Волок вдоль реки Щучья 28 – 29 июля

28 июля

Ночью начался дождь. Проснулись мы под дождем, под дождем собрались, под дождем пошли. И этот дождь сопровождал нас весь день, то затихая, то прерываясь, но потом возобновлялся и лил, лил, лил. Особенно сильным и без остановки он был вечером. Но, тем не менее, подъема воды в Щучьей мы не наблюдали.

Температура воздуха понизилась, изо рта шел пар. Весь день шли в курточках из Gore-tex и в водозащитных штанах. Во время движения, в целом, было тепло.

Всего прошли от места дневки у притока Воргашор примерно 6 км. Учитывая, что ходили мы в две ходки, значит, прошагали 18 км. Вначале мы пошли по тропам вдоль Щучьей, они шли чуть в стороне от реки. В итоге тропа завела в болото, в высокие кусты, где на нас с удовольствием набросилась армия комаров. После этого мы стали разумнее и начали ходить по галечникам, благо их на первой части было достаточно. Речку переходили исключительно на мелководных перекатах и разбоях, хватало обычной высоты сапог.

Примерно на первых трех километрах от Воргашора на всех галечниках встречались агаты, причем агаты разнообразные: и голубые, и белые, и желтые, и большие, и маленькие. Нам попался один большой агат с почти идеальным сколом и со сложным рисунком. Нам он понравился, но он был тяжелым, весом более 2-х килограмм. Конечно, мы его с собой не взяли, а положили внутрь ничем непримечательного куста и забили точку в навигаторе. Нам все равно возвращаться этим путем. Найдем потом.

А Володя нашел большой кристалл аметиста с одного конца фиолетовый, с другого – белый, правда, немного поцарапанный жизнью. Его взяли с собой.

Встречали много разбитых агатов. Видно, что люди здесь шли и кололи. Именно люди, а не природа.

По мере продвижения местность по растительности становилась все беднее. Если вначале шли высокие кусты ивняка, образующие целые заросли, иногда виднелись даже отдельные ели, то потом, к вечеру, растительность была представлена карликовой березкой и кустами можжевельника. Ивняк почти исчез, есть, конечно, но виден кое-где.

После того, как речка перестала крутить свои петли и пошла более или менее ровным руслом, рядом с ней стали встречаться большие участки болот. И мы поднялись на склон, и среди березки нашлись слабые тропы. Мы по этим не очень четким тропам шли верхом. Река была где-то там, внизу. Благодаря этому, мы легко обошли болотины.

Вечером, когда начался сильный дождь, поднялся еще и сильный ветер. Тучи по небу летели низко-низко и очень быстро, как бешенные. Такое ощущение, что протянешь руку, и можно до них дотронуться.

Для бивака искали место, хоть немного защищенное от ветра. Попался невысокий склон, заросший можжевельником. Тут и устроились. Натянули тент. Устанавливать его было сложно, т.к. сильный ветер срывал его несколько раз. Но, в конце концов, удалось. Тент расположили так, что небольшая часть тента прикрывала палатку, а вторая часть тента служила навесом для тех вещей, которые остались снаружи, вне палатки.

Ужин готовили на газовой горелке.

29 июля

С утра солнечно, тепло, небольшой ветер. От вчерашней непогоды не осталось и следа. Высушили все снаряжение, которое намочил накануне дождь, и только потом отправились в путь.

Бивак на Щучьей

И в течение дня погода баловала нас.

За день прошли 7км (21 км) и остановились на известном месте под названием «Бочки». Это стойбище оленеводов, сейчас пустое. Есть небольшой запас дров, кострище, бревна, прожженные железные печки, старые оленьи рога и, конечно, несколько бочек, видных издалека.

Путь в целом был проще, поэтому мы эти километры прошли быстрее, чем накануне. Все время шли правым берегом (орографически). Шли по тропам среди березки, шли по высохшим болотистым участкам под склоном, шли по осыпям.

Верховья реки Щучья

Кстати, встретились места, где под северными склонами еще не растаял зимний снег.

Снежники по берегам Щучьей

А речка тем временем стала очень мелкой. На перекатах все камни торчали из-под воды.

Во время обеда на ближайшем перекате, где максимальная глубина 15-20 см, поймали пару хариусов, и тут же съели их.

Основным событием этого дня было то, что, пока мы обедали, нас догнал и перегнал Максим Федоров, турист из Москвы, врач. Байдарку он проводил, в отличие от нас. Сюда, на Северный Тиман, он приезжает четвертый раз. В разговоре с нами он давал консультации по речкам и вездеходным дорогам. Велел на Каменку и на Светлую не ходить, т.к. в этом году воды крайне мало. Во время его предыдущих походов такого маловодья не было. На последнем участке по Щучьей он получил две пробоины на своей новенькой двухместной «Щуке». Рекомендовал с Белой, отбросив затею с Каменкой (очень далеко и воды нет), идти на Индигу и далее к морю, откуда улетать домой.

Максим здесь не один. Изначально их было трое. Собрались по интернету на совместную заброску. Сейчас он поднимается вместе с Борисом Свирчевским из С-Петербурга. Борис идет своим темпом, занимается фотосъемкой и рыбалкой. Третий член команды, увидев грязную и мощную от дождей Щучью на стрелке с Сулой, вверх решил не ходить, а остаться на стрелке. Там отдыхать и ловить рыбу, пока не надоест.

Вот этот момент – грязная Щучья – позволил нам определиться. Мы в это время были в одном дне впереди Максима и компании. Значит, не так уж плохо и медленно идем.

Еще Максим сказал, что видел байдарку с туристами, которые были под водопадом на Суле, потом под водопадом на Щучьей. Они искали тайники, которые оставил Валентин Чугай с Ириной Опанчук (геокэшинг), и никуда больше идти не собирались по причине общего маловодья.

А вообще Максим и компания сначала поднимались по Суле на лодке «Солар» под мотором, но потом китайский мотор сломался. Лодку оставили в кустах, а сами пошли вверх на байдарках. Максиму теперь надо обязательно вернуться на Сулу, спасать свою дорогостоящую лодку.

Максим и Борис перестали тянуть вверх свои байдарки, не дойдя примерно километр до «Бочек». Как потом они сказали – слишком мелко. Вечером мы оказались впереди и со своей стоянки видели их в бинокль.

В этот день с Борисом мы не встретились.

Вид на Щучью от стойбища
Закат в тундре
Закат – в чистое небо, но с севера наползает какая-то бяка. Комары зверствуют.