С. Красный Партизан - с. Майорка -р. Кедровка - г. Горький белок - г. Епишин белок (н/к, 2250 м) - г. Королевский белок (н/к, 2299 м) - пер. Обзорный (1А, 2298 м) - озеро Белоголосово - пер.2050 м - р. Прямой Коргон - пер. Абрамовская грива (н/к, 1760 м) - вершина Абрамовский белок (1А, 2196 м., восх.) - р. Коргончик - озеро Осиповское - р. Коргон - р. Горелый коргон- г. белок Балалайка (н/к), 2054 м) - р. Воровская - п. Коргон - сплав по р. Чарыш до с. Чарышское.

Общая смысловая идея похода.

При выборе маршрута группа руководствовалась следующими факторами: прохождение маршрута 1 (первой) категории сложности, продолжение работы по экологическому проекту, собрать необходимый фото и видео материал по прохождению маршрута и памятникам природы.
  Первый – данный район наиболее благоприятен для проведения походов 1 категории сложности так, как включает весь необходимый набор препятствий, от наиболее простых, до более сложных. В различных природных зонах (тайга, горы, тундростепные ландшафты, альпийские луга).
  Основной состав группы  учащиеся первого и второго года обучения секции Спортивного туризма и это их первое серьёзное испытание на проверку, и закрепление туристских навыков.
  Второй – продолжение работы по экологическому проекту: «Памятники природы – как  оазис в цивилизованном мире ». Целью данного проекта является сохранение уникальных рекреационных объектов расположенных на территории района. Данный проект направлен на организацию по составлению паспортов на памятники природы и придания определённого статуса для культурного, экологического и образовательного ценза туристов, жителей района, гостей.
  Третий – проверка сохранности информационных щитов, фото и видео съёмка новых памятников природы и всего путешествия в целом.

24 июня. с. Майорка - р. Тулата - р. Кедровка

Из с. Красный партизан выехали в 7.00, на машине УАЗ (санитарка). В с. Майорка приехали в 8.00, по просёлочной дороге проехали ещё 3 км и спустившись в долину р. Тулата, приходится остановиться, после дождей грязь, да и машина сильно перегружена. После разгрузки и подгонки снаряжения в 9 часов выходим на маршрут. Двигаемся правым орографическим скатом реки.  Погода сегодня оставляет желать лучшего, то светит солнце, то идёт дождь. До первого брода дошли быстро. В сапогах не пройти, глубоко идём вверх берегом. Нашли поваленную ветром берёзу и натянув для страховки верёвку, переправляемся без особых проблем.
   10 часов, прошли ещё один брод через р. Тулата, ребята идут хорошо. После дождей дорога ещё не просохла, поэтому возникли определённые трудности при движении.
  11.15, дождь льет, как из ведра отсиживаемся под тентом. Улучшений непредвидется, всё вокруг затянуто дождевой пеленой. После часовой отсидки, решаем подниматься на перевал. Перейдя р. Кедровка вброд, левым по ходу скатом речки старой дорогой начинаем подниматься вверх. На протяжении 3 км идет непрерывный набор высоты, темп движения заметно упал, приходится часто останавливаться на отдых.
  15.30, поднялись в истоки речки, дождь продолжает идти. Набираем воды в пластиковые бутылки, на верху её нет, поднимаемся на перевал. Рядом с дорогой в кедраче встаём на ночлег. Разбиваем лагерь, сушим промокшие вещи на костре. В районе истоков р. Иня видны просветы и даже солнце, а у нас дождь. Начало не плохое. Спать ложимся в 21 час.

