Лена от Русской Речки до дома инспектора. 24 - 30 августа

Фрагмент скал Фрагмент скал
Игла Игла

24 августа

Ночью дождь, к рассвету очень сильный. Но утро встретило нас приемлемой погодой. Временами кое-где просматривалось солнышко, дождя нет. Ветер попутный.

Утренний туман на скалах

Группа столбов
Последнее время опять начал спускать катамаран, приходилось подкачивать через 5-7 км. Я давно смирилась и привыкла. Утром Володя осмотрел и обнаружил, что свистит на корме. Тот скотч, которым мы заклеивали на Чаре, со временем отлепился. В этом походе (решили еще дома) плавали кормой вперед. Какая разница? Зато больше места для жизни, клапана под ноги не лезут. Нам понравилось. У нас гондолы катамарана имеют более толстый нос и более худую корму. Это было вызвано тем, что первоначально мы делали парусный катамаран, так ему легче всходить на волну. Исколесили на нем все Куйбышевское водохранилище. «Хвост» (или уже «нос») катамарана Володя перегнул и зажал веревкой, свист прекратился. Первая подкачка через 20 км.

Первые дни на Лене мы плавали без спасжилетов, используя их периодически как термоизоляцию и ветрозащиту. Во второй половине сплава по Лене мы их носили постоянно из-за общей низкой температуры.

Прошли две ходки вдоль правого берега и увидели впереди длинный хребет. К этому времени на реке установился штиль.

Необходимости совершенно не было, но нам в одно место что-то стрельнуло, и, мы не раздумывая ни о чем, как сидели без спасжилетов, так и сидели, как не подкачивали катамаран с утра, так и не подкачали, пошли на пересечение реки Лена. Ширина здесь 1,28 км. Пересекли примерно за 15 – 20 минут в спокойном рабочем темпе.

Впереди Урицкое, куда многие туристы заходят. Может, и мы зайдем.

Перед Урицким встретили рыбака, который ловил на спиннинг щуку и ленка у небольшого притока. Пообщались. Он рекомендовал ловить на белую колебалку и воблера. У нас этого ничего нет. Все блесны – «вертушки» и есть парочка попперов.

Во время обеда постирала тельняшки. Время для них пришло, правда, иногда срывается дождь и небо пасмурное. Когда высохнут?

До мыса перед Урицким плыли, плыли, как будто бы он на другом конце света. Когда подплыли к Урицкому, нашему взору предстала огромная отмель, уходящая к центру Лены. Нам казалось, что лодки, которые стоят у отмели, находятся чуть ли ни у противоположного берега. В село не пошли: ничего не надо и лень так далеко шагать.

Сколько времени мы оплывали эту отмель, уму непостижимо. Фактически все время после обеда. Течения вдоль отмели нет. Грести тяжело. Когда путь вдоль отмели стал идти параллельно основному берегу, появилось слабое течение 1-2 км/час. Сразу стало легче. А потом Володя обрадовал, что эта отмель тянется вперед на много километров.

Плыли мы плыли, плыли мы плыли. И ругали себя, зачем Лену переплывали, ведь видели на карте мель, но не представляли себе, что это такое в действительности.

Высадились напротив МТФ. Нашли заброшенные конюшни, где Ирина Опанчук в своем отчете по Лене рекомендовала искать червяков. Мы перерыли, все что можно, затратив кучу времени, а нашли 3 штуки. На берегу напротив конюшен есть луговина, можно поставить палатку, но до воды очень далеко. Пошли дальше. Несколько раз начинался дождь. Выстиранные тельняшки высохнуть не успевали, их опять мочило. Шли-шли. До конца отмели так и не дошли. Дошли туда, где отмель стала чуть короче, где до леса было около 300 м, а не 0,5 км и более. Остановились на ночлег. Было уже поздно, темнело. Лагерем поставили шустро, вспомнив, что мы туристы, и все можем делать быстро.

По прямой проплыли 41,2 км.

Мокрые тельняшки оставила на катамаране. А вдруг подсохнут за ночь?

