а вот наши соседи вынуждены были на следующий день устроить дневку для просушки всего своего имущества. Больше мы с ними не встречались.
     Не смотря на дневной и ночной дождь, уровень воды в Витиме за ночь упал на 2 см, так говорили нам метки уровня, которые мы устанавливали каждый вечер, особенно на первой половине сплава по Витиму.
Устье р. Ингур - д. Красный Яр. 30 июля - 2 августа

Витим в районе притока р. Талая Витим в районе притока р. Талая
Радуга-дуга Радуга-дуга
Витим в 10 км перед Юмурченом Витим в 10 км перед Юмурченом
Витим в 6 км перед Юмурченом Витим в 6 км перед Юмурченом
Скала-церковь в районе притока Юмурчен Скала-церковь в районе притока Юмурчен
Щуки Витима Щуки Витима
Витим в 12 км ниже Юмурчена Витим в 12 км ниже Юмурчена
     Ниже устья Ингура Витим становится глубже и спокойней: очень длинные плесы и лишь в некоторых местах небольшие быстрины. Он медленно течет на протяжении больше сотни километров. Но особенно тяжело нам было на первых шестидесяти. К практически стоящей воде плесов добавился сильнейший встречный ветер, который начинался в 10 - 11 часов и дул до 17. Очень часто мы вынуждены были пережидать на берегу, т.к. перегрести его были не в силах. Это время использовали с пользой для себя. Мы быстро сообразили, что в небольших заливчиках береговой линии водятся щуки. И щуки голодные. Ловить их было просто: они с готовностью бросались на любую блесну. Кто первый сделал заброс, тому и доставалась щука. Иногда случались курьезы при одновременной ловле, т.к. щука от жадности успевала схватить сразу обе блесны. Так и вытаскивали на берег с двумя блеснами во рту. А если в заливчике была хоть какая-то трава, то там жила парочка щук. Поэтому, как только ветер нас останавливал, мы быстренько искали подобный заливчик и наслаждались рыбной ловлей. Если заливчик оказывался пустым (и такое бывало), то, борясь с ветром, мы перебирались в соседний. В это же время мы обедали, перерабатывали рыбу, все равно это когда-то надо было делать. А по Витиму плавали в утренние и вечерние часы. Для этого вставали с рассветом и, когда туман уходил с реки, начинали плавание, а заканчивали его часто в сумерках.
     В устье Юмурчена нас ждала скала-церковь с православным крестом на макушке. Кресты на Витиме стоят как память о наших предках, которые проложили на север этот путь, стоят в местах наиболее опасных, на местах гибели людей. Прижим на правый скальный берег после впадения Юмурчена не произвел на нас впечатления, т.к. он только в большую воду может полноценно заявить о себе. Дальше идет сплошной плес с небольшими быстринами, который заканчивается первым островным разбоем. В главной правой протоке, которая тянется почти на 4 км, расположился длиннейший перекат Пуриконский, который внес приятное разнообразие в нашу жизнь. Жаль, что быстро закончился. Эти 4 км мы и не заметили.
Витим в районе п. Бугунда

В деревню Бугунда не заходили, хотя первоначально было желание купить там молока. Но в этот день впервые не было встречного ветра, и и мы старались уйти по Витиму как можно дальше, время экономили. Через 5 км после Бугунды во время обеда в "обратке" после переката была поймана 16 и последняя щука на Витиме, далее пойдут ленки, которых мы ловили на впадении притоков. Но не всегда рыбалка там была удачная. Все притоки были уже до нас истоптаны рыбаками, рыба выловлена. Но все равно встречались места, куда ленок успел вернуться, и рыбалка была успешной.
     В деревню Красный Яр, которая получила свое название по красным скалам за селением, мы также не заезжали - потребности не было. Из-за обилия рыбы всегда были сыты, поэтому добывать лишние продукты не было необходимости, а зарядки аккумуляторов для фото- и видеосьемки нам еще хватало.
Д. Красный Яр - перекат Казанский. 3-4 августа

Причал метеостанции Хулугли Причал метеостанции Хулугли
Витим за притоком Хулугли Витим за притоком Хулугли
"Беременный кузнечик" "Беременный кузнечик"
Перекат Казанский Перекат Казанский
     Примерно за 15км до устья правого притока Хулугли начинается 50-километровый участок реки, занятый серией шивер под общим названием "Шипишки".
