Река Щучья 18 – 27 июля

Прежде, чем отправиться в затерянный мир Левой Нижнекаменской Россохи, мы захотели посмотреть известные каменные города на Белом Кечвоже и на реке Белой. Поэтому пошли вверх по реке Щучья, по которой идет стандартный подъем к сердцу Северного Тимана – реке Белой.

Отдохнув на стрелке рек, отправились вверх по Щучьей. Здесь, внизу, фактически сплошной перекат, тащить тяжело.

Устье Щучьей
Щучья впадает в Сулу

Берега Щучьей скалистые, вертикальные, сложенные как из кирпичиков. Видны свежие обвалы. Эти скалистые берега сжимают Щучью, и мы после просторов Сулы сразу попали в совершенно другой мир. Устьевой каньон впечатляет здорово. Там, где скалы с обеих сторон вертикально обрывались в реку, прошли на веслах. Вода здесь тихая, поэтому без проблем. Подошли к мощному перекату, струя которого, вырываясь из узости русла, со всей силы била в противоположный берег. Мы быстро сориентировались, подошли к основанию этой струи, резко пересекли ее. Нас не успело отбросить на скалы. После пересечения струи попадаешь в улово с хорошим выходом на берег.

Потом уже, на Белой, Борис Свирчевский из С-Петербурга, рассказывал, как его эта струя ударила о скалы. Он еле спасся, часть вещей уплыло, но он их догнал по берегу.

Причалив в улово, дальше не стали по быстротокам с прижимами проводить байдарку, а перенесли все вещи и судно до стоянки с баней (100 м) на левом берегу Щучьей. Место уютное, готовое кострище, много дров, но много и комаров. Здесь у нас будет дневка. Противоположный берег – высокие отвесные скалы.

Щучья ниже водопада

Здесь, на левом берегу, тоже скалы, но низкие. У этой стоянки начинается тропа обноса водопада на Щучьей. До него от стоянки 160 м. Если прислушаться, слышен характерный утробный гул водопада.

Первым делом поставили тент, т.к. начался дождь с грозой. Комары и мошка зверствовали.

Бивак ниже водопада на Щучьей

После дождя вода в реке стала мутная, но это не мешало ловить рыбу, которой здесь, под водопадом, не меряно. Ловились хариусы на перекате и язи у травы.

Язь

Как говорят – тут нет рыбалки, здесь есть поход в рыбный магазин. Каждый заброс приносит рыбу. Часть хариусов засолили, другую просто сварили. Но всю съесть сразу не смогли. Осталась на завтра.

Вечером после дождя поднялся туман, выпала роса.

Прошли по Щучьей до стоянки 2 км.

19 июля

Дневка.

Сходили по тропе к водопаду, полюбовались им. Заодно посмотрели, докуда надо обносить вещи.

Водопад на Щучьей
Щучья выше водопада

Потом на байдарке по каньону, сжимающему реку, подошли к водопаду, при этом вели непрерывную съемку на камеру.

Потом начался дождь. Не дождавшись его окончания, постирали наиболее грязные ходовые вещи. А вот банные мероприятия отложили до более теплой погоды. Даже обидно: пока шли по Суле, жара стояла, а на дневке холодно.

Вечером поймали несколько хариусов и зажарили их.

20 июля

С утра обнесли водопад на Щучьей.

Устьевая часть реки сложна для проводки, т.к. здесь много сильных перекатов. Движение вверх медленное.

Вверх по Щучьей

По берегам ближе к водопаду стояли скальные стенки (каньон продолжался), похожие на те, что были до водопада – сложены как из кирпичиков.

Постепенно они становились все ниже и ниже.

Проводка байдарки

Участков, где можно пройти на веслах, очень мало, и они короткие. Часто переплывали речку с берега на берег в поисках лучшей доли. Но, в основном, шли пешком.

Река Щучья

Перед обедом небольшой отрезок времени было жарко, и я даже помыла голову прямо в речке, но потом подоспели тучи, дождь, гроза.

Водные процедуры

В течение дня пробовали ловить рыбу, но ее как будто нет. Может потому, что вода теплая, и вся рыба ушла в верховья. Только под водопадом было ее изобилие.

К вечеру до галечников не дошли и встали на бивак на лугу. Комаров – тучи. Лицо и губы горят огнем, мошка постаралась. И щека распухла. Во время обноса водопада укусил слепень.

Короче, счастье бьет ключом со всех сторон.

