Чара после порогов. 6 - 19 августа

В зимовье Жарковых В зимовье Жарковых
"Олень" "Олень"
"Череп" "Череп"
Указатель к туалету Указатель к туалету
Чара ниже притока Эсердях Чара ниже притока Эсердях
Скалы перед притоком Бульджиней Скалы перед притоком Бульджиней
Чара перед притоком Делингдэ Чара перед притоком Делингдэ
Бивак на острове Бивак на острове
Впереди виден таежный пожар Впереди виден таежный пожар
Чара в районе притока Ой-Юрях Чара в районе притока Ой-Юрях
У зимовья Чалынка У зимовья Чалынка
Чара Чара
База Бузиковых База Бузиковых
Чара от базы Бузиковых Чара от базы Бузиковых
Памятная табличка основателю базы Памятная табличка основателю базы
На базе Бузиковых На базе Бузиковых
Девясил Девясил
Белоснежная нежность Белоснежная нежность
Чара ниже Еремеевки (нежилая) Чара ниже Еремеевки (нежилая)
Таежный пожар Таежный пожар
Г. Буркуна Г. Буркуна
Чара Чара
Чара в районе притока Улахан-Сугджу Чара в районе притока Улахан-Сугджу
Паутинки Паутинки
Скальный берег напротив о. Куччугуй-Кустур Скальный берег напротив о. Куччугуй-Кустур
Бивак в тайге Бивак в тайге
Вечер Вечер
Утренний туман Утренний туман
Береговой букет Береговой букет
Чара перед островом Мелики Чара перед островом Мелики
Мелководный перекат в районе притока Улэгир Мелководный перекат в районе притока Улэгир
Чара перед о. Кенели Чара перед о. Кенели
Впереди п. Токко Впереди п. Токко
Токко Токко
Чара в нижнем течении Чара в нижнем течении
Бивак на впадении р. Токко в Чару Бивак на впадении р. Токко в Чару
Рыбалка на ельца Рыбалка на ельца
Чара у притока Чуо Чара у притока Чуо
Бивак у притока Чуо Бивак у притока Чуо
Утренний туман Утренний туман
В конце августа цветочки по берегам очень редки В конце августа цветочки по берегам очень редки
Чара в нижнем течении Чара в нижнем течении
На Таловых островах На Таловых островах
Этот участок длиной 540 км.

6 августа

С утра продолжали заниматься тайменем. Мяса очень много, куски полностью заняли эмалированное ведро, которое было в зимовье. Пожарили шесть сковородок. Немного отварили. Провозились с этим почти до обеда. Необработанный таймень теперь помещался в наше собственное ведро на 6 л.

Пора немного и поплавать.

День был с жаркой и безветренной погодой, а течение Чары быстрым. Только вот небо опять затянул смог, исчезла приятная глазу голубизна. За две ходки прошли положенные нам 30 км и в 17 часов остановились на зимовье Жарковых (мт 30). Эта фамилия была на двери дома. Зимовье хорошее, чистое, ухоженное, удобное кострище. Во дворе много всяких поделок, которые радуют глаз. Зимовье с воды не видно, но если быть внимательным, то легко можно заметить лестницу на крутом левом берегу.

Зимовье Жарковых

Устроили себе полудневку с обычными делами – стирка, сушка. И еще, наконец-то, закончили жарить тайменя. Теперь осталась одна проблема – съесть его.

Вид на  Чару от зимовья Жарковых

Вечером резко похолодало.

7 августа

С утра проснулись, как всегда рано, но на улице холодно, всего 8°С, поэтому продолжили спать. Выплыли ближе к 12 часам, когда стало тепло – 18°С. Течение хорошее, за три часа сделали свою дневную норму, но настроение у нас было – плыть и плыть дальше. Просто хотелось.

На Чаре было много островов, проток, встречались высокие скальные берега.

Скалы перед притоком Бульджиней
Именно в этот день мы проплыли заметный издали обрыв цвета охры (на карте отметка 511). Ниже по течению на каменистой отмели, где мы причалили для технических нужд, было полно камней от этого обрыва. Все они оставляли грязно-желтые следы на руках и одежде.
Чара перед притоком Делингдэ

К вечеру за спиной было уже 50 км. Обед не готовили, делали перекусы тайменем. Возможно, пошли бы еще дальше, но тут вмешалась пара факторов. После жаркого дня на небе стали формироваться большие грозовые тучи. Было видно, как из них льет дождь. Время от времени грохотал гром. А второй фактор – впереди был виден дым таежного пожарища на левом берегу, поэтому левый пологий берег в качестве ночевки нам был «заказан».

