Техническое описание
1-й день, 29.03, Ст. Имандра - р.Меридиональный

вот такое хреновое лето вот такое хреновое лето
Пока едем в поезде все время смотрим по сторонам: есть ли снег и сколько. Сплошного снежного покрова нет почти нигде. Снег лежит пятнами, чем ближе к Хибинам, тем больше эти пятна. Такая ситуация настораживает. Вот останавливаемся в Апатитах - вокруг лежит снег, даже шапка снега на вагоне. Успокаиваемся - до ст.имандра еще 40 мин. Поезд опаздывает минут на 10 и машинист решает долго не ждать и после недолгой остановки - секунд 30 - начинает движение дальше. За это время успевает выйти 3,5 человека, остальные выходят уже на ходу. Провожаем взглядом поезд и нашему взгляду открывается чудная картина: трава, лужи, домики и среди всего этого немного снега! Порадовавшись этой картине, начинаем наш лыжный поход пешком. Ближе к лесу снег все таки появляется и мы встаем на лыжи. Едем по дороге на юго-восток в сторону р.Меридиональный и дальше вдоль реки. На реке много открытой воды, а в лесу снега так мало, что местами проще идти пешком. К 20.30 доходим до впадения слева ПХД р.Маннепахк. По дороге встречаем несколько групп. От них узнаем, что до сегодняшнего дня стояла солнечная и теплая погода, а по ночам - северное сияние! Наш фотограф Серега при слове сияние оживляется, но, судя по погоде, сегодня ему его не видать.
Еще в поезде, чтобы лыжи лучше катили и не было отдачи, мажем их теплой мазью типа "Висти" (у нас всех пластик). У всех мазь работает как надо, только у одной девушки лыжи скользят во все стороны. Вспоминаю ее стар(рад)ания и на ум приходит рифма: "Таня, Танечка не плачь, мы те снимем енту мазь".
Проходим слияние с р.Маннепахк и встаем метров через 500 - 700. Уже сумерки и на часах перевалило за 21 ч.
Когда вышли из поезда (18.40) было тепло (около +5) и малооблачно, к моменту постановки лагеря облачность увеличилась и завтра обещалось быть пасмурно.
2-й день, 30.03

р.Меридиональный - пер. Зап. Арсеньева (1Б) - верш. 1116 - пер. Вост. Арсеньева (1А)
Подъем в 6 часов. Сегодня хотим взять пер. Зап. Арсеньева и встать где-нибудь наверху.
Погода с утра пасмурная и тепло (около 0). Продолжаем подъем по р.Меридиональный. Лыжня петляет, то идет по лесу, то выходит на русло. Снежный покров по прежнему небольшой, и иногда проще идти пешком, чем на лыжах. Северные склоны практически без снега. Чтобы Таня не мучилась на пластике, намазали ей лыжи клистером от swix (К21n 3/-5 С). При такой погоде и раскатанной лыжне только он помог ей не проскальзывать назад. Потом намазались и остальные желающие. В верховьях р.Меридиональный мы около 11.30. Здесь р.Меридиональный разделяется на несколько истоков. Делаем перекус и продолжаем движение по одному из истоков, ведущему к пер. Зап. Арсеньева. На всем протяжении подъема встречаем след бурана, петляющий по склонам долины. Под перевальным взлетом мы в 14 ч. Самого перевала отсюда не видно, идем "по приборам". Легким траверсом слева направо поднимаемся без лыж прямо на перевал. Крутизна склона 30-35°. На пер. Зап. Арсеньева мы в 15 ч. Осматриваемся, фотографируемся и начинаем подъем на вершину 1116, расположенную между пер. Зап. И Вост. Арсеньева. Ветер ощущался еще внизу, а на верху он уже достигает 15-20 м/с. Продолжаем движение без лыж. Подъем и спуск с в.1116 довольно простой, а перепад высот - более 250 м. На в.1116 мы в 17 ч. Расстояние между перевалами около 2.5 км. На пер. Вост. Арсеньева мы около 18 ч. Ветер здесь дует из долины р.Меридиональный в долину р.Малая Белая. Поднимаемся чуть выше и правее перевала и находим удобный склон, который и начинаем срывать, делая укрытие от ветра. Углубляемся вниз почти на метр, но камней так и не достигаем. Из этого снега режем кирпичи и укладываем из них стенку с ветреной стороны. На строительные работы у нас уходит больше часа. Ночью заснуть почти не удается, т.к. через 2 ч. после отбоя палатку начинает трясти ветром. Ветер немного стихает лишь под утро.
3-й день, 31.03

