Заброска.

Чудаки вы чудаки..
                     Самойлов Г.

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 1. Река Уса 64 км и река Печора 549км.

14 -15 июня.
Зимой мы прочитали отчет Михаила и Ольги Осадчих о путешествии на Северный Тиман, мы там еще не были, очень захотелось увидеть Каменные города.
Их маршрут для нас был маловат, поэтому Волк добавил заброску своим ходом по Печоре и выброску по рекам Косме и Цильме. Волок на Косму выглядел интригующе, там никто не ходил, упоминаний в отчетах о нем не было, но как всегда понадеялись, что на месте будет виднее.
Мы решили ехать до Усинска через Нижний Новгород, чтобы не переезжать в Москве с вокзала на вокзал. Волк приехал из Киева на автобусе в целях экономии, билет на автобус в 3 раза дешевле, чем на поезд. Но в автобусе спать неудобно, и на украинской таможне его потрясли - высыпали все из рюкзака, ночью он почти не спал. Я заранее заказала электронные билеты от Москвы до Нижнего на Ласточку, на дешевые приставные места. Волк сел на поезд в Москве, а я подсела к нему во Владимире, меня провожали подруга и сын, одна бы я просто все не утащила. У меня кроме рюкзака еще была байдарка, палатка, весла и сумка с продуктами на дорогу. До Нижнего мы доехали быстро и с комфортом, можно сидеть на любых свободных местах. Мы болтали всю дорогу, обсуждали маршрут, снаряжение, последние новости, все, что случилось за зиму - время пролетело незаметно.
В Нижнем Новгороде мы вышли на 2 платформу, я сбегала в сетевой магазин за едой в дорогу, а продукты на поход решили купить на месте, в Усинске. Когда объявили посадку на наш поезд 090 до Усинска, беспересадочный вагон, мы в 2 ходки перетащили рюкзаки через верхний переход, 23-й вагон удачно оказался в голове поезда. Мы загрузились, билет на лодку не спросили. Вагон старого типа был весь занят вахтовиками, на солнце он очень нагревался, было душно. Мы долго стояли в Котласе, по традиции сбегали в известный нам магазинчик в городе, и сфотались у паровоза.

Потом 3ч стояли в Печоре, наш вагон прицепили к другому поезду. Остановки у моста через Усу в расписании нет, мы хотели попросить машиниста притормозить там, но поленились идти. Волк не спал уже с 2ч ночи, сторожил. Заметив, что поезд тормознул у площадки Лукойла  парню, голосовавшему перед мостом через Усу, Волк скомандовал выдвигаться с рюкзаками в тамбур. Дверь была не закрыта, и когда поезд почти проехал мост, Волк открыл дверь и помахал машинисту. Поезд притормозил, и мы в 5ч утра 16 июня быстро десантировались на насыпь у реки.
Это было удачное начало похода, не пришлось искать машину в Усинске от вокзала, мы выиграли время и деньги. Но вот продуктов у нас не было, только сухая картошка и пряники. Решили утром зайти в магазин в Парме или дальше по маршруту.
16 июня.
К 9ч по местному времени (+1ч по Москве) мы собрали лодку, загрузили гермы и вышли.
Уже под конец стапеля заморосил дождик, (хорошая примета! ) и поливал до 15ч. Сильный встречный ветер гнал тучки, а впереди манило голубое небо, погода явно улучшалась, это гарантировало и поднимающееся давление.
Уса - река спокойная, широкая, быстрое течение подмывает правый берег с елками, островками камней и кустами. Воды еще много, но она уже уходит. На берегу высокая трава, листья на деревьях, не то, что в Сейде в 2014г, когда по реке еще льдины плыли и снег местами лежал. Присматриваюсь к елочкам хвоща, пишут, что он съедобный. Идем хорошо, но руки с непривычки устают. По Усе ходят моторки, катера, у Пармы видели брандвахту, наверно для рыбаков.
Зашли на "развалины" (так обозначено на карте) у о.Седди, а там цивилизация - шикарные коттеджи за забором с видеокамерами, фонари на берегу. Утром мы не завтракали, не хотелось. Когда оголодали, съели по кусочку хлеба с салом. В 15ч встали на перекус, сварили кофе и развели картошку-пюре. В 17ч дошли до Пармы, все не торопясь. Первоначально там планировалось построить Усинск, но из-за планов правительства СССР по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию Усинск решено было перенести на безопасное от затопления место, (план правительства так и не состоялся). Поэтому благоприятное, освоенное место пришлось сменить на непроходимые болота. Я сбегала по дороге за продуктами в большой сетевой магазин "Перекресток" , это недалеко, около 500м. Купила не все, придется заходить в магазины по дороге. Стали искать стоянку, а после Пармы по п.б. одни кусты и болота, пришлось уходить налево, там и встали на полочке.
Вечером даже солнышко выглянуло. Вода мутная, с песком, рыба не ловится. Сварили любимую походную кашу - гречку и вкусный полезный чай с кипреем. В этом году мы взяли один двухместный спальник фирмы Сплав "Double 200" Primaloft из соображений экономии места и веса. Он весит всего 1,6кг, меньше чем один одноместный Alexica, и места занимает столько же. В дополнение по просьбе вечно мерзнущего Волка я сшила из флиса вкладыш. Но Волк плохо выровнял площадку под палатку и все время сползал на меня, приходилось отпихивать его обратно. Места оказалось значительно меньше, чем мы привыкли, поворачиваться приходилось синхронно, все время что-то затекало, то рука, то нога. Вот что значит - не сходили в мае в поход, не проверили снаряжение в деле. Теперь придется как-то приспосабливаться. Главное, чтобы тепло было, а то вчера было +10, даже руки мерзли, мы еще не акклиматизировались. В палатке было +15, нормально.
17 июня.
Утром прохладно, но сухо, небо в облаках. Встали в 7ч, надо перебрать вещи, отложить ненужное, убрать паспорта и мобилки, вчера отправили домой смс, что доехали и вышли на маршрут. На завтрак сварили молочные макарошки и чай. Комаров на этом берегу меньше, их сдувает ветерком и вообще они какие-то вялые, не проснулись еще. Пока собирались, опять немного заморосило. Вышли поздно, в 12ч, сразу перешли под п.б., где кусты и песочек. Около 14ч остановились на перекус, он у нас стандартный - овсянка и чай. Одеты мы по-штормовому, в куртки, непромокаемые штаны, болотники, спасжилеты. Волк тянет блесну. Около 17ч подошли к д.Усть-Уса. Деревня стоит на крутом берегу, в глаза бросается красивая новая церковь, за ней строится многоэтажка.
По дороге я поднялась наверх, там есть несколько магазинчиков, добрала продукты и мелочи по хозяйству. Волк на берегу разговорился с местным жителем, показал ему карты в навигаторе и планшете и помог ему лодку вытащить на берег, после дождей воды сильно прибыло. А когда я вернулась, мы спросили у него картошки, и он насыпал нам кулечек на уху. Рыбу, оказывается, здесь ловят в курьях - старицах, в реке вода мутная и рыбы нет. Мы прошли мимо острова, проходы затянуло песком, пришлось его обходить. По карте вроде близко, но до курьи мы доползли только к 21ч.
Мы встали рядом с нежилой д.Ошкуриха на рыбацкой стоянке. Перед этим Волк вытащил на блесну-колебалку небольшую щучку. На ужин была уха из куриной ноги, которую я купила в магазине, не надеясь сегодня на другую добычу. Варили ее долго, получился суп на 2 раза. К нам подходили рыбаки, интересовались, куда мы идем.
Легли уже поздно, еще почитали немного вслух книгу на планшете. Здесь место ровное и спали мы уже лучше. Вкладыш внутрь не засовывали, постелили его под спальник, чтобы было просторнее внутри, и молнию сбоку я до конца не застегивала.
18 июня.
Волк по привычке проснулся в 5ч и меня разбудил, завтрак был уже готов еще с вечера, оставалось только разогреть супчик и вскипятить чай, мы быстро поели, собрались и в 9ч уже вышли. Поблеснили курью - пусто, рыба вся в кустах попряталась.

Вышли в Печору, течение несет хорошо, делаем 6-7км/ч. Река широченная! Берега пока невысокие, кусты, песочек, вода очень холодная. Сегодня с утра лето, солнышко, но ветер холодный, много комаров. На ходу заряжаем планшет прямо от солнечной батареи.
Свернули в левую протоку, там идти интереснее и волна меньше. Много песчаных отмелей, в воде песчаные круги. На солнышке появились оводы, летят стаей за нами. Малька в реке не видно, нет ни чаек, ни уток. К вечеру прошли д.Щельябож, она стоит на круче, внизу много лодок. Засмотрелись на нее и чуть не сели на мель, там большой мелкий слив по песку.
Зашли за деревню и встали на продуваемом берегу. Здесь никаких комаров, красота! На ужин сварила гречку, покрошила туда побеги хвоща, но не понравилось, он жесткий, надо было дольше варить. А вот листья иван-чая в кашу хорошо идут.
Улеглись спать рано, в 21ч. Пытаемся приспособиться к спальнику, тесно, личного пространства не хватает. У Волка плечи широченные, мне только бочком пристроиться. В результате Волк вообще вылез из спальника и лег рядом на флисовом вкладыше, накрылся тентом. Экономия места и веса есть, но комфорта пока не ощущаем.
19 июня.
Проснулись в 7ч. Сразу смотрим на небо - солнышко, но уже ползут тонкие облака, давление немного упало. Вода прибывает. Обошли на всякий случай о.Баян-Ди слева, чтобы не сесть на мель. Ветер южный, горячий, гонит волну, прячемся от него за берегом. Овода так и сопровождают нас, отбиваемся. Заходили в пару стариц, пытались кидать спиннинг, но неудачно, рыбы не видно.
Грибов в лесу тоже еще нет, жарко. Сапоги сняли, но не позагораешь, на берегу - комары, на воде - оводы. К вечеру прошли д.Праскан, она осталась далеко справа, на другом берегу. Были видны купола церкви и колокольня. К 18ч дошли до конца протоки и вышли в основное русло. Левый берег крутой, с узкими полочками, пошли на о.Верхний Середовой.
Дошли до высоких кустов и встали. До воды далеко, но рядом вода залила кусты, там вода чистая и отстоянная, видели там рыбу, а как ее поймаешь? Рыба плещется прямо рядом с палаткой, вода все прибывает.

По дороге у высокого берега набрали воды из ручейка, чтобы пить. Утром завариваю чай каркаде и заливаю в бутылку, хорошо идет. Вечером на ужин традиционно гречка и салат из щавеля, витамины. Руки к веслу еще не привыкли, набила мозоли. Вечером набежали тучки, ночью несколько раз принимался дождь. Звенят комары, стучится о тент мошка. Ночью в палатке было +25, Волк опять спал на коврике без спальника. Наверное на следующий год придется вернуться к варианту с двумя одноместными мешками.
20 июня.
Утром солнышко, все еще лето. Сушим обувь, заряжаем аккумуляторы. Часть теплой одежды убрали в большую герму. На завтрак щавелевый суп и чай каркаде. Вышли в 11ч.
Пошли на п.б., сначала на о.Нижний Середовой. Встречный ветер гнал большую волну, пришлось налечь на весла, пока не зашли в тень острова. меня здорово захлестывало, рукав куртки весь мокрый, и штаны, пока сидишь - вроде сухие, а встанешь - сразу мокрые. Подошли к д.Денисовка, на берегу мужики уже с утра под градусом. Сразу нас окружили, как будто никогда туристов без мотора не видели. Про д.Мутный Материк они знают, про Усть-Цильму слышали, Ермица - уже заграница. - А куда? А зачем? - А что, лучше на диване в тапочках лежать или огород окучивать? Магазин там открывался только с 15ч, и пекарня тоже, времени было 13.30, ждать мы не стали, докупим сахар и гречку ниже.
За деревней перешли на о.Лебедь, сделали там перекус. По большой реке идти так же интересно, как по морю - пространство, мощь. Опять нас поболтало на волне, но после Белого моря это уже не впечатляет, просто надо больше работать. О.Лебедь обошли по левой протоке, там тихо, песчаные косы, как на Уральских реках.
Потом зашли в протоку у о.Зверинец, еще более узкую и спокойную. Вышли в основное русло на ветер и волну и опять свернули в протоку у о. Ханарчди. Там течение было очень слабое, я даже боялась, что это старица. Мы уже прошли дневную норму 40км, можно было вставать на стоянку в середине этой протоки у развилки, на большой песчаной косе. Сначала нас накрыли тучи комаров и оводов, но костер их сразу разогнал. Поставили старенькую драную сетку 20-ку в кустах на другой стороне. Здесь летают чайки, значит, рыба есть. Волк немного поблеснил с берега, но впустую.
 21 июня. Дневка!
С утра пасмурно, накрапывает дождик. проверили сетку, попались жирные язи и подлещик, хватит на уху и пожарить.

Ухи получился целый котелок, на завтрак и обед, очень вкусно. Потом мы почитали в палатке и вылезли обедать, кстати и солнышко выглянуло, небо очистилось. Нажарили сковородку рыбы, съели, выложили потрошки чайкам, а они летают, а не берут, то ли сытые, то ли боятся. Я постирала рабочую одежду, потом мы помылись у костра.
Баню делать здесь не из чего, камней нет, песочек. К 17.30 небо опять заволокло тучками. Мы залезли в палатку еще почитать до ужина, а тут вдруг ветер как налетит, как шарахнет дождем! Еле успели все под тент покидать, сами запрыгнули в палатку, и загрохотала гроза с ливнем. Переждали, вылезли - опять над нами синее небо. На ужин была опять уха, когда еще рыбку поймаем. Хотя можно было бы и просто чаю попить. Сетку оставили на ночь.
22 июня.
Утром на небе облачка, тепло. Сняли сетку - попались еще 3 больших язя, одного чайки погрызли, и 1 здоровенный лещ.
Язей пустили на уху на 2 раза, леща зажарили. Вышли в 10.20. Мы прошли протокой до конца отмели, берег сильно подмыт и зарос кустами, вышли в основное русло, на другом берегу видно с.Мутный Материк на горке, а прохода к нему нет, песком затянуло.

Село было основано 140 лет назад на  высоких холмах, называемых «материк», что буквально означает «высокий земляной берег». Выше села протекает речка Малая Мутная, еще выше – Большая Мутная, впадающие в Печору. Отсюда и возникло несколько неблагозвучное название.
Многие жители села, особенно старики, до сих пор называют себя «семенандреевцы», по имени деревушки, на  месте которой и вырос Мутный Материк. Сем Андрей – так звали первопоселенца этого высокого берега. Андрей Семенович Артеев с женой и шестью взрослыми сыновьями переселились сюда из деревни Варыш нынешнего Ижемского района. Прослышав о хороших местах, богатых дичью и рыбой, стал прибывать сюда народ. Одним из первых обосновался на новом месте Аксентий Ванюта,  переселившийся сюда аж из-за «Камня» – Уральских гор. К первопереселенцам вскоре присоединились семьи Каневых, Чупровых, Дуркиных, Немчиновых, Терентьевых... Сельчане занимались рыболовством, охотой, скотоводством, смолокурением. Смолу, деготь, скипидар продавали соседям –  ближним и дальним, даже чердынским и новгородским купцам.
Мы решили, что не судьба нам туда зайти и пошли дальше вдоль намыва, а там в кустах - другая протока, по ней и вышли к селу.
Как раз и теплоход Николай Горный подошел к пристани. Я сбегала в ближний магазин, а цены там - ужас! В 2 раза дороже, чем в Усть-Усе. Все равно купила там сахар, гречку, геркулес, хлеб, вермишель, может дальше то же самое будет. Видимо, дороги нет, завозят продукты на катере, и давно завоза не было. В этот раз мы никаких продуктов заранее не покупали, но мне такая практика не понравилась, надо часть продуктов брать с собой. Упаковали продукты в герму и пошли дальше по основному руслу, по струе, когда ветра нет - так быстрее.
На перекусе нас немного побрызгало дождиком, потом около 15ч мы заметили надвигающуюся тучу и только успели натянуть плащи и юбки, как нас накрыло дождем. Сначала дождь шел 30 мин, потом налетал снова и снова. Причем небо было с просветами, и дождь моросил. Прошли дневную норму 40км и встали на стоянку на огромной песчаной косе на о.Серегевейде.
На песке вдали от кустов комаров меньше. Я быстро сварила гречку, доели жареного леща, и - в палатку, книжку читать. Но Волк почти сразу уснул, пришлось выключать планшет и тоже ложиться. Дождь моросил и ночью, и утром, но тепло, ходим босиком, я даже мечтаю искупаться.

Кипиево - Сула

23 июня.
Встали в 7ч. Дождь моросит, давление падает. Вышли в 10ч, пошли вдоль острова по протоке, потом вдоль п.б. до Кипиево.
Я влезла на горку по тропинке, там одна грязная улица идет параллельно берегу, и по ней дети на велах ездят. Сбоку проложены узкие мостки. Я спросила у мужиков, где можно купить молока, один из них налил мне бутылку 1,5л по 40р за литр, и показал где магазин - на следующей параллельной улице. Это было совсем другое дело! Много разных продуктов и цены нормальные, чуть выше, чем у нас в городе. Значит в Мутном просто хозяин магазина был жадный и ленивый. Здесь только хлеба не было, зато я купила 10 яиц. Мы перешли на другой берег и на перекус зажарили яичницу. Когда уже попили чаю и стали собираться, на реке зашумело, надвигался ливень, видно было, как по реке идет сплошная стена дождя. Быстро натянули плащи и нас накрыло, все заволокло туманом, не видно было ни берегов, вообще ничего, и ливень шпарил, как прорвало там. Час нас поливало, потом вроде дождь уменьшился. Мы были уже напротив Брыкаланска, нас тянуло в протоку Боровую, но мы пошли вдоль берега и напрасно! Налетел штормовой ветер, нас стало кидать на волнах как игрушку. Волк уже был весь мокрый, через деку байдарки перекатывались волны, у меня под ногами вода доходила до сидушки.
А сверху на герме яички лежат и вафли с сушками, в пакете, но непривязанные! На берег не высадишься, сначала там был обрыв, потом пошли кучи поваленных деревьев, не подойдешь. Если бы ушли дальше от берега - там были волны еще больше, с барашками. Печора показала свой характер и силу. Мы искали протоку, чтобы спрятаться от шторма, а ее все не было. Шли при боковом ветре, качаясь и подпрыгивая на поперечной волне-болтанке. Вот наконец и протока, мы вошли и спрятались в кустах.
Сразу поставили палатку, скинули мокрую одежду, натянули теплые вещи и выпили по 50г. Немного погрелись в палатке, почитали книжку до 20ч, потом Волк развел костер и мы все посушили, неизвестно, что будет завтра. На ужин сварили макароны с яйцом. Ночью за островом ревела река, а рядом с палаткой стрекотали какие-то птички.

