Река Сула 8 – 18 июля

Из Википедии: Сула — река в Ненецком автономном округе и Республике Коми, левый приток реки Печоры, впадает в рукав Борщёвый Шар.

Длина 353 км. Сула берёт начало на возвышенности Косминский Камень, относящейся к Тиманскому кряжу. Протекает по малонаселённой лесотундровой местности. От деревни Коткино в Ненецком автономном округе до устья развито местное судоходство. На протяжении последних 57 км, ниже устья небольшого правого притока Голая, Сула является естественной границей между Ненецким автономным округом и Республикой Коми.

Крупнейшие притоки — Щучья, Сойма (левые); Большая Пула, Большая Янгыта (правые).

Питание снеговое и дождевое. Половодье в мае — июне, летом паводки.

8 июля

Встали в 5-20. Уже жара, дышать нечем. Комары зверствуют, им-то что. Ветра нет. На небе легкая облачность. По гладкой поверхности Шара расходятся круги от рыб.

Мы все еще и не начали завтракать, как положено. Поэтому только кофе и пряники из Нового Бора.

Вышли в 6-50. Быстро подошли к Суле и тут же встретили сильнейшее встречное течение, которого мы никак не ожидали. Это ввело нас в ступор, вызвав замешательство, шок. А если так будет всегда? Мы же не сможем подняться по Суле! Все наши усилия по гребле в первые минуты сводились к тому, чтобы нас не снесло вниз, обратно в Шар. Оглядевшись, срочно прижались к правому (по ходу) берегу и медленно-медленно, от кустика к кустику, пошли вверх, непрерывно гребя, но одним веслом, т.к. течение без конца нас разворачивало. Оба берега затоплены, никаких, естественно, отмелей. Как хорошо, что вчера остановились в Шаре. С утра у нас сил много, и мы можем хоть как-то противостоять этому течению.

Процарапавшись вдоль берега примерно 3,5 км, увидели впереди огромный разлив. В воде тут и там стояли группы деревьев и кустов. Открытая вода смотрелась до горизонта. Куда тут плыть? Где основное русло? Далеко впереди увидели зеленый низкий берег, где можно причалить. Пересекли море-океан Сулы, ткнулись в этот низенький луговой берег, достали навигатор посмотреть, что мы здесь имеем. Зеленый берег оказался заливным лугом, с которого стекало множество ручьев. Рассматривая карту в навигаторе, мы поняли, где Сула, а где залитые территории.

После впадения в Сулу крупного левого притока Лоногдуй река успокоилась, стала предсказуема, течение ослабло. Бесчисленное количество раз пересекали Сулу от берега к берегу, стараясь идти вдоль выпуклых берегов с более слабым течением. Правда, эти берега были залиты до кустов, отмели все под водой. Вогнутые берега всегда были обрывистыми, а течение там более сильное.

Жара, начавшаяся еще ранним утром, превратилась в пекло днем. Чтобы не схватить тепловой удар, мы многократно зачерпывали нашими накомарниками воду и с водой надевали на голову. Пока холодная вода лилась за шиворот, становилось легче. Через 5 минут все высыхало, и мы опять опускали накомарники в реку.

На берег смогли выйти через три часа плавания. Нашелся пятачок в лесу 2х2 м, по которому мы походили, разминая ноги, подышали черемухой.

К моменту обеда от жары, от физического напряжения и от голода мы были в полуобморочном состоянии. Наконец, нам попалась песчаная отмель, где пообедали. Только вот от палящего солнца некуда было спрятаться, т.к. если мы подходили ближе к кустам, в тень, полчища комаров сразу набрасывались на нас. После обеда еще час лежали на песочке и отдыхали.

Во второй половине дня поднялся ветер. Т.к. река петляет, то временами ветер становился встречным. Идти против течения и одновременно против ветра очень тяжело. Ветер нагулял еще и большие волны, которые тоже мешали, особенно при пересечении реки с берега на берег. В этот момент волны становились боковыми и опасно кренили байдарку. Не дай Бог еще кувыркнешься тут посреди Сулы.

