Доньи Брчели в тумане истории

Сомненья нет, что это самозванец.
Но, признаюсь, опасность не мала.
Весть важная! И если до народа
Она дойдет, то быть грозе великой.
А.С.Пушкин - Борис Годунов (1825)

 

Однако, вот ведь какая заковырка. До сих пор о Черногории, Старой Черногории, мной не написано почти ничего. Если не считать упоминания о Риеке Черноевице, то все рассказанное ранее было о приморье, которое, как мы с вами помним, к Старой Черногории имеет весьма посредственное отношение.
А раз так, то чтобы как-то исправить ситуацию, я решил посетить самую-присамую черногорскую - Црмничскую нахию. На мою удачу, сопровождать меня согласился Мирко, большой знаток этих мест и черногорской истории.
Забираться в Црмницу (Crmnica) я решил от поворота с Ядранской магистрали возле Петровца. Мирко предложил не возвращаться тем же путем, а, после посещения Брчелей и Утрга, спуститься к Сотоничам, и дальше, через туннель Созина вернуться в Бар.

Нахии Старой Черногории

Црмница (Crmnica) является уникальной природно-географической областью, которая со всех сторон, кроме восточной, ограничена возвышенностями Высота гор в некоторых местах превышает тысячу метров. Расположенная между Паштровичами и Скадарским озером, на юге ограниченная горными массивами Суторман и Румия, Црмница являлась самой плодородной областью Старой Черногории. В связи с благоприятными природными условиями, мягким средиземноморским климатом, обилием воды, богатой и разнообразной флорой и фауной, область с древнейших времен была привлекательна для поселения. Црмницу иногда называют "частичкой черногорского рая". Эти места широко известны не только своими виноградниками и медом, здесь выращивались различные фрукты, в том числе и тропические. Развито было и животноводство. Црмница славилась множеством разных видов сыров, и особенно редкими сортами козьего сыра.

Найденные фрагменты первых поселений в Црмнице принадлежат иллирийцам.Первое документальное упоминание о Црмнице относится ко второй половине XII века. Его можно обнаружить в «летописи попа Дуклянина», где область названа по латински Cermeniza. В летописи указано, что Црмница является одной из жупанств княжества Зета.

В XIII веке область была густо заселена. Долгое время этот регион был самым густонаселенным в Черногории.
Также как другие районы Черногории, Црмница в XVI и XVII веках попала под бремя турецкого владычества, а её жители все чаще стали выражать желание перейти под власть Венецианской республики. Венецианцы, зная настроение црмчан, провели переговоры с властями Скадарского санджака о возможности перехода Црмницы, но сделать ничего не смогли. По соглашению 1503 года Црмница осталась под турецким влиянием. Црмчане оказались в наихудшем положении среди всех черногорских нахий, так как они находились в пограничной зоне между Османской империей и Венецианской республикой. Турки совершали весьма частые набеги на Црмницу и дальше, через ее территорию.
Жители Црмницы многократно противостояли туркам. Они выступали на стороне венетов в венецианско-турецких столкновениях. Особенно отличились црмчане во время нападения венетов на Бар в 1649 г.
Среди выходцев из Црмницы особо следует отметить владыку Арсения Пламенаца, который управлял Черногорией с 1781 по 1784 год. Резиденцией которого с 1781 по 1784 год был монастырь Доньи Брчели.

И вот уже мы катимся вверх, на Паштровичеву гору, проезжая мимо мест, которые я описывал раньше. Осталась позади церковь Святого Креста в Новоселье, остались места, где начинаются пешеходные тропы к форту Копац и перевалу Пресека. И вот, колеса автомобильчика пересекли незримую границу между Паштровичами и Црмницей, между бывшими Австро-Венгерскими землями и Черногорией.
Через некоторое время сворачиваем на второстепенную дорожку, которая ведет нас по лесистому Црмничскому предгорью в места заселенные исстари племенем Брчели (Brceli или Brcelo). И если лушая область в Старой Черногории это Црмница, то Брчели – наилучшее место в Црмнице.
Отворот к монастырю Горни Брчели мы пропустили. Оказалось, дорожный указатель кто-то снял, но вот ниже, в долине меж гор мы увидели храм Святого Николая Чудотворца. Это монастырь Доньи Брчели (Manastir Sv. Nikole u Donjim Brcelima).
Чуть дальше есть разворот и подъезд к самому монастырю. Но мы оставили машину на дороге, а сами спустились вниз по крутой тропинке.

Монастырь Donji Brceli. Церковь Святого Николая Чудотворца

Все что связано с историей Нижних Брчел удивительно туманно. Факты разрозненны и противоречивы.
Первое упоминание о Брчелах найдено в повелением короля Стефана Дечанского от 1326 года, которым он подтвердил дар села Brceli со всем народом Вранинскому монастырю.
Чаще всего встречается информация о том, монастырь Доньи Брчели был основан в XIV или XV веке. Однако нельзя исключить и век XIII, как время возведения первых строений на месте монастыря.
Начало истории неразрывно связано с тремя Еленами. Возможно, что первой заложила церковь в честь святого Николая Чудотворца и основала монастырь королева Елена Анжуйская, жена Уроша I Неманича, известного как Урош Великий.
Часто, однако, начало истории монастыря в начале XV века связывают с именем Елены Балшич, дочерью Святого князя Лазаря Хребеляновича и женой господаря Зеты Джураджа I
I Страчимировича Балшича. Во времена Елены Балшич монастырь использовался как летняя резиденция семьи Балшичей. Рядом с храмом Джураджем II Страчимировичем Балшичем в конце XIV века был построен дворец. Однако некоторые источники относят строительство церкви и дворца ко времени Страчимира Балшича или даже ко времени Балши I (деда Джураджа).
Третья Елена, которая упоминается всвязи с историей Нижних Брчел, супруга сербского деспота Лазаря Бранковича, дочь Фомы Палеолога. Вспомните герб Серногрии. Двуглавый орел слетел на него именно с герба Палеологов.
Совершенно невнятно источники упоминают о том, что через некоторое время церковь была разрушена и затем вновь восстановлена и расширена в
XV веке. В 1859 (1856) году в колокольню храма ударила молния. Сила стихии была такова, что колокола и камни колокольни были разбросаны на расстояние пяти минут ходьбы от монастыря.