24 июня.
Утром давление стало расти, проглядывало солнышко. Я предлагала устроить дневку-штормовку, пока погода не наладится, но Волк решил что опасности нет, а график надо выдерживать и уходить под п.б. Страшно выходить на волну, но куда денешься. В Брыкаланск решили не заходить, туда надо возвращаться по протоке, и необходимости нет. Вышли в 10.20, по сильной волне перешли под п.б.
Лодку здорово кидало, встречный ветер вырывал из рук весло, так что не удержишь, а надо еще и грести, волна захлестывала по грудь. Вдоль берега идти против ветра тоже тяжело, но как-то выгребаю, стараюсь изо всех сил. На перекусе мы нашли каменный шар-конкрецию, похожий на ядро.
Около д.Няшабож мы ушли в протоку, но сначала нам это не очень помогло, место было равнинное, голое и ветер разгулялся вовсю.
Мы старательно упирались до кустов, а там, когда замученный Волк выходил на берег, он поскользнулся и рухнул в воду по пояс. Я уж надеялась, что здесь и встанем на стоянку, но он все выкрутил, надел мокрое и еще 10км до плана мы прошли, для Волка это дело святое! Мы вышли из протоки в главное русло и ушли на о.Домашний, на песочек.
25 июня.
Утром было пасмурно, несколько раз моросил дождик. Мы стояли на узкой протоке между островами, где было много дров из плавника. Волк немного подклеил лодку, слишком быстро набиралась вода. Просмотрев дно байдарки на просвет,  нашли дырочку - там заплатка протерлась. Пока собирались, вышли уже в 11ч. Пошли к л.б., чтобы зайти в Щельяюр, посмотреть, что там есть интересного в магазине. Волк считал, что в Коткино, где нам надо будет закупить продукты на 44 дня до Нонбурга, цены будут еще выше. Там залив, протока закрыта с одного конца. У берега много катеров, лодок, паромы, грузовые машины на берегу.
Было уже 13.40, мы дошли почти до конца залива, ветер подгонял в спину. Я поднялась по дороге в магазин, он совсем рядом, даже Волк прибежал посмотреть. Цены там божеские, все есть. Мы купили еще 1л сгущенки, очень хорошо добавлять в кашу, вкуснее сухого молока, подсолнечное масло, наши любимые конфеты "Коровка", хлеб, чеснок, огурцы. Дальше пошли вдоль ровного л.б. до островов, проток не было, идти было скучновато.
Но потом попался участок с крутой волной - может, перекат или струя такая, и нас немного побросало, да еще при сильном встречном ветре. От большой нагрузки уже болит шея и левая рука, которая была сломана 2г назад. По л.б. только кусты и болото, до косы еще 3км, а напротив на о.Коршаковский - песочек, до него всего 1км.
И ветер как раз стих, туда и перешли. На ужин - картошка с иван-чаем, насобирали по дороге, и чай с булочками со сгущенкой, вкуснее, чем дома. Всю ночь рядом рычала моторка, бессовестный рыбак ставил сети прямо напротив нашей стоянки.
26 июня.
Утром над нами чистое небо и солнце, лето вернулось. Уже рядом с.Усть-Цильма, оттуда пойдем на север. Связь в Щельяюре (да и везде в тех местах) только МТС, карточки не продают. Мы заранее не озаботились проблемой связи, поэтому 2 месяца обходились без нее. Собрались в 10.40. Жарко, идем в шлепанцах и рубашках. На воде - тишь и гладь, зеркальное отражение берегов.
Но к обеду я начинаю засыпать, значит давление падает и жди перемены погоды, уже замечено.На западе появился синий грозовой фронт, и после перекуса в 13ч он резко пошел на нас.
Мы быстро выскочили на берег, натянули дождевики и штаны. Первый шквал переждали на берегу под кустиком, потом пошли. Но сильный дождь поливал нас 3 часа до Гарево. Мы полюбовались на деревянные 2-х этажные домики на горке, снимать их под дождем я не стала. Усть-Цильма растянулась на несколько километров, у берега стоят катера, паромы, лодки, людей не видно.
Вообще на Печоре народ нелюбопытный, к путешественникам относятся безразлично, не приветствуют с проходящих лодок, не спрашивают о маршруте, не подходят к костру, не то, что манси на уральских реках, они все расспросят и передадут известия дальше по реке. Местные на вопросы отвечают коротко и неразборчиво, народ худенький, смуглый. Мы уже прошли сегодня норму, пора было искать стоянку. Перешли на л.б. - там огромная песчаная пустыня с чахлыми кустиками, то есть нас ожидала ночевка в чистом поле без завтрака и без ужина. Перешли опять к п.б., а здесь намыло длиннющий песчаный язык вдоль берега, и мы находимся с внешней его стороны! Знали бы, сразу пошли бы вдоль п.б. слева от косы. Пришлось очень долго обходить эту косу и встали уже в 19ч на песчаной полочке. Прошли 51км при норме 35км. К вечеру идти было уже холодно, рубашки намокли, ноги без сапог замерзали. Поэтому первым делом поставили палатку, переоделись в сухое, выпили 50г. Тут временно приутихший дождь опять разошелся, решили ужин не готовить, а перекусить прямо в палатке хлебом и салом. Залегли спать и тут начался шторм! Хлестал ливень, ревел ветер, я боялась, что лодку сдует и отправила Волка привязать ее к кустику. А я все щупала стенку - не течет ли на нас вода по склону. Утром выяснилось, что мы на автомате встали очень удачно за большими камнями, основной поток пошел слева и справа от палатки. Мы уже хорошо умещаемся в спальнике, мерзнуть снаружи никому не хочется, вкладыш стелем под себя, без него просторнее.
27 июня.
Спали до 8ч. Дождь стих, ветер уменьшился, волна небольшая и солнышко проглядывает, давление пошло вверх. Костер развели под кустиком, на завтрак сварили питательную гречку со сгущенкой. Проверили связь - есть Мегафон, отправили домой смс. Вышли в 11.40. Дул сильный северо-западный ветер, на струе большая волна кидает лодку, но приходится держаться на ее краешке, иначе под берегом будем стоять на месте. За д.Сергеево-Щелье мы ушли в протоку за о.Маслянка.
 Закрывшись от ветра, по широкой спокойной протоке прошли 4км, но стоянок здесь нет, на берегу трава и кусты. Мы вышли в главное русло и опять началась болтанка. Сегодня идем медленно, до обеда прошли всего 17км.
Проглядывает солнышко, но ураганный ветер гонит тучки. Как вышли из протоки у о.Маслянка, надо было сразу уходить под л.б., там была еще 1 протока, а теперь уже поздно переходить, снесет течением. Что-то мне не хотелось переходить по такой волне, так и ползли вдоль п.б., боролись с волнами и ветром. Одному Волку против волны и ветра даже не выгрести, только вдвоем, а я-то думала, что мои усилия бесполезны. Как на море - иногда волны большие и пологие, иногда короткие и крутые, падаем с них в туче брызг.
Зашли в речку Низева, там сразу на л.б. есть изба, но очень грязная. Прошли дальше, хотели встать в соснячке, рыбки половить, а там целый поселок выстроен, может это дачи, пришлось уходить на Печору.
Протащили по речке блесну, но впустую. Встали уже в 20ч на песчаной полочке за упавшей березой и елкой, чтобы они от ветра защищали, вписались в пейзаж.
Прибой сегодня как на море, только приливов-отливов нет. На ужин суп из рожек с иван-чаем. Здесь наверху тоже стоят 2 избушки-балки, одна на замке, другая взломанная извращенным способом.

28 июня. Дневка!
Ночью было +7, утром +10, холодно, но спальник очень теплый, даже мерзлючий Волк не жалуется. Ветер, низко стоят облака, солнышка нет, а надо бы постирать рабочую одежду. После завтрака изобретательный Волк занялся усовершенствованием сидушек в лодке, сделал из досок для них подставки, чтобы на дно не ложились.
Я взяла из дома дополнительную толстую сидушку, сидела высоко и меня не заливало, а Волк все время намокал. А я решила все-таки постирать рабочее, чтобы не вонючее было, сначала развесили белье на ветерке, потом досушили у костра. Плавника для костра на берегу очень много. Волк сделал еще каркас для крепления экшн-камеры на нос байдарки.
Залезли в палатку, почитали фантастику про параллельные миры - "Марсианин" Богатырева. В 20ч вылезли варить ужин. Была мысль устроить баню в песчаной землянке, но уж очень холодно, без печки и солнышка под пленкой замерзнешь, а печку делать не из чего. Вечером над горизонтом видна светлая полоска, надеемся на улучшение погоды или хотя бы уменьшение ветра.
29 июня.
Встали в 7ч. Холодно, +12, ветер, облака. К 9ч появились кусочки синего неба. Ветер все еще с-з, пойдем прятаться за о.Верхний и Верхний Еловский. Вчера река принесла нам желтый фломастер, сегодня подарила морковку. Вышли в 10ч., по большой волне под уверенным управлением Волка перешли под о.Верхний, встречная моторка зависла от удивления, что такая несерьезная лодочка чешет поперек штормовой Печоры. Пошли под л.б. по проходу, которого не было на карте. Протока Бугаевский Шар оказалась затянута песком, пришлось обходить по главному руслу. После перекуса стало даже жарко. Мы прошли В.Бугаево, потом долго обходили 2,5км песчаную косу, недавно намытую, ее еще и на картах нет.
Увидев промыв, подошли к берегу у Среднего Бугаева и пошли вдоль коренного берега. Уже пора бы и на стоянку, 40км уже прошли, а по берегу все лодки, лодки, или песок и дров нет. Наконец, высадились на полочку у Н.Бугаева, нежилого. Я вылезла на крутой берег - здесь поле, лес вырублен, только кустики остались. Сегодня радостный яркий закат, хочется сесть на круче и просто впитывать эту радость жизни, о которой мы так часто забываем за своими мелкими неприятностями. Но надо спускаться, все убирать и лезть в палатку. Ночью тепло, +14. Волк кряхтит и возится, наверное болит спина, но он не жалуется.
30 июня.
Утром ветерок, солнечно, небольшая волна. Мелкий песок сразу заносит стол и все, что на нем. А столом служит кусок клеенки. Комаров почти нет, ветерок и холодно для них. Поэтому смешно читать в отчетах, что без накомарников и репеллентов здесь жизнь невозможна. Бывают дни и места, где без накомарников никак, но какие комары при +8-+11 град и северо-западном ветре? Воспользовавшись хорошей погодой, мы немного помылись под защитой берега. Вышли в 11.40, пошли между о.Индус и о.Сметанинный к п.б. Волна небольшая, солнышко, а идем упакованные по-штормовому, жарко.
За нами летит туча оводов, развлекаюсь охотой на них. Потом шли вдоль п.б. до протоки Лабазский Шар. там течение слабее, а ветер встречный, северный, пришлось упираться, идем медленнее, чем по струе по основному руслу. И протока скучная, пески и кусты. Вышли к п.Окунев Нос, я думала - зайдем в магазин за хлебом и пряниками, а там большая коса перед берегом, которую пришлось бы обходить, а времени уже 19ч.
Связь здесь тоже только МТС. Метеостанцию с реки не увидели, возможно она где-то в глубине, ей в 2015г 60 лет исполнилось. В поселке видели много новых красивых домов, 2 кучи угля на берегу. Рыбаки предлагали купить семгу, а мы перед этим поймали в протоке окуня на блесну, и гордо от семги отказались. На правом берегу я видела соснячок, надо было зайти, наковырять живицы, чтобы губу полечить, а потом сосен больше не видели, одни кусты. Мы встали чуть дальше села на п.б. о.Окуневский. Я стала варить уху, а Волк у ручейка выловил еще 2 окуней, название острова оправдывается. Пригрело, повылезали комары, и оводы достают. Прошли уже 530км.
1 июля.
Уже с 4ч утра в палатке жарко, +29, началось настоящее лето! Но активизировались комары, не позагораешь. Волк даже искупался, открыл сезон. На завтрак у нас уха с 2 окунями. Вышли рано, в 10ч и пошли дальше по широкой и скучной протоке Лабазский Шар.
Попробовали свернуть в протоку у о.Медвежди на Медвежку, но решили, что выгребать против течения нерационально, можно зайти в магазин ниже, в д.Новый Бор. По Старой Печоре вышли в главное русло. Вдоль п.б. тянется песчаная коса, поэтому ушли под л.б. и встали на песочке, где было много плавника для костра.
Попробовали поставить сетку у берега, но сначала кол не вбивался в песок, потом зацепили сетку за корягу, вытащить не смогли, пришлось нижнюю часть сетки обрезать. В сетку сразу попался 1 язь. На ужин просто сварили гречку.

2 июля.
Утром прямо перед палаткой бегал зайчик. Проверили сетку - попалось 5 язей, одного уже почистили чайки, отгрызли ему голову и выклевали внутренности. Сварила уху и пожарила сковородку рыбы. Вышли в 10.20, до Нового Бора дошли довольно быстро, рыбаки подсказали нам зайти в левую протоку, чтобы не обходить косу.

Посёлок Новый Бор образовали жители села Усть-Цильма, а основателем считается Иван Дуркин. В конце XIX века местность будущего посёлка была выбрана в качестве территории для увеличения своих хозяйств. В 1931 году посёлок состоял из нескольких изб. В начале 30-х годов население поселка возросло за счет людей с барж, следующих по Печоре. Основной контингент новых жителей состоял из спецпоселенцев из Архангельской и Вологодской областей. Позже были заселены немцы из средней полосы России. Многие жители посёлка работали в совхозе «Новый Бор», который снабжал продовольствием воркутинских шахтеров вплоть до 90-х годов.

Мы встали у дороги и я сбегала наверх в магазин, продолжаем закупать продукты на главную часть похода. Купили гречку, муку, сахар, лук, пшено, геркулес, подсолнечное масло, хлеб, конечно, вафли к кофе и очень вкусные местные пряники - душистые, свежие, медом пахнут, у нас пекут хуже. Надолго их конечно не хватит, но хоть будет что вспомнить. Жаль, хлеб у них не попробовали, пекарня в субботу не работала. В поселке красивый парк, люди сами сажали деревья в 60-е, после работы, бесплатно, убирали кочки, а сейчас парк зарос травой.
Там стоит памятник Герою Советского Союза Черепанову, уроженцу села, а на доме, где он жил - мемориальная доска. Он ходил в разведку, их было 7 человек, когда попали в засаду, они убили 70 гитлеровцев, и он последним подорвал себя гранатой. Это мне рассказал местный житель. Здесь много магазинов, широкие улицы, поселок строился по плану, квадратной застройкой.
Цены здесь повыше, но не такие грабительские, как в Мутном Материке. Очень дорогие молочные продукты и овощи. Пока я гуляла, Волк на берегу совсем извелся от жары и пошел меня встречать, он всегда помогает дотащить до берега сумки. Мы немного отошли и встали на перекус. Потом 16км до протоки Харьягский Шар мы еле прошли, казалось - стоим на месте.
Бесконечные косы, ровная гладь воды, жужжащие овода. За нами шла тучка, но нас так и не догнала. В протоке на входе - большая коса, показалось даже, что и протоки нет, затянуло, но вход есть. Видно Ёрмицу ("потомки Ёрмы -Ермолая"), но мы туда не пошли. Связь здесь тоже только МТС. Течение в протоке летом встречное, небольшое, от Печоры бывает только весной по большой воде. Мы отошли немного от поселка и встали на песчаной илистой косе, которая только-только от воды освободилась.
Конечно, здесь тучи комаров и оводов. Мы сходили в ивняк за дровами, сетку ставить не стали. Входы в палатку на ночь закрывать не стали, жарко.
3 июля. Дневка!
С утра безоблачно, жара, комары. Я разобрала продукты, чтобы посчитать, сколько чего докупать. Потом устроила стирку. Волк купался, я сначала побаивалась, здесь еще ил, грязюка на косе, тучи комаров и оводов, но потом не выдержала и тоже окунулась, вода только сначала холодная. После стирки и обеда мы устроили фиесту, Волк натянул тент над палаткой от солнца, и мы там отсиживались, а оводы гудели и бились о стенку палатки. Дрова в кустах тоже грязные от ила. сетку мы не ставили - вода грязная. Мимо то и дело шмыгали моторки в Харьягу.
4 июля.
Встали пораньше по холодку и в 9ч уже убрались, таща за собой тучу всякой живности. Вся протока Харьягский Шар забита сетками, они натыканы через 100м.
До Харьяги 19км, магазин там работает после обеда, связь только МТС, симки не продают. 2 деловитых парня на берегу предложили подбросить нас на машине до Гусенцов за 1000р. Ну, мы и своим ходом дойдем.
Подошли на моторке молодые здоровые мужики, они дальше 5км от Харьяги не ходили, неинтересны им ни Каменные города, ни водопады.Работы в Харьяге нет, поселок пустеет. Работают извозчиками и рыбу сдают, но ее мало, только у берега попадется 5-6 язей в сетку и все.
Берега такие же песчано-кустистые, ива, сосен нет, мы шли и все время купались на косах. Волк на косе вытащил на блесну язя и окуня, будут на ужин. На воде комары и овода достают меньше. До Сулы мы дошли к 18ч, надо всегда выходить пораньше, тогда и стоянки раньше будут.
В Суле вода почище, нет мусора, ила, пены, в Харьягском Шаре как по болоту идешь. Берег сухой, комаров мало, от костра они сразу разбежались.
Мы поставили сетку у берега. Я сварила на ужин уху. Всегда варю с запасом, самой же и доедать приходится, Волк старается похудеть и себя ограничивает. Плюшек в этом походе еще ни разу не пекла, все время есть хлеб и что-то к чаю.

Сула до Соймы

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 2. Маршрут от р.Печоры до р.Белой - 369км.

5 июля.
Ветер поменялся на северный, но еще солнечно и жарко, и небо синее с перистыми облаками. В сетку попались 2 язя на уху, мало. Всю ночь светло, полярный день, когда вставать - ориентируемся по часам, уже с 3ч лупит солнце. Волк не спит, ворочается и меня будит, но встаем все равно в 7ч. Вышли около 10ч. Идем по Суле, много поворотов с косами, вода чистая, пьем прямо из реки.
На косах купаемся, некоторые мокрые косы только недавно освободила вода. Течение не очень сильное, выгребаем против него, хотя сломанная рука меня в этом году достает, пальцы немеют. Надо было зимой ее больше тренировать и разрабатывать. Встали на стоянку рано, в 18ч, прошли 23км. Волк беспокоится, что у меня рука болит, или он сам устал и хочет отдохнуть. Вообще мы идем с опережением на 2-3 дня, несмотря на то, что по Печоре прошли больше на 40км, целый ходовой день. Встали на косе с травкой наверху, поставили сетку.
6 июля.
Утром проверили сетку - всего язей и окуней на 3кг.
Я сварила котелок ухи на 2 раза и пожарила 2 сковородки окуней.

Поднялся ветер, все заметает мелким песком. Вышли в 11.40 и пошли крутить повороты по Суле. На небе собираются тучки, давление пошло вниз.
В 16.50 налетел дождик, но мы были уже готовы, быстро натянули дождевики. Дождик шел 30 мин, потом разъяснилось. Уже перед Гусенцами мы встретили старого рыбака, он проверял сетки. Поговорили, он предложил нам горбушу-самку с икрой, просто в подарок, Волк поскромничал и отказался, а мне еще почему-то запомнилось, что это была семга, и стало так обидно, что была возможность ее попробовать, а мы упустили шанс, а самим попадется или нет еще. Настроение испортилось, ругала себя, что всегда соглашаюсь и уступаю решение другим. Мы встали перед Гусенцами на косе, после дождя - тучи комаров, даже накомарники прокусывают. Но стоило развести костер и их количество сразу уменьшилось. Поужинали холодными жареными окунями. Ночью тоже шел дождь, было тепло.

7 июля.
Встали в 7ч. Волк поймал 4 окуня прямо у палатки, будут на перекус. Скоро уже Коткино, заброска наша закончится и начнется основная часть похода. Вышли в 10.30. Облачно, но выглядывает солнышко. Около Гусенцов встретили вчерашнего рыбака, это был Борис Константинович Дуркин, знаменитая фамилия в тех краях, даже есть поговорка - Чуркин, Дуркин, ПОташев, Чупров, Поздеев, Осташев..
Он был раньше начальником строительного участка, строили здесь все, даже телевышку. Теперь он на пенсии, рыбачит. Он опять предложил нам рыбки на уху и Волк, чтобы я не расстраивалась, согласился, мы с благодарностью взяли горбушу с икрой.
Горечь упущенного шанса прошла, теперь я чувствовала себя виноватой за вчерашний выговор  Волку, что я, горбуши что ли не ела. Течение на Суле в некоторых местах сильное, перегребаем с трудом, особенно при встречном ветре. За Гусенцами есть несколько кос, пригодных для стоянки, а вот на прямых участках кос нет, кусты в воду и обрывы, илистый топкий берег. Через 4км от Гусенцов на п.б. появились елки, иногда они и дальше встречались. Здесь река уже более прямая и широкая. Под кустами Волк заметил что-то интересное, мне показалось - смятое ведро для бани, а когда подошли и вытащили - оказалось набор отличных котлов из нержавейки, 4 штуки, сложенные матрешкой, перевернутые и забитые песком и илом.
Котлы большие, на большую группу, наверное, стояли на кате непривязанные и свалились. Представляю состояние группы, когда они пришли на стоянку, а котлов нет.. и это в начале маршрута. Взять их с собой и таскать такую тяжесть 3 волока? Тем более, мне большие котлы не нужны, только если в клуб отнести. Волк решил оставить себе только самый маленький кан примерно на 5л, остальные отдадим в Коткино. Этот котел нам очень пригодился в дороге, набирали воды на стоянках, грели воду для бани. На перекус встали в 14ч, разделали горбушу на малосолку, засолили отдельно икру. Я сварила котел ухи из утренних окуней, объелись. Выходили на большой безымянный остров, там было бы хорошее место для стоянки, но не время.
Через него шли следы лося. А на берегу видели зайчика, пока я прицеливалась фотиком, он удрал. Сначала хотели встать на стоянку после речки Хариусной, но Волк решил пройти до следующей косы, а она оказалась сырой. Пришлось шкрябать еще 2км до следующего поворота. Волк пытался еще в одном месте вылезти на полочку, берег оказался топкий. Встали уже около 20ч, комаров разогнали костром. Иногда и на воде приходится в накомарниках грести, ну что поделаешь. Вечером прохладно, надеваем куртки, а днем купаемся.