x

25 июня. ист. р. Кедровка - г. Горький Белок - ист. р. Озерной

DSC00908 DSC00908

В надежде на хорошую погоду, встали рано. Но, увы, небо опять закрыто плотной облачностью. Пока собирались и готовили завтрак, пошёл дождь. На маршрут смогли выйти лишь в 9.20, по дороге продолжаем подъём на перевал в долину р. Тулата.
  10.20 поднялись на широкую залесённую седловину, ели заметная дорога уходит вниз, мы уходим на траверс хребта в направлении г. Чащевитая. До вершины г. Черновая поднимаемся редкими осыпями обходя скальные выходы, лес редкий  много кустарника. От вершины спускаемся в направлении большого скального останца, мелкая осыпь кустарники. Далее хребет расходится на две ветки, мы уходим вправо по ходу, и спускаемся в начале осыпью, а затем по кедровому лесу. В лесу много колодника, сухостоя.
  13.30, спустились на широкую елань, делаем привал на обед. За водой приходится спускаться вниз в долину р. Тулата, около 300 метров. Все сильно промокли, дождь сегодня не даёт нам покоя.
  14.50, продолжаем движение, по редкому кедрачу с высокотравьем  и  большим количеством поваленных деревьев поднялись на г. Чащевитая. Спуск вниз проходим по сухостойному лесу и выходам скал. Впереди длинный затяжной подъём на г. Горький белок. Около километра приходится пройти по высокотравью и болоту, прежде чем выйти на травянисто-осыпной скат белка.
  16.00, медленно с короткими привалами вышли на границу леса, подъём даётся очень тяжело, трава сырая много падений. Низкая облачность и ещё как назло появившийся туман, создают дополнительные трудности.
  17.00, поднялись на перевал, ведущий в долину р. Иня по р. Татарка. С перевала уходим на вершину г. Горький белок, которая сейчас полностью закрыта туманом.
  17.40, при подходе к вершине попали в сильный дождь, отсиживались под тентом 30 минут. Видимость плохая, впереди полностью осыпной 30 градусный участок перед выходом на вершину. Восхождение совершили радиально, наиболее сильными участниками группы.
  18.50, от вершины уходим влево по ходу, обходя ещё одну высоту. Осыпь чередуется с травянистыми участками, в верхней части спуска снежник (фирн).
  20.00, вышли к  останцу Белоусов камень, после чего спустились на границу леса, где есть вода и дрова.
  Быстро разбиваем лагерь, дежурные готовят ужин. Из долины р. Иня приближается грозовой фронт.
  22.00, начался проливной дождь, гроза.

26 июня.г. Епишкин Белок - г. Королевский белок

DSC00922 DSC00922
DSC00925 DSC00925
DSC00929 DSC00929
DSC00938 DSC00938
DSC00954 г. Королевский Белок DSC00954 г. Королевский Белок
DSC00955 DSC00955
26 июня.  Ист. р. Озерная – в. 1878 м –  г. Епишин белок – г. Королевский белок (н/к, 2302 м., восх. рад.) – хр. Епишин белок.

Утро пасмурное, дежурные встали в 6 часов и завтрак уже готов. На маршрут выходим в 8.30. На в. 1878 м ведёт травянистый скат с участками осыпей из среднего по размерам камня. Поднялись за 45 минут, на верху ветер и довольно прохладно. Отсюда хорошо просматривается Тигирецкий хребет, видны Инские озёра, истоки р. Иня, г. Королевский белок. После привала хребтом уходим в направлении г. Епишин белок. Хребет представляет собой три куполообразные вершины с участками осыпей и зарослями ерника на широких седловинах.
  10.40, подошли к затяжному подъёму на Епишин белок, встаём на привал. Все идут хорошо.
  11.40, по травенисто-осыпному скату поднялись на Епишин белок. Прямо перед нами г. Королевский белок, но нас разделяет глубокий врез долины р. Горелый Коргон. Поворачиваем направо, обходя кар где из озера берёт начало эта река.  До стыка с веткой хребта идущего на г. Королевский белок, идём по каменистому плато.
  12.40, пошёл дождь. Отсиживаемся 20 минут под тентом и продолжаем движение. Приходится соблюдать осторожность, камень сырой и довольно скользко.
  13.20, на хребте нашли воду, и немного спустившись, на более ровном месте разбиваем лагерь. Опять заморосил дождь. Часть группы занята поисками сухого ерника. После обеда отдыхаем и готовимся к радиальному выходу на вершину г. Королевский белок. Для полноценной ночёвки на верху ерника недостаточно, поэтому решаем, что часть группы уйдёт за дровами на границу леса.
  15.45 уходим в радиалку. До основного взлёта на вершину идёт широкое травянистое с участками осыпей и ерника плато. Затем подъём по травянисто-осыпному до 35 градусов скату.
  17.10, мы на вершине,  сложили тур, здесь это традиция и 20 минут провели, наверху наслаждаясь панорамными видами. Ещё ребята в одном из туров нашли контрольную записку, читается с большим трудом.
  18.45, вернулись в лагерь. Группа снабженцев уже заготовила дрова, и ребята играют в карты.
  19.30, дежурные  Андрей и Юра начинают готовить ужин, так как они новички в походе, поэтому учителей сразу находится очень много.
  Ночью шёл дождь, ветер.

