Волок на реку Нижняя Каменка 15 – 16 августа

15 августа

Ночью был сильный ветер до такой степени, что упала наша тренога, на которой висели котелки. Утром ветер продолжался, но, в целом, погода нормальная: слегка прохладно, кучевые облака.

С утра Володя попытался в третий раз заклеить свой сапог. Дополнительно обмотал это место скотчем. Правда, скотч протерся на первой же ходке.

Потом собрались, поднялись по вездеходной дороге на левый борт долины Щучьей, дошли до нашей заброски. Ничего с ней не случилось – все цело. Раскидали ее по рюкзакам. Теперь у нас получилось четыре упаковки, на волоке будем ходить оба по два раза.

Хорошая сухая вездеходная дорога, с которой видна заброшенная буровая геологов, быстро закончилась и уперлась в болото. Оно началось с канавы, заполненной водой. Перешли вброд. Следы вездеходов по этому болоту были многочисленны, единого пути не было. Мы держали направление на буровую. Благодаря сухому лету мы смогли пройти это болото. Но даже на этом подсохшем болоте у нас были определенные трудности: местами трясина, почва под ногами дрожит, хлюпает. Зато встречалась морошка. Пересекли маленький приток Варгашора и вышли к заброшенной буровой. Приток по внешнему виду коричневый, но это налет, вода в нем хорошая, даже хариуса там видели.

На буровой несколько строений, но все они в полуразрушенном состоянии. Как нам потом сказали встреченные геологи, эта буровая действовала в середине 70-х годов. Место, где расположена буровая, неплохое. Тут кругом болота, а она на сухом бугре, березки растут, цветет иван-чай. Если бы не окружающая разруха, то вполне уютно.

Мы устроились за самым большим строением, чтобы укрыться от сильного ветра, который и не думал успокаиваться.

Пока я готовила обед, Володя ушел в разведку с целью найти вездеходную дорогу в направлении Нижней Каменки. С этого бугра уходят несколько вездеходок, но нам нужна была определенная. На разведке он был долго, но дорогу нашел. Пока шел туда, чуть не угодил в трясину, почва под ногами заколыхалась, того и смотри верхний слой прорвется и ага. На обратном пути трясину обошел.

Начальный участок пути после буровой был самым неопределенным, т.к. вездеходная дорога на нем уже полностью исчезла. Мы дважды по нему носили вещи, и каждый раз шли по-другому, т.к. собственные следы успевали потеряться в болоте, в ивняке. Там шаг в сторону, и местность неузнаваемая. И еще там был хитрый поворот, обходящий болото. Чуть не так повернешь, на вездеходку не выйдешь.

Сама вездеходная дорога очень заросшая, тяжелая, идет, в основном, по болотистым участкам. Местами следы вездехода только угадывались, и мы шли по наитию, по чутью. Правда, это чутье базировалось на данных навигатора. Вездеходная дорога была видна на спутниковых картах, и оттуда Володя прорисовал ее на топографической карте. Смешно: спутник дорогу видит, а мы идем по ней, и ее не видим. Это самая плохая вездеходка из всех, по которым мы здесь ходили.

К концу дня вездеходная дорога вывела нас в верховья Воргашора. Ширина его здесь 60-70 см, есть перекаты, плесы, разливы. И круги расходятся, какая-то рыба живет. Ну, настоящая речка, хоть и в миниатюре.

Палатку поставили на склоне левого берега почти на самом верху, т.к. внизу, ближе к воде, было сыро. Ужин на газе, т.к. сильно устали, и искать дрова не было никакого желания.

На пути к Нижней Каменке

Когда солнце закатилось за горизонт, резко похолодало. Небо безоблачное. Такое ощущение, что температура в районе 0°С. А комары одели, наверно, пуховики и продолжали нас кусать.

За день прошли всего 4,6 км (13,8 км).

16 августа

С утра опять разведка, т.к. следы вездеходов только поднимаются на высокий берег и пропадают. Вездеходная дорога есть только на карте, на местности ее нет.

По тундре, по навигатору вышли вроде как на вездеходку. Она еле заметная, заросшая, и шла, в основном, по мягкому грунту. Идти тяжело. Потом она подошла к большой куче ивовых кустов и в районе этой кучи совсем потерялась. Вышли прямо по тундре на горку, с нее увидели вездеходку, встали на нее и побрели.

Погода испортилась. По небу бродили черные тучи с дождями. Под пару дождей и мы попали.

На пути к Нижней Каменке

Выйдя на возвышенное место, увидели далеко впереди долину Нижней Каменки, скорее ее лесистый противоположный склон. Эта картина согрела душу: виден конец пути.

Потихоньку вышли ко второй буровой. Александр Князев, который шел этим путем, писал: «Дорога заканчивается в 3 км от Н.Каменки у второй буровой». Но это не так. Там такая местность, что невольно утягивает влево, уводя от вездеходной дороги. Мы на эту провокацию не поддались. Опять небольшая разведка, и дорога найдена. После буровой она метров 500 опять слабая и идет по болотистой местности. Но потом, выйдя на сухие взгорки, впервые стала очень хорошей. Скорость нашего движения существенно увеличилась, и в 18-30 мы вышли на берег Нижней Каменки. Наши пешие переходы по тундре закончились. При спуске в долину видели продолжение вездеходки и на противоположном берегу.

При подходе к Нижней Каменки начался лес: ели, березы, правда, там, куда нас привела вездеходка, леса не было. Один высокий ивняк. Среди этого ивняка нашли хорошую ровную полянку, где и устроились. Рядом – перекат, а в нем толстые хариусы. Дров среди ивняка великое множество. Впервые за поход мы не экономили на костре, жгли столько, сколько хотелось.

Весь переход от верховий Воргашора до речки мы прошли без обеда, только с перекусом (шоколад) без чая. Нас подгоняли тучи с дождем, мы старались от них уйти, что почти удалось.

Вечер удивительно тихий. Чистое небо, холодно, даже комары исчезли, над рекой и в низинах поднимался туман. Увидели первую звезду за поход, т.к. ночи стали темнее. Это была Вега.

На ужин – жареный хариус из Нижней Каменки. Какой же он здесь крупный и непуганый! Берет с первого заброса на любую блесну.

Ночью была отрицательная температура, все растения опять стали хрустальными, палаточный тент задеревенел.

За день прошли 5,9 км (17,7 км).