Мунку-Сардык это высшая вершина всего Саяна и в переводе с монгольского означает Вечный голец. Хребет Мунку-Сардык является звеном в цепи Восточных Саян от Тункинских гольцов до хребта Пограничный.
Река Белый Иркут - р. Мугувек - в.в. Крылья Советов 2а 3341 - траверс от Крылья Советов через в. Авиаторов - в. Леонова - в. Пасмурная - в. Мунку - Сардык 2б 3491 - пер. Победы 1б 2850 - пик Пограничный 3а 3490 - пер. Бурхан 1а 2950 - пер. 26-го Партсъезда 1а 2648 - р. Белый Иркут.

Река Белый Иркут - вершина Крылья Советов.

Несколько лет назад задумал совершить поход в районе горы Мунку-Сардык. Наконец сложились условия, благоприятствующие свершению мечты. Нашёл в Иркутске ООО "Центр туризма Горизонт", договорился с заброской и оформлением пропуска в погранзону. Пришлось учесть сложную весеннюю погоду и ограниченность похода 7-ю днями. И вот в жаркий ясный день 1 мая в окружении таких-же горевосходителей выгружаемся из автобуса, подходим к берегу Белого Иркута. Ледяное русло оказалось залито водой. К счастью я взял сапоги, а моим спутникам пришлось брести в ботинках по щиколотку в ледяной жиже. Попытался заглянуть в ущелье Среднего Иркута, но путь преградил поток воды. За 2 часа добрался до устья Мугувека. На левом берегу остановился ночевать. Вечером 15° небо ясное и в надежде на такую погоду решил сделать восхождения на ближайшие доступные вершины. Первая моя цель стала вершина Крылья Советов.

1 мая на реке Белый Иркут
Каньон на реке Белый Иркут
В каньоне Белого Иркута
На реке Мугувек
Наледь на реке Мугувек

2 мая. Вышел в 8-40. Небо затянуто облаками, 2°. Вначале путь пролегал по льду, пришлось надеть кошки. После слияния с Правым Мугувеком тропа пошла по берегу. Полетел мокрый снег. Перед подъемом на озеро Эхой повернул в сторону перевала Мугувек. Догнал группу молодежи. Вместе поднимаемся наверх по свежему следу. Окружающие горы исчезли в тумане. Встречаем двух альпинистов. По их словам, мы ушли под склон горы Авиаторов. В 14 часов оставил хождение в тумане и за большим камнем установил палатку. Вечером безветренная погода, густой туман, 2°. Слышны голоса людей, лай собаки.

Перевал Мугувек
Под склонами горы Авиаторов

3 мая. В 3 часа вышел из палатки. Стояла ясная ночь, -8°. Небо в мириадах звезд. Возникла мысль ночью ходить, а днем спать. Утром подошел к склону между вершинами Крылья Советов и Авиаторов. Оставил рюкзак и полез на разведку по ближайшему снежнику. После снежника стал по скалам выбираться еще выше. Разведка перешла в восхождения. Невдалеке по стенке Авиаторов лезут вчерашние знакомые альпинисты. Поднялся на гребень.

Подъем на гребень Крылья Советов

До вершины Крылья Советов еще далеко. Осознание того, что кусочек шоколада и глоток воды остались внизу, прибавило прыти. В 12-20 вылез на вершину. Рядом площадка под палатку. В туре пустая контрольная записка для альпинистов. Над Монголией лежит густой туман, и только присмотревшись понял, что это замерзшее озеро Хубсугул. Осмотрел гребень в сторону Мунку-Сардык и решил на следующий день совершить по нему прогулку. Если время не хватит, то можно спуститься переночевать на монгольскую сторону. Спустился с макушки вершины и пошел вниз по ближайшему снежнику вдоль северного гребня. К рюкзаку вернулся в 13-30. Нашёл ровную площадку, установил палатку. Ясное голубое небо, 10°. Внизу бродят группы людей. Вечером температура опустилась до -2°.

Крылья Советов
На вершине Крылья Советов
Вид на юг с вершины Крылья Советов
Вид с вершины Крылья Советов на юго-запад
Спуск с вершины Крылья Советов

Через вершины Авиаторов, Леонова, Пасмурную, Мунку - Сардык в долину Джаргалант - Гол.