На биваке первым делом поставили тент, т.к. небо не внушало доверия. Под ним палатку. Еще осталось место для хозяйственных работ. Тент поставили во время, т.к. потом пошел дождь и лил весь вечер. Из-под тента руководили костром, ели под тентом и легли спать под барабанную дробь дождя.

Бивак на Щучьей

За день прошли вверх всего 6 км. Но был же еще и обнос, а это силы и время. За день очень устали.

21 июля

С утра чистое голубое небо, но постепенно организовались кучевые облака.

Река Щучья

Проснулись поздно, собирались еле-еле, вышли поздно – в одиннадцатом часу.

В этот день до обеда много шли на веслах, река позволяла. Плесами эти участки не назовешь, просто нам под силу было преодолевать течение. А проводка на этих участках затруднена, берега такие, что особо не походишь.

После обеда были протяженные бесконечные перекаты, шла, в основном, проводка. Часто использовали для проводки заросли калужницы, т.к. в калужнице течение не такое сильное.

После вчерашнего дождя воды в реке явно прибыло, калужница почти вся затоплена. В принципе это упростило проводку и упростило греблю. Но вода стала настолько грязной, что когда плывем, весла не видно. Течет одна коричневая глина. Грязь неимоверная.

В течение дня вода продолжала прибывать и ее мутность только увеличивалась. Для приготовления пищи воду брали из небольших проточных ручейков, которые образовывались на галечных отмелях. Вода фильтровалась через гальку и была пригодна для использования.

Рыбы в реке не видели. Зато видели спиленные бензопилой деревья. Чаще всего спилены те, которые были наклонены к реке. Предположили, что пилят ненцы, когда гоняют тут стада оленей.

На одном из поворотов реки тайга резко закончилась, и стали видны бескрайние просторы тундры. Это говорит о том, что за узкой полоской леса вдоль реки, там дальше, тундра. Река создает свой микроклимат, поэтому на ее берегах и растут деревья. На отдельных участках ели высокие и мощные, на других – небольшие и чахлые.

Июль, время слепней. Их великое множество. Базу свою они организовали на нашей байдарке, облепив гермоупаковки и рюкзаки. И мы время от времени развлекались, устраивая на них охоту и убивая за один удар по нескольку штук.

В течение дня на небе были кучевые облака с темными дождевыми основаниями. Перед обедом сильно парило. Не удивились, если бы разразилась гроза. Но все как-то рассеялось. После обеда погода комфортная. Можно было бы ходить только в тельняшках, но из-за кровожадных насекомых не разденешься. Приходилось оставаться в плотных анораках, которые слепням и другим насекомым не прокусить. А на биваках, независимо от температуры, одевали термоноски, т.к. переобувались в кроксы. Мы обнаружили, что именно эту одежду комары прокусить не в силах.

На бивак остановились на большой галечной отмели на крутом правом повороте реки. Неожиданно для нас получился удивительно тихий и спокойный вечер. Противный гнус не досаждал.

За день прошли 15 км.

22 июля

С утра легкий туман, низкие тяжелые быстро несущиеся облака. За ночь уровень воды в реке упал, она стала чище, скорость течения уменьшилась, обнажились мели, а калужница поднялась.

Река Щучья

В русле появились разбои с множеством мелководных проток. Не поймешь, по которой надо идти.

Примерно на 23 км от устья на одном из разбоев Владимир нашел спиннинг. Взяли с собой. Спиннинг очень хороший и дорогой. Штекерный, карбон, легонький. Он, наверно, пролежал в воде с прошлого года, но никаких дефектов на нем выявлено не было. Ничего не заржавело, катушка работала как часы. Найденный спиннинг по качеству был намного лучше того, что у нас был с собой. Забегая вперед, скажу, что мы им не пользовались в походе. Причина в том, что катушка была настолько хороша, что забросы получались исключительно далекими, а речки здесь узкие. Когда проверяли спиннинг, мы без конца перебрасывали блесну на другой берег, никак не могли приспособиться. И оставили его в покое до широких рек в будущем.

Далее река вошла во второй каньон. На каждом повороте скалы.

Вверх по Щучьей

Скалы очень красивые, высокие, отвесные, впечатляют. Кое-где видны обвалы, падают даже не отдельные камни, а рушатся целые куски стен.

Живописные берега Щучьей
Скальные берега Щучьей
Проводка байдарки

Проходя однажды в метре от такой стены с крупными трещинами во всех направлениях, мы шли в полной тишине, ни звука, ни слова, ни лишнего движения. Это наш горный опыт так отразился – исключить любое сотрясение воздуха, чтобы не спровоцировать обвал.

Возле скал – сплошные перекаты или быстротоки. Встречаются прижимы к скалам, где надо быть очень внимательным и аккуратным, т.к. камни твердые и очень острые. Есть опасность порезать байдарку. Участков, где можно было бы грести против течения, сегодня абсолютно не было. Местами перекаты очень мощные. Примерно в середине каньона были разбои, где река поделилась на множество проток. Протока, по которой Володя вел байдарку, со временем сильно измельчала. Ему пришлось тащить чуть ли не по суше. Очень тяжело.

К вечеру оба устали. Каньон до конца не прошли.

Остановились на галечнике с песчаными участками.

Каждый вечер и утро – в палатке лазарет. Лечили всевозможные потертости, в основном на ногах. Еще нас кусали слепни, вызывая отеки. И это лечили.

За день прошли 10 км.

23 июля

Путь по каньону продолжался ещё примерно полдня. Течение быстрое, перекаты, быстрины. Высокие красивые скалы. На противоположных по отношению к скалам берегах был хороший бечевник.

Река Щучья

А потом лес резко закончился, и река вышла в тундру. А вместо скал пошли просто высокие конгломератные и земляные берега. Перекаты стали слабее и появились участки, где мы шли на веслах.

После обеда наше движение по реке бесконечно сопровождала гроза. Громыхало, бурчало, сверкало, но все это было в отдалении. На грозу мы реагировали: хотелось спать, глаза сами закрывались.

К вечеру дошли до панорамного знака. Это крест. Он установлен на вершинке, которой заканчивается хребет вдоль Щучьей. Обычно с этого пупыря снимают панораму реки. Вообще-то, остановиться нас заставила большая грозовая туча. Получалось, что если мы будем продолжать движение, то непременно попадем под нее. И мы галечной отмели встали на бивак. Потом уже сначала на карте в навигаторе увидели, что панорамный знак рядом, а потом и заметили его прямо напротив нашей стоянки.

Стоянка здесь хорошая, сухого ивняка достаточно, а в реке сильный перекат. Пробовали ловить хариуса, но никого нет. Вода слишком теплая. Он ушел выше.

Первым делом зажгли костер, чтобы отогнать мошку. Только у костра и можно жить, чуть в стороне мошка достает.

За день прошли 13 км.

24 июля

На обзорную точку не пошли. Как-то не возникло желание.

После вчерашних дождей вода в реке прибыла и опять стала мутной. В течение дня уровень ее стал понижаться, а вода осветляться.

Прошли приток Юнко-Щучья, на устье которого расположено большое стойбище оленеводов. Вода в Юнко-Щучьей очень чистая, разительный контраст с желто-коричневой водой Щучьей. Проходя в этом районе по Щучьей, мы поняли, почему после обильных дождей так загрязняется вода. На реке есть высокие земляные берега. И когда идет дождь, он смывает эту землю в реку. На откосах мы видим многочисленные вертикальные дорожки от ручьев.

Перекаты и быстрины продолжались. На перекатах река становилась очень мелкой. Шли, в основном, проводкой. На веслах совсем немного, может, два-три участка и то очень коротких. Но за весла садились много раз, переправляясь с берега на берег перед прижимами. Шутили: «Если вы уже устали, сели-встали, сели-встали» (Высоцкий). Буквально два-три гребка, и ты на другом берегу.

На северных склонах встречались снежники.

По мере продвижения вперед растительность становилась все беднее. Сначала было много всевозможных кустов, высокая трава. Потом дальше вроде то же самое, только размерами меньше, более убогое все.

Вдоль реки существуют тропы, наверно, оленьи. Местами – настоящая торная дорога. Байдарку вел Владимир, а я шла именно по тропам. Они не повторяют петли реки, а срезают их. Но тропы часто проложены через кусты, через растительность, и поэтому под вечер на этих тропах огромное количество мошки и комаров. Если у реки есть хоть какой-то ветер, и он сдувает, то на тропах гнус не сдувается, тяжко приходится.

Встретили группу сотрудников, которые обследуют пастбища на предмет, какое количество оленей здесь можно пасти. Группа сборная: с Мурманска, с Сыктывкара, с Питера. Всего 4 человека.

Встреча с исследователями продуктивности оленьих пастбищ

Их доставляют в места обследования вертолетом. Вертолетчик-хулиган, когда привез вторую партию людей (вертолет маленький, возит по два человека), взлетая, пролетел над нами в двух-трех метрах. Чуть винтами не сдул.

В течение дня поймали одного хариуса. Сварили из него уху.

Вечер откровенно холодный. Мы уже и забыли, что бывает так холодно.

За день прошли 11 км.

25 июля

Река стала совсем маленькая, много разбоев, быстрин, перекатов. Все эти перекаты очень мелководные. Байдарку фактически весь день на руках носили. В одном месте разбирали русло, делая проход для судна.

В этот день растительность была разнообразная: тундровая, лесотундровая и даже таежная на одной заковыристой петле. Эта петля меня достала. Подходим мы к большому лесу, уходим от него. Поворот, и мы опять идем к этому лесу, опять уходим от него. Поворот, в третий раз идем к лесу. Я уже думала, что речка заблудилась.

В течение дня пытались ловить хариусов, но поймался только один, размером с карандаш. Отпустили на доращивание. Вечером уже, проходя очередной поворот с разбоями, Володя устремился вперед по реке, а для меня, т.к. я шагаю в основном по берегу, идти вдоль реки было неудобно, кусты нависали, а под ними глубоко. Поэтому я развернулась назад, чтобы обойти эти кусты поверху. И вдруг увидела, как большой хариус прыгнул в реке на участке, который мы уже прошли. Об этом я тут же доложила Владимиру.

Владимир принял решение остаться на этом, не очень удобном для бивака берегу. Зато здесь мы поймали 4 хариуса. Два поменьше засолили, а два крупных пожарили. И объелись. Последний раз рыбы у нас было вдоволь только под водопадом.

Вечером холодно, выпала роса.

За день прошли 10 км.

26 июля

Вода в реке совершенно очистилась, уровень падал на глазах, что не очень хорошо: речка и так очень мелкая.

Проснулись поздно, часов в восемь. По генеральному плану вчера должна была быть дневка, но мы ее все перенесли на завтра. Но усталость уже накопилась, поэтому и спим. А второй причиной позднего выхода было то, что мы будем идти сегодня только до притока Воргашор. Это всего 5 км.

Опять на многих перекатах носили байдарку на руках, совершенно нет воды, одни камни. А нам очень не хотелось рвать дно, жалко новую байдарку.

В реке появилась рыба. На двух перекатах Володя разрешил мне ловить хариусов столько, сколько мне захочется. Ну, я и оторвалась.

Прошли стоянку, на которой кто-то когда-то колол агаты. Взяли себе парочку осколков, но выбора нет, все давно выбрано.

Дошли до Воргашора. Устроились на большой галечной отмели после притока, открытой всем ветрам, чтобы гнус сдувало.

Бивак у впадения Воргашора
Щучья у Воргашора

Весь вечер занимались пойманными хариусами: сварили уху, засолили и пожарили. До чего же хороша эта рыба в любом виде!

27 июля

Дневка. Долгожданная. Погода солнечная. Тепло. Дрова нашлись.

Вид на Щучью
Впадение Воргашора в Щучью

После притока Воргашор Щучья стала совсем маленькой. После долгих размышлений и разведки решили дальше по Щучьей байдарку не тянуть. Дождей не было несколько дней, уровень сильно упал, а на реке одни мелководные перекаты. Драть байдарку очень не хотелось. Решили пройти оставшиеся километры (13 км) в верховья Щучьей пешком. Именно из верховий Щучьей начинается волок на самую знаменитую реку Северного Тимана Белую. Кроме того, отсюда можно уйти по вездеходной дороге на Большую Светлую и на Белый Кечвож. Этакий перекресток дорог.

Приток Вргашор для нас знаковое место, т.к. здесь мы оставляли заброску продуктов на вторую часть маршрута. Мы сюда еще вернемся. Именно от Воргашора начинается вездеходная дорога на Нижнюю Каменку, на которой мы хотели непременно побывать, чтобы посмотреть каменный город на ее притоке.

Пересчитали продукты, отделили нужное количество на заброску, спрятали ее. В заброске оставили и найденный спиннинг.

На дневке решили идти в верховья Щучьей по реке, хотя можно и по вездеходной дороге. На выбор пути повлияло то, что расстояние по вездеходке и по реке практически одинаково, но на реке можно ловить рыбу. Кроме того, именно на этом участке Щучьей находили на отмелях аметисты и агаты. Мы тоже хотели найти.

Фирма Тайм Триал (TimeTrial) предоставила нам для тестирования и на вечное пользование три гермоупаковки. На дневке мы сняли видео файлы для будущего рекламного ролика этих гермоупаковок.

И, конечно, на дневке были у нас банно-прачечные мероприятия.

Дневка получилась очень насыщенная. Устали на ней. Все какие-то хлопоты.