Волок на Белый Кечвож 30 – 31 июля

30 июля

По генеральному плану похода в верховья реки Белой мы не собирались идти. Мы должны были выйти на приток Белой – ручей Белый Кечвож, где расположен 1-й участок Каменного города. (Напоминаю, памятник регионального значения «Каменный город» состоит из трех участков).

От места стоянки у «Бочек» поднялись вверх, дошли до развилки вездеходок и встали на вездеходку, идущую к реке Белой. И весь день двигались по этой вездеходке.

После волока вдоль Щучьей движение по вездеходной дороге нам показалось намного проще и легче. Когда поднимались по дороге на сопку Щучья, в бинокль увидели наших попутчиков, Максима и Бориса. Они в этот момент отходили от «Бочек». И больше мы их на волоке не видели, хотя думали, что они нас легко догонят и перегонят, т.к. моложе, а значит, сильнее.

Вездеходная дорога была разной. Когда она шла по каменистым участкам и просто по тундре, то была хорошей, идти по ней было легко. Но еще она пересекала полосы ивняка, где была слабо выражена и терялась. Но по этой дороге, явно в этом году, проехал квадроцикл. И на его колею мы ориентировались там, где вездеходная дорога была не видна.

В течение дня у нас была проблема с водой. Маловодный июль высушил тундру, высушил ее болотистые места, высушил некоторые ручьи. Например, на обед мы встали на ручье, который есть на карте и течет по другую сторону от Щучьей сопки. Но ручья, как такового, не было. Вместо него было несколько бочажков с водой темно-коричневого цвета. Чтобы себя не пугать цветом воды, мы приготовили на газу гречку. Она и так коричневая. А вот чай получился черно-коричневый, несимпатичный. Вкус блюд эта вода, конечно, изменила и не в лучшую сторону. Но куда деваться?

Когда мы искали место для ночевки, на первом плане была вода. Издали увидели открытую воду на Кечвожском болоте и к ней устремились. К вечеру дошли. Нашли ровное местечко и там устроились. Когда определились, оказалось, что стоим в центре болота. Но сейчас оно почти все высохло, поэтому болото – относительное. Нас окружала чахлая березка, а на нашем пятачке рос ягель.

Нам повезло: рядом с открытой водой болота нашли ручей, впадающий в болото, с чистой родниковой водой, холодной и вкусной.

Вечером, когда все дела на биваке были сделаны, начался сильный ветер и дождь. Мы быстро запрыгнули в палатку.

За день прошли 7,3 км (21,9 км).

31 июля

Дождь, начавшийся вечером, с перерывами продолжался и ночью. В конце концов, он вроде бы затих, но поднялся сильный ветер. Он здорово трепыхал палатку, она громко хлопала тентом, и этот резкий звук над моим ухом мешал мне заснуть. Наконец, я забылась, но очнулась от того, что звук трепыхания изменил свой тон. Открыв глаза, я увидела, в принципе, устрашающую картину. Ветер поменял направление, и если он раньше дул вдоль палатки, то теперь поперек, по широкой стороне. И дул с такой силой, что перекладина, поддерживающая потолок тента и расположенная горизонтально к земле, согнулась в крутую дугу. Мелькнула мысль: «Сломается в любое мгновение или ветер разорвет ткань тента. Мы лишимся дома».

Разбудила Володю. Открыв глаза и оценив обстановку, он без разговоров быстро начал собирать вещи. Одновременно мы по очереди держали палатку за эту согнутую в «бараний рог» дугу, спешно одевались. Еще вечером, когда начался сильный ветер, мы говорили о том, что в тундре не надо задерживаться, надо быстрее уходить к реке. Там всегда можно найти тихий уголок и защиту от ветра, который на этих бескрайних тундровых просторах набирает немыслимую силу, не встречая препятствий.

Когда вещи были собраны, и пришло время снимать палатку, выбрались наружу и увидели, что прямо по земле с огромной скоростью неслось плотное облако, неслось сквозь нас. Скорость была ужасающая. И еще сыпался горизонтальный дождь. С таким горизонтальным дождем мы уже сталкивались на Северном Урале, когда ходили на плато Маньпупунер. Спасения от него нет, пробивает все насквозь.

Для облегчения жизни палатке мы распахнули оба входа, чтобы пропустить ветер, но одновременно впустили дождь. Внутри этой тучи с дождем и ураганным ветром мы собрали рюкзаки. Когда были готовы к выходу (по закону подлости), туча пронеслась, дождь закончился, стали видны горизонты. Ну, а мы пошли дальше по маршруту, хотя было всего пять утра. Без завтрака, даже без утреннего кофе. Просто сделали по глотку воды из бутылочки, которая осталась с вечера.

Пройдя Кечвожское болото, немного прошли по вездеходной дороге и свернули прямо в тундру в направлении Белого Кечвожа. Немного поблуждали по тундре, т.к.  идти прямо не всегда было возможно. Например, если стеной вставал ивняк, мы его обходили, т.к. через него трудно ходить, по березке проще. Тут еще туман опустился, добавив нам трудностей. Мы же ходили в две ходки, вот и попробуй в тумане, когда видимость 10-15 метров, найти оставленные в тундре рюкзаки, если при ходьбе петляешь как заяц. Конечно, забивали точки в навигаторе, они помогали здорово.

Сделав несколько ходок, вышли на безымянный приток Белого Кечвожа, текущий по заглаженным бело-серым скалам. Но ручья как такового нет. Здесь отдельные озерца, скорее лужи, соединенные между собой маленькими ручейками. Не выбирая места, тут же на горелке организовали завтрак. Время 6-30.

Во время завтрака было очень и очень холодно. Дул пронизывающий ветер, и над нами с бешеной скоростью летели низкие серые облака. Скорость невероятная, раньше мы и представить себе не могли, что так бывает. Постепенно начали образовываться разрывы, в которых было видно далекое голубое небо с белыми легкими облаками.

Когда мы уже пошли дальше, серость пролетела, на небе были обычные кучевые облака, но тоже очень низкие и быстрые, казалось, что они не в небе летят, а бегут по земле. Почему над тундрой бывают такие низкие облака? Вот вопрос.