Менюша

Основное описание маршрута
(правда летний вариант, и третий день мы проехали по-другому :)
_____________________
День первый - 98 км.

Начиналось все очень рано утром, т.к. в 6.40 вместе с редкими дачниками мы загрузились в электричку. Нас четверо, один участник, убоявшись заявленного километража, счастливо спал дома.
Ехать почти 2,5 часа, но поспать почему-то не осталось времени, все разговоры, да разговоры :)
В Оредеже выехали на маршрут примерно в полдесятого.
Погода балует, можно сказать солнечно, но для глаз терпимо, так как двое участников отличились забывчивостью и остались без защитных очков.
Ехали не быстро, грунтовки заледенели, так что больше 15 км/ч и не поехать, трясет немилосердно :) Где-то каждые 10 км останавливались, чтобы размять ноги, по..., руки и успокоить мысли :).
Первая часть маршрута не отличается новизной, летом по ней проезжают группы, но вот зимой кажется здесь еще не бывали... Окружающий пейзаж довольно однообразен - равнина с ольховыми зарослями вдоль дороги, да и вообще леса унылые. Но все скрашивает сияние снега под солнцем и голубизна неба!
Едется легко, ну во-первым мы не спешим, да и погода способствует еще и беседе за рулем, так что километры летят незаметно :).
Встреченные церкви все больше разрушены, в основном в лихие годы, да и война постаралась.
Грейдер закончился в Вольных Кусонях, где удалось зайти в магазин и купить.. блин... даже не помню, что же мы там покупали )))))
Бросив беглый взгляд на часовню мы поехали теперь уже по асфальту. Но, к сожалению, ехать по нему оказалось даже хуже, чем по грунтовке - дорога сильно разбита.

Время приблизилось к обеду и мы задумались о безветреном местечке для пикника. Это не просто :) Снегу везде много, ветер.. Не найдя ничего лучшего, просто съехали на ближайшую отворотку и поставили велы около какого-то столба.
Обед таков - пара дошираков на человека, плюс бутики с паштетом и горячий чай.
Идея взять термос оказалась очень продуктивна! На маршруте мы подпитывались горячим чаем, а на стоянках заваривали новый. Это очень и очень помогало на холоде.
Тут же на обеде Константин сказал, что дальше не поедет, а покатит к ближайшей станции и вернется в город. Причину мы не поняли, но, как говорится, хозяин - барин.
Доехали вместе до асфальтовой трассы на Батецкий и распрощались с Костей.
Наш же путь пересекал трассу и углублялся снова в лес.
Олег с точностью метронома периодически отсчитывал проеханные километры :)... 50..60..70..80.. Остались позади поселки, к вечеру стало то ли теплее, то ли просто сырее, но дорога местами превращалась в кашицу. Это было более заметно на открытых участках, в лесу дорога оставалась замерзшей.
Кстати, дорога всегда была поганая в поселках, все перемолото машинами и проталинами...

Заметна стала усталость, мы проехали уже более 90 км.. Андрей обещает скорую стоянку... Слава богу :)
Последний пункт перед тем как поставить палатки - заезд на святой родник. Небольшая просека к часовне с колодцем по узкой в след тропке. Тут и сказалось, что мы устали :), заносит и ноги немного заплетаются на тесной тропе :)
Зато вода вкуснейшая!
Заглянув в колодец с помощью фонариков, с удивлением обнаружили спящих на дне колодца лягушек! :)
Ветер усилился, и на нужном нам месте ночевки оказалось совсем неуютно. Сначала я подумала, что перед нами в низине озеро, но Андрей сказал, что это просто карьер. Решено было встать там, в понижении, где ветра самая малость.

Наст крепкий, поэтому поставились прямо так, на снег. Более плотный тент 4х6 расстелили вниз, затем палатки входами друг к другу, а второй тент накинули на обе палатки с подветренной стороны. Получилась отличная "двухкомнатная квартирка с общим коридором-кухней". Проблема установки горелки на тент решилась очень просто :) - с помощью пня. Ну а дальше ужин, чай и приготовления к ночевке.
Ильмень

День второй - 40 км.
__________________

Как оказалось, проспали мы 12 часов! Вот как усталость нас обманула :) Ну да и ладно, сегодняшний пробег небольшой, километров 40 всего. Конечная цель - озеро Ильмень.

Для начала снова заехали на родник, где Андрей набрал с собой воды во все емкости, которые были. Далее основательно осмотрели полуразвалины Свято-Троицкого Собора в Менюшах. Послушали про быль и легенду этого места. Поразило, честно говоря, до глубины души... Спустились посмотреть на захоронение отроков Иоанна и Якова, канонизированных русской православной церковью.. Около собора также есть родник-колодец.

