Река Ижма 20 – 27 июня

Ижма берет начало на юге Тиманского кряжа. Она как ось симметрично разделяет Республику Коми на две примерно равные части.

Длина нашего сплава по Ижме – 313 км, пройденные за 8 дней, хотя отводили на эту реку 10 дней. Дневки (скорее полудневки) у нас организовались не по запланированному плану, а были связаны с неблагоприятными погодными условиями.

В этом году весна в регионе сильно запоздала. По мнению местных жителей – на месяц. И мы это видели еще дома, когда постоянно отслеживали погоду в районе путешествия. До отъезда в поход – неделя, а на Печоре еще не закончился ледоход. Поэтому, когда вечером 19 июня прибыли в Сосногорск, то увидели весенний паводок на Ижме – широкая река, быстрое течение, мутноватая вода, все берега подтоплены.

Вокзал в Сосногорске
Наше снаряжение на старте в Сосногорске
Дорога к реке Ижма

Первым делом посетили магазины, закупив газ для похода и необходимые продукты на первое время. На берегу собрали байдарку, и в 21-45 отплыли от города, поход начался.

На месте старта

Прошли около 10 км и устроились на ночевку среди высокой травы. Комары достали, но другого ровного места не нашлось. Искать было уже некогда – полночь, пора спать.

20 июня

Недалеко от Сосногорска реку пересекает магистральный газопровод «Сияние Севера», отметивший свое 50-тилетие в 2017 году. Старые линии газопровода уже все заросли растительностью, мало заметны, новые имеют бетонированные берега.

Здесь газопровод пересекает реку
Газопровод "Сияние Севера"

У нас там случился такой момент: только-только проплыли последнюю линию газопровода, как вдруг у нас за спиной раздался сильнейший рев. Мы не стали разбираться, что там ревет, а только сильнее налегли на весла, чтобы быстрее оказаться подальше от газопровода. И только, когда он скрылся за поворотом, мы вспомнили, что на газопроводах есть насосы, которые качают газ. Возможно, это включился один из них, издавая душераздирающий рев.

До деревни Порожск Ижма течет в высоких берегах, покрытых березово-еловым лесом. Непосредственно у воды полосы ивняка. Мест для ночевок было мало, т.к. берега еще сырые, вода сочилась из всех пор. Зато много всевозможных домиков и избушек на обоих берегах, стоящих высоко над водой в лесу. Правда, заметить эти домики часто можно было только в последний момент, издали они не видны. Только увидишь, как тебя быстрое течение половодья проносит мимо. Один из домиков оригинальной конструкции (пирамида) был заранее отмечен у нас на карте, поэтому только возле него мы и смогли причалить, организовав там обед.
Изба у притока Дрещанка

На Ижме есть несколько именных порогов: «Трехглавый», «Грива», «Разливной», «Бычье горло», «Бобрёнок», «Сердце», «Каменный». Во время нашего сплава большинство из них было закрыто высокой водой, и только на некоторых возникали стоячие валы, ускорялось течение. На наш взгляд самые большие валы были на пороге «Бычье горло». Некоторые пороги мы вообще не заметили, например, «Разливной».

Перед Порожском есть остров с большой галечной отмелью. Пожалуй, это наша лучшая ночевка на Ижме. Дров в виде плавника хватало, ветерок сдувал всех комаров, и нам было комфортно.

За день прошли 40,6 км.

21 июня

Порожск

После Поржска берега Ижмы постепенно понижаются. Лес все также березово-еловый, но добавились большие заросли цветущей черемухи. Воздух напоен ее ароматом.

Цветение черёмухи
Черёмуха

Утром видели коллег (2 человека) на надувных лодках, на одной они плыли сами, другая, меньшая по размерам, была привязана к первой, наверно, там лежали вещи. Когда мы проплывали мимо, они еще были на берегу, а потом шли исключительно самосплавом, очень медленно. В итоге мы не встретились.

Вода в реке активно падала, начали обнажаться галечные отмели. Высадившись на одной из них погулять, увидели на суше и в воде большое количество живых мидий. Они ползали по берегу, оставляя за собой борозды.

Весь день очень жарко и душно. На обед искали место в тени, чтобы хоть немного было прохладнее.

Винла

Выяснили, что в маленьких деревнях магазины работают всего два часа в день – час утром, час вечером. В Порожске мы попали именно в этот утренний час и купили немного продуктов. Нам во время сплава по Ижме и Печоре надо закупить весь ассортимент еды на весь поход. Из дома мы с собой взяли только необходимый минимум отдельных продуктов – чай, кофе, сало, шоколад и подобное.

