Поход по Горному Алтаю двух очень неопытных, но очень везучих туристов, по общеизвестному маршруту, в период крайне низкой посещаемости маршрута, по нитке Чибит-Нижнее Шавлинское озеро-Верхнее Швлинское-Чибит.
У каждого в жизни должно быть и такое
Описание похода, сделанного на скорую руку, неопытнми туристами, которые могли оргестись за свою безолаберность по полной, но им свезло.
Первый день маршрута

"Халява" на грузовике "Халява" на грузовике
Начало пути - по дороге к мосту через Чую Начало пути - по дороге к мосту через Чую
Небольшой ледник около моста Небольшой ледник около моста
"Мост" через Чую "Мост" через Чую
"Качели" моста через Чую "Качели" моста через Чую
Еще "полная сил" Надя, перед мостом, на фоне каньона Чуи Еще "полная сил" Надя, перед мостом, на фоне каньона Чуи
Переход по мосту Переход по мосту
"Альпийские" луга на правом берегу Чуи "Альпийские" луга на правом берегу Чуи
На ручье около фермы На ручье около фермы
Плато Ештыкол Плато Ештыкол
Встреча опытного "рыбака" Володи из Бийска Встреча опытного "рыбака" Володи из Бийска

Мы – Володя и Надя, супруги, медики из города Северска, Томской области. По Алтаю ходим недавно. В этом году, еще с зимы запланировали сходить «по-настоящему», одни, в горы и достаточно далеко. В прошлом году были на Каракольских озерах, рассматривали на этот, как вариант – на Укок, но поняли – далековато. Основным информационном материалом при выборе была такая маленькая книжка «Горный Алтай». Выбрали Шавлинские озера, «всего» - 35 км в одну сторону!, а на карте из космоса – вообще рядом с дорогой! Купили рюкзак хороший Наде, у меня уже был более-менее, палатка у нас четырехместная (меньше не было), спать привыкли на надувном матрасе (есть плюсы – тепло, и на любые камни кинуть можно, минус – вес и объем), с собой газовая плитка и четыре баллона к ней, питание тушенкой и сухой картошкой. В последний момент (денег было жалко) все же купили навигатор, закачали карту Алтая, но пользоваться толком научиться не успели. Выехали из Северска, Томской области на своем авто утром в 04.00, через 1200км, в 20.00 были в Чибите. Остановились на базе «Кочевник», хозяин хороший парень, зовут Олег. За ночевку в палатке «с носа» по 200руб, за сутки стоянки автомобиля на охраняемой площадке – 50руб. Утром собрали палатку, сложили рюкзаки и я понял, что свой поднять не могу. Оставили видеокамеру и так по мелочи. Психологически стало «легче». Попросили брата хозяина базы, добросил с рюкзаками до края поселка с рюкзаками. В 09.00 пошли по дороге в сторону моста через Чую, через 500м язык на бок, жара, рюкзак у меня – тяжеленный, иду и думаю, а как по горам 35км (до озер)? Догнал грузовик, за 200руб, добросил до места разветвления дорог, одна из которых идет к мосту. Про мост мы знали, но то, что он в таком состоянии!!! Прогулка с 40кг-м рюкзаком по прогибающимся тонким доскам и бревнышкам, диаметром от 7 до 12см – еще то развлечение, учитывая то, что через 200-300 метров Чуя входит в каньон и у упавшего в воду человека практически не останется шансов выжить.  