     В район гидрометеостанции Хулугли, расположенной на левом берегу одноименного притока, на приличном расстоянии от Витима, мы прибыли к обеду, имея желание пообщаться с ее обитателями. Но при подъезде к ней узнали. что все сотрудники находятся на сенокосе. Общение само собой отменилось. К метеостанции ведет дорога от причала. Выше и ниже устья Хулугли на Витиме были пункты замера уровня воды, но мы не сразу догадались, что означает ряд врытых в землю на береговом откосе столбиков с номерами. На нижнем пункте до сих пор протянут через реку трос, а на берегу ржавеет маленький паром с "торпедой" для замера скорости течения. Есть там и хороший домик с баней, но на замке.
     С этого дня Витим вступил в полосу дождей и гроз. На небе без конца клубились мощные облака, сверкали молнии, гремел гром. Но далеко не всегда дождь проливался именно на нас. Вот и в день, когда мы достигли Хулугли, после обеда грозовые облака с темными полосами дождя обступили нас со всех сторон. А над нами был клочок голубого неба, который двигался в направлении нашего движения с похожей скоростью. Шутили, мол, попали в "глаз циклона". Но к вечеру дождь все-таки достал и нас. С трудом удалось найти на береговой полке приемлемое место под палатку с возможностью натянуть над ней тент. Не смотря на дождь по всем окрестностям, уровень воды в Витиме все равно упал.
     Шиверы-шипишки, встречающиеся на этом отрезке пути, мы проходили с ходу без всяких разведок. И только шивера Большая Шипишка, которая на карте носит название перекат Казанский, обратила на себя внимание. В самой шивере идут два ряда валов, а между ними относительно спокойная вода шириной 2 - 3 м, вот мы и ухитрились удержаться именно в этой спокойной воде. Слева и справа от нас громоздились водяные горы, а мы, как партизаны, прокрались между ними. Можно и на валах покататься, но было совсем не жарко, и лишних брызг нам не хотелось.
     В районе зимовья Шипишки запомнилась шивера с большими выступающими над водой камнями, где требуется аккуратный маневр, тем более, что мы пошли не по главному руслу а по боковому правому, мелкому. Мы еще сравнили эту шиверу с Кондой - мол, это младшая и более простенькая сестричка, позволяющая все проплыть.
Перекат Казанский - р. Усть-Каренга. 5-7 августа

Природные рисунки на скалах Природные рисунки на скалах
Витим в районе урочище Солонцово Витим в районе урочище Солонцово
Сердолики Витима Сердолики Витима
Горелый лес на Витиме Горелый лес на Витиме
"Идущий по воде" "Идущий по воде"
Гроза надвигается Гроза надвигается
Чудо-радуга Чудо-радуга
Витим со скалы недалеко от Каренги Витим со скалы недалеко от Каренги
Витим в 5 км ниже впадения Каренги Витим в 5 км ниже впадения Каренги
     До устья Каренги Витим не имеет серьезных препятствий. На пути встречаются только перекаты.
     Примерно в 8 км до урочища Солонцово на скалах правого берега наблюдали интересные рисунки, созданные природой, напоминающие людей и птиц.
     Проплывая само урочище, мы с любопытством его разглядывали. Это было связано с тем, что по одному из вариантов похода именно отсюда мы планировали пеший переход на реку Амалат. На берегу видна кое-какая деятельность человека: остатки заборов, дороги, брод...
     На притоке Джекдавачи у нас удалась рыбалка на ленков.
     Ниже урочища Солонцово на правом берегу Витима много горелого леса. Видно, недавно прошел верховой пожар, который большими красными пятнами выделялся на фоне зеленой тайги. Даже красиво, если бы не так печально.
     Перед правым притоком Витима Береей мы устроили вечерние гонки. Соперником у нас было время. Весь день не спеша плыли, фотографировали, гуляли по галечным отмелям в поисках сердоликов, ловили рыбу. Всего 20 км одолели. А вечером вдруг нам захотелось доплыть до Береи, там на карте обозначено зимовье. Время 18 часов. До цели 30 км. Попробуем? Ну и попробовали... Одна радость встречного ветра не было и парочка перекатов попалась, где можно было опустить руки и немного передохнуть.