Найти место для бивака непросто. Хотя уровень воды понижался, все еще подтоплено. Мало ровных удобных и сухих площадок. Вечером, увидев на берегу сарайчик, которым пользуются во время сенокоса, остановились на ночевку. Первоначально планировали поставить возле него (место ровное) палатку, но начался дождь, и мы переселились внутрь, растянув палатку (без тента) внутри этого сарайчика, чтобы спрятаться от разбойников-комаров. Палатка еле поместилась, т.к. размер сараюшки был где-то 2х2 м. Дождь шел всю ночь.

Приготовление пищи на горелке.

За день прошли 47 км.

22 июня

Утром отчалили под небольшим дождем.

Утренняя укладка вещей в лодку
Впереди Кедвавом

В деревне Кедвавом посетили магазин. Цены там были очень низкие, мы от таких уже отвыкли. В Кедвакоме нам рассказали, что тут неподалеку останавливается рыбоохрана, которая самосплавом доходит до Белой Кедвы. Туда на нерест идет красная рыба, вот ее и стерегут.

Вскоре и мы проплыли устье Белой Кедвы.

Весь этот день нас сопровождал дождь с грозой.

Берега наклонные, затопленные кусты стеной вдоль них. Причалить некуда, поэтому мы использовали малейшую возможность для выхода на берег, чтобы организовать обед. В этот день нам повезло: мы увидели на высоком берегу столик и лавочку, а между кустов – прогал, позволяющий причалить. Правда, свой обеденный костерок мы все равно сделали недалеко от воды за полосой кустов и удобствами стола с лавочкой не воспользовались. Пока занимались обеденными делами, наблюдали, как идут грозовые тучи. Две из них прошли мимо нас, а вот третья накрыла дождем, сопровождавшимся молниями и громом. К этому времени мы успели пообедать, поэтому просто укрылись тентом и переждали непогоду.

После обеда нас как подменили: мы еле гребли, вдруг навалилась сильная усталость. Первоначально хотели посетить магазины деревни Койю (нам их хвалили), но подплыв к Койю, мы не захотели даже из байдарки выходить. А сзади нас в это время догоняли черные страшные грозовые тучи.

Ижма ниже пос. Койю

Сначала мы хотели сбежать от них, но поняли, что это бесполезно. Будь, что будет. И дождь периодически поливал нас. Иногда одновременно с дождем светило солнце, и оно было такое жаркое, что на ум приходило сравнение – как доменная печь. Почему печь, не знаю.

Несколько раз пытались высадиться на берег в поисках места для бивака, но все было мокрым после дождей, а земля вязкой. И мы уходили дальше. Обнаружив на карте сарайчик впереди, доплыли до него. Это опять было место сенокоса. Сарайчик оказался большой избой с нарами и столом. Мы и здесь поставили палатку внутри, комары расслабиться не давали.

Приготовление пищи на горелке.

За день прошли 41,1 км

Закат на Ижме

23 июня

Рекорд по выходу на сплав – 7 утра. Ранний выход имел достоинства – погода с утра всегда лучше, и это позволяло пройти большее расстояние в течение дня. Кроме того, имея большой запас времени, можно было не спешить, больше любоваться окружающей природой.

Весь день сильный ветер и временами дождь. Хорошо, что ветер был попутным, но он создавал на реке большие волны с барашками, которые мешали плаванию, тормозили. Но попутный ветер все равно подталкивал в спину, замеряли скорость – более 7 км/час, не гребя. Иногда, очень редко, через облака на минутку проглядывало солнышко, и оно опять было очень жарким, поэтому мы во время сплава не утеплялись, а плыли в тельняшках и анораках. И водозащиту не одевали, т.к. на ветру промоченные анораки очень быстро высыхали.

Впереди Том

В этот день была хорошая сотовая связь в районе Тома (МТС), послала СМСки.

Выбирая место для обеда, Владимир соблазнился большим стволом дерева на зеленом берегу, мол, готовые дрова и сидеть можно. После причаливания еле выползли из байдарки, т.к. берег обрывистый, и под ним слишком глубоко, а это большое неудобство. И далее прикол продолжался – на берегу оказалось болото, топь, даже переобуться на период обеда не удалось. Зато на стволе сидели и даже тент натянули, т.к. дождик и тут не оставил нас в покое.

