Эвенкийский район / Самостоятельная поездка

В одной связке река Тымерокан - река Северная

27 июля - 24 августа 2018 г.
Сплав на катамаранах по рекам и озёрам юго-западной части плато Путорана. Река Тымерокан, озеро Нижняя Агата, протока Орон, озеро Северное, река Северная, река Нижняя Тунгуска. .
город Норильск - река Тымерокан - зеро Нижняя Агата - протока Орон -озеро Северное - река Северная - река Нижняя Тунгуска - село Туруханск.

В одной связке Тымерокан - Северная.

Предисловие.

Команда таёжных «коммивояжеров» неоднократно посещала село Туруханск Красноярского края. Удобная и доступная база для туристов чтобы посредством вертолета заброситься на притоки Нижней Тунгуски. В нижней части прославленной «Угрюм реки», напоминаю Нижнюю Тунгуску окрестили «Угрюмой» с лёгкой руки писателя-исследователя Вячеслава Шишкова, так вот к реке примыкают именитые притоки как Виви, Тутончана, Нимдэ, Эрачимо (Герасимова) и река Северная.

В эпизодах предыдущих таёжных историй упоминаются посещения рек Тутончана и Ерачимо. Представление о Туруханском районе и Эвенкии  имелось. Рельеф местности ихтиофауна водных бассейнов рек и озер,  характер течения больших и малых притоков изучен и апробирован.

Задачей и целью экспедиции ставилось исследование недоступных и малопосещаемых мест в юго-западной части плато Путорана. «Сподвижники» (местные жители, егеря и заинтересованные лица, зарабатывающие на щедрой ниве туристических услуг) неоднократно предлагали сплавиться по реке Северная. Конечно мы были заинтригованы таким предложением. Река примыкает к Тунгуске на 63 километре от Туруханска. Протяженность Северной не более 331 км. Лететь вертолётом не далеко, главное дёшево! Расстояние от Туруханска до истоков Северной по прямой составляет 235 км., лучше не придумаешь. Вот только челночные рейсы вертолётов увозивших группы туристов на Северную с периодичностью один раз в пять - шесть дней отбивали желание знакомиться с рекой. «Чёс реки неимоверно высокий, рыболовный прессинг выше запредельного, о хорошей рыбалке речи не могло вестись, тем более о тайменях» - думали мы.

На нелёгкую долю туристов водников выпадет немало сопутствующих проблем, первой и решающей является выбор будущего маршрута.  Обсуждения и прения членов команды крутились вокруг реки Тембенчи и Северная. Чаша весов склонялась в ту или иную сторону, пока в спор не вмешался Валера Данилов. Старый походник обелённый сединами времён советской закваски твёрдых и решительных туристов. Истинных романтиков славившихся пешими переходами, тяжёлыми и длительными волоками с реки на реку. Он твёрдо и уверено заявил – «В восьмидесятые мы ходили по реке Эндэ, затем на Курейку. Рядом, по ту сторону гор течёт река Тымерокан. Через систему озер соединяется с рекой Северная. Места там наикрасивейшие, дикие. Скалистые отвесы! Вплотную примыкают горы плато Путорана. Рыбалка такая, что вскоре надоест, и спиннинг отложишь в сторону».

Не поверить на слово старожиле походных дел не могли, но на всякий случай окунулись с головой в странички интернета.

Вездесущее око поисковика от яндекс раскрылось на нужной страничке, скудная информация выплеснулась наружу. Истоки реки Тымерокан расположены в юго-западной части плато Путорана. Впадает в озеро Агата Нижнее, длина 101 км, направление течения с севера на юг.

На волне зарождающегося любопытства открыли спутниковую карту и проследили дальнейший путь воды собранной в реке Тымерокан. Устье Тымерокана находится в северной части озера Агата Нижнее. Через протоку Орон можно выйти в озеро Северное, дойти до истоков реки Северная. Лучше и не придумаешь! Абсолютный выигрыш! Два в одном, то бишь два различных и не похожих маршрута в одном походе!

Местные егеря вселили большую уверенность, поведав, что туристы в основном забрасываются на реку Северная, в редких случаях на озеро Северное или Эпекли. Про Тымерокан ни кто и речи не заводил.

Не теряя времени даром звоним в Туруханск ООО Авиакомпанию  «Турухан». С волнением и дрожью в голосе просим менеджера забросить на вертолёте в самые истоки Тымерокана. Вежливый голос на другом конце провода зазвучал неуверенно и натужно – «Сколько у вас груза и пассажиров?» «Девять человек плюс 1300 килограммов походного скарба» -чётко отрапортовали мы. Возникла напряжённая пауза, затем были произнесены убийственные слова – «К сожалению с таким весом мы не сможем закинуть на Тымерокан, в нашем парке на сегодняшний момент нет модернизированных Ми-8 МТВ. А те машины, что в строю, не способны  пролететь такое расстояние. Выход один меняйте маршрут или уменьшайте вес груза». Буквально ножом по сердцу полоснули слова менеджера.

Более недели команда пребывала в ступоре, решая нелёгкую дилемму толи отказаться от Тымерокана и лететь поближе, толи отказаться от многих «бытовых гаджетов» позволяющих достойно переносить тяготы и лишения походной жизни.

В дальнейшую судьбу нашего предприятия как говориться вмешалось само провидение. Командира экспедиции Владимира Коваленко осенила здравая мысль – «Что если с Норильска заброситься, там расстояние на 45 км ближе каких-то 289 километров».

Монотонные гудки в сотовом телефоне длились не долго – «Слушаю, компания АО «Норильск Авиа». Сетуя на Туруханских вертолётчиков, донесли представителю компании насущные проблемы. На что тот, спустя некоторое время, твёрдо заявил - «Наш Ми-8 МТВ без труда доставит девятерых пассажиров и бесценный груз, куда скажите, за 750 тысяч рублей». «Ого!» - присвистнули мы от объявленной стоимости. Менеджер тут же пояснил – «С этого года цена на перевозки заметно подросла. 250 тысяч полётный час. Выбор за вами!» Мы с вызовом и отчаянием приняли выбор - Норильск так Норильск!

г. Норильск

Наступило долгожданное 27 июля 2018 года. Авиакомпания «Нордстар» собрала команду посредством двух рейсов из Москвы (столицы нашей Родины) и Красноярска (тоже столицы…, только края) в аэропорту Алыкель. На ту пору аэропорт претерпевал грандиозные преобразования. Третий год подряд происходила реконструкция взлётно-посадочной полосы. В летний период строители закрывали часть полосы и заливали новое бетонное покрытие, отвечающее стандартам нависшего качества. В связи с этим «Нордстар» являлся монополистом по перевозкам пассажиров в Норильск. Цена билетов как вы понимаете, не отличалась дешевизною.

Заполярное норильское лето встретило духотой и безветрием. Яркие лучи  прожигали  солнцезащитные очки, заставляя щуриться и клонить голову в земле. В небе кружилась желтовато-неоновая дымка и перистые облака предвестники грядущих грозовых фронтов. Недоверчивые  норильчане с сомнениями косились на лучезарное солнце. Убеждали в том, что нам несказанно повезло почти неделю лил моросящий дождь. Мрачные тучи в свинцовых окладах гонялись по небосклону ордой Чингисхана. Плотная облачность окутывала предгорье плато Путорана туманной завесой.

Поначалу ворчание норильчан относили на счёт нордического характера закоренелых полярников. Но надо признаться буквально на третьи сутки пребывания в запредельных широтах убедились, они правы нам несказанно повезло. Погода в день прилёта смилостивилась, возникшее окно в погодных невзгодах позволило без проволочки перелететь на Тымерокан. Иначе сидеть в Норильске пришлось бы не менее четырех дней.

А пока мы пребывали в безмятежном неведении. Наняли маршрутное такси и понеслись по сопочным залысинам к дымящим трубам Надежденского металлургического завода принадлежащего ГМК Норильский никель. Не скрою, гигант металлургической промышленности поразил масштабами и в тоже время расстроил. Выбросы дыма из высоких труб отзывались в горле лёгким першением и неприятным запахом сернистых соединений, в частности диоксида серы. Упустим этот момент, пусть дело с вредными выбросами останется на совести гражданина Потанина и ведущих акционеров «Норникеля».

Ленинский проспект.

Норильск обложен с трёх сторон горными возвышенностями и трубами трёх заводов. Город находится в котловине с выходом на равнину,  заканчивающуюся через двадцать километров массивами плато Путорана. Главная улица Ленинский проспект впечатлила и порадовала светлым окрасом домов. Муниципалы не жалеют краски, помпезные сталинки  словно цыплята окрашены в золотисто–жёлтый цвет. Почему в жёлтый, наверно потому что здесь ощущается дефицит солнца. В полярную ночь на целых 44 дня отключается солнечная подсветка.

Памятник В И Ленину                                                                                        Краеведческий музей

Памятник Владимиру Ильичу Ленину, во весь рост, завершил этап ознакомления с городом. Вождь пролетариата указал поднятой рукой направление совпадающее с нашим движением. Микроавтобус понёсся по тундровой низине к аэропорту Валёк. Неприятные ощущения от волнообразной дороги отзывались в теле сковывающими позывами в пустом желудке. Асфальтовая дорога расходилась барханами. В некоторых местах земля подтаивала, дорожное покрытие проваливалось метровым изгибом.  Надо отдать должное строителям автодорог, на 15 километровом участке они меняли два мостовых пролёта и укладывали новый асфальт на выровненной насыпи.

Скоротечная дорога пролетела как бы вскользь, припомнился мимоходом съезд к воротам КПП аэропорта Валёк, заигрывания с  девушками на досмотре багажа и… ещё… непредвиденное и тягостное происшествие. Командир экспедиции Владимир Коваленко после подписания заявки и необходимых документов вышел с понурым лицом. «Провоз бензина в вертолёте считается опасным грузом, требуется доплатить кругленькую сумму» - огорошил он.

За 14 летнюю историю путешествий не было такого прецедента, команда не сталкивалась с ультимативным требованием о доплатах, в Норильске пришлось. Поздно проливать слезы, надо раскошеливаться. Упоминание данного эпизода в основном касается будущих туристов  решивших воспользоваться услугами  «НорильскАвиа» - мотайте себе на ус.

Неприятности забыты, весовой контроль пройден, оружие сдано экипажу, объёмный и тяжёлый груз размещен в тесном салоне Ми-8. Молодые пилоты выглядели бравурно и стильно, белые рубашки, надраенные до блеска туфли, форменные брюки отглаженные в стрелочку. Парадный наряд ни как не вязался с образом суровых полярных лётчиков. Создавалось ощущение, будто пилоты буквально год назад получили сертификат лётной годности. Но это всего лишь ощущения. Вскоре парни с сознанием дела взмыли вертолёт над ВПП и понесли команду словно на крыльях в юго-восточном направлении.

Перелёт Валёк – Тымерокан.

Вибрация фюзеляжа. Рев спаренных турбин. Поток леденящего воздуха врывающегося через открытый иллюминатор. Отрыв. Винтокрылая машина зависла в двадцати метрах над площадкой. Сердце замерло. Наконец пилот приопустил нос вертолёта. Машина с нарастающей вибрацией в дюралюминиевом теле ушла в вираж с медленным набором высоты.

По курсу распростёрлась необъятная заболоченная тундра. Сто тысяч озёр мерцающих солнечными бликами. Очаговые вспышки жёлто-бурого мха и белого ягеля на тундровой подстилке. Сгустки леса и кустарника на сопочных возвышениях.

Река Норилка                                                                                                Тундровая река

Плато Путорана

Слева по борту потянулось монолитной стеной плато Путорана. Буро-тёмные горы с плоскими вершинами урезали горизонт. Вскоре изогнутая линия вершин упала к тундровой подошве. Следом заплескалось голубым отливом широченное просторное море. Озеро Мелкое заполонило видимое пространство, теряясь в горных складках.

Крутосвальный горный барьер песочно-красного оттенка разделил озеро Мелкое и озеро Кета. Лазурно-синяя вода широченным потоком залила тундровую плоскость. Озеро Кета на дальней границе гор напоминает ручей зарождающийся на верхотуре плато тонкой змейкой и разливающийся большим водоёмом с песчаными берегами и косами. И вновь разрыв. Где-то далеко по курсу заблестела лазурной гладью большая вода. Горные цепи  разрозненные глубокими распадками воспрепятствовали слиянию озёр в единую систему. Горы заметно подросли. По склонам образовались крутые ступени. Верхняя площадка столовых гор без живой растительности проносилась на уровне иллюминатора.

