Паланга- небольшой городок на литовском взморье, который летом превращается во вторую столицу Литвы. Здесь можно увидеть на пляже прогуливающегося президента или премьера (не наших, конечно). Но речь не о том...
Несколько лет назад вдоль всего балтийского побережья Литвы проложили велотрассу, как говорят сами литовцы, европейского уровня. Так это или нет, не мне судить, а вот рассказать про нее захотелось.
Первая поездка
Паланга-Клайпеда-Паланга (общая длина 65 км.). Старт около 4-х утра. Июль, темно и холодновато. Первые 3 км по совершенно пустому шоссе Паланга -Клайпеда, потом поворот в лес - и вот та самая велосипедная трасса. Здесь она проходит вдоль моря , в основном по лесу ( территория регионального парка Немирсета).
Асфальт свежий, ровный,первый велосипедист попадается навстречу минут через сорок. От дорожки до моря метров 500-700. Есть лавочки, смотровые площадки.
Первое мощное впечатление (едва удержался на велосипеде)-аист, неожиданно вылетевший навстречу и чуть не задевший меня своими крыльями). Вообще, до тех пор, пока солнце окончательно не взошло , из леса постоянно доносились какие-то звуки, порой весьма тревожные. Настоящий дикий лес.
Поражало огромное количество очень больших улиток, переползающих дорогу. Трассу можно было считать идеальной. Но длилось это не очень долго. При въезде в дер. Шапяй, дорожка превратилась в обычную дорогу, довольно узкую с соответствующими знаками.Навстречу мне неспеша катил трактор, занимая почти всю дорогу. Хоть и невеликую скорость я развил, но тормозить и сворачивать в травку пришлось. На протяжении еще 3-4 км. попались 3 машины и еще один трактор. Примерно в километре от д.Шапяй. находится местная достопрмечательность - пляжное озеро - маленькое озерко, расположенное очень близко от моря, усиленно охраняемое всякими экологическими организациями, т.к. в нем гнездится,останавливаеся при перелетах и зимует какое-то невообразимое количество водоплавающих птиц (в основном уток)
Еще одно непередаваемое чисто велосипедное ощущение - фантастические перепады температуры и ароматов при въезде с открытых участков в лесные и наоборот. Эти смены происходят через каждые 500-800 м. Так что при обычной скорости в 10-12 км/час не успеваешь привыкнуть к одному аромату и прохладе, как тебя накрывает теплая, даже жаркая волна с запахами луговых трав. И снова лесная сырость, но уже совсем не та, что была в предидущем лесу...Я ездил по этому маршруту не один раз, но такое испытал только однажды и только на одном участке трассы (от Немирсеты до Шапяй). Видимо это бывает только в жаркий период и рано утром. В остальное время - просто на солнышке тепло, в тени прохладно - ничего особенного.
Еще пара километров лесной дороги и... вы оказываетесь на довольно оживленном шоссе, с неизменными тракторами (самый сенокос) и прочей с/х техникой и обычными авто. Указатели, напоминающие автомобилистам о том, что здесь могут встречаться люди на велосипедах присутствуют. Но не более того. Это уже Каркле - примерно половина дороги до Клайпеды. В поселке есть неплохое кафе с местными блюдами, прокат лошадей ну, и конечно же, древний велосипед, у которого все фотографируются. И я не исключение.
После Каркле дорога идет в гору по сосновому лесу. По обочинам дороги много земляники. Через пару километров поворот налево на велосипедную дорожку, идущую по лесу в сторону Гируляй. Указатель есть, но нужно быть внимательным, чтобы не пропустить поворот. Но сначала я сворачиваю направо - к морю (метров 500-600 по лесной дороге). Вид с крутого берега на море с кораблями завораживает.Название этого места
Olando kepure в переводе с литовского - "голландская шапка (кепка)". Здесь самый высокий берег на всем литовском взморье (24.4 м) И самый узкий пляж. Подхожу ближе к обрыву и замечаю несколько палаток. Люди еще спят. Наш брат-турист отдыхает. Рядом с одной палаткой стоит пара велосипедов. Тишина и безмятежность. Все просто и без проблем.
