Река Белая 2 – 9 августа

Из Википедии: Белая – река в Ненецком автономном округе Архангельской области России.

Исток Белой находится на западном склоне Тиманского камня Тиманского кряжа, юго-западнее горы Большая Коврига и северо-восточнее истока реки Волонга. Сначала река течёт с юга на север и перерезает Чайцынский камень, затем поворачивает на восток, северо-восток. Устье — река Индига, впадающая в Баренцево море. Длина реки — 81 км.

Крупнейшие притоки: Каменная Виска, Кумушка, Белый Кечвож.

В среднем течении реки Белая, находится Белореченское месторождение агата, которое относится к Северо-Тиманской группе месторождений.

Непосредственно на Белую мы вышли не по Б.Кечвожу, а срезали путь через боковую долинку. В эту долинку вела натоптанная тропа, по которой мы и поднялись на высокий борт долины Белого Кечвожа. Потом спустились к Белой, перешли на перекате ее в брод, и напротив стрелки организовали бивак.

Вечером Володя принес к ужину большого хариуса.

Во время ужина к нам в гости приходил большой олень. Долго стоял рядом и изучал нас. А мы замерли, любуясь им. Когда олень все изучил, гордо поднял рога кверху и убежал.

Небо заволокло тучами, виден дождь. Дождь тоже нужен. До сих пор нет грибов. Один ягель скрипит под ногами.

За день прошли 7,9 км (23,7 км)

3 августа

Дневка, которая прошла очень продуктивно.

С утра после завтрака мы сходили на экскурсию вверх по течению Белой в ту часть верхнего Каменного города, где находится максимальное скопление интересных объектов (3,5 км).

Камни выветривания Верхнего каменного города
Верхний каменный город Белой

Пытались найти и снять те каменные фигуры, которые имеют собственные названия («Голова», «Кубок», «Постамент» и пр.).

"Голова"
"Голова" и "Бокал"

А вообще интересных камней там масса. Природа, мороз и ветер постарались на славу. Можно долго ходить, любоваться и просто сидеть, медитируя.

"Кубок"
Верхний каменный город
"Постамент"
"Голова Циклопа"
"Стопа" и "Череп Циклопа"
"Пьедестал"
В Верхнем Каменном городе
Камень на постаменте

На обратном пути Володя поймал на перекате двух крупных хариусов. А на большом галечнике мы нашли кучу сухих дров, обеспечив, таким образом, себе костер на несколько приготовлений пищи. Хариусов пожарили и съели с рисовой кашей. Объелись, очень калорийно. А то последнее время, когда готовили на газу, пища была у нас легкая – заваривали сухую картошку, вермишель быстрого приготовления или овсянку.

После обеда я поставила дрожжевое тесто на оладьи.

Пока стояло и подходило тесто, вдвоем отправились на рыбалку. Идя вниз по Белой, на всех перекатах пробовали ловить, но никого не было. Только, когда ушли за далекий левый поворот, Володе улыбнулась удача. В яме после водопадного слива он поймал большую кумжу.

Кумжа

Здесь же на берегу были многочисленные следы людей, которые сюда явно не приходят, а прилетают – пустые бутылки из-под водки, банки из-под пива и прочий мусор.

Вечером кумжу пожарили, из головы сварили уху, сделали икру. И, конечно, еще пекли оладьи.

Скромный ужин туриста

Перед сном долго слушали очередную аудиокнигу.

4 августа

Вынужденная дневка по погоде.

Низкое небо, быстро несущиеся облака, дождь, иногда морось, сильный встречный северный ветер, холодно. Мы в такую погоду стараемся не ходить, считая, что поход должен приносить удовольствие, а не превращаться в борьбу с трудностями, которых и так хватает.

Сначала мы перенесли выход на «попозже», потом – до обеда, а в итоге никуда не пошли, т.к. погода не улучшалась. Ничего не делали и из палатки не выходили, слушая без конца аудиокнигу.

