Апрельская поездка на хребет Кумардак, Южный Урал
Екатеринбург-Уфа-Белорецк-Тирлянский-Верхнеаршинский

Хребет Кумардак

Посетить места, расположенные на севере Белорецкого района я хотел посетить давно, но все не было возможности из-за других моих поездок. Маршрут был запланирован как одиночный поход и выезд я назначил на двадцатое апреля 2013 г. Так как планировал посетить несколько хребтов, я решил захватить с собой велосипед, чтобы хоть как-то ускорить свое передвижение по лесовозным дорогам. День первый, 20 апреля 2013 г. Утром я прибыл в Белорецк, где начался первый участок моего маршрута Белорецк – Тирлянский – Инзерские зубчатки. Во второй половине дня я добрался до поселка Тирлянский, откуда начинался переезд до Инзерских Зубчаток. Дело близилось к вечеру, поэтому я решил переночевать в лесу и уже утром выходить в горы.

День второй, 21 апреля 2013 г. Встав рано утром и собрав лагерь я отправился дальше, в сторону кордона, но перед этим предстояло пройти несколько бродов. Я насчитал три брода, два из которых я успешно прошел, а на третьем застрял из-за слишком быстрого течения. Рисковать и соваться в бурную реку я не стал и принял решение разворачиваться и ехать в поселок Верхнеаршинский, откуда возможно было зайти на хребет Кумардак, а так же перейти на Инзерские зубчатки. От Тирлянского на Верхнеаршинский существует две дороги: одна короткая - по насыпи Белорецкой узкоколейной железной дороге, но в межсезонье она трудно проходима. Так же есть и другая дорога, длинная – через несколько поселков, но по расстоянию получается больше в два раза. Я поехал по длинной дороге, к вечеру прибыл в поселок Николаевка, планировал заночевать на окраине поселка, но мне встретился один водитель, который собирался ехать в Верхнеаршинский и он мог меня подвезти с велосипедом. Дорога на Николаевку

Большой Кумардак, вид из поселка Верхнеаршинский

Оказавшись в деревне я стал искать место пригодное для ночлега, но ничего нормального найти не смог, поэтому решил спросить у местных, где можно разбить лагерь. Люди в деревне оказались очень гостеприимными и меня пустили в один из пустых домов, где я потом и жил в перерывах между выходом в горы. Как только я обустроился в своем жилище меня пригласили пить чай. Во время чаепития я рассказал цель своего визита сюда. Кроме гор у меня была задача посетить старый рудник, который был недалеко от поселка, для сбора образцов оттуда. Следующим днем мне обещали показать этот рудник. День третий, 22 апреля 2013 г. Днем, как и договаривались, мы поехали на мотоцикле на старый рудник. Рудник представляет из себя карьер по добыче железной руды, раньше карьер был затоплен, но сейчас вода ушла и обнажились его борта. На карьере я набрал образцов, которые потом сопровождали меня на протяжении всей поездки. Ближе к вечеру мы вернулись в деревню.

Верхнеаршинский карьер

В этом доме меня поселили

День четвертый, 23 апреля 2013 г. В этот день я назначил себе выход в горы, а именно на хребет Большой Кумардак. Проснулся рано утром, перекусил и отправился в путь. Дорога на хребет шла преимущественно через лес по сугробам чуть ниже колена. Но ситуация также осложнялась проснувшимися медведями, которые, в поисках пищи, спускались из своих берлог в горах в низины. Поэтому идя по лесу я прислушивался к каждому шороху и старался идти издавая громкие звуки. Постепенно лесная дорога перешла в каменные реки (курумники) различной ширины. Большинство курумников было еще под снегом и переход через них был весьма трудный, местами проваливался в пустоты между камнями по пояс. Через пару километров лес стал редеть, стали появляться скалы и каменные осыпи. Заход на вершину хребта Большой Кумардак я производил по северо-восточному склону, в то время, когда большинство туристов, которые там бывают, идут по юго-западному склону. Ближе к закату я вышел к вершине. Поставил лагерь на снежнике, развел костер и начал подъем к вершине. На вершине я просидел минут 15, а затем спустился вниз, где меня ждал уже готовый горячий ужин. Перекусив я лег спать. Один из курумников

День пятый, 24 апреля 2013 г. Утром я опять сходил на вершину, для оценки дальнейшего маршрута моего продвижения. Окинув взором с вершины весь хребет, я понял, что будет тяжело – все леса еще в снегу, все курумники под снегом тоже, а горные вершины и подавно. Местность, так-то проходимая, но я все же опасался, что к началу мая я не успею завершить свой маршрут.

Вершина Большой Кумардак

В левой части снимка вдалеке виднеется Большой Шелом

В этот раз я ограничился одной горой и принял решение поворачивать в сторону деревни, собрал лагерь и стал спускаться по юго-западному склону. Спустившись в лес я пошел по азимуту в направлении дороги и случайно наткнулся на охотничье зимовье, в котором я решил остановиться на ночь.

День шестой, 25 апреля 2013 г. Утром за окошком валил огромными хлопьями снег и выходить из теплой избы, чтобы идти куда-то по сугробам, очень не хотелось. Но все же взвесив все за и против, я через силу собрался и потихоньку пошел в деревню. За ночь все мои следы засыпало снегом, так что сориентироваться сначала было немного трудно, но позже я все же смог выйти на свою тропу и пошел по азимуту на просеку, которая привела бы меня к поселку. Постепенно снег стал превращаться в моросящий дождь. У меня было какое-то странное состояние, все было уже безразлично, скалы, непокоренные вершины, я просто шел по курсу, словно машина. По пути к просеке перешел небольшую каменную реку, а затем пошел по дороге вниз. Пройдя по полям, а затем перейдя по стланику небольшой ручеек я вскоре вышел в деревню. Добравшись до дома, где меня разместили, я затопил печь и лег отдыхать. До конца апреля жил в деревне и ждал сухой погоды.

29 апреля я отправился в обратный путь. С самого утра шел холодный моросящий дождь. Дождь не прекращался на всем протяжении пути до поселка Тирлянский. Дорога была ужасной, все раскисло, везде грязь, я весь в грязи уже, так как велик без крыльев, а потом еще и тормозные колодки стерлись в ноль, из-за этого последние 25 километров до Тирлянского я ехал без тормозов, в качестве тормоза использовалась нога. К вечеру я все-таки добрался до поселка. Там меня встретил ледяной дождь со снегом. Ночевать в палатке, когда промок до нитки, откровенно не хотелось, поэтому, при помощи одного человека, я смог устроиться ночевать на лесопилке где по совместительству, расположена котельная. Там я просушился, рабочие для согрева напоили водкой, я достал свои припасы, перекусили, чая попили и легли спать. Утром я отправился в Белорецк, потом на электричке добрался до другой станции, где заскочил на несколько дней в лагерь знакомых туристов, а потом отправился домой.