25 августа

Ночью была гроза. Выползла из палатки и увидела чудную картину: по Лене шли сразу четыре больших судна, все в огнях. Молнии сверкают, огни переливаются в струях дождя. Красиво очень.

Утро встретило нас голубым небом, ярким солнцем и сильным встречным ветром.

Опять сильнейший встречный ветер
Опять шторм, плыть невозможно. Спали до тех пор, пока кости не заломило.
Шторм на Лене

На ветру холодно. В лесу за береговым буреломом Володя нашел ровный пятачок, расчистили его, перетащили туда палатку. Не дует, сразу теплее.

Вид на правый берег

Ближе к вечеру ветер начал стихать, но наползли тучи. Учитывая, что погода такая непостоянная, решили использовать оставшееся до темноты время для плавания. Сколько успеем проплыть, все наше, все ближе к Якутску.

Отплыли в пять часов при небольшом попутном ветре. Мель тянулась еще 5 км до далекого мыса, вдоль нее течения почти не было. Оно появилось, когда мель начала заканчиваться. Плыли далеко от берега, чтобы хоть немного поймать течения. Ветер постепенно стал штормовым, на Лене разыгрались сильные волны, с барашками. Попутный ветер гнал нас вперед, навигатор показывал скорость до 10 км/час. Володя говорил, что скоро будем лететь как моторная лодка. Ветер, хоть и попутный, крутил катамаран, получалось, что кто-то гребет, а кто-то подруливает. Редко удавалось обоим грести.

Увидев приближающуюся тучу с дождем, причалили на низкий галечный мыс, оделись в мембранку. Переждали кратковременный дождь. Поплыли. А ветер все сильнее и сильнее, волны все выше и выше. Катамаран кидает как в хорошем пороге.

Оглянулись, а сзади огромная черная страшная туча. Срочно причалили к берегу, т.к. устали бороться с ураганным ветром, пусть и попутным, да и дождь лучше пережидать на берегу. Только высадились, как крупными каплями ударил ливень. Нам в мембранной одежде было хорошо. Мы повернулись к дождю спиной, и нам было все равно. Туча, быстро двигаясь, умчалась вперед. После этого бешеный ветер, который она гнала, поутих, волнение стало слабее, и мы опять поплыли.

Перед очередным небольшим населенным пунктом (Хатынг-Тумуя) берег начал понижаться, и мы увидели возможность поставить палатку. Высадились, проверили. Да, прямо под деревьями, под стеной леса хорошее местечко (мт 56). Всего за вечер успели пройти 14,4 км.

Володя сказал, мол, пока он разгружает катамаран, ты попробуй ловить. Первый же заброс, и первый крупный елец. Володя тоже взял удочку.

Рыбалка на закате

За каких-то полчаса надергали ельцов на две сковородки (примерно 30 штук), брали только крупных, мелких отпускали. Под конец ловли был красивый закат. Сняли фото и видео.

Ленский закат

Катамаран разгрузили в сумерках. До самой темноты чистила ельцов.

Ужин при свете костра. Рыба только что пойманная и сразу же пожаренная – невыносимо вкусна. Впервые любовались звездным небом, прямо над нами – Млечный путь. Узнавали знакомые созвездия: Лебедь, Орел, Пегас, Андромеда, Лира, пролетело несколько спутников.

Вечер холодный. Выпала обильная роса, все вокруг заблестело.

Уровень Лены стабильно понижается, хотя дожди идут регулярно.

26 августа

Выплыли рано, не было еще и 8 часов. Холодно, все вокруг в росе.

Плыть было сегодня легко. То место, которое указано в отчете Ирины Опанчук, где они ловили стерлядь, мы просвистели. Две причины: главная – нас не балует погода, и редко выдается день, когда можно спокойно идти. А место их рыбалки было у нас около 10 часов утра. Вставать там и терять благоприятный для плавания день нам не хотелось. Мы и так уже почти двое суток просидели. Второе: на летовке были люди, слышались звуки мотора, собаки на берегу. Мы же предпочитаем жить в гордом одиночестве – спокойнее, приятнее и т.д.