После обеда пришли Максим и Борис, которых мы встречали на Щучьей.

Бивак у впадения в Белую Белого Кечвожа

Они оставили свои байдарки возле нас, а сами пошли на экскурсию к каменному городу Белого Кечвожа. Прогулкой они остались довольны. Потом, рассматривая фотографии Бориса, мы поняли, что они посетили самое начало каменного города, его «первый квартал», где мы не были. Еще они сказали, что до верховий Белой на волоке они шли три дня. А мы до Белого Кечвожа – 2 дня, хотя по расстоянию это одно и то же. Сказали, что на Белой вверху воды было очень мало, они с трудом проходили три-четыре километра в день. Начали проплывать небольшие отрезки недалеко перед стрелкой.

Вечером они угостили нас маринованным мясом оленя, а мы их икрой.

5 августа

Встали рано, часов в шесть. Наши попутчики еще спали. Во время старта проснулись ребята, мы с ними попрощались и сказали, что встретимся с ними на Кумушке.

Река Белая

По первоначальному плану до Кумушки мы должны были идти два дня, но т.к. вчера была непредвиденная дневка по погоде, мы этот отрезок Белой прошли за один день, компенсируя потерю времени. По длине это немного, но физически тяжело из-за сложного пути. К концу дня устали безумно.

Весь день погода хорошая, солнечно, легкие облака, но сильный встречный ветер, который мешал управлять байдаркой.

Если на стрелке Белого Кечвожа и Белой была тундра, то по мере продвижения вниз начали появляться кусты ивняка, а на Кумушке кусты ивняка выглядели уже как деревья, местами росли отдельные березы.

Сначала река шла перекатами, разбоями, потом начались сливы. На первом же сливе остановились и поймали одну кумжу.

В Водопадном каньоне
Рыбалка в Водопадном каньоне

Где-то здесь недалеко есть фигурный камень «Куриная ножка», который все фотографируют. А мы забыли, наверно, на радостях, что кумжу поймали.

Далее начался водопадный каньон.

Водопадный каньон Белой

По описанию там четыре водопада. Но все это так условно, потому что водопадные сливы идут регулярно. Какой из них считают за водопад, а какой за обычный слив, непонятно. Например, там, где обозначен третий водопад, мы насчитали три слива на некотором расстоянии друг от друга.

Первые водопадные сливы мы проплывали. Где шли сходу, где приостанавливались и смотрели, но это мало, чего дает.

На третьем водопадном сливе (на одном из этих трех сливов) чуть не перевернулись. Слив невысокий, валы нестрашные, смотрелся адекватно, но внутри большого вала оказался незаметный снаружи камень. Байдарку опасно наклонило, она приняла в себя несколько ведер воды, но устояла, не перевернулась. Тут же недалеко был очередной слив, слив прямой, на выходе вал. Когда байдарка ткнулась носом в этот вал, вода вошла в нее уже через нос. Поэтому ниже мы остановились, разгрузили байдарку, воду слили.

Водопадный каньон Белой

Четвертый водопадный слив в водопадном каньоне мы обносили, наверно, как и все остальные туристы.

Самый высокий водопад в Водопадном каньоне
На реке Белая

По левому берегу набита тропа обноса. Обнос недлинный, десяток-другой метров. Под водопадом в яме поймали еще одну кумжу, и рыбалку на этом закончили. Нам достаточно. К сожалению, эти две пойманные кумжи оказались «мальчиками».

Далее река выходит из водопадного каньона, но водопадные сливы не заканчиваются. Они идут регулярно и образованы плитами, от берега до берега. Некоторые сливы мы проходили с наплыва, но на большинстве сливов байдарку проводили, потому что малое количество воды не давало возможности проплыть. Спускали байдарку на веревочке или продергивали руками на ать-два.

Между этими сливами часты большие глубокие разливы, плесы. Вода чистейшая и поэтому видно далекое дно, которое устлано гладкими плитами. Обычно пишут, что в этих ямах видна рыба, но мы не видели.