Я перешел с рюкзаком, потом перенес Надин. Надя пошла в беседке, со страховкой, которую я привязал к себе, идя за ней помосту в метрах 10-12. Перешли, были безумно счастливы. Дальше две тропы, одна вверх под 45 градусов, другая по берегу вверх по течению. По навигатору где-то поперечно проходит тропа в метрах ста вверх. С трудом поднялись, увидали заброшенную ферму. Небольшой привал.
Немного отдохнув, отдели рюкзаки и начали поиск тропы. При кажущейся простоте этого действа, на самом деле все намного сложнее. Мы на этом месте первый раз, навигатор показывает какую-то мифическую тропу, которая в реале отсутствует. А троп достаточно много, есть конные и слабо натоптанные пешие (напоминаю, до нас с начала сезона прошло не более 5-7 человек). С трудом нашли ту тропу, которая, согласно навигатора, шла в нужном направлении. Тропа представляет из себя смесь пересекающихся участков пешего и конного характера. При этом конная тропа это комбинация корней и ям между ними глубиной до 20-25 см, частично заполненных водой, либо имеющих топкое дно, оступиться и сломать голень, заклинившую в очередной ямке, – можно запросто, мало того, тропа – это серпантин, до перевала Орой - постоянно вверх, местами по 45-градусным углом. Подъем первого дня самый тяжелый и сложный. В результате с высоты 1100м (примерно) в Чибите, перешли в другой водораздел на высоте 1550м, затем немного (1,5-2км) вниз по крутому склону, затем по долине р. Оройка вверх к перевалу, реку переходим по камешкам. Подъем достаточно пологий, но очень затяжной, чем ближе к Орою, тем холоднее, появился ветер. Много мест перерытых какими-то животными, с раскопанными корнями. Ближе к перевалу есть стоянки, но с дровами туго, если что, за ними нужно лезть вверх по склону (если силы остались). Поднявшись на перевал (по навигатору 2248м), неожиданно увидали старую колею от какого-то транспорта, следы от обработки собранных шишек. Вдалеке (метров в 800) вправо, в каком-то загоне стоял древний, и видимо не рабочий трактор (сложно понять как он туда попал). Но, времени мало, солнце сядет часа через 2-3 а впереди высокогорная тундра. Неожиданно на перевали встретилось два местных охотника на лошадях, подтвердили – идем правильно. Плато представляет собой огромное болото, покрытое карликовой березой, с множеством небольших озер, и гигантским количеством ручьев, пересекающих плато от периферии к центру (к озерам и ручью из которого начинается Шабога). По имеющейся информации, ближайшая стоянка километров через 5-6, но дойти не успеваем. Находим мало-мальски приемлемую площадку (недалеко от дороги), расчищаем до необходимого размера топором, ставим палатку – в результате ночевать пришлось в центре высокогорной тундры на высоте около 2100.