Правый берег был весь крутой, обрывы, высадиться некуда, поэтому мы встали на песчаном острове с большим количеством оленьих следов и заломов. Весь вечер ждали дождя, черные тучи кружили совсем рядом, дождь шел и слева и справа, но наш остров он миновал.

Грозовая туча

Палатка, как часто в этом походе, стояла на песке.

Палатка на песке
Раньше мы всегда избегали песчаных площадок, т.к. на них спать жестко и холодно, но в этом году мы приобрели самонадувающиеся коврики Therm-A-Rest. Эти коврики полностью решили проблему песчаных биваков, да и других тоже. Спать на них тепло, мягко и очень комфортно. Вес 0,68, толщина 3 см. В упакованном виде (небольшой мешочек) легко помещаются в рюкзак. Один недостаток – требуют аккуратного обращения. В течение похода сам собой разработался безопасный алгоритм надувания и свертывания этих ковриков. «Пенки» для нас ушли в прошлое навсегда.

8 августа

Утро солнечное и тихое. Вода за ночь упала на 15 см. В воздухе дымка и чувствуется запах гари.

Плывя по Чаре, распутывали лабиринты островов и отмелей. Проплыли таежный пожар, который видели накануне. Он был в боковом ущелье.

Впереди виден таежный пожар
Время от времени по берегам возникали скалы, украшающие реку.
Скалы на Чаре

Прошли Усть-Жую. С воды она смотрелась совершенно нежилой и заброшенной, но у берега стояло две лодки.

Усть-Жуя
Перед деревней впадает река Жуя, которая несет муть после золотодобычи в ее притоках. И прозрачная Чара сразу замутилась, а у нас возникла проблема с чистой водой. Потом, со временем, муть частично осядет, и воду Чары опять можно будет использовать, но в этот день муть была очень обильная. Сразу после Усть-Жуи был один приток с хорошей водой, но тогда мы еще не хотели обедать, а позже все притоки, нарисованные на карте, оказались высушенными, так обмелели. В итоге встали в мелководном заливчике без течения, вода в нем успевала отстаиваться, и на ней можно было приготовить.

В середине дня жара. Даже плыть тяжело в этом знойном стоячем воздухе.

После Жуи Чара как-то сразу стала медленной и широкой, перекатов почти нет. На первом зимовье правого берега после Усть-Жуи встретили двух рыбаков-якутов из поселка Токко. Подплыли к ним, пообщались. Они сказали, что впереди нас идут москвичи-геологи на моторной лодке. На наш вопрос, почему они не поднимаются для рыбной ловли выше Жуи, где вода чистая и рыбы больше, ответили, что река поделена на промысловые участки. Выше подниматься они не имеют права. А здесь они ловят на сети окуня и щуку.

К вечеру прошли 60 км. Небо затянулось облаками, стало пасмурно. Давно пора было встать на бивак, но на берегах все никак не могли найти себе места для ночевки. В итоге решили отыскать зимовье Чалынка, нарисованное на карте, в протоке. Вошли в эту протоку, она была на редкость мелководная. На перекатах пускали катамаран без управления, только так он сам находил для себя достаточную глубину, иначе бы мы чиркали по дну или вообще остановились. Там, где было поглубже, вода совершенно не текла. Замаялись мы в этой протоке.

Зимовье нашлось. Вокруг луг с очень высокой и густой травой, поэтому решили остановиться в домике (мт 33).

Зимовье Чалынка

А вечером пошел дождь.

На удивление в этом зимовье был очень крепкий и здоровый сон. Наверно, изначально домик был правильно спроектирован, и место удачное.

9 августа

Утром пасмурно, небо все затянуто тучами, а вода упала.

Чара спокойна, по берегам часто возникали красивые скалы.

Скалы на Чаре
Временами шел дождик, но тепло. Знакомые рыбаки-якуты прошли вниз. На носу их лодки с гордо поднятой головой сидела очень симпатичная рыжая лайка.