8 июля.
Проснулись от солнца в 4ч., в палатке жара, но до 7ч еще подремали. Утром к традиционному кофе - бутерброды с икрой. Волка икра не впечатлила и остатки я доедала ложкой без хлеба.
Конечно, другое дело когда на тостик мажется масло, потом тонкий слой икры, чтобы каждую икринку раскусить можно было, и сознаешь, что не ежедневный, а дорогой праздничный деликатес.. А тут столовой ложкой из банки лопать. На небе облачка, но давление растет. Сегодня идем почти до Коткино, моемся-стираемся, в люди выходим. Вышли рано, в 9.40, ветер подгоняет в спину, стало прохладнее.

Прошли р.Б.Янгыта, довольно широкая, больше Хариусной.
Самый быстроток был на участке с большим островом перед Коткино, выгребали там с трудом. На косе я прошла немного бичевой, но мешают выносы песка, языки, которые надо обходить.
Встали прямо напротив  нижнего края села, у троса над водой. Надвигалась тучка, поэтому быстро поужинали и залезли в палатку. А над нами уже угрожающе висела серая громадная тяжелая тучища, так что Волк даже вылез укреплять палатку, ставить растяжки, но ничего не произошло, просто немного побрызгало. Мы долго составляли список продуктов, уходим в автономку на 44 дня плюс 5 дней, сэкономленных на Печоре. Можно будет волоки помедленнее проходить или на Белой реке зависнуть подольше, резерв не помешает. Надо набрать продуктов, а гермы не резиновые, да и на волоках тяжело придется, и так в 2 ходки их проходим. Посчитали, вышло надо взять 41кг продуктов без излишеств, примерно 400г на человека в день, с расчетом, что будет еще рыба. Никаких пряников, только сухари, сушки и мука на плюшки. Не знаю, как мы это распихаем и потащим.. Связь здесь тоже только МТС, надо искать выход в интернет.
9 июля.
С утра накрапывал дождик, но было тепло. Собрались, перешли на другой берег, думали там метеостанция, а там нефтебаза, бочки с соляркой и водомерный пункт.
Метеостанция находится дальше от берега, в лесочке. Мы переехали к дороге, к парому. Поговорили с мужиками, спросили, где найти Василия Ардеева, про которого писал в своем отчете Н.Александров. Он работал в гараже, куда меня и подвезли на машине. Ардеев помнит и Александрова, и Осадчих, которые к нему заходили, а специально он туристами не занимается. Есть другой человек, который возит туристов от Гусенцов до Коткино, надо узнавать у Владимира Рогачева из Харьяги, они работают согласованно, в инете есть их адреса и телефоны. Я рассказала Ардееву про найденные котлы, он потом подошел к байдарке и забрал их у Волка, сказал, что поспрашивает у местных, у рыбаков, может кто потерял. Ардеев показал мне, где находится метеостанция - в лесочке за гаражом. Там дежурил Роман, мы поговорили про оборудование, автоматическую станцию им действительно поставили в 2013г, но она сразу и отказала, может программа слетела, а мастера настроить у них нет, так и снимают данные вручную по-старинке. Роман показал мне и раритет - работающий барометр прошлого века.
Потом он позвонил кому-то из клуба, а тот уже - председателю сельсовета Вадиму Глухову, он через час обещал пустить нас в интернет, кинуть домой весточку. Время здесь +3ч от Московского, а мы живем по спутнику, +4ч. В запасе у меня был 1ч, я зашла в колхозный магазин у зеленого клуба, купила сметану, творог и масло местного производства СПК "Сула". Молочные продукты отправляют в Нарьян-Мар вертолетом. Вообще лучше было сразу идти в магазин рыбкооперации, там есть и сахар, и крупы, и конфеты, выбор значительно больше, здесь только молочное. А я торопилась на пристань, чтобы отправить Волка выйти в интернет, он говорил, что ему очень надо. На перекрестке я остановила машину, чтобы спросить дорогу и не заблудиться, водитель сразу вызвался отвезти меня к лодке. А потом он и Волка в сельсовет отвез, и меня до магазина подбросил, там я все и набрала по списку, вернее - по памяти, список куда-то пропал, потом выяснилось, что я на нем е-мейл сына Волку записала. Магазин скоро закрывался, Волк в интернете, пришлось мне все закупать самой, набрала 3 пакета, еле дотащила их до пристани. Картошки в магазинах нет вообще, все сажают сами и отправляют детям в город. Но тут на пристань пришел уже наш знакомый водитель с женой и принес нам кулечек картошки! Сказали, что они не могли нас бросить в беде! Огромное спасибо, они очень нас выручили,  а мы даже не познакомились..
Мы поговорили про жизнь в Коткино - здесь сохранили племенное стадо, строят новую ферму, работает СПК, делают молочку, пельмени, котлеты, люди получают хорошую зарплату по 30000р, а на сенокосе и 60000р. Сено сразу в пленку заворачивают, по итальянской технологии. Купили сейнер, ловят рыбу на море, устраивают праздники. Самолет из Нарьян-Мара летает сюда 2 раза в неделю, а требуется и чаще. Билеты стоят 3700р, пенсионерам и молодежи до 23 лет скидка 50%. Здесь есть даже турклуб, ходят на лыжах, ездят на велосипедах, собираются в лесу у костра. Ходят в походы на небольшие расстояния, главное - привлечь больше людей, даже 80-летние бабушки участвуют. В Коткино уже есть точка Wi-Fi с оптикой, только пока не до конца отлажено, и тарифы не согласованы, осенью и по домам хотят интернет раздавать. На некоторых домах стоят спутниковые тарелки. Пришел Волк, он отослал письма по электронке детям. Мы стали паковаться, гермы просто неподъемные, а что делать? Жаль, что я не получила ответа из дома, как там дела, но вмешаться я все равно не смогу до осени, пусть сами там выживают.
Мы вышли из Коткино в 14ч по нашему времени, прошли немного вверх по Суле и зашли в Сойму, там на бережку встали на перекус.
Съели по баночке коткинского творога со сметаной, все очень жирное, натуральное, мы уже отвыкли от такой пищи без заменителей.
Чай кипятить не стали, сразу пошли дальше, Волк обещает в 18ч встать на стоянку. У него какая-то слабость появилась, наверно переел. Мы прошли по Сойме 9км и встали на косе.
Река более узкая и живописная, чем Сула, течение сильнее, но есть длинные ровные косы, тянем лодку за веревочку. А нам говорили в Коткино местные, что здесь нет бичевника, одни кусты.. Люди просто сюда не ходят и не знают. Встретили парня на моторке, он был в шоке от смены стереотипа - все по Суле поднимаются, а мы по Сойме пошли! Сказал, что по Урдюжской Виске мы вообще ни за что не поднимемся на веслах! Но Волка трудно испугать и заставить изменить маршрут, где мы только не проходили - и вверх по Северной Колокольне в большую воду, по ледяному озеру, по Малой Сосьве с ее завалами, по Ивделю вверх, хотя все спускаются вниз от моста, а мы и Малый Ивдель вверх прошли. И здесь надо посмотреть на месте, сможем ли подняться, может, все не так страшно. Встали на косе, сварили ужин, поставили сетку, в 21ч были уже в палатке. Тучки ходят, но только пугают, и тепло.

Увидеть Каменные города... и вернуться.
Сойма.

10 июля. Дневка!
С утра солнце, в палатке жара, купаемся. В сетку попалось всего 2 рыбы, язь и окунь, на 1 раз поесть. Населенка еще близко, на всех косах сетки стоят. Немного почистили сетку от мусора и связали дыры, одну большую прорвали на Суле, за корягу на дне зацепили. Волк строго следит, чтобы я продукты экономила, крупы на кашу - по 2 ложки, в суп - только 0,5 картошки, чтобы хватило до Нонбурга!
А я всегда варю чуть больше, вдруг кому-то добавки захочется? А потом самой доедать приходится. После завтрака - стирка. Волк принес из леса веточку жимолости, только начинает синеть, еще горчит. После обеда закрапал небольшой дождик, белье немного не досохло. Пересидели дождик в палатке, отдыхаем.

11 июля.
Солнечно, удивительно тихо, ни моторок, никаких посторонних звуков. На завтрак молочная каша, поэтому вышли рано, в 9ч. Надо идти дальше. Сначала длинный прогонный участок прошли на веслах под кустами, потом начались косы, длинные, ровные, песчаные, просто мечта, а не бичевник!
Одна в другую переходят, только с берега на берег переезжаем. Идем босиком, купаемся, у речушек и в ямах Волк пробует кидать спиннинг, но впустую. На косах еще встречаются сетки, хотя мы прошли по Сойме больше 15км.
Тянуть лодку легко, мы меняемся и Волк меня даже сдерживает - отдохни, не торопись. Сильный попутный ветер шумит в кустах, гонит волну против течения.
Берега живописные, березнячки, елки, крутые песчаные горы, заросшие лопухами. На косе видели следы медвежонка, он вылез из воды, отряхнулся и гулял вдоль берега.
Мы немного отошли и встали на стоянку в 18ч, прошли 23км. Сетку Волк поставил прямо напротив палатки и следил, что там бултыхается.
-Ой! Попалось что-то! Сетку утащит!
Пошли смотреть. Думали, там крокодил запутался, а это оказался очень бойкий язь на 400г. Вытащили его, залезли в палатку, выбили комаров. Решили больше никого до утра не вытаскивать, пусть в сетке сидят. Ночью тепло, а в спальник мы уже свободно помещаемся, пузо сбросили, даже молнии по бокам застегиваются. И талия у нас появилась, я брюки ремнем поддерживаю, а Волк веревочку привязал.
12 июля.
Утром в сетку попался еще 1 язь, всего рыбы на 0,9кг, на уху хватит. Отметили Петров день, День рыбака. Пасмурно, прохладно, но небо проглядывает. И комаров здесь немного, их ветерком сдувает. Вчера пришлось засолить банку репчатого лука, купила подмокший, он начал портиться. Теперь кидаю его в уху по 1 ложке. Везде песок, и в кашу летит, и рыбу может припорошить. Зато бичевник - сказочный, ни камней, ни кустов, иди себе босиком и по сторонам глазей. Косы идут друг за другом, ровные и прямые, как набережные.
После перекуса в 15ч набежала тучка, немного полило дождем, потом шли туча за тучей, мы то снимали плащи, то опять их надевали.
Встали на косе в 18.20, прошли 21км. Только разожгли костер - налетел ливень, с шумом, с ветром. Мы переждали его, поставили палатку и налетел второй ливень. Я нырнула в палатку, а ответственный Волк убирал вещи и спасал костер. На ужин по-быстрому сварили макарошки и чай, лезли новые тучи. С трудом поставили в заливчике сетку, течение вертело у меня лодку, как хотело, пришлось Волку самому весло брать. Ночью тоже немного моросило, температура +18. Мы долго гадали в палатке, пройдем ли мы по Урдюжской виске, если там сильное течение и нет бичевников, все-таки левая рука у меня слабая. Смотрели по карте другие варианты - подняться вверх по Сойме и потом сделать волок на Индигу через озера. Все-таки сначала надо посмотреть на эту виску.

13 июля.
Утром солнечно, жарко. Проверили сетку - сняли 3,8кг рыбы! 6 крупных язей и 5 окуней, как гирлянда. Сварили котелок ухи, поели только вареной рыбы, остальное - на вечер, потом я пережарила остальную рыбу в 3 захода.
Вышли поздно, около 12ч, не хочется расставаться с ласковой Соймой, так бы и шли по ней. Встретили огромную глыбу торфа, и откуда она там взялась?

Вот и устье Урдюжской Виски, рядом на крутом холме - рыбацкая стоянка.

Сделали прощальное фото и пошли, опять мы лезем в какую-то задницу. Течение довольно сильное, но мы его перегребаем, идем под кустами, срезаем повороты. Обнажились еще мокрые маленькие косы в несколько метров длиной.
Тут еще туча набежала и вдарила гроза, сразу вылезла туча мошкары. Нам встречались неплохие косы для стоянки с высоким песочком. Несколько раз мы проходили мимо крутых яров. Мы определенно двигаемся вперед, хотя считается, что виска непроходима для подъема на веслах. Постепенно речка расширяется, появляется возможность для маневра, ухода со струи. Левая рука весло пока держит, после напряженных рывков отдыхаем под берегом. Спугиваем много уток с утятами, они удирают, как заводные игрушки. Прошли 8км и встали на пятачке песка, колышек тамбура палатки Волк забил прямо в воде.
Все мокрые, но тепло, сохнем просто у костра. На ужин - жареная рыба и чай. Залезли в палатку уже в 20ч, после дождя много мошкары. У меня нет сил даже читать, засыпаю на каждом слове.

Урдюжская виска.

14 июля.
С утра высокие белые облака, потом выглянуло солнышко. Надеюсь, что дальше хуже не будет, как-то прорвемся. Вода здесь желтая и мутная, как в Суле и Сойме.
Для питья набрали из ручейка коричневой воды, настоянной на травах. Вышли в 11ч, идем циклически, после левого поворота под правым берегом отдыхаем у травки. Часто встречаются высокие песчаные яры, Волк насчитал 11 штук.
На одним из них я вылезала посмотреть, там наверху тундра, карликовые березки, отдельные елочки.
Около 16ч нас нагнала тучка и хорошо вдарило ливнем. Конечно, сразу же вылезла мошкара и комары, когда солнышко и сухо, они прячутся. Только на одном пальце у себя я насчитала 10 комаров! Встречаются полочки, на которых можно встать, но мы прошли 16км и только тогда встали на стоянку. Неугомонный Волк все просит фотать - высокие яры, взлетающих при нашем появлении гусей, которые с возмущенным кряканьем удирают в кусты, песца на обрыве, которого я сквозь накомарник просто не вижу, все равно - "снимай вперед, потом разберемся!" В голове крутится "мы летим, а вы ползете, чудаки вы, чудаки.."
Встали на травке, а на перекусе тоже был хороший бережок, высокий и сухой, с брусничником, и жимолость созревает. Быстро поставили палатку, Волк переоделся, а то ему мокрые штаны ноги натерли, поужинали - и в палатку, книжку читать. Болячки Волка замазали спасателем, мне сделали компресс на левую руку с мазью Вишневского.

15 июня.
С утра солнечно и ясно, синее небо. Вышли в 10ч, идти стало легче, течение слабее, не больше, чем в Суле.
Мы идем 3 км/ч, значит течение примерно 0,7, 2км/ч. После впадения Сорожьей виски берега стали более травянистые, полочки песка маленькие и мокрые, не встанешь.
Мы выбрались на невысокий яр, там растет карлик, а в болотинке - морошка, но еще красная, недозрелая. Ничего, дойдем до волоков, как раз дозреет. За одним поворотом увидели пару лебедей. Мы замерли, я схватила фотик, скорее снимать, видео, а они не улетают! Спокойно плывут впереди.
Мы схватили весла, стали их догонять, забыв про встречное течение, а они побежали по воде, как утки, крича "ой-ой" и мелькая черными лапами, совсем близко. Они сейчас линяют и летать не могут, маховые перья у них еще не выросли. Лебеди долго от нас удирали, пока один не нырнул в траву, а второй догадался повернуть назад, тут к нему присоединился и первый лебедь из кустов.
Волк старается дать отдых моей больной руке, на каждом тихом участке он один гребет вдоль травки, я отдыхаю. Забинтовала распухшее запястье, вроде так легче.  Прямо с воды сорвали с берега 2 гриба, подберезовик и сыроежку, пойдут вечером в кашу.
Мы шли до 17.20 и прошли 20км вместо плановых 15. Встали в березовом лесочке на берегу, здесь много комаров, но косы мокрые. Подстилка довольно ровная, без кочек. К чаю выдаю всего по 2 сушки, все равно их надолго не хватит, но ничего не поделаешь - автономка. Над нами часто пролетают вертолеты и самолеты, Волк сказал, что это старые кукурузники, еще летают. Надеюсь, что послание из Коткино дети получили, и это не нас ищут. Ночью +14, давление резко выросло. В 21ч мы уже спали.
16 июля.
Мы уже месяц в походе! Встали нормально, в 7ч, я вчера опять заснула над книжкой, сама бы давно бросила ее читать, а Волку интересно. С утра высокие облака, +16, к 9ч небо очистилось и показалось солнышко. Волк набрал пачку бересты, готовимся к прохождению реки Белой, там дров нет, будем на бересте геркулеску варить.
На завтрак каша с изюмом и сгущенкой. Чай завариваем кипреем и смородиной, даже забываем иногда заварку кинуть. До Урдюжского озера осталось всего 20км, сегодня наверно дойдем. Вышли в 10ч, идти тяжело, жарко, солнце палит. Виска петляет, в узких местах более сильное течение, но Волк будет идти до результата, это может быть и лишних 5км.. Стоянок нет, по берегам трава, кусты, тундра с карликом.
На перекус вылезли на пятачок песка, намостили гать под ноги, даже упавшая береза к месту пришлась, вместо скамеечки. на чай набрали воды из протоки, там она коричнев
Волк пробовал спиннинг кидать - не клюет, может хищной рыбы здесь нет или она сытая. Коричневая вода и горсточка шикши - и готов чай, можно и не заваривать. Пару раз выходили в тундру, чтобы размяться, морошка еще не дозрела, красная.
После перекуса шли до 19ч, хотели дойти до избы у озера, по прямой дом рядом, а на деле виска петляет и петляет, сил уже нет, рука болит, но мы рвемся вперед. Наконец, на высоком берегу показалась изба, построенная колхозом для рыбаков еще в советские времена.
Сейчас там разорение - банька порушена, в туалете все засрано, одна комната более-менее пригодна для ночевки, видимо, рыбаки здесь бывают. В первой и второй комнатах есть печки-буржуйки, а еще в одной комнате за занавеской окно разбито и ничем не закрыто. По берегу идет дорожка к сараю выше по течению, там мы и встали на ночевку.
Везде трава колышется как море, а дальше от берега - тундра. Сохранилась вертолетная площадка из бревнышек, между ними растет морошка, удалось набрать горсточку спелых ягод. К вечеру собрались тучки, но дождя не было. Читали в палатке до 23ч.
Минина виска и волок на Индигу.

17 июля.
С утра пасмурно, сегодня будем штурмовать озеро Урдюжское, 11 км по прямой. А потом нас ожидает узкая и быстрая Минина виска, пройдем ли мы по ней? Вышли в 10.20, через 20 мин подошли к озеру, ветер попутный, гонит небольшую волну. Сначала озеро мелкое, на лопасть весла, потом становится глубже.
Мы двигаемся быстро, 4-5км/ч. Я приготовилась долго идти, но уже через 1,5ч мы вошли в Минину виску, прошли по озеру всего 8км. Вода здесь чище, уже не желтая илистая, а торфяная, красивые берега, течение слабое.
Немного прошли и встретили лебедей, мы их видели и на озере, но далеко, а тут плывут совсем рядом! Опять начались гонки, Волк молотит веслами, я снимаю, чуть начало волока на озеро Сухое не проскочили.