Герб Николы I Петровича Негоша и дата восстановления храма

Церковь Святого Николая монастыря Доньи Брчели приобрела свой внешний вид в 1861 году, благодаря князю Николе I Петровичу Негошу.
Восстановленная церковь построена из каменных блоков, сложенных горизонтальными рядами. Храм увеличился в размерах. Его удлинили в сторону фасада и входа на треть. Внутри храма можно различить основание более древней церкви. Длина храма примерно 16,5 м, ширина 6,5 метра. При восстановлении были использованы каменные блоки от старого здания, которые особенно заметны на южной стене и апсиде. На западном фасаде церкви, над входом две мраморные скрижали, одна под другой, с гербом и вензелем князя Николы и годом реставрации церкви. Церковь имеет большой деревянный иконостас с иконами, выполненными македонским иконописцем Василием Джиновским в 1910 году.

Церковь Святого Николая Чудотворца

Церковь имеет наружный отличительный декор. Под карнизом крыши и на апсиде выложен каменный фриз из маленьких аркад и консолей из белого и розового камня. Скорее всего, это украшение повторяет декор храма времен Елены Балшич.

Звонница с тремя колоколами сложена из двухцветного камня (серого и розового) и установлена над входом, со стороны западного фасада. Её установили в 1863 году. В середине фасада прорезана сквозная восьмиугольная розетка. Церковь освещается арочными окноми, по одному на каждой боковой стене и в апсиде.

Руины здания монастырской школы

Монастырские строения, здания столовой, школы и церкви Святого Николая очень пострадали во время Второй мировой войны, а затем и в результате землетрясения 1979 года. Во время восстановительных работ после землетрясения здание церкви было восстановлено, а остатки монастырского приюта и школы до сих пор находятся в руинах.

Никольский храм после землятресения 1979 года

В монастыре работала начальная школа, которую в 1868 году перевели сюда из монастыря Горни Брчели. в 1872 году была открыта семинария. Просуществовала семинария не долго, до 1884 года, а затем была закрыта из-за слишком небольшого числа учащихся. А школа, в которой учились дети со всей Црницы, продолжала работать.

Монастырские жители предложили нам отобедать. Мы вежливо отказались – еще не голодны. Но с удовольствием сели в тенечке, под навесом восстановленной монастырской столовой, поболтать «за жизнь» с монахом Иосифом.
Разговор конечно пошел о Штепане Малом, самозванце и черногорском царе. Со времен Екатерины Великой, каждый, кто писал о русско-черногорских связях, не обошел стороной этого самозваного Российского императора Петра III. Жизнь Штепана очень интересна, но обросла за столетия множеством небылиц. Подробно на жизнеописании этого черногорского монарха я останавливаться не буду, но рекомендую познакомиться с этой историей, которая выглядит фантастично, не смотря на то, что случилась на самом деле. Вы легко найдете множество упоминаний о Штепане Малом в сети. Вот только предупреждаю: не верьте ни слову!
При жизни Штепан немало попортил крови венецианцам и османам, своим самозванством привел в смятение Россию, а после смерти совершенно не вписывался в канву официальной черногорской истории.

И при сем ва известие вашему высокородию даю знати, що имеет полтара года, как у нас у Черной Гори явился Счепан Мали … А от прошлога августа 15-го числа начало се говорит, що он — Петар Третий Феодорович. … И по сему оглашению устали против его и нас и общаства нашего великия неприятелии, и многая сума денежна дается о пагублении его персони али о прогнани его.
Из письма митрополита Саввы Петровича министру-резиденту в Константинополе А. М. Обрескову. 12 октября 1767 г.

А на другой день потом получил … подтверждение от самого выше означенного митрополита Саввы Петровича чрез письмо его ко мне, писанное от 12 октября и при сем в оригинале прилагаемое, … и на которое я ему, архиепископу, по желанию его ответствуя, оказал ему мое удивление о шалостях, чинимых в местах его ведомства, и приметил ему, что ежели он не выведет невежесной тамошней народ из заблужденнаго их мнения касательно помянутаго враля, то всемерно наведет на себя и со всем тамошним народом гнев в. и. в.
Из реляции А. М. Обрескова Екатерине II. 10 декабря 1767 г.

Печать: БМ Стефан Малый – Божей Милостью Стефан Малый

Доньи Брчели были столицей Штепана во время его правления Черногорией с 1767 по 1773 год. В 1770 году Штепан Малый решил проложить дорогу из Верхней Црмницы по берегу реки Ораховштице к Црмницкий рынку (Вирпазару). Слишком сильный заряд пороха, заложенный для того, чтобы пробить проход в скалах, разорвался так, что искалечил самодержца. Черногорский государь потерял зрение, его руки и ноги были сильно повреждены.
Существует версия (в истории Штепана всегда множество версий), что взрыв был устроен намеренно, и устроили его венецианцы. Турки и венеты пытались извести Штепана многократно. Однако тот был весьма осторожен: нигде не появлялся без стражи, менял каждые три дня охрану у своих покоев, принимал пищу только после того, как её попробуют два надежных человека …
Как и причина взрыва, так и тяжесть полученных Штепаном травм разные авторы толкуют всяк на свой лад. Но есть и документ. Сам Штепан в письме властям Дубровника писал после случившегося, что «Здесь мы получили легкие ранения и слава Богу». Причем упоминание о здоровье вовсе не главная тема письма. Черногорский государь просит Дубровник помочь ему оружием в борьбе с турками.