Возвращаюсь на шосее. Участок до станции Гируляй идет по лесу. Много черники и земляники. При приближении к поселку лес оглашается неистовым лаем собак. Сначала даже как-то не по себе становится. Но скоро понимаю, что собаки на цепях сидят и опасности не представляют. Вот и указатель - "озеро Калоте".
Но где дорога к этому озеру, совершенно непонятно. За железнодорожным переездом у станции Гируляй начинается городской парк Клайпеды.
В глаза бросается огромный плакат с изображением клеща - "ОСТОРОЖНО - КЛЕЩИ".
В парке попадаются уже местные велосипедисты и люди, совершающие утренние пробежки. Веет каким-то всеобъемлющим покоем и размеренностью жизни... Сажусь на лавочку перекурить. Солнце уже начинает пригревать (время около 8 утра). Ощущается некоторая усталость и появляются крамольные мысли о корректировке конечной точки маршрута.
По утренней Клайпеде катиться одно удовольствие. Машин немного, уклоны небольшие, указатели все правильно показывают. В старом городе, конечно, брусчатка не очень радует, но старый город, как и положено, очень маленький.
В устье реки Дане стоит парусник "Meridianas" - своеобразный символ города.Эту баркентину начали строить в 1947 году в Турку (Финляндия) в качестве возвращения финского послевоенного долга СССР. Достроили ее к лету 1948 года и до списания в 1968 году судно относилось к министерству Рыбной промышленности Совесткого Союза. С 1969 года судно стоит в Клайпеде, а в 1971 году на его борту открыли ресторан. В 2001 году судно купила частная компания... В 2010 г. корабль отправили на реставрацию а в 2011 г. он опять появился на своем месте.
Последняя точка маршрута - причал парома, курсирующего на Куршскую косу. Ходит паром каждые 30 минут (время в пути около 15 мин.), билет стоит недорого (не помню точно). За велосипед дополнительно берут немного (рублей 10-15 на наши деньги).
На обратном пути в Палангу, плотность движения значительно возрастает. Появляются большие группы тяжело нагруженных велотуристов преклонного возраста. Слышится немецкая речь.
Судя по обрывкам фраз, едут из Калининграда в Ригу.
В Клайпеде провели пару дней. Большое встречное движение, даже что-то вроде пробок и затруднений наблюдается. Становится жарко ( градусов 25). От станции Гируляй сворачиваю к морю. Народ активно купается. При этом наблюдается некая странноватая картина - группа детей из ближайшего летнего лагеря купается в непосредственной близости от женского пляжа. Но здесь вообще, понятия женский пляж, нудистский и общий весьма условны... Примерно в километре к северу на пляже чернеет еще одна местная достопримечательность - немецкий ДОТ времен 2-й мировой войны. Безобразное, какое-то очень неприятное сооружение. При ближайшем рассмотрении понимаю, что это очень сложная и большая система оборонительных сооружений из бетона - настоящая крепость. У нее и название есть - Memel-Nord. Memel - немецкое название Клайпеды.
До трассы через лес в горку двигаться приходится в основном пешком (очень крутые песчаные склоны и деревянные дорожки...). Ну вот я и на асфальте. Жаркое солнце печет уже как в тропиках. Хотя только начало десятого. Обратная дорога запоминается только усиливающейся жарой и большим количеством велосипедистов. На смотровой площадке к югу от Немирсеты стоит человек 10 с фотоаппаратами...
Вывод очевиден. Велотрасса идеальна только ранним утром.
Делаю круг почета по Паланге, покупаю на рынке клубнику- и около 12-ти я уже дома...
Итог поездки. Расстояние -65 км. Средняя скорость - ок.8 км/час. 150 фотографий. Очень доволен. Полон планов будущих поездок.Жаль, что не искупался... Рекомендую.