Г. Ферсмана - пер. Ферсмана - г. Крестовая - пер. Крестовый - пер. Часначорр - г. Часначорр - р. Петрелиуса - р. Кунийок
Вечером решаем вставать в 5 ч., однако в 5 дует и пасмурно. Спим еще час и в 6 ч. начинаем вставать. Утром мы понимаем, что ночью ветер поменялся на противоположный. Хорошо, что ночью не было сильного снегопада, а то бы превратилась наша палатка в берлогу. К 7 ч. ясно и дует ветер. На лыжах и палках образовался интересный плотный надув из снега. Начинаем подъем на г.Ферсмана. Крутизна склона около 30°. На склоне фирн, местами жесткий. Девушки одевают кошки. На г.Ферсманаы около 10 ч. Спуск круче подъема - до 40°. На пер. Ферсмана тура не находим. В начале подъема на г. Крестовая крутизна склона достигает 45-50° (участок протяженностью 30-40 м). Дальше склон выполаживается. Поднимаемся на плато г. Крестовая. Здесь ветер усиливается порывами до 20 м/с и со склонов начинает мести снег. Подходим к спуску на пер. Крестовый - обрыв метров 50-60. Пока мы разглядываем варианты спуска с этого обрыва, к нам подходит наш фотограф Серега и говорит, что слева есть простой вариант спуска. Идем на лево и видим склон около 30-35 м и крутизной 45-50°. Организуем верхнюю страховку и спускаемся вниз. Дальше слева небольшой обрыв 3-4 метра. Спускаемся с него и идем направо к последнему участку спуска на пер. Крестовый - это довольно пологий склон, ведущий к перевалу. С перевала находим место для перекуса на склоне горы, ведущей к пер. Часначорр. Безуспешно пытаясь спрятаться за скалами от ветра, делаем перекус (время - около 14 ч.). Продолжаем подъем на гору и движемся в сторону г. Часначорр. Ветер не спешит утихать и порывами достигает 25 м/с. Идеи в кошках, просто потому, что на таком ветру менять их на лыжи не хочется. "Незаметно" проходим пер. Часначорр и поднимаемся на г. Часначорр. Трига на вершине вся обросла толстым слоем фирна и стала похожа на снежный домик. Решаем спускается вниз к р. Петрелиуса, т.к. ветер уже порядком поднадоел. Спускаемся на восток к первому левому притоку р. Петрелиуса. Здесь впервые за этот день встаем на лыжи и продолжаем спуск к р. Петрелиуса. Проехав большую половину спуска Дима падает и совершает на первый взгляд невозможное - ломает ски-тур крепление Diamir Explore. Я застаю его сидящим с креплением в руках. Крепление сломалось как раз в том месте, где платформа соединяется с носком, что позволяет ноге двигаться вверх-вниз при ходьбе. Немного покрутив крепление в руке Дима ставит его на место, закрывает пятку и продолжает спуск. Дальше Дима пройдет остаток похода на сломанном ски-туре с закрытой пяткой. Надо отдать должное Diamir-у, т.к. даже в таком состоянии оно продолжает частично выполнять свои функции (и Диме, конечно, тоже - он работает по полной :). В этот же день происходят еще 2 небольшие поломки и тоже ски-тур креплений (день какой-то "урожайный"), которые мы успешно устраняем.
Едем вниз по долине р. Петрелиуса к слиянию с р. Кунийок. Попетляв по лыжням между руслами двух рек, выбираемся на дорогу. Проехав по дороге метров 300 встаем на ночлег. В лагере мы в 19.40.
4-й день, 1.04