     К Береи доплыли в сумерках. Зимовье там с воды не видно и оно на другом берегу притока, нежели указано на карте. И оно занято было. Об этом нас оповестили собаки. Пришлось нам устраиваться на противоположном, высоком левом берегу, в темноте еле-еле ровное место под палатку нашли. Мы думали, что надежно отделены от собак широким Витимом с быстрым в этом месте чечением. Но уже при разгрузке катамарана об наши ноги терлась великолепная откормленная лайка. Потом она уселась сторожить наш катамаран, чем и занималась, пока мы ужинали.
     На следующий день спозаранку с реки донесся лай собак. Хотя мы и не охотники, но сразу поняли, что собаки взяли след и кого-то гонят. Лай переходил с одного берега на другой. Когда мы проплыли 1-1,5 км от места ночевки, то наблюдали такую картину. На береговых скалах, на отдельно стоящем уступе переминались с ноги на ногу две рыжие козы (косули), а наши знакомые собаки вели на них облаву по всем правилам: одна стояла внизу на кромке воды точно под уступом, вторая лаяла сверху, а еще две - сбоку, на прямой видимости от косуль. Достать они их не могли, уступ был для собак неприступным, но и не уходили. Кто кого пересидит. Мы не знаем, чем все это закончилось, но пока была слышимость, яростный лай не прекращался.
     В 4-х километрах ниже Береи левый берег Витима обрывается к реке крутыми скалами.
     Вскоре новые необычные звуки донеслись с берега - хрюканье. Мы сначала не поверили своим ушам, пока не рассмотрели кабанью семейку: мамашу и парочку черных поросят. Они долго сопровождали наш катамаран, то прячась в кустах, то бегая по галечнику.
     А после обеда на небе стали собираться грозовые тучи. Форма их была очень интересна и непрерывно менялась.
     В последние дни плавания мы старались устраивать свои лагеря повыше, подальше от воды, помня о том, что вода в Витиме поднимается стремительно, а дожди шли почти каждый день. Вот и на этот раз, вечером, видя, как небо стремительно темнеет в предвериях грозы, выбрали себе стоянку в ложбине между скалами. Как оказалось, мы здесь быле не первые - остатки костра чернели сквозь высокую траву. Первым делом тент. Только натянули его, как хлынул ливень, но он уже был нам не страшен. А после ливня - радуга! Такая яркая, двойная. Она не только была на небе, но и пересекала тайгу на противоположном берегу, и уходила в воду прямо у наших ног. Такой эффект получился потому, что из-под тента мы вышли сразу же, как закончился дождь над нами, но совсем рядом, в нескольких десятках метров он еще шел. А на западе уже открылось заходящее солнце. Вот радуга и образовалась совсем рядом с нами.
Витим со скалы недалеко от Каренги
     После дождя мы поднялись по тропе на одну из скал осмотреть окрестности и сразу узнали вид, открывшийся нам. Именно с этой скалы  примерно в 18 км до притока Каренги был сделан ряд фотографий у Сибирцева В. Так вот чей костер был там внизу.
     Попытки поймать что-нибудь у скал не увенчались успехом. Вечером попробовали разные блесны, а ночью - мышь. Бесполезно. Но место, в общем-то, перспективное.
     Опять ремонт катамарана: все это отголоски Конды.
     На следующий день ближе к обеду достигли устья Каренги. В деревню Усть-Каренга тоже не заходили, тем более что до нее от Витима 2 км.
     После Каренги Витим устремляется к северу.
Р. Усть-Каренга - устье р. Дзелинда. 8 августа

Скалы «Три брата» Скалы «Три брата»
Витим после скал «Три брата» Витим после скал «Три брата»
Рыбалка у скал «Три брата» Рыбалка у скал «Три брата»
2010_ЗАБ_181 2010_ЗАБ_181
Девясил Девясил
Витим в районе впадения р. Заблудяшка Витим в районе впадения р. Заблудяшка
     Вскоре за устьем Каренги берега поднимаются. Отсюда вдоль реки, то справа, то слева встают отвесные скалы. Противоположный берег в таких местах пологий, галечный. В русле много островов, которые как правило разбросаны группами. Они низкие, поросшие лесом, с крупновалунными изголовьями, реже голые - галечниковые. В районе островов ширина реки с 200 - 250 м увеличивается до 400 м.
     Ближе к вечеру прошли гору Столбовая, каменные останцы на вершине которой видны через море тайги. Жалко, что далеко и невозможно их сфотографировать во всей красе.
     На следующий день в первой половине дня подплыли к именным скалам "Три брата". Не смотря на низкий уровень воды только старшенький "Братец" имел связь с берегом, два меньших стояли в воде.