Второй день маршрута

Плато Ештыкол, начало Шабаги Плато Ештыкол, начало Шабаги
Переход через ручей Ильтускан (кажеться, так называется) Переход через ручей Ильтускан (кажеться, так называется)
Причудливая зелень мха Причудливая зелень мха
Утро после ночевки на плато Ештыкол Утро после ночевки на плато Ештыкол
р. Шабага р. Шабага
Наша стоянка на Шабаге Наша стоянка на Шабаге
Второй день начался с пробуждения вокруг красивейшего цирка границами которого являлись горы, перевал Орой и уходящая вниз долина реки Шабага. Утро было холодным (с инеем на палатке), но солнечным. Пока перекусили, собрались – все затянуло облаками, пошел мелкий, редкий снег, и было видно что впереди, по ходу движения идет снег. Это подтвердил и встретившийся нам на тропе человек, по имени Володя, из Бийска, который, по его словам, ходил рыбачить хариуса на Нижнее Шавлинское, поймал одну рыбешку, мол, вода низковата, но прибывает со скоростью до метра в сутки. Поговорили, поседели. Разошлись. Стало психологически легче, все же мы не одни. Пересекли по камням еще узенькую Шабагу и её неизвестный приток (в пределах плато Ештыкол). Через километр столкнулись с проблемой – навигатор показывал тропу по правому берегу Шабоги, но там была гора, где явно ничего не могло быть, конная тропа уходила через речку шириной метров в восемь с очень сильным течением. Влево, тропа шла, затем упираясь в каменную осыпь , на которой был след от прохождения 1-2 человек, но тропа шла теряясь на границе среза воды и осыпи, кроме того просматривались большие участки снега опускавшиеся прямо в воду. Потеряв 1,5 часа на обследование предполагаемого правильно пути, наконец приняли решение, как потом выяснилось – неправильное. Раздевшись по пояс, босяком по жутким камням перешли реку с ледяной водой. Ощущение от перехода – будто ног нет, полная анестезия.  Если согрелись и только собрались идти дальше – навстречу четверо местных с ружьями, с 8-10 лошадьми. Понимание, что назад может не хватить сил, что бы вернутся, вынудило обратиться к ним. Договорились с одним, что через три дня он (исходя из цены по 1000 за лошадь) приедет за нами на Нижнее Шавлинское озеро. Местные же и «обрадовали» нас, что мы зря перешли через реку, так как из-за этого её пройдется еще раз переходить (вот результат неправильных показаний навигатора, отсутствия карт и проводника). Через метров 800 мы опять наткнулись на участок реки, справа ограниченный крутым склоном. Пришлось переходить еще раз. Я-то перешел, а вот Надя в последний момент поскользнулась и практически упала в воду (успел частично поймать) намочив всю переднюю поверхность верхней половины одежды. В это время пошел густой снег. В пожарном порядке удалось чудом развести костер (снег мокрый, с мелким дождем, разжигать практически нечем). Чуть высохнув, решили, что остальное высохнет на теле. Пошли дальше, в итоге потеряв на двух ненужных переправах и сушке почти полдня. Дорога идет вниз по долине, по левому берегу Шабоги, то приближаясь до 50м к ней, то удаляясь до 150-200м. Постепенно карликовая береза отступает, появляются мелкие лиственницы и кедры. Через 3-4 часа ходьбы дошли до ручья, впадающего в Шабагу (называется, как-то на «И»), через него переброшены два бревна, диаметром по 15-20см, длиной по 12-14м, так что раскачиваются они при переходе через них неплохо. Снега уже не было, иногда мелкий дождь, но пасмурно. Сразу за ручьем несколько приличных стоянок, однако дров не найти (сожгли и спилили все что могли), за исключением того, что оставили на стоянках. Примерно через 2-3 часа дошли до участка, находящегося как бы в каньоне реки с высоченными склонами, шириной не более нескольких сотен метров, где одно из маленьких ответвлений, как бы образует островок длиной до 100м. Рядом с ним есть несколько отличных стоянок. Там мы и разместились, так как все было мокрое, да и темнота должна была накрыть часа через 1,5. Расположились роскошно, все посушили, виды отличные, но шум жуткий (звук воды отражается от обоих склонов), к которому быстро привыкли и усталые, после ужина, уснули как убитые.
Третий день маршрута

Долина Шавлы Долина Шавлы
Справа Шавла, за ней ледник Гляциологов Справа Шавла, за ней ледник Гляциологов
Относильно равнинная часть Шавлы (не путать с озерами) Относильно равнинная часть Шавлы (не путать с озерами)
Красивый "каменюка" на Шавле Красивый "каменюка" на Шавле
Вверх по правому берегу р. Шавла Вверх по правому берегу р. Шавла
Бирюза Шавлинского озера Бирюза Шавлинского озера
Место впадения Левой Шавлы в р. Шавла Место впадения Левой Шавлы в р. Шавла
Шавла выходит из под камней, вверху нижнее озеро Шавла выходит из под камней, вверху нижнее озеро
Не поверите - но это лук, "дикий" Не поверите - но это лук, "дикий"
Наша стоянка Наша стоянка
Бом на противоположном берегу озера - впечатляет! Бом на противоположном берегу озера - впечатляет!