Начали думать о биваке, если попадется подходящее место. Дошли до отмели, на которой в прошлом году ночевал В. Чугай. Судя по «годовым кольцам», отмель освободилась от воды 4 дня назад и еще не высохла. Утопая чуть ли не по колено, я прошла всю отмель в поисках сухого местечка. Не нашла. В это же время вслед за мной Володя пытался провести байдарку вдоль берега, но мокрый песок его так засосал, что он вынужден был остановиться и ждать меня, когда я вернусь с разведки. Ветер тем временем так усилился, что мы засомневались, сможем ли вообще идти против него. Какое-то время просто стояли у этой отмели и ждали, неизвестно чего. Потом решили как-нибудь дойти до следующего поворота (2,5 км), там должна быть намытая отмель, она видна на спутниковых картах.

Сесть в байдарку тоже проблема. На сапогах налипло примерно по 5 кг грязи, глины, которую невозможно смыть простым болтанием ноги в реке. Плюнули, с этими грязнущими ногами залезли в свою байдарочку и начали, как партизаны, пробираться вдоль кустов.

Ветер сдул жару, стало свежо.

Дошли до мыса, увидели высокий песчаный холм. Значит, верхушка отмели давно освободилась от воды. Причалили. Снизу – засосы. И шли они примерно до середины высоты отмели. А на верхушке (там, конечно, сухо) сильный ветер вздымал песок. Обычно так показывают барханы в пустыне – ветер дует, песок шлейфом летит. И у нас также.

Река Сула

При разгрузке лодки у меня, видно, не хватило сил выдернуть ногу из засоса, нога выскочила из сапога, и я пошла вперед в носке. И не сразу поняла это.

Володя: «Вернись, вон там остался твой сапог!»

А через минуту, проходя этот же участок, Володя тоже не смог во время выдернуть ноги и по инерции плашмя упал в грязь вместе с рюкзаком.

Потихоньку разгрузились, огляделись и решили перебраться за частокол ивняка на травку. Там меньше дует. Но и в этом месте пустая еще палатка, не пристегнутая к земле, улетела.

Бивак на Суле

К ночи сильно похолодало. Ветер стал северным, он гнул кусты, а волны с ревом били о берег. Пришлось утепляться: термобелье, безрукавки, шапочки.

Вера

За день прошли 27,5 км. И это против течения. Вот как натренировались грести.

9 июля

Утром серое небо, все тот же северный ветер, холодно, но терпимо.

При посадке в байдарку опять борьба с засосами. Причем там, на кромке воды, не песок даже, а какая-то глина, не смоешь ее.

Кое-как байдарку загрузили. Ее тоже засасывала эта консистенция, она прилипала дном, не столкнешь. В грязных сапогах мы залезли в байдарку, и отправились в путь.

Топкие берега Сулы

Все так же шли вдоль выпуклых берегов и пересекали реку. Ветер продолжал дуть, дул порывами. На отдельных участках он был попутным и гнал нашу лодку вперед, на других – встречный, и мы пробирались впритирку к кустам. Сложно было при пересечении Сулы, т.к. ветер нагуливал на течении большие валы, и лодка шла вверх-вниз, как на качелях. Старались держаться носом к волне, но одновременно надо ведь идти и к берегу, поэтому к валам мы оказывались под углом.

Днем на небе легкая облачность, тепло, но не жарко, комфортно. На самой реке стало на порядок больше, по сравнению с первым днем, отмелей. Фактически на каждом повороте.

Половодье на Суле

Это и понятно: уровень реки активно падал, отмели обнажались. Радовало то, что большая часть отмелей была с твердым песком. Качество песка мы научились определять с воды, не выходя на берег. Появилась возможность нормально отдыхать на берегу.