4 мая. Всю ночь палатка содрогалась под порывами ветра. Утром стараюсь не думать о предстоящей сегодня большой прогулке. Как говорится, главное в драку ввязаться, а там видно будет.

Утро 4 мая

Вышел в 8-50. Поднимаюсь по снежнику. Он вверху соединяется со снежником, по которому я вчера шел. Незаметно вылез на крутую заснеженную скалу. На середине скалы спохватился, но назад уже не спуститься и рюкзак не снять. Проклинаю свою беспечность, впиваясь в скалу ледорубом, зубьями кошек, и 30 минут преодолеваю расстояние, которое вчера прошел за 5 минут. Добрался до своих следов и дальше путь пролегал по сухим скалам. На гребень выползаю в 12-30. С Монголии сильные порывы негостеприимного ветра. Достаю термометр и он сейчас-же улетает на родину.

Озеро Эхой

Пошел на вершину Авиаторов. Попытался идти по левому заснеженному склону гребня, но утонул в рыхлом снегу. Лезу на верх. Преодолевая первый скальный выступ, на середине уперся в двухметровую гладкую стену. Пришлось спускаться. По глубокому снегу прошел 20 метров и увидел заснеженный узкий кулуар. Вверху выход из кулуара закрыт большим камнем. Выбираюсь по кулуару, вытаптываю площадку для рюкзака. Обхожу камень и за репик вытаскиваю рюкзак. На вершину Авиаторов поднялся в 14-50. Продолжаю путь на вершину Леонтьева. Прохожу самый легкий и простой участок всего траверса и на вершину выхожу в 16 часов. Нашел записку группы туристов от 7 мая 2012 года. В сторону вершины Пасмурной начался самый трудный участок. Приходится карабкаться по острому гребню, иногда ухожу в левую сторону и тону в рыхлом снегу. Перед подъемом на вершину нашел покатую площадку. Если ветром не сдует, то можно переночевать. Поднялся на Пасмурную в 19 часов. На камне закреплена веревочная петля и рядом свежие следы. Тура нет. В правую сторону Пасмурная обрывается грандиозной стеной. На склоне Мунку-Сардык вижу спускающих людей, а на леднике пика Пограничный наблюдаю быстро катящихся две точки. Устраиваю получасовой отдых. На загаженную вершину Мунку-Сардык выхожу в 20-45. От усталости никаких чувств. Полная умиротворённость. На вершине никого. Орды паломников уже внизу. Из баночек собрал горсть конфет. После ударной дозы углеводов ощутил бодрость, и в пустой до этого голове зашевелились какие-то мысли и чувства. Начинаю спускаться по гребню и в месте, где начинается пологая осыпь, ухожу в сторону перевала 60-летие Победы. Сразу становится заметно, что туристы здесь появляются редко. На снежнике пересекаю следы зайцев и занесённый след крупного животного. В 22-50 останавливаюсь на берегу Джаргалант-Гол. Устанавливаю палатку, ужинаю. На часах 0-15. Оглядываюсь по сторонам и невольно в голову приходят слова классика "...А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь тёмная. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом..." Завтра, а точнее уже сегодня, отдыхаю до обеда.

Вершины с лево на право Пасмурная , Леонова, Авиаторов

Вершины Пасмурная, Мунку-Сардык
Пасмурная
Спуск по гребню Мунку-Сардык

На перевал Победы, пик Пограничный и перевал Бурхан.

5 мая. Проснулся в 6-50 от ударов ветра. Выскакиваю и закрепляю палатку дополнительными растяжками. В 11 часов ветер стихает. Пошел на перевал 60-летие Победы. По пути встретил старый след лавины, сошедший со склона горы 3236. На перевал поднялся в 14 часов. Ветер, туман, холодно. В туре нашел записку туристов из Иркутска. За 30 минут спустился и остановился рядом с перевалом Бурхан. Среди россыпи камней нашел ровную площадку и попытался установить палатку, но из-за ветра установить не смог. Чтобы не замерзнуть, стал выкладывать из камней стенку. В 18 часов ветер стих, туман ушел. Сквозь мглу проглянуло солнце. По-прежнему холодно. Высмотрел путь на пик Пограничный. Весь вечер взгляд останавливался на вершине, и в предвкушении следующего дня чувствую азарт.