Утром третьего дня проснулись усталые. Впереди неизвестно сколько идти и, кроме того, появилась проблема – Надя потянула связки на левом коленном суставе, и это вызывает резкую боль при ходьбе, особенно на спусках. Собрались, вышли примерно в 10.00. Тропа не только виляет, но её вообще сложно найти, так как через каждые 50м равнозначные ответвления,  идя по которым можно соединится с основной (если повезет), а можно и уйти в сторону слияния Шабоги и Шавлы, куда нам не надо, поэтому постоянно берем влево, иногда смотрим в навигатор. Вскоре шум воды пропадает вовсе. Через 4-5 часов выходим к стоянке, потом к Шавле. На её противоположном (левом берегу) с огромной высоты падает водопад, убеждаемся, что согласно навигатора идем верно. Долина Шавлы приобретает равнинный характер, множество петель реки, заболоченные берега, жуткое состояние тропы (разбита лошадьми, и превращена в кашу, глубиной до 15см). Стало жарко, появился гнус. Тропа петлявая, местами нет сухих участков, приходиться перепрыгивать сотни метров по болотным кочкам (если с 40кг рюкзаком это вообще можно делать). Нога у Нади болит все больше. Пробовал перетянуть наложением тугой повязки – еще хуже. От обеда отказались, перехватили по банке паштета. Сегодня надо дойти. Затяжной подъем вверх на 4-5 км. К пяти вечера показался ледник Гляциологов, и под ним место слияния левой Шабоги с Шабогой, как таковой. Подошли к седловине, за которой должно быть нижнее озеро. Устали страшно, не вериться, что дойдем. Шавла, по правому берегу которой поднимаемся, со временем исчезла среди камней полностью, даже шума воды нет, видимо русло идет под камнями. Поднимаемся круто вверх, сил нет, начинается вечер. Где же озеро? Около шести вечера наконец забрались на гряду – вдалеке бирюзовая озерная гладь. Как бы не устали, как бы не болела нога, плечи и все остальное, что только может болеть, - радость безмерная! Слева пошли одна за одной стоянки. С навесами, столиками, кострищами. Но людей нет. Идем дальше. Виден домик без крыши, видимо баня (о наличии таковой предупреждали). Идем еще дальше подыскивая себе стоянку с «достойным» видом на озеро (нам здесь не менее 2-3суток жить). Опять банька с хорошей стоянкой (вторая уже, на столе соль в мешочке, спички (молодцы). Наконец нашли стоянку окруженную кучей деревянных идолов, на которых вырезаны названия городов, откуда прибывали туристы, и года посещений. Все – кости кидаем здесь. Все развесели на тотемах, пытаясь подсушить в лучах уходящего солнца. И тут же к озеру – фотографироваться. Красота – спер! Однако видно, что озеро примерно на 8-12 метров ниже своего обычного уровня. И что бы дойти до воды, нужно прошагать метров 120 от стоянки. Радует и удивляет, что кроме нас нет никого. Видно не сезон. Платку поставили, сели ужинать. С дровами проблема – веточки не найдешь. Вверх уходит крутой склон, там возможно и есть дрова, но сил ползти на него нет. Слава богу, предыдущие братья, оставили некоторое количество дров, на сегодня хватит. Огорчает другое – стоянка окружена огромными, до 7-ми метров в диаметре мусорными кучами состоящих в основном из консервных банок, пластиковых бутылок и мусорных мешков (в один из дней, мы с Надей провели экологическую акцию – сожгли до 1/3 объема ближайших куч, оказалось что и банки металлические горят, но удивило другое – находились пластиковые мешки с картофельными очистками, видимо некоторые полагали, что в последствии этот мусор кто-то унесет, интересно – кто?).
  Уставшие, но довольные, что добрались, уснули. Утром, пока Надя спала, я вышел на дополнительный осмотр местности – такал дрова с соседних стоянок (за три дня – очистил все), делал снимки.

Четвертый день на маршруте

Вид на Верхнее Шавлинское с северной оконечности Вид на Верхнее Шавлинское с северной оконечности
Вход в "сад" туров Вход в "сад" туров
Туры с видом на место впадения в Нижнее речки соединяющей озера Туры с видом на место впадения в Нижнее речки соединяющей озера
Вот оно какое - Верхнее Швалинское Вот оно какое - Верхнее Швалинское
Вид с "южного" берега озера на горные вершины Вид с "южного" берега озера на горные вершины
Цветы на скалах Цветы на скалах
Нижнее Шавлинское озеро со сторны реки в него впадающей Нижнее Шавлинское озеро со сторны реки в него впадающей
Красота! (а ведь всего-то - дикий лук) Красота! (а ведь всего-то - дикий лук)