DSC01027 DSC01027
DSC01045 Озеро Коргонское DSC01045 Озеро Коргонское
v
27 июня.  Хр. Епишин белок – в. 2261 м – перевал Обзорный (1А, 2298 м) – озеро Белоголосово – перевал 2150 м, п/п – р. Прямой Коргон.

На маршрут выходим в 8.45. По небольшому снежнику и осыпным участкам крутизной до 20 градусов в 10 часов поднялись на в. 2261 м.  Сложили тур, отдохнули и сразу начинаем спуск с вершины на широкое плато, с которого берёт начало первый  крупный приток р. Иня с правого орографического ската.   В отличие от подъёма, спуск проходим по среднекрупной (живой) 35 град. осыпи.  Пройдя плато, где много заболоченных участков начинаем подъём на перевал Обзорный. Вначале поднимаемся снежником, затем по крупной (живой) до 45 градусов осыпи.
  10.55,  выходим на седловину перевала 0сыпной, где нас накрывает сильный дождь. Прячемся под тент и за скальные выступы.
  11.15, по травянисто-скально-осыпному взлёту начинаем подъём на в. 2298 м. Крутизна ската до 45 град., после дождя скользко идём с особой осторожностью.
  12.00, поднялись на вершину.  В туре сняли свою записку 2004 г, поход 2 категории сложности. Подкрепившись шоколадом и пряниками в 12.15, начинаем спуск с перевала  на широкую седловину хребта, ведущую в долину р. Белоголосов Коргон и долину р. Коргон, разделённые отрогом Тигирецкого хребта. Спуск с перевала не простой, состоит из трёх полок. Первая  полка – 50 метров, по снежно-осыпному скату, крутизной 35-45 град.  Вторая полка  – 40 метров, по фирновому 35 град., скату. Третья полка – травянисто- осыпная до 35 град.
  Чтобы не рисковать, с первой и второй полки наводим вертикальные перилла и спускаемся на самостраховке.  13 часов, спуск завершили и продолжаем движение к озеру Белоголосово. Проходим ещё два не высоких отрога по травянисто-осыпным  15-20 град. скатам, с участками берёзового стланика.
  13.45 часов, не доходя озера, встаём на обед. Пока дежурные готовят рожки с тушенкой и кофе, мы отдыхаем и пытаемся подсушить отсыревшие носки и портянки на редко выглядывающем из-за облаков солнце.  Озеро довольно большое, в нём водится рыба – хариус, бычок подкаменщик, гольян.
  15.30, уходим со стоянки на перевал, находящийся в отроге Тигирецкого хребта ведущий в долину р. Прямой Коргон.  Нам предстоит совершить первопрохождение через седловину на стыке отрога с хребтом. Вначале поднимаемся к верхним озёрам, преодолевая заросли карликовой берёзки.  Затем по травенисто-осыпному 35 градусному взлёту мореного вала выходим на ровное короткое плато. Встаём на привал и просматриваем дальнейший путь на седловину. Впереди крутой 35- 40 градусный взлёт по крупной (живой) каменистой осыпи.
  16.30, начинаем подъём на перевал. Камень сильно подвижный, поэтому движемся плотной группой, страхуя друг друга.
  17.30, подъём завершён. На широкой седловине сложили тур и сфотографировались.
  17.45, начинаем спуск с перевала к озеру, из которого берёт начало левый исток р. Прямой Коргон. Озеро находится в глубоком цирке, по берегам растёт кедр и лиственница, а также берёзовый стланик. Спуск состоит из трёх участков. Первый участок – крупная (живая) каменистая до 40 град., осыпь, протяжённостью до 300 метров. Второй участок  – пологий 15 град., травянистый скат. Третий участок – травянисто-осыпной. Поросший берёзовым стлаником скат, крутизной до 35 град. За 30 минут прошли крупную осыпь, при движении  требуется постоянная самостраховка и внимание. Большую часть времени на спуске приходится на прохождение третьего участка. Спускаемся очень медленно, скат, сильно заросший берёзкой, много заросших глубоких промоин от ручьёв, осыпь (живая), частично заросшая травой и берёзовым стлаником.
   19.30, спустились к озеру, на не большой поляне поставили палатки, дежурные сразу занялись приготовлением ужина.
  22 часа, отбой.