Скалы «Три брата»
     При высоком уровне воды скалы "Три брата" могут быть накрыты с головой, а нам в это почти невозможно было поверить.
     Напротив этих скал на правом берегу хорошая оборудованная стоянка, чуть ли не первая, встреченная нами на Витиме.
     Местность после "Трех братьев" становится все красивее и красивее. Встречаются очень оригинальные скалы, с нависающими козырьками, отвесными стенами. На них часто можно разглядеть всякие фигуры зверей, птиц.
Причудливые скалы на Витиме ниже «Трёх братьев»
     После обеда длинная желтоватая отвесная стена загородила все русло. Издалека прохода совсем не было видно, только течение говорило о том, что Витим продолжается.
Скальная стена перед притоком Заблудяшка
     После Каренги на Витиме заканчиваются стоячие плесы, река всегда течет. Много перекатов, шивер, но все они проходятся с ходу. Только характер их постепенно меняется: начинают влавствовать стоячие валы. Река приобретает мощь. Характерным явлением среднего течения Витима становятся улова - круговороты воды с обратным течением в местах глубоких вогнутостей берегов или после шивер и перекатов по бокам их сливов. Требуется бдительность.
     На впадении справа маленькой речки Кочковатая мы увидели, насколько мощным и опасным может быть наводнение на Витиме. Речки самой не видать, так, ручеек, но этот ручеек при июньском паводке выбросил в Витим большие завалы из крупных деревьев, вырванных с корнем и застрявших на мелководье до следующего наводнения.
     В устье Дзелинды (так называют речку местное население, а на карте Дэлинэдэ) на ее правом берегу хорошая оборудованная стоянка, которой мы и воспользовались. Здесь тоже были отчетливые следы недавнего наводнения: потоки воды с Дзелинды пригибали кусты до земли, несли всякий лесной мусор, стерли следы пребывания на берегу предыдущих групп. Правда, сама стоянка расположена относительно высоко и не пострадала. В самом притоке хорошо ловился крупный ленок, только забрасывать блесну надо было под противоположный берег, чему мешала широкая мель от берега стоянки. Заходили по ней до середины потока и оттуда ловили.
     Первого пойманного ленка подвесили в мешке на дерево у костра, чтобы не сбежал, так, пока ловили следующего, этот мешок тщательно обследовали наглые бурундуки. Их было несколько, о чем говорил характерный шум в кустах. Пришлось на ночь более тщательно убирать продукты, опасаясь их набега.
Устье р. Дзелинда - устье р. Коннорин. 9 - 10 августа

Урочище «Улус-опасный» Урочище «Улус-опасный»
Скалы в 2-х км ниже урочища «Улус-опасный» Скалы в 2-х км ниже урочища «Улус-опасный»
Перекат «Банкинский» Перекат «Банкинский»
Таймешонок Таймешонок
Боковое ущелье Боковое ущелье
Скалы на Витиме в 5 км перед урочищем Кадамия Скалы на Витиме в 5 км перед урочищем Кадамия
     На участке от Дзелинды до Калакана берега Витима очень красивы.

Урочище «Улус-опасный»
     Обращает на себя внимание урочище Улус-Опасный, где высокие береговые скалы на левом берегу отвесно уходят в воду. И такая тишина вокруг, что становится немного жутко. И сразу после него, проплыв длинный плес (но с небольшим течением) оказываемся у высоченных скал правого берега, которые тянутся на несколько километров. Почти не занимаемся греблей, некогда - любуемся и без конца фотографируем.
     Впервые и единственный раз за время сплава по Витиму вышли к людям на метеостанции Калакан. Основная причина - разрядился аккумулятор на видеокамере. У нас был еще запасной, нетронутый, но решили подстраховаться и зарядить. На метеостанции есть свой электрогенератор, который включают на пару часов поздно вечером. Остановились мы в доме, который виден с воды. В нем проживал гидролог, у которого сгорело предыдущее жилище, а так дом по определению является гостевым. Общий язык с гидрологом мы нашли быстро. Этому особенно поспособствовали несколько блесен, подаренных ему. Он накормил нас, спать уложил и еще продуктов на дорогу выдал. Гидролог рассказал несколько интересных вещей. Например, что в этом году температура воды в Витиме в июле во время жары, охватившей многие регионы России, поднялась до 26 градусов. Еще о подъеме воды в реках: когда в верховьях Калакана прошли дожди, вода в притоке поднималась так быстро, что она не только остановила Витим, но и потекла вверх по его долине.