«Хантайское озеро!!» – перекрикивая гул турбин, Валерий Данилов указал рукой на бескрайнюю синь. И словно не доверяя сказанному пристально вгляделся в спутниковый навигатор - «Точно оно!» Салон осветился всполохами фотовспышек. Нацеленные камеры беспорядочно защёлкали фиксируя всё подряд, то уложенные в ряд вещи, землю в иллюминаторе, то лица друзей преисполненных радостных волнений. Со стороны дивное буйство выглядело трогательно, настоящий турист меня поймет и проникнется новизной восприятия захватившей команду.

«Хорош снимать! Наливай!» - раздался громоподобный голос Вадима Саликова. Родом из Красноярска коренной сибиряк Вадим Саликов скроен как по конституции тела, так и другим параметрам из лекал чистокровного сибирского мужика. Такого и медведь испугается в тёмной и дремучей тайге. Круглое бородатое лицо Вадима расплылось в добродушной улыбке в чём-то наивной и по-детски безмятежной. Затем Вадим разразился пробирающим  до мозга костей заразительным смехом – «Давай ребята подымем за поход!»

Свобода, воля, волюшка, вольница, приволье… – не хватит слов, чтобы описать состояние человека окрылённого таёжной неизвестностью в предвкушении тайн и загадок Крайнего севера и великой Сибири.

«Озеро Дюпкун» - безапелляционно заявил Валерий Данилов, искоса поглядывая на командира экспедиции Владимира Коваленко. Тот не проявлял и намёка на беспокойство и гнев, уткнувшись в карту задумчиво отслеживал путь вертолёта.

Озеро Дюпкун обозначилось вытянутой, изогнутой лентой.   Окружающие горы с плоскими вершинами поджали водоём с боков.  Склоны гор покатые густо залесённые. Берега низкие, к воде вплотную подходит таёжный лес. Необходимо отметить, озёра входящие в плато Путорана не имеют береговых скал и утёсов. Берега идеально сглажены по типу лагун и лиманов южных морей.

Озёра имеют тектоническое происхождение. Глубокие разломы возникшие во время колоссальных земных подвижек, на протяжении миллионов лет заполнялись осадочными породами. Дно разломов выполаживалось, формировалась нынешняя структура озер и рек.

До озера Дюпкун вертолёт сторонился высоких препятствий, следовал вдоль границы горных массивов. На подлёте к Тымерокану углубился в каменную теснину. Пилоты прокладывали путь по распадкам, ущельям и перевалам. Не стремились набрать высоты, потеряться в редкой облачности  и следовать прямым курсом. Правила полётов запрещали потерю визуального контакта с землёй. Молодые пилоты не отступили и на буковку от воздушного кодекса, несмотря на ясную погоду. Упомяну вскользь, полёт посчитан и оплачен по прямому курсу. По факту вышло совершено иное. Маршрут удлинился как минимум на 54 километра.

Озеро Дюпкун                                                                                            Река Тымерокан

Вертолёт по зарождающемуся ручью перескочил горный перевал и полетел в каменном жёлобе. Среди плотного таёжного леса вился бурный речной поток, отливающий ультрамариновой синью небес. «Он! Он! Тымерокан!» - в запале страсти вскрикнул Валерий Данилов. Для убедительности ткнул пальцем в карту, сверяя рисунок с природными набросками – «Почти у самых истоков вышли».

Плоские горы в каменном обрамлении курумов и зелёной мантии тайги подпёрли реку с бортов. Долина сузилась, Тымерокан вспучился перекатами, порогами и водопадами. Русло напоминало гигантскую лестницу с огромными ступенями различной высоты и ширины. Русло и берега Тымерокана завалены крупными валунами различной калибровки.

Командир экспедиции Владимир Коваленко подскочил к двери, бойко и настойчиво застучал в стальную перегородку. Овальная дверь распахнулась. Борттехник сидел спиной в проёме на откидной полке, в боковом кресле пилот. последний повернул голову, кивнул, мол что случилось? Владимир наклонился и заорал над ухом пилота перекрикивая вой турбин – «Нам туда не надо в самые верховья. Нам бы поближе». «Знаю, знаю…» - спокойно отреагировал молодой пилот – «Это мы сами поднялись выше по реке, хотели на водопад глянуть. Сейчас развернёмся, будем подбирать площадку».

Любопытство пилотов к водопадам через пять минут затухло. Вертолёт заложил крутой вираж на разворот. Площадку под посадку удалось найти не сразу. Ровных и просторных кос мало. Тымерокан вился тонкой искривленной лентой утопающей в таёжной зелени. Неожиданно корма просела, вертолёт завибрировал и пошёл на снижение. В иллюминаторе пронеслись макушки деревьев гнущиеся под напором воздушного потока. Под шасси замелькали булыжники. Берег крутоват и маловат для большой машины. Как только шасси коснулись земли борттехник соскочил на землю. Огляделся, осмотрел шасси и заюлил задним местом, словно в твисте. Тем самым показал пилотам, что бы те раскачали вертолёт, шасси должны раздвинуть крупные камни. Вертолёт раскачало с бока на бок, послышался хлопок, турбины выключились, гоняя лопасти на холостом ходу. Мы прибывали, приветствуем тебя Тымерокан!!!

Маршрутная оценка похода (специально для непоседливых читателей).

Не в моём писательском ключе менять стилистику повествования. Отдавая дань традиции, предоставляю краткое тактико-техническое описание маршрута. Дабы вечно спешащих москвичей и жителей периферии не отвлекать от повседневной рутины и «зомбо ящика» то бишь телевизора.

Река Тымерокан длина 101 километр. От истоков до притока Узкая (70 километр от устья) в крайней степени непроходимый речной участок. Крутые свалы, пороги хоть и не большие, но придётся обносить из-за крутизны сливов и валунов по руслу. Речное ложе представляет собой  ступенобразный спуск. В километре выше притока Узкая расположен 5-ти метровый водопад.

От притока Узкая (70 км от устья) до ручья Крутой (58 км от устья) течение быстрое, подходящее под безопасный сплав. Водный поток раздроблен галечными островками. На прижимах встречаются расчёски. Мелкие шиверы и перекаты сменяют друг друга, спокойных затишков практически нет. Очень много хариуса, попадается сиг и щука.

В четырех километрах ниже ручья Крутой (58 км от устья) начинаются разливы озёрного типа. В целом река похожа на бесконечное сочленение  просторных водоёмов путем непродолжительных перекатных проток. Ширина реки на некоторых участках превышает более 500 метров. На разливах ловится в безмерном количестве щука, реже попадется окунь и сиг. Хариус гоняется за блеснами только на перекатах, в пределах соединяющих проток. Часто попадается пернатая дичь, в основном представленная крохалём.  Присутствует чёрная утка турпан, кулик и лебедь.

На всех примыкающих к Тымерокану притоках имеются водопады различной мощности и высоты. Путь к ним как правило затруднителен, приходиться пробираться сквозь тайгу или по руслу между больших и скользких камней.

Озеро Нижняя Агата длина 63.5 километра. Расположено на высоте 209 метров над уровнем моря. В средней части озера впадает река Някшингда,   вытекающая из одноимённого озера Някшингда. В южной оконечности озера через протку Чинико можно попасть на озеро Агата Верхняя.

По озеру Агата Нижняя прошли 26 километров до протоки Орон, соединяющейся с озером Северное. Максимальная глубина отразившаяся на эхолоте составила 42 метра. Ширина озера колеблется в пределах 3,5 – 4,0 километров. От притока Тымерокан озеро расширяется скруглёнными заливами. На подходах к берегам встречаются обширные отмели. Сужения берегов значительные до 150 метров, без проточных образований. На пути встречаются крохотные скалистые островки, увенчанные лиственничными деревьями.

По пейзажному восприятию озеро напоминает Норвежские фьорды. К озеру подступают высокие столовые горы. Зелёная юбка тайги спускается к подножию пологой горкой. Берега не крутые, галечно-валунные. Подъём воды весной в половодье не значительный. Уровень прослеживается по линии кустарниковых насаждений.

Ловиться щука, окунь, сиг, прославленный голец Дрягина не попадался, хотя рыбаками использовались всевозможные снасти вплоть до «запрещенных».

Протока  Орон длина 8 км. Первая половина водотока череда мощных шивер, отдельно стоящие камни, останцы, перекаты с характерными признаками стоячих волн с пенными гребнями. Подыскать место под стоянку можно только в зоне перехода озеро - протока. В заливе раскинулось с дюжину каменистых островов. Вторая половина реки отмечена разливом и неспешным течением вплоть до впадения в озеро Северное.

Ловится крупная щука, реже окунь и сиг. По берегам на заболоченных низменностях гнездится утка. В устье притока Делингдэ активно ловится мелкий хариус и сиг.

Озеро Северное длина 45 километров максимальная ширина 3 километра. В средней части впадает река Эпекли-Сен соединяющая озеро Эпекли в единую систему водотока.  В южной части озера берёт начало река Северная. Вид сверху на озеро, имеется в виду снимки космического спутника, напоминает бумеранг. Берега сложены из мелкого галечника с песчаными прослойками. Мест под лагерь в избытке, это так называемая зона походного комфорта, где и сушняка в избытке и почва под ногами что надо. Горы подступившие к озеру заметно ниже чем на озере Агата. Лес гуще, добротнее, подымается по уклону до вершин все тех же столовых гор. Ловится щука, окунь, сиг. Запасы и прожорливость рыбы на порядок выше чем на озере Агата. В начале и в конце озера сформировались  расширяющиеся заливчики с мелкими бухточками и заградительными косами. Заливы чередуются остроконечными сужениями.

Река Северная длина 331 километр. Впадет в Нижнюю Тунгуску на 63 километре от устья. Ширина в некоторых местах колеблется от 250 до 500 метров.

Нулевой километр реки Северная расположен на сужении шириной 80 - 100 метров. Наблюдаются поверхностные возмущения возникшие в результате подводных течений по измельчавшему дну. Столовые горы уступили сопочным возвышенностям поросшим лесом. Скалы в верхнем и среднем течении не замечены. Река течёт по широкой долине. Отдельные очаговые скопления столовых гор плато Путорана просматриваются на удалении 3 - 8 км от реки.

От истоков до притока Тонегда (258 километр от устья).  В целом этот участок реки тиховодный с уже знакомыми озерковыми расширениями. Помимо штучных перекатов, ниже притока Пилька (327 км от устья) существуют два мощных перекатно-шиверных образования, зоны речного ската протяженностью до 4 километров.

В целом верхняя часть Северной довольно скучный речной участок с низким травянистым берегом и озёрной гладью. Горизонт скрыт подступившими деревьями на прямотоках проглядываются отдельно стоящие возвышенности. Множество проток выходящих из небольших озёр. Порою создаётся впечатление, будто озёра вытянулись параллельно реке отдельной водной системой.

В зоне озёрного присутствия бесчисленное количество уток как молодняка ставшего на крыло, так и птенцов, неотрывно следующих за мамашей. В озёрной тиши прячется сохатый.

Озерковые застои полны щуки, реже попадается сиг. В упомянутых ранее перекатных образованиях неисчислимое количество хариуса. Ловиться таймень.

Участок от притока Тонегда (258 км от устья) до притока Анадякан (228 км от устья) отрезок затяжных шивер, быстротока и не больших перекатов. На шиверах под берегом и отмельных участках беспрестанно клюёт хариус. На малых притоках попадется щука весом более 4 кг.

От притока Анадякан (228 км от устья) до притока Хугдюкант (141 км от устья) вновь устанавливается озерковая идиллия с разливами и стоячей водой. Речная долина просторна и открыта. Особое вынимание стоит обратить рыболовам на островные протоки. В буквальном смысле слова тот кто возьмёт спиннинг в руки обловится хариусом. При возникновении островов необходимо выбрать мелкую и узкую протоку, весь хариусёвый  «клондайк» находиться именно там. В приточных зонах и разливах предсказуемо ловиться окунь и щука.

На карте у притока Кунгуя (208 км от устья) нанесён штрих означающий порог. На самом деле каменистая шивера, широкополая с незначительным уклоном. Под конец водный поток сужается на обширной галечной косе и переходит в короткий слив. В данном случае возможности водного препятствия сильно переоценены.