Скалы по берегам красивые, отвесные, с всевозможными фигурами. Вся река в этих скалах.

Именно отсюда начинается «2-й Каменный город» на среднем течении реки Белой, или 3-й участок памятника природы «Каменный город». Мы постарались посмотреть как можно больше достопримечательностей этого «города», поэтому не спешили, совершив несколько радиальных выходов и экскурсий в разных частях «города». Это радиальные выходы по Кумушке и по Каменной Виске, небольшие экскурсии к отдельным камням.

Постепенно река подходит к непроходимому каньону, который начинается за 1 км до притока под названием Кумушка. В русле появляются огромные камни, проходы между ними узкие. Во многих проходах наша байдарка по ширине не помещалась. Кроме того, глубина большая, скорость течения высокая. Здесь мы не плыли, а проводили байдарку. Из-за большой глубины высоты сапог с распущенным верхом не хватало. А береговые скалы превратились в каньон, высокий и мрачный, который сдавливал реку по бокам. Во многих местах скалы нависают над водой, получается, что над нами – река узкая. А скалы разрушенные, недаром так много больших камней в русле. Висят блоки, непонятно, на чем держащиеся. Невольно возникали мысли: «Вот сейчас этот блок оторвется, и тебе на голову, эти тысячи тонн».

Перед Кумушкой камни в русле закончились.

На самой Кумушке уютная хорошая полянка, можно найти дрова.

Днёвка в устье Кумушки

Кстати, дрова мы собирали и во время сплава после водопадных сливов, так что на место ночевки прибыли с дровами. От места бивака на левых скалах вверху виден камень под названием «Мамонтенок». При определенном освещении он очень похож на это животное.

"Мамонтенок"

На участке после каньона Водопадного на реке была куча народу, ловили рыбу. Они прилетели на вертолете из Нарьян-Мара. И ловили не так, как мы, только для еды, а много и всю подряд. Потом уже, в городе, по фото, в одном из рыбаков узнали губернатора Ненецкого АО.

Весть вечер ждали Максима и Бориса, но они не пришли. Кстати, Максим говорил, что он не пойдет непроходимый каньон, т.к. у него лодка большая (но меньше нашей), она плохо будет вписываться в проходы между камнями. Рвать ее он не желает, поэтому лучше сделает длинный (4 км) обнос.

За день прошли 11,1 км

6 августа

Дневка.

Здесь был запланирован кольцевой выход в ущелье Кумушки. По времени у нас на это ушло 3 часа. Погода нормальная, кучевые облака на голубом небе. В затишке тепло, в тундре там, где гуляет ветер, холодно.

Туда шли по правому берегу, назад – по левому. Правобережный и левобережный каменные города в устье р. Кумушки очень различаются между собой. Правый берег обрывистый, почти монолитный, песчаник сырой и часто окрашен в розовато-сиреневатые цвета. Он имеет северную экспозицию – сюда практически не попадает солнце и условия здесь суровые. До сих пор лежат снежники и, по всей видимости, не растают до конца лета.

Долина Кумушки

На правом берегу есть очень живописная группа останцев, стоящих немного в стороне от основного берега – они из мягкого песчаника, хорошо окатаны. Это камни «Голубь» и «Матрешки».

"Матрешки и Голубь"
Голубь

Левый берег р. Кумушки имеет южную экспозицию и более пологий, чем правый. «Каменный город» здесь состоит из отдельных останцев, многие из которых до основания разрушены, превратившись в белый песок. Одиночные останцы высотой до 2-4 м имеют различную форму. Мы сфотографировали «Ню»

"Ню"

и «Колокол».

"Колокол"

Вернулись на место бивака в устье Кумушки. Когда мы заканчивали обед, что-то как будто подтолкнуло меня, и я резко обернувшись, посмотрела на скалы противоположного берега и увидела на них две яркие фигуры в красном. Поняв, что их заметили, они поздоровались и прокричали:

– Это вы Китаевы?

– Мы!