Виска постепенно сужается, лезем через кусты, все как на уральских реках.
Высадились на берег, достали рюкзаки. Я есть отказалась, съели только по бутерброду с салом. До оз.Сухого всего 1км, но мох пружинит, кочки надо обходить, березка путается под ногами, солнце шпарит и мошка облепила.
Вещей у нас набралось на 6 рюкзаков, считая лодку, ее тоже сразу свернули, продуктов очень много. В 3 ходки, с трудом перетащили рюкзаки сначала на холм, потом к елочкам у озера. Мы выгружали вещи из рюкзаков, возвращались с пустыми рюкзаками и вновь их загружали. Волк как всегда перегрузил свой рюкзак и во вторую ходку я часть вещей забрала, а то спину сорвет. Морошка еще не дозрела, но есть карликовая голубика, тоже только начинает поспевать. Мы дотащили вещи, спрятали их под тент. Мы такие мокрые, грязные и вонючие, что самим противно. Надо срочно делать баню. А пока - быстро искупались и залезли в палатку. И пошел дождь. Вылезать не хотелось, много мошки и комаров. Все-таки выбрались и под моросящим дождем  сварили геркулеску и чай и опять залегли в палатку.
 18 июля. Дневка!
Утром выглянуло солнышко, мошка почти пропала и вместе с ней пропало наше желание отсюда сбежать. Сразу искупались в озере, позавтракали, разложили вещи на просушку.
Волк стал строить балаганчик для стирки и бани, а я ушла в тундру по ягоды, набрала кружку голубики. Сетку поставили прямо от берега без лодки. Пока ставили, туда уже влетело 2 рыбы, но один язь выскользнул у Волка из рук, а второй ушел у меня, когда я хотела поработать на камеру и показать его поближе. Но тут же попались еще 6 штук, 1 язь очень большой, будет жареная рыбка на обед.
Сетку мы тут же и сняли, больше рыбы нам не надо, лучше завтра свежую поймаем. Стирала я в балаганчике под пленкой, там на солнышке как в парилке, потом там и помылись, почти без комаров, наконец-то смыли грязь и трудовой пот Урдюжской виски. После бани я пожарила рыбу до корочки, мы наелись от пуза и залегли в палатку. Я хотела и традиционные плюшки пожарить, уже середина похода, а плюшек еще не было, но Волк меня отговорил, и так еды много. Волок на Индигу решили идти не торопясь, завтра перейдем оз.Сухое, потом пройдем 1км до оз Черного и там встанем. Мы опережаем график на 4 дня.

19 июля.
С утра еще раз поставили сетку, тут же в нее влетела куча рыбы, мы оставили 3 штуки, остальную отпустили. Я сварила уху, получился целый котелок, пришлось взять остатки с собой, и еще рыба жареная осталась. У крупных язей много мелких косточек, не отплюешься, но зато какие вкусные!
Мы вышли в 10ч, перешли оз.Сухое до начала вездеходки на оз.Черное. Свернули лодку и опять пошли в 3 ходки. Было очень жарко, после первого прохода мы  искупались, стало легче. В озере вода была очень теплая, ветерок мошку сдувает, курорт! А для питья нашли в тундре трещину с холодной водой. Волок на оз.Черное - 1км, мы легко пробежали его за 3ч.
По оз.Черному перешли к избушке, которую Волк увидел на гугло-снимках. Полянка около нее заросла травой, у хорошей еще избы прямо перед дверью навалена куча мусора. Внутри есть рабочая печка, кровати застелены шкурами.
Останавливаться там мы не стали, перешли по озеру до начала следующей вездеходки и там встали в тундре в 200м от озера, ближе - заболочено.
Решили дальше сегодня не идти, отдохнуть. Поставили палатку и в 16ч залегли читать книжку до вечера. В палатке было +38, зато не было мошки. Волк порывался отнести хотя бы лодку к следующему озеру, но мне как-то стремно что-то оставлять без присмотра, людей здесь нет, но звери могут полюбопытствовать, куда мы без лодки? Вечером мы вылезли, сварили макарошки и пораньше легли спать.
20 июля.
С утра солнце, жара. Встали рано, в 8ч мы уже вышли на волок к оз.Лебяжье. Дорога сначала идет в горку, потом поверху через лесочек и полянку иван-чая к озеру.
Идти по вездеходке легко, перед оз.Лебяжьим заросли кустов, вот как бы тяжело было продираться сквозь них без дороги! И тундра здесь потверже, не так проваливается, как на первом волоке на оз.Сухое. По дороге нашли грибы, с виду хорошие подосиновики, но к вечеру гриб зачервивел. После 2-й ходки пошел дождь, немного не успели добежать, но вещи были укрыты тентом, а мы спрятались под елкой и переждали ливень. Потом опять накачали лодку, перешли оз.Лебяжье сначала на север, посмотреть, что там за избушка из космоса видна. Оказался новенький гламурный вагончик из металло-профиля, внутри деревом пахнет, по потолку светодиодная лента протянута, розетки, клеммы подключения аккумулятора.
Изба эта наверное зимняя, висит снаряжение для зимней рыбалки. Мы повосхищались и пошли дальше. До следующего озера, расположенного через перемычку длиной 300м, прорублена в кустах дорога, Волк быстро ее нашел и мы перетащили по ней вещи и лодку, не разбирая ее. К следующему озеру ведет тропа, тут нам тоже повезло.
Берег озера зарос кустами, дно илистое, не искупаешься, а в воде какая-то мелочь плавает, то ли мальки, то ли дафнии всякие. Лодку мы сразу перетащили как есть по тропе. Переехали озеро к началу следующего волока, там тропы не оказалось.
Пришлось продираться через кусты, я требовала дать мне бензопилу или огнемет, чтобы все их покрушить. Прямо в кустах устроили перекус из геркулески и хлеба с салом, лодку свернули.
Сначала выдрались наверх из кустов через болотину.
Дальше вроде было сухо, бугорки покрыты сухим мхом и идти легко, но это было обманчиво. там много провалов, заросших травкой, их надо быстро перебегать, чтобы не провалиться, а обходить их далеко.
Мы перебегали эти провалы по 5 раз за 3 ходки, иногда удачно, иногда приходилось выползать на коленях, вытаскивая застрявшие сапоги. Я легче, поэтому у меня получалось лучше.
Между ходками наелись спелой морошки.
Мы дошли до промежуточного озерка, берега у него илистые, протоки в следующее озеро нет, и пошли дальше к большому озеру.
Устали уже, вышли на волок в 8ч, а было уже 19ч. Ветер утих, вылезло огромное количество мошки. Мы опять собрали лодку, здесь дров совсем нет. Перешли большое озеро и встали напротив следующего маленького озерка, оттуда уже пойдем прямо на Индигу. Здесь у берега есть кустики, напилили ножовкой дров.
Мошка заедает, все тело горит даже под рубашкой, пришлось натянуть штормовку с капюшоном, в ней жарко, но стало легче. Надо было взять еще спиральку от мошки и комаров. На ужин сварила грибной супчик из остатков картошки и соленого лука. Залегли в палатку, долго выбивали гнус и мошкару. Ночью похолодало до +14, прошумел дождик, и к утру мошкара пропала.
21 июля.
Утром ветерок, прохладно, накрапывает дождик, а нам еще делать 1 волок на Индигу, но небольшой. На завтрак - зверская компотная каша со сгущенкой, компотный вкус ей придал изюм. Он оказался такой мокрый, грязный и липкий, что я поняла, почему его так дешево продавали в Коткино. Ранее купленный изюм был отличный, сухой и чистый. Мы быстро перетащили гермы и лодку на следующее озеро через перемычку.
По дороге я хватаю крупную морошку с кочек, мошка пропала, красота! Потом мы перешли озеро, лодку разобрали и легко все перетащили на Индигу. То ли мы лучше рюкзаки упаковали, то ли втянулись, но двигаемся уже быстрее, болот здесь нет, как те, что вчера перебегали. Да и те потом уже нестрашными казались, хотя внизу под подушкой травы может быть глубоко. Я вчера с берега озера шагнула не туда и провалилась, полный сапог воды набрала. Здесь тундра кочковатая, но довольно сухая, на берегу Индиги кусты, пришлось выпиливать ножовкой стапель для лодки с выходом к воде. А потом уже с воды мы видели подальше свободный проход вниз. К 15ч мы закончили погрузку и отошли. Течение в Индиге слабое, много песчаных мелей, по берегам елочки и тундра.

А мы отдыхаем от болот и бешеного сражения с течением на Урдюжской виске. Волк выпустил поппера и через 20мин он поймал первую щучку на перекус, весом около 1кг.
А потом пошли неудачи - в верхнем колечке спиннинга лопнула керамическая вставка и колечко стало резать леску при натягивании, пока мы догадались, в чем дело, потеряли 2 поппера, 1 вместе со щукой. На берегу видели здоровенную щуку около 5кг, погрызенную, может, ее тоже кто-то неудачно ловил. Мы потихоньку прошли 7км и встали на песчаном пляжике.
Комаров здесь мало. Волк починил спиннинг, сделал новые гладкие колечки из медной проволоки и отправился гонять щуку на ужин. Из первой щуки мы сварили уху на перекус, а теперь ему жареной рыбки хотелось. Но местная щука оказалась вредная или сытая, несколько раз вяло брала блесну и срывалась, а потом вообще спать ушла. Пришлось варить на ужин гречку.

Индига и Белая до Нижнего каньона.

22 июля.
С утра немного прохладно, но опять солнечно. Волк опять убежал гонять свою щуку, оставив меня на хозяйстве. На этот раз он ее уболтал, мы сварили уху и сковородку рыбы пожарили, щука весила 1,3кг.
Мы долго возились с рыбой и вышли только в 11ч. Река течет размеренно, только перед Малой Светлой появились перекаты.
У М.Светлой Волк хотел половить хариуса, а вытащил крупную щуку на 2кг! Пришлось ее забрать на ужин.
Начались мели, разбои и перекаты, лодка скребла дном о камушки, приходилось выскакивать, проводить ее и опять плюхаться в лодку. 3 раза мы выползали в тундру, там сухо, березка, только на третий раз удалось немного поклевать голубики.
Перед Могутейской виской перекаты и порожки вытянулись каскадом около 4км длиной. Где-то было мелко, приходилось лезть под кустами.
Зашли немного в Могутейскую виску, она сразу сужается, на входе - огромный камень, по берегам - кусты, видимо, действительно для байдарок она непроходима.
Идем дальше до Большой Светлой. Перед ней тоже много разнообразных порожков-перекатов, мы уворачиваемся от сучьев по берегам, мощная струя тащит нас, не разбирая дороги.
Б.Светлая в устье распадается на много ручейков, ее прозрачная вода смешивается с коричневым потоком Индиги. В устье намыло большую косу белой щебенки с разбоем, на ней Волк быстро натаскал 5 хвостов хариуса на маленькую блесну-вертушку с мушкой.
А я увлеченно ищу и рассматриваю камушки, здесь можно найти много морских окаменелостей. Жаль, что с собой много не утащишь, впереди 15км волока на Щучью и халцедоновые богатства Белой, поэтому самые большие камни я только фотографирую.
От нас разбегаются утки, утята прячутся под берегом, снять их не получается. Мы шли до 20ч и встали на песчаной косе, прошли 28км. Как выяснилось, встали не очень удачно, на мокром песке много гнуса, как в тундре, вчера стоянка была лучше.
Что-то я устала, еле шевелюсь, но надо варить гречку и жарить щуку. Зато Волк все успевает - костер разжечь, дров напилить, рыбу почистить и хариуса разделать и напихать в банку на малосолку. В реке что-то булькает, и Волку конечно сразу хочется Это вытащить. Легли уже в 22.30 и сразу спать, уже не до чтения.
 23 июля.
Ночью резко похолодало до +6, пришлось натянуть тент поверх спальника. Утром Волк вылез в 6.30 и мне сон перебил. Ясно, на небе солнышко, но столько гнуса! Спасались у костра, пока не разогрело, потом жара заставила нас даже искупаться. Я сварила котелок ухи из вчерашних остатков - голов, хвостов и плавников, уха осталась и на перекус. Щука при жарке выделяет много сока, если масло не горит, его можно слить в баночку и добавить в уху, ничего зря не пропадает. Волк немного подклеил дно лодки, этим заниматься приходится постоянно. Вышли в 10.30, быстро прошли еще 7км по Индиге. Еще встречаются перекаты, но река уже стала гораздо шире.
Мы спугиваем стайки гусей, они убегают и прячутся в траве и под берегом. В устье реки Белой увидели на косе яркий вертолет, который приземлился еще утром, и рыбаков. Мы как раз гнали по реке стайку гусей, которые убегали от лодки, так за ними на крейсерской скорости и вылетели на перекат.
В Белой реке вода необыкновенная, хрустально чистая, особенно после почти 1000км илистой Печоры, торфяной Соймы и мутной Индиги.
Мы вышли поздороваться с рыбаками, они из Уфы, прилетели всего на несколько часов порыбачить. Нас угостили кофе и всякими деликатесами вроде хлеба, салата из капусты и свежих овощей.
Выпили с ними чуть-чуть за встречу, зная, что на нас это все равно не подействует, все уйдет в энергию, когда будем сегодня еще 15км подниматься вверх по Белой. Нам еще и с собой дали овощей, яички, хлеб, им уже скоро улетать. Они не представляют, как это можно путешествовать все лето! Сами бы так хотели, но жизнь не позволяет.. Мы их тоже немного выручили, дали им соли и специй засолить икру. Попрощались и начали подъём против течения по Белой... Все идут вниз, а мы идем своим путем, решили пройти всю Белую вверх против течения.
По каменистым белым косам можно вести лодку на веревочке. По мелким перекатам с быстрой водой я провожу лодку за нос. На одном перекате Волк чуть не вытащил на спиннинг что-то пятнистое, оно соскочило. Но тут же ему попался крупный хариус.
А потом на следующем перекате в яме, вдоль струи, Волк вытащил еще 2 хариуса, одного гигантского, аж на 840г! Мы таких еще не видели. Хариус клюет - только таскай, но куда нам столько? На вечер уже наловили, и я так устала, что нет сил их жарить, оставили рыбу на утро. А вечером по-быстрому сварили макароны с яичком. Здесь интересные обрывы, сложенные из кирпичиков, и кучи таких кирпичиков валяются внизу.
На дне реки появились каменные плиты. Мы долго искали стоянку в конце дня. Здесь был прямой участок, кос нет, а надо, чтобы и место было ровное под палатку, и дрова. Встали под березками, не очень ровно, в траве полно мошкары, но как-то переночуем. Дров много, от паводка остались. Ночью холодно, +8, и заряженные накопители опять разрядились. За пол-дня сегодня мы прошли по Белой 13км.
24 июля.
Это место не очень подходит под дневку, хотя все относительно: вечером нас заедали тучи мошкары, а на утреннем ветерке можно загорать. Я сварила уху из хариуса, сковородку рыбы пожарила. Из плоских плит легко складывается печка, можно не вырубать наши фирменные треноги. Волк снял кильсон с лодки, чтобы не драть дно на мелких перекатах. Мы вышли поздно, около 12ч и сразу застряли, разглядывая в прозрачной воде стаи рыб.
Волк кинул блесну и вытащил странную невиданную горбатую рыбу с зубастой пастью. Мы поахали, сфотали ее и взвесили - 2,4кг.
А я поснимала рыб под водой экшн-камерой в боксе. Сначала мы около них долго стояли, а потом встречали такие стайки в каждой яме и на струе и уже к ним привыкли. Они даже людей почти не боятся. Потом оказалось, что это были самцы горбуши, они отметали молоки и уже погибали, шли на корм малькам. После выхода  сразу встретили несколько отличных стоянок с уже готовыми очагами, до которых мы немного не дошли вчера. По реке идти пока легко, под ногами галька, заросли калужницы, похожей на капусту, мелкие перекаты.
На косах внимательно смотрим под ноги, встречаются красивые агаты.
Глубокие места проходим на веслах. В одном разбое на нас выскочил олененок, Волк от неожиданности на него рявкнул, и он отскочил в кусты. А мама его на другом берегу спокойно паслась в кустиках на обрыве.
Мы шли до 18ч и встали на галечной косе с песочком.  Самца горбуши сварили на ужин - мясо студенистое, косточки хрящеватые, решили больше таких не ловить, хариус и щука вкуснее. Потом по реке много встречали дохлых погрызанных горбуш, и вообще интерес к ним пропал.
25 июля. Дневка!
С утра было прохладно, даже дождик поморосил, потом погода разгулялась, а ветерок разогнал мошку. После завтрака Волк опять клеил лодку, нахватали много мелких дырочек, надо большую герму со дна убирать наверх. У нас 3 пенки, но пока коврик под кильсон не резали, Волк спит на двух. А я занялась стиркой.
Потом Волк построил печку и каркас для бани, даже слишком большой, человек на 5. Я поставила тесто на плюшки и тоже размахнулась, замесила сразу на 2 кружки воды, это почти 800г, получился почти полный котелок, я просто набирала тесто ложкой и кидала на сковородку. Еще и углей не было, кусты прогорают в пыль, приходилось все время подкладывать тонкие веточки. Но плюшки пропеклись хорошо, еще на 3 дня хватит.
С 17 до 19ч топили печку для бани, натянули пленку и отлично попарились и отмылись. Волк отрезал лишний кусок пленки, оставил около 6м, зачем таскать лишнюю тяжесть, впереди тяжелые волоки. Еще он оставил на стоянке ненужные карты и кольца на сетку. Перед волоком придется и мне расстаться со своими банками и досочкой, потом еще найдем. Стекло мы с собой не везем, находим около избушек. Банки нужны, чтобы взять уху на перекус, засолить грибы, салат из капусты или под варенье. До 21ч читали в палатке, потом вылезли ужинать и увидели стену надвигающегося тумана. Волк сначала подумал, что это дождь, но характерного шума не было. Туман окружил нашу полянку глухой стеной и завис, а мы пошли спать.

Белая. Нижний каньон. Каменный город.

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 3. р.Белая. Каменные города. Кусок маршрута 101км.

26 июля.
Встали рано, надо идти вперед. Вышли в 9ч. На перекатах в ямках Волк поймал 3 больших хариуса, нам больше рыбы и не надо.
До перекуса мы быстро прошли 9км, хлеб уже закончился, а на плюшках идется легче, я бы сравнила их с чудесным зельем Астерикса. Видимо все дело в ручном изготовлении, добавляется какая-то энергия.
На перекус сварили уху и Волк сделал малосолку в 0,5л банке. Мы несколько раз выходили в тундру за голубикой, она растет прямо на склоне, далеко ходить не надо.
У выхода из Нижнего каньона на валу стоит железный крест, рядом лежит упавший деревянный. Внизу видно вездеходку, сложенные жерди, видимо, место стойбища.
В каньоне высоченные стены, иногда вода собирается в бездонных исполиновых котлах, подниматься по реке вверх очень тяжело и опасно.
На дне лежат огромные обломки скал, между ними ямы, берега заросли капустой и там тоже накидано камней, которых не видно. Навстречу прет мощный поток, нескончаемый перекат. В одном месте я упала, набрала в сапог воды, потом стало уже все равно, пусть я провалюсь хоть по пояс, только фотик сняла с шеи и убрала в герму. Еще хорошо, что воды сравнительно мало, практически везде мы прошли, не заливая подвязанные к поясу болотники, но в верхней части каньона, выше по течению, глыбы и ямы между ними были такие большие, что сапоги уже не спасали. Мы еле выдрались на полянку под елочками и встали на стоянку.
Здесь обычно стоят группы, поэтому намусорено, валяются консервные банки, есть несколько кострищ. Уже было 20ч и я отговорила Волка ловить хариуса, чтобы быстро что-то сварить и лечь спать. Днем была жара, ночью +15.
 27 июля.
Утром роса, пасмурно, вставать совсем не хочется, а надо. Постепенно проясняется, наверно скоро и потеплеет. Как всегда, надеюсь, что хуже уже не будет, из каньона мы выходим, река расширяется.
Вышли в 10ч, немного проползли по камням, и река вышла в тундру, начались плесы и бассейны, мы пошли на веслах, только иногда перелезая через небольшие перекаты.
Сегодня идется легко, дно песчаное, местами - мелкая галька. И солнышко выглянуло. На перекате Волк поймал 2 хариуса на обед, 2 заброса - 2 рыбы, мы сварили уху и чай с плюшкой, перекусили, вдруг дальше дров не будет, и продолжили путь.
После впадения Каменной виски начались красивые скалистые берега Каменного города. Мы ахали, вылезали наверх, чтобы лучше рассмотреть дивные каменные инсталляции, долго-долго снимали, пока солнышко не спряталось.
Напротив большой галечной косы нашли сквозной грот, прошли его и в 20ч встали на этой косе на песочке.
На ужин - гречка с подосиновиками, я кидаю их сразу вместе с крупой. Вкусно, но мало - аппетит зверский. Еще 2 гигантских жирных хариуса, по 900г каждый, жарить не стали, оставили на утро. В 21.30 залегли спать, давление падает, +11.
Белая. Верхняя часть.

