Содержание отчёта 
Идея похода

Подготовка участников перед турпоходом 4 к.с. на Оку Саянскую и турпоходом 5 к.с. на Акишму, знакомство с новым участником походов Сергеем Виноградовым, проверка снаряжения, совершенствование спортивного мастерства, проверка экипажей на совместимость.
Варианты подъезда и отъезда

Лучшим вариантом является заброска и отъезд с маршрута на личных джипах или нанятых вахтовках. Дорога позволяет проехать и легковым машинам, но погода может сыграть злую шутку.
Из Владивостока до Тернея 3 раза в неделю ходит автобус. Расписание периодически меняется. На момент похода автобус ходил: с утра понедельника и четверга из Владивостока, к вечеру с ночёвкой в Дальнегорске, к обеду вторника и пятницы в Тернее и обратно к вечеру в Дальнегорск, в среду и субботу из Дальнегорска до Владивостока. Исключительно удобным был рейс в один день: суббота Владивосток-Терней, воскресение Терней-Владивосток.
Из Пластуна (через объездную дорогу вокруг Тернея) в верховья реки Кема ездят лесовозы. Если водитель остановится, то возьмёт не более двух людей при условии вязки рюкзаков в открытом кузове.
В Кавалерово и Дальнегорске широко развита система перевозок частными микроавтобусами. Один микроавтобус из Дальнегорска ежедневно ходит в Пластун (водитель сам живёт в Пластуне). Можно нанять микроавтобус и до конечной точки заброски. При сравнении с ценами на перевозки в Саянах и Алтае цены приемлемые.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Маршрут пролегает вдоль дороги, т.о. в любой момент можно попросить помощи у водителей (в день проходит около 30 машин). На пороге Горелый соревнования по технике водного туризма и запасные варианты похода зависели от транспорта.
Изменения маршрута и их причины

Маршрут был изменён. При обильном половодье на остальных реках Приморья: в Кеме оказалась малая вода!, видно сказался мороз. До Тройного порога мы не доехали, так как с машины наблюдали реку и ниже порога «Труба» уже обнаружили ледяной затор на 300 метров в длину. Леонтюк Павел Евгеньевич также не рекомендовал идти выше порога «Труба» на К4 – малая вода. При просмотре порога «Труба» сделан вывод, что он проходим только на К2. В условиях малой воды и несошедшего льда – сплав начали с данного порога.
До Малой Кемы мы не смогли идти, будучи завязанными на транспорт и срок приезда в г. Владивосток к вечеру 10.05. Объясняю: По заброске к нам обратилась команда турклуба «Сплав» (г. Владивосток), обещая нашу группу забросить на Бейцевский порог, а после забрать с Малой Кемы (или с трассы) за 1000 рублей с человека. На самом деле они наняли за 15000 рублей автобус до порога Горелый и обратно; поставив нас уже в пути перед фактом, что до других мест оплата 300 рублей за 1 час и с Малой Кемы нас забирать никто не собирается. В добавок к этому они имели наглость требовать с нас по 1000 рублей, пытаясь сократить себе расходы на проезд до 840 рублей (членов команды ехало 6 человек). За увеличение трассы до порога Труба водителю мы доплатили 300 рублей, но проследили чтобы эти «крысятники» оплатили по 1000 рублей с человека и только после них заплатили за каждого по 1000.
График движения

дата Участок маршрута км препятствия Время движения метеоусловия
05.05 Город Владивосток – порог Горелый - - (автобус) 18 часов Переменная облачность
06.05 порог Горелый – порог Труба - - (автобус) 1 час Переменная облачность
Тренировка на пороге Труба 0,1 порог Труба 3 часа Переменная облачность
07.05 порог Труба – порог Горелый 25 Пороги Плотина, Неожиданный, Горелый, три порога 2 категории 7 часов Снег
08.05 Порог Горелый – порог Секунджа 12 Обнос порога Токунджа, порог Новый по левому руслу, порог Секунджа 10 часов Снег
09.05 Тренировка на пороге Секунджа 0,1 Порог Секунджа 3 часа Переменная облачность
10.05 порог Секунджа – г. Владивосток - - (автобус) 19 часов Переменная облачность
Итого 37 23 часа
Техническое описание прохождения группой маршрута

