Приезд

Мы вернулись в Абхазии через 10 лет. Казалось война кончилась только вчера. Разрушенные дома, дороги, мосты. Разруха и запустенье..
Ватик Вартанян встретил нас в Адлере и отвез на Форелевое Хозяйство.
Там нас помнили и встретили с радостью. Директор, Ражден Датович, поселил нас в весовой, чуть ли не единственное строение с крышей. В нем было промозгло и мрачно. Но затянув окна полиэтиленом, навесив дверь и вынеся несметное количество пустых бутылок мы придали ему боле-менее жилой вид.
Сифон снаружи остался таким, как десять лет назад. Вода была чистая, и мы с Леоновым в первый же день навесили веревку до перегиба. Бухт телефонников, про которые с содраганьем писал Нор мы не обнаружили. Не обнаружили и камня на перегибе, за который надо было привязать ходовик. На следующий день Петр нашел веревку, идущую от прегиба в пещеру. Камень и бороды полевика были погребены под метровым слоем песка.
Несколько дней мы таскали лагерь через сифон в дюралевом контейнере, заботливо отреставрированном Сашей Бурмагой.
Погода кончилась и повалил снег. Мы не стали ждать когда паводок сделает невозможным погружение и ушли под землю.
Лагерь поставили в Шумной Базе, названной так из-за рева водопада. Небольшой грот с песчанным полом находился в 8 метрах выше уровня реки. Но мелкий речной мусор на стенах сигнализировал, что в паводок он может заливаться до потолка. Замечательный лагерь, если бы не шум, который постоянно давил на уши. Леонов сказал, что он так не может, и мы свой гамачный лагерь расположили неподалеку в небольшом меандре. Там бы ужасно неудобно, но тихо.
Бурмага с Петром занимались фотосъемкой, Леонов, Кожемякин Клоков и я стали искать неоткрытые (не нанесенные на карту) галереи.
Галлерей нашлось три, - КраКры, Лимпопо и 8 симфония (глинки).
Лимпопо

Лимпопо , вход в которую начинается 6 метровым водопадом, не заметить было трудно. Из стены, в 8 метрах над Долгим озером, с ревом падал поток, с расходом не меньше 1 куб.м/сек. Но на старой красноярской топосъемке 1990года галерея обозначена небольшим апендиксом., который кончается узостью и знаком вопроса. В реалии это оказалась галерея метров 10 шириной и метров 300 длинной, с текущей по ней большой рекой, которая, увы, вытекала из сифона.Но в 100метрах от Лимпопо обозначен Владивостокский ход. Мы сделали топосъемку Лимпопо до сифона. План притока походил на план Владивостокского хода. Во Владивостокский ход мы не лазали. Скорее всего и Лимпопо и Владивостокский ход был отснят, но потом топосъемки перепутались.
8 симфония

8симфонию глинки назвал Андрей Леонов, когда по колено провалился в жидкую глину в устье притока. Прошли не далеко, метров 400, т.к. одеты были только в сапоги и изотермики, а дальше надо было где-то тискаться. На следующий день мы с Ваней Клоковым, подобающи одевшись, отправились делать топосъемку. Мы дошли до зала, в который втекало несколько ручьев. Один ручей вытекал из сифона.
Дальнейшего пути мы не нашли(да и не очень-то и искали...
КраКры

Вход систему КраКры удалось разглядеть, просветив потолок зала сифона Петра Великого. Для того пришлось подняться по крутой осыпи, метров на 40. Камни, срывающиеся из под ног, с гулким всплеском падали где-то далеко внизу. В куполе зала чернело окно, метров 5 в диаметре. Чтобы подняться к нему пришлось бить спиты в отвесе на высоту 15м. На это у Леонова, Панченко и Кожемякина ушло 2 дня. Далее крутовосходящая галерея привела в огромный зал высотой метров 50. Посреди зала навал глыб, покрытых глиной. По глыбам можно подняться почти на самый верх. В куполе снова проглядывалось окно. До него еще метров 15. Мы не очень стремились вверх и пошли осматривать другие залы. Они были очень красивы, но без видимого продолжения. Это странно, потому что такие галереи не могут так просто кончаться. Наверно, мы плохо смотрели...
Следуя древней традиции, на стене зала копотью мы написали имена первопроходцев и дату. Систему назвали Красноярско-Крымской (КраКры).
Восточная ветвь

Григорьев с молодежью (Сергей Меличев и Ванечка Клоков) работали в Восточной галереи. Фотографировали, ныряли во 2 сифон. Григорьев нырял в Яму