Семейный сплав на байдарке с ребенком 1 год 11 месяцев.
пос. Суксун - с.Сасыково (водопад Плакун) - Красный Яр - Черный Яр - пос. Спасо-Барда

Двое против ветра

Изначально этот поход планировался как прогулочный. Пройти маршрут протяженностью 72 км на байдарке Таймень-3 за 4 дня, в удобном темпе для похода с маленьким ребенком, чуть-чуть плывем, потом гулям, купаемся, собираем траву и клубнику, и плывем дальше. А если очень понравится, то можно и остановиться на дневку. Когда-то, много лет назад, на таких же байдарках, на этой же реке, 70 км мы проходили за один день. Но, как говорят, что-то пошло не так J. Из-за своей невнимательности, я допустил два косяка: я забыл топор в машине, я взял ПауерБанк для наших смартфонов, но так-же оставил в машине кабель L. Ну да ладно, об этом я узнаю чуть позже, а пока же начало маршрута… Стапель.

Погода замечательная, напрягает только ветер, потрясающе чистая, прозрачная, но не очень теплая вода, чистый воздух с ароматом клубники и луговых цветов, класс!

Решив все технические проблемы с машиной, сборкой байдарки и размещением всего барахла, мы стартанули в 13-30. Кайф! Вода как слеза, течение шустрое, встречный ветерок, но это мелочи. Сейчас как-раз будет поворот реки и про этот ветер мы забудем. Первая наша остановка – водопад Плакун (14-45). Там мы набираем воды, перекладываем барахло которое не там лежит, ну и конечно же фоткаемся.

Не все члены нашего экипажа досидели до этой остановки. Это один из плюсов сплава на байдарке с детьми. Их очень быстро укачивает как в люлке, спят дольше, а родителям плыть спокойнее.

Но вот, река делает поворот и про ветер мы забываем. Правда я ждал, что на этом участке ветер будет попутным. Ну да ладно, с таким течением без ветра на байдарке идти сплошное удовольствие.

Забегая вперед, хочу заметить, что это были единственные два километра на протяжении всего маршрута без ветра, без встречного ветра. Будет еще один участок, метров 700-800, с попутным ветром, о нем я напишу позже, на всем остальном участке ветер был встречным. Он был сильным или очень сильным, но всегда был встречным.

А потом появились первые волны с «барашками» как на море. Издалека кажется, что это начала какого-то переката или мелкой шеверы. Граница очень четкая, но это просто ветер, встречный ветер.DSC_1296DSC_1294

Пейзажи по берегам менялись, то это были леса, то луга, то обрывистые берега с гнездами береговых ласточек.

В первый день, было решено долго не идти. Сказывается общая усталость, долгая дорога, и подъем в 3 утра. Подвернулось очень неплохое место перед Красным Яром. Просто потрясающий галечный пляж.

Но такое место стоянки – это не наш вариант на сегодня. Там, на берегу было ветрено, это сейчас, когда я пишу отчет, заглянул в архив прогноза погоды на PR5.RU там нарисованы порывы ветра 10-13 метров в секунду. При таких порывах ветра удержать палатку высотой 2 метра на такой гальке было нереально.  По этому мы встали перед этой косой. На чьем-то покосе, укрыв палатку за деревьями в логу. Под палаткой была земля, что позволяло очень хорошо её зафиксировать, и на берегу был галечный пляж. Он не такой большой как на фотке сверху, но для нас – достаточно.

И так, мы встали на первую нашу стоянку в 16-15. Разгрузились, поставили палатку. Тут оказалось, что топор остался в багажнике машины, что несколько затрудняло дальнейшее приготовление пищи. А дров на покосе было… море J Кто-то специально для нас привез несколько кубометров обрезков горбыля с местной пилорамы. Мы, естественно были очень рады такому гостеприимству.