– Сейчас мы к вам придем!

Байдарка у них стояла недалеко, и скоро мы познакомились. Это питерцы: Елена Булина и Сергей Лапеченков. Они повторяли маршрут Михаила Осадчий. Поднявшись на скалы, они делали разведку непроходимого каньона, т.к. точно не знали, где именно полный непроход. Нам они передали привет от Бориса: кусок дыни, хлеб. От себя угостили печеньем и шоколадом. Мы пытались угостить их жареной рыбой, но они вытащили большую плошку своей вареной. Володя на навигаторе показал им, где находится непроход.

Встреча с питерцами

Питерцы передали нам новости. Оказывается, что Максим, которого мы тут ждали, улетел на вертолете. Он все беспокоился об оставленной на Суле лодке и воспользовался открывшейся возможностью. Уже дома стало известно, что Максиму очень повезло: вертолет доставил его прямо на Сулу, причем на ближайшую к оставленной лодке «Солар» отмель. Удачно Максим напросился в попутчики к губернатору АО.

Под вечер к нам подъехал Борис. Мы предложили ему поставить палатку рядом с нами. Вечером он в очередной раз занимался ремонтом своей байдарки. Она травила по швам. Байдарка «Тайга».

Вечером +5°С, что не помешало мне спать в одной тельняшке.

7 августа

Утром вместе с Борисом отправились вниз по непроходимому каньону.

В непроходимом каньоне

Сразу после Кумушки участок относительно простой, почти все проплывается. На северных склонах еще лежал снег. На этом участке было сужение с высоченными вертикальными стенами. Река вымыла в стенах ниши, куда запросто помещалась байдарка. Есть несколько сливов. Кое-где проходили, кое-где проводка из-за мелководья. В итоге дошли до ложбины с легким выходом наверх, в тундру. Здесь сделали разведку, посмотрели на непроходимый каньон сверху и приняли решение начать обнос с этого места. Основная причина – дальше крутые стены, подъем для обноса трудоемкий. Да и сам каньон – не подарок: сливы, котлы, узкие проходы между камней.

Длина обноса около километра. Лодки разобрали, ходили в две ходки.

Обнос непрохода

Обнос проходил так: подъем по ложбине вверх, небольшой горизонтальный участок между невысокими скалами, спуск в следующую ложбину с ручьем, подъем на другой борт. Далее подъем пошел на плато. На плато – березка и ягель. Просматривались тропки. По этим тропкам шли-шли-шли вплоть до спуска на Белую. Конец обноса – стандартный. Тропа после непрохода резко пошла вниз к реке. Здесь есть терраса, на которой был запас дров, кострище. Именно здесь мы пообедали. А все вещи перетащили на остров, с которого потом стартовали, собрав байдарки. Вообще после обноса мы очень устали, но решили хоть немного пройти вниз по реке.

Непроходимый каньон
Белая ниже Непроходимого каньона
Река Белая

После каньона в байдарке был один Володя. Часть пути он плыл, часть проводил из-за большого количества камней в русле. Я шла по берегу. Иногда там были тропы, встретилась пара биваков. Когда камней в русле стало мало, сели в байдарку вдвоем. Но встречались и мелкие перекаты, на них байдарку проводили. После перекатов были плесы с глубочайшими ямами. Смотреть вниз страшно. Вода очень прозрачная, видно, какая безумная глубина под нами. Скалы, окружающие реку, высокие и красивые. Сегодня была эта знаменитая арка, под которой все проходят. И мы проплыли. Напротив арки Володя поймал хариуса на ужин.

Рыбалка

После арки прошли совсем немного, и на берегу, увидев уютное местечко, остановились на бивак.

Бивак на Белой

Здесь Володя поймал второго хариуса. Обоих пожарили, но съели очень мало. Наверно, наелись рыбы. Ловить хочется, а есть уже не очень.

Вечером температура 2.9°С. У Бориса была маленькая метеостанция, поэтому температуру мы и знали.