Опять видели картину, очень поразившую нас при прошлом плавании по Лене. Длинная и прямая река упирается в невообразимой дали в небо. Нет перехода от воды к небесам, единое целое, и далекие мысы, до которых, кажется, никогда в жизни не доплывешь, висят в воздухе. Длится такое недолго: мысы постепенно, по мере приближения к ним, опускаются на воду, и очарование исчезает.

Сначала шли вдоль левого берега по течению, потом при подходе к населенному пункту Марха появилась очередная мель, длинная-длинная по карте. Может, километров тридцать. И та скорость, которая была (мы гребли + попутный ветер + небольшое течение, которое мы отлавливали подальше от берега) нас не устроила, стало казаться, что ковыряемся на одном месте, что неудивительно при этих огромных водных просторах. Мы повернулись лицом к противоположному правому берегу и пересекли Лену. На месте пересечения ширина была 1400 м. На этот раз Лену пересекали в спасжилетах – в них теплее, не продувает.

Вдоль правого берега скорость течения намного больше, все тот же попутный ветер средней величины. Когда не гребли скорость 6 км/час, когда подгребали – до 10 км/час. По сравнению со скоростью вдоль левого берега – небо и земля.

Надо было приобрести опыт мели напротив Урицкого, чтобы быстренько убраться от мели у Мархи. Погода хорошая. К обеду хмарь ушла, легкие летние облака. В затишках тепло, хорошо. Когда находишься на открытом берегу, ветер выдувает все тепло. Он ледяной.

До обеда прошли почти 30 км.

На обед встали у небольшого заливчика, образованного косой. На берегу много остатков рыболовных снастей: обрывки сетей, грузы и подобное. Попробовали ловить ельца, но у нас нет червяков. Поймали 2-3 штуки и на этом рыбалку закончили.

После обеда началась обычная вечерняя программа: из-за гор начали выползать мощные дождевые облака. Мы плыли расслабленно, т.к. в первую половину дня, когда старались как можно больше пройти, устали. Пару раз выходили на берег поискать червяков, но охота на них была неудачной – нашли парочку, перевернув тонны камней. Трудно найти место, где могут водиться червяки. Все берега влажные, сочатся ручейками. Это тает вечная мерзлота.

В конце дня подошли к острову Матар и по узкой протоке прошли его.

Остров Матар

В конце Матара в протоке появилась сильнейшая мель, и образовался перекат. Пронеслись по этому перекату метров 50 очень быстро, а потом, естественно, стоячая вода.

Встали на правом берегу сразу после окончания острова Матар. Палатку поставили прямо на каменной галечной россыпи. За день прошли 50 км.

Вечером был очень красивый закат, самый красивый за поход.

История одного заката

У катамарана половила ельцов, деля червячков на множество кусочков. Как всегда две сковородки.

Когда готовили ужин, небо затянуло облаками, и начал накрапывать дождик, который все усиливался и усиливался, превратившись в настоящий хороший дождь, который шел безостановочно всю ночь и все следующее утро.

27 августа

Ближе к обеду дождь прекратился, но небо пасмурное, серые слоистые облака. Низкие тучи идут с севера, цепляясь за береговые горы. Ветер легкий попутный. Не жарко. Погода для плавания неплохая.

Посчитали продукты и решили пополнить их в большом селе Саныяхтах. Лену пересекли за 15 минут. В селе посетила пару магазинов. Купила макарон, гречки, пряников, печенье, яйца. Хлеб можно поймать с утра, мы уже опоздали.

Село Саныяхтах

Село, как и почти все населенные пункты левого берега находится на отмели, течение вдоль нее естественно отсутствует.

Только, когда мы завернули за последний галечный мыс, а их несколько после села, появилось течение, которое перед устьем Туолбы уходит к левому берегу. Зная это, мы и не торопились вернуться на правый берег.