DSC01051 DSC01051
DSC01059 DSC01059
DSC01060 В истоках р. Прямой Коргон DSC01060 В истоках р. Прямой Коргон
DSC01070 Подъём по снежнику на г. Абрамовский Белок DSC01070 Подъём по снежнику на г. Абрамовский Белок
28 июня.  Р. Прямой Коргон – перевал Абрамовская грива (н/к, 1760 м) – г. Абрамовский белок (1А, 2196 м. , восх. рад) – р. Двуозёрный.
  Дежурные Миша и Егор встали в 5.40.. Сегодня опять дежурят молодые, Вован и Серёга. Приготовление завтрака затянулось до 9 часов.
  8.15, выходим на маршрут. Сразу переходим вброд исток  и продвигаемся по правому орографическому скату, крупная осыпь чередуется с зарослями берёзового стланика, высокотравьем, болотом.  Пологий подъём, выводит на не высокий отрог хребта, разделяющий два истока. Спуск в широкую долину правого истока р. Прямой Коргон, проходим по крупной (живой) каменистой 35 град., осыпи.
  9.00, в долине истока встаём на привал. Большая часть долины заболочена, поросшая берёзовым стлаником и редким кедрачом.
  9.10, по болоту уходим вниз по левому берегу речки под перевал.  Болото вязкое Антон и Андрей уже успели провалиться и набрать полные сапоги воды и грязи. Обойдя небольшое озеро, вброд переходим речку на правый орографический скат и по лесу начинаем подъём на перевал. Продвигаться очень трудно много заросших промоин, густые заросли ерника, участки крупной осыпи поросшей баданом, колодник. Темп движения заметно упал, тяжело идёт Андрюха, натёр ногу.
  10.25, поднялись на широкое частично заболоченное и поросшее ерником плато. Пасмурно и дует неприятный ветер.
  10.30, выходим на восхождение. На вершину г. Абрамовский белок ведёт крутой до 45 градусов снежно-осыпной скат. На подъёме приходится выбивать ногами ступени,  тяжёлое занятие фирн очень жёсткий.
   11.40, успешно прошли снежник и по мелкой (живой) каменистой 35 градусной осыпи в 12 часов поднялись на вершину белка. Здесь встретили молодую пару из Швейцарии. Они отдыхают и занимаются научной работой в области орнитологии и ботаники.
  12.50, спустились вниз к рюкзакам. Особенно приятен был спуск по снежнику, в сапогах катились как на лыжах.
  13.50, по плату спустились на границу леса, здесь в избе живут пастухи. Они пасут лошадей. У них встали на обед. Место здесь очень удобное, хорошо продувается ветром, и практически нет комаров и мошки, а вот в лесу от этих кровососов нет спасения.
  15.00, настроив удочки, уходим вниз на озеро ловить хариусов. По тропе спустились к броду через р. Двуозёрная. Уровень воды средний, поэтому без особых проблем перешли бродом. До 16.30 ребята успешно ловили рыбу, но начинающийся дождь нарушил все наши планы.
  17.00, уже по сильному дождю вернулись в лагерь. Хорошо, что дежурные успели поставить палатки. Ливень продолжался до 19 часов. С скатов полетели грязные потоки воды. К озеру решаем не спускаться, здесь очень удобное место для ночлега, а главное нет мошки.
  Вечером разожгли большой костёр и просушили намокшие вещи. Небо разъяснивается, появились первые звездочки, завтра должна быть хорошая погода.

DSC01131 DSC01131
DSC01142 DSC01142
DSC01160 Кукушкин мост DSC01160 Кукушкин мост
DSC01170 Пасека Пименова DSC01170 Пасека Пименова
DSC01118 DSC01118
DSC01144 Переправа через р. Коргончик DSC01144 Переправа через р. Коргончик
29 июня.  р. Двуозёрная (переправа) – р. Коргончик (переправа) – пер. 1700 м – р. Осипёнок – р. Коргончик (переправа) – р. Коргон (переход по мосту) – р. Горелый Коргон (переправа) – пасека Пименова.