     На участке от р. Калакан до р. Миндунна на Витиме расположены три именных переката - Банкинский, Восьмерка и Миндунский. Наибольшее впечатление из этих трех на нас произвел первый - Банкинский. Для начала мы приложили определенные усилия, чтобы в него зайти. Поднявшийся сильный встречный ветер не пускал, тащил назад. Мы еще пошутили - мол, тут о правильном прохождении думать надо, а вместо этого пытаемся просто попасть в перекат. Не смотря на противодействие ветра, удалось пройти левым краем там, где наименьшие валы. На перекатах Восьмерка и Миндунский просто покатались, да еще и видео снимали.
     На впадении притока Миндунна впервые в жизни поймали на спиннинг парочку таймешат. Потом сделали из них малосол. Вкуснятина необыкновенная!
Урочище Кадамия
    После этих перекатов Витим продолжает радовать нас разнообразными красивыми скальными берегами, при этом у скал сохраняется сильное течение, которое позволяет, не отвлекаясь на греблю, любоваться берегами. Особенно сильное впечатление скалы производят, когда плывешь в близости от них: такие огромные, разноцветные, отвесные, местами нависающие, проплывают перед глазами как на большом экране - бесконечное кино... Скалы в урочище Кадамия часто можно увидеть на фотографиях в альбомах о Витиме - впечатляют. Мы специально остановились на противоположном галечном берегу, чтобы лишнюю минуту посмотреть на них.
     В устье р. Коннорин разыскали зимовье, но этот маленький домик является именно зимовьем - для зимы. Расположенный в чащобе, летней тропинки к реке не имеет, полати набиты соломой для тепла. Именно эта солома нас и отпугнула - мыши. Зато при впадении Коннорина в Витим отлично ловился крупный ленок, доставляя на большое удовольствие борьбой с ним и победой. Справедливости ради стоит сказать, что ниже по течению у нас удачной рыбалки не было.
Устье р. Коннорин - Бамбуйская котловина. 11-12 августа

Группа ветеранов-водников Группа ветеранов-водников
Медведь после купания в Витиме Медведь после купания в Витиме
Витим перед притоком Ципа Витим перед притоком Ципа
Витим перед Бамбуйской котловиной Витим перед Бамбуйской котловиной
Бамбуйская котловина Бамбуйская котловина
Небо-скульптор Небо-скульптор
     Участок от устья Коннорина до устья Калара мы проплыли с коллегами: нас догнал катамаран питерцев. Мы много беседовали, фотографировали, снимали на видео друг друга, обменялись электронными адресами. Нам показался уникальным состав встреченного катамарана: троим из четверых членов экипажа было за 70 лет. Вот какие молодцы! А так быстро плыли - недогнать. И Витим они прошли за более короткое время, но при этом не занимались рыбалкой, не считая "дорожки" за катамараном. Кажется, она им успеха не принесла. Плавать по такой богатой рыбой реке и не ловить... Это был их минус, с нашей точки зрения.
     На Витиме регулярно продолжались перекаты, не представляющие никакой трудности. Они проходились с ходу при разведке с воды, но вал на них присутствовал.
Стрелка Калара и Витима
     Мы высадились на стрелке Калара, где двадцать лет назад у нас была полудневка, а питерцы уплыли дальше. В памяти у нас устье Калара осталось другим, нежели мы увидели теперь. Тогда песчаный пляж был больше, а Калар и Витим мощнее и полноводнее. Тогда при ночевке началось наводнение. Уровень воды в Витиме на глазах поднялся за несколько часов на пару метров. Все нижерасположенные перекаты и шиверы были закрыты водой, а на самом Витиме возникло сильное и мощное течение с большим количеством "поганок". Двадцать лет назад, стартовав от стрелки Калара, не гребя, а просто лежа на катамаране и читая вслух книгу, мы проплыли за день более 100 км и остановились только за устьем Бамбуйки, перед прорывом через Южно-Муйский хребет. Тогда была единственная трудность - практически невозможно было причалить к берегу. Все галечные отмели затоплены, по берегам сплошные кусты, а если вдруг и увидишь что-то подходящее, пока гребешь к берегу, проносит мимо. И такие трудности испытывали не только мы. В те годы по Витиму плавало, несомненно, больше групп, и мы наблюдали, уже расположившись лагерем, как катамараны пытались причалить к нашей поляне, но их проносило мимо, не смотря на все усилия гребцов.
