Дороги и дорожки асфальтовые. 
Описание поездок по оборудованным велодорожкам, асфальтовым дорогам и по шоссе.
Общие замечания

    Из Москвы в Палангу можно ехать на поезде Москва-Вильнюс.Виза обязательна. Лучше получить многоразовую шенгенскую. Литва маленькая, наверняка захочется пересечь границу соседнего государства.Из Вильнюса в Палангу ходит автобус (4,5 часа и около 20 евро за билет) Багаж бесплатно.Но надо иметь ввиду, что с сентября по июнь большие автобусы могут заменять микроавтобусами и с багажом и перевозкой велосипеда могут  возникнуть проблемы. Есть еще поезд Вильнюс-Клайпеда,(билет около 20 евро) на котором надо доехать до станции Кретинга (11 км от Паланги).

За 10-12 евро в день можно снять очень приличную комнатку в частном секторе.
Лучшее время для поездок-июнь-сентябрь. Сильный ветер и дожди здесь нередки в любое время. Без дождевика передвигаться не советую.    Из Паланги я совершал велосипедные вылазки во всевозможных направлениях, разной длины и трудности на обычном дорожном велосипеде,(колеса 26",куплен в Паланге на распродаже в июне 2010 г.за  сумму, эквивалентную 55 евро).За километражом не гнался, любовался природой. И так это было здорово, что решил поделиться своими ощущениями.
     Все поездки начинались рано утром, часто еще до восхода солнца. Планировал только направление, т.к. по опыту давно понял, что упрямое достижение конечной точки маршрута - не мой стиль. Если вдруг начинается проливной дождь через 2 часа после начала поездки, я стараюсь вернуться домой. По некоторым участкам я проехал несколько раз в разное время, поэтому рассказ о той или иной поездке может включать в себя впечатления и фотографии разного времени. 
      
Велотрасса Паланга-Клайпеда

 
Паланга
- небольшой городок на литовском взморье, который летом превращается во вторую столицу Литвы. Здесь можно увидеть на пляже прогуливающегося президента или премьера (не наших, конечно). Но речь не о том...


 Несколько лет назад вдоль всего балтийского побережья Литвы проложили велотрассу, как говорят сами литовцы,  европейского уровня. Так это или нет, не мне судить, а вот рассказать про нее захотелось.
    Первая поездка  Паланга-Клайпеда-Паланга (общая длина 65 км.). Старт около 4-х утра. Июль, темно и холодновато. Первые 3 км по совершенно пустому шоссе Паланга -Клайпеда, потом поворот в лес - и вот та самая велосипедная трасса. Здесь она проходит вдоль моря , в основном по лесу ( территория регионального парка Немирсета). 

   Асфальт свежий, ровный,первый велосипедист попадается навстречу минут через сорок. От дорожки до моря  метров 500-700. Есть лавочки, смотровые площадки.
Первое мощное впечатление (едва удержался на велосипеде)-аист, неожиданно вылетевший навстречу и чуть не задевший меня своими крыльями). Вообще, до тех пор, пока солнце окончательно не  взошло , из леса постоянно доносились какие-то звуки, порой весьма тревожные. Настоящий дикий лес.
    Поражало огромное количество очень больших улиток, переползающих дорогу. Трассу можно было считать идеальной. Но длилось это не очень долго. При въезде в дер. Шапяй, дорожка превратилась в обычную дорогу, довольно узкую с соответствующими знаками.Навстречу мне неспеша катил трактор, занимая почти всю дорогу. Хоть и невеликую скорость я развил, но тормозить и сворачивать в травку пришлось. На протяжении еще 3-4 км. попались 3 машины и еще один трактор. Примерно в километре от д.Шапяй. находится местная достопрмечательность - пляжное озеро - маленькое озерко, расположенное очень близко от моря, усиленно охраняемое всякими экологическими организациями, т.к. в нем гнездится,останавливаеся при перелетах и зимует какое-то невообразимое количество водоплавающих птиц (в основном уток)