Участок от притока Хугдюкант (141 км от устья) до притока Колю (93 км от устья) наиболее интересный и красивый. Через 8 км от притока Хугдюкант берега сближаются, скорость течения нарастает. Береговые очертания меняют зелёную мантию таёжки, облачаются в каменистые осыпи. Река резко петлят, формируются мощные перекаты. На сужениях в поворотных точках косо-отбойные прижимы. Отрезок реки от 120-го километра до 114-го от устья отмечен порогом под названием Большой. Серьёзное препятствие на пути туриста водника.

В пятнадцати километрах от порога затяжная круто скатывающаяся шивера с прижимами по правому берегу. Река срезала, подточила скалу, в результате возник карман с противотоком. На выходе стоит утёс из белой крепкой породы.

На подходе к притоку Колю река замедляется, расходится берегами. Скалы теряют в росте, формируются непримечательные лесистые увалы. Ловится в большом количестве щука, реже хариус, иногда на тройник подсаживается язь, попадется и таймень.

Короткий участок в 16 километров от притока Колю (93км от устья) до острова Поворотный. Острова расчленяют водный поток. Русло разбивается на протоки большие и малые. Много отмельных ловушек, галечных кос. Приметы основанного форматера растворяются в проточном разнообразии. В малых проточках на быстрине ловится хариус, язь и щука. Редко, но все же ловиться ленок небольших размеров. Если сильно поднапрячься, можно выудить редкую рыбу под названием сиг-валёк.

Участок от острова Поворотный (77 км от устья) до впадения в Нижнюю Тунгуску. Река собирается в единое русло, скорость течения увеличивается в разы. По берегу наблюдаются скалистые срезы, осыпи на крутоярах и выпирающие утёсы. Живописное место. На выходе с левой стороны примыкают столовые горы под названием Северный камень.

Попадаются острова с красивой березовой шапкой на макушке Прибрежная таёжка напоминает русский лес. Много берез, осин, тополей, вперемешку растут темнохвойные ели, пихта, встречается кедр. Комлеватые лиственницы ростом более 30 метров в обхвате достигают двух метров. Моховую подстилку замещает пушистое разнотравье. В лесной чаще растёт жимолость, черника, чёрная смородина. В густой траве можно отыскать белый гриб и подберезовики.

В 8 километрах от острова Поворотный река упирается в скалу, разворачивается более чем на 90 градусов. Начинается порог, не нанесённый на карту. Предтечей порожистой ступени является шивера с сильным волнением. По руслу раскиданы валуны. Ступень порога выражена не чётко, зато отмечена крутым валом и длинным шлейфом волн. По рисунку, если изучать вид сверху, все три порога одинаковы. На подходах и после - шиверы, изгиб русла напоминает английскую буквы «S». Заканчиваются порожистые препятствия тихим речным разливом.

Ниже притока Делингдэ (37 км от устья) в 9 километрах перегородил течение порог Островной в некоторых литературных упоминаниях известен под названием Косой. Конструкция порога идентична предыдущим. По визуальной опенке занимает второе место после Большого порога. На центральном сливе три больших вала. Характерной водопадной ступени как на Большом пороге не отмечено. После порога речное утолщение с островом по центру потока. Далее река убыстряется. Уклон русла достаточно велик чтобы в узких местах образовались островерхие волны на перекатах.

Устье Северной поджато невысокими увалами. Течение утихомиривается, Нижняя Тунгуска задавливает стремительный поток Северной. На правобережье галечно-песчаная коса идеально подходит по лагерь. По берегу валяется плавник, за сухостоем придется лазить по осыпающейся круче.

Река Нижняя Тунгуска. По ней предстоит пройти до Туруханска 63 километра. Раздольная, быстротекущая река, непредсказуемая и своенравная. Правда, узнать её характер на столь коротком отрезке не возможно. С 30-го километра (от устья) начинаются красивейшая скалистая теснина. Чудесные фактурные рисунки скал произведут неизгладимое впечатление, как на романтиков, так и заядлых рыбаков привыкших мерить мир дальними забросами блесён.

Пройденный маршрут составил: Тымерокан - 70 км, озеро Нижняя Агата - 26 км, река Орон - 8 км, озеро Северное - 45 км, река Северная – 331 км, река Нижняя Тунгуска - 63 км, и того - 543 км.

Тымерокан – Туруханск.

Краткий отчёт о походе завершен. Заинтересованных читателей прошу не терять нить повествования. На правах автора с привилегией единоначалия углубляюсь в детали. И так продолжаю.

Торопливые лётчики в принудительном порядке заставили быстро разгрузить вертолёт, унести подальше лёгкие вещи и спрятаться в леску. Турбины раскрутили лопасти-крылья. Вертолёт поднялся строго по вертикали, и с нарастающей скоростью понёся по глубокой речной долине. И… был таков…

Быстрая разгрузка вертолёта                                                                                  Река Тымерокан

Команда осталась наедине с неисследованным Тымероканом. Насказано обрадовало отсутствие гнуса, единичные комарики не в счёт. Огляделись вокруг. Сухой мох, низкий уровень воды в Тымерокане, иловые наслоения на камнях подсказали, в здешних местах длительное время властвовала жаркая, сухая погода. И это несмотря на то, что в Норильске погода до нашего прилёта была крайне дождливая. Норильск и юго-западная часть плато Путорана входят в одну климатическую зону.

Речная долина сравнительно узкая, её обрамляют рослые столовые горы. Верхняя кромка гор представляет собой ступенеобразную каменную плиту (столешницу). Горы плато Путорана по всему массиву окрашены в светло-коричневый оттенок. Вниз к реке покатой горкой спускается однородная тайга представленная лиственницей. Много распадков по которым текут большие и мелкие ручьи.

Русло и берега сложены из крупного булыжника и валуника. Табор пришлось разбить не в самом удобном месте. Постоянно спотыкались о камни, лазили «на ощупь» по береговой косе собирая катамараны, упаковывая груз и дразня рыбу блёснами. Палатки приткнули в леску, предварительно расчистив территорию от мелкого кустарника.

Уровень воды в Тымерокане не доходил и до колен. Ширина потока не превышала двадцати пяти метров. На хорошую рыбалку в таких условиях не надеялись. Первым к рыболовному делу подключился Артём Тумашев, самый юный участник похода ему исполнилось двадцать лет. Несмотря на возраст в активе Артёма уже числился поход по реке Моеро, притоке Котуя. Тогда ему только исполнилось тринадцать лет. Опытные походники должны оценить по достоинству достижения молодого путешественника.

В ту пору в далёком 2011 году Артём соорудил из консервной банки катушку, приладил к тальниковому прутику. Привязал бантиком блесну и на  эту детскую игрушку сумел вытащить хариуса. В нынешнее время Артём предстал во всей красе рыболовного знатока и почитателя сего действа.

Пока Тимашев старший (первородный отец Тёмы, Александр Тумашев) предавался философским утехам, покуривая гаванскую сигару, Артём приступил к делу. За двадцать минут вытащил шесть хариусов весом от 650 до 800 грам.

Артём Тумашев                                                                                       Игорь Якушев

Уловив куда дует ветер удачи, к рыболовной баталии подключились остальные участники похода. Вскоре счёт пошёл на десятки. Хариус охотно гонялся за мелкими блёснами 2-го номера, брал и на муху. Игорь Якушев испробовал лов наплавом. В данном, конкретном случае на один шнур посадил два поплавка на удалении полтора метра. Между ними привязал пять поводков с мухами.

Интереснейшие события не окончились великолепным уловом. Когда к вечеру команда собралась за круглый стол обсудить насущные проблемы за чаркой «крепкого чая» случился прелюбопытнейший инцидент. Едва Вадим Саликов воскликнул привычное - «Наливай!» и прогремели заздравные тосты в честь Тымерокана. На противоположном берегу показалась приземистая коренастая фигура. Сумерки скрадывали расстояние до объекта, растворяли очертания в нависающих кустах. По началу решили, что кто-то из команды отлучился ненадолго погонять хариуса, но пересчитав по головам участников трапезы поняли ни кто не покидал лагеря.

«Медведь, истинный крест медведь…» - шёпотом проговорил Александр Букреев и потянулся за карабином от немецкого производителя «Браунинг». Зоркий Александр признал в тёмном пятне косолапого визитёра. По профессии Александр врач реаниматолог, по призванию заядлый охотник, рыболов и любитель таёжных далей. Немудрено, что он первым заметил перемены в окружающей обстановке и принял верное решение.

Косолапый держался на расстоянии 70 - 80 метров. Встал на задние лапы, будто заглядывая через перекат на шумный табор. Опустился на передние лапы. Неожиданно, подёргивая головой пробежал в нашу сторону. «Эй… эй… не так быстро» - раздался смелый и решительный голос Валеры Данилова, стоявшего за спиной у стрелка Александра Букреева. Мишка опомнившись быстро ретировался под тальниковый навес и развернулся, любопытство у таёжного зверя не иссякло. Хмельное застолье приветствовало нежданного гостя свистом и аплодисментами. На косолапого «дружеское участие» незнакомцев подействовало странным образом. Медведь опрометью рванулся обратно к реке и встал на задние лапы. На этот раз нервы сдали у Вадим Саликова. В воздухе раздались два оглушительных выстрела. Вадим разрядил двуствольный «мушкет» шестнадцатого калибра.

Медведь не принял шумный фейерверк на свой счёт и по-прежнему взирал на гостей без страха и опасения. Предупредительные выстрелы не подействовали на хозяина тайги. Побродив по каменистому берегу минут пять – семь, он неторопливо и нехотя скрылся в густой таёжке, под наши одобрительные возгласы. Больше медведь к лагерю не подходил.

Водопад на Тымерокане                                                                                   Порог

Касаемо темы водопадов на Тымерокане. Не всё так однозначно и просто как описано в интернете зазывалами туристических услуг. На реке отмечен пяти метровый водопад вблизи притока Узкая. Ряд водопадов нанесено на карту в истоках. Мы высадились в 3.5 километров от пятиметрового водопада. Пройти к нему по берегу сложно, мешают большие камни покрытые слизью в дождь. Налёт становиться очень скользким,  споткнуться и упасть очень просто. Вдоль береговой черты тянутся звериные тропки, именно по ним мы добрались до цели. Водопад действительно впечатляет мощью. Сравнительно невысокая пяти метровая ступень с лихвой компенсируется напором воды. Ширина составляет около двадцати метров.   Поток разделён скалистым островком на две части. У подножия образовалась округлая каменная ванна диаметром в тридцать метров. В своеобразной купели, где бурлит жёлтой пеной вода, активно клевал хариус. Каждый заброс приводил к результату, хариус не переводился. Не ожидали, что хариус может водиться в таком месте, ведь подход к водопаду осложнён высокими водными ступенями.

По водотоку это самый мощный водопад на Тымерокане. Остальные водопады от 3 до 30 метров высотой расположены по притокам. Сразу оговорюсь их наполненность и мощь зависят от выпивших осадков и ледниковой подпитки на вершине плато. Весной в период таяния накопившегося снега они наиболее красивы и крупны. В летний период вполне возможно они попросту пересыхают, всё зависит от устоявшейся погоды.

Подходы к водопадам в зоне притоков затруднительны, к некоторым приходиться пробираться по лесной чаще километров 5 – 6.  Не факт, что они поразят природным великолепием. Кроме водопода на Тымерокане, удалось посетить ещё один. На карте он отмечен в 15 метров, на самом деле даже без линейки и других измерительных приборов видно, как минимум в два раза выше. Находится в районе озера Гусиное на втором разливе Тымерокана. На верхотуре столовой горы отчётливо проглядывается белый контур на фоне тёмной ниши. От берега до него идти не более пятнадцати минут по ягельно-моховому настилу. Там же на берегу можно раскинуться табором, встать на начёвку.

Река Тымерокан

Погода откровенно говоря не баловала. Только два солнечных дня с момента высадки, затем вплоть до выхода в Тунгуску мучила пасмурная облачность, каждый день периодически шёл моросящий дождь. Несколько раз накатывала гроза с молниями и громом. Ясных, погожих дней можно было пересчитать по пальцам.

Такая погода, как мы потом выяснили, в точности совпадала с Туруханском и Норильском. Ну что сказать это погодные издержки нынешнего лета, в остальные годы всё могло выглядеть по-другому. Не упуская случая дополню повествование ярким эпизодом из серии про хмурь небесную.

2 августа запомнилось наиболее бессердечными провокациями погоды. Промозглый моросящий дождь не давал спуску с утра до позднего вечера. Вода в реке прибывала вдвое кратной прогрессии. С трудом к семи часам вечера отыскали косу под ночёвку. Не самое идеальное пристанище, двадцатиметровый клочок галечника среди кустов, леса и напирающей воды. Раскинули навес, с трудом развели костёр из сырых дров и уставшие повалились спать.