В самый год смерти владыки Василия <1866>, при преемнике его, Савве, появился в Черногории самозванец Степан Малый, выдававший себя за императора Петра III. Он успел захватить в свои руки верховную власть и победами над Турками, равно как и заботами о благосостоянии страны, успел снискать себе такую любовь народа, что усилия князя Долгорукова свергнуть его не имели никакого успеха. Он умер в 1774 году в монастыре Бргели, где провел последние четыре года своей жизни в бездействии, потеряв в 1770 году зрение.
© В.Макушев – Дневник путешествия из Дубровника в Черногрию (1865)

Черногорский царь Штепан (Стефан) Малый

Уберечся Штепан Малый всё же не сумел. Подкупленный Скадарским пашой слуга-грек отрубил ему голову и бежал в Шкодер.
Распространено мнение, что Штепан Малый похоронен именно в Нижних Брчелах.
В книге, выпущенной в Париже в 1784 году, описывается могила Штепана ВНУТРИ храма. Но со временем информация о захоронении была утрачена. Многие считают, останки правителя-самозванца исчезли во время расширения храма в 1861 году.
В 1965 году монахи монастыря попытались самостоятельно отыскать могилу Штепана. Несмотря на то, что монастырь является памятником культуры, они продолжали самовольные раскопки, пока не вмешались власти.
У южной стены церкви Святого Николая есть две могилы. В ближней к входу в храм в 2013 году был похоронен настоятель монастыря архимадрид Григорий Траилович. Однако когда готовили могилу, то наткнулись на древнее захоронение. Работы были приостановлены, о находке сообщено властям. В черногорских источниках есть информация, что на удалении останков присутствовали русские, которые взяли образцы для определения анализа ДНК. Причем никакой другой информации я не нашел. Просто «русские», и всё! Монах Иосиф правда уточнил, что была «какая-то женщина из Петербурга». Куда делась информация за три года?!
Поэтому если кто-то будет вас уверять, что в могиле были найдены останки Штепана Малого. Не верьте. Доказательств этому нет.
Думаю, что ложно расхожее мнение о том, что при Штепане Малом под алтарем церкви Святого Николая было вырыто помещение, которое использовалось как темница. И это при православном-то правителе, и в православном храме! И это при том, что в ближайшем к церкви строении было четыре подземных помещения.

Можно конечно продолжать искать исторические нестыковки и развенчивать мифы. Но это не главное в короткой информационной расСказке. Но вот что поражает, так это то, что ни в Брчелах ни во всей Черногории сегодня нет ничего, что бы напоминало нам о Штепане Малом, ни памятника, ни мемориальной плиты. Реальный государь, который так много сделал для страны в прошлом, для страны сегодняшней существует не более как легенда.

Священномученик Лука Цермничский. Икона из церкви Св. Николая монастыря Доньи Брчели
 
P.S. В церкви Святого Николая, на отдельном месте находится икона Святого Луки Црмничского. Именно Лука, в миру Лука Вукманович, связал Доньи Брчели со следущей остановкой в нашем путешествии, селом Утрг.
Доска почета села Утрг

Искать монастырь Горни Брчели мы решили на обратном пути. А из Брчелей Нижних мы направили свой автомобильчик по узкой гравийной дороге среди густого леса еще выше в предгорье. Следующую нашу остановку я наметил в селе Утрг, которое находится на земле племени Подгор. Это место я задумал посетить по нескольким причинам. Утрг, который впервые упоминается в документах 1614 года, село пограничное. Оно отделено от побережья и Паштровичей горами Большая и Малая Троица. Именно на склонах Малой Троицы в 1837 году произошелконфликт между австрийцами и черногорцами, которыми руководил русский капитан Егор Ковалевский. Именно на склоне Малой Троицы должен находиться пограничный камень – Крест Иванбега (Крстов камэн). Поэтому мне очень хотелось взглянуть на эту самую Троицу. Стоит ли пытаться на неё заползти, чтобы камень этот, установленный Иваном Черноевичем, отыскать?

Црмница. Западный Подгор
Подгор 1930. Свадьба

Кроме этой стародавней истории, Утрг интересен своими уроженцами. Не каждое черногорское село может похвастать таким количеством интереснейших людей, которые здесь родились.

Утрг. Настоящий црмницкий дом. Нежилое приземье с аркой используется как хлев

Дорога переваливает через очередной лесистый холм и перед нами раскрывается панорама Утрга. Село большое. И самое поразительное, что в такой Богом забытой глуши, Утрг сегодня выглядит вполне живым. Асфальтовые дороги, ухоженные дома, ровные виноградные лозы на террасированных склонах. Вот только людей практически не видно. Согласно переписи 2003 года в Утрге проживает всего 36 взрослых жителей. Тишина! На краю деревни кладбище, больше похожее на асфальтированный воинский плац. Но нам было интересно найти другое место.

Памятник борцам за социалистическую революцию из Утрга

В центре села дорога расширяется и становится похожа на небольшую площадь. На краю площади в 1974 году установлен памятник борцам за социалистическую революцию из Утрга. Рядом со специально выстроенным домом памяти выставлены в ряд бюсты героев-партизан и, чуть особняком, бюст самого видного уроженца Утрга Светозара «Темпо» Вукмановича. Весь этот комплекс был создан в 1981 году. Но за более чем 30 лет ничего не обветшало, все бюсты и дом-музей находятся в прекрасном состоянии.

Светозар Вукманович Темпо

Светозар Вукманович (Светозар Темпо Вукмановић / Svetozar Tempo Vukmanovic) родился 14 августа 1912 года. Он окончил начальную школу с отличием, гимназию в Цетине и в 1935 году белградский университет. Уже в годы учебы в Белграде Светозар начал активно участвовать в революционном движении. В октябре 1940 года он был избран в Центральный комитет КПЮ. По заданию партии Вукмановичу приходилось много работать не только в Сербии, но и Македонии. В это время он получил партийное прозвище «Темпо» за способность быстро выполнять порученное и требовать этого от других. 

1944. Пещера Тито (Titova špilja). Светозар Вукманович справа в пилотке, между Ранковичем и Джиласом

К началу оккупации Сербии Вукманович находился в непосредственном подчинении Иосипу Броз Тито и начал заниматься решением организационных вопросов партизанского движения и вооружённого сопротивления. 26 сентября 1941 года Вукманович был назначен командиром Главного штаба партизанских отрядов НОАЮ в Боснии и Герцеговине, а затем вошёл в Верховный штаб НОАЮ. В 1943-44 г.г. Темпо руководил партизанским движением в Македонии и осуществляет координацию действий с партизанскими отрядами в Греции, Албании и Болгарии.
После войны Светозар Вукманович стал руководителем Главного политического управления Югославской народной армии и заместителем Министра обороны маршала Тито (с 1944 по 1948 годы). Из армии он окончательно демобилизовался в звании генерал-полковника.