Очень хорошо, что пила в рюкзак была убрана еще дома, это нас реально выручило. С собой была турбо-печка которая позволяла вот на таком куске горбыля сварить суп на ужин и вскипятить котел чая. Но для этого эту доску нужно наколоть и напилить. Если с последним трудностей не возникло, то колоть дрова пришлось ножом.

После ужина, мы гуляли, фоткались, собирали клубнику, купались и даже некоторые пытались нырять.

Ночь прошла спокойно, после захода солнца ветер стих. Мы пытались ловить рыбу, у меня ни чего не получилось, а Юля с ходу поймала две штуки, которые были пожарены вечером к пиву. Ночью к нам кто-то приходил в гости, и ходил вокруг палатки, я думаю, что это была лисица или кто-то чуть меньше размером. Но кто бы это не был, сильно нас это не побеспокоило. Ночь была теплой и мы отлично выспались. А потом наступило утро.

Утром снова появились гости, только в этот раз они приехали на внедорожнике. Это был местный рыбак с собакой. Рыбак пытался ловить рыбу нахлыстом на повороте реки, а собака пыталась стащить у нас что-нибудь вкусного. На прощание мы её накормили молочной кашей, и отчалили дальше. Хотя нет. Это еще не все. Утром, мы с Юлей собираем вещи, сворачиваем палатку и прочее. Мелкий играет возле перевернутой байдарки на берегу. Краем уха слышу… «Не могу..», чуть позже опять «Не могу…» но уже более настойчиво. Спрашиваю, что случилось? В ответ опять «Не могу..» и показывает на байдарку. Подхожу, показывай, что «Не могу..». Показывает, не может до конца оторвать заплату на старой пробоине, оторвал всего на три четверти!!! Приплыли!!! Это все, или еще где-то «Не могу»?  Показывает вот еще, вот и вот. В общем оторвал то что смог, на остальное позвал меня на помощь. Оставляю сбор вещей на совесть Юли, сам достаю ремнабор и начинаю чинить байдарку. После непродолжительного ремонта мы все же отплыли в 11-55. Забыл еще упомянуть, что часы я тоже забыл, но не в машине как все остальное, а конкретно дома. Часы есть на телефонах, но они убраны в гермомешки и выключены, есть еще навигатор, но там надо шастать по меню, и показывает «летнее» время. Это сейчас, я пытаюсь выставить какие-то временные метки по треку, плыли же мы чисто по солнцу и своим внутренним ощущениям.

Не смотрите, что на некоторых фотках такая спокойная вода, типа нет там такого ветра. Просто когда очень большие волны, как-то не до фотографий. Фотик тоже убран в герму, и хочется побыстрее свалить с такого участка реки, а фоткаемся уже там, где это по спокойнее. Я просто для примера вставлю фотку, волны с «барашками» как на море, но это не самые большие волны, но более широких участках реки волны были больше. Даже были такие «дорожки» по середине реки, шириной 2-2,5 метра где нет волн. Очень интересное явление. Справа и слева волны выше борта байдарки, а по «дорожке» высота волн сантиметров 5-7 всего. Ветер везде одинаковый, а волны нет. И эта «дорожка» совсем не прямая. Выгрести одному против такого ветра очень сложно.

Добавлю несколько цифр. На сложных участках реки, когда мы гребли вдвоем, скорость по навигатору падала ниже 3 км/ч, а на волшебном участке протяженностью метров 700-800, где ветер оказался попутным, мы ясно дело не гребли а отдыхали, навигатор показывал скорость чуть больше 8 км/час.  Я не представляю, как гребли люди на катамаранах, был даже один тримаран с веслами от старых надувных лодок. Я думаю, что на нем вообще ни какого смысла не было грести. Был еще катамаран шестерка под мотором. Вот им было круто! Скорость у них была почти как наша, но при этом они НЕ ГРЕБЛИ! Мы же просто упахивались. Но тем не менее нем это не мешало любоваться окружающей красотой.