р. Кунийок - оз.Пайкуньявр - р. Сев. Лявойок
Сегодня почти весь день нам предстоит ехать по дорогам. Отдыхам после вчерашнего и готовимся к завтрашнему. Едем по дороге до оз.Пайкуньявр. На озере мы в 13 ч. От озера начинаем подниматься по дороге, не доходя 200 м до р. Сев. Лявойок. Через 200 м подъема понимаем, что это не наша дорога и спускаемся обратно (сказывается, таки, 1 апреля). Проходим до русла р. Сев. Лявойок, находим воду и делаем перекус. В 15 ч. идем от русла на север по берегу озера еще 500-600 м и поворачиваем на северо-восток по дороге, ведущей вдоль русла. По дороге на склонах снега не много, на одном из привалов собираем прошлогоднюю бруснику. Поднимаемся по руслу р. Сев. Лявойок и встаем на ночлег почти в самом цирке пер. Ц.Лявочорр. В лагере мы в 18.30. Погода пасмурная, ветер слабый, температура -3 -5°С.
5-й день, 2.04

Пер. Ц. Лявочорр (2А) - р. Кальйок - оз. Умбозеро - р. Азимут
Подъем в 6 ч. Облачность переменная и легкий ветер. Идем к перевальному взлету Ц. Лявочорра. Перед подъемом на перевал от сев-вост. склона цирка отходит небольшой хребтик. Поднимаемся на него слева ПХД, придерживаясь склона цирка и, чтобы не терять высоты, траверсируем склон к перевальному взлету. Хребтик можно обойти справа и подойти к перевальному взлету без траверса склона или потери высоты. Подъем на перевал по фирну, местами жесткому. Крутизна склона до 50°. В 10 ч. мы на перевале. С перевала чуть менее крутой спуск к истоку р. Кальйок. Облачность переменная, дует. Начинаем спуск по руслу. В самом начале спуска, перед первым поворотом русла на восток, справа на склоне стоит буровая вышка и рядом остатки домика. Спуск по р. Кальйок не крутой, катит хорошо. В 12.30 делаем перекус в зоне леса в выкопанной кем-то яме, где-то между г. Валлепахк и г. Сев. Суолуайв. Дальше движемся по руслу, периодически натыкаясь на старую лыжню. А через 2 км от места перекуса выходим на дорогу, идущую между р. Кальйок и р. Кедикуай. По дороге погода хмурится и нас застает моросящий дождик. К 15 ч. мы на оз. Умбозеро в зал. Чудалухт. Берем азимут на нужную нам долину р. Азимут и идем через озеро. Никакой воды на льду, обещанной нам встреченными группами мы не замечаем. Ближе к середине озера мимо проносится буран, судя по направлению, в долину р. Тульйок. На другом берегу мы в 17 ч. И в 18 ч. мы начинаем ставить лагерь прямо на р. Азимут, отойдя около 1 км от берега. Даже здесь в лесу слышно и чувствуется, как дует ветер, хотя на озере дуло не сильно. Воды здесь нет, а завтра она появится выше по течению на 500 м.
6-й день, 3.04