С июня 1948 года Вукманович становится членом ЦК КПЮ, с 1952 года член Исполкома ЦК КПЮ, с октября 1966 года член Президиума ЦК СКЮ. С 1953 года возглавлял Экономический совет и был заместителем председателя Союзного исполнительного вече с 1954 по 1958 годы. Неоднократно Светозар Вукманович бывал в СССР. Он был кавалером множества орденов и медалей, в том числе и Ордена Народного героя Югославии (1951) и советского Ордена Кутузова I степени.
В конце 60-х Вуксанович совершил непростительную ошибку. Развивая тему отдельного пути югославского социалистического строительства, он заявил, что для улучшения уровня жизни югославским рабочим необходимо устраивать забастовки, которые невозможны в других социалистических странах. Такой несанкционированной отсебятины Тито ему не простил. Вукмановича обвинили в клевете на партию и попытке разжечь мятеж. Почти со всех занимаемых постов Вукманович был отстранен.

Светозар Вукманович в своем доме, в Режевичах
«Голубь мира». Рисунок Пабло Пикассо из коллекции Светозара Вукмановича

Что еще оставалось делать опяльному народному герою? Вукманович начал писать мемуары, продолжил собирать коллекцию произведений искусства. Небольшая коллекция зарубежных мастеров Светозара Вукмановича, в которой есть работы Ренуара, Пикассо, Шагала, Сальвадора Дали, была перенесена после его смерти в Художественный музей Черногории, расположенный в здании Дома правительства в Цетине. В 1986 году вместе с Гораном Бреговичем Вукманович записал старую революционную песню «Падай, гнет и неправда» (Падај сило и неправдо).

Умер Светозар Вукманович 6 декабря 2000 года в своем доме, в деревне Режевичи близ Петровца и был похоронен в родном Утрге, в фамильном склепе, вместе с братом Лукой.

Помните. Именно упоминанием о Священномученике Луке Цермничском я закончил главу о монастыре Доньи Брчели.

Старший брат Светозара Лука Вукманович родился 14 октября 1907 года. Псле завершения семинарии в Цетинье, в 1927 году, он поступил на факультет православного богословия белградского университета. Однако смог закончить только первый курс. Почти одновременно умерли его старший брат (1927) и отец (1928). Чуть раньше не стало старшей сестры. Для помощи матери и младшему брату Лука возвращается из Белграда и становится приходским священником в Овточичи, рядом со своим родным селом Утрг.
В 1931 году во время службы некий Йован Степчевич трижды выстрелил из револьвера в отца Луку. Убийца оказался психически больным человеком. Тяжелораненого священника доставили в больницу, где ему сделали операцию.
Через некоторое время его перевели служить в Македонию, а затем Лука Вукманович стал преподавать закон Божий в гимназии в македонской столице Скопье. Лука начал писать богословские работы. В 1940 году защитил диссертацию о материалистическом и христианском понимании истории на православном богословском факультете белградского университета. В отличие от младшего брата, он был ярким и последовательным противником коммунистической идеологии. Развенчанию коммунистических идей была посвящена его диссертация, множество статей выступлений.
В 1941 году, после оккупации Македонии, Лука Вукманович вернулся вместе с семьей Черногорию. Отец Лука начинает преподавать богословие в Цетинской гимназии. Он не изменил своим взглядам, поддерживал борьбу и против оккупантов, и против коммунистов. Священник часто посещал заключенных в тюрьмах и устроенных итальянцами концлагерях. В начале 1944 года отец Лука был арестован и сам провел несколько дней в тюрьме.
Во второй половине 1944 года, когда победа коммунистических партизан под руководством Иосифа Броз Тито стала очевидной, отряды монархически настроенных четников стали уходить из Черногории через Боснию и Хорватию в Словению и дальше в Австрию. Вместе с ними уходило духовенство и люди, для которых коммунистический режим был не приемлем. С одной из таких групп в Словению ушел и Лука Вукманович. Он боялся, что партизаны из-за его антикоммунистической деятельности могут убить его старшего сына Чедомира, которому было 14 лет, и поэтому взял его с собой. В конце мая 1945 года эта группа находилась недалеко от словенского города Камник. Всем было известно, что Тито объявил о том, что любые противники коммунистов, которые не запятнали себя убийствами, могут не боятся возмездия со стороны партизан. Поэтому командиры четников рекомендовали мирным беженцам сдаться партизанам, а сами четники решили пробиваться дальше через Австирию в Западную Европу.
Группа численностью до тысячи человек, в которой были отец Лука с сыном, вошла в Камник и сдалась словенским партизанам. Черногорцев разместили в лесу, недалеко от города, в Камничской Быстрице. Через три дня группу окружила 5-я черногорская пролетарская бригада из состава 3-й пролетарской дивизии. Была произведена перепись всех сдавшихся, в которой учитывалось не только имя и год рождения, но и род занятий. В тот день к отцу Луке подошел поздороваться командир 3-го батальона черногорской пролетарской бригады Марко Джурович, с которым святой был знаком до войны. Джурович взял сына отца Луки Чедомира и, назвав своим курьером, отвел в штаб батальона, и тем самым спас ему жизнь.
На следующий день партизаны, сверяясь со списком, сформировали колонну, в 60 человек. В их числе оказался и Лука Вукманович. Вечером того же дня эти люди были расстреляны.