Еще одно непередаваемое чисто велосипедное ощущение -  фантастические перепады температуры и ароматов при  въезде с открытых участков в лесные и наоборот.  Эти смены происходят через каждые 500-800 м. Так что при обычной скорости в 10-12 км/час не успеваешь привыкнуть к одному аромату  и прохладе, как тебя накрывает теплая, даже жаркая волна с запахами луговых трав. И снова лесная сырость, но уже совсем не та, что была в предидущем лесу...Я ездил по этому маршруту не один раз, но такое испытал только однажды и только на одном участке трассы (от Немирсеты до Шапяй). Видимо это бывает только в жаркий период и рано утром. В остальное время - просто на солнышке тепло, в тени прохладно - ничего особенного. 
 Еще пара километров лесной дороги и... вы оказываетесь на довольно оживленном шоссе, с неизменными тракторами (самый сенокос) и прочей с/х техникой и обычными авто. Указатели, напоминающие автомобилистам о том, что здесь могут встречаться люди на велосипедах присутствуют.  Но не более того. Это уже Каркле - примерно половина дороги до Клайпеды. В поселке есть неплохое кафе с местными блюдами, прокат лошадей ну, и конечно же,  древний велосипед, у которого все фотографируются. И я не исключение. 
После Каркле дорога идет в гору по сосновому лесу. По обочинам дороги много земляники. Через пару километров поворот налево на велосипедную дорожку, идущую по лесу в сторону Гируляй. Указатель есть, но нужно быть внимательным, чтобы не пропустить поворот.  Но сначала я сворачиваю направо - к морю (метров 500-600 по лесной дороге). Вид с крутого берега на море с кораблями завораживает.Название этого места Olando kepure в переводе с литовского - "голландская шапка (кепка)". Здесь самый высокий берег на всем литовском взморье (24.4 м) И самый узкий пляж. Подхожу ближе к обрыву и замечаю несколько палаток. Люди еще спят.  Наш брат-турист отдыхает. Рядом с одной палаткой стоит пара велосипедов. Тишина и безмятежность. Все просто и без проблем.
 
 Возвращаюсь на шосее. Участок до станции Гируляй идет по лесу. Много черники и земляники. При приближении к поселку лес оглашается неистовым лаем собак. Сначала даже как-то не по себе становится. Но скоро понимаю, что собаки на цепях сидят и опасности не представляют. Вот и указатель - "озеро Калоте".

Но где дорога к этому озеру, совершенно непонятно. За железнодорожным переездом у станции Гируляй начинается городской парк Клайпеды.
В глаза бросается огромный плакат с изображением клеща - "ОСТОРОЖНО - КЛЕЩИ".
 В парке попадаются уже местные велосипедисты и люди, совершающие утренние пробежки. Веет каким-то всеобъемлющим покоем и размеренностью жизни... Сажусь на лавочку перекурить. Солнце уже начинает пригревать (время около 8 утра). Ощущается некоторая усталость и появляются крамольные мысли о корректировке конечной точки маршрута.
 По утренней Клайпеде катиться одно удовольствие. Машин немного, уклоны небольшие, указатели  все правильно показывают. В старом городе, конечно, брусчатка не очень радует, но старый город, как и положено, очень маленький. 
  В устье реки Дане стоит парусник "Meridianas" - своеобразный символ города.Эту баркентину начали строить в 1947 году в Турку (Финляндия) в качестве возвращения финского послевоенного долга СССР. Достроили ее к лету 1948 года и до списания в 1968 году судно относилось к министерству Рыбной промышленности Совесткого Союза. С 1969 года судно стоит в Клайпеде, а в 1971 году на его борту открыли ресторан. В 2001 году судно купила частная компания... В 2010 г. корабль отправили на реставрацию а в 2011 г. он опять появился на своем месте.


    Последняя точка маршрута - причал парома, курсирующего на Куршскую косу. Ходит паром каждые 30 минут (время в пути около 15 мин.), билет стоит недорого (не помню точно). За велосипед дополнительно берут немного (рублей 10-15 на наши деньги).
 На обратном пути в Палангу, плотность движения значительно возрастает. Появляются большие группы тяжело нагруженных  велотуристов преклонного возраста. Слышится немецкая речь.

Судя по обрывкам фраз, едут из Калининграда в Ригу.
В Клайпеде провели пару дней.  Большое встречное движение, даже что-то вроде пробок и затруднений наблюдается. Становится жарко ( градусов  25). От станции Гируляй сворачиваю к морю. Народ активно купается. При этом наблюдается некая странноватая картина - группа детей из ближайшего летнего лагеря купается в непосредственной близости от женского пляжа. Но здесь вообще, понятия женский пляж, нудистский и общий весьма условны... Примерно в километре к северу на пляже чернеет еще одна местная достопримечательность - немецкий ДОТ времен 2-й мировой войны. Безобразное, какое-то очень неприятное  сооружение. При ближайшем рассмотрении понимаю, что это очень сложная и большая система оборонительных сооружений из бетона - настоящая крепость. У нее и название есть - Memel-Nord. Memel - немецкое название Клайпеды.

  До трассы через лес в горку двигаться приходится в основном пешком (очень крутые песчаные склоны и деревянные дорожки...). Ну вот я и на асфальте. Жаркое солнце печет уже как в тропиках.  Хотя только начало десятого. Обратная дорога запоминается только усиливающейся жарой  и большим количеством велосипедистов. На смотровой площадке к югу от Немирсеты стоит человек 10 с фотоаппаратами... 
Вывод очевиден. Велотрасса идеальна только ранним утром. 
Делаю круг почета по Паланге, покупаю на рынке клубнику- и около 12-ти я уже дома... 
Итог поездки. Расстояние -65 км. Средняя скорость - ок.8 км/час. 150 фотографий. Очень доволен. Полон планов будущих поездок.Жаль, что не искупался... Рекомендую.
 
Паланга -Швентойи-Латвия

   Участок велотрассы Паланга-Швентойи (Швентоя) очень загружен, т.к. проходит в основном вдоль пляжа, где помимо велосипедистов полно отдыхающих, пересекающих дорожку. Поэтому здесь хорошо только часов до 8-9 утра.
 
Идеально выбраться из Паланги часа в 4 утра, и в хороший солнечный день, что мне пару раз удалось (в 2010 и в 2011 г.) Приведенные ниже фото и текст- есть сумма впечатлений от этих поездок. Поэтому не указываю даты.Просто это было летом.
   Первый участок пути пролегает по центральным (совершенно пустым) улицам Витауто и Басанавичуса до моря.Навстречу попадаются 2-3 бомжа, собирающих бутылки, да подгулявшая компания молодежи.По улицам разгуливают чайки и вороны в большом количестве.На пирсе, который  упорно называет мостом всё местное население ,можно спокойно постоять и посмотреть вокруг. Днем здесь в любую погоду движутся толпы народу, иногда достигая плотности московского метро в час-пик. Сворачиваю на Швентойю. Дорожка идет вдоль моря по довольно однообразному сосновому лесу. Усчасток до гостиницы "Медуза" прямой и какой-то скучный. Разнообразить его можно выездми на пляж (всего 200-300 м)  Любопытная картина, например, искатели янтаря, которых особенно много после шторма.
Далее дорога начинает петлять по сосновому лесу, сквазь который иногла видно море. Справа попадаются дома и котеджи, сдающиеся внаем.
Много объявлений о продаже. Сам поселок Швентойя состоит в основном из деревянных домиков  и кемпингов 60-х-70-х годов. Центральная улица вся в заплатах.
Над всем этим возвышается ультрасовременный католический храм.В 2-3 км от Швентойи в сторону границы с Латвией расположен небольшой поселок Бутинге, известный со времен Ливонии, как пограничный пункт на дороге из Риги в Кенигсберг. Главная достопримечательность Бутинге- евангелико-лютеранский храм  начала 19-го века. Здесь же расположен нефтетерминал, в свое время наделавший много шума в Литве и Латвии. Были и катера Гринпис и пр.
 
Еще 3-4 км на север от Бутинге - и вот граница с Латвией. Здесь сохранился погранично-таможенный пост, действовавший до вступления Латвии и Литвы в Евросоюз. Может и сейчас здесь иногда что-то происходит типо проверок и досмотров. Но мне не удалось встретить ни одного человека. Проехал по латвийской земле пару километров, но ничего примечательного  кроме леса и редких фур на дороге  не обнаружил. Пофотографировал границу (только вот случайно все стер) и повернул назад. 
 
   В 2018-м году я опять проехал по подобному маршруту. Швентоий произвел хорошее впечатление. Стало как-то почище, появилась пешеходная зона в центре.
 
Пешеходная дорожка в Швентойи 2018г.
Дороги проселочные и лесные тропы. 
Поездки по пыльным грейдерам, тряским грунтовым дорогам и лесным тропам Кретингского района
Палангский лес

 После освоения оборудованных асфальтированных велотрасс, потянуло на дикую природу...
 

 Раним утром в  июле выкатился я на шоссе  Паланга-Лиепая и, проехав по нему около 5-6 км (в районе аэропорта) свернул в Палангский лес (оффициальное название, указанное на карте). Лесные дороги вполне проходимы. Конечно корней деревьев местами многовато. Птицы, ягоды, комары, другие насекомые и прочие радости дикого леса. Тишина полная. Дорог много, они постоянно разветвляются, пересекаются, а иногда, как положено, исчезают.

Примерно через час начинаю понимать, что не очень  точно представляю свое местопоожение. Сам лес в ширину всего 3-4 км и ограничен большим полем и двумя автотрассами, одну из них поначалу очень хорошо слышно, а вот по другой  настолько малое движение, что  как звуковой ориентир, она весьма ненадежна... Но вот вдали появился просвет и я выбрался к полю , но здесь дорога и кончилась.  Отдохнуть и осмотреться не дали овода и слепни, которые атаковали меня с какой-то неестественной  силой.
Проплутав по лесу еще около часу, правда не без пользы (напал на большую поляну земляники, чему есть документальное подтверждение.) услышал звук машин, и довольно быстро оказался у дороги Паланга-Дарбенай.

 Об интенсивности движения на этой трассе можно судить по тому, как спокойно по ней разгуливал аист. Когда появилась машина, он лениво взлетел, описал небольшой круг и опять стал расхаживать по асфальту. Также он довольно вяло отреагировал и на мое приближение к нему с фотоаппаратом. Стал неспеша удаляться в лес.
Дальнейшее мое движение по лесной дороге на юг оказалось весьма неудачным Примерно через километр дорога стала превращиться в песчаную широкую тропу, в которой вязли колеса и  вскоре  передвижение на велосипеде стало невозможным. Вскоре я увидел и виновников столь бедственного состояния дороги - лошадей, которых в ближайшей деревне дают напрокат отдыхающим. Кое-как дотащил велосипед до  более-менее проходимого участка, посмотрел на конюшню - и вот он - вожделенный асфальт.  Сил для дальнейшего освоения лесных дебрей уже не осталось и повернул я в сторону дома. Правда еще пару раз сворачивал на лесные дороги, углубляясь не более чем на  несколько сотен метров с целью разведки.  Обнаружил, что на лесных дорогах появились машины грибников (и сами грибники соответственнно). Сделал еще одно любопытное открытие - в лесу попадается  черешня (дикая?).Деревья высокие, ягоды мелкие, но сладкие...
Паланга - Рудайчай-Венкемис

Выезд, как всегда, около 5 утра. Пустынные дороги, одинокие велосипедисты, собачники... Путь до Видмантай очень приятен тем, что вдоль шоссе проложена асфальтовая дорожка, причем довольно широкая. Интересное впечатление - лиса, мышкующая на поле в 100 м. от дороги.


Через километр после поворота асфальт как-то неожиданно кончился и начался отвратительный гравий. Пожалуй это худший вариант дороги во всей округе. Ехать, конечно,  можно, но... Объяснять тут нечего- сами знаете. Отмечу только дополнительную тонкость  - здесь частенько проезжают местные жители на мотоциклах и автомобилях, а пыль,как водится распространяется всегда в вашу сторону, куда не перебегай. Но вид полей, лугов, деревень, облаков и пр. стоит дороже этих мелочей...
 Но вот тяжелый гравий кончился и я вкатился в дер. Рудайчай. Под лай собак и мычание коров вдоль большого живописного пруда с плакучими ивами пересекаю деревню.


И вот опять лесная песчаная дорога, вполне пригодная для велопрогулок. Минут за 40, минуя дер. Димитровас добираюсь до шоссе Дарбенай-Кретинга. Шоссе узкое, плоское, скучное,машин много. Пейзаж оживляют только вечные аисты,гнездящиеся на столбах ЛЭП. Но вот и одна из главных целей моего путешествия - награда за труды - корчма Венкемис. Здесь меня ждет очень вкусный и недорогой обед.  Настоящие цеппелины,свиные ребрышки с картошкой и пр.  На большой территории по берегам речки расположился детский городок со всякими аттракционами, мини-зоопарк с козлами, кроликами, павлинами и пр. живностью, Кроме того здесь есть сауна, тир, маленький музей , лодки и пр.

Все устроено очень хорошо, людей много, но никто никому не мешает. Сюда люди приезжают на целый день семьями, отмечают праздники и пр.
На меня самое большое впечатление произвела вкусная еда (в Паланге такие цеппелины мне не встречались)  и животные, среди которых козлам нет равных.
Я насчитал их около 10 - от самых маленьких до рыжего гиганта с громадными рогами. Все на длинных цепях.


К моменту написания этого текста (май 2012) я уже побывал в Венкемисе еще несколько раз и всегда все было на высочайшем уровне. А цены после Москвы не переставали удивлять. Всем советую.
 От Венкемиса еду до окраин города Кретинга не более километра мимо очень красивого и ухоженного кладбища. Еще пара км. по городу - и я в центре. Город очень приятный с большим числом достопримечательностей, среди которых  дворец графов Тышкевичей с зимним садом, красивым парком с прудами, костел, монастырь и т.д. Для знакомства с  Кретингой нужен хотя бы один день.
 


Комментарии
О Маршруте