р. Азимут - цирк пер. Геологов - г. Кедыквырпахк - оз. Горное
Сегодня продолжаем движение по р. Азимут. Метров через 500 после места стоянки в реке появляется вода. Идем прямо по руслу, обходя открытую воду, т.к. лыжни все равно нет. Проходим ж/д под мостом по руслу реки. Отойдя немного от ж/д по левому ПХД берегу встречаем лыжню. Лыжня идет по левому ПХД берегу реки и через 2 км после ж/д уходит налево по дороге, ведущей на западный склон г. Азимут. В этом месте мы сворачиваем с лыжни, спускаемся к реке и переходим на правый ПХД берег. Выходим из зоны леса, проходим левый приток р. Азимут, ведущий к пер.Ангвундасчорр и в 13.30 делаем перекус. Продолжаем подъем по руслу р. Азимут и к 15.20 мы в цирке пер. Геологов. Отсюда поднимаемся направо ПХД на хребет, ведущий на г. Кедыквырпахк. Наверху мы хотим найти укромное местечко среди скал и поставить там палатку. Наверху ветер со снегом и видимость около 200 м. Обследуем скалы, расположенной юго-западнее г. Кедыквырпахк, но все они забиты снегом. Уже около 18 ч. и мы решаем спускаться к оз. Горное и там ставить лагерь. Возвращаемся на западный склон г. Кедыквырпахк и отсюда спускаемся к озеру. Спуск пешком, местами крутизна склона до 45°. Встаем лагерем в 19.30 на восточной оконечности озера.
7-й день, 4.04

оз. Горное - пер. Ангвундасчорр - г. Ангвундасчорр - пер. Сев. Тавайок - р. Тавайок
Этой ночью температура опускается до -25 и замерзшие за ночь ботинки утром с большим трудом налезают на ноги. Вечером мы планировали, что завтра будем подыматься на г. Ангвундасчорр по с-з склону. А утром, пока собирали лагерь, решили идти прямо наверх, из цирка оз. Горного на пер. Ангвундасчорр (правда, что это место завется перевалом, я узнал только в городе). Собираем лагерь, тут же одеваем кошки и подходим к подъему на перевал. К верху крутизна склона плавно растет от 35 до 55-60 гр. Выходим на пер. Ангвундасчорр в 10.20 и поворачиваем на юг в сторону одноименной горы. На вершине г. Ангвундасчорр возвышения в виде скал, занесенных снегом. Здесь мы в 11 часов. Отсюда двигаемся на ю-в в сторону пер. Сев. Тавайок. Погода солнечная, но холодно (около -20) и дует ветер, так что на верху одеваемся потеплее и траверсируя склон г. Сенгисчорр спускаемся на пер. Сев. Тавайок к 13 часам. С перевала спускаемся тоже на лыжах и немного отойдя от спуска делаем перекус. Так как здесь все еще дует, решаем спуститься до зоны леса и там встать лагерем. Далеко вниз мы спускаться не хотим, т.к. завтра планируем рад.выход в сторону оз. Сейдозеро. Спускаемся к кривым березкам в начале зоны леса и встаем на ночлег. Времени до вечера еще много и мы копаем яму для костра (глубина снега около 2-х метров), а в двухстах метрах ниже по течению находим воду. Ходовой день получился коротким, но насыщенным. Завтра решаем планировать день по погоде.
8-й день, 5.04

р. Тавайок - оз. Умбозеро - р. Тульйок
Утром наверху дует ветер и пасмурно. Радиалку отменяем и продолжаем идти вниз по долине р. Тавайок. Вначале тропим лыжню вдоль русла по лесу, а когда надоедает обходить кусты, выходим на дорогу, идущую по правому ПХД борту долины (время 10 ч.). Чем ближе спускаемся к озеру, тем правее (севернее) уходит дорога. Перед очередным поворотом дороги к северу сворачиваем с нее на запад прямо к озеру. Вскоре выбираемся на ж/д и проходим по ней на юг около 1 км., по пути пересекая мост через р.Тавайок. Затем снова уходим на запад к озеру (время 12.40). По пути к озеру переходим р.Тавайок. Выходим на озеро около 14 ч. и делаем перекус. На озере дует легкий ветерок и светит солнце. Находим на другом берегу полуостров, образующий залив Тульилухт и идем через озеро. Переходим озеро к 17 ч. и движемся по правому ПХД берегу р. Тульйок.
Примерно через 1 км переходим русло и встаем лагерем чуть выше слияния р. Тульйок и р. Тымшаеуайв. В лагере мы около 18 ч. Здесь молодой сосновый лес в перемешку с березами, есть небольшие сушины. Разводим костер и готовим на нем ужин.
9-й день, 6.04