Лука Вукманович. Цетине 1937 год

Роль Светозара Вукмановича в смерти брата остается неясной. Некоторые люди говорят, что он был проинформирован, и его просили принять решение о том, как необходимо поступить с его братом. Ответ Темпо был: "То же, что будет и с другими".
В своей книге "Моя семья", много лет спустя, Светозар Вукманович написал, что первую информацию он получил после освобождения партизанами Цетине, и не мог поверить, что партизаны расстреляли священника, т.к. был уверен, что Лука с Чедом должны были пробираться из Подгорицы на юг, и через Скадарское озеро уйти к союзникам. Сыну Луки Чедомиру удалось выжить. Он вырос и получил образование благодаря дяде Темпо. В своих воспоминаниях Чедомир писал, что Светозар не знал, что случилось с его братом Лукой. Фотография погибшего брата всегда стояла в кабинете у Светозара в его доме в Режевичах.
В своей книге «Революция идет!» Светозар Вукманович писал: «Я не хотел разговаривать со своей матерью о Луке. Она не осмеливалась даже упоминать его имя при мне. Только однажды она пыталась сказать, что он не был заодно с оккупантами, но я ее грубо прервал и сказал, чтобы она больше не смела вспоминать о нем в моем присутствии, если хочет быть со мной. Больше мать о нем не говорила».

В мае 2000 года решением Священного Синода Сербской Православной Церкви Лука Вукманович был канонизирован.

Утрг. Церковь Святого Георгия

На самом верхнем краю села стоит церковь Святого Георгия (Crkva Svetog Djordja). Церковь была выстроена в 1886 году, но разрушена землетрясением 1979, и обновлена в 2000-2001 годах. На местном погосте нашли свой последний приют многие из Вукмановичей. А вот фамильную могилу, в которой похоронены Светозар и Лука, оказывается надо было искать на нижнем кладбище. Но об этом я узнал уже после поездки.
Так же как и жили, так и лежат рядом с Вукмановичами на старом кладбище представители другой местной фамилии – Хайдуковичи. Имя одного из Хайдуковичей можно увидеть и на табличке, которая установлена рядом с памятником революционному юнаку.

Давайте почитаем учебник географии Княжества Черногория для учеников третьего класса начальной школы (Popovic i Jovan Roganovi. 1899).
Население <Црмницы>. Большинство людей в этой нахии заняты в сельском хозяйстве и животноводстве; торговле вином и рыбной ловле. Из этой нахии большинство людей разошлось по свету, чтобы заработать что-нибудь. Народ благочестивый, трудолюбивый, доброго здоровья и опрятный.

Вот вам как раз короткий рассказ о таком человеке.
Уроженец Утрга Йово Хайдукович (Jovo, Jovan 1879-1965) в 1903 году пересек океан и добрался до Аляски. Его поступок не был чем-то исключительным. В поисках лучшей доли, привлеченные «золотой лихорадкой», сюда перебиралось множество людей, среди которых было и большое количество черногорцев.
«Поистине, я была вдохновлена черногорцами, которые поселились на Аляске. Я всегда задавалась вопросом и удивлялась, как это возможно, что так много людей из одной такой небольшой страны как Черногория, перебрались почти на другой край мира, и почти всем удалось выделиться среди большого числа иммигрантов со всего света»
. Писательница Джуди Фергюсон (Dzudi Ferguson / Judy Ferguson) живет на Аляске, в городе Фэрбенкс, который основал Джон Хайдукович (John Hajdukovic). В своей книге «Parallel Destinies» (Paralelne Sudbine) Фергюсон описала возникновение и развитие Фэрбенкса через историю жизни Джона.
Джон Хайдукович называл Аляску «Белая Црмница». Здесь ему пришлось выполнять буквально любую работу: копать золото, ловить рыбу, осуществлять исполнительную и судебную власть. Он говорил на четырех языках, и легко сходился с людьми, причем не только с эмигрантами, но и с коренными жителями Аляски индейцами и эскимосами. Неутомимый исследователь Хайдукович стал защитником интересов аборигенов, главным правительственным переговорщиком с индейскими племенами региона. На всей территории от побережья и до канадской границы он стал для индейцев отом, защитником и представителем закона.
Дом черногорца Джона и его жены шведки Рики Валлен "Rika Hoadhouse" в Фэрбенксе теперь является музеем и национальным достоянием США. В честь Хайдуковича названа одна из вершин Аляски "Mont Hajdukovich".
Отчий дом Джона-Йово в родном селе Утрг тоже был недавно отреставрирован.

Дом Джона Хайдуковича в Утрге (несколько лет назад)
Дом Джона Хайдуковича в Утрге

А что же с Крестом Ивана Черноевича, о котором я упоминал в самом начале?
Посмотрел я на Троицу и решил поиски не начинать (пока). Если заветный камень и существует на самом деле, то найти его где-то на склоне громадной горы будет, пожалуй, сложнее, чем иголку в стогу сена.
Подожду. Вдруг появится какая-то более конкретная информация.

Россыпь историй в Горних Брчелах

Тронувшись из Утрга в обратный путь, мы начали искать дорожку к монастырю Горни Брчели. Тут стоит подчеркнуть, что именно к монастырю, ибо все тропы, уходившие в сторону гор, приводили нас в ту или иную чать Горних Брчелей. Это поселение имеет «сложносочлененную» конструкцию. Его составляют несколько обособленных частей, так называемых махал: Поповичи, Бошковичи, Роловичи, Иличковичи, Томашевичи.
Не зная верного пути, мы сначала взобрались в Роловичи. Ничем не примечательное, но вполне обжитое селение, известное, однако, своим уроженцем.

Владимир Ролович (1916 - 1971) Член Союза коммунистической молодёжи Югославии с 1935 года, член партии с 1936 года. Участвовал в антиитальянском восстании 13 июля 1941 года в Черногорском Приморье. Закончил войну в звании генерал-майора.
В 1945-м по указанию Роловича был убит митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Липовац).
«Великое зло было в Черногории в XIX веке. Но мы еще не понимаем, какое зло не только в Черногории, но и во всех сербских землях было в XX веке. Черногорию во времена святого Петра распинало зло турецкое и зло братской мести и разногласий. Черногорию во время митрополита Иоанникия распинало и распяло зло фашизма и зло коммунизма»
© протоиерей Велибор Джомич (Подгорица).
После войны в 1945 году Ролович возглавил Отдел национальной безопасности Югославии, был заместителем министра иностранных дел Югославии, а позднее занимал должности послов в Норвегии, Японии и Швеции.
«… группа усташей из Австралии попыталась поднять восстание в Восточной Боснии. Первая же банда, засланная в Югославию, попала в засаду, и все ее члены оказались за решеткой. В 1970 году Канберру посетил Владимир Ролович, помощник министра иностранных дел Югославии, и вручил австралийским властям памятную записку, в которой содержались подробные сведения о членах усташских террористических организаций и о совершенных ими акциях. Австралийские власти, которые не только терпели присутствие усташей, но даже обучали их, отреагировали своеобразно. Они проинформировали террористов о визите Роловича, и в следующем году, когда Ролович был назначен послом Югославии в Швеции, двое молодых усташей убили его. …
Позднее убийц освободили, так как их сообщники захватили пассажирский самолет и угрожали взорвать его.
УДБА [югославское КГБ] ничего не оставалось, как послать за границу команды ликвидаторов, которые уничтожили несколько усташей в Мюнхене и других городах мира.»
© Ричард Уэст «Иосип Броз Тито: власть силы»
Перед смертью тяжелораненого посла посетил Тито. Ролович был удостоен звания Народного Героя Югославии. Имя Владимира Роловича носит одна из улиц в Баре.
На этом историю можно было бы и закончить, если бы не совершенно свежие новости.