Примерно за километр до скал у группы елей, которые выделяются на общем фоне, у кустов нашли хорошую площадку (мт 58) и организовали бивак.

Бивак на левом берегу

Кругом черные тяжелые тучи, они проливаются дождем то слева, то справа. Как-то беспросветно все. Вечером небо потихоньку начало очищаться от туч, даже закат сфотографировали.

За день проплыли 25 км.

Ночью были крупные звезды.

28 августа

Утром густой туман, через который с трудом пробивалось солнце. На кустах, на траве, на палатке – роса. Тихо, хорошо.

Когда поплыли, на реке появился небольшой встречный ветер, но течение вдоль скал было неплохое, и мы за счет него без проблем двигались вперед.

Впереди из-за скал показался большой корабль. Вдруг он остановился, развернулся и ушел назад. Такого мы еще никогда не видели, чтобы большой корабль вдруг развернулся. Когда выплыли из-за скал, корабль стоял недалеко от берега, и его мотало на течении. Первая мысль: сломался, стоит на якоре, вот поэтому течение его и мотает. Когда поравнялись с кораблем, поняли, что с ним все нормально, просто команда на маленькой лодке ставит и проверяет сети. Ну, надо же: все ловят!

Над нами уже сияло солнце, а над устьем Туолбы все еще был очень густой туман. Солнце с трудом справлялось с ним. Встречный ветер стал очень слабым.

Встретилось что-то типа турбазы или дома отдыха. Было видно несколько зданий, уличное освещение, качели-карусели. Сразу после этой базы мы остановились на обед.

Во время обеда очень тепло. На берегу на гальке были небольшие лужи с чистой водой, хорошо прогретые солнцем. Помылись в них.

После обеда дошли до небольшой деревни Малыкан. Здесь много лодок, стоящих на мели, причем очень далеко от теперешнего берега. А прямо на берегу стояли катер и баржа. Потом, когда мы уйдем далеко вперед, эти катер и баржа будут как бы маяками, показывающими кораблям, где начинается мель.

Малыканские мели

Проплыв немного вдоль этой мели без течения и дойдя до более или менее узкого места на Лене за 16 минут спокойно пересекли реку на правый берег, на котором появились маленькие скалы, стоящие рядами.

Правый берег напротив Малыкана

По мере продвижения вперед встречный ветер, который был весь день, стал усиливаться. В центре реки начали появляться белые гребешки, а мы вдоль берега совсем перестали двигаться – встречный ветер нас остановил. А небо чистое, голубое.

В распадке между горами остановились, нашли место для палатки (мт 59).

Опять встречный ветер

Мы все можем простить Лене: дождь, тучи, грозу, но не встречный ветер. Он нас полностью останавливает. Володя сказал, что встречный ветер за весь день украл у нас минимум 10 км и два часа времени.

Вечер откровенно холодный, спасает термобелье.

Рядом с нашим биваком бежит прозрачный горный ручей. При сильном ветре вода в Лене взбаламучена, а ручей решил проблему с чистой водой.

Ужин готовим в глубоких сумерках. Опять две сковородки ельцов.

Огромное небо с огромными звездами смотрело на наш великолепный вечерний костер (на берегу было много плавника).

За день прошли 38 км.

29 августа

Утро встретило нас туманом, сильным встречным ветром и холодом.

После завтрака опять залезли в палатку. В палатке хорошо, а на улице ветер продувает насквозь.

Опять встречный ветер

Лена красивая, голубая, а плыть невозможно. В центре белые барашки. Моторки идут вдоль берегов, что они обычно делают во время сильного ветра и волн.

Добыли немного червяков – 20 штук. Поймали 34 ельца.

Во время отдыха

Досидели почти до вечера, не выдержали и отплыли против ветра. Скорость мизерная. Грести очень тяжело, но место сменили.

Проплыли мы немного – 7,4 км. Встали на мысу. Дров много, до воды близко. Палатка на голой гальке, открытая всем ветрам. Небо чистое, солнце уже закатилось. Ветер утих. На западе встают облака. Лена мирно течет. Вечер без ветра кажется теплее, чем вчера, когда все выдувало.