Вскоре после обеда вышли в район предполагаемой дневки. На карте и в действительности здесь несколько рыбацких домиков, но все они были заняты. А в других местах, кроме домиков, и причалить-то негде – сплошной ряд густых кустов. К этому времени от сильного постоянного ветра и периодического дождя мы очень замерзли, поэтому, увидев свободный домик на притоке Лёквидзью, не раздумывая, разгрузились в него, хотя было всего полпятого вечера. И только облачившись в термобельё, теплые носки и шапочки, мы согрелись.

Изба в устье Лёквидзью

Приготовление пищи на горелке, т.к. бродить по мокрому лесу в поисках дров не было никакого желания.

К вечеру ветер утих.

За день прошли 48,4 км.

Вечером заболел Володя. Простуда.

24 июня

Выплыли еще раньше, чем в предыдущий день, в 6-50. Это связано с тем, что рано ложимся, высыпаемся, и рано утром мы уже готовы к плаванию. Кстати, с утра мы перестали полноценно завтракать. Просыпаемся сытые, сытые с вечера. Есть совершенно неохота. И мы обходимся парой чашек кофе с хлебом, и в путь.

С утра опять тучи. Мы даже играли в «угадайку»: какая туча именно на нас прольется дождем.

Река Ижма

Тучи шли сильные, мощные, черные, красивые и с темными полосами дождя. Попадать под этот дождь мы не желали. И поэтому иногда тормозили, останавливаясь на берегу и пропуская тучу, или же наоборот, гребли вперед, стараясь уйти с пути движения тучи. Тучи шли наискосок через Ижму, поэтому нам сегодня удалось избежать попадания под ливень.

Ижма потихоньку стала меняться. Если ранее на берегах был елово-березовый лес с преобладанием ели, то сейчас – преобладание березы. Стало больше луговин.

Луговые берега Ижмы

По мере приближения к поселку Ижма лес от реки начал отступать. Его место стали занимать обширные заросли ивняка, луга или болота.

Перед дождем

Ветер весь день на реке и на берегу очень сильный. Из-за этого прохладно. Зато ветер сдувает всех нежелательных насекомых. Генеральное направление ветра – с юга, т.е. при плавании нам в спину. Но когда на берегу были большие открытые пространства, например, луговины, ветер крутило, порыв мог пройти с любого направления – в лоб, сбоку. Перед деревней Щель ветер был такой силы, что он нагулял на реке большие волны, с барашками. И мы по центру, по всем этим барашкам далеко от обоих берегов (там Ижма широкая) рулили. Подойти к берегу (там безопаснее) не могли, ветер не пускал, а мы (фулюганы) без спасжилетов. Когда Щель осталась сзади, все на реке успокоилось.

У села Мошьюга появляется слабая сотовая связь. А перед селом огромная отмель. Даже наша «плоскодоночка» до берега не дошла, застряв в песках отмели.

В последнем маленьком лесу напротив Ластинских перекатов за 2 км до деревни Ласта в 13-45 мы встали на дневку. В принципе это было единственное удобное место, до этого были луга да мелкий кустарник. Только дневка у нас получилась оригинальная: полдня 24 июня (после обеда) и полдня 25 июня (до обеда). Это позволяло нам хорошо отдохнуть, с одной стороны и ежедневно интенсивно двигаться вперед, с другой стороны. Поляна для дневки большая, продуваемая (меньше комаров), а уют нам создал большой куст цветущей черемухи, за которым мы устроили костер. А по небу до вечера продолжали идти одна за другой черные тучи, температура воздуха низкая. Даже комары попрятались. Только в палатке хорошо. Это такое счастье лежать днем и НИЧЕГО не делать.

Во время дневки подлечились. У меня от постоянной гребли болели запястья и локтевые суставы, а Володя простужен.

Позже оказалось, что мы устроились на пастбище. К нам пришло стадо – несколько взрослых особей и целый «детский сад» телят. Им приглянулась наша байдарка, и они давай ее лизать. Пришлось внедриться в это стадо и прямо из-под носа унести байдарку к палатке, которую они обходили стороной, ну, почти стороной.

За полдня прошли 36,7 км.

25 июня

С утра дождь и сильный ветер. Холодно, особенно на ветру. Даже подумать страшно, что надо плыть. Но к обеду погода немного улучшилась: ветер чуть ослаб, дождь закончился, потеплело.

