Река Чара
Чарские пески. 24 июля

Верхний Сакукан в районе брода Верхний Сакукан в районе брода
Сосны на песках Сосны на песках
На Чарских песках На Чарских песках
Растения в пустыне Растения в пустыне
На окраине Чарских песков. На окраине Чарских песков.
Пустынная растительность Пустынная растительность
Впереди - барханы Впереди - барханы
Растения в пустыне Растения в пустыне
Приближаемся к бархану Приближаемся к бархану
Подъем на бархан Подъем на бархан
Прогулка босиком по гребню бархана Прогулка босиком по гребню бархана
Пустыня с верхушки бархана Пустыня с верхушки бархана
Бескрайняя пустыня Бескрайняя пустыня
Пустыня Пустыня
Приходится спасаться от полчищ мошки Приходится спасаться от полчищ мошки
Бивак на озере Таежное Бивак на озере Таежное
На берегу озера много мест для биваков На берегу озера много мест для биваков
Смог над Кодаром Смог над Кодаром
Народное творчество Народное творчество

Еще проезжая вдоль Байкала, мы обратили внимание, что воздух потерял прозрачность, а дымка все более усиливалась по мере продвижения поезда вперед. Это был смог, который был вызван таежными пожарами. Мы забеспокоились, т.к. смог ставил под удар все наши будущие видео и фотосъемки, особенно пейзажные.

На станции Новая Чара, где мы высадились примерно в два часа ночи или около этого, даже в ночной темноте было видно, что все в дыму.

Станция Новая Чара
Поезд стоит в Новой Чаре час, времени предостаточно. Поэтому мы не удивились, когда из соседнего вагона вышли двое туристов на прогулку. Их тоже сильно беспокоил смог. Их путь лежал на Тимптон-Алдан. Они переживали, что может быть закрыт вход в тайгу, и поход сорвется. Где горит, толком никто не знал, хотя мы пытались узнать это у редкого местного населения. Нам иногда называли местность, где горит, но мы не врубались, названия были незнакомые. Поняли только одно: эту местность мы уже проехали на поезде, просто дым распространяется на многие сотни километров.

Рассвет ожидали, болтаясь и бездельничая то в здании вокзала, то на улице. Было очень холодно, табло показывало 7°С. От нечего делать, мы долго беседовали с дежурным полицейским. Темы были разные, но среди них и необходимые нам, а именно: как лучше, проще выйти на Чарские пески и желательно к озеру Таежное.

Чарские пески — урочище в Каларском районе Читинской области, песчаная пустыня размером примерно 10 км на 5 км, в предгорьях хребта Кодар, между долинами рек Чара, Средний Сакукан и Верхний Сакукан, в 9 км от села Чара и в 10 км от станции БАМа Новая Чара. По краям пустыни находятся два небольших озера — Таежное и Аленушка.

Массив является геологическим памятником природы геоморфологического типа федерального ранга.

Чарские пески - это уникальное сочетание песчаной пустыни с барханами (вообще редкое для России явление) с окружающей ее восточно-сибирской сосново-лиственичной тайгой и горами.

Рекомендация было ожидаемая – через пос. Чара и р. Средний Сакукан. Так ходит большинство, путь известен и описан. Но мы хотели идти от пос. Новая Чара к озеру Таежное через р. Верхний Сакукан. Оно привлекло нас на фотографиях в Интернете, да и с южной стороны песков находится самый высокий бархан, с которого ближе всего до высоких вершин Кодара. Да, дым, да, смог, а вдруг нам повезет, и он рассеется...

К сожалению, в Интернете, мы не нашли детального описания пути к озеру Таежное в урочище Синельга. Зато встречали описания, когда люди выходили к Новой Чаре, возвращаясь с гор, с юга от песков. Там все проходимо.

Еще дома чисто теоретически наметили возможный путь к озеру, теперь нам предстояло воплотить его в жизнь.

Описание пути на озеро Таежное даем подробное. Может, кому понадобится.

Дождавшись рассвета, по телефону, который был написан на стенде прямо против здания вокзала, мы вызвали такси и укатили к мосту через Чару, к тому мосту, который на подъезде к Новой Чаре. Рядом ж/д мост, который мы проехали ночью. Так мы выбрались из поселка.

Автомобильный мост, который мы не раз видели на фотографиях как крайне разрушенный, сейчас был в состоянии ремонта. По сути, возводили новый автомобильный мост. Он был еще не готов, настил только до середины, поэтому мы перешли реку по железнодорожному мосту, благо движение поездов по БАМу неинтенсивное.

Двинулись вперед по накатанной дороге вдоль ж/д полотна с левой стороны. Дорога очень пыльная.

Когда наш путь вдоль полотна подходил к концу, нас нагнал рабочий поезд, состоящий из одного вагона и платформы. Машинист притормозил и знаками пригласил подвести, но нам это уже было не нужно. Кстати, еще полицейский на вокзале говорил об этой возможности – подъехать на рабочем поезде, предварительно договорившись с машинистом. Но мы рвались в «бой», и ждать отправления поезда час или два нам было невмоготу, да и сидение на вокзале надоело.