28 июля.
Ночью как и обещал барометр, пошел дождь, очередями забарабанил по палатке. Мы спали до 10ч, потом я начала читать книжку, дождь заслушался и приутих. Вылезли, натянули плащи и сапоги, развели костер, сварили кофе, потом уху и даже по спецзаказу Волка одного хариуса я пожарила.
И опять хлынул дождь, мы только успели быстро поесть и спрятались в палатку. Дни в запасе на такой случай у нас есть, Печору мы быстро прошли. Волк ошибся при подсчете расстояния по Белой, он запланировал 78км вверх, а мы уже прошли 62км и еще примерно столько осталось, а впереди - Непроходимый каньон. Но если и второй Каменный город будет как первый, то идти можно, главное, чтобы заряда аккумуляторов в фотике хватило, я вчера посадила свой до нуля. Снимаю и на экшн-камеру, там флешка большая и запасной аккумулятор есть. Мы немного еще почитали, пока дождь не утих, быстро вылезли, доели жареного хариуса, собрались и вышли, чтобы доползти хотя бы до Непроходимого каньона, посмотреть своими глазами, так ли он непроходим.
Прошли до него стандартно, кое-где на веслах и встали на стоянке в березках. Поднялись наверх на крутой правый берег, чтобы посмотреть на каньон сверху.
Первая часть завалена крупными обломками скал, я стала прикидывать, как мы будем проводить там лодку, ведь наверное там глубоко. Потом прямо в русле лежит огромный обломок скалы, оставляя лишь узкую щель, лодка не пройдет, придется обносить справа.
А дальше вроде проще, на выходе (входе) просматривается песочек и коса. Наверху нашли много подосиновиков, выбирали только маленькие и крепкие, на кашу. В тундре есть и черника, но Волк щипать не дает, торопит идти вперед. Мы вернулись, сварили кашу. Мерзкий ветер с дождем утих, давление пошло вверх, но температура всего +10, пар изо рта идет. Одеваемся мы тепло, непромокаемые штаны, термобелье, ветровки, плащи, но все мокнет снаружи и запаривается изнутри, на ветру холодно. Я уже морально готовилась завтра штурмовать Непроходимый "аццкий" каньон и возможно, в нем купаться, как Волк невзначай сказал, что мы завтра не тащим, а обносим. Вот это новости! Оказывается, мы только что как раз тропу обноса просматривали, а не прохождение порогов, а сказать мне об этом он забыл. Ну ладно, обносить - проще и надежнее. А сначала ведь говорил: "Разве на такую высоту с рюкзаком влезешь.." Может, передумал и сказал уже окончательное решение.
29 июля.
Утром ясно и солнышко, Хранители о нас помнят.
Мы быстро собрались и в 9.30 вышли, сразу перешли на лодке на правый берег. Лодку разобрали, набили 2 рюкзака. Вес продуктов стал уже меньше, можно и в 2 ходки укладываться. На стоянке оставили досочку и большую банку. Поднялись в гору по тропинке, обошли по верху самое узкое место, где скала упала в реку, прошли 550м и спустились вниз на каменную плиту.
Сделали еще 2 прохода через верх и закончили обнос через 2,5ч. Собрались за 1ч и пошли дальше. Мы думали, что каньон закончился, а нет! Дальше тоже было много участков с огромными каменными глыбами, между которыми глубина и стремительное течение.
Мы проводили и тащили лодку за веревку и за нос, я лазила по камням, подпихивала, стаскивала, выводила лодку на струю, Волк тащил ее за веревку. Мы возились до устья Кумушки, до 15ч.
Глубокие места переходили на веслах, несколько раз опасно пересекали речку выше порогов. Иногда, если лодка встает между камнями немного боком, через борт хлещет вода, приходится отходить и повторять маневр. У Кумушки мы сделали перекус, Волк поймал 2 жирных хариуса на малосолку, набили баночку, хвост даже не влез, оставили его на вечер. По берегам - причудливо сказочные стены каньона, мы много шли на веслах, но попадались и пороги с мощным сливом и узкими щелями между камнями.
Хорошо, что камни покрыты мхом, лодка по нему скользит. Дно реки покрыто белыми плитами, иногда берег - продолжение такой плиты. В местах, где плиты наползают друг на друга, образуются пороги-ступеньки, втаскиваем на них лодку.
Кустики встречаются редко, но нам повезло найти мешок с дровами прямо на берегу, Волк все замечает, там были сухие брусья и досочки, наверное опять дар Хранителей. Привязали дрова на багажник. До 19ч прошли всего 9км, но участок был очень трудный, к вечеру в мокрых штанах холодно. Встали на косе с песочком, на ужин - уха из пойманного тут же хариуса.
Завтра надеюсь на солнышко, зарядить фотик и планшет, аккумулятора для фотика хватает на 1 день. Ночью холодно, +7, накопители не держат заряд, разряжаются. В 4ч. нас разбудили чайки.
30 июля.
Утром солнечно, быстро теплеет до +12. Наверху в тундре - сказочный каменный город, снизу его не видно. Есть дома, улицы, сквозные арки, формы как у Гауди, фантастика!
За 2 дня нам надо дойти до волока на реку Щучью, но сейчас идти стало легче, только задерживает непрерывная съемка причудливых скал по берегам, тренируем свою фантазию, придумывая им названия. Это не река, а музей под открытым небом!
Вышли около 10ч, проходим много перекатов, ступенек, один порожек пришлось даже обносить. Вода падает с плит, как с плотин.
Вошли во 2-й Каменный город, снимаем все подряд.
На перекус попался рекордный хариус на 1, 03кг! Его тут же пожарили. А рядом в воде кто-то сильно плюхался, рыбацкая душа Волка не выдержала, он кинул спиннинг - кумжа! А плюхи в воде продолжались, второй заброс принес еще 1 кумжу, на утро, больше ловить не стали.
Надо же попробовать и красную рыбу. Но ее надо сразу разделывать на малосолку, мясо нежное, потом будет расползаться. После прохождения одного очень тяжелого порожка воды в лодке стало быстро прибывать, мы встали на косе на ремонт. Волк заклеил дырку остатками клея Уран, без термообработки. А я пока слазила наверх в тундру, набрала кружку черники, мелкой, потому что очень сухо, и осмотрелась вокруг с высоты.
Неприятности сегодня на этом не закончились - на одном порожке я заторопилась, поскользнулась и села в воду, налила в сапог воды, штаны мокрые, а идти еще далеко, пришлось переодеваться, чтобы не замерзнуть.
Когда подошли к ручью Белый Кечвож, воды стало совсем мало, пошли широкие разбои с камнями, лодку тащили за уши волоком, ногами разгребали камни в русле, делали канавки.
Я пыталась приподнять корму, но сил не хватало, еще и запас дров везли, только Волк как БТР тащил и тащил, и меня, и лодку. У Белого Кечвожа мы увидели человека в тундре на холме, он быстро спустился к нам. Оказалось, мы заочно знакомы, это Володя Бахмутенко из Усинска, клуб "Азимут-север". Он с товарищами Володей и Андреем шли по Нижней Каменке на 3-х лодках, но воды было так мало, что они лодки оставили и пошли на Белую пешком, заберут их на обратном пути.
Можно посмотреть отчет Владимира "Путешествие на Северный Тиман" и репортаж к Дню туризма, тоже про эти места.
Их стоянка была как раз за поворотом на полочке, времени было уже 20.40, поэтому нам ничего не оставалось, как принять их приглашение встать рядом и отметить встречу. Мы даже с понтом подошли на веслах, хотя перед этим упирались как негры на маленькой струйке.
Презентовали ребятам 1 кумжу, а то они все на консервах сидели, они сварили общую уху, а свою мы пожарили тоже на общий стол. Долго сидели, разговаривая о странностях жизни и жизни в странствиях. Огорчало только одно - давление опять падало, это к дождю.
31 июля.
С утра еще солнышко. Поздравили Володю с днем рождения, который он встретил в походе - наш человек! Подарили ему фонарик, а он нам - эмблему их клуба, на память.
Ребята легко пошли дальше пешком за кумжей и камушками, а мы собрались и продолжили наш каторжный подъем по пересохшей Белой. Щедрая природа не перестает нас удивлять многообразием причудливых форм.
Хорошо, конечно, что весь июль было жарко и солнечно, но воды теперь в речках нет! Печалька.. Местами еще можно пройти, но перекаты просто напрягают, тащить по ним лодку невероятно трудно, мы же днище все раздерем, до конца похода не хватит!
Вообще, я собираюсь осенью съездить в Питер и в "Акваграфике" переклеить лодке дно, уже больше 15000км на ней прошли, заплата на заплате. Перед одним особенно мелким разбоем мы взяли рюкзаки и в них перетащили 2 самые тяжелые гермы на 300м вперед, двигаться стало легче, но все равно тяжело. Нагрузили рюкзаки еще больше и унесли их по оленьей тропе за поворот к кустикам, там решили встать на ночь.
Сделали еще 1 ходку, все забрали, а потом Волк один сходил за пустой лодкой, сложил ее и принес. Вечером наполз туман, погода портилась, но я все равно решила нажарить плюшек, завтра погода может быть еще хуже, а на волоке дров нет, так хоть плюшки с салом будем жевать. Жарила их до 22.20, потом пошел дождик, сначала предупредительно небольшой. Я умылась, залезла в палатку и тогда дождь вдарил со всей силы и шел всю ночь.

Волок на Щучью.

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 4. Каменный город на Белом Кечвоже, волок на р.Щучья, р.Сула вверх до р.Веселая и волок на р.Косма. 339км.

1 августа.
Утром холодно, мокро, ветрище. Волк предложил срезать угол, не драться по Белой к вездеходке, как было запланировано, а идти сразу 6км на ручей Белый Кечвож, там посмотреть еще один Каменный город и потом выходить на вездеходку, ведущую на р.Щучья. Решение было принято единогласно, особенно радовалась наша лодка Рыська. Чтобы уложиться в 2 ходки, все лишнее оставили, жестко грузили рюкзаки по-полной. В 10ч еще моросило, когда мы начали собираться. Волк - лучший ускоритель и уплотнитель рюкзаков, он все поделил и упихал в 2 наши рюкзака, 1 синий мешок с лямками, там -кухня, и герму с лодкой.
Сначала рюкзаки кажутся легкими. Мы влезли на горку, перетащили туда вещи и оттуда начали волок на Белый Кечвож. Сразу пробежали 1,2км, потом участки были и больше, по 1,5км. Тундра сухая, попадаются участки с кочками, но идти легко. Только северный ветер с водяными брызгами заставляет идти в плащах, быстро сыреем изнутри, а остановиться нельзя - спина мокрая, сразу мерзнет.
На нашем пути много крупной спелой морошки, я даже с рюкзаком не могу пройти мимо. Вижу, что и Волк иногда останавливается пощипать ягод.
Через 2 ходки перекусили салом с плюшками, запили водой. Дров и кустиков здесь нет, газ и горелку мы не брали. Крайние ходки мне даются уже с трудом, еще и палец сапогом намяла, неправильно накрутила портянку, больно идти. Вышли на Белый Кечвож в 19.30 немного дальше, чем планировали, к кустам, и встали под берегом, прошли 6,5км, в 2 ходки получилось 19км.
Сходили в кустики, напилили ножовкой дровишек, еще у нас была заранее заготовлена пачка листов бересты. Волк сложил маленькую печку, сучья горят плохо, прогорают быстро, приходится все время подмухивать, но кашу с белыми грибами мы сварили, а еще чай.
После дождя вылезло много белых и подосиновиков. В 22ч легли спать, мне даже есть не хотелось, только залечь в спальник. К вечеру тучки разошлись, закат был яркий и чистый, давление подросло.
2 августа.
Утром облачно, солнышка пока нет, но мы надеемся на его появление, надо же посушиться. Ветер поменялся с северного на южный. Волк переделал печку, сварили кашу и кофе. Потом пошли смотреть Каменный город Кечвожа. Издали - ничего выдающегося, маленькие бульбочки, квадратные каменные глыбы, мне даже идти не хотелось, и ноги еще не отдохнули.
Зато подойдя ближе, мы увидели каменные улицы-каньоны, каменные изваяния и целые группы фигур, мы разбежались в разные стороны и снимали, пока у Волка батарейки не разрядились, а там еще ходить и ходить, не один день надо.
Вернулись в лагерь. На вездеходку пойдем между двух ручьев - Кечвожем и ручьем рядом, чтобы не попасть в болото. Все утро оттуда слышен гул вездеходов, летают вертолеты, наверное все едут на праздник День Оленевода, который отмечают 1-2 августа, а может, там всегда такая движуха, вот бы нас кто-нибудь подбросил. Тундра по вершинкам сухая и ровная, ниже появляются кочки и березка, но пройти можно, земля не пружинит, только кочки обходить приходится.
На одной вершинке была сложена каменная пирамидка-тур, обозначение точки маршрута или на счастье, мы тоже добавили по камешку, загадав желание. А на берегу ручья напротив - еще один Каменный город, неисследованный и на карте его нет.

Потом мы спустились, чтобы обойти болото, но тут я умудрилась провалиться в ручей по колено, мне показалось - травка, а там глубоко, намочила штаны, портянки, носки.
Только развесила все сушиться на перекусе, наползла тучка и пошел дождь, сначала сильный, потом слабее, но мы так и шли под дождем. Мне пришлось все хорошо отжать и натягивать мокрое. На болоте все кочки усыпаны крупной спелой морошкой, мы ее ели горстями, сколько влезет.  Долго пробирались по березке, обходили кусты и с облегчением выбрались на сухую и ровную вездеходку. По ней мы прошли еще 1км до ручья у сопки Щучьей и встали на стоянку.
Есть совсем не хотелось, наверное морошки переели, и дождь опять заморосил, поэтому мы пожевали, что было съедобного - плюшки с салом, сухари со сгущенкой, запили все водой, сбросили в тамбур мокрую одежду и залезли в сухой и теплый спальник в надежде завтра все посушить и дойти 5км до р.Щучьей. Температура ночью +14.
3 августа.
Но утром в 7ч мы увидели, что все затянуто тучей, мы на высоте 250м и тучка, видимо, висит над нами. Я предложила еще полежать в палатке, может солнышко разгонит всю эту хмарь. Куртка, флиска, портянки, носки были мокрые, очень не хотелось их натягивать, мне и так было холодно, запасные сухие есть, но заранее их не отложили, а Волку очень не хотелось потрошить под дождем свой плотно набитый рюкзак. Надо было все-таки сварить что-то на завтрак на остатках бересты, кустики здесь маленькие и мокрые. Газ и горелка бы не помешали, но мы их с собой не берем. К 9ч выглянуло солнышко и разогнало тучки, стало даже жарко. Волк пожалел меня и раскопал сухие носки и портянки. Я воспрянула духом и отправилась к ручейку доедать морошку, которой здесь море, пока Волк раскочегаривал очередную печку.
Принесла и ему мисочку ягод. Бересты оставалось еще много и мы опять сварили на ней гречку с белыми грибами и чай с плюшкой. Собрались, мокрые вещи утяжеляют рюкзак, но идти по вездеходке значительно легче, проходим 1,3км за 20мин.
Дорога сначала идет в горку, потом спускается в болотинку, пересекает ручей, опять поднимается в горку и вдали уже видны петли р.Щучьей. Как раз в это время перекат проходила группа на 4-х лодках.
Со второй партией рюкзаков мы в горку не полезли, а свернули к бочкам на берегу, где были следы стойбища и груда оленьих рогов.
Потом стащили с горки и остальные рюкзаки, к 15ч прошли 5км. До 19ч Волк заклеивал мелкие дырочки на дне лодки, а я разбирала вещи по гермам. Загрузились, вышли, первые километры пришлось идти пешком - очень мелко, много перекатов, но воды больше, чем в Белой и камушки на дне помельче.
Мы дошли до кустов и встали на стоянку. Даже не верится, утром были мокрые и замерзшие, днем солнышко нас согрело, все просушили и жизнь сразу наладилась.
На ужин - макароны с грибным соусом по-Тимански ( кидают в кипяток макароны, потом сразу лук, морковку, белые грибы, лавровый листик, перчик, немного подсолнечного масла и все варится до готовности макарон.) После ужина нагрели котелок воды и сполоснулись у костра, а то после волока я уже к спальнику прилипаю. Дрова пилим в кустах ножовкой, они жилистые, ломаются плохо и горят с трудом.
4 августа. Дневка!
В 6ч утром туман, спим до 8ч. Тоже облачно, но солнышко уже проглядывает, +18. Готовим завтрак - Волк сходил и достал 2 хариуса на уху, размером поменьше, чем на Белой. Потом я занялась стиркой, пока Волк приклеивал петли вместо  рымов для обвязки, на Белой их поотрывали, когда лодку по разбоям волокли и на ступеньки втягивали.
В 12ч пошел дождик, пришлось прерваться и лезть в палатку читать книжку. Дождались затишья, вылезли, опять развели костер, а это нелегко, мокрые кусты гореть не хотят, хорошо, что у нас еще с Соймы сохранился запас бересты. Я сварила овсянку, допили компот и данное нам время закончилось, опять пошел дождь. Переждали в палатке до 17ч, вылезли, Волк поймал 4 хариуса, хотели их пожарить, но он успел только почистить рыбу и опять налетел дождь. До следующей вылазки в 19ч я успела даже вздремнуть, потом опять танцы с костром, Волк своего решения не меняет - "хочу жареную рыбу!" Вот он всегда так, не думает - получится, не получится, просто делает. И мы в такой дождливый день набрались наглости и рыбу пожарили и умяли 2 сковородки, только 1 кусочек я не осилила, оставила на утро. Потом опять читали, планшет разрядился до 11%. Белье на ночь пришлось собрать, завтра досушим. Получилась дневка-дождевка, но все-таки отдохнули, постирались, Волк немного лодку подремонтировал и хариуса жареного наелись.

Щучья.

5 августа.
С утра совершенно другое дело! Синее небо, солнышко, +19. Все мокрое развесили на просушку, поставили солнечную батарею, сварили кофе, потом молочные макарошки и чай с чагой. Потом Волк еще подклеил лодку, нагрели воды, помылись у костра. С банями в этом походе нам не везет - то камней нет, то гибких прутьев для каркаса, то дров. Вышли поздно, в 11.30, и только вышли, после мелкого переката, который проходили пешком, я засмотрелась по сторонам и ухнула в яму по пояс. Пришлось выливать воду из сапог, выкручивать штаны и носки. Хорошо, что сегодня тепло и солнечно, можно не переодеваться. Щучья все еще мелкая, много разбоев и перекатов, чуть-чуть не хватает, чтобы прошла даже лодка без гребцов.
Но идти легче, чем по Белой, потому что идем вниз по течению и воды все-таки больше. Глубокие участки переплываем. Я уже боюсь возможных ям, сразу прыгаю в лодку.
Через 3км мы дошли до стоянки группы, которую мы видели с сопки. Прямо у берега в воде валяются кучи тушек хариуса, с которых грубо и неаккуратно срезан только верхний слой мяса, видимо, рыбы было поймано много и с ней не церемонились. На берегу - недоеденные остатки запеченной и вареной рыбы и 2 брошенных нечищеных целых хариуса, лишние оказались.
Вот такое дикое варварство, рыбы много, ловили не считая и не думая, надо ли им столько. Мы пошли дальше и около 15ч их нагнали. Это была группа москвичей на 4 лодках раф-мастер, 8 человек, по их словам - старые туристы, ходят в походы с 1967г.
Они забрасывались на Щучью вертолетом из Нарьян-Мара, идут не спеша, через день - дневки. Видно, что их тяжело груженые баржи по камням идут с трудом, хотя и осадка у них меньше, дно надувное. Оказалось, таким варварским способом они из хариуса котлеты делали!  Мы быстро ушли вперед, хотя идти тяжело, приходится вести лодку за нос или поднимать корму и пропихивать ее по сливам. Когда мы вышли на Щучью высота была 178м, сейчас мы уже на 30м спустились. После перекуса по берегам появились кусты и первые елочки и лиственницы. Встречаются ярко-красные утесы-быки.
Дошли до р.Воргашор, рядом проходит вездеходка, Волк сбегал на нее посмотреть и притащил кучу подосиновиков, пойдут вечером в кашу. Встали рядом на каменистой косе. Удивительно, но здесь почти нет ни комаров, ни мошкары, хотя дожди были и тепло. Выпили по 5 капель бальзама "Старый травник" для снятия напряжения.
После ужина немного почитали, но я быстро устала и стала засыпать на каждом слове.
6 августа.
Ночью немного пошумел дождь, но утром тепло, +21, солнышко. Быстро поставили планшет на зарядку от солнечной батареи, Волк заклеил 4 новые дырки на днище, а то мы уже в режиме подводной лодки идем.
Сварила на завтрак макароны с грибами, чай с чагой, используем все, что находим. Чай завариваем с мятой, смородиной, иван-чаем, кустиками брусники и черники. К сожалению, таволги здесь нет, это "мансийский чай". Надо выйти пораньше, чтобы вечером испечь плюшки. С баранками катастрофа - осталось меньше 1кг! Выдаю их по 2 штуки. И хлеба нет. Вчера Волк на перекате поймал 4 хариуса, из 2 сварили уху, 2 штуки пошли на малосолку, получилась 1,5л банка. Волк стал меньше соли сыпать, стало вкуснее. Вышли в 10.30, идти стало легче, река расширилась, в нее вливаются ручейки, вода сливается прямо с берега.
Перекаты стали поглубже, но часто лодка выдерживает только меня, и я с удовольствием съезжаю по струйке и с маленьких порожков, оставляя толстого Волка идти по берегу. Два раза мы выходили в тундру по голубику и Волк потом сокрушался, как много времени потеряли, опять поздно на стоянку встанем, а я считаю, чего мы тогда здесь идем, если даже ягод не поесть иногда? По берегам - лесок из елок и березок, коричневые торфяные обрывы. После одного обрыва вода стала белой, наверное там был выход мела, потом вода очистилась.
Много "капусты", иногда она забивает все русло, приходится продираться, искать слив.
На стоянке нашли груду разбитых камней, кто-то избавлялся от лишнего веса, и мы себе там нашли по паре фиолетовых аметистовых щеток на память. Вечером Волк поймал 4 небольшие хариуса, нам понравилось после каши вечером еще и рыбки пожарить. Встали на галечной косе в 19ч, прошли 19км, все по графику, спустились еще на 40м.
Дров теперь много, сухих и разных. Весь день за нами ходили тучки, один раз даже дождиком побрызгало, но тепло.
7 августа.
Ночью сильный туман, в 7ч +14, изо рта пар идет, туман не ушел и до 9.30, даже стало немного моросить. Волк опять заклеивает лодку, под борта попадает мелкая галька и  получаются дырки.
Собрались к 10ч, практически все время идем на веслах. Облачно, постепенно светлеет. Проходим заросли "капусты", на перекатах иногда приходится выходить. На перекус Волк поймал 5 штук хариусов, из 2 рыб тут же сварили уху, 3 штуки пошли на малосолку, головы тоже кидаем в уху для навара, плотно перекусили.
После впадения Юнко-Щучьей воды прибавилось, берега стали выше и интереснее, любуемся разноцветными утесами.
В 16ч появилось солнышко.Вечером мы уже выбирали место для стоянки, когда встретили группу москвичей, 2 Александра и Андрей. Они оставили катамаран в кустах на Щучьей и шли пешком вверх по течению уже 9-й день, хотели сходить на Белую, но уже не успевали. Мы им были заочно знакомы по нашим отчетам.
Очень дружелюбные веселые ребята, хотелось бы пообщаться с ними подольше, но всем надо было продолжать маршрут. Материализовалась моя мечта о плюшках - нас угостили вкуснейшими пирожками с хариусом и поделились рецептом, а еще таким изыском, как малосольный хариус в горчичной заливке! Я была восхищена и даже на фото жевала рыбу и получилась как хомячок. Причем, чтобы приготовить начинку из рыбы, они сначала немного ее отваривали и вынимали кости, а не так, как те, которые срезали только бочок. Ребята посоветовали нам обязательно попробовать голубику со сгущенкой, этот десерт был их маленьким открытием. А мы похвастались им найденными камушками и рассказали, где их лучше искать. Ребята потеряли весло на пешке, просили, если мы его найдем - оставить в устье Щучьей в кустах. Потом мы еще немного прошли и встали на небольшой косе у полосатой горки.
Когда пошли за дровами, напали на заросли подосиновиков, они вылезли пирамидками под каждым кустом, а мы за ними в тундру вылезали.
Понятно, что на ужин опять была каша с грибами. Ночью +12.
8 августа.
С утра туман, но солнышко проглядывает и теплее, чем вчера. Нет ни комаров, ни мошки, красота!
По Щучьей мы опять пройдем больше, чем рассчитал Волк, прошли уже 58км, осталось около 40км. Река становится все живописнее, интересно, что нас ждет за очередным поворотом. В 9.30 солнце пробило туман, можно заряжать фотик, там аккумулятор уже на нуле, снимаю фото и видео на экшн-камеру, это хороший вариант резервного фотика вместо тяжелой камеры Nicon Валентина. Вышли в 10ч, немного прошли и на перекате наехали на острый камень, "тррр..." - и в баллоне прорез.
Пришлось вылезать на берег и 2ч клеиться - сушить лодку, разводить костер, кипятить котелок воды, ждать. Я вскипятила Волку воду и полезла на сопку за голубикой, она там особенно крупная и сладкая, набрала 2 кружки на перекус. Пошли дальше, теперь по перекатам съезжаем осторожно, но кое-где шкрябаем дном о камни, опять дырки клеить придется.
На перекус - как всегда молочная каша-геркулес, малосолка и голубика со сгущенкой, как нас научили москвичи. Действительно, необыкновенно вкусно! Только сгущенка быстро заканчивается. Нашли в кустах оставленный кат москвичей, огромный, на мощной раме, такой по перекатам тяжело тащить.
Немного ниже по реке встретили еще одну группу из Усинска, капитан Леонид Скальский, клуб Азимут-Север.
Про них нам говорил Володя Бахмутенко на Белой, но они думали, что эта группа пойдет позже. Мы остановились поболтать, поделиться впечатлениями, обсудить снаряжение. Они нашли весло москвичей, воткнули его на косе. Надо двигаться дальше, у нас сегодня одни задержки. Около 17ч еще дождь налетел, но к этому времени красивые каньоны закончились, началась равнина с дремучими ельниками по берегам. А размазанные перекаты остались, воды маловато и "капустой" все русло забито. По берегам елочки, типичная таежная река.
На перекатах из-под лодки шугаются хариусы, в прозрачной воде видны их стаи. Волк поймал 3 штуки на уху. На косе нашли весло москвичей, забрали его с собой, оставим в условленном месте. Шли до 19ч, прошли 17км, завтра уже дойдем до водопада. Встали на галечной косе, месте стоянки встреченной ранее группы, здесь остались дрова и матрасики из травы под палатку.
Я сварила вкусную уху, похлебали, жаль, что без хлеба. Мошкары и комаров нет, ночью тепло, +20, но к сожалению, давление падает, будет дождь.
9 августа.
Утром очень тепло, +22, ветер гонит тучки. Успели немного подзарядить мой фотик, можно снимать и экшн-камерой с широкоугольным объективом. Волк заклеил еще 2 дырки на лодке. Идем пока без кильсона, чтобы меньше драть лодку.
А грибов в тундре - море! Ножки подосиновиков кидаем в суп вместо картошки. Вышли в 10.10, идем быстро. В кустах нашли розовый пакет с калошами, у кого-то уплыли. На перекате Волк половил хариуса, сначала попался один приличный, на 1кг, потом стала клевать какая-то мелочь, ну жалко ведь малышей, и мы переехали ниже, где Волк вытащил еще 2 нормальные рыбы. На перекус рыбу пережарили, малосолку Волк делать не стал, потому что увидел в печенке белые точки, возможно это эписторхоз.
Только отошли, неожиданно налетел быстрый дождь и быстро закончился. Вскоре мы встретили еще 1 группу, из Питера, на 2 Щуках. Они поднимались по Щучьей, Волк показал им наши карты, они пересняли вездеходки на Белую.
Конечно, поговорили и о рыбалке за чашкой чая. Водопад уже близко, надо торопиться, чтобы успеть сегодня его поснимать.
Мы быстро скатились вниз, сначала шли мимо стенок из кирпичиков, потом струя резко провалилась в щель между двух базальтовых плит, падая вниз в шапке пены. Захватывающее зрелище!

Мы поснимали, потом почему-то ломанулись с гермами по правому берегу по тропе, а там непроход, обрыв, к воде не спуститься. Стоянка с баней находится на л.б. ниже водопада. Пришлось вернуться, перейти речку и уже нормально обнести по л.б. Волку место стоянки не понравилось, к воде далеко спускаться, переночуем и уйдем на Сулу, до нее 1км. В лесу полно брусники, голубики, грибов.
На ужин - макароны с грибами, я уже задумываюсь, хватит ли нам продуктов, пожалуй надо больше есть рыбы. Под куском пленки на стоянке нашли пакет, думали там кофе, а оказалась соль, печалька.. Хотя кто бы нам там кофе оставил? Положили туда розовый пакет с калошами, не наш размерчик. Вечером немного моросило.

Сула выше Щучьей.

10 августа. Дневка!
Утром тепло, солнечно. Встали рано и переделали кучу дел. Волк погонял щуку у берега - не клюет, а перед нами прошла группа, рассказывали, что выловили у стоянки очень большую. Сделали закладку для гео-кешинга, здесь интересное место. Потом сходили на лодке к водопаду, посмотрели и поснимали его снизу. Там пупырчатые базальтовые скалы с карнизами, с них льется вода, а бурлящий поток сумел пропилить между ними только узкую щель.
У водопада Волк все-таки вытащил 2 небольшие щучки, на 1-1,5кг, видимо больших уже всех выловили проходившие перед нами группы. Потом мы спустились на 1км ниже до Сулы и встали на дневку на л.б., на ветерке и просторе.
Я сразу занялась стиркой, потом сварила уху из голов и хвостов щук, филе пожарила. Волк дорвался и расколол  все оставленные на стоянке чурбаки, так что у него спина заболела и баню он делать не стал, сославшись на сильный ветер. А я пожарила наконец плюшки и сделала вывод, что сильно валять их в муке не надо, мука горит и портит вкус. Лучше просто брать густое тесто ложкой и кидать на сковородку, а второй человек должен следить и плюшки переворачивать и снимать, жарятся они очень быстро. Когда мы обедали, сверху по Суле подошла группа на 2 катамаранах с мотором и собакой, к нам они не подошли, встали на другом берегу Щучьей и ушли к водопаду, оставив дежурного чистить рыбу. Так мы и стояли напротив, не разговаривая. Я слазила на обрыв за черникой-голубикой. Группа вернулась с экскурсии, они пошли дальше вниз по Суле и завернули к нам.
Оказалось, это москвичи, мы их встречали в прошлом году на озерах в Карелии, в том же составе. В этот раз они дошли до Сульского порога, мужики сделали круг по тундре без особой проработки маршрута, поэтому куда хотели, не дошли, а теперь возвращались обратно в Коткино. Потом мы немного поспали в палатке и в 19.40 Волк меня разбудил готовить ужин и мыться. Я опять сварила супчик из добытого тут же - 3 подберезовика, 2 хариуса, горстка вермишели и приправки, а получилось и вкусно, и сытно. Ветер стих, было тепло, помылись просто у костра. Полюбовались красивым закатом над Щучьей и залезли в палатку читать книжку.
11 августа.
Ночью было +10, утром солнышко, ура! Погода опять нас радует. Волк вставил кильсон в лодку, камней на дне больше не будет, пойдем быстрее. Вышли в 10.20, будем подниматься по Суле вверх.
Волк еще раз проверил, на месте ли весло, которое он спрятал в кустах для москвичей в устье Щучьей. Я немного проехала одна в лодке, хотела подобрать капитана чуть ниже, а там отвесные скалы, пришлось ему бежать по берегу, пока не нашелся спуск к воде, он очень ругался. Скоро прошли М.Янгыту, по берегам появились невысокие скалы, полосатые, с красными включениями.
Идем иногда на веслах, по перекатам проводим лодку за нос, ничего сложного. Тянули за собой поппера, клюнул какой-то крокодил и ушел, разогнув карабинчик на леске. Скорее всего, карабинчик был фиговый, из мягкой проволоки.
На перекате Волк половил хариуса, попадалась только мелочь, но на уху на перекусе хватило. Позже Волк привязал нового поппера, уже без карабинчика, и вытащил щучку на 1кг, вечером ее зажарили, но было маловато, крупу стараемся экономить. Поднимаемся по Суле быстро, много длинных спокойных плесов, есть галечные бичевники, вдоль капусты тоже можно пройти на веслах, если глубина позволяет.
Прошли 20км и встали на стоянку, уже в 21ч были в палатке. Тепло, +18.
12 августа.
Утром солнышко нас разбудило в 6ч, в палатке лежать невозможно, жара! Я сварила уху из остатков щуки, а Волк все подклеивает лодку, чтобы не протекала, много мелких дырочек, надо капитально менять дно. Потом капитан отремонтировал свой спиннинг, он покрепче, как раз для здешних щук. Ягод в окрестностях стоянки нет, камушки - обычная галька, скучаю. Так жарко - хоть без штанов иди, в сапогах на босу ногу. Перед выходом искупались, стало легче. В сапогах идти жарко, но по гальке и перекатам босиком не походишь. Вышли в 10.30, идем быстро.
После перекуса Волк на каждом перекате пробовал ловить хариуса, но попадалась только мелочь, по 1-2 штуки на перекат, видимо здесь больше людей ходят. Все же наловили 5шт на малосолку. Сильный встречный ветер кидает воду с моего правого весла на грудь и в лицо Волку, он рычит и матюгается. На перекусе спрятали костер от ветра в травке. Волк хотел посушить портянки, но порыв ветра раздул огонь, чуть отвернулись - и от его портянок остались клочки. Хорошо, что я взяла пару запасных, да и сама ими не пользуюсь, в носках удобнее и не так жарко. Берега слева повышаются, на косах видим много остатков щук, головы, а около 16ч Волк заметил впереди 3 черные точки, реку переплывали медведица с медвежатами. Он сразу схватил фотик, ветер в нашу сторону, они нас не чуют. Поснимал с безопасного расстояния, потом мы начали орать, гавкать, махать руками, медведи опять переплыли речку и скрылись в лесу. Медведица все вставала на задние лапы и всматривалась, кто так шумит, опасно или нет.
Перед порогом Падун - длинный прямой быстроток с капустой, закрывшей галечную косу. Мы поднимались все время на веслах, только иногда выходили на мелких местах. Остров обошли справа, на косе видели лебедя, но близко он не подпустил, улетел. К ступенчатому водопаду подошли около 17ч., вокруг черные базальтовые скалы.

Высота порога 5м, говорят, раньше он был выше, пока его не взорвали охотники за камнями. Волк сразу убежал к порогу ловить щуку на ужин, а я почистила хариусов на малосолку. Потом он прибежал с язем и прямо у меня из-под ног вытянул из воды щуку! Рыбу почистили, разобрали, хвосты и головы на уху, филешки - жарить. Еще сварили по 2 ложки гречки с грибами. Спать завалились в 20.30. Ночью было жарко.
13 августа.
Ближе к утру заморосило, +15, небо серое, но с просветами, надеемся, что тучи разгонит. На стоянке валяются разбитые камни, внутри - кристаллы кварца, но трудно их разбить, чтобы не повредить кристаллы. Взяли себе еще по паре камешков. Заложили гео-кешерский тайник " Порог Падун на р.Сула".
Моросит дождь, но Волк настроен решительно - вылезаем и собираемся. Вышли поздно, в 12ч. Порог обнесли по камням по п.б. Еще поснимали Падун сверху.
Я спрашивала Волка, можно ли пройти порог на байдарке, решили, что нижняя ступень очень высокая, можно воткнуться носом. Выше порога - спокойная вода, потом небольшой перекат, и начался Агатовый порог.
Никаких агатов там нет, только те, что в базальт вплавлены. По берегу валяются кучи скальных обломков, но там глубоко, можно их обойти на веслах. Прошли 2 невысоких порога-ступеньки, высота около 0,5м, для подъема надо искать пологое место, тогда лодка легко скользит вверх по моховой подушке.
Дальше длинный прямой участок вдоль капусты прошли на веслах. Берега понижаются, впереди - горка, похожая на спящего медведя с березками на носу. Зашли в домик телеграфиста на п.б., он еще хороший, с печкой, шкуры на нарах, можно переночевать. Но сколько мусора вокруг валяется - ужас!
Рядом на болоте плантация крупной голубики, но Волк никогда не даст пособирать вволю, гонит дальше. На перекус вылезли на галечку, вдоль берега можно набрать и брусники, и голубики, времени поесть опять нет, а вот на стоянку опять встанем на голой косе, такой Волк садюга! После обеда показалось солнышко, сильный встречный ветер.
Прошли устья Нижней и Верхней Каменки, в этом году воды там совсем мало. Теперь людей мы вряд ли встретим до Цильмы. Шли долго, до 19.30 проходили свои 20км по графику, потом искали подходящую косу для стоянки, без капусты, встали уже на закате.
Как только солнце зашло, сразу стало холодать, ночью до +6. Вечером Волк видел на косе лося, он долго грустно смотрел в нашу сторону, видно мы его лежбище заняли на песочке. Рядом в капусте кто-то плюхал, но у нас уже были 2 щуки на ужин, 1,2кг и 1,5кг, их быстро вытащили на поппера. К жареной рыбе сварили гречки с белыми грибами, Волк намекает, что хорошо бы еще плюшек пожарить, они хорошо идут с салом.
14 августа.
Утром солнечно и ясно, воздух сразу прогрелся.
Выпили кофе с малосолкой, сварили уху из остатков щуки и хотели идти дальше, но рано выйти не получилось. У новой заплаты на баллоне облез верхний слой, ткань ПВХ расслоилась на камнях и баллон стал спускать. Пришлось кипятить воду и заново клеить баллон. А хороший 2-х компонентный клей у нас уже загустел, срок годности истек, ну как-то заклеились и вышли в 11.40. Идти по прежнему легко и приятно мимо живописных зеленых берегов с елочками, по длинным спокойным плесам, разливам озер.
Идем в основном на веслах, иногда для разнообразия выходим на длинные галечные бичевники. Фактически, началась выброска с маршрута, но совсем не скучная. Встречаем много лебедей с птенцами, непуганые олени долго смотрят на нас с берега.
После перекуса в 16ч начали ловить рыбу на ужин. На поппера вдоль одной косы поймали сразу 3 небольшие щуки по 1кг. Мне показалось мало и следующим клюнул здоровенный золотистый окунь на 950г! Поахали, Волк сразу его почистил, затупив нож о его броню. Внутри окунь весь заплыл жиром. А потом Волк вытащил окуня уже на 1040г!
Больше рыбу сегодня решили не ловить, а то следующий окунь рыбака утащит. Шли 20км до плановой стоянки, в 18.20 встали и занялись рыбой.
Получилось 3 сковородки жареной рыбы с золотистой корочкой, толстые филешки пришлось разрезать вдоль, чтобы прожарились. На завтра осталась жареная рыба и суповой набор на уху. У берега растет мята, набрали мешок заваривать с чаем. Перед сном нагрели воды и сполоснулись. К спальнику мы уже приспособились, да и Волк похудел, застегивает ремень на предпоследнюю дырочку. После захода солнца сразу холодно, +15, ночью +10, зато почти нет мошки и комаров.
15 августа.
Встали в 6.30, в палатке уже было +28. Кофе, уха, половину отложили в банку на перекус.Тишина здесь удивительная! Мир и спокойствие, синее небо и солнце, что еще надо человеку для счастья?
Дом с собой, еда в реке плавает и в тундре растет. Кстати, по берегам уже тянется эта тундра с моховыми кочками и березкой, но елочки и кусты вдоль реки еще остались. Вышли около 10ч, идем быстро, стало больше перекатов, но они легко проходимы, без больших камней. Опять встречали на берегу оленя, лебеди близко не подпускают, пуганые.
Незаметно преодолели 20км и даже прошли чуть больше, чтобы завтра выйти на Веселую.
Встали на косе в 17ч. После ужина я затеяла плюшки, чай пить не с чем и к салу надо, а время свободное есть и дров много, тихо, все условия.
Поставила тесто, но вдруг потянуло тучи, пришлось срочно вылезать из палатки и процесс ускорять. Для экономии муки решили делать оладушки, один тесто плюхает, второй - переворачивает. Быстро пожарили оладушки и покидали их в большое ведро, а то уже дождь начинался. Собранные грибы я отварила и сложила в баночку на завтра. Ночью тепло.
16 августа.
Встали в 6ч. Утром моросило, натянули плащи.Волк вытащил 3 хариусов прямо около палатки, на уху и пожарить.
Лучше, конечно, свежая уха и жареная рыба, но иногда удобнее не готовить, а пожевать, что есть. Вышли рано, в 9ч. В плащах и непромокаемых штанах идти жарко, как выглянуло солнышко, сразу их поснимали. Очень грустно, что мы мало собираем ягоды, Волк торопит, пошли-пошли, а если вылезем в тундру, там одна березка, а ведь ягоды есть и их много! Шли до Веселой до 16ч, хорошая речка Сула, красивая, есть плесы, бичевники, грибы-ягоды, и рыба ловится.
Устье Веселой все заросло порыжевшей капустой, но воды много, мы поднялись до косы, как планировали, и встали в 17ч.
Разогрели уху, тут небо все затянуло тучами, вдали стало громыхать, гроза идет. Успели еще помыться у костра и только залезли в палатку, обрушился ливень, крупные капли стучали по крыше, но к нам ничего не долетало, отличная палатка. Ревело и грохотало, гроза прошла прямо над нами и улетела дальше. С 19.30 до 22ч дождь так шумел, что голоса было не слышно, пришлось лечь спать. Ночью тепло, +18.