Фрагменты скал

30 августа

Встали рано, с рассветом. Кругом сильная роса. Очень холодно. Быстро позавтракали и отплыли по штилю, не было еще 8 часов. Рванули как на стометровку, так засиделись вчера.

При подходе к Чурану погода изменилась, появился попутный ветер, а сзади начал клубиться туман, которого ранее там совсем не было. Небо постепенно стало покрываться облаками.

На воде стал появляться незначительный мусор, что говорит о повышении уровня после прошедших дождей.

Длинная семи километровая отмель напротив Чурана забрала у нас много сил. Вся она покрыта кустами. Глядя на них, мы вспоминали, как два года назад шли вдоль этих кустов, которые были подтоплены, и высадиться было невозможно. Сейчас перед кустами галька шириной от 30 до 100 м. Шли бесконечно долго. Казалось, что поворотный мыс впереди выходит чуть ли не на середину Лены. Мы к нему плыли и плыли, а он только отодвигался и отодвигался.

Попутный ветер усилился, стал крутить катамаран, грести стало неудобно. Погода солнечная, легкие облака. Одной ходкой дошли до базы Чуран. Вышли прогуляться и отдохнуть. Здесь несколько домов, они старые, один вообще разрушенный. Вверху базы красиво – березовые аллеи, просторно, светло, тихо. Большой запас дров. Видна дорога, откуда – непонятно.

Далее по пути на левом берегу большое село – Исит. Увидев вышку сотовой связи, собрала телефон, но МТС нет. Что ж…

Дойдя до небольшого заливчика, образованного галечным мысом, решили тут обедать. Нам нравится причаливать в таких закрытых заливчиках. В них тихо, нет прибоя. В этом заливчике Володя с первого заброса поймал щуку. Я помогла ее вытащить на берег. Потом мы ее разделали, приготовили филе на вечер, а из хребтов, плавников и головы сварили уху.

После обеда одной ходкой дошли до дома инспектора. Протока, по которой заходили, из-за общего низкого уровня воды стала очень узкой. Во время захода в нее поднялся порывистый ветер, возникло сильное волнение, и было непонятно, течет ли там вода, не тупик ли это. Заплывали крадучись, внимательно наблюдая за течением. Потом в эту протоку влилось еще пара проток, и она стала широкой. Видели на песчаном берегу при слиянии проток палатку, лодку без мотора и много вещей. Но людей не было. Потом нам рассказали, что именно там находится верхняя яма.

Напротив дома инспектора на берегу стояли две лодки, а чуть поодаль в палатке расположились рыбаки. Это они просветили нас о ямах. Средняя яма находится как раз напротив дома инспектора, а нижняя – через 8-10 км.

Погода начала портиться, в разных местах виден дождь, похолодало, и все указывало на то, что ненастье будет затяжным.

Закат перед непогодой

Мы приняли решение расположиться в доме (мт 61), хотя рыбаки скептически к этому отнеслись – не разрешают, выгонят, они не рискуют.

Мы, тем не менее, разгрузились в дом инспектора и начали на кострище жарить рыбу. Тут из тайги приехало на лошадях четверо местных с собаками. Оказывается, эти две лодки были их. В тайге, на озерах, они ловили ленков, стреляли дичь. Одна собака сходу украла у нас большой, еще очень горячий, кусок щуки, мгновенно проглотила его и нацелилась за другим. Пришлось принять меры по спасению собственного ужина.

Охотники расседлали лошадей, отпустили их пастись в тайгу, сбрую и седла закинули на чердак дома, сели в лодки и уплыли, а голодные собаки остались возле нас. Потом нас рассказали, что так тут всегда поступают с охотничьими собаками. Они сами должны добывать себе пищу, никто их не кормит. Но каково было нам, когда, каждый раз выходя на крыльцо, мы натыкались взглядом на голодных худых собак, которые заискивающе на нас смотрели и ждали.