За день прошли сплавом 4,3 км + обнос 1,1 км.

8 августа

С утра проплыли немного и совершили экскурсию в боковое ущелье, где находится камень под названием «Лампа Аладдина».

В Нижнем Каменном городе
"Лампа Аладдина"

По пути к камню был огромный грот, куда мы заглянули.

В гроте

Потом поплыли дальше. Берега Белой изумляют: такие красивые скалы! Смотрел бы и смотрел! Вода вымыла в скалах многочисленные небольшие гроты, они нависают над водой. Еще и течение тащит под эти скалы, под эти навесы. Перекаты чередуются с плесами.

Вдруг впереди увидели двух человек, которые проводили байдарку вверх. Это оказался Валерий Албул с женой Ириной Дробиловой из Ростова-на-Дону. Именно на фотографии Валерия мы часто опирались, когда планировали экскурсии по Каменным городам Северного Тимана. В этом году он посещал Тиман в четвертый раз. Когда мы представились, он сразу понял, с кем имеет дело, и сказал, что во всем Ю-Тюбе можно смотреть только наши фильмы и фильмы Ирины Опанчук. Все остальные – это ерунда, не заслуживающая внимания.

Много разговаривали. Они сюда подъехали через Индигу, Ваучейское. Их прямо до Каменной Виски забросили на квадроциклах. Теперь они поднимаются вверх по Белой, много снимают, не спешат.

Мы на Белой

Вскоре после встречи с Албулом, мы вплыли в каньон с высокими отвесными стенами. Мощь камня подавляет, внушает уважение и трепет.

Река Белая

Естественно, высадились на отмели и погуляли в окрестностях.

Живописные берега Белой
Останец морозного выветривания

Сфотографировали «Голову Дракона».

"Голова Дракона"

Видели «Крест», установленный несколько в отдалении на левом берегу, но специально подойти к нему желания не возникло.

В Нижнем каменном городе

Потом доплыли до Каменной Виски. Здесь у нас будет очередной радиальный выход. Сначала хотели обосноваться в самой Каменной Виске, вошли в нее, проплыли немного вверх, но там не оказалось удобного места. Вернулись на Белую, и на берегу среди цветочков устроили себе бивак. Тут же поймали двух хариусов и засолили их по совету Албула без кожи. Будем пробовать.

После обеда мы вдвоем пошли в долину Каменной Виски знакомиться с ее достопримечательностями.

Долина Каменной Виски

Борис остался на хозяйстве. Пока мы гуляли, он нашел удобное место (яму в 1 км от стоянки) и выловил 5 хариусов. Говорил, что рыбалка уже не та, что вверху Белой. Рыбы меньше.

До каменного города Каменной Виски вроде недалеко, но путь тяжелый: подъемы, спуски, небольшие болота. Два раза переходили вброд Каменную Виску. На пути пользовались оленьими тропами. Если бы не оленьи тропы, мы не нашли бы спуск со скал к каменному городу. Сделали там несколько интересных кадров.

Река Каменная Виска

Также нашли именные камни: «Розовые шары»

Долина Каменной Виски

и «Пес».

Камень "Пёс"

Есть еще интересные камни подальше, на притоке Проходной, но мы туда не дошли. Причина: в долине Каменной Виски тихо, ветра нет, растительности много, и отжилось огромное количество комаров, о которых мы уже и забыли, что они существуют. Они облепили нас, а мы никакую защиту не взяли. Пришлось прервать экскурсию. Но то, что мы успели увидеть и снять, дает полное представление о каменном городе Каменной Виски.

В долине Каменной Виски

Путь туда-сюда составил 3,7 км.

Ночью температура воздуха опустилась до –4,1°С. Все кругом замерзло. На траве, кустах, цветах лежал иней. И вообще вся растительность стала как хрустальная, чуть дотронешься – ломается.

За день проплыли 7 км.

9 августа

В течение дня природа разогрелась, явно больше 20°С. Сняли термобелье, в котором с утра поплыли.