Веселая и волок на Косму.

17 августа.
Мы все в раздумьях, где лучше идти волок на Косму, чтобы меньше лезть по лесу, по бурелому, но заранее наверняка решить нельзя, придется смотреть на месте.
Волк опять снял кильсон с лодки, чтобы легче было ее вести, воды в Веселой меньше. Утром - каша с грибами, Волк обещает и хариусов наловить, хорошо бы, продуктов остается все меньше. Думаю, почему людям всегда чего-то не хватает? Ну был бы у нас мешок пряников, съели бы их, а потом? Главное, что мы здесь, Веселая проходима, погода замечательная. Вот зимой пряников сколько хочешь, а счастья они не добавляют, хочется в поход, в открытый мир. С утра сильный ветер, солнышко выглядывает. Вчера прополоскала в речке штаны, они пропотели насквозь, на ветерке они быстро высохли. Собрались и вышли рано, в 9.30. Сначала тянули лодку через капусту, ею забито все русло, лето было жаркое, но идем свободно, воды хватает.
Примерно 8км поднимались по длинным перекатам, потом начались плесы и даже косы, можно было идти на веслах.
Проходили даже небольшое озерко. Рыжая капуста добавляет ярких красок в пейзаж. На перекате Волк вытащил большого хариуса на 700г, из него сварили уху на перекус около родничка.

Уже перед вечером Волк на перекате случайно оглянулся и увидел трубу между деревьев на высоком п.б., а потом - и крышу. Вот уж никак не ожидали встретить в такой глуши избушку! Изба новая, дощатая, с печкой, видимо, для зимней охоты, стоит мешок каменной соли для приманки. До 17ч прошли 15км без особого напряга и встали на большой галечной косе у бревна, у которого Волк и развел костер типа нодьи.
Перед сном помылись теплой водой, мелочь - а спать приятнее. Ночью было холодно, +10 , светила яркая желтая луна.
18 августа.
Погода по-прежнему необыкновенно изумительная. С утра нас встречает солнце, чистое небо, и даже мошкара с начала августа резко пропала.
Волк вчера и так и этак мерил по карте, где лучше идти волок на Косму, сегодня мы должны до него дойти. Вышли рекордно рано, в 8.40. Сегодня идти труднее, проходили мимо утесов из кирпичиков и сланца, на дне скользкие каменные плиты, по которым размазалась вода, опять пришлось лодку тащить и толкать, поднимая корму, пролезать по капусте, забившей русло.
Так шли 8км до перекуса, а потом вышли в тундру, появились плесы и озерца, небольшие косы и перекатики стали более полноводными.
Из-под ног медленно, с достоинством уходят непуганые хариусы. Пока их не шуганешь палкой, стая стоит на месте. Хариуса в воде можно даже рукой коснуться.

Перед выходом на волок по берегам появились густые кусты, ручей, который служил нам ориентиром, тоже зарос кустами. Мы высадились чуть ниже, чтобы не лезть по болоту.
Вынесли вещи наверх и перетащили их дальше, на 300м до красивой ровной полянки в березках. Я конечно, ворчала, зачем тащиться так далеко от воды, но Волку главное - ровная площадка для стоянки. Зато потом я все бросила, взяла кружку и отправилась за голубикой, которой здесь все кочки усыпаны, не обращая внимание на неуместный вопрос капитана: "Что, больше дел важных нет?" Конечно, всегда так, только выйдем на ягоды, он меня гонит дальше! А я не могу спокойно мимо ягод пройти,  Волк тоже иногда на стоянке первым делом за спиннинг хватается. Полчаса на медитацию за сбором урожая голубики мне хватило, чтобы успокоиться.
А обиженный грустный капитан пока занимался лодкой - сдувал, протирал, заклеил большую дырку. Завтра, когда по тундре пойдем, у него тяжелый день будет - меня с ягодников сгонять. Я пришла, вместе съели ягоды со сгущенкой по новой моде, упаковали лодку в рюкзак, поставили палатку, дрова для костра растут рядом, пили ножовкой, сколько надо.
Сварили макароны с тушенкой и грибами, сходили за водой на речку и в 20ч уже залезли в палатку, книжку читать, интересно вместе переживать и обсуждать приключения героев.
19 августа.
Ночью было +12, утром в 7ч +15, вокруг палатки стоял туман, ничего не было видно, мы на 40м вверх забрались, как же мы на волок пойдем? Но постепенно светлело, туман уходил. Сразу сварили макароны с тушенкой на утро и на перекус, Волк оптимизировал мои бутылочки, выбросил лишние, пересыпал содержимое в маленькие. В 8.40 пробилось солнышко, туман ушел, опять будет жарко, как вчера.
Волк быстро упаковал рюкзаки, но при этом мне нагрузил свой, у них спинки нерегулируемые, разного размера, и пояса тоже разные. Перегружать ему не хотелось, я подтянула лямки и пояс, но нести было ощутимо неудобно. Особенно спину тянуло справа, оказалось, там в карман была всунута 1,5л бутылка с водой. Вообще, воды в тундре много, в каждом бочажке, и ручей мы переходили несколько раз. Было очень жарко, я по пути обливалась водой из бочажков, хотелось туда и залечь, как крокодиле, на обратном пути без рюкзака можно было и позагорать.
Под ногами - море голубики, но постепенно усталость накапливается и перестаешь замечать развесистые кустики и голубые от ягод кочки. Сначала мы прошли до лесочка, пересекли его, рюкзаки казались нетяжелые и дорога нормальная. Потом шли 1км по тундре, там оказались болотины, которых нет на карте, переходили их по кочкам. Мох мягкий, под ногами проваливается. Было тяжело и дальше я попросила идти поменьше, по 500м. Мы перешли еще одну болотину и дотянули до леса. Оказалось, что по нему идти легче, он не очень густой и земля твердая. В лесу в тенечке сделали перекус, я даже вздремнула.
С 10 до 15ч мы прошли всего 3км в 2 ходки. Немного отдохнули и пошли дальше, перешли ручей с кустами. Дорога пошла в гору - это хорошо, там суше, но при спуске Волк взял направление прямо на Косму и угодил в болото, пришлось вылезать налево к елкам и трясину обходить. Прошли полянку, но нам идти мимо, рядом видели 2 лежки какого-то зверя. В лесу много черники, листики опали, а ягоды висят, но она какая-то кислая. Дошли до ручья к 19ч и здесь уже решили встать на ночевку, нам оставалось пройти всего 1,5км по лесу и 500м по тундре до реки, но сил уже не было. Сегодня мы пересекли Северный Полярный круг, отметить было нечем, все выпили до волока.
В ручье - чистая холодная вода. Сварили на ужин что попроще - геркулеску и завалились спать прямо рядом со звериной тропой. Гостей ночью не было.
20 августа.
Утром ясно, солнечно. Приготовили завтрак и опять упаковались в дорогу. Вышли в 9.30. Сначала шли лесом, по звериной тропе через болотину, дальше еще немного прошли поверху, уже видно было тундру и елочки. Через болотину пробираться тяжело, но по тропе все же легче идти, чем напролом.
За лесом мы продрались сквозь кусты на опушку, а напрасно, дальше все равно шли 300м краем леса, это проще, чем лезть по тундре, путаясь в березке. Дошли до края леса и начался самый тяжелый участок - тундра с кустами и березкой, растущими на болоте.
Волк сразу ушел вперед, а я влезла в густые высокие кусты у реки и застряла, ни вперед, ни назад, кусты не отпускают! Кочки мне до пояса достают, внизу вода хлюпает,  кусты за ноги держат и я вообще не знаю, куда идти! Посидела, собралась и стала штурмовать кусты, не ночевать же здесь! А у Волка разрядился навигатор, он вообще выходил по солнцу. Он дошел до реки и вышел меня искать, уже в 100м от реки мы встретились, он взял мой рюкзак и дотащил до берега. Там Волк нашел полянку среди кустов, где можно было собрать гермы и лодку и спустить ее в маленькую заводь. Мы вернулись за остальными рюкзаками, из синего мешка я перегрузила все в основной рюкзак, а то бы точно не дошла, у мешка лямки просто из строп и сильно врезаются в плечи. Хорошо еще, что Волк кое-что из вещей у меня утром забрал. Ноги совершенно не поднимаются, жара +29, я умывалась в бочажках, лила воду прямо себе за шиворот, чтобы немного остыть. Кое-как мы доползли до реки в 14.15  и рухнули на траву.
Это настоящая тропа маньяков, может где-то есть более легкий путь, нам найти его не удалось, шли по кратчайшему расстоянию. Мы напились воды, съели по сушке с салом и начали собирать лодку и гермы. Отчалили в 15.45, надо было найти подходящее место для стоянки, а может, и дневки. Косма здесь примерно 15м шириной, глубина 1м, течет среди кустов, нормальная такая таежная река.
Вода вся покрыта какой-то пыльцой. Тянем поппера, но пока безрезультатно. Проходим лесочки из елок и берез, но на берег не выбраться из-за кустов, места под стоянку нигде нет, ни кос, ни полочек.
После такого жесткого волока грести очень тяжело, болят все мышцы - шея, спина, пресс. В 17ч вышли в лес, набрали подосиновиков на ужин. Появились перекаты, проходим их не вылезая, сапоги можно снимать. У переката увидели играющую рыбу, блесны близко не было, только поппер, на него Волк вытащил маленького окунька. Прошли 13км по Косме и встали в 18.30 на высоком берегу, на травке. В кустах пропилили дорогу к воде, но у воды грязь, можно подойти только в сапогах. Сначала я хотела пожарить грибы с макаронами, но мы уже еле шевелились, и Волк скомандовал готовить попроще, супчик с грибами. Поели и в 20.30 были уже в палатке. Посчитали, что в оставшиеся дни надо проходить по 35км в день, при скорости 6-7км/ч это будет нетрудно. Ночью было +14, что-то шумело - это на палатку падали листья, скоро осень.

Выход в цивилизацию.
Косма

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 5. Река Косма, Цильма и Печора. 460км.

21 августа.
С утра солнечно и безоблачно, лето продолжается. Мы стоим в лесу, вечером было много мошкары.
Утром Волк немного отошел от тяжелого волока, спину у него отпустило, он покидал спиннинг у кувшинок и вытащил суповую щучку на завтрак, значит, рыба здесь есть.
Поставить сетку вчера просто сил не было. Я пожарила грибы на перекус, сварила уху тоже с грибами вместо картошки и чай с чагой. Кофе закончился, мало взяли. До Нонбурга с магазином еще неделю идти, но это уже не огорчает, обойдемся. Продуктов хватит, есть сахар, масло, геркулес, гречка, макароны. По плану сегодня началась выброска - 460км. Утром я сожгла старые махровые носки, пятки протерлись, а носки, купленные в Сплаве держатся уже 2-й сезон. Вышли в 10.20, идти легко, но скучно, по берегам кусты, шеренги берез и елок.
С утра на поппера поймали 3 небольшие щучки, но к вечеру они стали совсем невкусные, надо ловить рыбу перед готовкой или сразу ее чистить. Около 13ч набежала большая черная туча, стали срочно готовить перекус, картофельное пюре с жареными грибами. Почти успели, ели уже в плащах под начинающимся дождем. А потом до 17ч мы то входили под тучу, то она нас догоняла и поливала дождем, мы постепенно намокали. Прошли 41км, на сегодняшний день уже накрутили 1500км, иногда появлялись небольшие косы, но не вовремя. Пришлось опять вылезать в тайгу на крутой берег. Комаров и мошки почти нет. Ночью +14, тепло, даже душно.
 22 августа.
С утра солнышко еще за лесом, солнечная батарея дает мало тока, а у нас все разряжено - фотик, планшет и батарейки, не успеваем заряжать.
Утром пьем чай с последними баранками. Надо срочно делать дневку, плюшек нажарить, помыться, постирать, Волк свою рабочую одежду завязал в узел и одевать отказывается. До Нонбурга еще 210км на 6 дней. Вышли рано, в 9.20. После впадения Блудной река расширилась, перекатов стало меньше.
Удобных стоянок все так же нет, по берегам кусты, высокая трава. Примерно через 1км после впадения Блудной на л.б. видели новую хорошую избушку с печкой, но без бани.
К 13ч опять набежали тучки, но поливать нас не стали, ушли налево. Стали появляться небольшие косы, прошли еще 1 новую избушку на л.б., потом на п.б. была развалившаяся избушка, обозначенная на карте.
Мы искали место для дневки, но берега были или наклонные, или в камнях, причем камень - сланец, который в костре взрывается.

Неожиданно встретилась хорошая коса по л.б., с песочком и галечкой, и мы радостно там высадились. Днем выходили в лесок, набрали подосиновиков, можно сварить на ужин с макаронами.
По дороге поймали окуня и 2 щучки, вечером зажарили и съели, аппетит зверский. В реке кто-то плюхается, Волк решил разобраться с ним завтра. Ночью тепло +18.

23 августа. Дневка!
Погода чудесная, солнышко, мошкары нет, наслаждаемся! Днем было +29, я даже искупалась. Кто в этом году не поехал загорать на Тиман - много потеряли. После утреннего чая Волк решил покидать спиннинг, чтобы определиться с завтраком. Сначала попался окунь, потом маленькая щучка, хариус и наконец хорошая щука на 2,25кг!
Сварили котелок ухи, 2 сковородки зажарили и почти все умяли. Потом я постирала грязнущее рабочее, вернее сказать - освежила, на ветерке все быстро высохло. Ветром унесло сидушку, которую я оставила у воды, пришлось Волку догонять ее на лодке, поймал уже за поворотом. Я поставила тесто на плюшки, как всегда - пока приладилась жарить, тесто закончилось, но дня на 3-4 их хватит. В завершение дневки помылись, баню делать не стали, камни из сланца взрываются.
А потом до 19ч читали в палатке. На ужин - гречка на сухом молоке. Уже скучно на одном месте, хочется идти дальше. Тихо, пустынно, солнечно, мы одни на необитаемой речке. Хотя, если избушки стоят, люди тут бывают, только осенью, когда рыба идет или зимой для охоты. Ночью тепло, светит желтая обгрызенная луна, и даже звезду Волк увидел. Нам позже сказали, что в этот день около 11ч было полярное сияние, но мы его не видели, уже спали.
24 августа.
С утра ясно, солнышко. Волк поймал на уху еще 4 окуня, остальную рыбу мы тут наверно уже выловили. Вышли рано, в 9.30. Прошли устье Маты, она почти такая же широкая, как Косма. Сразу река расширилась вдвое, появились галечные косы, больше стало елок, лес подступает к берегу.
Мы выходили на опушку пощипать бруснику. В 11.30 прошли избушку и начал накрапывать дождик, сначала небольшой и несерьезный, потом разошелся вовсю. Прошли еще 1 избушку, а у речки Косминская виска увидели лодку с мотором.
На л.б. там есть старая избушка-полуземлянка, около нее нашлось много крупной малины, но Волк увидел людей на реке и утащил меня знакомиться. Там был Иван из Трусово, который сопровождал ребят на рыбалку, Николая из Сыктывкара и Володю из Москвы. Они пригласили нас зайти к ним на чай в избушку ниже по течению. Мы перекусили на косе геркулеской, прошли порог Огненный, там есть ступенька, но очень простой слив, а дальше пороги - вообще перекатики.
Подошли к избушке, занятой Иваном и ребятами. Хорошая изба, новая, большая, рядом баня, что здесь редкость. Они нас накормили супом, угостили овощной икрой, нельзя, говорят, чтобы люди мимо голодные проходили.
А мы давно уже людей не видели, хотелось пообщаться. Иван - просто душа компании, веселый и разговорчивый, сразу достал из сундука заветную бутылочку. Говорили о туристах, вспоминали разные забавные истории о новичках, по мнению Ивана, рыбы в Косме стало мало и мелкая, и куда делась? Нам дали с собой гостинцы - каравай хлеба, луковицу и огурец. Предлагали еще продуктов, но нам круп и макаронов еще дня на 3-4 хватит, а там в Нонбург зайдем. Дождь так и моросил, временами усиливаясь. Нам оставалось пройти до нормы 17км, стали искать косу - нету! Избушек нету! Уже было 19.30, а мы все шли неприкаянные, уже 46км прошли вместо 35. Я уже взмолилась нашим Хранителям  о ночлеге и тут же первая заметила в просвете кустов новый сруб - избушка!
Тропу с воды не видно, она закрыта травой, пришлось вылезать сначала в кусты. Волк протопил печку в избушке, ужин сварили на костре, спали в тепле и с комфортом, а на улице, похоже, был заморозок.
Волк наконец вставил батарейки в свой самодельный светодиодный фонарик, ночью уже темно, 1 светодиод светит, как электрическая лампочка.
25 августа.
Утром вроде посветлело, давление растет. Вчера мы хорошо махнули, до Цильмы осталось 60км. Утром традиционно сварили полный котелок ухи. Вышли в 9.30. Прошли Песчанку, недалеко стоит кусок обтекателя от ракеты, как фигвам какой-то, и на нем все расписываются.
Встретили 3 избушки, новые - у Кузнечихи после горелого леса и одну после Песчанки. Избушек много, они имеют имена и хозяев, чистые и ухоженные, можно при необходимости там остановиться переночевать.
Таскали поппера, но счет был 3:1 не в нашу пользу, 3 щуки сорвались, видно крючок затупился. Волк поменял поппера и сразу вытащил вторую щуку на ужин. Теперь Волк чистит их сразу, а то полежавшие становятся мягкие и невкусные. К вечеру выглянуло солнце, но ветер был такой холодный, что мы здорово замерзли.
Выходили в лес, я набрала молоденьких грибов, а в другой раз - напали на чернику, но она уже невкусная, кислая. У избушек заросли малины и красной смородины, по берегу растет много мяты. Появились сосны, мы резко теряем высоту, много перекатов, на мелких приходится вылезать. К вечеру прошли 1597км, 3км не хватило до 1600, и встали на галечке, на косе. Сразу натянули теплую одежду, вечером было ясно, +4.

26 августа.
Утром высокие облака, солнышка пока нет, +10. Волк походил по берегу, поймал еще 1 язя на уху, получилось вкусно. Не видно никакой живности, ни уток, ни оленей, наверное, охотники всех разогнали. Идти скучновато, только перекаты немного разнообразят сплав. Многие березы уже без листьев, осинки еще зеленые. Вышли в 10ч, сразу клюнула хорошая щучка.
Шиповник уже созрел, я его грызу вместо семечек, чтобы не засыпать, берега очень однообразные. Встретили еще несколько избушек, лодку с 2 рыбаками.

В 15ч вышли в Цильму. Она широкая, но тоже есть мелкие перекаты.
Мы немного прошли и встретили еще лодку с рыбаками, Валерой из Трусова и с ним были двое из Сыктывкара. Он занимается промышленным ловом рыбы на Косме и на озерах. Мы постояли, поговорили, по чуть-чуть выпили, нас угостили хлебом и огурцами, а лично меня - конфетами.
Дальше мы шли быстро и встали на Заводском мысу. На склоне много брусники, договорились, что я за ней утром полезу. Вечером жарили щук, еще одну на 1,65кг поймали уже вечером. Сначала поели молочные макароны, закусили рыбкой. Ночью тепло, +12.

Цильма, выход в Печору.