«Памятник хорватскому националисту, террористу и убийце Миро Барешичу установили на его родине в селении Пакоштан в Хорватии. Памятник торжественно открыли 31 июля (2016 года). Надпись на памятнике гласит: «Всё за Хорватию. Хорватия превыше всего». … Миро Барешич с пособниками в 1971 году в Швеции убил посла Югославии Владимира Роловича ... После освобождения он принимал участие в войне в Хорватии против сил ЮНА. Там же он был убит при невыясненных обстоятельствах.» © агенство REGNUM

Ноты протеста Хорватии по этому случаю направили Сербия и Черногория.

Как я узнал позже, это церковь Св. апостола Фомы (Св. апостола Томе). Обновлена в 1867 году

Очередной подъем, и мы въезжаем на площадь перед храмом и кладбищем. Напротив дом с мемориальной плитой. Опять весточка из прошлого. В этом доме родился основатель коммунистической партии Черногории Йован Томашевич. Дом пуст. Возле дома большушая, миролюбивая, скучающая псина.

Дом Йована Томашевича

Йован Томашевич (1891 – 1924) был основателем и лидером коммунистического движения в Черногории. По подозрению в участии в заговоре против князя Николы I Петровича Негоша, которое получило название "бомбовое дело", в 1907 году он заочно был приговорен к 10 годам лишения свободы. Однако дальше биографы указывают, что Томашевич добровольцем принимал участие в Балканских войнах (1912-13 г.г.) и в Первой мировой войне.
Через некоторое время после вхождения Черногории в состав королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и запрещения коммунистической партии Томашевича арестовывают. В полицейских застенках он подвергается пыткам, которые стали причиной его преждевременной смерти весной 1924 года.
Улицу в Баре назвали именем Йована Томашевича.

Слева здание бывшей школы

Через дорогу от дома Томашевича два остова без крыш и межэтажных перекрытий. Читаем надпись на мемориальной табличке: «В этом здании в октябре 1832 года Петр I Петрович Негош основал первую школу в Черногории». Негош … школу … Помните откуда переехала школа в монастырь Нижние Брчели? Правильно! Из монастыря в Брчелах Верхних!
Значит мы прибыли по назначению.
Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Горних Брчелах был основан еще при Балшичах, однако, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена лишь в XVIII веке, во время правления митрополита Данило I Петрович, который использовал этот монастырь в качестве своей зимней резиденции. Отсюда пошло и народное название монастыря, который в ту пору был мужским, «монастырь Петровича».

Монастырь стоит на взгорке. Поднимаемся по крутой каменной лестнице между остатками двух строений, и оказываемся на крохотном монастырском дворе, который окружен с одной стороны церковью Покрова Пресвятой Богородицы, с двух других - жилыми монастырскими строениями, а от улицы отделен каменной стеной с прорезанными в ней воротами. Над воротами установлена звонница. Звонницы над храмом нет. Сама церковь очень небольшая, однонефная. Её длина составляет 10,5 и шириной 5,5 м. Иконостас расписан Петаром Чолановичем в 1928 году.
Весь монастырский комплекс был реконструирован в 1906 году. Но землетрясение 1979 года нанесло монастырю весьма серьезный ущерб. Восстановление было завершено в 1993 году. С этого времени в монастырь в Верхних Брчелах стал женским.

У храма нас встретила монахиня, которая и стала нашим экскурсоводом по монастырю. После чашечки кофе мы отправились смотреть ореховое дерево, посаженное по преданию еще святым Петром Цетинским. Даже на первый взгляд видно, что это дерево отличается от всех прочих, листья на нем гораздо крупнее. Монахиня уверила нас, что это дерево начинает раскрывать свои листья именно в день Святой Троицы. Так что если кто не верит, то пусть планирует поездку в Горни Брчели 4 июня 2017 года.

Идем через виноградник к ореховому дереву Св. Петра Цетинского

В монастыре Покрова Пресвятой Богородицы похоронены два черногорских митрополита: Рувим II Болевич и Арсений Пламенац.

Рувим II Болевич (ум. 1685), которого иногда в исторической литературе называют Руфим Пламенац, был активным борцом с латинской ересью, которую в Черногорию несли католические проповедники из венецианской Боки. Известна его борьба с извечной черногорской бедой – с племенной враждой. Считается, что он был отравлен турецкими агентами.

Арсений Пламенац (ум. 1784) из црмничского племени Болевичи приходился племянником Савве Петровичу, который являлся черногорским митрополитом во времена правления Штепана Малого. Назначение Арсения (не из Петровичей) вызвало в Черногории смуту. Петровичи государственными делами Пламенацу заниматься не дали. Отлученный от власти мирской митрополит жил и умер в Брчели.

Ореховое дерево Св. Петра Цетинского

Раз уж рассказ у меня получился как набор небольших историй из жизни разных людей, то добавлю сюда еще два отрывка из биографий, которые связаны или с Верхними Брчелами или с историей людей, о которых я уже написал выше.