Сула перед урочищем Гусенцы

Неожиданно встретили на левом берегу (орографически) причал, где стоял тот большой белый катер, который мы неоднократно видели. Там еще был длинный одноэтажный дом и несколько моторок. Людей не видно. Больше ничего нет – лес и причал.

Пристань на Суле

В 17-45 подошли к урочищу Гусенцы, пройдя за день 22,5 км. План на день выполнен успешно. Остановились на большой высокой песчаной отмели напротив урочища.

Бивак в урочище Гусенцы

Берег у самого урочища обрывистый, для выхода неудобный. Видна лесенка у берега, возле нее три лодки.

Песок на отмели жесткий, поэтому я с удовольствием отмыла байдарку от грязи.

В сторонке поставила метку для уровня. Забегая вперед, скажу. Когда через полтора месяца мы остановились на этой же отмели, метка была на месте и отстояла от уреза воды примерно на 2 м по высоте. А, может, и больше.

10 июля

С утра ветрено, легкая облачность. Ветер часто попутный. Местность изменилась. Среди бесконечного ивняка стали появляться островки елового леса. Песчаные отмели были ближе к Гусенцам, а потом они исчезли: по обоим берегам – стена кустов, часто подтопленных, ни выйти, ни причалить, ни отдохнуть. Тяжело плыть.

Песчаный остров на Суле

Оставив позади себя приток Сулы Голая, мы вошли в Ненецкий АО – это самый малонаселённый субъект Российской Федерации. Плотность населения – 0,25 чел./км² (2017).

Легкий с утра ветерок со временем разыгрался не на шутку, по реке по всей ширине пошли большие волны с барашками. Они сзади накатывали, и мы вверх-вниз, качели, но скорость движения упала. А вот после обеда был почти полный штиль и очень жарко. Опять мочили головы, чтобы не схватить тепловой удар.

На бивак встали на широкой галечной отмели чуть впереди и на другой стороне реки от стоянки Чугая.

Бивак на Суле

Та отмель еще мало освободилась от воды, была только узенькая полоска песка, а потом кусты, и поэтому она нам не глянулась. А нам стали нужны большие просторы, чтобы ветер гулял и сдувал комаров. Дело в том, что в этот день, наверно, был массовый их вылет. Когда мы шли вдоль кустов, они тысячами нападали на нас. У меня облюбовали накомарник, усаживаясь на него сверху. Когда я шлепала рукой по ним, на перчатке оставалось столько комаров, что цвета ткани не было видно. Сначала я стряхивала убитых комаров за борт. Потом стало интересно, сколько же их. И я стала скидывать их себе под ноги. К вечеру дна байдарки не было видно. На нем толстым слоем лежали трупики комаров.

За день прошли 27 км.

11 июля

Ночью жарко, солнце светит-то круглосуточно, спали поверх спальника. От жары и духоты в палатке проснулись рано. Выплыли в 6-36.

Практически штиль. На реке комары досаждают умеренно. Идти тяжело, видно, накопилась усталость, и нужна дневка, нужен отдых. И очень жарко. Опять без конца лили воду на голову, а во время обеда первое действие – мытье головы прямо в реке. Облегчение на какое-то время есть, но пекло есть пекло. Как волосы высыхают, не знаешь, куда деваться от этой жары.

Река Сула в 10 км ниже Коткино

В районе острова, который стоит на реке примерно за 5-6 км до Коткино, образовался перекат, с водоворотами, с вертикальным перемешиванием воды («поганки») и мощным течением. Он был первым на реке и самым сильным из перекатов, которые идут до Коткино. Еле преодолели его. Сначала вообще стояли, т.к. скорость течения уравнялась с нашей скоростью движения, а мы гребли изо всех сил. Потом приблизились к берегу и включили свои сверхрезервы. Сначала сдвинули лодку с места, потом по сантиметрам вывели байдарку из этого переката. Кстати, на обратном пути его практически не было.

Напротив скотного двора Коткино на реке перекат по всей ширине. Пытаться искать, у какого берега спокойнее течение, бесполезно. Надо просто выгребать.