Пока мы переодевались, Борис в яме поймал несколько крупных хариусов. Одного подарил нам.

До каньона Белая фактически не течет, стоит, вся в очень глубоких ямах. После входа в каньон река резко меняется.

На Белой

Она представляет собой шиверу с быстрым течением, всю забитую камнями, лавирование между которыми было затруднено из-за маловодности. Мы часто садились на камни, потом надо было сдергивать байдарку, проводить ее, удерживая в руках, т.к. течение пыталось ее вырвать. Особенно тяжело пришлось нам с нашей большой лодкой. Если она попадала бортом на камень, река пыталась ее перевернуть. Короче, нам досталось. У Бориса байдарка одноместная, короткая, ему было легче. Было два-три порога 2 к.с., тоже забитые камнями, со сливами. Мы, в принципе, не ожидали, что внутри каньона будет такое сложное плавание. Было бы воды хотя бы на 10 см выше, все было бы гораздо проще.

Каньон "Большие Ворота"
В каньоне "Большие Ворота"

Каньон «Большие Ворота» имеет высоченные, мощные стены. Наиболее высокие и отвесные скалы идут до стоянки, где многие останавливаются, это чуть дальше середины каньона. Там большая поляна, много мест под палатки. Видно, что стоянкой часто пользуются. Мы здесь остановились для отдыха и рыбалки.

Напротив стоянки большая яма, в которой Борис, имеющий огромный арсенал рыболовных приманок, наловил кучу хариусов. А у нас не клевало! Они ему были не нужны, и он всех отдал нам. Они нам потом очень пригодились.

После стоянки на реке несколько быстротоков, перекатов, но все гораздо проще. А скалы отступают от берега, на реке становится больше света и простора. В скалах, которые идут после стоянки, многие ищут агаты, но нам всем это было не нужно. Мы прошли транзитом, пролетели мимо, благо река несет. На луговых участках по левому берегу бегало много оленей: семьями и поодиночке.

Как только Белая вышла из каньона, ее пересекает вездеходная дорога. Здесь же, на левом берегу, стоит еще один Крест.

У вездеходной дороги, мы распрощались с Борисом. У него поход заканчивался. Он пошел вниз по Белой, а у нас тут начинался очередной волок.

Борису повезло, как и Максиму. Ему не пришлось плыть по Индиге до Ваучейского. В устье Белой стоял вертолет, и его взяли на борт до Нарьян-Мара.

Пояснение. Большая Светлая меньше по размерам по сравнению с Белой. Она уже и мельче изначально. Плывя по Белой, мы решили отказаться от прохождения Большой Светлой, посчитав, что, протаскивая по ней байдарку вверх, мы будем только рвать ее, затрачивая при этом много сил. По Большой Светлой мы хотели подниматься до вездеходной дороги, которая ее пересекает. Мы решили встать на эту вездеходную дорогу прямо на Белой, как только Белая выходит из каньона. Идя по этой вездеходной дороге, мы, в конце концов, должны прийти на реку Щучья, туда, где у нас осталась заброска продуктов. Принимая это решение, мы сокращали свой маршрут. Нам не надо стало идти по Белой до ее устья, не надо идти вверх по Индиге до впадения в нее Большой Светлой, ну, и сама Большая Светлая отпадала.

Здесь, у вездеходной дороги, мы провели полдня. Готовились к волоку. Пожарили себе в путь 5 сковородок хариусов, напекли оладьи, разобрали и упаковали байдарку, но в рюкзак. Мы захотели попробовать, нельзя ли весь груз поднять сразу, чтобы идти в одну ходку.

Весь вечер вокруг нас бродил один и тот же олень, подходя совсем близко. Наверно, мы заняли его место. Подойдет и «хрюкает».

Здесь же обнаружили, что сапог у Владимира не выдержал всех сложностей пути. На подошве надорвался кусочек. Попытались заклеить, пока надрыв небольшой.

За полдня проплыли 10,2 км.