Встали как всегда рано. Пока дежурные готовят завтрак, мы собираем рюкзаки.
  8.30, по тропе уходим вниз к броду через р. Двуозёрная, после прошедшего дождя уровень воды заметно прибавился. Ищем более удобный брод, но напрасно. Вырубив шесты переходим в старом месте. На р. Коргончик идет старая тропа. По ней от брода уходим сразу влево по ходу и через 15 минут выходим к речке. Здесь брод намного глубже, до 80 см ширина речки 8-10 метров, течение среднее 1.5 м/сек. Перешли, закусив губы, вода ледяная.
  После брода тропа уходит круто вверх. Медленно ползём по ней. Она часто теряется в высокой траве.
  10.00, тропа теряется на болоте, продолжаем идти по зарослям лука, затем высокотравью.
  10.30, выбрались с болота и наткнулись вновь на тропу. Скорее не тропа а одно название.
  10.50, вышли на скальные сбросы уходящие вниз к озеру Осиповское. Прямо не спуститься, поэтому уходим влево по ходу, обходя цирк. Спуск вниз довольно трудный, скат крутизной до 35 градусов, заросшие в траве осыпные участки, промоины, кустарники, высокотравье. Несмотря на все предосторожности много падений.
  11.40, спустились к озеру, где вытекает речка Осипёнок, перешли вброд и по тропе подошли к старой избе. Здесь встретили двух старых знакомых пенсионеров рыбаков из с. Коргон. Ловят на озере хариусов. Прямо у избы встаём на обед, натаскав дров, ребята уходят на рыбалку, а мы с С.В. готовим пищу для восстановления сил. Хариус на этом озере очень крупный, встречаются экземпляры более килограмма. Погода сегодня хорошая, поэтому обед плавно переходит в затяжной отдых и рыбалку. Несмотря на плохой клёв, все-таки удалось отличиться Толику и Андрею, причём Андрюха поймал довольно крупного хариуса.
  15.30, попрощавшись с нашими друзьями по тропе уходим вниз на р. Коргон. Впереди идут Серёга, Саша и Егор, увлёкшись разговорами, уходят на другую тропу, идущую высоко на скате. Через километр тропу потеряли в высокой траве и напрямую спускаемся в долину р. Коргончик. Очень круто, высокая трава и кустарник.
  17.00, спустились к  р. Коргончик, вот и наша тропа, по ней идём вниз в поисках брода. Речка здесь довольно быстрая и глубокая берега, сильно заросшие лесом и кустарниками. Брод нашли не сразу, глубина до 1 метра, скорость течения 1.5-1.7 м/сек, ширина 10-15 метров. Решаем перейти вброд, предварительно натянув, перилла для самостраховки. Первым на командной страховке переходит Саша, затем по одному вся группа.  Вода очень холодная, поэтому после брода сразу начинаем движение к мосту через р. Коргон.
  17.50, перейдя по мосту реку, встаём на привал.
  18.10, по тропе идущей левым орографическим скатом р. Коргон уходим вниз на пасеку Пименова.
  19.50, спустились на брод через р. Горелый Коргон, в сапогах не пройти глубоко, приходится разуваться. Течение не быстрое перебрели без особых проблем.
  20.00, выше пасеки на поляне ставим палатки, заготавливаем дрова. Все живы здоровы.

DSC01170 Пасека Пименова DSC01170 Пасека Пименова
DSC01179 Долина р. Подъёмный DSC01179 Долина р. Подъёмный
DSC01184 DSC01184
DSC01202 г. Белок Балалайка DSC01202 г. Белок Балалайка
30 июня.  Пасека Пименова – р. Горелый Коргон (переправа) – руч. Подъёмный – г. Белок Балалайка (н/к, 2054 м, восх) – в. 1500 м.

Утро пасмурное, накрапывает дождик. Завтрак уже готов, но ребята с не охотой выползают из палаток. Сегодня все собираются медленнее обычного.
  9.10, выходим на маршрут. По хорошей тропе поднимаемся в долину руч. Подъёмный. Разбежаться не успеваем, начинается сильный дождь, прячемся под старый кедр. Лишь через 40 минут продолжаем движение. Чтобы попасть в долину ручья приходится два раза перейти вброд р. Горелый Коргон. Броды простые. Долиной ручья поднимаемся в урочище Подъёмный белок. Одна тропа уходит на перевал Подъёмный, вторая к г. Балалайка. Повернув вправо по ходу, продолжаем подъём на белок. Опять пошёл дождь, приходится прятаться под тент. Небо заволокло со всех сторон, время уже первый час. Ребята уходят вниз по логу за водой, мы разводим костёр. Воду нашли рядом, бежит родник.
  14.30, уходим с обеда и по тропе продолжаем подъём. Лес здесь в основном лиственница, много кустарника.
   15.20, вышли на широкую седловину хребта, подходящего к Белку Балалайка, опять пошёл сильный дождь. Гору затянуло туманом. Подъём на белок предстоит очень крутой, по травенисто-осыпному скату. Плохо чувствует себя Толик, у него поднялась температура до 38 градусов. Восхождение решаем совершить радиально, если позволит погода.
  16.30, появилось долгожданное окно, немного распогодилось. На восхождение уходим в вшестером. До 17.30 поднимались по траве и участкам мелкой (живой) осыпи. Скат крутизной до 40 градусов. Видимость плохая, опустился туман и опять пошёл дождь. На вершине сложили тур, всё вокруг закрыто плотной облачностью, ни каких панорамных снимков сделать не удаётся. Уходим вниз.
  18.50, спустились к ребятам. Толику немного легче, но температура ещё 37 градусов. Тропа дальше идёт северным скатом белка. Решаем ещё пройти две ходки и вставать на ночлег.
    19.40, поднялись на в. 1700 метров и среди низкого кедрача встаём на ночлег. Вода есть ниже в двухстах метрах. Толика напоили таблетками, отлёживается в палатке. Коля с Володей ушли за водой, собрав все имеющиеся бутылки и два котелка. Небо опять прояснилось. После ужина все ребята уходят на снежник кататься, он находится рядом с нашим лагерем. Отбой в начале двенадцатого.