Колокольня над входом в монастырь на стене

Владимир Попович Лукин (Владо Попович) родился в 1914 в Горни Брчели, в 1932 вступил в югославскую компартию, в 1934 - 1937 учился в школа НКВД в под Ленинградом, где получил позывной Španac (испанец). Знал английский, немецкий и испанский языки. В 1937 окончил медицинский факультет Белградского университета. В том же году в Париже встретился с Броз Тито. Принимал участие в гражданской войне в Испании в звании капитана в испанской республиканской армии.
В 1941, после вторжения немецкой и итальянской армии в Югославию, он стал руководителем югославских партизан в Хорватии. В 1944 получил звание генерал-майора. В 1945 стал первым послом коммунистической Югославии в Советском Союзе. Но, пожалуй, самое значительные события случились в жизни Поповича в 1949-50 годах. Отношения Югославии и Советского союза осложнялись и портились. В качестве главы югославской делегации на Генеральной Ассамблее ООН Попович обратился за помощью к западным странам. В 1950-м он был назначен послом в США и добивается получения для пострадавшей от засухи Югославии продуктов питания и всяческих материалов на 38 миллионов долларов. В 1951-м Югославия получает от США, Великобритании и Франции 50 миллионов долларов в качестве экономической помощи.

 

Черногорка Весна Вулович не имеет никакого отношения к Верхним Врчелам. Но ее история является продолжением убийства югославского посла Роловича.

«Усташи были первыми среди всех террористов мира, которые стали использовать в своей практике шантаж, связанный со взрывами самолетов гражданской авиации, и югославская авиакомпания «JАТ» стала первой, кто ввел обязательные проверки пассажиров и их багажа. Несмотря на эти предосторожности, усташам удалось в январе 1972 года в Стокгольме подложить бомбу на борт принадлежавшего «JАТ» «DC–9», который затем взорвался над Чехословакией. Спаслась лишь стюардесса–черногорка, упавшая без парашюта с высоты в 33330 футов <10160 метров> и оставшаяся в живых. Этот случай занесен в Книгу рекордов Гиннеса.» © Ричард Уэст «Иосип Броз Тито: власть силы»

Сотоничи и Орахово. Были и небыли

Знаете, что кажется мне самым интригующим в обитателях Москвы, Лондона, Парижа, Амстердама и тем более Рима или Иерусалима? То, что большинство из них умерли. Про ньюйоркцев или токийцев такого не скажешь, потому что города, в которых они живут, слишком молоды.
С некоторых пор я стал чувствовать, что люди, которые жили раньше нас, никуда не делись. Они остались там же, где были, просто мы с ними существуем в разных временных измерениях. Мы ходим по одним и тем же улицам, невидимые друг для друга.
Всё, что когда-то было, и все, кто когда-то жил, остаются навсегда.

В большом и древнем городе родились, любили, ненавидели, страдали и радовались, а потом умерли так много людей, что весь этот океан нервной и духовной энергии не мог взять и исчезнуть бесследно.
Мертвецы — наши соседи и сожители. Мы ходим по их костям, пользуемся выстроенными для них домами, разгуливаем под сенью посаженных ими деревьев. Мы и наши мертвые не мешаем друг другу.
Их имена не гремели, пока они жили, а когда умерли, то кроме камня на могиле в этом мире ничего от них не осталось.
Они и в самом деле все умерли … Но … меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как зацепить тайну за краешек.
Он, этот краешек, совсем близко — кажется, еще чуть-чуть и ухватишь. Близок локоть…
Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом. И, может быть, услышите голос, который шепнет вам: «Рождение и смерть — это не стены, а двери».
© Борис Акунин «Кладбищенские истории»

Сборная цитата из Акунина как нельзя лучше описывает мое впечатление от путешествия по Црмнице, которое вполне можно назвать путешествием от кладбища к кладбищу. Но не стоит воспринимать это как что-то минорно-похоронное. Старые кладбища (особенно в Черногории) похожи на раскрытые исторические книги с окаменевшими страницами. Надо только уметь их читать. Мне несказанно повезло, что сопровождать меня согласился Мирко. Без него все эти истории я бы прочитать не смог. И здесь недостаточно простого знания языка (которого я, впрочем, и не знаю), здесь нужно знать историю местных племен, родов и семей, историю края и исторических взаимоотношений. Несомненно, все то, что мне удалось прочитать раньше об этих местах, очень пригодилось. И я не чувствовал себя совсем уж бараном перед новыми воротами. Но тонкости могут быть известны только настоящему местному жителю, тем более жителю, увлеченному историей своего края.
Покинув Доньи Брчели, Утрги Горние Брчели, посещение которых я запланировал заранее, мы стали спускаться с предгорья в земли племени Сотоничи, родные места Миркои еще множества поколений фамилии Срзентичей.
 

Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
А ну, а к нам -- тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля...
Эй - начальник!...
© Юрий Шевчук

Церковь Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах

Я уже писал о двуалтарных церквях в Черногории. Но такого храма как в Сотоничах, мне встречать еще не приходилось.
Племя Сотоничи известно с XVI столетия. Само селение впервые упомянуто в документах в 1371 году под именем Любичане (Љубичани). Сотоничами его стали называть с 1468 года. Иван Црноевич в своем повелении от 1482 года указал, что жители Сотоничей являются собственностью Вранинского монастыря в Орахове.

Елена Анжуйская (ок. 1236 – 1314). Супруга сербского короля Стефана Уроша I. Фреска из монастыря Грачаница в Косово