Александр Тумашев спал чутким настороженным сном, очевидно, сказывались переживания за сына, мучили неразрешимые вопросы обувного бизнеса оставленного за кормой походной жизни. Вместо отдельно стучащих капель о натянутое полотно палатки послышался шелест рвущейся клеёнки.   Не в силах перебороть любопытство покинул платку. «Ни фига себе» - воскликнул Александр, – «Вот так диво!»

В серой подсветке полярного дня берег, платки, деревья, кустарник сияли снежной белизной. Большее хлопья снега медленно опускались с небес. Упреждая события Крайний север напомнил о смене времен года, несмотря на календарное лето.

К полудню вместо снега пошёл дождик. Зимние белила растворились в привычных летних красках. И только на вершинах столовых гор в течение трёх дней виднелось снежное покрытие.

Хотеться отдельной строкой коснуться темы рыбалки. В Тымерокане хариуса более чем предостаточно особенно крупного, даже на реке Северной мы не ловили таких экземпляров. Максимальный уловный вес 960 грамм. Щука 2.400 кг. Сиг 1.150 кг. Относительно хариуса вопросов не возникало, ловился на перекатах и быстрине, под берегом и на основной струе, как в пасмурную, так и ясную погоду. Не влиял на клёв и поднимающийся уровень воды в Тымерокане. Надо отметь вода на протяжении всего пребывания не мутнела оставалась кристально чистой и холодной плюс 7 - 9 градусов.

Щука и сиг любители плёсовых затишков их встречи предсказуемо  начались на расширениях Тымерокана, в местах, где берега озёрного типа - густая трава, песок, ил, кустарник. Глубина в прибрежной зоне разливов достигала от 2 до 6 метров. Надо отметить щука попадалась и выше озёрных разливов. Самая крупная щука ловилась в типично тайменных местах в зоне переката. Мощный слив, пенное волнение у берега, заводь с противотоком и воронками.

Живой пример. Водоток ускорился перед узкой речной горловиной, от берега потянулись галечные косы. Резкий изгиб реки, заканчивающийся левым прижимом. Взыгрался полуметровый отбой. Береговой галечник в конце прижима отметился заводью. Глубина свыше метра, наблюдается короткая обратка. Александр Букреев тяжёлой блесной обрасывал сливные язычки с неуёмной жаждой подцепить тайменя. Когда спиннинг согнулся дугой, фрикцион заверещал, а шнур зазвенел тетивой, сомнений не осталось, подсел долгожданный трофей. Стоило на поверхности показаться приплюснутой острозубой морде с кожей травянисто-жёлтого цвета - сожалению не было предела. Вместо достойного хищника попалась сорная рыба. Надо сказать, сопротивлялась щука достойно, агрессивно, в точности копируя поведение тайменя. До последнего момента не ведаешь толи щука, толи таймень. И лишь тогда когда произошёл визуальный контакт, происходит прозрение – щука.

Низовья Тымерокана                                                                                           Берега Тымерокана

Под конец Тымерокан собирается протокой. Берега сплошные заросли кустарника за ними зелёная чаща с белыми чёрточками берёз. Мелкие проточки затерявшиеся в осоковых травах. Не проходит и пяти минут как с берега срываются крохали, достаточно крупные, перешедшие из разряда птенцов в разряд ставших на крыло.

Река с налёта разбивается об остров и большим крюком огибает  галечную косу. Пейзаж не меняется маревая низина с колосящимся под ветром травянистым лугом. Долина река по-прежнему ограждена пологими скатами залесённых гор. Речной зигзаг. Перекатное сужение и широченный разлив подобно морю. Выход в озеро Агата проскочить не возможно, контраст на лицо.

Озеро Нижняя Агата.

Не секрет озеро имеет тектоническое происхождение, пролегает по глубокому разлому. Казалось бы глубина должна достигать величин сравнимых с «Марианской впадиной». Увы, таких глубин не обнаружено. Чувствительный эхолот на протяжении маршрута более 42-х метров не показывал. Глубокий фарватер по центру озера вблизи устья Тымерокана не доходил и до 20-ти метров.

Озеро Нижняя Агата                                                                                          Остров на озере

Окружающие столовые горы приписаны к юго-западной части Путорана. Максимальный «рост» колеблется в пределах от 900 до 1100 метров. С реки макушки гор не видны. В том и заключается особенность строение столовых гор. Схематически они выглядят ступенеобразно. Низшая ступень закрывает выпирающим полком высотную часть.

На верхотуре, плато покрыто голым камнем. Кое-где ютится лишайник и мелкий кустарник представитель высокогорной тундры. Реальный вид напоминает лунный пейзаж.

С озёрной или речной долины видны только густо залесённые склоны с редкими проплешинами курумника. Создается обманчивое впечатление - повсеместно таёжные заросли. На самом деле этот не так достаточно взглянуть на местность с высоты орлиного полёта и мир отобразится в ином ракурсе. Плато Путорана - необъятная открытая поверхность, от горизонта к горизонту покрытая камнем коричневого оттенка. Зелённая краска тайги проглядывается в редких низинах, распадках, вблизи водоёмов и рек.

В северной части озеро Нижняя Агата чрезвычайно мелко. К берегу крадёшься по отмельным полям. Осоковые острова расположенные вблизи берега залиты водой. Много заливчиков. Мелкие бухточки закрываются выступающими косами. Коренной берег не имеет чёткой выраженности. Пристаешь к берегу с твёрдым намерением разбить лагерь на прочном фундаменте. На самом деле находишься на острове или мыску закрывающем обсохшую бухточку. Если в данном случае уместно было назвать эти места затоном или плавнями, то лучшего слова и не подберешь.

Естественно эти плавни идеально подходят под гнездовья пернатой дичи. На озере присутствует кулик, серая и чёрная утка, турпан, крохаль много чаек. Совсем диковинно смотрелся лебедь. Без пары одинокая птица  приметным парусом барражировала в травянистой проточке. Как только мы приблизились лебедь грациозно и плавно удалился. Умная птица уводила от гнездившейся лебёдушки опасных визитёров.

Через одиннадцать километров озеро раздалось вширь. Уместно будет сравнить его с морем. Далёкий левый берег потянулся вверх отвесными скальными грядами. Заоблачные вершины утонули в тумане, поднимающемся с озера. В тёмных ущельях недоступных склонённому солнцу засияли снежным отливом ледники. Белые пятна на чёрном монолите  видятся из далека.

Озеро Нижняя Агата                                                                                  Озеро Нижняя Агата

Правый менее высокий берег постепенно обрёл контуры низменности с маревыми болотинами и мелкими озерками. Лесистые горы отпрянули от береговой кромки на пару километров. Озёрный пейзаж в окладе горных систем достоин отдельного упоминания.

В начале и середине пути повстречали два скалистых островка. Первый не превышал 80 метров в длину, второй издали казался гигантским лайнером бороздящим океан. Основа островов твёрдая скальная порода. По отмелям идущим от острова к берегу догадались когда-то тут пролегала коса. Со временем волны, весенний паводок и ледяные поля промыли перемычку. В итоге получился остров. Поверх скального монолита растёт лиственница, кустарник, проглядывается мох.

На подходе к реке Орон возвышается огромный лесистый остров   величиной с небольшую деревню. Остров опознавательный знак,  указывающий на истоки Орона. Озеро Нижняя Агата уходит дальше на юг. Катамаран описав дугу подле острова сверкнул к речке.

Прелести походной жизни напрямую зависят от погодных явлений. На протяжении трёх дней пока мы обитали на озере, шёл моросящий дождь. Низкие облака прокатывали в ста метрах над озёрной поверхностью. Не в силах перелезть через горную преграду группировались в тесных ущельях и распадках. Редкие солнечные лучи, пронзая небесную сырость, высвечивали семицветную радугу. На выходе когда осталось пройти 17 километров, подул сильный встречный ветер, поднялась нагульная волна. Пенные гребни вздымались на полутораметровую высоту. Пик ветряного разгула пришёлся на широкий участок озера. Особенно он сказывался на кате, когда тот выходил к центру озера. Тёмно-синие волны в пенных обводах нагоняли страх. Подстраиваясь под штормовую погоду прильнули к берегу. В тридцати метрах от береговой кромки волна стихла, гружёный кат не заныривал под гребни, вёл себя устойчиво, без продольной и боковой раскачки.

Любимая тема – рыбалка. На озере Нижняя Агата ловилась щука, окунь, сиг довольно крупный. Рыболовный экспресс тест проходил в основном при помощи блёсен и воблеров. Был испробован и универсальный метод лова, так сажем нитью сплетённою в клеточку. Стандартный озёрный  набор не менялся – щука, окунь, сиг.

Позднее в Туруханске местные рыболовы рассказали, в озёрах принадлежащих к бассейну реки Северная водиться голец Дрягина. Из любви к красной рыбе они прозвали её нюрой или красненькой. Мясо у гольца  ярко-оранжевого цвета вот это сравнение и было указано в названии рыбы.

Мы горемычные не познали вкус гольцового мяса, увы ни каким известным доселе методом и способом не заставали гольца Дрягина попасться на крючок.

Эхолот показал на глубине 20 - 30 метров крупную рыбу. Приманки проводили считай под носом, но не один экземпляр не погнался. Голец тусуется на донном свале, в перегибе русла метрах 20 - 25 от поверхности, хватает приманку на 9 метрах. Рыбаки ловили троллингом, дополнительно устанавливая на воблер утяжелитель.

Как сказано выше голец Дрягина остался неизученной темой. В оправдание собственной неудачи добавлю за нами следом шла группа туристов с озера Някшингда. Опытные рыболовы каждый год ходят на реку Северная с посещением озёр Эпекли, Северное Агата. Так вот в один голос утверждали - в этом году большая вода, голец не берёт приманку. В прошлом году в низкий уровень воды ловили выше упомянутого гольца Дрягина.

7 августа выход к реке Орон.

Слово «орон» переводиться с эвенкийского как перекат, порог, водопад. И в самом деле река с быстро текущей водой и каменными перемычками по дну. Соединяет озеро Нижняя Агата с озером Северное, длина реки составляет 8 км.  В начале реки сосредоточены одиночные камни, напоминающие часовых стерегущих проход по реке. Известно придание, по которому необходимо отдать дань, положить на вершину камня какую не будь безделушку, чтобы задобрить стражей.

Протока Орон                                                                                            Александр Тумашев

Река Орон расположена в сужающемся озёрном заливе. На подходе с десяток мелких островов их вершины сглажены ледоходом. Весной в половодье лёд устремляется вслед за течением по Орону. На островках нет растительности, обустроить лагерь немыслимо из-за неровности и твёрдости каменного поля. В самом узком месте поверхность вскипает воронками,  появляются подводные течения. Уклон русла «занырнул под горизонт», возникает перекат. Буквально через триста метров слева на берегу распростёрлась каменная площадка ровная и гладкая подходящее местечко под стоянку.

Если до этого момента рыбалке ставилась оценка пять, то на Ороне она превзошла все нескромные ожидания, соответствовала пятёрке с двумя плюсами. В истоках реки Орон ловилась в избытке щука. Средний вес упомянутых образцов составил 7 килограмм. Щука попросту не переводилась. Следом за щукой по степени рыбоносности шёл хариус, окунь и сиг. Александр Тумашев напомню не азартный рыбак, а турист с философским отношением к походной жизни вытащил окуня весом 1460 гр. Зачётный экземпляр которым и похвастаться не грех.

Случались и непредвиденные ситуации связанные с крупными копытными животными. Когда полярные сумерки сгустились в северо-западной оконечности горизонта команда села за общий стол, потрапезничать. Походный, скромный ужин таёжников состоял из хариусёвой ухи, копчёного окуня, котлет из щуки и жареного сига. Начальник экспедиции Владимир Коваленко дал стартовую отмашку и скоромное «еда поглощение» началось. Не успел дежурный разлить по мискам горячую… жульку, раздался напряжённый возглас Александра Букреева – «Олень!» Надо отдать должное выдержке каждого члена экспедиции ни кто не опустил руки с поднятой «ложкой». И лишь тогда когда огненно-горячая жулька проникла внутрь обратили взоры на непрошенного гостя.

Одинокий таёжный скиталец форсировал Орон, на течении полностью погружаясь под воду. Вышел на берег в метрах трёхстах от лагеря. Обтрусился, резко раскачивая толстую шею. Растопырил задние ноги и насторожено огляделся вокруг. Без соблюдений каких бы то ни было инструкций по безопасности направился в нашу сторону. Поведение оленя наводило на единственно верную мысль – дикий сокжой не пуган опыта в общении с двуногими существами не имел. Ветер отсутствовал. Туманно-сумеречная дымка застывшая под тенистым навесом передовой таёжки скрадывала расстояние до объекта. Сокжой не почувствовал чужого присутствия. Инстинкт самосохранения развитый у таёжного зверя не сработал.

Расстояние сократилось до двухсот метров. Команда нисколечко не поддалась на провокационные выпады рогатого таёжника. В молчании созерцала прелюбопытнейшую оказию. Даже рука опытного охотника Игоря Якушева не дрогнула, не забился в нервном тике ни единый мускул на волевом лице. Игорь равнодушно отвернулся в сторону – мол, у нас в Братске и не такое случается.

Оленя словно что-то заставило обернуться. Рогатая голова наклонилась к противоположному берегу. Без всякой видимой причины скиталец развернулся, подбежал к переправе и вновь погрузился в воду. Помедлил, недоверчиво склонил голову к реке будто сомневаясь в чём-то.  Торопливо переплыл Орон и вскоре скрылся в лесной чаще. Прерванная трапеза продолжилась под бурное обсуждение не запланированной встречи.

Массовая миграция оленя в здешних краях проходит глубокой осенью. Огромные стада численностью в тысячу голов покидают тундровые просторы. Отелившиеся оленята на едва окрепших ногах следуют за мамашами на юг. Быки рогачи уходят последними при первых заморозках, когда реки и озёра сковывает лёд. Оленю предстоит зимовать в Эвенкии до марта в ожидании тёплых ветров дующих с юго-западного направления. С приходом весны великое кочевье повторится.

Одинокий таёжный скиталец попавшийся на глаза  не кочевой, обитает  круглый год в местных краях. По сути дела это редкий случай, таких встреч более не происходило.

Первую половину пути река Орон собирается в тугую струю перекатов.  Затишков нет течение стремительное. По руслу гнездятся валуны, берега обложены булыжником. Пролетаешь перекатный участок на одном дыхании.  Но спешить не желательно повсеместно, намерено повторюсь, повсеместно ловится хариус.

Второй участок Орона разителен и контрастен. После затяжного и крутого переката с волнением до одного метра и узким сливным проходом течение стопорится. Справа образовалась кругло-образная заводь диаметром более двухсот метров. Берег подмыт, эрозивные процессы создали осыпающийся ярок высотой до 30 метров. Толстоствольные лиственницы с наступлением весеннего паводка падают с верхотуры в реку.

Напротив переката виднеется постройка. Старая просторная избушка принадлежала рыболовной артели, созданной в Советские времена. Рыбаки сетями ловили белорыбицу, с помощью гидросамолёта вывозили богатый улов в Туруханск. Интересно в нынешние времена капиталистического развития, была бы прибыль у рыболовной кооперации, вывозящей рыбу при помощи малой авиации. Вот вам и тема для размышления. Как мог загнивающий Социализм позволить себе такую «щедрость» по отношению к простым труженикам. Избушка обитаема по золе в печке, свежим газетам,  использованным батарейкам и табачным упаковкам можно утверждать люди наведывалась в этом году.

Бывшая база рыбаков                                                                                Приток Дялингда

Далее Орон течёт широким махом. Мелкие каменистые перекаты сопровождают вплоть до озёрного разлива со стоячей водой. Перед впадением в озеро Северное справа вклинивается приток Делингда. Дели переводится как таймень – имелся резон прощупать его на «таймененосность». Устье притока огромное галечное поле. Речная долина обширна. Водоток пролегает по не проходимому кустарниковому заслону. Русло расчленено десятками мелких сливов. Река не глубокая. Ловится хариус, в устье предпочитает крутиться сиг. О таймене речи не ведётся. Речной хищник упорно обходил приманки стороной. Хотя со ста процентной уверенностью знали, в прошлом году в устье поймали тайменя под двадцать килограмм. Увы, не каждый рыбак посвящён в таинство рыболовной удачи, венчание с ней не всегда проходит гладко и надолго.

Река Орон вдаётся в озеро Северное галечным намывом. Галечник резко обрывается, возникает глубина. С метров десять тянется шлейф переката. Водовороты, лёгкое волнение растворяются в бездонной тиши озера.

Озеро Северное

Озеро Северное лежит на древних разломах, тянется с севера на юг с некоторым угловым отклонением. Тектонические силы разрывали и подымали земную поверхность по линии наименьшего сопротивления, в одном направлении, по схожим трещинам. Озеро Северное имеет и другое название «тымера» переводится как опасный. По площади занимает 36 место в Красноярском крае. Вблизи устья реки Эпекли-Сен расположен остров Чаячий, известен большим скоплением колоний крачек и чаек. Подметили интереснейшую особенность, стоило разбить на берегу лагерь, тут же собрались пернатые воришки. Не менее двадцати чаек кружились подле лагеря в поисках лёгкой добычи. С наглой настойчивостью подлетали к столу за объедками. Это вошло у них в привычку как не что само самбой разумеющееся. К мелкому воровству их приучили группы туристов часто наведывающихся на озеро. Напротив острова Чаячий раскинулся полуостров Аметистовый. Среди мелкого галечника нередко попадаются маленькие друзы аметистов. Не далеко от берега возвышается отдельно стоящий островок. Сверху скалистую кручу покрывает густая лиственничная  таёжка. При виде красивого островка родилась незаурядная мысль поставить лагерь на пологом склоне островка. План вполне реалистичен, к сожалению при детальном изучении нашлись скрытые проблемы, сухостоя и плавника на острове нет.

Озеро Северное                                                                         Остров на озере Северном

В районе полуострова Аметистовый, на границе леса случайно заметили детали вертолёта, карданное крепление лопастей несущего винта. Других более крупных обломков не обнаружили. На озере Северном случилась авиакатастрофа, разбился вертолёт Ми-8. Подробности разузнать не удалось.

По визуальной оценке озеро Северное меньше чем озеро Агата  Нижняя. Окружающие горы не дотягивали до рослых и крутых возвышенностей на соседнем озере. Скруглённые лесистые увалы не напирали на береговую черту. Редкие каменные осыпи тянулись единичными бурыми полосками среди зелёной тайги, не в пример Агате. Восточный берег которой изумлял скалистыми ступенями, ледниками, тёмными ущельями и крутыми склонами.

Берега в меньшей степени изрезаны бухточками и заливчиками. К берегу подходишь без опасений, всюду судоходная глубина. Порадовали береговые насыпи мелкие галечник вперемешку с песком – наилучшее сочетание для обустройства лагеря.

Погода словно под копирку списана с маршрута по Агате первую половину в 20 км плыли под стенание моросящего дождя. Возбуждающее просветление вселило радость только по вечер. Поверхность озера разгладилась расплавленным стеклом. Небесное отражение в береговом обрамлении смотрелось фантастическим обманчивым миражом. Мир перевернулся, природа нарисовала футуристическую картину, катамаран плывущий по неизученному пространству «небо-земли».

Вторую половину пути поверхность озера ощетинилась длинными продольными волнами. Жгучая ультро-синяя краска выплеснулась с распахнутых небес на озеро. Сильный встречный ветер. Леденящие брызги в лицо. Сильная качка. Завывания подвесного мотора, подброшенного в воздух на очередной волне. Стихия разгулялась не на шутку.

Рыбалка ну что сказать, о ней всё сказано! Предсказуемо за блесной гонялась щука, окунь, сиг. Стоило пристать к берегу и улов гарантирован. Картина выглядела так, за десять - пятнадцать минут вытягивали на спиннинг до четырёх щук весом 3 кг, шесть окушков и пару сижков. Хариус предпочитал уеденные приточные зоны. Крупных притоков на озере мало поэтому присутствие хариуса носило локальный характер. Рыбалка в озере Северном превосходила по количественным и весовым критериям рыбалку на озере Нижняя Агата. В целом впечатления от озера Северное остались положительными кроме одного инцидента произошедшего в северной малопосещаемой части озера.

Озеро Северное

Не скрою желание любого туриста-водника быть и оставаться первопроходцем. Нехоженые дали, непролазные чащи, чапыжник, маревые болота, дикие места, непосещаемые реки с щедрым уловом это ли не вожделённая мечта. Увы, пожелания не сработали, мечты развеялись в пух и прах. Едва распрощались с Ороном и прошли первое расширение, за левым мысом обнаружили палаточные шатры. В уголке уютного заливчика вблизи притока новоявленные туристы разбили лагерь. Пять персональных палаток и общая кают-компания высокая и цветастая. По берегу прохаживалась печальная фигура незнакомца.

Лишённые горделивого чувства первооткрывателей шарахнулись к противоположному берегу, словно от селения заражённого чумой. Сказочная идиллия разрушена. Спустя пару километров на встречу вылетели четыре лодки «Солар» с пятнадцати сильными двигателями. Лодки следовали строго  в кильватерной струе впередиидущего, повторяя каждый манёвр. Но поразило не виртуозное судовождение капитанов - одинаковые лодки, идентичные двигателя, одна и та же экипировка вплоть до вязаной шапочки. Они выглядели биороботами штампованными с одной матрицы. Про себя в шутку мы нарекли их «нинзями». Многие группы забрасывающиеся в бассейн реки Северная и близлежащие озёра ищут уеденных мест. В течение 10 - 12 дней рыбачат на верхнем участке Северной в конце похода вызывают вертолёт и бегом в Туруханск. Пройти нашим маршрутом от истоков до Туруханска решаются не все. Миноге «капитализированные» туристы ссылаются на нехватку времени, никто не хочет оставлять бизнес на длительный срок без присмотра.

Для подобного маршрута желательно иметь скоростные лодки. Встать табором в понравившемся месте и совершать дальние и стремительные вылазки во все потаённые глубинки.

С этого момента поход перестал нести в себе изюминку загадочности, некой скрытой от большого числа людей тайны. Как в точности заметил Игорь Якушев - начался выход…, к цивилизации…

9 августа. Река Северная.

Сколько хороших слов сказано про реку, и всё же придётся дополнить их личными впечатлениями.

Озёрная ширь пошла на спад. Водная гладь сузилась до 80-ти метров. Возникло течение с приметным волнением, расходящимся стрелкой за большими камнями и намывами. Справа берег вскрылся белым каменистым полем, с нарастающим подъёмом до таёжки. Среди деревьев мелькают непонятные конструкции бывшей стоянки. Виден балок с почерневшими от времени брёвнами. Обосновано и правильно стать лагерем, но что-то не давало покоя, хотелось поскорее сблизиться рекой, как говориться узнать получше тет-а-тет. Идём дальше. Вслед за протокой вновь озёрное расширение и отдельные песчано-галечные отмели идущие с левого на правый берег. Горы значительно потеряли в росте, тайга на склонах растёт гуще. Постоянно попадаются проточки в озёра. Именно к ним стоит внимательно присмотреться, нередко в скрытных затишках хоронится лось или олень. Закрытые водоёмы тянутся вдоль реки альтернативным водосборником. Неумолимо быстро надвигается пасмурный вечер. Низкая облачность, дождевая пелена рассеянная в межгорном прогибе. Надеемся на скорый ночлег, ищем подходящую площадку.

Истоки реки Северной                                                                                         Река Северная

Первый перекат. Река с наскока упирается в остров. Основная протока круто сворачивает вправо. Возникает прижим, берег вскрыт галечной крутизной. Перекат ярко выражен сужением и чередой волновых растяжек идущих от берега к берегу длинным перегибом. Речи о стоянке не ведётся. Береговой уклон крутоват на прилегающей таёжке густой чапыжник и кочкарник.

Перекат идеален с точки зрения таймешатника заряженного на победу.  На выходе заводь, глубина. Блёсна словно стрелы «татаро-монгольского тумена» полетели в приграничный слой. Шестой заброс и вот визг шпули,  углепластик пугающе затрещит. Возможный исход только один – таймень!!! Увы, на «блюфоксе» повисла дешёвая подделка в образе щуки весом 8 кило.

Намерено поднимаю вопрос о взаимодействии и соперничестве щуки и тайменя. Объедённая система озеро-река сказывается на популяцию тайменя. По площади, по объёму воды и значимости, озера: Северное, Някшигда, Эпекли и Агата играют большую роль в формировании ихтиофауны, чем река Северная. Отсюда и преобладание озёрной рыбы.

С затаённой обидой ищем пристань под ночлег. По курсу стайка чёрного турпана. Утки до 40 особей наглые и до бессовестного безбоязненные, подпустили на расстояние вытянутой руки. Следом под зелёным навесом травы крохали. В верховьях реки Северная безмерное количество пернатой дичи. Способствует тому близлежащие озёра и просторные разливы самой реки.

Ночь настойчиво подбирается к речной долине световым угасанием пасмурных небес. Нервозность в команде растёт, хочется согревающего костра, ухи, чая и сна в любимом пуховом спальнике. Лишь в 15-ти километрах от озера Северного находим подходящую косу. Ширина реки до 40 метров, перекатные горки и мелкозернистый галечник. Между камней настойчиво пробиваются пучки дикого лука. Нашли останки старого кострища, видимо страждущих по хорошему отдыху было много и до нас.

Примечательных особенностей с рыбалкой не возникло.  Происходящее полностью укладывалось в типичный сценарий рыболовного искусства. Стайки хариуса оседлали перекаты по всей длине. В языке слива перед спуском на первой волне держался крупный хариус. У дальней черты на затухании метались мелкие сородичи. Щука и окунь если и наведывались к перекатной быстрине, то проделывали это редко, предпочитали тиховодье. Замечу большинство пойманной рыбы, пришлось на пасмурную погоду, в дождь, высокий уровень воды, мутную воду - то есть наперекор главным канонам рыболовной хартии.

По характеру течения, Северной не удалось сбросить ярмо озёрных разливов. Редкие перекатные явления не повлияли на образ реки. Затяжные тягуны с еле движимой водой, не привнесли в походную жизнь ярких запоминающихся моментов. Возникло единственное желание скорее проскочить застойный участок.

Между притоком Пилька и Тонегда существуют два крупных перекатных образования. Наблюдается быстроток, река сильно петляет, шиверы, перекаты, прижимы. В конце 3 - 4 километрового участка возникают острова, дробящие речную струю на мелкие и крупные сливы. Затем вновь разливы до 200-300 метров.

В 30 км от озера Северное расположен затяжной каменистый спуск. Река закладывает несколько петель. На всём протяжении крутосвальные шиверы, преходящие в перекаты. Бернега усеяны валуником покрытым обсохшими водорослями. Продвигаться по валунно-каменному полю в дождь крайне опасно.

Александр Букреев                                                                          Окунь на реке Северной

Беспрерывно ловится хариус независимо от уклона русла, скорости течения и волнения основной струи. На очередном крутом повороте река подточила остров, пробивая новую протоку. Под берегом распростёрлась относительно спокойная заводь. Течение слабое, отголоски волн на сливе, доходят дрожащей рябью. Везунчик Александр Букреев прощупывал перекатное  пограничье.  В выборе приманок Александр отдал предпочтение мелкой двоечке латунного цвета с красной кисточкой на тройнике. Ловился только хариус. В какой-то момент блесна стала, будто крючок намертво засел в топляке. Александр с грустью выдохнул – «Зацеп, придётся лезть в быстрину, там точно воды в болотники наберу». Не тут-то было. Бац - произошёл удар. Натянутый шнур стремительно слетал со шпули. «Опять щука как она достала…» – невесело обронил рыбак.

Каково было удивление, когда над поверхностью вздыбился красно- жёлтый хвост. «Таймень!» – прорезался сквозь перекатный шум возбуждённый голос рыбка. Повезло, хищник пресных вод не потянул на глубину к струе, отошёл к центру заливчика. Мелкая блесна могла сорваться с губы, тайменю достаточно было взбрыкнуться или подняться свечёй над поверхностью этого не произошло. Хищник быстро сдался, не прошло и трёх минут, Александр подвёл безвольное тело к берегу. Сергей Столяров крепко схватил за хвост.

Обычно таймень долго и упорно сопротивляется, рвёт жилы, пытается сбросить «сковывающие путы». С данным трофеем вышло по иному, сдался без боя. Вес тайменя зафиксировала стрелка на делении 11.300. Окрас  спины отличался от нормального, бледновато-розовый в отличие от тёмно-рубинового, брюшко отливало желтизной, плавники оранжевые. Сильно выражено одутловатое раздутое брюшко. Хищник напоминал жирного кабанчика. Первое и главное – победа! Команда ни как ожидала на Северной уловить тайменя.

«Озёрная тянучка» продолжилась. Катамаран шёл по зеркальной глади оставляя за кормой волновую стрелку. Скука упорно одолевала путешественников, наливая мысли и тело беспробудной леностью. Большая вода залила прибрежные косы, река напоминала водоканал заросший травой и кустарником. Под берегом глубина под два метра. Пристать и расположиться на ночлег в лесной гуще немыслимо. Пришлось бы вырубить полянку, выкорчевывая тальник, приминая моховые бугры. Держим путь дальше, хотя мысли о еде и сне не дают покоя. Как назло низкие тучи раскрыли дождевые люки, орошая землю холодным ливнем.

Приблизительно в 50 км от озера Северного расположено второе перекатное образование. Конфигурация напоминает первое сужение, быстроток, шиверы, ряд каменистых перекатов. Через 3 - 4 км острова с разливом.

Едва река занырнула под уклон на правом повороте заметили галечный намыв. Крохотная площадка, еле приютились под нависающими деревьями. Лучший выбор отсутствовал, проливной дождь не побуждал к новому поиску. Разбили платочный городок, установили навес над столом, развели костёр из мокрого плавника. На таганке пыхтел парком закопчённый чайник,  рядом закипал котёл, варилась морковь и картофель. Осталось почистить хариуса, бросить в кипящую воду и уха готова. Сумерки сгустили тени, небо налилось свинцовой фиолетовой чернотой. Включили налобные фонарики. Игорь Якушев и Вадим Саликов потрошили последних хариусов. Рыбьи внутренности жабры и жировую слизь с чешуёй бросали воду. Приторможенное у берега течение подхватывало кровь и уносило в заводь на краю галечной площадки.

Валера Данилов искоса поглядывал на медлительных поваров. Нехотя взял спиннинг и направился к перекату выше по реке. Не прошло и десяти минут, голодный рыбак вернулся обратно – «Ни чего не берёт, темно, рыба блесну не видит».

«А ты на мыша попробуй» – подсказал Игорь Якушев. Валерий Данилов заглянул в пустой котелок, недовольно выдохнул и согласился – «И то верно пока уха не готова, мыша искупаю». Смысла возвращаться к перекату не было, рыбак не отходя от палаток запульнул мышку в центр потока. Нависшие сумерки поглотили хвостатого бедолагу. Валера переложил спиннинг из руки в руку и закрутил катушкой.

Игорь Якушев первым понял, подсказка сработала, когда спиннинг и сам рыбак согнулись дугой. Валера Данилов сопя и кряхтя крутил и крутил словно мясорубку неподатливую катушку. Фрикцион травил шнур, вот–вот, и на шпуле останется голый пластик.

«В заводь, в заводь заводи!» - подсказал Игорь – «На течении ты его не удержишь!»

Спотыкаясь о камни, Валера пошлёпал к кромке заводи. Вывел тайменя из основной струи к речному затишку. Усилие на катушку ослабло. Игорь залез в воду с намерением схватить рыбину за хвост. Когда из ночного мрака на мелководье проявился тёмный силуэт настоящего монстрилы, раздался вопль Вадима Саликова – «Красатуля! Красатуля вот ты наш дорогой красатуля».

Таймень боролся до конца, не менее пятнадцати минут. Вконец обессилив, безвольно ткнулся в камни на берегу. Красатуля был повержен. Контрольное взвешивание не то что бы обрадовало, повергло в шок - 20 кг 230 грам.

После взвешивания Игорь вытащил тайменя из мешка и положил в воду. Взялся за хвост и усилено занялся реанимацией.  Упругое, сильное тело отозвалось дрожью. Хвост прогнулся, таймень взбрыкнул и самостоятельно направился к струе. Чёрная торпеда мгновенно скрылась в непроглядной воде принявшей цвет ночного неба. Вадим Саликов со слезами на глазах ещё долго всматривался в темноту, повторяя одну и ту же фразу – «Красатуля… красатуля…»

До притока Тонегда река вновь уподобилась непроточным озёрам. Как говориться тишь и гладь да Божья благодать. Безвкусно просто и широко.

Река Северная

Если случалось «набрести» на островные разбои выбирали самую мелкую проточку. Поверьте на слово хариус клевал на каменистых перекатиках словно ошалелый. Ловился до тех пор пока не уставала рука.  Это единственный эпизод, где рыбаки дали волю азарту и страсти. В обыкновенных местах озёрного застоя ловилась щука и довеском к ней окунь весом до 1430 грамм. Данный экземпляр с рекордным весом принадлежал Александру Тумашеву. На одобрительные возгласы завистливых коллег по «цеху» Александр скромно улыбался – «Вышло так, дело случая, я вообще-то не рыбак…»

Приток Тонегда.

По левую руку распростёрся здоровенный луг. Фиолетовые стрелки дикого лука взошли небывало щедрым огородом. Ровная галечная коса шириной до 300 метров сужала синее полотно Северной до минимальных размеров. Приток Тонегда сравнительно не большой вьётся по залесённой  низине. Водоток слабый, дно проглядывается как на ладони. Рыбалка на притоке оказалась в буквальном смысле слова ни какой.

Удивило, одновременно и расстроило, на Тонегде оборудована база для туристов. Под лесом щитовая, сборная баня с прихожей, помывочной и парной. К воде ведёт лестница с перилами, на краю площадка, откуда можно окунуться в прохладную приточную воду.

Приток Тонегда,                                                              В. Данилов  В.Коваленко,  С. Столяров

Отмеченная сигнальными маяками вертолётная площадка,  разбросанный мусор, большое кострище и… не поверите унитаз. Да, да, обыкновенный керамический унитаз в упаковке. Рядом пластиковые трубы для канализации - зрелище не для слабонервных таёжников привыкших к уединению и гармонии дикой природы Крайнего севера.

В четырёх километрах от притока находится большой остров. «Передок» островного препятствия расчищен от насаждений весенним половодьем. Образовалась галечная площадка размерами с футбольное поле. Если возникли трудности с выбором стоянки, пожалуйста, отличное место не тронутое цивилизацией.

От притока Тонегда до притока Анадякан, Северная принимает контуры нормальной привычной для глаза таёжной реки перекаты, шиверы, камни по руслу. По оценке наших специалистов наиболее привлекательный участок. Наибольшее количество хариуса сконцентрировано именно здесь. При возникновении шиверы желательно выключить двигатель сплавиться под самым берегом. На быстрине рыба долго не держится, уходит от сильного напора воды в прибрежное тиховодье прячется в донных углублениях или за крупными камнями. Уловка хариуса разгадана, когда по курсу намечалась «тикуха» целенаправленно устремлялись к берегу.

У большинства именных притоков идентичное строение устья. Оговорюсь, мы подходили к ним в большую воду. Дно сложено из крупногабаритного валуника. По берегам кустарник, близко растущая таёжка. На катамаране углубиться в приток можно на 80 - 100 метров. В устьевом отстойнике ловится крупная под 5 -7 килограмм щука. Часто подмечали, бока щуки изодраны в кровь. Содрана чешуя, повреждена шкура, число ран до 6 штук, диной 8 сантиметров. Возникло три предположения  - заболевание, при котором появляются рубцы, встреча с крупными тайменями, сильный хищник запросто мог нанести такие раны. И третье  всему виной перекаты. Рыба, подымаясь или опускаясь по перекату могла биться о камни сдирая чешую. Острые грани оставили глубокие порезы.

Приток Анадякан.

Подход к устью закрывают открытые острова и песчаные косы. Проточки лавирующее между островов мелкие, даже в большую воду судно волочишь в ручную. Анадякан не блещет ни глубиной, ни сильным водотоком. На песчано-галечной косе примыкающей к устью видны следы табора, выемки от шасси вертолёта, мелкий мусор, двухсотлитровые бочки. Тропинка, уводящая в береговую таёжку, привела к недостроенному бревенчатому строению напоминающую юрту. К слову, местные туроператоры из Туруханска предлагают следующий маршрут - заброска вертолётом на приток Тонегда, через десять дней сплава забирают вертушкой с притока Анадякан.

Приток Анадякан

Следующий этап маршрута начинается от Анадякана и закачивается у притока Хугдюкант. Поражает широта и раздолье, вот где по-настоящему река в озёрном разливе. Речная долина ни чем не ограничена лишь на горизонте тянутся отдельно стоящие горушки с каменными тюбетейками поверх голов. Прошли ходом, задерживаясь только на притоках.

На кустарниковой косе заметили медведя. Хозяин тайги вернее сказать сын хозяина по-юношески был любопытен и неосмотрителен. Несколько раз к ряду выскакал из кустарникового схрона на берег. Вставал на задние лапы приглядывался к нам, в каком-то необоснованном паническом страхе убегал  и вновь появлялся. Мы кружили вблизи него на расстоянии 150 метров в течение 20 минут.

Погода стабильно переменчивая, постоянства не наблюдалось, то дождь, то слабое прояснение. Сильный ветер взрыхлял водную гладь к обеду, к вечеру успокаивался. Ночь и утро проходили в безмятежном спокойствии.

Именно с этого участка довелось познать настоящую «любовь» насекомых к человеческой расе. Комар, мошка, мокрец буквально живьём срывали с нас кожу и высасывали кровь. Они воздавали за безмятежное прошлое, когда на Тымерокане вообще не пользовались репеллентами и москитными заслонами. Тайга ни чего и ни когда не списывает со счёта не получив причитающиеся дивиденды.

Левобережный приток Кунгуя.

приток Кунгуя                                                                                                           В. Саликов

В большую воду похож на протоку, запутаться несложно. Рядом расположены несколько крупных и мелких островов. Основа острова скальная порода, твёрдая, округлая, обтесанная ледоходами.

В устье вплотную подступает кустарник, ощетинилась непролазная тайга. В целях сбора разведывательных данных поднялись вверх на 6 км. Песчаное дно, косы, мелко, местами вода мутная из-за выбросов боковых ключей после дождя. Около очередной переплюйки поймали сижков. Более крупная рыба не обозначила личного присутствия.

Ниже притока Кунгуя на карте обозначен порог. Возможности данной перекатно-шиверной перемычки явно переоценены. Наблюдается ширина до 200 метров, незначительный уклон русла, большие камни, отдельные скалистые останцы, волнение не превышает опасной черты. Через 1,3 км   водная струя устремляется резко влево под крутой берег, справа реку теснит галечное поле. Как такового основного слива не существует, водный поток размазан по плоскому дну.

Первый порог

В оценке прохождения порогов, буду рассматривать с определенной позиции основной на - большом уровне воды в реке и техническом снаряжении. Мы вышли на двух катамаранах «Котуйкан» от фирмы «RAFTMASTER» длиной 6.5 метра, шириной 2.0 м. Грузоподъёмность 1000 кг, вместимость 6 чел, вес 44 кг, диаметр баллонов 65 см. Настоящее безопасное судно с малой осадкой надёжной боковой и продольной устойчивостью. Будущих туристов хочу предупредить, слепо ни кому не доверяйте, ситуации бывают разные. Не ленитесь, прежде чем соваться в порог изучите проходы по нему.

За порогом отмечено присутствие трёх крупных островов. К последнему имелся не поддельный интерес, по нему проходила линия Северного полярного круга. Пересечение данной линии явилось торжественным событием ни каждому удается стоять одной ногой на севере другой на юге. Северный полярный круг расположен на широте 66 градусов 33 минуты. Это условная линия на поверхности земли. К северу за ней наступает полная полярная ночь, солнце скрывается за горизонтом на все 24 часа.

Приметным местом отпечатавшимся в памяти, стала излучина реки наречённая Большой кривун. Подобное встречали на реке Тутончана правый приток Нижней Тунгуски. Река резко уклоняться в лево, описывает дугу длиной 3 км. Слева на подмывах берега возникли осыпи огненно-красного цвета высотой до 30 метров. Справа раскинулись два крупных острова. При большой воде можно сократить путь, пройдя прямой протокой. Мы выбрали безопасный маршрут, обогнули острова по Большому кривуну. В конце, по правому берегу галечный срез, удобная площадка под лагерь.

На подходе к притоку Хугдюкант вновь возникают острова. Река, как и прежде в разливах. Скорость течения возрастает на сужениях и протоках. В безветренную погоду на речной глади заметны поверхностные возмущения потока. Водная струя, разбившись о подводные камни, устремляется по разнонаправленным векторам отбоя.

Отличное место под лагерь находится на самом притоке Хугдюкант, как говориться, как раз то, что доктор прописал. Песчаный пляж уходит затяжной косой к центру реки, место продуваемое, открытое. Недаром его облюбовали рыбаки и туристы, на пригорках видны старые кострища и  булыжники выложенные полукругом. Очевидно камнями заваливали подол палаток, защищая от ветра непрочное сооружение. В притоке ловиться сиг в большом количестве. Рыба держится стайками по 10 - 15 штук. После одной выловленной стайки на смену через некоторое время подходит другая.

Приток Турукэ.

Происходит интенсивная смена речной обстановки, вместо флегматичной, вялотекущей реки на свет рождается настоящая горная река.

Глубокие перекаты, сформировавшиеся продольные волны с покатыми горбами. На основной струе вал под метр с взмыленными пенными гребешками. Река резко петляет на коротких участках. На загибах встречаются прижимы, косые отбои.

Приток Турукэ                                                                                             С. Столяров

Скалистых берегов нет, одни осыпушки поросшие лесом, иногда проявляются курумы, обвалы. Опасных прижимов бьющихся под скалой и перевёрнутой волны нет. В любом месте можно пристать, правда удачная швартовка зависит от скорости течения. Приток Турукэ знаменует собой вход в горную трубу, через 19 километров расположен известный Большой порог.

В прибрежной линии усилено клюёт хариус, великолепная рыбалка напоминает тымероканское изобилие. В затишках и заводях крупных перекатов и прижимов отстаиваются щуки переростки весом под 10 кило.

Ниже устья Турукэ на обширном галечном поле ловиться язь, самый крупный превысил весовую категорию в 2 килограмма. И что за рыбалка без тайменя… - риторический вопрос, без хищника пресных вод она мало привлекательна.

Проскочили затяжной перекат. Река раздалась в боках. Берега каменистые, крутые. Ослабевшее течение по правобережью ткнулось в скальные останцы торчащие над поверхностью. По центру тикуха без волновой раскачки. На реке глубокие разводы и рябь. Игорь Якушев  буквально жалобной просьбой вынудил спешащего моториста Вадима Саликова выключить двигатель и покидать блесна. Видимо сработало шестое чувство. Сказано, сделано. Одновременно в воздух взвились четыре приманки способные достичь берега.

Владимир Коваленко выбрал в качестве боевой единицы воблер «магнет» как он сам признавался самый уловистый. С третьего заброса катушку и шнур клинануло, будто крючок закогтился в топляк. Владимир и секунды не колебался, убеждёно заявил – «Таймень сто пудово!» Потянул спиннинг на себя  и…  тройник сорвался воблер всплыл в тридцати метрах от катамарана. Владимир смотал шнур, оглядел разогнутый крючок – «Кидайте, кидайте таймень обязательно возьмет!» - подначивал соратников рыбак.

Игорь Якушев и не думал останавливаться, работал катушкой и спиннингом словно одержимый. Катамаран неуклонно сносило к скальным останцам. На течении закрутило на 360 градусов. Сектор обстрела сократился до минимума. Игорь забрался на рюкзак что бы совершить дальний бросок через корпус катамарана. Не успел замахнуться, победный рёв Вадима Саликова предопределил развязку – «Красатуля! Красатуля!»

Игорь остался не удел. Предчувствие близости тайменя не подвело, а рыболовный фарт дал осечку. Тернии на пути к славе не предсказуемы.

Пойманный таймень входил в элитный список значимых трофеев вес составил – 11, 260 кг. И так на реке Северной вопреки самым пессимистическим прогнозам пойман крупный таймень. Удивительно, но это факт! Прессинг на реку со стороны туристов и рыболовов огромен. И всё же таймень не перевёлся. В дискуссиях сошлись во мнении, что система озёр Эпекли, Някшингда, Северная и Агата, работает резервным источником  рыбы, есть где сохраниться и плодиться. Если бы река Северная не имела озёрную страховку  - тайменя давно повыбивали.

В. Саликов                                                                                             В. Коваленко

Большой порог.

Ничего сверхъестественного и страшного не обнаружили, хотя предупреждений услышали предостаточно. Перед порогом километровая шивера, берега сложены из крупного булыжника. Пристать к берегу можно почти у самого порога, важно только рассчитать скорость течения и собственные силы, чтобы не снесло. По левому берегу над порогом возвышается огромный чёрный утёс. Порог представляет собой водопадную ступень высотой три метра, напомню, мы проходили в большую воду ступень была залита. По всей ступени шириной 150 метров стоит пенный вал высотой от 1.5 до 2 метров. Особенно он ярко выражен в центральной части. Серьёзных опасных бочек способных перевернуть катамаран не обнаружили.

У левого берега под утёсом прижима нет. Там разбросаны крупные останцы величиной с грузовую машину. Именно на них и можно напороться, если неправильно выбрать курс. По левому берегу вал меньше, но течение более турбулентное, вспененное, будет сложно маневрировать.

При тщательном осмотре порога приняли совместное решение проходить правым берегом. Там есть проход. Течение размыло и разбило скальную ступень, в результате получился сглаженный спуск шириной  двадцать метров. Под самым берегом не пройти, спуск круче, чуть ниже стоит громадный камень. Безопасный проход расположен от правого берега на расстоянии 15 метров.

Большой порог

Шлейф валов на спуске длинный метров сто, но буквально за ступенью под правым берегом безопасный отстойник с обратным течением. В случае возникновения нештатных ситуаций можно выгрести туда.

Имелась информация, на Большом пороге часто гибнут люди. Достоверными и подтвержденными фактами не располагали, кроме одного. На Большом пороге погиб геолог Станислав Евгеньевич Погребицкий. Преодолевал порог в одиночку на надувной лодке и перевернулся. Памяти геолога погибшего в 1960 году сочинено произведение.

Александр Городницкий

Постигла всё механика как будто,

И формулы обставлены богато,

И я уже не рыжий, а седой.

Но недоступны таинства заката,

Как были недоступны мне когда-то,-

То небо, что за Горным институтом

Горит над дымом мёрзнущих судов.

........

Пусть наши сердца хранит она

И песни поёт спьяна,

Болотом и ветром испытана

И спиртом обожжена.

Сентябрь 1960

Разведка порога обязательна. Как нам позже поведали коренные жители ступень и береговой срез постоянно разрушаются, проходной слив заваливает огромными камнями. В результате чего вероятно столкновение  судна с опасным препятствием. Если существуют серьёзные сомнения вполне реально обнести судно и груз по правому берегу. Волок не превысит пятидесяти метров. Единственная неприятность огромные валуны с одноэтажный дом.

За ступенью по правому борту в затишке случилось из ряда вон выходящее событие. В чистой воде на глубине полтора метра стояли два тайменя. Меньший тянул на 7 кг, второй на пятнадцать. К каким только ухищрениям не прибегали рыболовы, но вынудить их схватить блесну не получилось. В течение получаса таймешатники подводили приманки под нос тайменя – бес толку. Таймени кружились, исчезали в бурлящей воде и вновь возвращались на исходную позицию.

Прелюбопытнейший факт на протяжении долгой походной жизни включающей в себя 14 эпизодов ни разу не видел, что бы таймень сам выпрыгивал из воды. Под Большим порогом узрел. Меньший по размерам таймень пару раз выпрыгивал из воды, не целиком только до хвоста. Что сподвигло к такому отчаянному шагу не выяснили, красноречивые дебаты  рыболовов ни к чему не привели.

Через 300 метров от порога за левобережным утёсом возник речной карман. Под берегом среди валунов намыло галечную косу, великолепный пляж под лагерь. Чем не преминули воспользоваться «туроператоры» из Туруханска.

На верхней площадке поставлены три палатки, две гостевых, одна столовая с кухней. В них размещается до девяти человек. Заброска туристов производится на катерах с воздушной подушкой, вертолёту не примоститься, не хватит места для лопастей.

По пути встретился четырёх местный катер на воздушной подушке. Расспросить экипаж о здешних достопримечательностях не вышло капитан не собирался сбросить обороты чтобы подойти и поздороваться. Будущим туристам решившим пройтись по Северной, если галечная коса на Большом пороге занята, на этому же берегу в ста метрах имеется каменистая площадка. Правда комфорта будет поменьше, но это того стоит что бы  полюбоваться порогом с высоты, поднявшись по утёсу и половить тайменя. Характерных мест для обитания хищника пресных вод предостаточно.

Шивера за Большим порогом

За Большим порогом тянется шиверно–перекатный участок длиной 5 километров. Русло загромождено камнями и крупногабаритными валунами. По центру стоит каменный остров 20 метров в поперечнике. На всём протяжении, сильное, скоростное течение. Берега крутые с нависающими над водой осыпушками и утёсами. Красивый горный пейзаж. Тайменные места.

В плане тайменёвой рыбалки - как неоднократно доказано практикой, не всё хорошо то, что красиво смотрится. Тайменя не поймали.

Заканчивается шиверно-перекатный участок речной широтой,  утихомирившимся течением, каменистыми косами и островками.

До правого притока Колю, Северная течёт быстро с поверхностным возмущением в речном теле. Водный поток преодолевает подводные гряды, в  результате формируются перекаты. Берега обрывистые каменистые. Озёрных разливов нет. В 10 километрах от Большого порога мощные шиверно-перекатные образования. Крутой спуск, много камней, сужение русла не значительно.

На повороте река разгоняется, поток бьёт в правый берег, подмывает твёрдую белую породу, напоминающую по мелким выщерблинам ракушечник. В центральной части прижима возвышается отвесный утёс похожий на смотровую башню старинного замка.

Боковые притоки, ручьи, ключи и переплюйки пробиваются к реке через большие камни. Вспенившийся поток теряется среди коричневых булыжников, неожиданно появляясь вновь мощными сливами. Приустьевую зону заполонил белокопытник и дикий лук. Стабильно без задержек и надуманных проволочек ловится хариус. Размеры и вес рыб изменился не в лучшую сторону, в целом трофеи измельчали.

Приток Колю

Утёс 12 км до притока Колю                                                                                     Приток Колю

Вытекает из тайги напористым водотоком, глубина не большая, поток размазан. Ширина речной долины ограничена крутым берегом поросшим таёжкой, и составляет около 150 метров.

Встреча с притоком кольнула в сердце завистью, в двух километрах построена «база газпрома». Оговорюсь, чтобы не рождать кривотолков, два сторожа «подчёркнуто глухонемые» на вопрос чья база, кивали в знак согласия головами и отвечали заученной фразой – «Частная база, владелец из Москвы». С этим можно соглашаться или нет, но это то, что нам пытались донести храбрые охранники.

Помните слова из песни Семёна Слепакова – «…не хочу быть инженером не хочу быть комбайнером я хочу быть акционером ООО газпром».  Да  уважаемые читатели именно так и отвечу  – «…сразу видно их мечты сбылись…».

У притока Колю построен настоящий поселок, состоящий как минимум из 10 - 12 строений, вертолётная площадка и вышка для приёма спутникового сигнала. Центральной усадьбе мог бы позавидовать любой житель Рублёвки  прописанный в элитном коттедже премиум-класса. Двух этажное деревянное строение из бруса, веранда и балконы. Фасадная подсветка, короба ведущие от дома к дому – в общем жизнь удалась. При строительстве материалы доставлялись из Туруханска  вертолётом, воистину природный газ достояние русского народа - бесценен. Хватит лирики, ведь мы не за этим вторглись в таёжные дебри реки Северная, наша цель иная - бесконечный путь по колыбели таёжной дали…

Короткий речной отрезок от притока Колю до острова Поворотный запомнился  бесконечными, малыми и большими проточками. Множеством островов, просторной долиной. Горный пейзаж выдворен за пределы просторной речной долины. Высокие и протяженные скалы тянутся только вдоль притока Колю.

Вечер на Северной                                                                                           Сиг-Валёк

Рыбалка. Хариус, хариус и ещё раз хариус. Выбор рыболовной точки остался прежним, мелкая проточка с травянистым берегом. Такое ощущение будто хариуса насильственно согнали в загон для пересчёта и контроля.

Впервые и к сожалению в последний раз поймали с дюжину ленков. Обрыбившиеся ленки не дотягивали до двух килограмм, так что выгоды и прибыли в копилку рыболовных трофеев они не привнесли. Фарт дело не предсказуемое, если с ленками дела шли не ахти, то… не удача с лихвой компенсировалась другим поистине редким трофеем. Удалось поймать рыбу под названием сиг-валёк. Голова напоминает обыкновенного сига. Чешуйчатое покрытие ни чем особенным не отличалось. Тело скруглено и одутловато, похоже на трубу, не сплющено с боков как у широко распространённых сородичей. Плавники по брюшине розово-жёлтого оттенка. Хвостовое перо и верхний плавник у основания оранжевого цвета кончик перьев тёмный. Вес 1.130 кг. Сиг-валёк редкая рыба, надеяться на щедрый улов не приходилось спасибо и за то хоть увидели чудо рыбу воочию.

Остров Поворотный.

За островом  Поворотный

Река собирается единым ложем. Берега подтягиваются к центру, облачаются в каменистые одеяния сложенные преимущественно из булыжника. Контур береговой линии определяют яркие невысокие увалы, покрытые густым лесом. Река Северная после бесконечных поисков и обходных путей поворачивает на юг к воссоединению с рекой Нижняя Тунгуска. Отсюда и произошло название остров Поворотный.

Через 8 километров река сужается под давлением скалистых тисков. Поток круто уходит в лево. Вода с наскока бьётся о борт, вспенивается и вспучивается косым отбоем. Далее следует шивера не уступающая шиверам  на Большом пороге. Начинается волновая пляска и каменисто–валунная чехарда. Приходиться уклоняться от лобовых столкновений, маневрировать,  отыскивая проходной фарватер. Смещаться к левому берегу под скалу. Не побоюсь сказать, нервы взвинчены до предела, ведь мы не ожидали такого сюрприза. На карте, чёрточек означающих порожистое препятствие нет.

Как будто специально в доказательство своей мощи и не предсказуемости река вскрылась порогом. Ступень порога смазана валунными скоплениями и шириной речного ложа. Слив ярко выражен падением и полутораметровым валом. Проход по порогу расположен от центра ближе левобережной скале. После шлейфа, волн раскрытая каменистая шивера уходит к тиховодью.

Будущим сплавщикам необходимо принять во внимание данный эпизод. Не даром известное изречение гласит – извещён значит вооружён.  Лучше заранее подготовиться к сюрпризам, чем получить их в последнюю секунду перед выходом на арену боя.

Река разливается, уходит вправо, теряется в проточках. По курсу три крупных острова. На подходе к третьему острову замечаем огромный камень, торчащий по центру водотока. Тянем к нему и в удивлении раскрываем рты -   гусеничный вездеход МТЛБ-у (многоцелевой тягач легкий бронированный).

Геологи

Поверх щитовая надстройка высотой до двух метров. Оглядываемся по сторонам и замечаем людей снующих по берегу, сигнализирующих руками. Пристаем к берегу. Оказывается, это работники подрядной организации по заданию геологов прокалывают профиль из Бахты под Норильск. Пять членов экспедиции жители Енисейска, приступили к работе в начале весны, планировали завершить в начале октября. Механик-водитель поведал неприятную историю. В грозу, когда прибывала вода, рискнули форсировать реку. На середине протоки вездеход залез брюхом на валун и завис. Водитель пробовал сдать задним ходом. На левой гусенице вылез палец, траки расцепились. Ребята вброд перебрались на берег, построили временную палатку. Вырубили в лесу площадку под вертолёт. Ждут, пока доставят лебедки, полиспасты и резиновые лодки. Тогда попробуют вытащить тяжёлую 9 тонную машину на берег и привести в рабочее состояние. Экспедиция не испытывала затруднений в еде и связи с большим материком, имелся спутниковый телефон. На прощание пожелали им удачи и тронулись своим путём.

Приток Делингдэ.

Приток Делингдэ

Не мудрено перевести слово «дели» с эвенкийского языка на русский, широко распространенное слово означает таймень. Заветные помыслы и устремления были нацелены на приток. Слово таймень действует на рыбаков подобно мёду на сладкоежек медведей. Левый берег Северной вскрылся протяжённой осыпью на плавном изгибе реки. Каменистый ярок резко обрывается мыском.  Из леса вытекает означенный приток. Устье буквально завалено валуником различной калибровки. Мелко, глубины где бы резвился таймень не нашли. Поток размазан по речному ложу шириной в 80 метров. Оглядываемся по сторонам и о ужас на противоположном берегу Северной палаточный городок. На обширной косе обосновалась туристическая база. Девять гостевых палаток, две столовых. На прибрежье три катера на воздушной подушке. Вокруг канистры с топливом в кустах туалет, картина не для слабонервных таёжников. До нас дошло - Делингдэ навсегда утратила привлекательность, хорошего от притока с названием тайменный ждать не приходилось.

С притока Делингдэ изменилась тайга, вместо моховой подстилки  заросли густой травы. Лес стал гуще и суше, меньше болотин и марей. Комлеватые лиственницы словно мачты, упираются в небеса распушённой хвоей, много берёз и осин. Среди пожелтевшей листвы кудрявых берёз проглядываются тёмно-зелёные мохнатые ветви елей. Неоднократно под деревьями находили белый гриб, не говоря о подберёзовиках, моховиках и маслятах. Скудная северная тайга примеряла образ богатого и щедрого леса средней полосы.

Порог Островной.

В восьми километрах от притока Делингдэ отмечен порог Островной, по лоциям со времён СССР обозначен под названием Косой. Проскочили порог без разведки на ощупь. На подходе река проделывает короткие и открытые петли. Рисунок порога как на ладони. Ступень порога пересекает реку с правого на левый берег под углом. Берега каменистые, отмели и останцы. Центральный слив отмечен волновым шлейфом. Три больших вала на перегибе порога. Препятствие обходится с правой стороны. По обоим берегам карманы с затишками. В принципе ни чего опасного нет за исключением больших волн и то, смотря для какого судна. За порогом предсказуемо обширная акваплощадь с островом. В качестве удобной площадки под лагерь можно использовать островные косы. Правда с дровами «напряжёнка» остров голый покрыт кустарником. Наличие острова предопределило второе название порога Островной.

За порогом Островной река побежала под уклон быстро и решительно. Попадаются укрупнившиеся шиверы и перекаты. Берега каменисты с острыми скосами. На излучинах попадаются утёсы, местами река пробивает русло в скальной трубе. Для фотографических иллюстраций похода пейзажи удивительно красивы и живописны.

Рыбалка. Надежды таят с каждым пройденным километром. После притока Делингдэ о ней не вспоминали, ввиду полнейшего отсутствия. Рыба осталась выше по течению. На быстрой тикухе ни хариус, ни окунь, ни сиг не задерживается.

Устье реки Северной защищено гористыми береговыми дугами.  Речная долина сдавлена, поток течёт словно в каньоне. Правый берег отмечен песчаной косой. Левый крутоват, с подмывами, наблюдаются осыпи.   Течение Нижней Тунгуски вошло в устье реки штилевой гладью. Бросается в глаза речной простор Тунгуски. Нет сравнению мощи и силе прославленной реки.

В 9 км от устья                                                                                                        Устье реки Северной

Мы покидаем Северную и вливаемся в спокойные воды. Пять дней, как установилась солнечная безветренная погода. Днём становится душно, утром ощущается прохлада осени. По Нижней Тунгуске прошли 63 километра, за два дня, неспешно, отодвигая близкое окончание похода. Берега Тунгуски круты и каменисты. Реальная возможность развернуть лагерь начинается с 25-го километра до Енисея.

Река Нижняя Тунгуска

Село Туруханск                                                               Артём. Тумашев. Александр Тумашев, Игорь Якушев, Сергей Столяров,

Вадим Саликов, Валера Данилов, Владимир Коваленко, Александр Букреев

Туруханск встретил ясным состоянием небес и сильным штормовым ветром. В памяти отпечаталась гостиница «Туруханская пушнина» со всеми удобствами за 2.400 рублей. Краеведческий музей, ветхие бытовые экспонаты, чучело медведя. Бревенчатый дом, в котором проживал в ссылке Яков Михайлович Свердлов. Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь. И батюшка Енисей – тихий, могучий и покойный как само время, неизвестно когда начавшее ход и не ведомо когда заканчивающееся. На этом повествование завершатся.

Доверительная беседа между автором и читателем должна заканчиваться добрым напутствием. Отдавая дань традициям, пожелаю от чистого сердца – удачи!