Ну да ладно, так или иначе, а мы идем дальше. И в 14-00 мы находим место для обеда. Вообще, на этом участке Сылвы просто проблема со стоянками. Мало пляжей с каким-либо выходом на поляну. На высоких берегах есть поля, на которых бы можно было встать, но выхода к воде нет. С дровами тоже проблема, которая нас к счастью не касалась, т.к. на первой своей стоянке мы напилили и запаслись топливом для печки, которого нам хватило до конца похода и даже осталось. На обед мы встаем на галечной косе подходящего размера, как потом оказалось есть еще и дорога, которая поднималась на очередной скошенный покос. Травы на нем уже не было, но было море… нет не так… МОРЕ клубники… J

Мы неспешно пообедали, Юля попыталась пособирать клубнику, но мелкому, это дело быстро надоело и он очень быстро начал бастовать. Не успев добрать буквально пару ведер ягод, в 16-10 мы отплыли, и уже через несколько минут, у части нашего экипажа наступил сон-час (два-три часа J).

Мы шли вперед, и погода тоже не была постоянной. Облака плыли, нет, они просто бежали… бежали с большой скоростью и уже через два с половиной часа погода стала вот такой.

Но вот, время уже почти 19 часов, и пора искать место для стоянки. Было большое желание остаться прямо на этом галечом острове, там даже была низина, за холмом, в котором можно было установить палатку, чтоб хоть как-то защитить её от ветра. Напрягали вон те крыши домов на заднем плане. И принимать у себя ночью гостей, в виде местных колдырей, а не лисиц не хотелось еще больше. И было принято решение плыть дальше. Тем более, что дальше по карте был нарисован большой остров, на котором наверняка найдется место для стоянки. Как же я ошибался! До места стоянки нам пришлось идти еще 1 час 15 минут, или 5 километров. За все это время не было не то что бы подходящего места, не было вообще ни какого места. Остров, на который рассчитывал я, оказался вообще не вариант. Правая протока, есть только на карте, а реале там все пересохло, левый же берег просто высок, даже если там есть поляна или покос, то без какой-либо защиты от ветра и без какого-либо спуска к воде.

На очередном повороте было неплохое место, но оно уже было занято, и нам пришлось идти дальше. Время приближалось в 20 часам и тут наконец пошел дождь.  Наша байдарка превращается в субмарину. Снизу  вода, сверху вода, волны чуть выше борта лодки. Класс! Тут на правом берегу мы заметили место для стоянки и ломанулись туда. И вот тут волны стали параллельно борту лодки, стало малость не по себе. Все вещи конечно упакованы, но как отреагирует мелкий на переворот байдарки, проверять не хотелось. Но все обошлось и мы благополучно пересекли реку и причалили к берегу. Место нас устраивало, нас наверное устроило бы любое другое место в такой ситуации. Через несколько минут подошел катамаран, шестерка, тот что был с мотором, они тоже искали место для стоянки. Мы же выгрузили мелкого на берег, недели на него дождевик и принялись к установке палатки. И вот тут я понимаю, что наша палатка совершенно не предусмотрена для установки её под проливным дождем. Мы пользуемся этой палаткой уже не первый год, но первый раз нам пришлось ставить её под дождем.  Очень сложно установить палатку так, чтобы комната осталась сухой! Минут через 7-10 после того как палатка была установлена, дождь закончился. Вообще в этом походе меня не покидало чувство того, что погоду включали специально для нас J Дождь, ветер… О этот ветер, это отдельная песня. В какую бы сторону не повернула река, ветер всегда будет встречным. Причем у реки ветер очень сильный, а деревья, которые стоят на высоком берегу даже не шелохнутся. Я даже специально снимал видео, попробую его тоже приложить к рассказу (ссылка на видео https://youtu.be/dPaFuVUtOGs).

К вечеру небо прояснилось, мы поели, уложили мелкого спать и перевели дух.