Смена названия села нашла свое отражение в местном предании.
Давным-давно црмничские села Глухи До (Gluhi do) и Сотоничи (Sotonici) назывались Добри До (Dobri do) и Любичево (Ljubicevo). Жители этих деревень ловили рыбу в озере Велье Око (Velje Oko). По уговору, лучшую часть своего улова они должны были приносить жене короля Уроша Елене Анжуйской, поместье которой располагалось рядом с Любичево. Однако после одного из хороших уловов королеве передали совсем немного мелкой рыбешки. Не успели еще сельчане растащить улов по домам, как Елена, рассердившись, бросилась догонять рыбаков. «Эй! Добродильяне! Стойте!», - кричала несущаяся с холма королева. Но рыбаки лишь сделали вид, что её не слышат. «Э! Да вы вовсе не Добродильяне! Вы мерзкие Глухоняне!», - только и смогла выкрикнуть им в спину королева. Развернувшись, она помчалась за своими более близкими соседями. «Эй! Любичане! Стойте!». Как бы не так. Любичане только быстрее затрусили в сторону села. «Вот ведь, сатана!», - топнула ножкой Елена, - «Никогда вам в этом озере больше хорошей рыбы не поймать!». Поговаривают, что нарушившие договор мужики ещё и рассердились, и пошли на королеву с дрекольем. Так что ей пришлось спасаться. Выручила её жадность преследователей. Когда они уже почти настигли Елену, та разбросала позади себя орехи, и домовитые црмчане принялись их подбирать и отстали. Позже, отдышавшись и придя в себя, Елена Анжуйская повелела переименовать села раз и навсегда, на веки вечные. А рыбы с взбалмошной королевой связываться не стали. Оскуднело Велье Око. Только мелочь в нем с тех пор и водится.

Церковь Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах. Видны две апсиды. По каменной кладке и обновленной крыше можно угадать, что храм стал вдвое шире

Вот так, вспоминая «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» мы добрались до церкви Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах.
По разным данным храм был построен в 1658 или в 1880 году. На настенной табличке указан 1887 год. Позже к северной стене пристроили еще одно здание такого же размера и формы. Оказавшаяся внутри стена была удалена. Но вовсе не это самое интересное. Эта церковь имеет две апсиды. И я бы никогда не догадался как такое могло получиться?

Арка в иконостасе осталась от стены прежнего храма
Самая древняя из найденных могил с фамилией Срзентич

Помните у «Вильяма, нашего, Шекспира» …

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои

В Сотоничах до кровопролитья дело не дошло, однако оказывается, как объяснил мне Мирко, две самые многочисленные местные фамилии Срзентичей и Вуковичей с давних пор решали вопрос «кто здесь круче?». Вот и в храме каждая из семей решила иметь свой отдельный алтарь. Так у церкви оказалось две апсиды. Думаю, что и увеличение храма в два раза имело ту же причину. Иконостас расписали все те же македонские мастера Василий и Милован Джиновски в 1909 году. Церковь пострадала от землетрясения 1979 года, и была отреставрирована в 1986 году.
Над входом в храм установлена звонница с тремя колоколами. Кстати, Мирко рассказал, что каждый колокол на черногорских храмах имеет собственное предназначение: верхний – набатный, левый – свадебный, правый – упокойный.
Поклонивщись праху отца Мирко и всем Срзентичам мы отправились к конечному пункту нашего црмничского вояжа.

  

Так выглядел монастырь Святого Николая Чудотворца в Орахово лет пятнадцать назад

В который уже раз за этот день съезжаем с асфальта на очередную лесную дорожку. Наш автомобильчик напрягается. А вдруг опять горы? Следует сказать, что в этот раз в качестве средства передвижения мне достался Гольф-4 с моторчиком, который был чуть мощнее чем кофемолка. Поэтому все крутые подъемы наша самобеглая коляска преодолевала с большим трудом. На этот раз напрягаться особо не пришлось. Очень узкая дорожка без резких подъемов и спусков довела нас к воротам монастыря Орахово.

Само село Орахово (Orahovo) впервые упоминаетcя в повелении короля Стефана-Воислава (~1198 - ~1264), по которому он жалует село Вранинскому монастырю. В 1296 году король Стефан Милутин (Стефан Урош II Милутин) (1253 - 1321) подтвердил эту передачу.
Об основании монастыря Орахово никаких письменных источников не сохранилось. Однако несомненно, что этот монастырь один из старейших в Черногории. Согласно легендам, этот он был построен во времена Стефана Немани Первовенчанного (1114–1200) или же Саввой I Сербский (Савва Неманич, 1169 – 1236), который послал своего епископа строить монастыри в Црмнице.

Церковь Иоанна Крестителя
Русский колокол на церкви Иоанна Крестителя

Монастырский комплекс состоит из двух однонефных церквей и жилых построек. Более древний храм, известный как Болянова церковь, посвящен Иоанну Крестителю. Его возникновение в XV веке связывают с именем Елены Балшич. Храм схож с церковью заложенной Еленой в монастыре Бешка. На сегодняшний день Церковь Ионанна Крестителя отреставрирована, но росписи и иконостас утеряны.
    Новая церковь в честь Святого Николая Чудотворца (размеры 8 х 5 м) построена с благословения владыки Рувима Болевича игуменом Василием Негушем с братией и при помощи местных жителей незадолго до 1663 года , и расписана фресками в 1663 году, о чем свидетельствует копия более ранней надписи над входом. В 1909 (1900) году, на средства местных жителей, над входом в храм Св. Николы была воздвигнута трехколокольная звонница. В том же году македонскими мастерами Василием и Миливоем Джиновскими был расписан иконостас. 

Реконструкция храма проведена в 1986-87 г.г.

Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца и келейный корпус
Иконостас церкви Николая Чудотворца

В XV веке монастырь был разрушен османами. С этим связана легенда, которая повествует о том, что местный князь, большой противник отуречивания жителей Орахова, в гневе отрубил головы пяти туркам, а последнего догнал на пороге монастырского подвала. После этого турки монастырь разрушили.

Фрески церкви Николая Чудотворца

Стоит еще вспомнить, что именно через Орахово, проходила в свое время единственная дорога, которая связывала земли горной Црмницы с Вирпазаром. И, по преданию, совсем не далеко, в Гаровичах (Garovci), при расчистке этой дороги произошел взрыв, искалечивший черногорского правителя Штепана Малого.

Монастырь Святого Николая Чудотворца в 2004 году
Обновленный монастырь Святого Николая Чудотворца в Орахово

Монастырь оказался совершенно пуст. Оба храма стояли открытыми. Пока мы бродили по погосту, читая страницы каменной книги судеб, на Црмницу начал спускаться вечер.

С трудом развернув свою маломощную кибитку на узкой лесной дороге, мы отправились в Бар.

Если присмотреться, то из монастыря видно Скадарское озеро, дамбу и крепость Лесендро

Комментарии
О Маршруте
Ссылка: