Техническое описание прохождения группой маршрута
Из этой главы мы узнаём все подробности путешествия из зимы в лето.
График движения

День пути
Дата
Маршрут
24 июля
г. Новосибирск – г. Абакан
25 июля
Абакан – 664 км трассы Абакан-Кызыл – 24 км старой Усинской трассы – р. Нистафоровка – Изба Деда
10 км
26 июля
Изба Деда – р. Ровный
11 км
27 июля
Р. Ровный – Долина девяти озер
28 июля
Вынуждена стоянка на 5-м озере в Долине девяти озер. Пережидаем непогоду.
29 июля
5-е озеро в Долине девяти озер – пер. Проходной (Плиточный) (1А, 2145) – оз. Изумрудная гитара – р. Малый Казыр-Суг
3,5 км
30 июля
р. Малый Казыр-Суг – правый приток р. Малый Казыр-Суг – устье р. из-под пер. Снежный
5 км
31 июля
устье р. из-под пер. Снежный – пер. Снежный (1А, 1900) – оз. Араданское
4 км
1 августа
оз. Араданское – пер. Медвежий (1А, 1969) – Озерное плато – пер Прапор юности (1А, 1979) – оз. Красное
2 августа
Оз. Красное – р. Красная речка (Левая Араданка) – пер. Скалистый (Бакланиха) (1А, 1632) – оз. Поднебесное – р. Большая Бакланиха – Тармазаковский мост
13 км
3 августа
Тармазаковский мост – р. Нижняя Буйба – оз. Нижнее Буйбинское (Каровое)
4 августа
оз. Нижнее Буйбинское (Каровое) – пер. Художников 2 (1А, 1926) – оз. Художников – оз. Малахитовая ванна
4,5 км
5 августа
оз. Малахитовая ванна – вдп. Горных духов – оз. Горных духов – пер. Птица (1А, 2097) – оз. Большое (Светлое)
6 августа
оз. Большое (Светлое) - дневка
7 августа
оз. Большое (Светлое) – оз. Медвежье – пер. Тушканчик (н/к, 1700) – левый приток р. Буйба
8 км

10.07.25 У избы Деда 10.07.25 У избы Деда
25 июля 2010, 1-й ходовой день
Абакан – ТБ «Тушканчик» – 24-й км старой Усинской трассы: на машине;
24-й км старой Усинской трассы – р. Нистафоровка – Изба Деда: пешком.
5:00
16:00
10 км
Солнечно, безоблачно
Солнечно, жарко
Настроение
Бодрое, к вечеру устали, сказался ранний подъем и проблемы с заброской.
20:30
Подробное описание, пометки
Поезд прибыл в Абакан в 6 утра по местному времени. Как обычно приезжающих атаковали толпы водителей. Но мы ждали своего. Согласно договоренности нас встретил водитель и сообщил, что мы сейчас поедем. В течение часа мы с места не сдвинулись. Выяснилось, что «сейчас» - это после прибытия 8-ми часового поезда. Т.о. при планировании маршрута стоит учитывать, что при выборе варианта с такси небольшой группой, 2 часа вы потеряете точно, ожидая, когда оно заполнится (если, конечно, вы не готовы заплатить за легковушку 4000 руб.). Еще есть возможность уехать на автобусе Абакан-Кызыл. Дешево, надежно, но ехать дольше и до Нистафоровки на нем не добраться, только до Тармазаковского моста, или до т/б Тушканчик. Поэтому этот вариант мы и отвергли.
В 8:10 выехали из Абакана и в 12:00 уже были на ТБ «Тушканчик». И тут начались проблемы. Выяснилось, что водитель не понял, где находится р. Нистафоровка, сразу не выяснил, а теперь он туда не поедет, уже есть группа, готовая ехать в Абакан. Пообещал, что за нами приедет другая машина, которая не приехала и через 3 часа. Все это время пытались поймать машину. Наконец нашелся человек, следующий в Тыву, который согласился забросить нас до Нистафоровки за 300 руб.
В 16-00 вышли на грунтовку, идущую вдоль р. Нистафоровка. Нашли ее с трудом, за 2 года дорога сильно заросла, местами трудно понять, где она проходит. Кое-где она превратилась в обычную тропу. Кое-где теряется. Светит солнце, жарко и очень много гнуса – в основном мухи и мошка. Досаждают порядком. С переправой через притоки оказалось попроще, чем я думала, глядя на заросшую дорогу – все по-прежнему преодолеваются по бревнам и остаткам мостов. Однако и тут нужно быть внимательным и осторожным. Без самостраховки дрыном в некоторых местах переправиться довольно трудно. По Гармину до Избы Деда 12,5 км. Настроены дойти, несмотря на потерю времени в процессе заброски. Прошли 10 км, в 20:20 вышли к большой, хорошей поляне, закралось желание остаться, но по плану было еще 2,5 км. Пошли дальше и сразу увидели избу. Оказалось, она не на слиянии рек, а на 2,5 км раньше. Вернулись на поляну и встали лагерем в 20:30.

Дед был дома, ему мешать мы не стали. Приготовили ужин и легли спать в 23:00.

26 июля 2010, 2-й ходовой день

Изба Деда – р. Ровный – вдп. Под 9-м озером
10:00
11 км
Пасмурно
Пасмурно, Дождь
Пасмурно, дождь
Настроение
Переменное. Много гнуса, дождь, тропы заросли
18:00
Подробное описание, пометки
Встали в 7 утра. На улице пасмурно, туман, ничего хорошего в плане погоды не предвещает. Вышли от Избы Деда в 10:00. Тропа идет мимо избы и через некоторое время спускается к реке. Переходим Нисрафоровку по бревну с перилами. Начинается дождь, который преследует нас весь день. Через 2,5 км перешли Нистафоровку по бревну в месте впадения в нее р. Ровный. Тропа здесь резко забирает вверх. Километров через 5 лес начинает редеть и чередуется травой и карликовой березкой. Тропа часто теряется, приходится ее искать. Идет дождь. Насквозь мокрые мы продираемся через мантану, теряя и отыскивая тропу. Идти трудно. Березка в основном чуть выше пояса, иногда в человеческий рост. Через некоторое время Ровный перестает быть ровным. Подошли под первый водопад. Пришлось резко набирать высоту, чтобы обойти вал. В результате вышли к стене, которую нужно как-то преодолевать. Тропа снова потерялась, пришлось идти на разведку. В процессе разведки выяснилось, что есть еще верхняя тропа, но она такая же заросшая и периодами теряется. Также нашли ровную поляну во мху. Вода далековато, но все равно решили вставать, так как время близилось к вечеру, все промокли, устали, а дальше нас ждало только чередовании бугров с болотинами. Приготовили ужин, и снова пошел дождь. Легли рано, в 22:00, но уснуть удалось не скоро – бушевала страшная гроза, ливень барабанил по палатке, небо разрывал гром, сверкали молнии. Кроме того, в течение дня некоторые вещи и спальники намокли в рюкзаках даже через чехлы.

27 июля 2010, 3-й ходовой день

10.07.27 Р. Ровный 10.07.27 Р. Ровный
10.07.27 9-е озеро Долина девяти озер 10.07.27 9-е озеро Долина девяти озер
10.07.27 Вдп. на р. Ровный 10.07.27 Вдп. на р. Ровный
10.07.27 Пер. Проходной (Плиточный) 10.07.27 Пер. Проходной (Плиточный)
27 июля 2010, 3-й ходовой день
вдп. под 9-м озером – 5-е озеро в Долине девяти озер
9:30
Дождь
Бодрое, рады солнцу
16:00
Подробное описание, пометки

Всю ночь шел ливень, была страшная гроза. К утру дождь наконец прекратился. Из-за горы вышло солнце, разгоняя туман и проглядывая через облака. Появилась надежда просохнуть. Приготовили завтрак, собрали лагерь, и вышли в 9:30. Все также идем по карликовой березке и траве. Тропа теряется, с трудом продираемся через заросли. Кроме того, тропа постоянно обходит болотины и забирается на каждый бугор. Идти не просто. Все время набираешь и теряешь высоту. К 13:00 вышли к нижнему озеру. Поднялись на вал и окончательно потеряли тропу. Поднимаемся по правому берегу без тропы по траве и березке. Благо здесь уже высота их достигает максимум по колено.
Каждое из озер подпирает моренный вал. Кроме того, вдоль берегов много сбросов, которые приходится обходить. Опять же набирать и терять высоту. Уже был виден перевал. Все очень устали, но настроены были решительно – нужно максимально близко подойти под перевал. Иначе отставание от графика будет существенным. И тут грянул гром. Небо вдруг схлопнулось и пошел ливень такой силы, что не видно было уже ни перевала, ни озера, на вал которого мы уже поднялись. Спустились обратно на берег 5-го озера, где ранее заметили небольшую ровную полянку. Переждали ливень под тентом, выкопанным мною в рюкзаке. Когда ливень закончился, решили уже никуда не идти, ставить палатку здесь. Выглянуло солнце. Времени нам хватило ровно, чтобы поставить палатку, подсушиться, приготовить ужин. После чего снова пошел дождь. Отстаем от графика, думаю о том, чтобы не идти на пер. Гребневый. К вечеру началась гроза. Почти всю ночь не спали. Бушевал шквальный ветер, рвал с палатки тент, ливень стучался в палатку, всполохи и грохот никому не давали уснуть. По озеру бродили волны, казалось, что оно выходит из берегов.

28 июля 2010, 4-й ходовой день

10.07.28 5-е озеро Долина девяти озер в сторону перевала 10.07.28 5-е озеро Долина девяти озер в сторону перевала
10.07.28 5-е озеро Долина девяти озер палатка 10.07.28 5-е озеро Долина девяти озер палатка
10.07.28 5-е озеро Долина девяти озер 10.07.28 5-е озеро Долина девяти озер
28 июля 2010, 4-й ходовой день
5-е озеро в Долине девяти озер – вынужденная дневка
0 км
Туман, снег
Туман, снег, сильный ветер
Тревожное, бодримся, как можем
Подробное описание, пометки
Проснулись в 6 утра. На улице туман, видимость почти ноль. Моросит дождь. Думаем переждать. Через час пошел снег. Переждали… Крупные хлопья вываливались из тумана и толстым слоем оседали на все вокруг. Снег шел весь день. Сидим в палатке, играем в игры. Временами выбираемся наружу, стряхиваем с палатки снег, иначе придавливает. Снег мокрый, тяжелый. Готовим в палатке на горелке. К обеду поднимается ветер. Срывает переднюю часть тента. Экстренно эвакуируемся. Придавливаем все растяжки камнями покрупнее, строим небольшую изгородь.
Всю ночь продолжается свистопляска с ветром и снегом. Ветер настолько сильный, что временами палатка будто подскакивает на месте или ложится вбок. Ветер сдувает с тента куски снега, подбрасывает их, и они с шумом скатываются вниз. Решаем уходить. Больше тут ждать нечего. К утру ветер стих, и только изредка палатку подхватывали резкие порывы то со стороны долины, то с перевала.

29 июля 2010, 5-й ходовой день

12 10.07.29 5-е озеро Долина девяти озер утро медвежьи следы 12 10.07.29 5-е озеро Долина девяти озер утро медвежьи следы
10.07.29 5-е озеро Долина девяти озер утро сборы 10.07.29 5-е озеро Долина девяти озер утро сборы
10.07.29 Долина 9-ти озер под снегом 10.07.29 Долина 9-ти озер под снегом
10.07.29 пер. Проходной (Плиточный) нам куда-то туда 10.07.29 пер. Проходной (Плиточный) нам куда-то туда
10.07.29 Оз. Изумрудная гитара в тумане с пер. Проходной 10.07.29 Оз. Изумрудная гитара в тумане с пер. Проходной
10.07.29 Оз. Изумрудная гитара с пер. Проходной 10.07.29 Оз. Изумрудная гитара с пер. Проходной
29 июля 2010, 5-й ходовой день
Пройденный путь
5-е озеро в Долине девяти озер – пер. Проходной ((Плиточный) 1А – 2145) – оз. Изумрудная гитара – р. Водопадный – р. М. Казыр-Суг
10:30
3,5
Туман
Дождь, облачно
Настроение
Рады, что вырвались. Но сильно устали и морально и физически
22:20
Подробное описание, пометки
Подъем в 7 утра. Над озером туман, перевал не виден. Решаем немного подождать, кажется, туман поднимается. Через час туман опустился еще ниже. Решили больше не ждать. Еще одна ночь в буране – это слишком. Рано утром у нас были гости: приходил небольшой медведь, натоптал довольно много недалеко от нашей палатки и ушел в сторону перевала. Шли осторожно, внимательно вглядываясь, отслеживая каждое движение, чтобы не налететь на нашего гостя.
В 12:30 подошли под перевал, обойдя еще 3 озера и поднявшись на 3 вала. Последнее озеро обошли по снежнику, постепенно набирая высоту. На перевале лежит снег. В обычное время перевал проходится по травяному склону практически в лоб. Подъем технически несложный. Однако в наших условиях о том, чтобы идти на травяной склон не могло быть и речи. Трава под снегом все равно, что горка для санок. Поднимаемся левее (по ходу) седловины по полкам. Туман опустился ниже, и мы могли видеть путь подъема. Подъем по полкам несколько круче, чем стандартный путь, но навешивания перил не требует. Шли медленно, страхуясь дрыном. Вышли чуть выше седловины и траверсом перешли на нее. На перевале были в 15:30. Сняли записку группы туристов из г. Искитима под руководством Черных О.С. от 24. 07. 2010. С той стороны тоже туман. Облака разошлись лишь на минуту. Мы увидели общее направление спуска  и оз. Изумрудная гитара. Стали спускаться, забирая чуть правее, по большим валунам. Туман был таким, что видимости хватало только на то, чтобы увидеть несколько метров возможного спуска. Склон стал круче. Периодически выходили на сбросы, уходили вверх или в сторону. Наконец смогли выйти в узкий кулуар с мелкой  осыпью, довольно пологой, чтобы по ней можно было безопасно съехать вниз. Что мы и сделали практически до самого «грифа» Изумрудной гитары. Там обошли огромные валуны, и вышли к косогорам. На последнем из них нашли топу, которая, однако, быстро потерялась. Какое-то время спускались без тропы. Затем еще раз сходили на разведку, и вышли на тропу, которая спускается существенно правее самого Водопадного  ручья по лесу. Спуск очень крутой, с мокрой травой, торчащими корнями и крупными верками деревьев, но тропа явная. В 22:00 наконец спустились к р. Малый Казыр-Суг. Уже темнело, стали искать стоянку. Тропа вдоль реки тоже явная, но идет в низине, кругом высокая трава и болотина. С трудом нашли недалеко от тропы более-менее ровное место на пригорке. Где и остановились на ночь.
Из-за тумана не удалось воспользоваться простым путем спуска – перейти траверсом с пер. Проходной на пер. Прогресс, что я планировала изначально.
За день набор высоты с места стоянки – 250 м, падение – 1025 м.

30 июля 2010, 6-й ходовой день

10.07.30 пик Мартьянова 10.07.30 пик Мартьянова
10.07.30 вид на Долину р. Малый Казыр-Суг и пик Мартьянова 10.07.30 вид на Долину р. Малый Казыр-Суг и пик Мартьянова
10.07.30 Правый приток р. Малый Казыр-Суг бревна 10.07.30 Правый приток р. Малый Казыр-Суг бревна
30 июля 2010, 6-й ходовой день
Р. Малый Казыр-Суг – устье ручья из-под пер. Снежный
9:00
14:30
Солнечно, переменная облачность
Нормальное, отходим от вчерашнего
20:00
Подробное описание, пометки
Сегодня полудневка. Отсыпаемся, сушимся, расхаживаем мышцы. Наконец день ясный, можно порадоваться солнцу и теплу. Ночью было очень холодно. Небо совершенно расчистилось к вечеру, а ночью оно было полно звезд, за что и пришлось расплачиваться похолоданием.
Задача второй половины дня – насколько получится подойти к пер. Снежный. Вышли в 14:30. Идем вдоль р. Малый Казыр-Суг. В нескольких сотнях метров от нашего места стоянки есть хорошая поляна, где расположены 2 добротные стоянки. Вчера немного не дошли в темноте.
Спускаемся вдоль реки. Видим, на какой высоте все это время бушевал буран, вершины заснежены. Радует вид на хребет с пиком Мартьянова. На мой взгляд, это одно из красивейших мест Арадана. Спускаемся по явной тропе до первого крупного правого притока р. Малый Казыр-Суг быстро, идти всего 3 км. Начали подъем по ручью. Тропа по нему идет хорошая, натоптанная, недавно здесь были люди. Однако идти тяжело. Тропа идет через бурелом, завалена бревнами, перегорожена торчащими ветками и резко набирает высоту. Кроме того, вчерашнее бегство от тумана ощущается усталостью. Идем еле-еле. К 19-30 дошли до устья ручья, бегущего из-под пер. Снежный. Здесь тропа вброд переходит приток Малого Казыр-Суга. Немного не доходя до брода, находим ровное место прямо на тропе и рядом костровище. Решаем остаться на ночь здесь, время уже близится к вечеру. Встали лагерем в 20:00. Отбой в 23:00.

31 июля 2010, 7-й ходовой день

10.07.31 Ручей из-под пер. Снежный 10.07.31 Ручей из-под пер. Снежный
10.07.31  пер. Снежный 10.07.31 пер. Снежный
10.07.31 Седловина пер. Снежный 10.07.31 Седловина пер. Снежный
10.07.31 вид на спуск с пер. Снежный с оз. Араданские 10.07.31 вид на спуск с пер. Снежный с оз. Араданские
10.07.31 оз. Араданские 10.07.31 оз. Араданские
Солнечно, небольшие облака
отличное
Подробное описание, пометки
Проснулись в 7 утра. На улице холодно, но безоблачно. Сегодня с погодой повезло. Подходим к броду. Брод н/к, глубиной до 40 см, течение в этом месте примерно 0,5 – 1 м/с. Ширина потока около 4 м. Переходим по одному, самостраховка дрыном. Дальше тропа идет вверх вдоль ручья, бегущего из-под пер. Снежный. Набор высоты резкий. Тропа идет по лесу, но идти проще, чем вчера. Лес редеет, выходим выше зоны леса в траву и березку. Резкий взлет заканчивается короткой пологой долиной. Перевал хорошо просматривается. Тропа здесь немного теряется в болотине, но потом находится под взлетом. Подъем простой, короткий, проходит по травянистому склону. Склон крутой, поэтому тропа набита как бы ступенями. Около 14:00 поднялись на перевал. Сняли записку Группы туристов Красноярской Городской Секции Горного Туризма под руководством Лекаторчука Ю.Ю. от 30.07.2010. Едим перевальный шоколад и спускаемся вниз. Тропа после седловины почти сразу теряется. Спуск тоже простой. Идем без тропы, уходя траверсом в сторону оз. Араданского. Под ногами трава, березка, крупный курум. Над нами летают самолеты. Уходим левее на бугор и оттуда поворачиваем в сторону оз. Араданского. Спустились по руслу пересохшего ручья, забрались на вал и стали искать место для стоянки. Стоит сказать, что дров здесь нет совсем. Нам повезло найти несколько дровин, принесенных сюда и оставленных другими туристами. А на самом деле для ночевки на Араданских озерах необходима горелка.
В 17:00 встаем лагерем недалеко от места, где из нижнего озера вытекает ручей. Погода отличная: солнечно, ветер сдувает комаров. Настроение у всех замечательное, вокруг неописуемая красота. Виден пер. Осыпной, который нам не довелось пройти. В 23:00 отбой.
Набор высоты за день 500 м, падение 170 м.

01 августа 2010, 8-й ходовой день

10.08.01 пер. Медвежий 10.08.01 пер. Медвежий
10.08.01 пер. Медвежий оказался правее 10.08.01 пер. Медвежий оказался правее
10.08.01 Вид с пер. Медвежий на пер. Прапор Юности 10.08.01 Вид с пер. Медвежий на пер. Прапор Юности
10.08.01 Озерное плато 10.08.01 Озерное плато
10.08.01 спуск с пер.Прапор Юности 10.08.01 спуск с пер.Прапор Юности
01 августа 2010, 8-й ходовой день
Пройденный путь
Оз. Араданское – пер. Медвежий (1А - 1969) – пер. Прапор юности (1А - 1979) – оз. Красное
9:50
Пасмурно, туман
Бодрое, к вечеру устали
19:15
Подробное описание, пометки
Встали в 7:00. Ночью накрапывал дождь, боялись, что погода испортится, но нет. Погода отличная, солнце проглядывает через редкие облака. В 9:50 вышли из лагеря. Обходим озеро слева по ходу. Тропа попадается небольшими кусками. Идем по траве и березке по направлению к перешейку между озерами. Перешеек преодолевается просто по камням. Дальше необходимо ориентироваться прямо на седловину перевала, которая хорошо видна снизу как зеленое понижение в хребте. Подъем идет практически в лоб по средней и крупной осыпи. В 13:20 вышли на перевал. Вид и на Араданские, и на Озерное плато впечатляющий. Сняли записку группы туристов из г. Искитима под руководством Черных О.С. от 27.07.2010. С Медвежьего в сторону Озерного Плато ведет четкая тропа, по которой мы спустились почти в самый низ. Но терять высоту сильно не хотелось. Уходим траверсом влево в сторону пер. Прапор Юности. Когда стали двигаться по траверсу, выяснилось, что седловина перевала снизу не видна, и определить путь подъема не так просто. Кругом много туров, много следов людей. Стали, частично ориентируясь по турам, забираться вверх и чуть вправо. В 16:00 вышли на седловину перевала. Сняли записку группы туристов из г. Искитима под руководством Черных О.С. от 29. 07. 2010.  С седловины в сторону оз. Красное очень четкая тропа, потеряться невозможно. Воздух начинает сгущаться, белое молоко тихо ползет со всех сторон. По тропе спускаемся до озера, перейдя впадающий в него ручей по камням. В 19:15 встали лагерем на хорошей стоянке в середине озера. Тропа идет вдоль озера, но стоянки есть не везде – в начале озера, в середине и в конце. Дрова есть.
Встретили «доктора» с кошкой, который живет на озере летом. Больше людей не видели, только множество следов. Вечером туман догнал нас и затянул и небо, и озеро, и окружающие хребты, пошел мелкий дождь. Отбой в 22:00.
Набор высоты 250 м, падение 100 м, набор высоты 110 м, падение до оз. Красное 470 м.

02 августа 2010, 9-й ходовой день

Пройденный путь
Оз. Красное - Красная речка – пер. Скалистый (Бакланиха (н/к - 1632)) – р. Большая Бакланиха – Тармазаковский мост
10:30
Дождь
Мокрое, холодное
19:30
Подробное описание, пометки
Проснулись в 7:00. Над Красным туман. Порывистый сильный ветер бросает в нас дождь и клочья облаков. Пьем чай, выходим в 10:30. Тропа растоптанная, идет вдоль озера и р. Красная по лесу и болотистым луговинам. По ней доходим до ручья из-под пер. Скалистый (Бакланиха). Дальше тропа сначала круто набирает высоту по лесу, а затем выполаживается и идет по луговинам с небольшим набором высоты. Всего от устья притока до перевала около 5 км. Взлет короткий, простой, по тропе, натоптанной в травянистом склоне и камнях. В 14:20 вышли на перевал. Сняли записку Группы туристов Красноярской Городской Секции Горного Туризма под руководством Лекаторчука Ю.Ю. от 01.08.2010. Спускаемся также по тропе. С другой стороны перевал представляет собой скально-оспыпной склон, более крутой. Идем под дождем, скользко. Обходим оз. Поднебесное по правому берегу. Тропа по-прежнему явная, далее довольно круто падает через лес. По лесной тропе в таких метеоусловиях идти особенно неприятно. Сгущается туман. Падаем  до Бакланихи и там по луговинам и траве добираемся до дороги вдоль ЛЭП. Еще 2 км по дороге и мы около домиков с баней. Проходим мимо, держим себя в руках, в сторону бани не смотрим. План дойти до Тармазаковского моста. Р. Бакланиху и р. Нижнюю Буйбу переходим вброд одну за другой. Оба брода н/к, глубиной до 0,5 м, скорость течения 0,5-1 м/с, ширина потоков до 5 м.
Вышли на трассу, надеялись, кто-нибудь подберет. Гуманистов не нашлось. Дождь, сильный ветер и 5 км по трассе - оказывает, это долго. В 18:40 пришли в кафе «Буйба», забрали закладку, выпили чаю, поели холодных макарон. Ничего другого нам не предложили, вся еда была только для рабочих стройки. За 100 руб. нам предложили поставить палатку на территории базы. Мы были не прочь уже где-то остановиться. Когда же нам показали это место, мы поняли, что даже за бесплатно стоять здесь не станем. Место это было среди грязи, строительного мусора, рядом с траншеей и отвалами земли. Поставили палатку дальше, у реки, недалеко от начала тропы на Ергаки. Туман  и дождь, дождь и туман.
Набор высоты 120 м, падение 400 м.

03 августа 2010, 10-й ходовой день

10.08.03 по пути на оз. Каровое (Нижнее Буйбинское) 10.08.03 по пути на оз. Каровое (Нижнее Буйбинское)
10.08.03 лагерь недалеко от оз. Каровое 10.08.03 лагерь недалеко от оз. Каровое
10.08.03 смотрю на пер. Художников 10.08.03 смотрю на пер. Художников
10.08.03 пер. Художников вид из лагеря 10.08.03 пер. Художников вид из лагеря
03 августа 2010, 10-й ходовой день
Пройденный путь
Тармазаковский мост – р. Буйба – Левый приток р. Буйба – оз. Нижнее Буйбинское (Каровое)
13:00
Туман, мелкий дождь
День
Переменная облачность, туман, мелкий дождь
Вечер
Переменная облачность, к ночи прояснение
бодрое
Подробное описание, пометки
Всю ночь опять шел сильный дождь. Проснулись в плохом настроении. Идти никуда не хочется. Малодушно помышляем о том, чтобы уехать в Абакан. Преодолевая упаднические мысли, готовим завтрак под моросью, медленно собираемся и выходим. Все вокруг перекопано и разъезжено грузовиками. По тропинке выходим на дорогу вдоль ЛЭП и по ней, в грязи, добираемся до нижней тропы. Где берет начало верхняя я не знала. Кругом на хребтах лежит туман, накрапывает дождь. По разбитой в грязь тропе добираемся до первого крупного притока и по нему поднимаемся до верхней тропы. Вдоль этого притока тропка еле видная, пользуются ей очень редко. Снова промокаем до нитки в траве и кустах. По верхней тропе идти куда как комфортнее, грязи меньше, набор высоты плавный. Людей, что странно, почти нет, следов много. Преодолеваем несколько раз ручей по камням. Начинается болотина. Вскорости выходим к указателям «Каровое» и «Тушканчик». От указателей тропа берет круче вверх, забирается на взгорок, после чего выходит к броду через р. Нижняя Буйба. В 16:40 преодолеваем брод по камням и бревну и выходим к большому лагерю. За 10 дней похода первый раз видим большое скопление людей, даже странно. На озеро решаем не идти, а остановиться в зоне леса, пожечь костер, погреться  и просушиться. На пригорке нашли хорошую уютную стоянку, отгородились от всего кедрами и огромным валуном. С перевала Художников тянет туман. Над нами дырка в облаках и ровно в ней вечернее солнце. Напряженно вглядываемся вдаль, думаем, какая погода ждет нас завтра. Наконец облака растаяли. Наблюдаем красоту, все-таки не зря пришли. В 22:30 отбой.

04 августа 2010, 11-й ходовой день

10.08.04 оз. Каровое (Нижнее Буйбинское) 10.08.04 оз. Каровое (Нижнее Буйбинское)
10.08.04 пер. Художников 10.08.04 пер. Художников
10.08.04 на пер. Художников 10.08.04 на пер. Художников
10.08.04 седловина пер. Художников 10.08.04 седловина пер. Художников
10.08.04 с пер. Художников вниз к оз. Художников 10.08.04 с пер. Художников вниз к оз. Художников
10.08.04 пер. Парабола 10.08.04 пер. Парабола
10.08.04 оз. Малахитовая ванна 10.08.04 оз. Малахитовая ванна
04 августа 2010, 11-й ходовой день
Пройденный путь
оз. Нижнее Буйбинское (Каровое) – пер. Художников 2 (1А - 1926) – оз. Художников – оз. Малахитовая ванна
12:00
4,5
Настроение
Утром бодрое, к вечеру усталое
18:00
Подробное описание, пометки
Проснулись в 7 утра. На улице холодно, опять ночью были звезды, и космический холод достиг нашей палатки. Вставать не хотелось. Дождались солнышка, медленно собрались и вышли только в 12:00. Погода отличная – ясно, тепло, вокруг неземная красота. Настроение замечательное, все полны энтузиазма. За 1,5 часа (в 13:30) уже поднялись на перевал. Четкая тропа выводит на оз. Каровое, а затем, мимо еще одного небольшого озера, забирается на перевал. Взлет с этой стороны очень простой. Сняли записку группы туристов Молодежного Центра «Защитник» г. Минусинск под руководством Давыдова А.С. от 9 июля 2010. Гораздо большую сложность представляет спуск. Спуск непосредственно от седловины выходит на зеркала, куда нам с нашей подготовкой соваться ни к чему. Вправо от седловины по хребту уходит тропа, натоптанная, отмеченная турами и даже обозначенная красно-белой лентой. Она приводит нас к узкой щели в гребне. Пройти там с большим рюкзаком проблематично. Снимаем рюкзаки и по одному перебираемся на ту сторону, передавая рюкзаки. С той стороны узкий кулуар. Места, чтобы сразу после щели расположиться на камнях, хватит только на 3 человека, поэтому первые принимают рюкзаки и уходят чуть в сторону и ниже. Кулуар вначале довольно крутой, с крупными, а затем более мелкими камнями. Двигаемся плотной группой, чтобы исключить падение камней друг на друга. По кулуару выходим на осыпь, по которой далее спускаемся в самый низ. Спуск затяжной, утомительный. У мужчин начинает капризничать голеностопный сустав. Путь просматривается очень хорошо. Есть четкая тропа и даже не одна. А внизу под взлетом ждет еще целый город из камней. Передохнули на небольшой полянке перед завалом и вперед. На огромных глыбах видна протертая сотнями ног тропа. В хорошую погоду камни держат очень хорошо. В дождь, думаю, сюда лучше не соваться. Вместе с нами через завал пробирается группа пенсионеров. Они здесь уже бывали и не раз, дорогу знают. Идем вместе с ними. Через час эквилибристики наконец выбираемся на правый склон. Попадаем в зону леса. И вот тут начинается то, что я больше всего не люблю в посещаемых районах: множество троп, переходящий друг в друга, ведущих на стоянки, в отхожие места или просто теряющиеся. По валу падаем вниз и в 17:00 проходим оз. Художников. Народу количество жуткое. Людей настолько много, что даже при желании встать уже негде. Да нам и не нужно. Пытаемся найти тропу вниз, но здесь троп столько, что занятие это безнадежное. Просто берем направление на ручей и вскорости выходим на тропу вдоль водопада из оз. Художников. Идем левым берегом. Тропа есть и по правому берегу. Водопад очень красивый, но за лицезрение этих красот приходится платить крутизной спуска. Смотрю на группу. Состояние неважное. Сильно устали, оптимизма поубавилось. У мужчин болят ноги. По плану сегодня Стрелка. В 18:00 спустились к оз. Малахитовая ванна. Решаю остаться здесь. Место шикарное! Стоянка на берегу озера на одну палатку. Купаемся в озере, думаем, как быть дальше. Заходить на кольцо – риск большой. Группа устала, погода меняется, можем не выйти к назначенному сроку. Вижу единственный вариант: Пер. Птица – оз. Светлое – пер. Тушканчик. На том и остановились.
Набор высоты 380 м, падение 620 м.

05 августа 2010, 12-й ходовой день

10.08.05 оз. Горных духов 10.08.05 оз. Горных духов
10.08.05 пер. Птица 10.08.05 пер. Птица
10.08.05 подъем на пер. Птица 10.08.05 подъем на пер. Птица
10.08.05 оз. Светлое (Большое) с пер. Птица 10.08.05 оз. Светлое (Большое) с пер. Птица
10.08.05 пик Птица и пик Звездный 10.08.05 пик Птица и пик Звездный
10.08.05 оз. Светлое (Большое) 10.08.05 оз. Светлое (Большое)
05 августа 2010, 12-й ходовой день
Пройденный путь
оз. Малахитовая ванна – оз. Художников – вдп. Горных духов – оз. Горных Духов – пер. Птица (1А – 2097) – оз. Большое (Светлое)
11:00
Ясно, солнечно
Солнечно, переменная облачность
бодрое
19:30
Подробное описание, пометки
Проснулись в 8 утра. Погода радует, небо чистое. Сегодня идем на Птицу – самый высокий перевал в Ергаках и самый удобный, чтобы выйти с маршрута в нашем случае. Выходим от оз. Малахитовая ванна в 11:00. Потихоньку поднимаемся по лесу правым берегом ручья. Тропа хорошая, иногда попадаются ягоды и грибы. Поднимаемся и обходим оз. Художников слева по ходу, затем, забирая еще левее, выходим к ручью из оз. Горных духов. Переходим ручей по камням. За 1,5 часа поднимаемся на вал, подпирающий оз. Горных духов. Нашему взору открывается неземная красота висячей долины. Небо чистое и только на Звездном и на Птице лежит по облаку, то открывая, а то проглатывая вершины. По тропе справа по ходу обходим озеро по большим валунам и выходим к взлету. Взлет идет по осыпи из средних камней. Справа блестит зеркало. Тропа, подходя под вершину, поворачивает направо, обходит пик Птица. То, что можно принять за седловину таковой не является. Спуск непосредственно от перегиба ведет на отвесные зеркала и выводит к оз. Тушканчик. Тропа же поворачивает влево по ходу и продолжает подъем по хребту. Тур найти не удалось, никакой записки не сняли. В самой верхней точке были в 15:30. Поискала тур. Ничего нет. Перевал не зря называется Птица. Виды открываются поразительные, будто летишь вместе с птицами. Путь спуска виден отлично с самого верха. Спускаемся сначала по крупным и средним камням. Тропа, опять же, очень явная. Дальше тропа выходит на травянистый хребтик и идет по нему с небольшой потерей высоты. Затем более крутой спуск по лесу. После чего подходит к оз. Большое (Светлое). В 19:00 выходим к краю озера. Нашли отличную стоянку вдали от людей. Завтра по плану дневка. Все очень довольны, что пошли на Птицу. Один этот перевал по красоте стоил остальных не пройденных.
Набор высоты 790 м, падение 590.

06 августа 2010, 13-й ходовой день

Пройденный путь
Дневка на оз. Большое (Светлое)
Свободный, около 9:00
0 км участники, 3 км руководитель
Переменная облачность, солнечно
Дождь, гроза
Дождь, туман, облачно.
Отличное, отдыхаем
Подробное описание, пометки
Сегодня дневка, стоим на оз. Светлое, подальше от людей. До нас доносятся то крики, то вой отдыхающих. Погода хорошая, солнечно. Группа настроена поваляться и отдохнуть. Я же после завтрака решила сходить за грибами и за одно посмотреть, есть ли от нашей стоянки прямая тропа к Тушканчику. Вышла в 11:30. Прямо от стоянки вверх уходит целый «автобан». Иду по нему и выясняю, что он ведет в сторону Птицы. Ровно как и все остальные лесные тропы от края озера. Баз тропы прохожу по лесу. Грибов мало. Дошла до ручья. Тропы на Тушканчик нет и там, хотя на карте нарисована. Видимо ей давно никто не пользовался. Есть только ее отдельные участки. Вдоль ручья спустилась до стоянки со столами. Отсюда точно идет тропа на Тушканчик. Были здесь 2 года назад. На оз. Медвежье меня застигла гроза: град, сильный ливень, молнии. Переждала под кедрами, почти не вымокла – чудесные деревья. Вернулась после обеда с грибами и ягодами. День тянется медленно, как резиновый. У вечеру снова ливень, хотя казалось, что растягивает. Ветер гонит облака со стороны Птицы. Под дождем дожариваю грибы. Ужин в палатке.

07 августа 2010, 14-й ходовой день

10.08.07 оз. Светлое (Большое) 10.08.07 оз. Светлое (Большое)
10.08.07 Стоянка у левого притока р. Буйба 10.08.07 Стоянка у левого притока р. Буйба
07 августа 2010, 14-й ходовой день
Пройденный путь
оз. Большое (Светлое) – оз. Медвежье – пер. Тушканчик (н/к - 1700) – левый приток р. Буйба
10:10
Облачно, кратковременный дождь
Переменная облачность, прояснение
Чемоданное, скоро домой
Подробное описание, пометки
Ночью снова шел дождь. Вечером из-за Птицы пришло облако и осталось ночевать. Собираемся в тумане. Благо, вчерашняя разведка открыла мне все тропы. По разбитой тропе проходим вдоль оз. Светлое, уходим правее и выходим к оз. Медвежье. На глади озера по кругу вальсирует туман, зрелище завораживающее… Так же по тропе дошли до стоянки со столами. Затем тропа уходит в лес вверх. По ней переходим хребтик, спускаемся к ручью. Параллельных троп здесь 3 или 4. Здесь нужно следить, чтобы не пройти переправу, иначе можно по ручью уйти в сторону оз. Мраморное (Тушканчик). Перебираемся по камням через ручей и снова по тропе забираемся вверх. Бурелом, много поваленных деревьев, и троп тоже море. Теряемся на ровном месте. Наконец вышли под взлет на пер. Тушканчик. Простой подъем по лесу осложняет только ручей, бегущий прямо по тропе.  Около 15:00 были на перевале. Седловина широкая, по ней гуляет ветер. В центре седловины палка, обвязанная чем попало. Здесь можно найти шнурки, плавки, перчатки, обрывки маек, носовые платки, полиэтиленовые мешки и прочее… По тропе через луг, а затем через лес спускаемся до развилки на оз. Каровое. Далее следуем по пути подъема вдоль ручья. Памятуя о разрухе у Тармазаковского моста, решили остановиться на ручье в 2-х км от него. Отдыхаем и смотрим, как вверх идут и идут вереницы туристов.

08 августа 2010, 15-й день

Левый приток р. Буйба – Тармазаковский мост: пешком
 Тармазаковский мост – г. Абакан: на машине
Переменная облачность, кратковременный дождь
Солнечно, жарко
отличное
Подробное описание, пометки
Подъем в 7 утра. Собираем палатку, рюкзаки. Туман, идет дождь. Палатка вся насквозь мокрая, но нас это не удручает, она больше в этом году не потребуется. В 8:00 выходим. Умеем же за час собраться! Позавтракать планируем в кафе «Буйба». По верхней тропе идти к мосту одно удовольствие. Никакого болота и грязи по колено. По дороге мечтаем о завтраке, каждый думает, что съест. Кто-то шутит,  вот, мол, придем, а там одна манная каша с комочками… В 10:00 уже сидим в кафе. Из еды только сайра и ….. манная каша с комочками. Стали ждать машину. Уже12:30, а за нами так никто и не едет. Начали беспокоиться. Дозвонилась до агентства, там на меня накинулись и сообщили, что мы отказались от доставки обратно в Абакан. Водитель, которому тоже удалось дозвониться, сообщил, что он сегодня не работает, но за нами выехала другая машина, которая уже за перевалом и вот-вот прибудет. Даже назвал цвет и марку машины. Не стоит говорить, что она не приехала. Надеяться мы не стали. В 13:30 мужчины остановили машину, загрузили девушек в нее и отправили в Абакан. Добрые люди ехали в Красноярск и довезли нас прямо до города. В 16:00 мы уже гуляли по Абакану. Мужчины прибыли на час позже, сменив 3 машины.
Поезд в Новосибирск в 8-м часу вечера. Успеваем.