Чтобы разнообразить бесконечное плавание, сходили на экскурсию в зимовье на высоком правом берегу. Два домика снаружи по виду неказистые (мт 34), а внутри очень хорошо оформленные, своеобразный мемориал, посвященный человеку, который основал эту охотничью базу. С нее открывается красивый вид на Чару.

База Бузиковых

После обеда прошли мимо очередного очага пожара прямо на берегу. Пожар был низовой.

Таежный пожар
А проплыв далее, когда раскрылся вид, увидели, что вся сопка охвачена огнем и дымом, который языками расползся во все стороны на большое расстояние. Один из этих языком, который вышел к Чаре, мы и наблюдали вблизи.

Вечером, отвергнув правый берег из-за пожара, а на левом, не увидев ничего подходящего, остановились на бивак на острове с большим количеством заломов. Видно, в половодье этот остров встает на пути смытых деревьев. Теперь их тут целые горы.

Сзади, откуда мы пришли, вся долина в дыму, дым стелется очень низко над водой. Как хорошо, что к ночи мы проплыли этот задымленный участок. За день прошли 41 км.

10 августа

В середине ночи начался дождь и шел до обеда. Мы оставались на месте, т.к. запас времени у нас есть, а плавание под дождем положительных эмоций не вызывает. Когда дождь прекратился, пообедали, загрузили катамаран, а в момент отталкивания от берега началась очередная порция дождя. Пришлось срочно одеться в мембранную одежду.

Перед отплытием в дождик

Мембранная одежда это тоже новое приобретение к этому походу. Раньше чего мы только не перепробовали для защиты от дождя. Это были и обычные п/э плащи, в которых по тайге не походишь, цепляются и рвутся. Это были и разнообразные ветровлагозащитные костюмы. Если ткань не пропускала воду, то мы были мокрые от пота изнутри. Если ткань была чуть-чуть дышащая, то эти костюмы были по сути ветрозащитными и при длительном дожде промокали. А в этом году, благодаря нашему другу Алексинской Марине, у нас появились куртки с мембраной Gore-tex, настоящие, фирменные: Marmot (у меня) и Lafuma (у Володи). Куртки приехали из Нидерландов, где цена на них в 3-3,5 раза ниже, чем в России. А по совету Ирины Опанчук мы купили в фирме TRITON непромокаемые брюки "Легор"для водного туризма, изготовленные из мембраны Fine-Tex. И у нас не стало проблемы дождя вообще. Под этой мембранной одеждой мы всегда были абсолютно сухими, а то, что успевало намокнуть, пока соизволим одеться в «мембранку», под ней просто высыхало. Спасибо друзьям, что они у нас есть! Чтобы мы без них делали? Мы и раньше знали о существовании качественной мембранной одежды, только позволить себе не могли (курточка из Gore-tex у нас стоит около 20 тыс., и это при нашей пенсии в 10 тыс.), поэтому и выкручивались в походах, как могли.

Правда, плавать под дождем мы все равно не любим, считая, что это мероприятие должно приносить удовольствие. А какое удовольствие под дождем? Конечно, плаваем, когда надо, а когда есть запас по времени, стараемся переждать.

Всю вторую половину дня дождь шел с переменным успехом: то есть, то нет. Небо все в тучах, серо кругом. Ничего не сфотографируешь.

А Чара тем временем стала широкой и спокойной, течение есть, но не такое быстрое, как ранее. Много мелей.

Тихий вечер на Чаре
После дождя начали отживаться засохшие было ручейки. Мы видим, как они падают водопадиками с крутых склонов.

Пройдя 28 км, увидели на левом берегу зимовье (оно есть и на карте), а т.к. дело было под вечер, не раздумывая, остановились. Здесь, на большой красивой поляне (мт 36), обрамленной елями, стоят два дома. Один новый, пока недостроенный – пола нет, пустые оконные проемы, и старенький, но крепкий.

А вечером дождь из моросящего превратился в ливень и шел всю ночь. И мы были довольны, что встретилось это зимовье.

И еще вечером мы, наконец-то, доели своего тайменя. 5,5 дней он составлял основной рацион питания, мы почти ничего не готовили. Даже наши животики взбунтовались от обилия белков, не разбавленных углеводами. Лишь в последних два дня мы начали готовить кашу по чуть-чуть, т.к. тайменя надо было съесть и как можно быстрей. Большинство дней стояла жара, он мог испортиться. Жалко!