     В этом году картина была совсем другая: Калар обмелел до неузнаваемости, а на Витиме были в наличие все перекаты, которых мы не увидели в прошлый раз.
     Пока плыли от Калара до Ципы, посчастливилось увидеть молодого медведя, который переплывал Витим. Сначала далеко впереди мы заметили движущуюся черную точку на воде, ускорили из любопыства свое движение и поравнялись с медведем в момент его выхода на берег. Он сразу же приступил к трапезе, ища корешки, и нас не видел. А когда мы заговорили, даже не обернувшись рванул вверх по склону, только пыль столбом поднялась.
Стрелка Ципы и Витима
    В устье Ципы мы ночевали недалеко от наших знакомых, приплывших сюда раньше нас. Зато медведя они не видели!
     Примерно через 5 км после Ципы у галечного острова в правой протоке расположился перекат Каменный. Издали он не смотрелся, даже белых "барашков" не было видно. Подошли мы к нему расслабленно, беседуя о посторонних вещах. Куда несло течение, туда и плыли. И не заметили, как оказались среди этих огромных пологих валов. Когда перед катамараном возникал очередной вал величиной со шкаф, надвигающийся неумолимо и закрывающий горизонт, я повторяла как заклятие три слова: "Ой, мамочки!.. Греби!" Грести надо было обязательно, чтобы создать положительную скорость относительно воды, чтобы пройти вал, чтобы он не опрокинул нас назад.
     Потом Володя скажет: "Это тренировка перед шиверами прорыва".
     Через 25 км ниже устья Ципы горы отступают от реки, долина расширяется и Витим выходит в Бамбуйскую котловину. Бескрайние водные просторы. Теперь по обе стороны низкие заболоченные берега уступом в 1,5 - 2 м обрываются к воде. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечные косы, она выписывает плавные, широкие изгибы. Много островов. Почти у каждого из них образуется небольшой перекат. Один из таких перекатов именной - Дарья. Но мы в него практически не попали, только на выходе, т.к. прошли другой мелководной протокой, которая была нам по пути и показалась короче. По всем косам и галечным островам бродят парами добытчики нефрита, их лодки носятся по всем протокам. На остановках у впадения всяких ручьев и речек пытались ловить рыбу, но неудачно. На всех перспективных местах часто стояли сети.
     Во второй половине дня прохождение Бамбуйской котловины погода испортилась, поднялся встречный ветер, временами шел дождь, движение вперед резко застопорилось. До Бамбуйки доплыть не удалось, заночевали в районе острова Батор на высоком берегу. Место высадки выбирали чисто интуитивно, по характеру берега, а когда поднялись по косогору, изумились: нас ждала отлично оборудованная туристская стоянка среди редкого молодого леса. Еще и крепких маслят набрали.
Бамбуйская котловина - устье р. Тулдунь. 13 августа

Заброшенный поселок Гулинга Заброшенный поселок Гулинга
В Бамбуйской котловине В Бамбуйской котловине
Витим перед прорывом Витим перед прорывом
Река Тулдунь Река Тулдунь
Непогода над Шаманом Непогода над Шаманом
Наша палаточка Наша палаточка
     На следующий день с утра проплыли мимо деревни Гулинга, которая представляла собой жалкое зрелище - развалившиеся дома, разбитая техника, людей не видно. Напротив деревни Бамбуйка, которая с реки не видна, на берегу стоял КАМАЗ. Потом нам сказали, что он давно там - застрял. Ниже устья Бамбуйки Витим еще около 12 км течет по котловине. Река широкая, с бодрым, но спокойным течением. Берега низкие, залесенные. Много островов.
     Несколько раз пытались ловить рыбу, в частности при впадении р. Талакан, но удача нам не сопутствовала. Пытались на галечных отмелях найти нефрит, но...
В Бамбуйской котловине

Потом горы, замыкающие котловину с севера, вплотную подошли к воде: Витим вступил в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную, многоводную реку до 150 - 200 м. Долина приобретает вид темного, глубокого ущелья, крутые, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Витим кипит и пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50-километровом участке пересечения хребта.
     На обед встали перед первой шиверой - Большая Коса. Дождь немного попугал нас - гром, молнии, но упало только несколько крупных капель, а черная туча пронеслась мимо и вылилась на горах.