Эта ночь выдалась несколько хуже чем предыдущая. У Юли пересекло спину на столько сильно, что не могла поднять руку. Болело так, что невозможно было спать и даже пришлось пить обезболивающее.  Юля уснула только под утро, после приема таблеток, я же наоборот выспался около 6 утра, и пошел обследовать место, на котором мы остановились. Место у меня вызывало очень много вопросов, на которые я не мог найти ответы. Обычно я так не делаю, но тут надеюсь, что быть может кто-то из читателей мне подскажет что  за дорога. А именно дорога так сильно меня удивила. Координаты стоянки 57°19'01.65, 57°26'18.64. До ближайшее деревни по прямой 2,5 км. И на эту поляну ведет дорога. Фото самой дороги. В одну и другую сторону.

Дорога сделана капитально, и почти по прямой линии. Она не заброшена, по ней время от времени ездят, судя по траве. И на нашу поляну есть ответвление, но там уже дорога не такая, она не насыпная, а просто земляная, и далеко не ровная.

Я могу предположить, что с одной стороны дорога идет в деревню, до которой меньше 3 км., но вот с другой стороны нет ни какой деревни по близости, и берега довольно круты, чтоб предположить, что эта дорога была до соседней деревни вдоль реки. Да и две машины там вряд ли разъедутся. Кроме того, дорога эта имеет гидротехнические сооружения, в виде большой бетонной трубы под ней, через которую происходит слив воды из болота (или ручья), что намертво отмело у меня предположение о просто рыбацкой дороги.

Быть может этот отчет попадет на глаза кому-то из местный или более грамотных, чем я, читателей и подскажет мне, что же это за дорога (была дорога).

Часов в 8, проснулась и остальная часть нашего экипажа. Самочувствие у Юли пошло на поправку. Сможет или нет грести дальше, это еще под вопросом, но шевелить рукой уже может. Это уже хорошо. Мы пошли собирать траву, душицы на склоне росло много.

Юлино самочувствие, и изрядно испортившаяся погода поставили под вопрос целесообразность прохождения запланированного маршрута до конца. По плану у нас было дойти до Усть-Кишерти, от нашей стоянки это еще 36 км. Решили пока решение этого вопроса отложить, плыть дальше и действовать по обстановке. Мы позавтракали и начали собирать вещи. В какой-то момент со стороны палатки раздался какой-то непонятный звук, какое-то время я не смог его идентифицировать. Через несколько минут я понял, что это был за звук.

У нас сломалась одна из углепластиковых дуг, сработала как пружина и проткнула крышу у палатки. Это было определяющим фактором по продолжительности нашего маршрута. Нет, если бы не было возможности сойти с маршрута, то можно было бы перебрать колышки, усилить их ивовыми ветками, поверх палатки накинуть тент от дождя и можно было бы переночевать. Но нам такие подвиги нафиг не нужны, и самочувствие Юли попрежнему оставалось под вопросом. Поэтому я принял решение заканчивать маршрут на день раньше, и на 25 км короче. В результате мы финишируем сегодня в поселке Спасо-Барда.

Отчалили от стоянки мы в 11-30. На оставшемся участке маршрута, у нас не было ни чего интересного, мы постоянно боролись с ветром, делали остановки, чтоб отдышаться и размять ноги.

По берегам заметно прибавилось отдыхающих, кто с удочками, кто с шашлыками. Заметно прибавилось моторных лодок, которым очень интересно было промчаться рядом с нашей байдаркой. То ли понтануться, то заглянуть, как там у нас в лодке… Для нас же это доставляло дополнительные неудобства. Кроме встречного ветра нам приходилось еще подставлять байдарку носом или кормой, под волны от этих моторок. Такое впечатление, что люди на этих лодках, совершенно не пользуются головой, на предмет подумать, а не шапку носить.

И в 14-50 мы причалили к финишу нашего маршрута. На этом наверное можно закончить мой рассказ по этому походу. Потом был антистапель, поездка за машиной, обед совмещенный с ужином и долгая дорога домой.