Прямо перед Коткино еще один перекат.

К Коткино подплыли примерно в 16 часов. Решили дальше не плыть, а отдохнуть тут. Остановились у лодочной переправы на песчаном бугре. В Коткино работал генератор, и под это гудение мы и жили.

Вечером к нам подъезжал Василий Коткин, просто так, познакомиться. Рассказал расписание работы магазинов, показал на карте, где они находятся. Подсказал, где лучше причалить в Коткино, чтобы быть поближе к магазинам. Еще сказал, что он занимается перевозкой туристов из Гусенцов в Коткино. Стоимость лодки (2 туриста + вещи) стала 5 тысяч независимо от направления движения.

На следующее утро он опять подъехал к нам и подарил две рыбины, которых мы тут же сварили и съели. Полноценную уху делать не стали, с утра все еще нет аппетита.

Вечером над нами низко пролетели три лебедя. Как красиво!

За день проплыли 23 км.

12 июля

С утра опять очень жарко. Чтобы прийти в себя, оба пополоскали головы в реке. Немного полегчало, но ненадолго. Комарье зверствует. Еле дождались открытия магазинов, а они открываются в 9-30 и 10 часов. В Коткино мы хотели купить муку для похода, хлеб на несколько дней и, естественно, попробовать знаменитые коткинские молочные продукты.

Для тех, кто не знает. В Коткино огромное молочное стадо коров, собственное производство всех молочных продуктов. Причем, сохранены стандарты производства, которые были в СССР. Вкус любых молочных продуктов изумительный. Сразу детство вспомнилось. Срок хранения, как у любых натуральных продуктов, малый, всего 3 дня. А у нас в городских магазинах? Срок хранения то 10 дней, то 14, а то и больше. Чем выше срок хранения, тем больше в продуктах химии.

В десятом часу утра переплыли Сулу и высадились на причале. Для справки: берег там грязный. По очереди сходили в магазины. Владимир принес наиболее тяжелые продукты, а я ходила чисто за молочной продукцией. На одном из зданий села висело табло, показывающее температуру. +45°! Потом, здраво поразмыслив, мы решили, что термометр был, наверно, на солнце, поэтому такое значение. Хотя для нас – истина, т.к. мы всегда на реке, на солнце, у нас тени нет.

Кроме продуктов, купили на выставке-продаже, которая проходила в Доме Культуры, 5 репеллентов «Убойная Сила Максимум. 5в1. Аромат ванили». Кстати, за поход все их и расходовали. Хороший репеллент, рекомендуем.

Кстати, в магазинах можно купить почти все, что нужно. Только вот цены кусаются.

Отплыв от Коткино, решили встать на первом же хорошем месте и из оставшегося времени сделать дневку. Все равно ходовой день сорван гулянием по магазинам. Так почему бы не догулять его на берегу?

Нам пришлось пройти 10 км, пока такое место нашлось. Дело в том, что все отмели по обоим берегам вблизи Коткино были «оккупированы» многочисленными стадами коров.

Впадение в Сулу реки Сойма
Сула выше впадения Соймы
Река Сула

И только в 16 часов нам встретилась свободная галечная отмель, где мы и остановились, немного не дойдя до притока Бол. Пула. К вечеру небо затянулось облаками, кое-где видны дожди, и жара спала. Стало комфортно.

На этой отмели Владимир поймал две щуки. Больше я не разрешила ловить. Этих бы съесть.

13 июля

Встали в 5 утра, но не по своей воле. В палатке организовалась такая страшная жара и духота, что находится в ней, а тем более спать, стало невозможно. Собраться в путь тоже стало проблемой: от жары мы как вареные, одно действие сделаем, отдых требуется. Еле-еле шевелимся. Но все-таки в 7 утра вышли в плавание.