Утром, я выспался от души. Надя спала, я встал прогуляться. Красота дикая! Народу – ноль. Сходил за водой, натаскал остатки недогоревших бревен с соседних стоянок. Пользуясь случаем, вырезал в нижней части тотема (одного из двух стоящих ближе к озеру: «Северск 06.09». Надя проснулась, нога вроде стала болеть меньше. Позавтракали. Погода хорошая (с утра) – небольшие облака. Долго думали – идти на верхнее озеро или нет. С одной стороны, с таким трудом дойти и не пройти еще 5 км, с другой – надо еще возвращаться и не факт, что алтаец, с которым договорились, сдержит слово и приедет за нами, тогда назад пешком, а нога может начать болеть еще больше. Надя настояла на том что бы идти на верхнее озеро, мол – нога меньше болит. С собой взяли только фотоаппарат, навигатор, бинокль и две банки паштета. Не успели мы пройти и 800м, как поняли – нога болит, но жена упрямая, сказала - пойдем вперед. Пошли медленно. Фотографируясь на одном валуне, случайно заметили в лесу человеческую фигуру, глазам не поверили. Подошли. Рады были как дети. Это был турист-одиночка, парень по имени Андрей, из Новосибирска. Он здесь второй раз. Поражен еще больше чем мы, так как в прошлом году (правда это была вторая половина июля, начало августа) на озере были десятки групп общим числом за 200 человек, а сейчас никого, да и озеро в два раза мельче. Он был в шоке, но намеревался добраться до вершины ближайшей горы, потом через перевал на Маошей. Андрей заверил, что до верхнего озера и назад дойдем легко. Не знаю уж как ему…  До конца Нижнего озера шли часа два, особенность противоположная – после зимы людей не было, и троп нет. Просматриваются только под определенным углом углубления в камнях, но их еще надо заметить. Дошли до места, где каменная осыпь под 45-градусным углом уходит в воду. Наде было очень страшно забираться, если сорвешься, то прокатившись по камням метров 80 попадешь сразу в ледяную воду. Забрались и наверху нашли «сад» туров с оригинальными, выложенными из камней воротами и вырубленной фигуркой женщины, сложившей (видимо молясь) на груди руки. Спускается с осыпи еще сложнее, там не камни по 20-30см, а каменюки по 1-1,5метра. Встретили недавно сорвавшийся сверху камень размером 2,5х3,5х3м (см. фото) почти у воды остановленный деревом, о чем свидетельствовала недавно сбитая, с подтеками смолы, кора. Дорога до верхнего озера мучительная и не очень симпатичная. Реки не видно, она под камнями. Угол подъема велик, в среднем около 30-35 градусов, чем ближе к озеру, тем меньше видна тропа, тем более что идти надо по огромным валунам в несколько метров в диаметре. Непосредственно в нескольких сотнях метров перед озером, огромная воронка глубиной около 15 метров (как потом выяснилось – это было пока пустой кратер небольшого озера), на дне которой видна река, идти надо по склону воронки, но тропы нет вообще, если бы не ориентиры в виде мелких туров, оставленные ранее мудрыми туристами, вообще вопрос как находить тропу. Поднявшись на верхнее Шавлинское озеро, поняли что оно пустое на 2/3. В центральной части его огромная песчаная коса (я не оговорился – именно песчаная, как и пологие берега). За озером три огромные, засыпанные до основания снегом, вершины. Разожгли костер, съели по паштету. Отдыхать некогда, нога у Нади разболелась больше, идти будем еще медленнее, а тут еще на глазах небо затянуло тучами и стало видно, что верхушки вершин затянуло снегом. Дошли с большим трудом. Часто останавливались, но было морально легче – знали куда и сколько идти. Когда дошли до озера, нас догнали остатки спускавшейся по долине, пурги. Еще раз прошли мимо Андрея, пригласили в гости, вежливо сказал, что подумает. То, что мы рядом с ним затарили рюкзак дровами удивило его здорово. Он-то костер не разжигал, обходился горелкой. До лагеря добрались ровно за столько, что бы сварганить нехитрый, но калорийный ужин их картофельного пюре (порошок с водой) и тушенки, чай от пуза и спать. Завтра никуда не идем – отдыхаем.