р. Тульйок
Сегодня весь день идем по долине р. Тульйок. Метров через 300-400 от лагеря русло р. Тульйок пересекает дорога, уходящая вверх по течению справа от реки (время - около 9 ч.). Идем по этой дороге. Лыжни на дороге уже нет, однако чувствуется след от бурана. Где-то за 500 метров до впадения в р. Тульйок р. Каскаснюнйок дорога разветвляется: одна пересекает р. Тульйок, а другая уходит вдоль русла, видимо, в долину р. Каскаснюнйок. Мы пересекаем р. Тульйок и сокращаем по дороге путь, так как русло дальше начинает петлять, а дорога идет ровнее. Метров через 800 снова выходим на русло (время 10.40). Здесь дорога теряется (видимо уходит на правый склон), поэтому двигаемся немного по руслу, а затем выходим на правый ПХД борт долины. Видимо температура снега достигла нуля, т.к. начинается подлип. Вдоль реки на этом берегу расположены болота, двигаться по которым удобнее, чем по лесу. Проходим несколько км по болотам и около 13 ч. делаем перекус. К этому времени небо затягивают тучи и начинается метель. Идем дальше и где-то напротив г. Тульйок находим лыжню, проложенную по дороге на правом берегу реки. Время около 15 ч. Отсюда до слияния истоков р. Тульйок еще около 5 км. Лагерь ставим не доходя до слияния истоков около 1 км. прямо у русла. В лагере мы в 18 часов.
10-й день, 7.04

р. Тульйок - пер. Безымянный (2А) - р. Вудъяврйок
Вечером и ночью идет снег, а к утру погода ясная и легкий мороз (около -10°С). Через километр выходим в безлесную зону р. Тульйок и поднимаемся по правому ПХД истоку реки. Здесь дует ветер и, благодаря жесткому насту, лыжи сильно скользят назад. Мажем лыжи мазью держания и продолжаем подъем. Около ... Мы под перевальным взлетом. Одеваем кошки и начинаем подъем на пер.Безымянный. В начале глубина снега около 30 см. И чем выше поднимаемся, тем снега больше. К концу подъема глубина снега достигает 70 см, а крутизна склона 45°. На перевале снежный наст держит хорошо. Спуск крутизной 45-30° и глубина снега около 30-40 см. Сразу после спуска делаем перекус и продолжаем спуск к р. Вудъяврйок на лыжах. По дороге доезжаем до парка и вдвоем идем в санаторий, чтобы разведать обстановку. На ночь в санаторий нас не пускают, говорят, что надо заказывать места заранее. Зато мы узнаем расписание автобусов от санатория. Завтра утром до Апатит идут 2 автобуса: в 6 и 10 ч. Нам подходит только на 6 ч. На ночлег встаем в парке.
11-й день, 8.04

р. Вудъяврйок - ст. Апатиты
Встаем в 5 ч. и к 6 часам подходим к санаторию. Погода пасмурная, идет снег. Дожидаемся водителя и договариваемся, чтобы довез нас до вокзала. Удобно ехать рано, т.к. в автобусе мы одни и до вокзала доезжаем меньше, чем за час. Дожидаемся 10 часов и идем в Апатиты за продуктами. Сегодня суббота и многие магазины не торопятся открываться, а круглосуточные здесь не водятся. Покупаем продукты и садимся в поезд. Приезжаем в СПб мы 9 апреля, а 10-го у Натальи День рождения. С Днем Рождения Наташа!