От железнодорожного пути на карте (мт 01) в сторону карьера (так мы прочитали этот значок) отходила тропа.

Путь к Верхнему Сакукану
В нужный момент мы пересекли рельсы и встали на нее. То, что эта тропа именно та, что нам нужна, мы поняли тут же. На конце тропы валялись или висели на деревьях изорванные кеды, кроссовки, ботинки и пр. Туристы избавлялись от пришедшей в негодность обуви.

Тропа шла в основном по сухим участкам местности, по гривам, встречались небольшие кусочки мари, но сейчас, в конце июля, болота были подсохшие и движения не тормозили. Тропа подвела нас к «карьеру» (мт 02). Это был большой участок песка среди соснового леса. По песку протопали десятки ног, начертив тропу. Когда тропа входила в лес на гриву, то она шла по колеям от тяжелых машин типа «Урал», но машины здесь давно не ездили.

В итоге тропа вывела на бугор (мт 05), где было большое кострище и разметка, показывающая, что именно здесь надо сойти с гривы и пересечь марь в направлении р. Верхний Сакукан. На реке (мт 07) также была разметка (синими кусками полиэтилена), где расположен брод. В нашем случае вода доходила нам до колен, а уровень воды в реке был очень низкий. Дно галечно-песчаное, твердое.

Место брода через Верхний Сакукан

После брода по следам поднялись на высокий левый берег В.Сакукана, нашли тропу (мт 08), которая вывела нас на хорошую сухую дорогу (мт 09). Пройдя по дороге влево около 600 метров, увидели очередную тропу вправо (мт 10), которая и привела нас к озеру Таежное. Здесь (мт 11) все как на фотографиях в Интернете: стол, скамейки, кострища и пр.

Всего переход составил около 8 км. Дался он нам нелегко. Бессонная ночь, торчание на вокзале в течение нескольких часов, потом путь по жаре, тяжеленные рюкзаки с полным набором снаряжения и продуктов на месяц, борьба с полчищами комаров и мошек и вдобавок мы ничего не ели и не пили. Когда перебродили В. Сакукан, силы наши закончились. Чтобы их немножко восстановить и пройти последние 800 м до озера, мы съели плитку шоколада и запили чистейшей ледяной водой.

У озера пообедали, поставили лагерь, отдохнули (как будто), прослушав несколько глав аудиокнижки с диктофона.

Бивак у озера Таежное
У лагеря жили бурундуки, сняли этих милых животных на видео. Вообще мы заметили, если стоит зимовье или большая стационарная стоянка – все, тут живут и бурундуки. Просто так в тайге мы их почти не видели.

Под вечер отправились на экскурсию. Вправо в обход озера по заболоченному берегу идет тропа. Она водянистая, глубина небольшая, до щиколоток.

Путь от озера Таежное к Чарским пескам
Потом тропа пересекает мелколесье, далее соснячок, из которого начинается крутой подъем на пески (мт 12). Пересекли пески в направлении самого высокого бархана и поднялись на него. Идти тяжело, ноги вязнут в песке, лишь иногда он становится твердым.

Среди царства песка в понижениях видны маленькие группы деревьев, которые осмелились вырасти тут, а так кое-где мелкий кустарник и жалкая трава. И очень много гнуса. Спасения от него нет.

Та фотосессия, что мы наметили, провалилась с треском. Тусклое солнце смотрит через густую пелену дыма, теней нет, все однообразно, Кодар вообще не виден. Лишь изредка, когда ветер относил дым в сторону, возникали неясные горы. Поэтому снимали то, что можно было снять: барханы, растения да себя любимых. Всего гуляли по пустыни три часа.

На бархане

Вернувшись в лагерь, мы поняли, что очень и очень устали и больше ни на что не способны. Поэтому вторую запланированную экскурсию на развалины бывшего поселка Синельга, который являлся центром Борского исправительно-трудового лагеря Главного управления лагерей Министерства внутренних дел СССР (Борлаг), отменили. 2 км туда, 2 км обратно и там сколько-то мы уже осилить не могли.

«Ты что разрушенных домов не видела?» и вопрос был снят с повестки дня.

Вокруг озера было много мест, обустроенных для рыбалки, у деревьев стояли короткие самодельные удочки. На воде, особенно, вечером, расходились круги от мелкой рыбы. Это нас заинтересовало. Собрали один спиннинг, поставили самую маленькую блесну и поиграли ей (вверх-вниз) с мостков. Наловили кучку какой-то рыбки (названия не знаем, золотистая такая), впрочем, потом ее всю отпустили в родную стихию.

После ужина упали в палатку и спали до утра как убитые. Кажется, я проснулась (точнее, меня насильно разбудили) в той же позе, что и легла.