Отплыли в 13-30, оставшись в термобелье. Ижма стала очень широкой, и мы впервые надели спасжилеты. Ветер постепенно поменял направление и стал северным – нам в лоб. По берегам леса нет, его сменили обширные луговые пространства, местами заросшие кустарником. Ветру есть, где разгуляться.

В поселке Ижма посетили магазин. Что интересно: продавщица уже знала, что мы идем по Ижме на байдарке, и нас ждала, сказав, что все жители реки про нас знают. Какими мы стали знаменитостями!

И после поселка река широченная, все огромно, широко и вообще не понять, где тут русло. Северный ветер нагулял большие волны. Близко к берегу не подойдешь, т.к. часты отмели, глубоко вдающиеся в реку. Один раз сели на мель в центре реки. Оказалось, что здесь затопленный половодьем остров. Пришлось прогуляться пешком до глубокой воды. Ниже пос. Ижма существует лодочная переправа, соединяющая левобережные поселки с пос. Ижма. Здесь, наверно, летом понтонный мост, но сейчас мы видели понтоны, разбросанные по разным берегам.

Далее Ижма разбивается на два рукава. Мы выбрали для движения левый – протока Косшар. Перед этим раздвоением река стала как море да еще эти большущие валы от ветра. Как-то непривычно на байдарочке по таким неспокойным огромным водным просторам. Чтобы войти в Косшар, пришлось работать, работать и еще раз работать, т.е. без остановки махать веслами.

В протоке, естественно, более узкой, чем вся Ижма, было комфортнее. На каждом повороте отмели галечные и песчаные, переходящие в луга, но в целом берега неуютные, леса нет. Кое-где на противоположных от отмелей берегах видны в отдалении кусты, но, как правило, эти берега обрывистые – не высадишься. И только достигнув урочища Мельница, мы нашли место для бивака. Причалка удобная, галечная. Здесь узкая полоска симпатичного смешанного леса на склоне. В ложбинке нашлась полянка, защищенная от ветра, на ней мы и обосновались. К этому времени, не смотря на термобелье и надетые позже безрукавки, мы очень сильно замерзли. Ветер постарался выдуть из нас все тепло.

К ночи ветродуй закончился, тишина. По ощущениям – потеплело, и комары обрадовались.

За полдня прошли 27,7 км.

26 июня

Проснувшись, увидели, что плотная пелена облаков ушла на восток, а с запада к нам пришло голубое небо. Мы уже и забыли, как оно выглядит. Правда, к моменту выхода (8 часов) опять все затянуло облаками.

Впереди Черноборская
     Ижма широченная, протоки, заводи, большие острова. Куда не кинь взгляд – просторы до горизонта. Иногда не знаешь, куда и плыть-то. Часто причалить некуда, все прибрежные кусты по «грудь» в воде.

Плыли и плыли. Место для обеда (где есть земля, где можно высадиться) искали с помощью бинокля.

Во время обеда на берегу нашла черепок от старинной керамики. К сожалению, в походе он был потерян, но на видео я его успела запечатлеть.

Кусочек старинной керамики

На обрывистом берегу видели странные сооружения: к реке вел узкий проход, обложенный с двух сторон бревнами. Наверху перпендикулярно к этому проходу прямоугольная яма, тоже обложенная бревнами. Из этого сооружения вниз уходили толстые троса. Если, кто знает, что это, для чего это, поделитесь.

Странное сооружение на берегу Ижмы

По правому высокому берегу шли многочисленные населенные пункты, но мы, в основном, придерживались движения вдоль левого берега – короче путь.

Весь день безветренно, а если и появлялся ветер, то он был попутным. К вечеру небо очистилось от облаков, солнце светило прямо в лоб, трудно смотреть вперед, ничего не видно.

Большая проблема была связана с поиском места ночевки. На островах песок очень мокрый, ноги вязнут, видно, что только-только вышли из-под затопления.

Ижма в урочище Лямчина

На основном берегу та же проблема – некуда. Или кусты в воде, или берег обрывистый, или вода только сошла, палатку поставить некуда: грязь и топь кругом. Как же мы обрадовались, когда протока Ижмы повернула к небольшому лесу (напротив острова Выльюдь). Там нам нашлось место. Прямо в лесу, на моховой подстилке была установлена палатка.

За день проплыли 38,4 км.