27 августа.
Я встала в 6ч и полезла за брусникой. Набрала пол-котелка, но в чаще кто-то зарычал похоже на медвежонка, и Волк мигом меня отозвал, мало ли. Cветит солнышко, но с севера ползут тучки. Сварили уху на завтрак, из леса продолжали слышаться подозрительные звуки. Собрались к 10ч, немного прошли до Заводского ручья и вышли на берег посмотреть, что осталось от первого русского медеплавильного завода.
 История Цилемских рудников, хранящих в себе немало тайн, официально исчисляется с 1491 года. В том году 2 марта великий князь Московский Иван III отправил в далекий Печорский край экспедицию «искать серебряные руды в окрестностях Печоры»... Спустя пять лет на месте открытия рудного месторождения на устье Безымянного ручья, названного впоследствии Заводским, впадающего в Цильму в восьми верстах выше устья Рудянки, был построен большой по тем временам медеплавильный завод, где выплавляли не только медь, но даже серебро и золото, содержавшиеся в рудах «в малой примеси». «С того времени u мы начали сами добывать металлы, плавить и чеканить монету из своего серебра; имели и золотые деньги, или медали российские» .(Карамзин)
Здесь нужно отметить, что московские экспедиции появились на Цильме не случайно, эти места были известны ранее. Рудники были заложены там, где в древности добывали руду чудские племена. Исторические источники свидетельствуют, что они были неплохими рудознатцами и первыми вели разработку меди. В местах обитания племен археологи почти повсюду находили следы этой деятельности: каменные песты, которыми толкли руду, глиняные горшки для вы-плавки меди и клинья для откалывания руды.
Цилемское рудное месторождение стало первым в истории государства Российского разработанными месторождением руды.
Побывавший в этих местах в 1837 году известный русский ботаник Александр Шренк обнаружил в районе горной жилы, тянувшейся вдоль левого берега Цильмы на десять верст, много давних шахт, а также остатки древних строений с кирпичными печами, погребов, угольных куч, кузнечных и плавильных печей. (
 Источник. )
Мы походили по лесу, стараясь найти хоть какие-то следы древних выработок, Волк внимательно изучал круглые ямы, возможно -шурфы и параллельные канавки.
Меня же больше заинтересовала крупная спелая брусника, гроздьями усыпавшая белый мох, я горстями кинулась ее собирать, но неутомимый любознательный Волк тянул вперед.
Обратно мы пошли другой дорогой, через болото, видимо, чтобы я не застряла на бруснике. О прошлом говорят только названия - Заводской Нос, Заводской ручей, речка Рудянка.
По подсчетам геолога Бартенева отсюда было вынуто не менее 50 миллионов пудов медной руды. Спрашивается, куда могло уходить такое огромное, по тем временам, количество меди? Тайна древних Цилемских рудников ждет своей разгадки...

Погода пасмурная, солнце выглянет - жарко, а ветер холодный. Я завернулась до пояса в плащ, чтобы штаны не намокли, а на Волка летят брызги с весла, сильный встречный ветер гонит волну. Проходили много избушек, примерно через 5км, часть из них новые, которых еще нет на карте. Идти сегодня тяжело, давление падает, к дождю. Одну новую избушку проскочили, вторая не понравилась - пахнет испорченной едой, грязно. Встали на косе напротив, моросит дождь. Быстро поставили палатку, разожгли костер, сварили гречку с грибами, залезли в палатку, и тут дождь разошелся вовсю. Пусть идет, лишь бы днем его не было. Спали как убитые. Ночью +12.
28 августа.
Утром небо с просветами, +14, тепло. Вчера на поппера вытащили щуку и окуня, зажарить их дождь помешал, сварили на завтрак уху. Волк сходил в лес и притащил охапку грибов вместо картошки. До Нонбурга еще 10км, это – самая дальняя и самая северная деревенька по Цильме. В пятидесятые годы ее в шутку называли Северной Америкой, а деревню Савино – Южной Америкой. По роду занятий – лосеферма. Мужики лес рубили, заготовляли известь, камень обрабатывали на точило, всей деревней ягоды собирали и охотились: на дичь, зверя пушного и лесных великанов лосей. Лосей отстреливали по лицензиям. Где есть лицензия на отстрел одного, почему не убить двух? Нонбург с самой осени до весны жил и торговал лосятиной. Добывать лося нонбурянам было несложно – рядом с деревней шли многочисленные лосиные тропы, по которым с осени и всю зиму лоси в одиночку и группами шли с западной стороны Тимана к Печоре. Власть ругала их за то, что они бьют много лосей, милицию туда направляла, но нарушителей обнаружено не было, слухи не подтвердились. Люди в Нонбурге живут дружно и сор из избы не выносят. А слухи от зависти идут, говорили они. О спайке людей этой таежной деревеньки, забытой властью, об их упорной борьбе за выживание говорит их повседневная жизнь.
Деревня Нонбург для районной власти была как заноза на теле. Хотели ее убрать в пятидесятых годах, когда шло укрепление колхозов, ломался быт людей в маленьких деревнях. В семидесятых она попала в разряд неперспективных. Но деревня выжила, люди сумели отбиться, как они говорили, от напастей власти.
 (Источник)
Вышли в 10.40, почти сразу Волк вытащил на поппера щучку на 1кг и почистил ее. Потом нас догнала туча, все вокруг заволокло туманом и мы пошли под дождем.
К Нонбургу подошли около 13ч, деревня стоит на высоком л.б., лодки стоят, людей в такую погоду не видно, да еще и воскресенье сегодня, откроют ли нам магазин?
Мы знаем, что продавщица там - жена грузина Юрия, и я отправилась искать их дом. На улицах было пусто, спросить не у кого. Выбрала понравившийся мне дом с зеленой крышей, спутниковой тарелкой и большой теплицей и постучалась в окошко. Вышла женщина и сразу зазвала меня в дом чай пить.
Сын ее сразу сходил за Волком, который дошел уже до закрытого магазина и недоумевал, куда я подевалась. Нас накормили, хозяйка угощала нас соленой рыбой, помидорами, вареньем, творогом, нам подливали и самогонку, и чай. Мы познакомились, хозяйку зовут Наталья Попова, ее мужа - Анатолий, через полчаса мы уже болтали, как с родными о жизни, о походах, о заботах и семейных делах. В Нонбурге школы нет, 1 ученика возят в Трусово на лодке или на машине зимой. Есть медпункт. Работы нет, население деревни уменьшается, многие здесь только прописаны, а живут в Усть-Цильме. Мужики занимаются охотой, рыбалкой. Хозяин работал с геологами, поэтому представлял, где мы ходили, а сын их дальше Усть-Цильмы не был. В деревне осталось всего 9 коров.
Наталья беспокоилась, чтобы я не замерзла, дала мне свою куртку дойти до магазина, куда нас и проводили все вместе. Сначала мы зашли к грузину Юрию, там тоже нас пригласили за стол, хозяева обедали. Юрий - староста деревни, вообще его зовут Гамлет, он приехал вместе с женой из Кирова, а родом он из Гори. Мы сходили в магазин, докупили продуктов, рассчитали мы все правильно, вышли почти в ноль. Наталья взяла меня под руку, все спрашивала, что еще нам надо - лекарства? спички? даже бересту пыталась подарить, но Волк решительно отказался. Нам дали с собой мешок гостинцев - картошку, тушенку, хлеб, огурцы, пачку масла, спасибо добрым людям! А мы их больше, может, и не увидим, но обязательно передадим добро кому-то еще, по эстафете. Наталья проводила меня к клубу, у которого установлена мемориальная доска "Памятник истории. Цилемские серебряные и медные рудники".
Мы прошли еще немного, тучи ползли, но уже проглядывало небо и солнышко, давление резко пошло вверх, но руки мерзли.
Прошли 2 избушки и остановились в той, где не очень далеко таскать вещи. На ужин сварили картошку с тушенкой. Спали в тепле, +23, на улице было +8.

29 августа. Дневка!
С утра небо в тучках и облаках, которые быстро бегут, закрывая и открывая солнце. Поставили на зарядку планшет, потом надо постирать и как-то помыться.
Выброска идет по графику и даже с комфортом, дойдем до Печоры, а там посмотрим, какая будет погода, а то и из Усть-Цильмы уехать можно. Нагрели на костре воды, я немного постирала прямо в избушке, без фанатизма, просто чтобы освежить рабочие штаны и рубашки. Стиральный порошок закончился, но мы сейчас и не пачкаемся, идем спокойно, без волоков и намоканий. После перекуса Волк немного поколол дрова, напиленные в лесу, мы их перенесли к дому и сложили в поленицу. Погуляли по беломошному лесу, набрали грибов на ужин, видели там остатки каких-то конструкций и дорогу. Вечером нагрели воды и помылись в избушке, на улице холодно, +10.
Целый день погода была неустойчивая, то дождь, то солнце, небо очистилось только к вечеру, зарядить ничего не удалось, а солнце уже на другом берегу, хоть бери лодку и плыви туда батарею ставить. Ночью на улице +2, хорошо, что мы ночуем в избушке, протопили - и порядок.
30 августа.
С утра чистое небо, солнышко, +4. Варим кашу и собираемся, вышли в 9ч. Идти легко, то ли течение здесь сильнее, то ли магазины близко, воодушевляют. Прошли р.Мылу, которая намыла целый песчаный остров, стали обходить его слева и пришлось идти пешком, мелко. Потом незаметно долетели до Тобыша, это большая река, в устье на карте обозначен нежилой поселок, а по виду - очень даже жилой, лодки стоят, избы хорошие, собаки гавкают.
После Мылы все избы на замках, из Трусово в Филиппово идет дорога по берегу, движение очень оживленное. Ну что ж, переночуем на косе, не замерзнем. Перед Филиппово на крутом л.б. жителями Филиппово и Трусово в 2015г установлен Памятный Знак: "Здесь по реке Цильме с XI века проходил северный водно-волоковый путь - один из первых Русских путей в Сибирь, а так же летний путь из Усть-Цильмы на Мезень, длиной 837 верст через Пезский волок."
Знак выполнен в виде пирамидки-паруса, под скатом на досках - памятные надписи. Вот такие стихи:
"Вы шли по северу земли
В неведомые еще дали,
Мечтая землю здесь найти,
Где сильно б вас не донимали.
Вели сквозь тайболу пути
(тайбола - дорога в лесу, проходимая только зимой)
Соединяли реки волоками.
Путь меряли неделями пути,
А время меряли веками.
Рубили избы, строили мосты,
А вместо вех селенья воздвигали, Вы инородцам веру принесли
и душу русскую им дали.
Вас двигала и воля, и неволя
В просторах северных мечту свою найти,
Не ведая того, своей мечтою
Россию на восток вели."

Еще названы имена знаменитых исследователей и путешественников, побывавших здесь: П.И.Крузенштерн, Александр Шренк. "Путь на Нижнюю Печору через Пезский волок  - самый древний из всех водно-волоковых путей севера. Пезский волок использовался в IX-XIX веках на древнем водном торговом пути из Великого Новгорода за Урал: Белое море - Мезень - Пеза - Цильма - Печора - Обь."
Рядом развалины большой избы. Набрали там подосиновиков на ужин, рыба за весь день даже не клюнула. И брусника на откосе очень вкусная, уже перезрелая.
К 17ч подошли к Филиппово, деревня вытянулась вдоль л.б. на пару километров, а где магазин?
Встали в центре, я пошла на разведку, а большой магазин, где есть хлеб, оказался ближе к дальнему краю деревни, у памятника. Магазин местные жители называют красный, хотя он давно уже сине-желтый, перекрасили. Его видно с реки, как и должно быть Там я купила хлеба, пряников, булочек, помидоров. Молочного производства здесь нет, только в Трусово. Я вышла на реку, покричала Волку, он подъехал и меня забрал. Связь здесь пока только МТС, но это уже неважно, до Усть-Цильмы еще 1 переход, а там есть Мегафон.
Прошли за деревню и встали на большой песчаной косе на п.б., по л.б. идет дорога, будешь вздрагивать от каждой проезжающей машины.
На ужин - молодая картошка с грибами и помидорами, булочки с яблоками. Вечером +12, даже мошка вылезла, ночью +2. Волк замерз, натянул на себя все, что можно, даже у меня уши замерзли. Ночью и утром над водой стоит густой туман.

31 августа.
Утром яркое солнце разогнало туман, красота! Вышли в 10ч., Цильма после Тобыша еще шире, по берегам - покосы, по л.б. идет дорога с интенсивным движением, много машин и тракторов. Избушки уже не попадаются. К 12ч дошли до Трусова, село стоит на живописной зеленой горке с усадьбами.
Как раз к берегу подошла машина, муж с женой приехали белье полоскать, можно спросить, где магазин. Меня даже отвезли туда на машине, купила молочки местного производства - творог, сметану, масло. Мы вспомнили забытый вкус и вид натурального масла - желтого, ароматного, блестящего на солнце, а также и творога, и сметаны.
Масло стоит 400р, творог 150р за 1кг, сметана 60р за 300г. Село большое, протянулось по перешейку на 1,5км, а мы 12км обходили его по реке мимо огромной песчаной косы.
Небо опять заволокло огромной тучей, но без дождя, с просветами, температура воздуха +13. Выходили посмотреть огромный деревянный дом, раньше здесь жили рабочие на сенокосе, дом еще крепкий, есть крыша, печка, нары, окна вынуты.
Избушек нет, встали на огромной песчаной косе ближе к деревьям. Волк все боится замерзнуть, а мне в палатке даже больше нравится, чем в чужой избе. Прошли 40км, через 6км будет 1800. На ужин гречка с грибами, чай с пряниками. Здесь уже есть связь - МТС, Мегафон, Билайн, Теле 2, но Билайн - только вечером, на закате. Я позвонила домой, поговорила с детьми, узнала, что у них все хорошо. Первый вопрос был: "Ты там живая?" У нас не было связи с 8 июля. Ночью +8.
Флисовый вкладыш в спальник себя не оправдал, он сбивается, поворачиваться неудобно, лучше если холодно, спать в термобелье, а мне до +4 и так нормально было. Волк видел на севере небольшое зеленое северное сияние.
1 сентября.
С утра синее небо, яркое солнце, прямо уезжать не хочется! Рыба вчера не клевала, на завтрак - опять каша и хлеб с маслом. Сетку ставить Волк энтузиазма не проявил. Сегодня планируем дойти до Печоры, по ней будем подниматься вверх до Усть-Ижмы, чтобы выйти на дорогу на Ираёль, или до Диюра, там сходятся дороги от Усть-Ижмы и Щельяюра. Вышли в 10ч, +16. Скоро дошли до Синегорья, в местечке с таким романтичным названием смотреть нечего - забор на берегу, водозабор, ГСМ. Может, здесь была зона.
Уже вдали видно Усть-Цильму. К 16ч вышли в Печору.
Сильный восточный ветер гнал волну, и мы пошли не по основному руслу, а справа, по какой-то протоке. Местами она становилась мелкой с топким песчаным дном, где-то вели лодку по песчаным обрывам, где-то шли на веслах.
В результате оказалось, что это была не протока, а р.Пижма, и пришлось нам делать незапланированный волок 300м в Печору. Карта не соответствует действительности, косы около Усть-Цильмы имеют совершенно другой вид и постоянно меняются, лучше ходить по яндекс-снимкам из космоса. Потом мы долго шли по Печоре мимо песчаной косы, подбираясь к кустикам, течение слабое, идти не труднее, чем по течению.
Хотели уже встать на стоянку около кустов напротив Коровьего Ручья, а там на берегу стоит самодельный трактор.
Сразу подъехала лодка, мужики забеспокоились, но мы только сняли его и пошли под п.б. к Журавскому, там и встали на песочке в 20ч, уже было темно.
Сегодня легко поднялись по Печоре на 13км вверх. Вечер был очень теплый, ясный, +17, ночью +12. На ужин сварила картошку с грибами и помидорами.
2 сентября.
Утром +13, пасмурно, впереди над речкой туман или моросит. Волк предложил идти не по Ижме, где течение 0,7, а по Печоре с течением 0,4 до Щельяюра, а там продавщица в магазине говорила, что доехать до Ираёли можно за 600р, и даже позвонить предлагала.
Дойдем до устья Ижмы, там посмотрим.
Вышли в 9ч. Прошли протокой Левый Сосновский Шар. Острова Дикий, Конинный, Шиковский слились в 1 большую косу, а левый берег выглядит как море в отлив, можно идти и тянуть лодку на веревочке, можно и на веслах вдоль берега.
Мы заходили в лесок, набрали маслят, там есть закрытая избушка, а через поле - еще одна, старая и без окон. Иногда на мелях приходилось выходить и протаскивать лодку. Левый берег мокрый, но если найти тропу, по ней можно выйти в беломошный лес. Мы нашли 1 такую тропу по знаку - яркому спасжилету на берегу, тропа вела к хорошей новой избушке с банькой, набрали рядом в лесу белых и брусники.
К вечеру прошли 32км вместо запланированных 20км, Печору Волк явно переоценил, в начале похода мы сэкономили на ее прохождении 4 дня. На л.б. встать не удалось, сыро, пошли на "остров с песочком", оказалось - это мысик, а протока ведет в Ижму, но мы решили туда не идти, а искать машину прямо на пароме через Печору. Вечером туман, тучи, моросит. Вылезли на мель, обошли ее и встали на сухом берегу, рядом много сушняка. Приняли по 50г и пошли за дровами.
На ужин сварила кашу с маслятами, белые пожарила. Поставили сетку на прощание, привыкли уже за лето к жареной рыбке, да и масло подсолнечное надо израсходовать. Ночью я проснулась от плеска и бульканья, думала мою рыбу какой-то зверь ворует, полезла спасать, за мной нехотя вылез заспанный Волк с фонариком. В сетке плескалась рыба, ходила туда-сюда, но не вытаскивать же ее ночью. Потом Волк долго надо мной хихикал в палатке, от кого это я собралась рыбу шлепками спасать? Ночью тепло, +10.
3 сентября.
Утром на небе тучки-кучки и солнышко. После кружечки утреннего кофе сняли сетку, попались 5 крупных язей, сварили уху и сковородку зажарили. 4 кусочка Волк не дал мне доесть, отнял на перекус. Надо было бы здесь дневку устроить.
Нагрели воды, помылись перед дорогой, вдруг от парома сразу и уедем. Еще раз посмотрели на снимках из космоса паромы.
К 15ч легко подошли на веслах к первому парому, здесь ходят и коммерческий и лукойловский, а следующий паром ближе к Щельяюру - лукойловский.
Спросили на пароме, можно ли здесь поймать машину до Ираёли. У них есть телефоны всех маршруток и таксистов, выяснили, что вечером будут 2 машины на Ираёль, но с 3 рюкзаками нас взять не смогут. Предложили уехать на легковушке через полчаса. Мы планировали помыть, посушить и свернуть лодку, собрать рюкзаки, переодеться, сварить картошку в поезд, а в результате аврально покидали вещи в багажник прямо в гермах, успели только лодку немного помыть и упаковать, а сами поехали в цивилизацию в болотниках и в пропахшей дымом походной одежде. По пути таксист Федор Канев завез нас в Ижму, зашли в магазин за продуктами в дорогу и удачно попали, когда звонили колокола новой церкви.
Дорога хорошая, только 20км грунтовки никак не заасфальтируют, Нарьян-Мар дает деньги, потому что многие жители пользуются этим паромом, а Ижма почему-то отказывается. У вокзала в Ираёли вещи вывалили прямо на газон и стали тут же собирать рюкзаки и переодеваться. Билетов в плацкарт на сегодня до Нижнего Новгорода не оказалось, только купе. Предлагали денек погулять, а 5 сентября пустят дополнительный поезд и билеты будут, нас это не устроило. Тогда кассир посоветовала взять билеты до Котласа на поезд 309 Воркута - Адлер, а потом договориться с проводниками, так мы и сделали. В Котласе мы за 5000 переселились в служебное купе и доехали до Н.Новгорода с комфортом, практически в одиночестве. В Н.Новгороде мы были в 3ч. ночи, в 5ч уходила электричка на Владимир, а Ласточка отправлялась только в 9.40, долго ждать, решили ехать на электричке. Но я не учла, что пригородные поезда отправляются с дальней платформы, 6 перрон, 13 путь, посадку объявили за 15мин, идти туда 7мин по переходам, а нам надо идти в 2 ходки! Волк бежал с последним рюкзаком  и еле успел вскочить в вагон уже в прединфарктном состоянии, я стояла в дверях, как у финишной ленточки. Вообще, можно было в таком случае дернуть стоп-кран.
В этом году обошлись без форс-мажора, шли не торопясь, внимательно осмотрели и запечатлели на фото и видео все интересные места, но и времени зря не теряли, если не было опасности жизни и здоровью. Дневки капитан не зажимал. Поход состоялся во многом благодаря его опыту, изобретательности, умению  командовать и хорошей проработке маршрута. Ура капитану!
Бюджет похода: продукты 12000р, транспорт 18000р.
Ненужные вещи, без которых можно было обойтись:
топор, купальник, половина рыболовного добра, 1 спиннинг, 1 накопитель, 1 фотоаппарат, половина аптечки.

Так закончился еще один поход. Теперь надо заняться ремонтом и апгрейдом снаряжения и готовить новый маршрут.