Река Сула 21 – 27 августа

21 августа

После маленьких рек Сула нам кажется очень широкой, течение плавное. Есть мелководные перекаты, на которых не хватает глубины для байдарки. Большие галечные отмели, по берегам лес – березы, ели. Ветер попутный.

Проплыли домик телефониста на правом берегу, стоящий на границе елового леса и тундры. Не заходили.

Постепенно втянулись в Агатовый порог, длиной около двух километров. По берегам высятся высокие темные базальтовые скалы, в русле острова из лавы.

В Агатовом пороге

Есть несколько сливов с высокими стоячими валами. Первый по ходу слив, шум которого мы услышали издали, даже просмотрели, наметили проход и спокойно потом проплыли. Вышли на большой разлив, выход из которого весь перекрыт островами лавы. Где там лучший слив, с наплыва и не видно. Выбрали себе один ближайший слив, но пройти нам его не удалось по причине того, что сильный порыв ветра сбросил с моей головы накомарник. И он самостоятельно поплыл к водопаду. Пока его догоняли и отлавливали, нас течение унесло дальше. И мы пошли в другой слив, который открылся на тот момент. Этот слив был узкий, водопадного плана, ступенька высотой 50-60 см, но воды было недостаточно. Когда мы вошли в этот слив, байдарка встала. Я в носу повисла над водой, над валами, которыми заканчивался слив. Володя приказал мне сидеть, не дергаться, сам вылез и протолкнул байдарку со слива. Спустя несколько дней (сразу не посмотрели), обнаружили в байдарке маленькую дырочку (единственную за весь поход). Мне кажется, что мы ее приобрели именно на этом сливе с лавы. Лава же всегда очень острая.

Пройдя несколько простых перекатов, вышли на правый берег для разведки – впереди водопад. Дошли до бома (отвесная скала). Володя сказал, что существует два варианта обноса водопада. Один подняться на бом и где-то там после водопада спуститься вниз. Это тяжело физически. Второй вариант для более смелых (к которым я себя не отношу): пройти вдоль бома по воде и причалить в непосредственной близости от водопада (там остается метров 15). Стенки бома и далее вертикальные. Когда поворачиваешь к водопаду, там есть короткий участок (не более метра), где вертикаль выполаживается. Вот там и нужно причалить. В этом случае обнос всего 100 м. Кстати, во время разведки из-за расстояния этого места не различить, берег там сливается воедино. Просто знаешь – причалить можно.

Бом перед водопадом

Перед бомом был последний порог. Там есть и перепад по высоте, и быстрое течение, и валы. Порог проходим на байдарке, но т.к. он расположен в непосредственной близости от водопада, мы решили не рисковать, потому что бывают случайные глупые перевороты. Вдруг там под валами какой-нибудь камень прячется, косое касание, и мы вверх ногами. На берег мы уже не успеем, унесет в водопад. Решили обойти порог, протащив байдарку по левой мелкой струе. Так и сделали. Потом сели в байдарку, резко пересекли струю выхода из порога, прошли вдоль бома. Течение хоть и слабое, но оно, тем не менее, тянет к водопаду, поэтому даже тормозили. Нашли место высадки. Я быстро выскочила, схватила байдарку. Все, дело сделано. Потом вылез Володя, и далее пошел обнос. Байдарку вновь загрузили внизу, на песке, там есть такой участочек.

Сульский падун
Вход в водопад
После обноса водопада
Сула ниже водопада

Во время обноса мы видели трех человек, которые стучали молотками по скалам левого берега. Сначала мы подумали, что это любители агатов. Но потом оказалось, что это научные работники, геологи-палеонтологи, которые ищут остатки позвоночных и растений девонского периода, попавшие в базальт во время извержения. Здесь, у Сульского водопада, они сделали открытие и именно в тот день, когда мы с ними повстречались. Вот сообщения об этой работе:

Мы познакомились с геологами. Это были Павел Безносов (руководитель экспедиции) из Института геологии Коми НЦ УрО РАН, Сергей Снигиревский (доцент) и Анна Сивкова (студентка) из Санкт-Петербургского Государственного Университета. Они пригласили нас поставить свою палатку рядом с их лагерем на острове. И хотя был только полдень, мы приняли предложение, и свое плавание на этот день закончили.

Т.к. у нас было свободных полдня, поставили дрожжевое тесто и вечером угощали своими оладушками наших новых друзей. Они их очень одобрили.

Палеонтологи (а именно, Сергей Снигиревский) подарили нам на память одну из своих находок: зубы кистеперых рыб.

За полдня прошли 11,2 км + обнос водопада.

22 августа

Распрощавшись с геологами, поплыли. В первой половине дня все время шел моросящий дождь. Сула относительно спокойная, плесы чередуются с простыми перекатами, берега высокие, растет лес – береза, ель. Перекаты чаще глубокие, редко-редко шаркали днищем. Видели песца. В воздухе полно мокреца, сил нет – зажрал.