День пятый - отдых.

Утренний снежок Утренний снежок
Озеро и снег (вторая половина июня) Озеро и снег (вторая половина июня)
Лучек на салатик Лучек на салатик

Пятый день был посвящен отдыху. Спали до отвала. Причем засыпали под шум падающего на палатку снега, иногда переходящего в дождь. Ночью проснулись от грохота камнепада, продолжавшегося около пяти минут. Камни падали видимо со склона на противоположном берегу озера, Надя перепугавшись спросила, а не долетит ли до нас, успокоил – перед нами озеро – не долетит, заснули в тревоге. Я, как всегда, проснулся первым. Выйдя из палатки, увидел покрывающий траву снег, туманом затянуло горы, было сыро, неуютно и одиноко. Опять обошел соседние стоянки, натаскал дров. Был поражен сделанными стоянками, там и дорожки из камней, и аналоги общественных туалетов, и столы под навесами, и сушилки над кострами и чего только нет! Поражаешься сохранившейся, не смотря на трудность похода, энергию. Хотя количество тары из под алкоголя, лежащей в горках на окраине каждого лагеря, объясняло многое. Отоспавшись и позавтракав, поняли, что далеко не уйдем – у Нади опухло колено. Распалив костер принялись сжигать из соседних гор мусора все что сгорает. За часа три сожгли весь пластик, который смогли извлечь, часть тонких консервных банок, типа пивных, остальные обожгли – быстрее сгниют. Периодически дном шел дождь. Палатка и спальники отсырели, но частично их удалось высушить только вечером, когда выглянуло солнце и поднялся ветерок. К сожалению поняли – что за нами никто на лошадях не пришел. А значит добираться будем сами. Уснули грустные, в ожидании предстоящих трудностей возращения. (если бы мы хотя бы догадывались – каких трудностей!)

Дорога домой

Последнее утро Последнее утро
"Райское местечко" - Шавлинское в конце июня! "Райское местечко" - Шавлинское в конце июня!
Дорога назад Дорога назад
Тут дорога была еще видна Тут дорога была еще видна
Туманы и сырость, Шавлиснкое позади Туманы и сырость, Шавлиснкое позади
Красиво и холодно! Красиво и холодно!
Шестой день начался с момента, когда я проснулся от шума ссыпающегося (сходящего как лавина) с одной стенок палатки, снега. Выйдя – понял, сегодня нам будет крантец. Снег от 15 до 20см. И продолжает идти. С трудом, под мокрым снегом разжег костер, разбудил Надю. Ели молча чуя, что нам предстоит. Палатку собирали под снегом и в снегу (стряхнув, как смогли). Собрались, посмотрели на озеро, вздохнули и пошли. Снег растаял на прогревшейся за прежние дни тропе, было видно её неплохо. Но все кусты, через которые приходилось проходить были в снегу и в воде, так что я, как шедший первым, уже через полчаса был мокрый на 70%. Идти тяжело, кроссовки скользят по мокрым камням и корням, мало того, каждое углубление превратилось в озерцо, а болотца в озера. Через часа 3-4 потеряв тропу ушли по другой, которая вела прямо к слиянию Шавлы и Шабаги. Навигатор постоянно включенным не держали, батарейки садятся через часов шесть, а остался отчин комплект. Когда уперлись в болото по середину голени глубиной, поняли надо назад, но назад это еще 1,5км, а сил нет, со злости с навигатором срезали вертикально вверх метров триста по мху, который по колено, по бурелому. С матами и тому подобным тропу нашли. Почти не останавливаясь, периодически поскальзываясь и падая на склонах, шли в тишине. Снимать сил больше не было, весящий на ремне в чехле фотик, натер бедро, вся одежда к обеду мокрая на 100%. После четырех пошел снегопад, дороги не стало видно вообще. Стало холодно, снег не тает, тропы нет. По навигатору шли практически в слепую, не смотря на него плутали раз шесть (ну так – слегка, метров на сто). Ближе к ручью заметили небольшую палатку, из неё выглянул паренек лет 18-ти, оказалось он с Новосиба, девочка с ним – из Омска, шли на Швалинское, теперь уже наверно нет, будут пережидать непогоду (знали бы они, сколько она продлиться). Когда подошли к ручью Ильтускан, снег уже шел стеной. Поняли надо останавливаться. Все мокрое, разжечь огонь удалось только на газовой горелке. Разожгли костер, стали согреваться. Палатку ставили под снегом. Уже в темноте пытались выпушить часть одежды, почти удалось, но сильно поджег кроссовку. Дальше видимо при ходьбе развалится. Стало холодно, поднялся ветер, решили, что спать будем периодически включая горелку. Так и спали, было тепло, в палатке часть вещей досушили.
Дойти любой ценой