И вдобавок мы проплывали места с хорошей рыбалкой, но из-за этого тайменя на ловлю рыбы был наложен запрет. Мы относимся к людям, которые ловят по принципу «Поймал – съел». Ловить и выпускать – это не для нас. Бывает и так, но редко. Рыба при попадании на крючок травмируется и для нее большой стресс, когда она побывает в руках человека. Рыба потом болеет. Поэтому мы почти всегда ловим только для еды.

11 августа.

Утром дождь стал слабее и постепенно перешел в морось. Но в целом погода мерзкая – холодно, сыро. А навигатор показывает повышение давления, значит, все должно наладиться. Жизнь проверит, так ли это.

Ближе к обеду в природе организовалось окошко, дождь перестал, и мы выплыли. Целых 200 м плыли без дождя, а потом в срочном порядке натянули на себя мембрану. И вперед. Дождь прекратился только к вечеру. Но тяжелые тучи еще клубились и лишь на закате мы увидели разрывы, в них проглядывало голубое небо. А совсем поздно вечером небо очистилось. Навигатор не соврал.

Чара

Часа два искали место ночевки и все никак. Не попадалось того, что нас удовлетворяет. Один раз высаживались на острове. Дикий такой, а пока мы бродили по нему в поисках места под палатку, увидели висящую на дереве канистру с бензином. Вот тебе и дикий! Ровной площадки не нашли, один бурелом. В итоге опять доплыли до очередного зимовья (новое, только что построенное) (мт 37) и остались. За полдня прошли 36 км. Прекрасно!

Вечером наконец-то взяли в руки спиннинги. Попалось две небольших щуки и два крупных окуня. Сварили уху. Жарить пока не рискуем. Пусть организм придет в норму после огромного количества кусков жареного тайменя. Зато память об этом на всю жизнь!

12 – 19 августа

Следующую неделю погода на каждый день была «сделана» как под копирку. С утра густой туман, холодно и безветренно. Роса, осаждающаяся на деревьях, падала вниз и так часто стучала по палатке, что мы, проснувшись, не сразу понимали – это дождь или нет.

Туман не пережидали, а плыли вдоль берега. Все-таки приятно, когда его видишь. Да и моторки с приближением к пос. Токко участились. Они тоже мчались в тумане, не хотелось встать у них на пути.

Утренний туман

К обеду туман улетал, в голубом небе светило солнце, но поднимался встречный ветер, иногда сильный. Приходилось упираться против него, тратить лишние силы и мириться с потерянными из-за ветра километрами. Днем в целом было жарко, иногда слишком. Тогда мы в обед старались укрыться в тени, а во время плавания мочили наши панамки (накомарники), и пока вода капала за шиворот, чувствовали себя комфортно.

Вечером и ночью пару раз шел дождь. Мы так к нему привыкли в этом походе, что проблем он не вызывал. Чувствовали его заранее и заранее готовились.

После прошедших дождей вода в Чаре, естественно, поднималась, особенно сильно первые два дня, прямо на глазах, как в Чарской котловине. Потом начинался медленный обратный процесс. Во время подъема уровня по реке плыл в огромном количестве всякий мусор, а сама вода становилась страшно грязной, этакая взвесь земли, песка и мусора. На нее смотреть было страшно, а не только пользоваться. Когда уровень начинал понижаться, вода быстро очищалась. Пока вода была грязной, основной проблемой на обедах и вечером было найти чистую воду. Ее давали нам притоки и один раз таежное озеро.

12 августа встретили геологов, про которых нам говорили рыбаки-якуты. Причалили к ним, пообщались. Их трое: один именно геолог из Московского геологического института РАН и двое сопровождающих парней. Сплав они начали от Перевоза на Жуе. На Чаре уточняют возраст пород, исправляют геологическую карту.

Встреча с геологами

Геологи сплавлялись на резиновой лодке под несильным мотором, останавливаясь в местах выхода пород.

Геологи
Три дня мы шли параллельно, встречаясь несколько раз. Утром мы их видели на берегу, т.к. они ждали подъема тумана, а вечером они выбирали себе стоянку дальше нашей. Перед рекой Молбо как днем мы их обогнали, так больше и не видели. Только вспоминали их слова «Как вы быстро идете!»