На обед остановились на большой галечной отмели правого берега ниже притока Еловый. Отмель хороша для бивака – на ней много ровных площадок на мелкой гальке. Дождь перестал. Выглянуло солнце. Стало жарко. Половили рыбу. Поймали одного хариуса, одного окуня и две щуки по 4 кг. Обе щуки были забракованы и выпущены на волю из-за их размеров. Нам такие большие рыбы не нужны.

После обеда проплыли совсем немного, примерно час. Выйдя на галечную отмель просто отдохнуть, ноги размять, увидели, что нас догоняет огромная грозовая туча. При грозе мы не плаваем. Только и успели, что разгрузить байдарку, установить палатку, как хлынул заряд дождя. Заодно и гроза с молниями и громом подоспела.

Во время перерыва в дожде Володя установил тент, не смотря на мои возражения, т.к. его крепить не к чему. Для стоек использовали сухие крупные ветки, приготовленные для костра, а оттяжки привязали к мелким кустикам ивняка, высотой всего 10 см. Других не было. Сразу после этого грянула вторая очередь грозы: гром, молнии, дождь разной силы от слабого до ливня с крупными каплями.

Тучи над нами издевались. Сначала туча прошла в одном направлении через нас, потом она развернулась и опять пошла на нас. А вверху над ней другие тучи летели ей навстречу. Вот такая небесная феерия. Дождь с грозой шел до самой темноты.

Во время очередной порции дождя приплыли геологи-палеонтологи. Увидев нас, они тут же причалили и поставили свои палатки рядом. А натянутый тент стал общим убежищем. Потом соорудили общий костер. После ужина долго разговаривали обо всем на свете. Решили вместе идти до Щучьей. А там видно будет.

Павел Безносов, который неоднократно был на Северном Тимане и излазил его вдоль и поперек, сказал, что теперь дожди будут идти постоянно, полосами, хорошей погоды не дождемся.

За день прошли 20 км.

23 августа

Утро встретило нас громом, молниями, дождем. Перележали, пересидели в палатке все это. Завтрак себе сделали на горелке.

Постепенно погода разгулялась, и мы все дружно вышли в плавание. Примерно 10 км до каньона Сулы пролетели незаметно. Река обычная, спокойная.

Перед каньоном на Суле
В каньоне на Суле

Постепенно втянулись в каньон. Нам больше всего понравились скалы в верхней части каньона, красивые, разноцветные, высокие. Геологи нас просвещали, говорили, что тут карбоны. Наиболее высокие стены тоже в верхней части каньона. Стены отвесные, местами осыпаются.

В каньоне геологи показали нам берег, где был беломошник среди берез. Обычно он встречается среди сосен, а тут березы. Это необычно и очень редко.
Березовый беломошник
Тайга по берегам в каньоне

В каньоне много перекатов. Все перекаты характеризуются мелководностью. Дожди, которые были в последние дни, нам помогли. Уровень воды в каньоне подрос, как говорили геологи, сантиметров на двадцать. Это позволило лично нашей байдарке пройти все перекаты, не коснувшись дном камней. Только внизу каньона, где река широко разливается, образуя разбои, даже для нашей плоскодонки глубины не хватило. И нам пришлось прямо в середине реки выпрыгивать из байдарки, проводить чуть-чуть, буквально 1-2 м, и плыть дальше.

Геологи свои каркасные байдарки «Нева» все перекаты проводили вручную, боясь повредить байдарки, взятые напрокат. Это было крайне долго. Мы пройдем перекат, причаливаем к берегу и ждем. На другом перекате – то же самое. Устали ждать.

Когда до Щучьей осталось примерно 4 км, мы по совету геологов пошли без остановки к избе, которая стоит по левому берегу Сулы в 300-х метрах ниже Щучьей. В этой избе жили товарищи геологов – Владимир (геофизик) и Дима (студент).

Когда мы уходили от геологов, опять началось светопреставление: молнии, гром, дождь. И под этим дождем мы дошли до избы. Несколько позже приплыли и геологи. Вечером мы все дружно поужинали. Спать улеглись в избе, все поместились. Мы спали на втором этаже, под крышей, но там все оборудовано под спальные места.

Вечером мы получили предложение от Сергея Снигиревского выезжать по Суле вместе. Мы сначала дали согласие. Но потом, здраво поразмыслив, решили идти отдельно, нам вдвоем уютнее, больше свободы.

За день прошли 15,9 км.

24 августа

Утром собрались, оставили часть ненужных теперь продуктов в избе и ушли вниз по Суле, а у геологов здесь дневка. Больше мы не встречались, хотя потом они говорили, что почти нас догнали.

Плывя вниз, мы узнавали места, вспоминали ситуации. Почти всегда выходили для отдыха там, где мы уже были, например, ночевали. Приятно было видеть собственные следы.

Вниз по Суле

Идущие дожди на глазах повышали уровень в реке. Со всех берегов в Сулу падали многочисленные ручейки. Нам повышение уровня – на руку, т.к. скорость течения увеличивается, это значит, что мы пройдем быстрее.