DSC01217 DSC01217
DSC01220 Впереди с. Коргон DSC01220 Впереди с. Коргон
01 июля.  в. 1500 м – перевал Еловский (н/к, 1700 м) – г. Еловский белок (н/к, 2203 м., восх. рад.) – р. Воровская – с. Коргон – р. Чарыш.

Утром холодно и дует сильный ветер. Собрались быстро. Больной чувствует себя лучше, температуры пока нет.
   8.20, выходим на маршрут. Тропой идём в направлении г. Еловский белок, её хорошо видно.
  9.20, пройдя участок горелого леса, поднялись к в. 1754 м. Встаём на короткий привал, у Толика опять поднялась температура, приходится давать таблетку. Володя, Дима, Саша и Коля сходили на высоту к большому туру. Записок нет. Ветер усилился, приходится надевать тёплые вещи.
  10.20, вышли на перевал Еловский, начинает моросить дождь. От восхождения на вершину приходится отказаться, в команде есть заболевший, да и погода оставляет желать лучшего. Сразу начинаем спуск в долину р. Воровская.  На протяжении километра спускаемся по горелому лесу, в основном кедр и лиственница. Спуск очень крутой, на тропе сильная грязь, иногда переходящая в болото на открытых участках от леса.
  12.10, вышли на р. Воровская, делаем привал подкрепляемся конфетами и пряниками. Уже час дождь моросит не переставая.
  12.25, идём дальше, тропа часто переходит с берега на берег, приходится переходить в брод.
  14.30, вышли на дорогу и по ней спускаемся в с. Коргон.
  15.00, мы в Коргоне. Андрей, Саша, Егор, Миша и Антон уходят в магазин за хлебом, мы спускаемся к р. Чарыш и встаём на обед.
  16.30, уходим с обеда и, пройдя 4 километра, встречаемся с ребятами, забросившими водное снаряжение. Пешеходная часть похода пройдена, впереди сплав по р. Чарыш. Вечером заготовили жерди для двух рам на катамараны и уже в сумерках собрали две четвёрки.

Характеристика района и особенности  погодных условий.
  Район похода включает в себя наиболее высокогорную часть Тигирецкого хребта и прилегающих отрогов. Наибольшая высота района не превышает 2500 метров. Северная часть представлена слаборасчленённым лесным, а местами степным низкогорьем, центральная и южная часть, резко расчленённым крутосклонным лесным среднегорьем.
  В наиболее высокой части хребтов, поднимающихся выше границы леса (её высота здесь 1850 – 1900 метров) имеются гольцы с тундростепными и альпийско-луговыми ландшафтами и не большими ледниками. В районе Тигирецкого хребта и его отрогов множество каров с озёрами, особенно по северо-восточным скатам. Район повышенной увлажнённости, наибольшее количество осадков выпадает летом, особенно в июле. Истоки рек заболочены.
  В июне – июле, на перевалах и хребтах, лежит много снега. Нередко летом в горах возможно выпадение снега.
  Самый тёплый месяц лета июль и август до середины, температура воздуха даже в горах прогревается до 30 – 35 градусов днём, ночью 10 – 15 град.
  Погода в горах этого района очень переменчива, часто бывает непредсказуемой.
  В тайге есть ягодные кустарники и полукустарники, пригодные для пищи (смородина чёрная и красная, шиповник, жимолость, малина, черника), а также кедровый орех.
  В р. Чарыш и его притоках водится рыба. Хариус, таймень, налим, чебак, окунь, пескарь, рыбалка отменная.
  Население сосредоточено в долине р. Чарыш. С сёлами района, есть регулярное автобусное сообщение.