Во время сплава и на биваках старались ловить рыбу. Но не очень удачно: пока вода была высокая и грязная, рыба ловилась в небольшом количестве. Это были в основном окуни.

Как-то так незаметно вышли к деревне Бязь-Кюель. Она стоит в стороне от реки. Мы ее не посетили, т.к. идти пару километров до деревни, а потом столько же назад, не хочется. Деревню с воды узнать просто: на берегу лодки, машины, народ.

Здесь, у деревни Бязь-Кюель, у нас родилась примета хорошей погоды: местные поехали на рыбалку. Примета действовала безотказно до конца похода.

Перед поселком Токко мы заночевали в 40 км на притоке Улэгир,

Впадает Улэгир
вроде далековато, но утром решили – в самый раз, в магазины успеем. Ранний подъем и вперед.

Мы плыли и не сачковали. Только один раз выходили на берег для отдыха. А так отдыхали только на воде. Собственная скорость Чары была около 7 км/час.

В Токко прибыли в два часа дня.

Токко
В поселке 21 частный магазин. Можно купить многое. Но есть некоторые ограничения. Например, хлеб продается в пекарне и до обеда. Мы уже не успели. Выпекается его мало, разбирают быстро. Есть частный молочный магазин (местные называют его «молочка»), работает только до обеда. Там продаются фермерские молочные продукты. Тоже был закрыт. Зато с 2-х дня в некоторых магазинах можно было купить пиво, а водку не продают, как и во многих якутских селениях.

Мы приобрели много всяких вкусностей: вафли, печенье, конфеты. Купили овощей, пачку молока и бутылку пива. Самый большой прикол был в том, что позднее, рассмотрев эту бутылку, мы увидели, что пиво производства г. Ульяновска. Надо же было так далеко забраться, чтобы тут купить родное пиво.

В момент отплытия от Токко подошла черная туча и пригнала с собой ураганный ветер, который не давал нам возможности отчалить. Напрягая все силы, отошли от берега и немного отплыли от поселка, чтобы быть подальше от любопытных, которые замучили расспросами. Дождь переждали на берегу недалеко от причала ГСМ.

После Токко нам пришлось проплыть еще 20 км, прежде, чем устроиться на бивак, хотя первоначально планировали километров пять всего. Просто левой берег был высокий, круто уходящий вверх, а по правому недалеко шла дорога, и мы постоянно видели и слышали людей. В итоге устроились на галечном острове. Бивак очень низко над водой, просто другого ничего не нашли. Но вода с утра уже начала падать, и мы надеялись, что новый резкий подъем не предвидится. За ночь вода отступила метров на шесть. Правда, по высоте это немного было, остров очень пологий.

На следующий день примерно в час дня мы были на устье Токко. Пересекли в этом месте Чару. Вода реки Токко исключительно чистая, и проходит резкая граница между водами двух рек. На правом берегу Чары, вдоль которого идет чистейшая вода Токко, прямо в тайге устроили бивак. Здесь у нас полудневка. Бытовые вопросы, банно-прачечные дела, да и просто отдых.

Вечер на Чаре

Прямо напротив, дразня нас, играла крупная рыба, но поймать мы ее не смогли. Она не брала приманки. Зато мы наловили ельцов, которые нам очень понравились по вкусу еще с предыдущего похода. И с этого момента, практически до самого Покровска, ежедневно мы ловили ельцов в количестве, достаточном для наших потребностей.

Под вечер к нам дважды подъезжал хозяин турбазы, которая стоит в устье Токко. Обещал ужин, баню и прочие радости. Мы отказались. С одной стороны за все это надо платить, а с другой не для этого мы уходим в тайгу. Мы хотим одиночества и единения с природой. А блага цивилизации будут в городе.

На третий день после впадения Токко 19 августа к обеду дошли до острова, который находится в устье Чары. Сделали тут перекус. Напоследок Чара напомнила нам о смоге, который внезапно появился опять. Густой дым. В воздухе гарь. Хребет на Олекме почти не виден из-за дыма. Фотографировать нечего. Да еще поднялся сильный встречный ветер. А впереди Олекма, которая раза в два шире Чары, есть, где ветру разгуляться. На небе появились облака. Видно, что погода начала меняться в худшую сторону.