Во время плавания по Ижме мы ежедневно пытались рыбачить, но успех был небольшой: мелкие окуньки да и тех раз-два и обчелся. Местные рыбаки говорили, что мы слишком рано приехали. Вот уровень спадет, вода очистится, и рыбалка будет. Но основная наша цель ведь не Ижма. Это только подход к основному маршруту, поэтому мы мирились с отсутствием рыбалки. Еще наверстаем.

27 июня

Утром солнечно. Наблюдали, как по Ижме сверху вниз плыл одинокий лебедь. Какой же он большой и красивый!

Вышли в плавание поздно – в 10-25, до Печоры недалеко, успеем. К этому времени с Печоры начала наползать какая-то хмарь и закрыла солнце. До обеда прошли всего 13,5 км, и все эти километры нельзя было высадиться на берег, все затоплено. Ветер, усиливающийся с течением времени, был попутный, но все равно мешал рулить. Часто гребли одним веслом, чтобы выправить направление движения.

Чтобы уйти с этих огромных водных просторов, решили пойти по протоке Кельчишар. Но, когда мы подошли к ней, поняли, что протоки как таковой нет. Остров, отделяющий ее от основного русла, затоплен, он под водой, только торчат из воды группами столбы, на которых потом, при сенокосе, будут формировать стога. Где-то там, вдалеке за водными просторами, видны населенные пункты, а мы тут одни в затерянном мире. Как же мы обрадовались небольшому лесу на левом берегу протоки, где высадились и устроили перекус. Готовить не стали, только чай вскипятили. Основная цель остановки – переждать ветер, который нагулял на просторах Ижмы большие волны.

Переждали, ветер закончился, волны стали утихать, но сразу пошел дождик. Небольшой такой, редкий. Мы посчитали, что лучше дождик, чем ветер, тем более казалось, что он вот-вот закончится. Но, тем не менее, надели курточки из Gore-Tex, а вот водозащитные брюки одевать не стали – мол, дождик небольшой и скоро закончится, и по безветренной Ижме двинулись вперед.

Пройдя еще 10 км, дошли до последнего мыса перед Печорой. И эти 10 км причалить абсолютно было некуда – берегов нет, все затоплено. Пошли как будто по протоке Вылью, но все это было относительно: низовья Ижмы представляли собой единое обширное, до горизонта, водное пространство с рядами затопленных кустов и группами столбов под стога. В этом пространстве можно было заблудиться, оказаться на заливном луге или в тупик заплыть, т.к. образовалось огромное количество всяких заливов. Чтобы этого не произошло, по навигатору мы придерживались нарисованной на карте, но отсутствующей в действительности протоки. Она должна была вывести нас к Печоре. Так и получилось. На деле это выглядело так. Володя говорил – «плывем вон к тем кустам». Доплыли. «Теперь плывем вон к тем очень далеким кустам». И мы по морю-океану плыли к указанным кустам. «Теперь поворачиваем влево». Поворачивали. И тому подобное.

Пока мы плыли, дождь не переставал идти, а наоборот, усиливался с каждой минутой, постепенно перейдя в ливень. И вот в этом ливне по бескрайнему морю-океану мы плыли и плыли. Последний заключительный отрезок на Ижме, когда протоки собрались в единое целое, имел стремительное течение, которое быстро понесло нас к Печоре.

Устье Ижмы

Из-за непрекращающегося дождя мы не собирались сразу выходить в Печору, мечтали остановиться под крышей и поэтому планировали дойти до изб в устье реки, они нарисованы на карте. Первая маленькая разрушенная изба лежала на боку в грязи только что сошедшей воды, вторая была в хорошем состоянии, но занятая рыбаками (стояло две моторных лодки).

Чуть ниже этой избы нашелся высокий пятачок берега, правда, он выглядел как остров – протоки со всех сторон. Здесь мы и высадились. Земля от дождя раскисла, но выбора у нас не было. Сначала установили тент, все вещи под тент. Потом под тентом поставили палатку.

Бивак в устье Ижмы

Чтобы зайти в палатку и не намочить спальники и запасную сухую одежду, разделись «до нуля», т.к. все было мокрое, из каждого сапога, наверно, по 0,5 л воды вылили. Она стекала туда по штанам. Все мокрые вещи сложили в большой мусорный мешок и оставили под тентом. В палатке оделись во все сухое, начиная с трусов. Ужин на горелке.

Вечером дождь не успокоился и еще поднялся сильный ветер. Похолодало. На Печоре, которая хорошо видна отсюда, начался шторм, видны высокие волны с барашками.