На Суле участились перекаты, и в этот день мы впервые за поход стали проводить байдарку на перекатах, привязав еще с утра к ней соответствующие веревки. На участках, где не было перекатов, шли на веслах.

Перед обедом случилась неприятность. Я свой накомарник положила на нос байдарки и забыла о нем, а когда Володя проводил, таща байдарку за веревки, нечаянно скинул его в воду. Где, когда, неизвестно. Но, вроде, недавно. Мы замельтешили (накомарника жалко, да и весь поход еще впереди). Володя в спешке скинул с байдарки некоторые вещи, чтобы она легче шла. Мы в нее запрыгнули и понеслись вниз по течению. Накомарник, в итоге, нашли, он лежал на ближайшей мели, но во время спешки Владимир намочил навигатор. Хотя навигатор изначально был с водозащитой, но за годы эксплуатации этой защиты не стало. Навигатор выключился, и включаться не желал. Мы, естественно, были сильно расстроены.

Обычно у нас с собой полный комплект бумажных карт-километровок, а в этот поход мы взяли только обзорные. Мы ими не пользовались, не берегли, и они промокли, краска расплылась, мало чего видно. Все подробности были в навигаторе. И вот он «замолчал». Короче, мы стали «слепыми». Мысленно прошлись по всему маршруту и поняли, что почти весь можем пройти по памяти, кроме одного участка – последнего (не найдем речку Веселая и т.д.).

Во время обеда был небольшой дождик, жара после него немного уменьшилась.

На бивак встали в 19-50 на большой отмели. Она вообще-то песчаная, но на ней есть галечный островок. Вот он нас и приютил. Эта отмель находится в урочище «Солдатский остров».

Бивак на Суле

Весь день пытались сушить навигатор, по-всякому: и на солнце, и у костра. Пока не удается его оживить.

За день прошли 18 км.

14 июля

Вообще, у нас здесь хронический недосып в связи с тем, что ночью очень жарко, очень душно. Мы не высыпались. Немного забывались, потом от жары, от духоты просыпались. И так уже которую ночь. Называется – Заполярье!

Утром, когда встали, первым делом пошли купаться, чтобы немного остыть.

В течение дня погода была разная: на небе клубились облака, обещающие дождь и грозу, но они рассеивались, превращаясь в обычные белые, кучевые. Чистого неба не было. Пейзажи по реке – одинаковые, по берегам ивняк, встречаются небольшие луговые участки. Вторым ярусом стоят березы и ели. В реке много рыбы. Иногда мы наезжали на щук. Они возмущались и били хвостами. На одном из ручейков видели стаю окуней, занятых охотой. Пока рыбалкой не занимаемся, т.к. никак не доедим щук, пойманных ранее.

От жары пробудилось огромное количество слепней, комаров, мошки. Все они одновременно нападают на нас и пытаются съесть. Нам поэтому приходится оставаться в анораках, не смотря на жару. Радуемся, что купили дополнительный репеллент.

На реке плесы чередуются с перекатами. Перекаты проводим, шагая по отмелям пешком. Иногда перекаты бывают сложные, и не просто выбрать линию движения. На плесах со стоячей или почти стоячей водой гребем и гребем.

Главное событие дня – заработал навигатор. Мы его продолжали сушить разными способами и днем и ночью. Наши усилия дали результат. Мы счастливы. Сразу определились, где находимся, а с самим навигатором стали обращаться очень бережно. Он постоянно теперь жил в маленькой гермоупаковке, предназначенной для фототехники, а не в кармане или на шее.

За день прошли 19 км. На ночевку остановились на галечной отмели на 45 км от Коткино.

15 июля

Наконец-то, мы выспались, уменьшив духоту в палатке. Для этой цели мы закрыли ее тентом только наполовину, закрепив его так, чтобы в случае ночного дождя можно было быстро накрыть вторую половину. Со стороны головы палатка была без тента. Все-таки ночью чуть-чуть прохладнее, чем днем, бывает ветерок, который обдувал нам головы, и мы крепко спали.