     Пока обедали, все наблюдали за добытчиком нефрита, который в одиночестве медленно брел у кромки воды по противоположному берегу. Пройдя шиверу, подплыли к нему, побеседовали. Нас интересовало, как в принципе выглядит нефрит, что смотреть, что искать. Этот нефритчик оказался бывшим геологом, который в свой законный отпуск приехал на Витим, в места, где он работал в молодости. Из его рассказа мы узнали, что нефрит бывает разного цвета: черный, белый, зеленый, желтый. По его словам, узнать его легко - если камень лежит в воде, то светится, "как будто лампочка внутри". Поэтому он и идет по кромке воды. Скупают найденный нефрит китайцы, которые сами приезжают на реку. Особенно ценен белый, и именно речные окатыши. Из него вырезают в Китае всякие фигурки. По словам геолога, белого почти не осталось. "Скоро и зеленый цениться будет". Мы попросили его показать нам нефрит, но он за полдня не нашел ни одного кусочка. А мы-то мечтали найти нефрит во время наших пятиминутных прогулок по берегу. Все, что добыл, у него на базе, которую мы уже проехали.  Показал нам сердолики, но они нас не интересовали, т.к. у самих в рюкзаке лежало около 10 кг этих "солнечных" камней.
     Потом речь зашла о шиверах, которые впереди. "Сложные, ой, сложные, особенно сейчас, в низкую воду. Маневра нет. Некоторые лучше обнести, и разведка обязательна. Карта есть? Знаете, где расположены шиверы? Бойтесь Сивака, там валы по 1,5 м. Сколько лодок перевернулось! Коварная шивера, а вы вдвоем... Если решитесь идти его, держитесь правого берега."
     Мы отшутились: "Катамаран длинный, 5 м, что ему валы по 1,5 м...", на на заметку слова бывшего геолога взяли, т.к. он прожил в этих местах несколько сезонов, видел всякий Витим, ходил по нему вверх и вниз, зря не скажет.
     Распрощавшись, мы отправились на свидание с шиверами. Наибольшее впечатление из шивер, пройденных в этот день, на нас произвела Большая, или Верхняя Тузалинская. Она принадлежит к шестерке самых мощных Витимовских шивер, стяжавших печальную славу среди сплавщиков и местного населения.
     Шивера расположена на небольшом левом повороте реки. С правой стороны крутой высокий берег. Поток, отражаясь от скальных выступов, создает вдоль него сильное волнение. Оно постепенно затухающими валами прокатывается по всей ширине реки. Левый берег представляет собой большую галечно-валунную косу, на которую струя сильно наваливает. При теперешнем спаде воды в русле обнажилось много камней-"избушек". Они расскекают поток, создавая высокие, косо идущие стоячие волны и еще более осложняя условия плавания.
     Разведку с берега проводить не стали, просто медленно подплывали и с воды оценивали разные варианты прохода. В самом начале быстротока резко пересекли валы, отражающиеся от косы. Далее держались левого берега, уклоняясь от выступающих из воды камней, пока нас не затянуло в основную струю. Таким образом, нам удалось объехать первые наиболее мощные и высокие валы, а потом нас немного покидало на нижней части шиверы.
     На следующих 6 км скорость течения Витима 10-12 км/час. Вся поверхность реки, как оспинами, усыпана водяными "выпорами", или "поганками". Мы помнили о них с предыдущего сплава, тогда они произвели на нас сильное впечатление. Может потому, что встретились нам впервые в жизни. Выглядели они буграми в четверть метра высотой и диаметром от 2 до 3 м. По ним можно составить представление об огромной силе, таящейся за кажущемся спокойствием реки. Мозаика "выпоров" все время меняется. Поднимающаяся вверх вода с непреодолимой силой бросает катамаран то вправо, то влево. Бороться с ее влиянием на курс безнадежно, и ничего другого не остается, как действовать сообразно воле потока, беря его в союзники. На этот раз из-за маловодья "выпоры" были слабее.
     Остальные шиверы были проще, но основная тактика была похожа на ту, что мы применили при прохождении Верхней Тузалинской - уклонение от первых больших валов тем или иным способом. Потом уже, дома, читая описание прохождения этих шивер, оказалось, что мы их так и проходили, как там рекомендовано.
     На ночевку остановились перед впадением речки Тулдунь, поставив палатку прямо на галечной косе недалеко от прибрежных скал. На ранее виденных фотографиях этого места косы вообще нет, все под водой. А у нас она такая широкая была... Тулдунь впадала в Витим ревущим мутным потоком.