Встав утром, убедились, что снег продолжает периодически идти, таить и не собирается. После короткого завтрака, мокрую палатку собрали еле-еле, стала тяжелей раза в полтора. Шли тяжело, ноги путаются, спина ноет словно в неё воткнули горящее полено и крутят его по оси. Примерно к 12-ти дошли до места Шабаги, которое изначально по ошибке перешли вброд. Поняли, идем вправо по осыпи, но фишка в том, что вода поднялась и топы нет, она под водой, премся, периодически срываясь левой ногой в воду, по осыпи, так часа два. Наконец выходим на плато Ештыкол. Погода – мразь. Идет снег с дождем, промокшие рукавицы уже не греют, при опускании руки вниз по ним ручьем стекает вода. Ветер не меньше 15 метров в секунду, на середине плато и больше. И Шабога, и вторая речка, с которой они соединяются на плато соединялись, тех камней, по которым переходили нет. Поляны снега, до этого замерзшие, превратились в кашу, идем по снегу проваливаясь по колено, и тут же  в реку, в брюках, не снимая обуви – один хрен ног уже не чувствуем,  понятно – одна остановка на пять минут и мы заснем на фоне полного физического истощения. Приняли решение идти не останавливаясь. На самом плато дубак, снег не тает, ветер такой – что летит он горизонтально. Плато превратилось в огромное болото, глубина минимум по щиколотку, а тои до середины голени. Так мы шли до пяти часов, пока не зашли на Орой. И тут выглянуло солнышко и ветер стал потише. Нам навстречу трое Новосибирцев, девушка и два парня. Упакованы по полной. Глянули на нас и отшатнулись. Они снизу, под Ороем ночевали, везде, говорят погода более-менее. Я им: если сегодня дойду до Чибита – поставлю свечку (уже поставил), вы вообще дойдете до Шавлинского (показал махнув в сторону закрытых бураном гор) – вам заводик свечной ставить можно будет. Оставили их в полном замешательстве. Пройдя полкилометра увидели – идут назад. И вот уже где-то км пять до Чибита, солнце собирается садится часа через три, мы плутанули, не узнав переход через р. Оройку, которая поднялась, мы и решили, что это не то место. Пока поняли – потеряли час. Назад почти бегом (ну в том смысле, как можно «бегом» после двух суток такого напряга). Мост переходили с рюкзаками, сразу и без страховки – сил не было, да и не верилось, что вот так в двух км от Чибита помрем. Перешли. Вверх мимо коров и лошадей, удивленно нас разглядывающих. Зашли в Чибит, уже солнце зашло за горы, снял рюкзак – и с трудом устоял на ногах, чуть не упал, равновесие держать не мог. Тормознул  машину, за 200 ре добросили до базы. Хозяин базы, дай бог ему здоровья, Олег – мы вас потеряли (десять дней прошло), я ему – ночевать?, он – сделаем, я – поесть?, он – накормим!, я – баня?, он – натопим! Затем мы съели весь оставшийся в столовой плов, потом съели огромную яишницу с беконом, две миски салата с помидорами, выпили два стакана сока, два молока, и 400 гр. водки (при том, что Надя вообще водку не пьет, я – только в случаях смерти руководителей государства). Баня супер, номер евро (правда такой один). Утром помчались в Томск, после завтра на работу. Что б вам всем так отдыхать!