Сегодня очень солнечно, и глаза устают от ослепительного снега.
По дороге сквозь село проехали до развилки, свернули налево. Дорога совсем заледенела, хотя в поселке были проталины, и ехать быстро не получается. Дорога вывела нас на шоссе. Налево - пос.Шимск, а за ним еще 15 км до с.Коростынь, в которое мы и направлялись.
По асфальту домчали до Шимска, попили чаю в центре на пустой рыночной площади, и довольно быстро добрались до развилки на Коростынь.
Еще 4 км и мы в селе. Солнце уже почти село, в сумерках приходится подыскивать место для ночевки. За селом слева от дороги тянутся обрывистые берега Ильменя. Ветер усилился, так что требовалось более-менее укрытое от него место. По насту ходить хорошо, не проваливаемся :) После недолгих поисков нашли небольшую ступеньку ровно на 2 палатки.
Да! Забыла сказать, в магазине мы купили пельмени :). Это хорошее подспорье в зимнем походе - холодильник вокруг. По этому случаю даже родился слоган: "Мы на Ильмене ели пельмени".
Эта ночевка была отличная, мы не замерзли совсем, только Олег самую малость, ну он вообще холод не любит.
Медведь

День 3 - 60 км
__________________

С утра пасмурно, на озере белизна льда оказалась разбавлена черными точками рыбаков. Пока мы собрались и вылезли на дорогу пошел мелкий снег. Погодка конечно не для фотографирования.. Все серо и почти не видно, где кончается озеро, а где начинается небо...
В Коростыне подошли к воинскому кладбищу с немецкими крестами, расставленными на небольшой территории по три вместе. На территорию мы заходить не стали - не принято зимой беспокоить спящих...
----------------
Кресты установлены осенью 1997 года с разрешения властей Шимского района - здесь сходятся Шимский и Старорусский районы Новгородской области. Говорят, что здесь похоронены погибшие в годы войны солдаты и офицеры дивизии СС "Мертвая голова". Но, скорее всего, это обычное воинское кладбище, где бок о бок лежат и бывшие "черные" эсэсовцы, и "серые" солдаты.
Самые жестокие бои шли в Коростыни в июле 1941 года. Моторизованный корпус генерала Манштейна наступал на Шимск. Противостояла ему 11-я армия Северо-Западного фронта. Коростынь несколько раз переходила из рук в руки. Но потом наши отступили. А немцы построили здесь госпиталь и санаторий. По всей видимости, кладбище было оборудовано именно при госпитале.

Тут же рядом еще один крест - пятиметровый дубовый православный.
----------------
В августе 2001 года именно здесь, в Коростыни, отмечали 530-летие подписания договора между Московией и Великим Новгородом - об "окончательном присоединении" Новгородской земли к централизованному Московскому государству. Тогда история могла пойти по другому пути: вольный Новгород под руководством легендарной посадницы Марфы поднял меч против Москвы и даже вел переговоры с Казимиром IV о присоединении к Литве. Но то ли Казимир испугался Ивана III, то ли связь и транспорт подвели - в общем, литовцы, давние союзники Новгорода, не успели. И в решающем сражении на реке Шелонь 14 июля (27 по новому стилю) 1471 года новгородцы были разбиты.
-----------------

Покинув Коростынь и снова проехав через Шимск, мы двинулись по трассе теперь в обратную сторону до следующего исторического села под название Медведь. По ссылке можно прочитать отличную статью про это место, а также увидеть старинные фотографии и даже что-то сравнить с современными.
От красивой когда-то церкви осталась лишь руина колокольни.
Нельзя не упомянуть находящийся здесь Японский мемориал в память о японских военнопленных, содержащихся в этом селе после русско-японской войны 1904-1905 годах - более 2000 чел. Памятник представляет собой небольшую гранитную плиту, поставленную вертикально. Рядом с плитой лежат валуны с высеченными на них именами военнопленных.

Снег усилился и нужно было выдвигаться к станции. 15 км проехали легко с небольшими остновками, чтобы размяться и остынуть. На вокзальчике нам даже хватило времени, чтобы вскипятить воды и слопать верные дошираки с бутиками :). Дизель из двух вагонов подошел вовремя и умницы-проводницы открыли нам неиспользуемый тамбур. 1,5 часа под "Негодяйских мексиканцев" пролетели как полчаса. Вагон наверно удивлялся взрывам смеха из тамбура ))))
Пересадка в теплую электричку в Оредеже и через 2,5 часа мы дома :)

Так прошел наш первый зимний велопоход с ночевками... Хотя еще осенью я была уверена, что уж я-то??.. Зимой??... Да ни в жизнь!!... Вот правильно говорят - не зарекайся :)