Стрелка Витима и Тулдуни
     С места ночевки открывался красивый вид на гору Шаман, самую высокую в этом районе. Вечером со стороны Шамана стала медленно наползать огромная, очень черная и страшная туча, вся расцвеченная сполохами молний. Темные полосы дождя постепенно накрыли все горы. Мы быстро усилили камнями оттяжки палатки, дополнительно накрыли ее тентом и в спешном порядке до додя приготовили ужин. Внимательно оценили вероятность попадания молнии в нашу палатку. Пришли к выводу, что в этом плане стоит безопасно. К моменту подхода тучи к нам ее мощь ослабла, непосредственно над нами было всего несколько ударов грома, а дождь только чуть-чуть покрапал.
Устье р. Тулдунь - БАМ. 14 августа

Витим в прорыве Витим в прорыве
Витим перед мостом БАМ Витим перед мостом БАМ
     Утром сразу размялись на Тулдунской шивере. Разведку не делали. Нам было достаточно того что вечером наблюдали, как по Витиму прошла моторка. Мы долго слышали удары ее корпуса по воде, когда она прыгала с валов. У нас устойчивое мнение: если проходят такие суда, то катамаран точно пройдет. Длина шиверы около 1,5 км. Правый берег по всей длине шиверы - сплошные скальные обрывы. Под ними, занимая примерно треть реки, идет основная масса воды и образуется сильное волнение с большими пенистыми стоячими волнами высотой до 1,5 м. Волнение вызвано несколькими донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку почти до середины.
     С другой стороны в русло далеко вдается огромная галечно-валунная коса, полузатопленные и подводные камни которой создают сложную водную обстановку и на левой части потока. Да еще сильное течение Тулдуни рассекает Витим мощным направленным потоком почти на треть ширины и отжимает катамаран на середину. В нашу низкую воду было целесообразно проходить эту шиверу, прижимаясь к косе, что мы и сделали. Но и на валах попрыгали, когда нас все-таки затащило на середину.
     Через 5 км на крутом правом повороте расположена самая опасная, по местным понятиям, шивера - Сивак. Такую славу ей создали сплавщики, в течение многих десятилетий терявшие здесь свои грузы, а иногда и жизни. С точки зрения проводки больших судов и плотов это действительно так. Сивакская шивера - самая мелкая (глубина до 1 м) и засоренная камнями.
     Фарватер извилистый. Скорости при паводках достигают 18-20 км/час. длина ее около 1,5 км. Для туристских судов, позволяющих обходной маневр мимо основного волнения, прохождение Сивакской шиверы не сложнее, чем Тулдунской.
     Левый берег Витима в этом месте скальный, обрывистый, правый - низкая галечная коса, затопляемая по мере подъема уровня воды. Главный поток идет по центру, где и сосредоточено основное волнение.
     Когда мы плавали по Витиму 20 лет назад, все шиверы были закрыты паводком, и только на Сиваке стояло два больших вала, с которыми не смог справиться паводок. Тогда мы постарались попасть в эти валы, но сильный встречный ветер не позволил нам сделать правильный маневр, и в валы попала только одна гондола. Катамаран очень сильно накренился, с него посыпались в воду все наши собранные халцедоны и сердолики, валявшиеся на тенте. Чуть не опрокинулись...
     Сейчас мы постарели, авантюризм поубавился. Помня наставления геолога-нефритчика, перед шиверой остановились, сделали разведку и наметили путь движения. Валы, наши старые знакомцы, никуда не делись, были на месте. Прошли Сивак, прижимаясь к правобережной косе, шаркая катамараном по выступающим камням. Все основное волнение удалось объехать, но совсем избежать его не удалось, так как конечные валы занимают все русло реки от берега до берега.
     Оставшиеся до конца прорыва шиверы, что-то не запомнились. Значит не было в них ничего особенного.
     Когда на станции Витим мы разговаривали с нашими знакомыми питерцами, один из них спросил про шиверы: какие они были для нас в прошлый раз. А мы сделали вывод, раз такие опытные водники что-то спрашивают, значит, шиверы произвели на них определенное впечатление.
     Через 10 км после притока Таксимо окружающие горы неожиданно обрываются, и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. После постоянного сумрака и ветра, царящих над ревущей рекой, море света и тишина поражают. Впереди открываеться долгожданный вид на железнодорожный мост БАМа.