"Бонус" проходит Секунджу. Часть 3. "Бонус" проходит Секунджу. Часть 3.
"Пеленгас" проходит Секунджу. Часть 4. "Пеленгас" проходит Секунджу. Часть 4.
"Пеленгас" проходит Секунджу. Часть 5. "Пеленгас" проходит Секунджу. Часть 5.
"Воронной" проходит Секунджу. Часть 2. "Воронной" проходит Секунджу. Часть 2.
Лагерь утром. Лагерь утром.
На фоне Секунджи. На фоне Секунджи.
Игорь своё не допел... Игорь своё не допел...
Ольга и Сергей на прохождении. Часть 3. Ольга и Сергей на прохождении. Часть 3.
Ольга и Сергей на прохождении. Часть 4. Ольга и Сергей на прохождении. Часть 4.
Ольга и Сергей на прохождении. Часть 5. Ольга и Сергей на прохождении. Часть 5.
Ольга и Сергей на прохождении. Часть 7. Ольга и Сергей на прохождении. Часть 7.
Ольга и Сергей на прохождении. Часть 8. Ольга и Сергей на прохождении. Часть 8.
Ольга и Сергей на прохождении. Часть 13. Ольга и Сергей на прохождении. Часть 13.
Игорь и Оля. Игорь и Оля.
Игорь и Олег у костра. Часть 4. Игорь и Олег у костра. Часть 4.
05.05. Выехали в 04:00. Приехали затемно около 22:00 на порог Горелый.

06.05. Позавтракали. Забросились на порог «Труба» (съезд с дороги показал Скиба из «Луча»).
Холодно. Пасмурно.
Просмотрели порог и организовали стапель.

Состав группы поменялся: два человека не смогли поехать (Гвоздецкий поломал руку, Никитина переехала во Владивосток и «в суете») и пять добавилось, но в последний день не смог поехать один из этих пяти - Анохин.
Разбиение по катамаранам пришлось менять в связи с отсутствием Валеры Анохина, который должен был возглавить К4 «Бонус»:
Предполагалось:
К2 «Пеленгас»: Кравцов, Л.Комисаренко.
К4 «Бонус»: Анохин, О.Комисаренко, Ахмадиев, Тоторкулов.
К4 «Вороной»: Стабровский, Джигимон, Браганцова, Виноградов, Малахов.
Пришли к консенсусу на следующем составе:
К2 «Пеленгас»: Стабровский, Джигимон.
К4 «Бонус»: Кравцов, Комисаренко, Комисаренко, Малахов.
К4 «Вороной»: Виноградов, Браганцова, Ахмадиев, Тоторкулов.

Порог в малую воду в самой трубе для четверки непроходим – и двойке то надо петлять. На входе в трубу торчит высокий зуб: справо узкий проход, слева основная струя, но бьет в скалу: проход прижимаясь к зубу правым бортом. Далее необходимо в трубе править носы, так как рама цепляется за скальник. За трубой по малой воде возможна чалка вправо - улово. Далее выходной участок, также содержащий зуб, но на сей раз его надо обойти справа, чему помогает небольшое улово у правого берега, за которое можно зацепиться; а можно уйти с зуба навалившись задней частью левого борта.
После обеда все по несколько раз прошли на К2 «Пеленгас» этот порог, за исключением Виноградова: посадки на К2 ему были слишком малы и как результат при ударе о скальник его выкинуло назад с ката. Катамаран и зацепившегося за него человека чалили к правому берегу после трубы, но до слива. В этот день ему был прописан согрев, поэтому на второе прохождение его не пустили.

07.05. Стартовали в 11:00 под начинающимся снегом. Шли в кильватерном строю, дистанция два кабельтова: «Пеленгас», «Вороной», «Бонус». До моста через Кему основным препятствием была кромка льда. К счастью за сутки ледяной затор ниже «Трубы» исчез. За мостом перекусили и приготовились к осторожному прохождению порожистого участка.
Пороги второй категории проходили без разведки, так как линия движения легко прослеживалась и шла по основной струе. Страховка всех катов тандемом. Серьезную опасность представляет «Плотина»: шивера с сильным течением заканчивается искусственным завалом из деревьев. Зачалились заблаговременно и просмотрели. Для переноса катов перечаливались ближе к завалу и обносили залом по правому берегу. Порог «Неожиданный» определили по насыпи дороги – прошли с ходу (просматривали с дороги при заброске на Трубу) и К2 встала за порогом на страховку.
Порог Горелый определили по установленной трассе и зачалились для просмотра и выяснения не помешаем ли мы соревнованиям. По спасработам соревнования завершились, а трассу будут проходить завтра.
Выставили страховку с берега. Попытались попасть в промежуток между тренирующимися, но нашу К2 все же догнала тренирующаяся К2. «Пеленгас» тихоходен. Согласно установленного порядка прошли и остальные суда. Входили в порог прижимаясь к левому берегу, а перед трубой, чтобы не скрестись о камни - перестраивались вправо. В трубе главное не застрять, а остальное проходится по основной струе, маневр минимален. После трубы есть справо улово в котором можно отдышаться.
За порогом встали на ночевку.