А утром – гул комаров, жужжание слепней, безоблачное небо и жара. Напрягает то, что сесть на берегу невозможно, все надо делать стоя, например, кушать, т.к. именно внизу, у ног, комаров мириады, и им наплевать на всякие современные репелленты, впиваются во все незащищенные места, прокусывают ткань брюк. И слепням наплевать на репеллент, нападают на нас, сходу кусая, куда придется. Как же все это тяжело!

Уже с утра мы уставшие, пекло. Совершенно не верится, что каких-то полмесяца назад нам было холодно, нас поливали дожди, и мы надевали на себя всю имеющуюся одежду. Зато почти не было комаров, хотя там мы думали – комары. А на самом деле там были никакие не комары, а мелочь, не заслуживающая внимания, комары вот сейчас. Когда они умрут, непонятно. Скорее мы умрем.

Приток Мал. Пула
Сула у впадения Мал. Пулы

До обеда прошли только 7,5 км. Была серия сложных перекатов, где надо было применить и стратегию и тактику. Прохождение перекатов занимает много времени, а километров мало. Спокойного плавания вдоль берегов, которое как раз и дает километры, почти не было. Дул встречный ветерок, но он почти не сказывался на скорости нашего передвижения, т.к. много шли пешком. Зато ветер сдувал комаров и создавал ложное ощущение прохлады.

Сквозь заросли растительности на северной стороне высоких склонов реки видели несколько снежников.

Почти на всех отмелях есть следы медведей, но следы небольшие, значит, и медведи тут некрупные. Кстати, в течение всего похода самих медведей так и не увидели, только многочисленные следы.

На обеденный отдых устроились на большой галечной отмели, и отдых получился исключительно комфортным. Комаров и мошки чуть-чуть, слепней чуть-чуть, и к нам эти кровопийцы почему-то не приставали. Легкий ветерок. Тепло. Переменная облачность. И нам было очень хорошо сидеть на камушках и отдыхать. Мы давно не сидели, все делали стоя. Оказалось, что просто посидеть – это счастье.

После обеда характер пути все такой же: плесы, где мы спокойно проходим на веслах, перекаты. Перекаты разной сложности, некоторые перегребаем, но большинство, конечно, проводим. Все эти проводки отнимают время и силы. Помнится, дома наш друг Паша говорил: «Все понимаю, но как против течения идти, не понимаю». Мы тоже не понимаем, но идем, идем и идем. Насколько хватает сил. Пусть молодые все это делают быстрее и легче, на то она и молодость, а нам и этого достаточно.

До вечера прошли 16,5 км. Остановились на галечной отмели на 62 км от Коткино.

Бивак на Суле

На этой отмели увидели, наверно, прошлогодне, кострище. От этого старого бивака как-то теплее на душе стало, не одни мы в этом краю: Архангельская область, Ненецкий АО, река Сула, путь на Северный Тиман.

16 июля   Гроза

Опять на ночь укрыли тентом только половину палатки. Но среди ночи проснулись от дождя, капли которого через сетку палатки попадали на нас. Пришлось тент натянуть полностью, но стало очень душно, и поэтому заснуть не удалось. Промаявшись до утра, встали и, наконец-то, приготовили себе полноценный завтрак. А то все кофе да кофе. Но общее состояние было удручающим. Движение сделаем – отдыхаем. Духота и жара окончательно сделали нас больными. С большим трудом еле-еле собрались и отправились дальше вверх по течению Сулы.

Пройдя с утра всего 4 км, нам пришлось остановиться и надолго.

Протягивая байдарку вдоль очередной галечной отмели, естественно, с перекатом, увидели, что на нас надвигается туча с дождем. Едва успели дойти до конца отмели и зачалить байдарку на мелководье, как начался дождь. Редкие крупные капли капали на наши разгоряченные тела. Капли были теплыми, мы их не ощущали и радовались, что на нас падает вода. Может, легче станет, а то совсем мы никакие: вялость, сил нет, ничего не радует, дышать нечем.

Постепенно дождь усиливался и усиливался, в конце концов, он превратился в ливень. Володя достал тент и пытался укрыть байдарку, чтобы меньше налилось внутрь. Но воды с неба падало столько, что она, скапливаясь большими лужами в складках тента, продавливала тент и устремлялась внутрь байдарки.

А тем временем началась гроза. Мы тут же наши алюминиевые весла отбросили на отмель подальше от байдарки. Отмель была очень низкая, и буквально за несколько минут ее начало затапливать. Весла оказались в воде. Опять оттащили их на камушки, и опять вода дошла до них.

Я, трус необыкновенный, давно была на берегу подальше от байдарки. Дело в том, что в носу байдарки лежало 10 баллонов с газом. Гроза была над нами, молнии били непрерывно, грохот от ударов грома был оглушающим. Промежутков времени между вспышками молний и ударами грома совершенно не было. Страшно до жути. И еще я боялась, что, не дай Бог, молния попадет в байдарку, в баллоны с газом, тогда мало нам не покажется. Володя успокаивал, говорил, что основные берега гораздо выше нас, деревья выше нас, стоим мы безопасно, молнии в нас не попадут.

К этому времени, будучи уже мокрыми до нитки, мы надели курточки из Gore-tex, они защищали нас от хлещущих струй дождя. В них теплее, т.к. стало еще и прохладно.

Уровень воды в Суле поднимался на глазах, кроме того, начался сильный ветер, и я, не смотря на возражения Владимира, схватила байдарку и утащила ее в заливчик между отмелью и основным берегом, чтобы ветер, если сорвет ее с отмели, не смог угнать ее вниз по реке.

Дождь был косой, мы к нему стояли спиной. Я ведь была на берегу, а Володя на воде около байдарки, и я часто поворачивалась лицом к дождю, чтобы глянуть, как там Владимир. Обернувшись в очередной раз, я была поражена увиденным. И закричала Володе: «Смотри!!!» С верховий реки на нас с бешеной скоростью неслась белая стена воды, именно стена, т.к. через нее ничего не было видно (дождь лил как из ведра, сплошным потоком). На границе стены вода в реке как будто закипала, вращались водяные воронки, кусты гнулись до земли, и все это сопровождалось пулеметными очередями грома.

В голове промелькнула мысль «Унесет!» Я тут же, как можно ниже, села на корточки, вжимаясь в землю, чтобы уменьшить парусность во время удара. Потом Володя скажет, что все это выглядело так, будто я готова зарыться в гальку.

Удар! Странно, но меня не унесло. Потом было еще несколько таких же сильнейших порывов ветра с белой стеной дождя. Но зато страх ушел – не уносит.

Сколько это продолжалось, понять трудно, но постепенно гроза перешагнула через нас, появились промежутки между молниями и ударами грома. Потихоньку дождь ослаб и даже прекратился. Наша отмель почти вся была затоплена, но стала быстро освобождаться от воды. Володя хотел пообедать, но я указала ему на следующую такую же страшную тучу, неумолимо приближающуюся к нам. Я предложила подготовиться к встрече с ней, вдруг будет такое же безумие.

Мы разгрузили байдарку, перетащив все вещи на ту часть отмели, которая во время первой серии дождя не была затоплена. Закрыли всю кучу тентом и даже нашли на этой мелкой гальке, не понятно где, крупные камни и привалили ими тент. Когда байдарку вытаскивали на берег, мы не могли ее поднять, столько в ней было воды. Кое-как выволокли, вылили воду, отнесли подальше от реки, перевернули. Едва мы закончили, как началась вторая волна грозы. Опять били молнии, опять хлестал дождь, опять было страшно, но теперь мы сидели тихонько под тентом. Когда гроза была над нами, мы легли, прижавшись друг к другу, согревая друг друга своим теплом. Легли, чтобы как можно меньше возвышаться над землей на этом голом берегу. А я без конца повторяла: «Боже, спаси и сохрани нас!» Когда все закончилось: «Боже! Спасибо, что живые!» Такого светопреставления не припомню за всю жизнь.

Так мы переждали вторую волну грозы. Черные тучи впереди продолжали клубиться и надвигаться на нас. Но пока не было дождя, мы на газу приготовили обед.

А впереди сформировалась третья черная грозовая туча, вся расцвеченная молниями, но двигалась она очень медленно, фактически стояла на месте. Чтобы не тратить времени даром, пока ожидаем тучу, занялись рыбалкой. Ловили оба по очереди. В итоге поймали язя, щуку и несколько окуней. Почистили и разделали под жарку. А туча как стояла, так и стоит, не двигаясь в нашу сторону. Володя принял решение – плыть, хотя было уже полшестого вечера. И определил точку финиша – 71 км от Коткино. Он очень хотел разменять очередной десяток километров. А чтобы я сильно не сопротивлялась, напомнил мне Витим, когда мы плыли во время грозы.

После грозы стало прохладнее, хоть стало, чем дышать. Та неимоверная жара, которая сопровождала нас последние дни, ушла.

В итоге добрались до нужной нам отмели и устроились на бивак. А грозовая туча потихоньку просто рассеялась.

Вечер на Суле

Вечером над нами было вообще безоблачное небо.

В палатке проверили свое тело, т.к. весь день были мокрыми, и контакт с мокрой одеждой вызвал многочисленные потертости, особенно на ногах. Лечились.

За день прошли всего 9 км. Фактически экстремальная дневка.

17 июля

С утра шли одни перекаты, сильные и слабые, но перекаты. Все время проводили байдарку, шагали пешком.

Видели оленя, он переходил реку, а потом по берегу побежал в нашем направлении. Пыталась снимать, но увеличение слишком большое, не знаю, получилось ли.

На обед впервые встали не на отмели, а в лесу у переката, в котором поймали несколько хариусов и большого окуня.

Перекат на Суле

На обед – уха, жареная рыба. И еще засолили.

Ель

После обеда, как и утром, мало плыли и много шли по галечным отмелям, вдоль которых перекаты. Был один перекат с очень сильным течением, и я беспокоилась, вдруг Володя не удержит байдарку, и ее вырвет из рук. Там было очень неудобно проводить, он шел примерно по пояс в воде.

Остановились на 86 км на галечной отмели со свежими медвежьими следами, которые обнаружили потом, когда уже стояла палатка, и было поздно что-то менять.

Вечер на Суле
Ночевка на галечном берегу

Весь день погода хорошая, практически безоблачно. Температура комфортная, тепло, но не жарко.

За день прошли 15,5 км.

18 июля

С утра состояние усталости, завтракать не захотели, только кофе и отправились в поход.

Шли фактически одни перекаты, сплошная проводка и очень короткие участки, где можно проплыть. Наиболее сильные перекаты были на правом повороте с огромной галечной отмелью и возле обоих островов перед впадением Щучьей.

Последние 2-3 км по Суле мы шли, без конца глядя на небо, где сформировались большие грозовые тучи. Пока шли, тучи нас обходили и проливались дождями в стороне. К 2 часам дня пришли на стрелку Сулы и Щучьей. Щучья вливается в Сулу сильным перекатом. Сходу протащили его и тут же причалили, решив отдохнуть.

Устье Щучьей

Увидев, что на нас надвигается стена дождя, быстро разгрузили байдарку, поставили тент и спрятались под ним. Пока шел дождик, перекусили жареной рыбой.

Здесь, на стрелке рек, впервые увидели других туристов. Они шли по Суле вниз. Мы им помахали, знаками пригласили причалить, но они проплыли мимо. Это неправильно. В глухих краях, где никого нет, обязательно надо общаться с теми, кто встречается. А может, помощь требуется?

По Суле за полдня прошли 8 км.