Во время обеда поймали опять большую щуку. Решили ее съесть. Разделали на филе, а пожарили уже вечером. Сколько там было сковородок, и не упомнишь, но на сковородку помещалось только три куска. Еще вечером испекли оладьи, т.к. предыдущая порция их закончилась.

На бивак встали рано, дел было полно, да и дождь в течение всего дня надоел.

За день прошли 23,7 км.

25 августа

За ночь уровень реки подрос на 15 см.

В Суле выросло много калужницы. Поднимавшаяся вода заливала ее, и издали смотрелось как какое-то препятствие или перекат. Подъем воды упростил проход мелких участков, особенно песчаных, где в воду не выйдешь, если возникнет необходимость протолкнуть байдарку – песок засасывал. На этом поднявшемся уровне мы этих мелей не замечали, плыли и плыли. Но одновременно сократился размер отмелей, некоторые стали исчезать под водой. Стало меньше мест, где можно ночевать.

Вниз по Суле
Зеркало Сулы

Прошли ту отмель, где в июле пережидали грозу. Она все такая же очень низкая и пустынная. Вышли, прогулялись, нашли собственные следы, и сразу нахлынули воспоминания: дикие разряды, следовавшие один за другим, ураганный ветер и ливень, затоплявший отмель на глазах.

Проплывая многокилометровые участки Сулы, где выйти на берег негде, где кусты стоят стеной, удивлялись сами себе: как же мы шли тут вверх?

Во многих местах видели следы чужих биваков, которых раньше не было.

Остановились поздно, уже начинало темнеть, на своем старом месте, где уже ночевали (ур. Солдатский Остров).

За день прошли 44 км.

26 августа

За ночь вода подступила на метр по длине.

Река широкая, спокойная. Месяц назад в устье Большой Пулы был галечный остров, где мы погуляли. Теперь его нет, он под водой. Зато устье Бол. Пулы подарило нам приятную картинку – приток переплывала рыжая лиса.

Плывя, мы узнавали все отмели, в памяти они хорошо отпечатались, но последние 5-6 км перед Коткино нам показались бесконечными. Вдобавок время обеденное, кушать хочется. Но мы стремились в Коткино и не могли себе позволить полноценный обеденный перерыв, поэтому сделали только перекус – шоколад и холодный чай. И как потом оказалось, не зря спешили. Мы пришли в магазин (а нам нужен был только колхозный, где продавались молочные продукты) всего за полчаса до закрытия. Была суббота, и все магазины работали только до 2-х часов.

Из Коткино я позвонила сыну и отправила СМС друзьям, ведь связи у нас не было почти полтора месяца.

Переплыв на другой берег в то место, где когда-то ночевали, еще раз перекусили. Теперь это было вкуснейшее молоко и белый хлеб.

После Коткино на повороте был запомнившийся нам остров, там был очень сильный перекат. Теперь же, на пути вниз, переката не было, обычное течение. А сам остров (мы ведь на нем обедали) подмыло, образовался песчаный обрыв, а наши оставшиеся дрова нависали над водой. Как все изменилось!

При сплаве на этом участке заметили, что здесь в Суле воды меньше. Удивительно: в верховьях уровень стал выше, а внизу – ниже.

Пройдя после Коткино примерно 12 км на крутом правом повороте с большой отмелью, остановились на бивак. В самом начале отмели вверху увидели стоянку: кострище, утоптанное место на маленькой полянке внутри ивняка. Здесь и остались.

Цветной дождь

Но мошки и мокреца – тучи. Задолбали.

За день прошли 37,6 км.

27 августа

При спуске байдарки на воду вдруг обнаружили на днище маленькую дырочку. Когда ее заполучили, мы не знаем. Может, на Каменке, может в Агатовом пороге или в каньоне на Суле. Последние дни мы замечали в конце дня чуть больше воды в байдарке, чем обычно. Мы списывали это на постоянные дожди или «Вера виновата, машет веслами так, что много брызг в байдарку попадает». Вода нам не мешала, мы ее и не видели из-за толстого надувного дна.

И вот здесь впервые и единственный раз за поход заклеили эту дырочку в размер рисового зернышка. Кстати, воды в байдарке сразу стало меньше.

Весь день слабый моросящий дождь. Обед напротив устья Бол. Хариусной тоже под дождем. Здесь кто-то соорудил кострище и дрова оставил, которыми мы и соблазнились.

Песчаные пляжи Сулы
Отражение

Хотя вышли из-за ремонта попозже, но, тем не менее, в 18 часов мы были в Гусенцах. Остановились все на той же высокой отмели, что и предыдущий раз. Здесь все изменилось. Сохранилась моя метка уровня воды, поставленная чуть в сторонке, чтобы ее не затоптали. Так вот, метка отстояла от воды более двух метров по высоте. Вот это да! Стали видны затопленные большие машины, которые несколько лет назад провалились под лед. Никто их так и не достал за это время.

Вечером от рыбака (Константиныч, коммерсант) мы получили предложение уехать отсюда до Харьяги, но отказались. Нам хотелось еще поплавать.