08.05. Стартовали в 09:30. По лоции до Токунджи 40 минут – мы шли более часа. Еще в лагере нам подтвердили, что Токунджа непроходима – накануне ездили смотреть.
Не стали рисковать проходить на «Пеленгасе» - непроходим, так непроходим. Обнесли первые три ступени и пошли дальше.
Антон Тювеев инструктировал меня становиться на просмотр Нового на остров, там будут бревна… Перед Новым оказалось сразу два острова один за другим, но пустынные. Зато сразу за ними завал из бревен. Зачалились на конце последнего пустынного. Дальше на разведку «Пеленгас». Несет струя хорошо, а не зачалишься на разбиении струй – унесет в порог. Поэтому причалив к острову с завалом, организовал чалку перешвартовывающихся судов.
Левая протока: водопадный слив по наклонной плите (обрывающейся слева). Для наших судов этот зуб опасен: рама вязана низко к воде и зацепится за зуб – переворот влево или вперед. Прохождение прижимаясь к правому берегу, но место вхождения с воды заранее не просматривается – оно на полметра левее видимого берега. Торчащии из залома коряги спиливаем, но лежащую на воде не трогаем. По результатам просмотра порога самоотвод от прохождения заявили Джигимон и оба Комисаренко. Расставив страховку прохождение сделали на двойке: Стабровский и Кравцов. Определившись с траекторией прохождения скомплектовали экипажи четверок (для К4 этот порог труднее). Кравцов, Браганцова, Тоторкулов, Малахов. Стабровский, Джигимон (перебоялась), Виноградов, Ахмадиев. С воды на двойке страхуют Комисаренко. Страховка со скалы и видеосъемка. К4 Бонус зацепился за те полметра лжеструи у правого берега и полоборота ката пришлось экипажу подправлять - обошлось. К4 Вороной прошел чисто, но ощущения остались: носы идут за зуб – через секунды надо будет покидать корабль – но струя отводит носы вправо и легко спускает мостодонт с горки.
После прохождения – перекус. Хотелось есть уже давно, но на сытый желудок такие пороги мы не ходим, еще не тот уровень мастерства.
Просмотрев более тщательно правую протоку, понимаем, что левая спортивней, но по правой пошли бы и с вещами: в заломах сделаны проходы, по которым прет основная струя и по этой воде на 5 категорию никак, четверка и та под сомнением.
Перекусив идем сразу дальше: нам еще в Секунджу бы по темноте не влететь. Скала приметная, но перепад воды издалека не очень то и заметен.
Кравцов просматривал по правому берегу, Стабровский по левому. Игорь не удержался от прохождения первым – для Бонуса и Игоря в этом пороге лишь незначительная качка. Выставили ему страховку. После прохождения на страховку вышли они.
Только «Пеленгас» собрался в Секунджу, как с ходу начали брать порог три каякера и две двойки во главе с Тараном. Пришлось обождать. Порог не сложный. Заход по любой траектории. При правом – отбивка от скалы бортом, при центральном – через бочку, при левом – нужно править носы.
Двойка прошла через бочку не задерживаясь надолго.
«Вороной» прошел чище всех: заходил справа, но скальник не задел.
Последний порог пройден. Ночь будет длинная – больше часа искали место для лагеря и встали над порогом. Если бы не заморочки с транспортом легко бы пошли дальше, но… Гуляли до 4-х утра.

10.05.05. С 15:00 до 18:00 тренировки на пороге на двойке. Четверки уже антистапелёваны с утра.
В 21:20 за нами приезжает автобус. В пути спим, поэтому Кравцов спаивает всех только с утра. В итоге сделан вывод, что Малахов свою норму знает, но легко соглашается её перебрать.
Во Владивостоке были после обеда.
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила 470 рублей на человека. Стоимость проезда на автобусе 1030 рублей с человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден по сокращённому варианту, но с преодолением препятствий, определяющих категорию маршрута. Пройдено по воде 37 км. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [3] маршрут может быть оценён как водный 3 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
2. Отчёт о водном походе второй категории сложности на реку Кема Приморского края, совершённом с 30 июля по 08 июля 2001 года/руководитель группы: Стабровский В.Н. – Владивосток: МКК Приморского края, 2001.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3