Долина реки Джаргалант-Гол
Перевал 60-летия Победы
Пик Пограничный и перевал Бурхан

6 мая. Всю ночь мёрзну. Утро ясное и морозное. Выхожу в 8-30. Как по асфальту марширую 40 минут по насту вдоль левого восточного гребня пика Пограничный. Затем по крутому снежнику выбираюсь под стенку и ... На вершину поднялся в 13-20. Погода чудеснейшая. В туре пусто. Оставил записку. Обошёл вершину. Долго наслаждался окружающим великолепным видом. Пошёл по южному гребню и через 200 метров вышел на крутой снежник. Начал спускаться, опасаюсь лавины, следы которых были видны в нескольких местах, небольших, но достаточных, чтобы закатать человека. Теперь мне стало ясно, что за падающие точки видел с вершины Пасмурной. Наконец спустился на ледник. Солнце припекло. Добрёл до палатки в 16-10. Вечером греюсь на солнце и слушаю аудиокнигу. После 20 часов с юга-запада потянулись мрачные тучи. 20-метровым репиком укрепил палатку и определил азимут на перевал Бурхан.

Восточный гребень Пограничного
Подъем на пик Пограничный
На вершине пика Пограничный
Озеро Хубсугул
Мунку-Сардык и другие
Южный склон пика Пограничного

7 мая. В 5 часов завыл ветер, захлопала палатка. Слушаю эту музыку до 6 часов. Встаю, готовлю в палатке завтрак. Ветер крепчает. В 9 часов упираюсь головой и руками в скаты палатки, с трудом её удерживаю. В 11 часов предчувствую, что к обеду ветер усилится, и палатка не устоит начинаю готовиться к эвакуации. Головой и одной рукой продолжаю упираться в скаты, а свободной рукой собираю рюкзак. В 13 часов ветер задрал верхний слой и выгнул дугу. Вышел и попытался удержать полотнище. В одну секунду внутренний слой сминается, а дуги сгибаются. Лёжа на земле, запихиваю полотнища и дуги в рюкзак. В пурге исчезает коврик. По компасу пошёл на перевал Бурхан. Хорошо, что не ниже -2°. Среди камней наткнулся на прижатый ветром коврик. Радуюсь, как спасённому другу. Впереди возникла скала с узким проходом. Попытался разглядеть спуск. Снизу ветер залепляет снегом лицо. Ничего не видя перед собой, ухнул вниз. Погрузился в рыхлый глубокий снег. Пытаюсь совершать какие-то противолавинные маневры. Доплываю по снегу вниз. Ветер слабеет. Нашел заваленное русло реки Жохой. Лавируя между огромных камней, иду вниз по речке. Начинаю различать ближайший склон. Вышел к правому притоку Жохоя. Видимость улучшилась, открылся перевал 26-го партсъезда. Путь преграждают каменистые валы и глубокий снег. Местами приходится ползти на четвереньках. На перевал поднялся в 17-40. В туре записка туристов из Красноярска. Они прошли перевал днём раньше. Через 200 метров лёгкого спуска вышел на длинный снежно-каменистый склон. Наконец внизу. Выглянуло солнце ветер стих. Из-под ног выпорхнула белоснежная куропатка. Невдалеке садится и позволяет себя фотографировать. На берегу Белого Иркута появились миниатюрные лиственницы. На левом берегу нашел ровную площадку с дровами и в 20 часов остановился ночевать.

Перевал Бурхан
Перевал 26-партсъезда
Долина реки Жохой и пик Пограничныи

8 мая. Наступило тихое, ясное утро. Долго сижу у костра, наслаждаюсь кофе. Вверх по реке прошла группа альпинистов. Собрал рюкзак. По тропе, окруженной голыми лиственницами и зелёными пахучими кедрами, спустился на слияния с Мугувеком. Такого столпотворения, как 1 мая, уже нет. Река небольшим ручейком бежит по ледяному руслу. Зашел в ставший доступный каньон Среднего Иркута. Возле моста из микроавтобуса выгружаются альпинисты. Договорился с водителем и уехал в Култук. Экстремальные праздники закончились.